Об украинской политике национальной памяти

Бандеризация против европеизации

Андреас Умланд

Кандидат исторических и политических наук, старший научный сотрудник Института евро-атлантического сотрудничества в Киеве и главный редактор книжной серии «Советская и постсоветская политика и общество» издательства «Ибидем» в Штутгарте
В 2016 году несколько раз дала о себе знать центральная проблема официальной исторической политики Киева, а именно внешне- и внутриполитические последствия государственной оценки действий наиболее известной радикально-националистической партии, добивавшейся независимости Украины в годы Второй мировой войны – бандеровской фракции Организации Украинских Националистов.

Многие лидеры и бойцы ОУН(б) отдали свои жизни, здоровье и свободу в трагической борьбе украинцев за независимость. Однако многие из этих националистов также были яростными этноцентристами, откровенными ксенофобами и/или открытыми антисемитами. Осуществляя легитимную цель – обретение Украиной независимости, они прибегали к преступным методам и терроризировали неугодных им гражданских лиц. Некоторые несли значимую долю ответственности за массовые убийства жителей земель современного украинского государства во время Второй мировой. Тем не менее, ОУН(б) сегодня пользуется поддержкой у значимой части украинской элиты и населения. Отношение же к ней других групп украинского населения, таких как евреев, либеральной интеллигенции или этнических русских и поляков, а также некоторых важных зарубежных партнеров Украины -- отрицательное. Ясно, что вопрос, как украинцам интерпретировать историю ОУН(б), требует как высокой академической квалификации, так и политической осмотрительности.

Поэтому было удивительно, что новое руководство Украины после победы Евромайдана доверило Украинский институт национальной памяти (УИНП) – главный государственный орган, ответственный за сохранение исторической памяти – группе относительно молодых политических активистов со скромными научными достижениями. УИНП распространяет своеобразно «отмытую» версию идеологии и действий ОУН(б) до и во время Второй мировой войны. В многочисленных публикациях, выступлениях в СМИ и прочих инициативах институт изображает лидеров движения – таких как Степан Бандера, Роман Шухевич или Ярослав Стецько – национальными героями безупречного благородства, избегая или нивелируя такие темы как антисемитизм, полонофобия, идеологическая близость к фашизму, коллаборационизм или случаи участия в Холокосте ОУН(б), а также её культ тоталитарного строя, несмотря на то, что эти сюжеты сегодня достаточно исследованы украинскими историками и учёными из ЕС и Северной Америки.

Вопреки официальной политике Киева по интеграции Украины в западную систему ценностей и институтов, Институт национальной памяти и многие другие официально проевропейские политики и журналисты продвигают ультранационалистическое и по своей сути радикально антизападное движение в качестве эталона, модели и вершины украинского патриотизма. Кроме тревожных последствий такой стратегии в самой Украине, этот подход подрывает важные для Киева отношения с западными партнерами. Политика глорификации радикального националистического движения с неоднозначной историей находится в противоречии с ключевыми идеями, общепринятыми принципами и конечными целями, лежащими в основе проекта евроинтеграции.

Вопреки представлению некоторых украинцев, объединение Европы не было антимосковским проектом (в отличие от создания НАТО в 1949 году). Европейская интеграция являлась ответом радикальным европейским национализмам, ставшим причиной двух мировых войн. Весомость антинационалистического фактора в процессе европейского единения сегодня наглядно иллюстрируется ярым «евроскептицизмом» националистических партий внутри ЕС. На этом фоне демонстративная легитимация сотнями публичных деятелей Украины ультранационалистической ОУН(б) является проблематичной для ЕС. Ведь эта апологетика противоречит одному из центральных мотивов послевоенной европейской идеи. Государственная героизация исторического украинского интегрального национализма продолжает как раз ту тенденцию, которую Европа с 1945 года старается преодолеть.

Тесно связанная с ее крайним национализмом  другая острая проблема истории и идеологии ОУН – это ее антисемитизм. Правда, ненависть к евреям была не столь значимой ее чертой, как это было в случае немецких нацистов. Вместе с тем оуновский антисемитизм был достаточно сильным, чтобы мотивировать ряд членов и подразделений ОУН к участию в Холокосте – как в роли коллаборационистов нацистской Германии, так и в качестве самостоятельных охотников на евреев. Но УИНП и многие "патриотические" украинские публицисты стараются или приуменьшить эти печальные эпизоды, или же «сбалансировать» их теми случаями, когда украинцы (и даже некоторые националисты) спасали евреев во время войны.

Поддерживаемый государством апологетический подход к истории украинского ультранационализма оставляет мало места для адекватного признания, освещения и осуждения множества военных преступлений, совершенных членами ОУН(б). Он не допускает открытой общественной дискуссии о доле моральной и политической ответственности ее лидеров и идеологов за эти и другие массовые убийства гражданских лиц рядовыми украинскими националистами. В результате большинство украинцев имеет неполное представление или даже не знает о том, что некоторые подразделения ОУН(б), например, участвовали в убийствах евреев уже в первые недели после нападения Германии на Советский Союз. И это несмотря на то, что за последние годы детали этих преступлений все более подробно задокументированы и описаны академическими историками.

В свете важной роли Холокоста для западного публичного дискурса такое развитие событий имеет и будет иметь всё больший подрывной эффект для внешних отношений Украины, ее международного имиджа и культурной дипломатии (не говоря об отношениях с Израилем). Стремительно растущее знание о контексте и деталях участия членов ОУН(б) в военных преступлениях будет постепенно переходить из коммуникации внутри академического сообщества в популярные учебники новейшей истории, внеуниверситетское преподавание о Холокосте и широкое освещение истории Второй мировой войны в СМИ. Замалчивание, оправдание или приуменьшение украинским государством и истеблишментом антисемитских и других преступлений будет становиться все более неприемлемым для многих внешних партнеров Украины.

Позитивный образ ОУН(б), пропагандируемый официальным Киевом, не находит и не будет находить отклика в международной исторической науке. Ввиду все большего количества критических научных исследований, опубликованных во влиятельных академических изданиях Европы и Северной Америки, продвигаемый на государственном уровне имидж ОУН(б) будет оставаться непризнанным среди политиков, дипломатов, деятелей культуры и журналистов -- по крайней мере неукраинских. 

Украинская апологетическая политика памяти в отношении ОУН(б) всё чаще сама становится предметом критических культурологических, исторических и политических исследований. На международных академических конференциях и в дисциплинарных журналах западных стран уже обсуждается не только ОУН(б), но и ее восхваление в Украине.

Более того, чем больше официальная украинская историография отклоняется от принятых на Западе практик самокритичного преодоления прошлого, тем легче для путинского режима и его СМИ сеять сомнения среди международных друзей Украины. Наверное, в Кремле искренне рады сегодняшней политике памяти официального Киева...

Последствия отказа большой части украинских историков и публицистов полностью и добросовестно исследовать, признать и освещать темные страницы недавнего прошлого Украины все чаще дают о себе знать в нескольких измерениях. За последний год в этой связи произошел целый ряд международных скандалов. Видимо, они и дальше будут вспыхивать. Действия по героизации ОУН (б) помогают российской пропаганде и отталкивают наиболее важных партнеров и союзников Украины в то время, когда она наиболее в них нуждается. По этим и другим причинам Украине следует принять научный и менее эскапистский (вымышленный, не соответствующий действительности. -- Spectatrix) подход к наиболее трудным эпизодам своей национальной истории – как это рано или поздно сделали в большинстве стран Запада.

http://nv.ua/opinion/umland/banderizatsija-protiv-evropeizatsii-308605.html

Монмартр. Человек, проходящий сквозь стену.

На монмартрском холме есть крошечная площадь, названная в честь писателя Марселя Эме

(Marcel Ayme, 1902--1967), который почти полвека прожил на Монмартре.

В 1989 г. здесь появился своеобразный арт-объект под названием "Человек, проходящий сквозь стену".  


 

 Так называется один из рассказов Эме, написанный в 1943 г. Бронзовая фигура, изображающая главного героя рассказа, имеет явное портретное сходство с Марселем Эме. Скульптуру и считают своеобразным памятником писателю. А то, что в нем образ Марселя Эме слился с образом героя рассказа, конечно же, не означает тождества между ними.

 Высота скульптуры - два с половиной метра, она расположена около домов №№ 17, 18, 20 по улочке Rue Norvins. 




Нельзя обойти вниманием автора скульптуры. Он в наших краях гораздо известнее, чем его друг Марсель Эме, правда, в другой ипостаси. Это знаменитый актер Жан Маре (1913--1998), который снялся в 107 картинах и особенно запомнился по ролям в фильмах "Красавица и чудовище", "Орфей" и "Завещание Орфея", "Граф Монте Кристо", "Тайны Версаля", "Капитан Фракасс", "Железная маска", "Парижские тайны", "Отверженные", серии фильмов о Фантомасе и  других. Жан Маре был также каскадером, художником, скульптором и написал две книги мемуаров.   



Марсель Эме -- автор 17 романов, а также пьес, рассказов, сказок, новелл, и почти все эти произведения, по мотивам которых снято немало фильмов, можно назвать трагикомедиями. В них причудливо переплетаются реалистичность и фантазия, философия и юмор, психологизм и гротеск.


Марсель Эме

Человек, проходящий сквозь стену


На Монмартре, в четвертом этаже дома 75-бис по улице Оршан, жил-был замечательный человек по фамилии Дютийель. Замечателен же он был тем, что обладал завидным даром проходить сквозь стены, не испытывая при этом ни малейшего неудобства. Он носил пенсне, маленькую черную бородку и работал мелким чиновником в министерстве регистрации. Зимой он добирался до работы на автобусе, а летом надевал шляпу-котелок и шел пешком.

Дютийелю шел уже 43 год, когда он случайно обнаружил свой дар. Однажды вечером, когда он находился в передней своей крохотной холостяцкой квартирки, неожиданно погас свет. Дютийель двинулся наугад в темноте, а когда электричество вспыхнуло вновь, оказалось, что он стоит на лестничной площадке четвертого этажа. Поскольку дверь его квартиры была заперта изнутри на ключ, это странное происшествие заставило Дютийеля крепко задуматься, и, несмотря на доводы рассудка, он решил вернуться к себе точно так же, как и вышел – то есть сквозь стену. Однако эта поразительная способность, так мало отвечающая его устремлениям, не переставала его тревожить. Назавтра, в субботу, Дютийель воспользовался тем, что был укороченный рабочий день, и отправился к районному врачу, чтобы изложить ему свою ситуацию. Убедившись, что пациент говорит правду, доктор осмотрел его и нашел причину болезни в спиральном отвердении странгуляционной стенки щитовидной железы. Он предписал больному вести активный образ жизни и дважды в год принимать порошок, состоящий из рисовой муки и гормона кентавра.

Приняв первый порошок, Дютийель убрал лекарство в ящик стола и начисто забыл о нем. Что касается активного образа жизни, то его обязанности на работе были строго регламентированы и не позволяли никаких излишеств в этом смысле, а в свободное время Дютийель читал газету и возился со своей коллекцией марок, так что и тут ему не приходилось бессмысленно расточать свою энергию. Таким образом, через год его способность проходить сквозь стены все еще оставалась при нем, но Дютийель не был склонен к приключениям и равнодушен к соблазнам воображения, так что если он и пользовался своим даром, то разве что по недосмотру. Даже в свою квартиру он не стремился возвращался иначе, чем через дверь, открывая замок с помощью ключа, как все обычные люди. Возможно, он так бы и состарился в мире своих привычек, не испытывая соблазна щегольнуть своим даром, если бы его существование не было потревожено неожиданной переменой. Его непосредственный начальник, месье Мурон, был назначен на другое место, а взамен него поставили некоего месье Лекюйера, который говорил отрывисто и носил усы щеточкой. С самого первого дня новому начальнику пришелся не по душе Дютийель с его пенсне на цепочке и черной бородкой, и он стал обращаться со своим подчиненным как с какой-то обременительной, никчемной рухлядью. Хуже всего, однако, было то, что Лекюйер собирался ввести у себя в отделе значительные реформы, словно нарочно предназначенные для того, чтобы смутить покой своего подчиненного. Добрых 20 лет Дютийель начинал деловые письма следующим образом: "В ответ на Ваше письмо от такого-то числа текущего месяца и напоминая Вам о нашем предшествующем обмене письмами, имею честь сообщить Вам, что…" Месье Лекюйер же требовал, чтобы эта формула была заменена другой, по-американски более энергичной: "В ответ на ваше письмо от такого-то числа, сообщаем вам, что…" Но Дютийель не смог привыкнуть к новой эпистолярной моде. Неосознанно он вновь и вновь возвращался к традиционному началу, с упорством, которое навлекало на него все растущее раздражение начальника. Атмосфера в министерстве регистрации становилась все более и более гнетущей. Утром Дютийель отправлялся на работу с тяжелым чувством, а вечером, уже в постели, ему случалось размышлять по целых четверть часа перед тем, как уснуть.

Раздраженный противодействием ретрограда, который сводил на нет все его реформы, Лекюйер сослал Дютийеля в полутемную каморку, прилегающую к его собственному кабинету. На маленькой узкой двери каморки, выходившей в коридор, красовалась выведенная прописными буквами надпись "КЛАДОВАЯ". Скрепя сердце Дютийель смирился с этим неслыханным оскорблением, но когда он вечером был у себя и читал в газете отчет о каком-то кровавом и чрезвычайно уголовном происшествии, он поймал себя на том, что мечтает, чтобы месье Лекюйер оказался в нем жертвой.

Читайте продолжение смешного и грустного рассказа о непредсказуемости жизни, даре и судьбе.

Одиночество или уединенность?

Уметь выносить одиночество и получать от него удовольствие -- великий дар. (Бернард Шоу)

Одиночество -- естественное убежище всех мыслителей. (Анри Лакордер)

Если вы бездельничаете, избегайте одиночества; если же одиноки - не бездельничайте. (Сэмюэл Джонсон)

Мы входим в мир одинокими и одинокими покидаем его. (Зигмунд Фрейд)

Человеку, стоящему высоко в умственном отношении, одиночество доставляет двоякую выгоду: во-первых, быть с самим собой и, во-вторых, не быть с другими. Эту последнюю выгоду оценишь высоко, когда сообразишь, сколько принуждения, тягости и даже опасности влечет за собой каждое знакомство. (Артур Шопенгауэр)

Вся наша беда в том, что мы не выносим одиночества. Отсюда - карты, роскошь, легкомыслие, вино, женщины, невежество, злословие, зависть, надругательство над своей душой и забвение Бога. (Жан де Лабрюйер)

Одиночество -- наш исконный удел -- представляется нам каким-то очищением, пройдя через которое мы сможем избавиться от тоски и неуверенности. Восстановленная целостность бытия и полнота жизни, покой и счастье, согласие с миром -- вот что ждет нас там, где кончается лабиринт одиночества. (Октавио Пас) 

Отдать - значит перебросить мост через бездну своего одиночества. (Антуан де Сент-Экзюпери)

Одиночество -- прекрасная штука, стоит только его назвать уединением. (Антон Чехов)

Антитезой одиночеству является не общение (оно может только отягчить ситуацию), а любовь. (Назип Хамитов)

Одиночество есть человек в квадрате. (Иосиф Бродский)

Одиночество -- это испытание самим собой. (Виктор Кротов)

Я всю жизнь борюсь за одиночество... Главное -- отвоевать свою территорию одиночества. Главное, чтобы ты выбирал одиночество, а не оно тебя. (Игорь Померанцев)


Интересные факты из жизни Бориса Патона

Вчера, 27 ноября, исполнилось 98 лет Борису Патону, президенту НАН Украины с 1962 года.

Борис Евгеньевич более 70 лет работает в Институте электросварки, который носит имя его отца -- академика Евгения Оскаровича Патона, знаменитого мостостроителя.  Вместе они создали научную школу, известную во всем мире.

Академик Борис Патон -- первый в истории Герой Украины, удостоен этого звания за самоотверженное служение науке, выдающиеся достижения в области сварки и специальной электрометаллургии, которые содействовали признанию и утверждению авторитета отечественной науки в мире.

Как дважды Герой Социалистического Труда, удостоен прижизненного бюста (скульптор А.Скобликов, 1982).  

9 фактов о коренном киевлянине Борисе Патоне, которому сегодня исполнилось 98 лет  

Борис Евгеньевич Патон является автором и соавтором более 720 изобретений (500 иностранных патентов), более 1200 разнообразных публикаций, 20 монографий.

Среди его наград -- 15 орденов, пять Золотых медалей, Серебряная медаль ЮНЕСКО и множество премий.

Был членом Совета национальной безопасности и обороны с августа 1997-го по февраль 2005 года.   

Знает английский и немецкий языки.

Поступив в КПИ, учился на «отлично». Но на экзамене по марксизму-ленинизму получил «неуд». Пересдать удалось лишь на «хорошо». Из-за этого лишился красного диплома. Защита дипломной работы в институте была назначена на 22 июня 1941 года. Борис Патон и его однокурсники попали под бомбежку – немцы атаковали находящийся рядом авиазавод. Но диплом защитил на «отлично». 

В июне 1995 года, катаясь по Днепру на водной монолыже, Борис Евгеньевич сломал ногу. Говорят, будто узнав при выписке из больницы, что на операции ему резали кость механической пилой, академик пригласил нескольких ближайших сотрудников и поставил задачу: «Давайте попробуем резать кость лазером». А заодно инициировал и возглавил разработку технологии сварки живых тканей и сверхточной автоматической техники для таких операций, за что вместе с коллективом получил Государственную премию Украины.
Полученные результаты превзошли ожидания хирургов. Не было ни одного случая послеоперационных осложнений.

Именно благодаря разработкам Бориса Патона был проведен первый эксперимент сварки в космосе. Он сделал огромный вклад в разработку ракеты Н1, которая предназначалась для освоения Луны. Вместе с коллективом ученых-сварщиков и хирургов Борис Патон разработал новый способ соединения мягких тканей, а также инструменты для сварки различных видов биологической ткани. 

Борис Патон способствовал  строительству жилья для сотрудников НАН. Так в Киеве появился Академгородок. 

Аплодисменты Борису Евгеньевичу!


Исполнителей беззакония оно же и уничтожит

Отрывок из публикации Олега Шамы "Партійні дрова сталінської топки 1932--33 років".


 Історик Юрій Шаповал стверджує, що в ті роки по всіх українських селах було 112 тис. активістів. Як правило, вони числилися бідняками. Таких на початок 1930-х було 10-15%. Образу на своє безталання вони і зганяли на сусідах, у яких життя склалося успішніше. До того ж нова влада постійно твердила про щасливе майбутнє, коли все стане загальним, кожен буде вкладати в це загальне по можливості, а отримувати - за потребою. Чого ще бажати?

Працювали активісти не безкоштовно. Після вилучення захованого зерна вони отримували певний пайок з конфіскованого. Він допоміг декому пережити пік голоду. Але доля Параски Чорної з Леб'яжого показує, що далеко не всім.

За підсумками хлібозаготівель член Політбюро компартії України Хатаєвич, відповідальний за вилучення зерна на Харківщині, проголосив: «Між селянами і нашою владою точиться жорстока боротьба. Це боротьба на смерть. Цей рік став випробуванням нашої сили і їхньої витримки. Голод довів, хто тут господар. Ми виграли війну!»

Безпосередні організатори голодомору пожили трохи довше за Параску Чорну. Через чотири роки Хатаєвич в катівнях ГПУ зізнався, що є членом неіснуючої терористичної Польської військової організації. Розстріляний в 1937-му.

Чому вигадана організація була Польською? Мабуть тому, що головний український комуніст під час голодомору Станіслав Косіор був етнічним поляком. Сталін з підозрою ставився до нього ще в початку 1932-го. Не влаштувало вождя і глобальне вилучення хліба, організоване Косіором. У 1939-му він зізнався в польському тероризмі після того, як у підвалах ГПУ на його очах під час допиту зґвалтували 16-річну дочку.

Так само посміялася доля і з керівників силового блоку під час голоду - товаришів Балицького, головного чекіста України, і Якіра, командувача Українським військовим округом. Їх розстріляли восени 1937-го.

Павла Постишева, другого секретаря ЦК КП (б) У, московські чекісти катували рік, поки не розстріляли в кінці 1939-го. Він зізнався в тому, що майже 20 років працював на розвідку Японії.

Півроку протримався на допитах ГПУ Влас Чубар, очільник українського уряду в 1932-33 роках. Його старанність у хлібозаготівлях було оцінено смертним вироком за антирадянську діяльність, тероризм і шкідництво.

Цей список організаторів голоду досить довгий. Варто лише згадати, що 80% керівництва областей і районів України теж знайшли чекістські кулі або кайло і лопата в ГУЛАГу.

Вкотре це доводить, що виконавців беззаконня воно незабаром теж знищить. Може не в першу, але точно в другу чергу вони йдуть в топку тих, хто береться вершити долі цілих народів. Але чомусь, коли подібні беззаконня замислюються, охочих до їх виконання довго шукати не доводиться.

http://nv.ua/ukr/opinion/shama_2/partijni-drova-stalinskoji-topki-1932-33-rokiv-291377.html


Станислав Косиор. Родился в 1889 г. в польском Венгруве. Член РСДРП(б) с 1907 г.; 1907--1918 -- участник большевистского движения в Донбассе и на Дону; один из организаторов КП(б)У; в 1928--1938 гг. -- генеральный (с 1934 -- первый) секретарь ЦК КП(б)У. Расстрелян в 1939 г.

Всеволод Балицкий. Родился в 1892 г. в Верхнеднепровске Екатериславской губ. (ныне Днепропетровская обл.). Член РСДРП с 1913 г., с 1915 -- большевик. С 1918 г. - на нелегальной работе в Грузии. В октябре 1919 г. -- глава Украинской организационной комиссии, потом политинспектор ВЧК.  В 1919 г. - глава Волынской, затем Киевской ЧК. 1924--1930 -- нарком внутренних дел УССР; в конце 1932 назначен зам. председалеля ОГПУ СССР. Расстрелян в 1937 г.

Иона Якир. Родился в 1896 г. в Кишиневе Бессарабской губ. Член РСДРП(б) с апреля 1917 г. В 1918 г. командовал красными отрядами в боях с румынскими войсками. В 1930--1934 -- член Реввоенсовета СССР. С 1934 г. -- член ЦК ВКП(б). Расстрелян в 1937 г.

Павел Постышев. Родился в Иваново-Вознесенске в семье ткача. Член РСДРП(б) с 1904 г. С 1918 -- председатель Ревтрибунала. С ноября 1926 -- секретарь ЦК КП(б)У, с 1927 -- член ЦК ВКП(б). В 1938 снят со всех постов и арестован. Расстрелян в 1939. В последние годы наблюдалось расстройство психики на почве поиска врагов советской власти и репрессий. В 1938 г. были расстреляны также жена и сын, еще два сына получили длительные сроки заключения.

Влас Чубарь. Родился в с.Федоровка Екатерининской губ. (сейчас Запорожская обл.) в многодетной крестьянской семье. Участник революции 1905 г. Вступил в РСДРП(б) в 1907 г. В 1919--1922 -- председатель Оргбюро по восстановлению промышленности Украины, член Всеукр. ревкома. В 1920--1937 - член ЦК КП(б)У; в1920--22, 1923--34 -- член Политбюро ЦК КП(б)У. В 1921--23 председатель ВСНХ УкрССР. В 1923--1934 -- председатель СНК УССР. В 1938 -- арестован, расстрелян в 1939 г.

Лазарь Каганович. Родился в 1893 г. в деревне Кабаны Радомысльского уезда Киевской губ. (впоследствии с.Диброва Полесского р-на Киевской обл., ныне входит в Чернобыльскую зону). Отец был зажиточным крестьянином, в начале Первой Мировой войны разорился. С 14 лет Лазарь работал в Киеве на заводах, фабриках, в мастерских. Член РСДРП(б) с 1911 г.  С 1918 работал в Петрограде, затем Москве, Нижнем Новгороде. В 1920 направлен партией в Туркестан. В 1925 избран генеральным секретарем ЦК РКП(б)У по рекомендации Сталина. В 1957 снят со всех постов, в 1961 исключен из КПСС, однако получил статус персонального пенсионера союзного значения. Умер 25 июля 1991г. в 97-летнем возрасте. 

  

Герой своего времени, или Как стать министром

Герой своего времени
НАТАЛЬЯ ГАМОЛЯ, ЕЛЕНА МОКРОУСОВА - «КОНТРАКТЫ» №28 ИЮЛЬ 2005Г.

Николаю Бунге, сыну врача, удалось за свою жизнь построить две карьеры — в Киевском университете от преподавателя до ректора и в правительстве Российской империи. На посту министра финансов он осуществил несколько реформ в экономике страны, в частности, ввел подоходный налог и создал налоговую службу.


Конец аптекарской династии

Как Христиан Бунге, потомственный лекарь, расценил жизненный выбор сына Николая, сказать трудно. С деда или прадеда — история не сохранила фактов — Бунге занимались врачеванием, не то в Германии, не то в Швейцарии. После смерти Георга Федоровича Бунге, который еще в 1750-х годах поселился в Киеве и имел аптеку на Подоле, отцовское дело унаследовали старшие сыновья Иван-Фридрих и Андрей. На их же плечи легло воспитание и обучение младших братьев Христофора и Христиана. Христиан, волонтером поступив в Санкт-Петербургский медицинский институт, получил право на вольную практику. Степень доктора медицины он получил в Иенском университете, защитив диссертацию «Об эпидемических болезнях в Киеве». Вернувшись в родной Киев, Христиан Бунге занимался вольной практикой как педиатр, служил штаб-лекарем при Киевской духовной академии и за отличную службу был пожалован сперва в надворные советники, а затем и в коллежские. Уходя со службы по собственному желанию, получил в награду знак отличия беспорочной службы за тридцать лет и как дворянин был «украшен в 1814 г. бронзовою медалью на Владимирской ленте и получил свидетельство, что исполнял эту должность рачительно и усердно». Конечно, практику детского врача он не бросил, его еще не однажды приглашали на консилиумы или вызывали в экстренных случаях в военный госпиталь. «Его серьезная научная подготовка, его большая опытность, гостеприимство и полное отсутствие профессиональной зависти привлекали к нему всех молодых врачей», — рассказывает автор «Исторических сведений о семье Бунге в России» (1901 год).

Николай был единственным сыном Христиана Бунге во втором браке — первая жена умерла, оставив двоих дочерей и сына. Молодая жена Екатерина Гебнер, вдова полковника Изюмова, занялась воспитанием детей. Помогала ей родная сестра Мария, которая особенно любила племянника и завещала ему все свое небольшое состояние. В семье Бунге царил дух образованности, отец с детьми говорил по-немецки, но с женой и младшим сыном — по-русски. Как и Бунге, Екатерина Гебнер была лютеранкой, но семья их настолько обрусела, что немецкий Екатерина знала плохо. Николай же кроме немецкого и русского со временем овладел французским и английским. На образование сына отец денег не жалел. Николай учился в Первой киевской гимназии, которую закончил с золотой медалью. А после решил поступать в Киевский университет Святого Владимира — на юридический факультет. О медицине думал вряд ли.

Иммунитет от звездной болезни

В 1845 году Николай Бунге закончил юридический факультет киевского университета, получил степень кандидата законоведения и стал преподавателем. Начинал свою педагогическую деятельность Николай Христианович в лицее Нежина, а через несколько лет вернулся в родной университет — читать курс лекций по административному (полицейскому) праву. Вскоре он защитил диссертацию по теории кредита и читал в университете лекции по политической экономике. Занимаясь наукой, Николай Бунге снискал себе славу прогрессивного реформатора. За 1850-1870 годы его публицистические статьи печатали самые популярные издания: «Сборник государственных знаний», журналы «Отечественные записки», «Русский вестник», «Экономический указатель», «Университетские известия», газеты «Киевлянин», «Журнал для акционеров». Его перо касалось многих проблем: преобразования университетского дела, роли политэкономии в образовании, акционерного учредительства, таможенной политики и строительства железных дорог в государстве, задач правительства в области кредита, денежного обращения.

За это время Николай Бунге успел осуществить не многое из того, о чем писал в своих статьях. В 1860-м он был приглашен в состав комиссии по подготовке закона об отмене крепостного права — в своих работах 1858--1859 годов он рассматривал способы освобождения крестьян с землей за выкуп и доказывал неизбежные последующие экономические преобразования в стране. Оставаясь преподавателем университета, Николай Бунге инициирует некоторые преобразования в жизни губернской столицы. В частности, создание Киевской биржи в 1873 году и Киевского товарищества взаимного кредита. Также он принял должность управляющего киевской конторой государственного банка. Позже возглавлял финансовую комиссию городской Думы.

О Бунге в те времена говорили много, чаще хорошо, говорили в коридорах университета и в кулуарах власти, говорили в Киеве и Санкт-Петербурге. В 1859 году за 35-летнего профессора политических наук хлопотал сам профессор Пирогов — по его рекомендации Николая Бунге выбирают ректором Киевского университета. Стремления молодого ректора преобразовать систему высшей школы мало кем были восприняты. Через несколько лет он ушел с этой должности. Но в 1871 году, выиграв очередные выборы, вернулся в кресло ректора. Через год в университете учредили две стипендии имени Н. Х. Бунге, для чего Общество взаимного кредита выделило 6180 рублей. Через шесть лет новая стипендия была организована за счет процентов с капиталов, собранных по частной подписке. Проценты шли на содержание одного студента юридического факультета во время обучения (350 рублей) и на пособие по окончании университета (150 рублей).

Карьера профессора в университете не была усыпана звездами. Должность ректора Николай Христианович оставил еще раз, но через несколько лет был избран на новый срок. Когда в марте 1880 года Бунге подал в отставку с престижной должности, все терялись в догадках — почему? Ходили слухи, что его назначили попечителем учебного округа. Однако все было намного проще — Николай Христианович, прослужив 35 лет науке, решил завершить свою карьеру.

О добром профессоре замолвили слово

Профессору Бунге еще в 1860-м представилась возможность начать карьеру в столице большой империи. А в 1863 году он был приглашен ко двору — два года преподавал науку финансов и политической экономии сыну Александра II цесаревичу Николаю. Как отмечают современники, Бунге был скромен и не искал корысти. «Бунге нигде не бывает на вечерах, — и благо ему, я ему завидую, я признаю эту черту характера в высшей степени почтенною, достойною подражания всякого мудрого человека», — признавал в дневнике даже нелестный критик современников Кистяковский. Кроме того, на попечении Николая Христиановича оставалась мать, с которой он прожил в Киеве до самой ее смерти, своей же семьей Николай Христианович не успел обзавестись из-за занятости делами.

Но фортуна решила подать профессору руку еще раз. Карьера 57-летнего профессора политэкономии только начиналась. Отставка в университете стала первой ступенькой к восхождению по государственной правительственной лестнице. В 1880 году Николай Бунге был приглашен на службу в министерство финансов империи заместителем (или, как тогда называлась должность, товарищем) министра финансов Абаза. Этот пост Николаю Бунге удалось получить благодаря Сергею Юрьевичу Витте, по крайней мере, так утверждает в своих мемуарах этот петербургский чиновник, который через несколько лет и сам стал министром финансов России. План смены министра финансов он обсуждал с графом Лорис-Меликовым в Петербурге накануне 1880 года, тогда и порекомендовал киевского профессора на должность министра. «Бунге был одним из лучших в России профессоров по финансовому праву; человек он был в высокой степени образованный и почтенный, — писал Витте в мемуарах. — Так как Бунге был убежденным сторонником необходимости восстановить металлическое обращение, основанное на золоте, то я на него и указал графу».

Путь к должности министра был недолгим — уже через год Николай Бунге сменил на посту Абаза, предыдущего министра финансов. Еще будучи помощником министра, Бунге приступил к реформам. Например, с 1 января 1881 года в России повысили таможенные пошлины — по инициативе нового помощника министра. Все инициативы Николая Бунге были направлены на преодоление дефицита бюджета. Эту цель он преследовал все время своего управления финансами империи.

Соляное бремя

Министром финансов Российской империи Николай Христианович Бунге стал в 1881 году. В те времена министр финансов, можно сказать, был первой персоной в правительстве. Должности главы правительства, премьер-министра, тогда не существовало, а голос председателя комитета министров — совещательного, консультативного органа — не был решающим. Именно министр финансов занимался вопросами формирования экономической политики всей страны, и министерство финансов проводило эту политику в жизнь. Время, когда Николай Христианович получил бразды правления государством, было относительно спокойным, без войн, революций, народных волнений. Но все же перед Николаем Бунге предстала нелегкая задача — найти способы преодоления дефицита госбюджета. Причину постоянного дефицита новый министр, подкованный научно, изучавший все существующие на то время экономические теории и модели государственной политики, видел в первую очередь в постоянных недоимках по уплате налогов крестьянами — на 1880 год накопленный долг составлял 22% платежей. Поэтому первые шаги реформатора были направлены к народу: снизили выкупные платежи за землю, отменили подушную подать, отменили налог на соль. Налог на соль для крестьян был действительно обременительным, потому что этот товар в основном потребляли бедные люди. Доходы казны с соляного налога были невелики — 10-12 млн рублей в год, но для дефицитного бюджета и такая сумма была весьма ощутимой. Более существенным шагом была в 1882 году отмена подушной подати, которая приносила в бюджет 55 млн. В Петербурге по инициативе нового министра создали Крестьянский банк. Со смягчением налогообложения крестьян Николай Христианович связывал надежды на оживление сельского хозяйства, которые, впрочем, не осуществились.

Снижая налоги для бедных, министр финансов Бунге одновременно повышал налоги для богатых, чтобы сбалансировать бюджет. Росли акцизы на сахар, табак, пиво, все спиртные напитки. Налоги при Бунге повышались каждый год. Ставки таможенных тарифов, например, повышались в течение четырех лет, но это не помогло перекрыть потери, связанные с понижениями других налогов. Не привел к ожидаемым результатам и запрет транзитного провоза иностранных товаров через Закавказский край. Проблем добавляла и борьба с контрабандой и теневым импортом. Поэтому в 1884 году было решено расширить пограничную стражу. Изобретением Николая Бунге был специальный налог на личный доход. Такой налог в те времена уже существовал в Австрии, Италии, Пруссии, Англии. В 1885-м в России ввели налог на доход от денежных капиталов, налог на прибыль, а в первую очередь — пошлину на безвозмездно переходящее имущество. Вместе с тем были расширены штаты акцизного ведомства, в государстве появился новый тип чиновника — податный инспектор.

Результат реформаторской деятельности Бунге ощутили только в Украине, в Юго-Западном крае, где добывали уголь, руду, строили металлургические заводы, к чему привлекались иностранные инвестиции. В Луганске и Харькове появились паровозостроительные заводы, которые обеспечивали вагонами и рельсами всю Россию. А расходы в пользу казны сократились только лишь по некоторым статьям, например, по министерству финансов в 1887 году они были на два миллиона меньше, чем в 1880 г. Скромный министр отказался от роскошной квартиры в столице империи, старался, чтобы не слишком роскошествовали и подчиненные. Однако преодолеть бюджетный дефицит Бунге не удалось, наоборот, сумма государственных расходов за семь лет его реформ выросла на 20%, а расходы на обслуживание государственного долга — на 62%. Каждый год в бюджете недоставало от 9 до 79 млн рублей. И это было основным аргументом критиков, приверженцев консервативных идей управления государством. Более всего они были против восстановления золотого стандарта, который якобы вредил сельскому хозяйству, — твердая валюта была невыгодна экспортерам, игравшим на инфляции, девальвации, что облегчало экспорт. Ввести золотой стандарт и укрепить рубль Бунге так и не удалось. В 1887 году он освободил кресло министра финансов, заняв должность председателя комитета министров. На этой должности Бунге пробыл восемь лет, до самой смерти. Все-таки, несмотря на критику, к его мнению прислушивались. Сам же Николай Христианович не очень гордился сделанным, считая, что все осуществленное по большей мере заслуга императора, и Александр III войдет в историю как император, отменивший подушную подать. И был уверен, что все начатые перемены обязательно приведут экономику России к процветанию.

«Загробные заметки» министра

О записке Бунге императору разговоры ходили больше десяти лет, но никто не знал ее содержания. Уйдя в отставку с поста министра финансов, он написал царю Александру III политическое завещание. Эта неофициальная записка, в которой речь шла о перспективах экономических преобразований в стране, государственном управлении, народном образовании, налогообложении, крестьянском и рабочем законодательстве, национальном вопросе, должна была попасть в руки императора после смерти министра-реформатора. Но Александр III скончался раньше — в октябре 1894 года. Бунге переадресовал отредактированный вариант завещания Николаю ІІ. После смерти Николая Бунге, умершего на 72-м году жизни в июне 1895 г., «Загробные заметки» долго ходили в бюрократических кругах. Воспользовался ли Николай II замечаниями Николая Бунге, неизвестно.

Духовное же завещание бывшего министра исполнили в Киеве. Как и желал Николай Христианович, его похоронили на старом лютеранском кладбище в Киеве, рядом с могилой матери. А в 1907 году в только что открывшемся на ул. Липской, 18 двухклассном училище имени Н. Х. Бунге отправили панихиду в память о Николае Христиановиче. Николай Бунге оказывал финансовую поддержку студентам alma mater и будучи министром. После его смерти в Киевском товариществе по предоставлению помощи выпускникам университета решили увековечить имя профессора и благодетеля, построив школу его имени. В начале 1897 года Министерством внутренних дел было дано разрешение на сбор средств. Пожертвования биржевого комитета, частного Коммерческого банка, Николая Терещенко (его сыновей учил профессор Бунге), барона Гинзбурга, племянника Николая Христиановича Николая Андреевича Бунге и других зажиточных киевлян составили десять тысяч рублей. Через десять лет училище в Дворцовом участке города, построенное вблизи дома на Липской, в котором Николай Бунге прожил полвека, принимало первых студентов.



Памятный календарь: Николай Бунге

182323 ноября 1823 года в Киеве родился Николай Христианович БУНГЕ — государственный деятель XIX века, учёный-экономист, академик, министр финансов Российской империи (6 мая 1881 — 31 декабря 1886).
Окончил Первую киевскую гимназию и юридический факультет Киевского университета (1845).
Магистр государственного права (1847, тема диссертации: «Исследование начал торгового законодательства Петра Великого»). Доктор политических наук (1850, тема диссертации: «Теория кредита»).
С 1845 года — преподаватель законов казённого управления в Нежинском лицее князя Безбородко.
С 1847 года — профессор законов казённого управления в этом лицее.
С 1850 года — исполняющий должность адъюнкта Киевского университета по кафедре политической экономии и статистики.
С 1852 года — экстраординарный профессор по этой же кафедре.
С 1854 года — ординарный профессор по этой же кафедре. С 1858 года также читал лекции в университете по финансовому законодательству.
В 1859 -1862, 1871-1875 и в 1878 -1880 гг. — ректор Киевского университета.
С 1862 года — управляющий Киевской конторой Государственного банка.
В 1863 -1864 гг. преподавал теорию финансов великому князю Николаю Александровичу (сыну Александра II).
С 1869 года — ординарный профессор по кафедре полицейского права Киевского университета.
С 25 мая 1871 по 1875 год — ректор Императорского университета Св. Владимира (Киев).
В 1887-1889 гг. читал лекции по политической экономии и финансам великому князю Николаю Александровичу (сыну Александра III, будущему Николаю II).
С 1859 года — член-корреспондент Академии наук, с 1890 года — ординарный академик по разряду историко-политических наук (политическая экономия и статистика) историко-филологического отделения.
Был сторонником умеренного либерализма, частной собственности и свободы предпринимательства (признавая при этом необходимость ограниченного государственного вмешательства в экономику), критиком социалистических и коммунистических учений.
В 1880 -1881 гг. — товарищ министра финансов.
С 6 мая 1881 года — управляющий министерством финансов.
В 1882 -1886 гг. — министр финансов.
С 1887 по 1895 год — председатель Комитета министров и член Государственного совета.
С 10 декабря 1892 года — вице-председатель Комитета Сибирской железной дороги (председателем был наследник престола, будущий Николай II).
Умер 15 июня 1895 года в Царском Селе. 

http://calendar.interesniy.kiev.ua/Default.aspx

Игорь Померанцев в эфире "112 Украина"

Интересный диалог Игоря Померанцева и Наташи Влащенко о национализме, патриотизме, культуре и духовности, культе героев, о речи депутатов, современной украинской литературе, об отношении к классике, гибридной войне и роли языка в ней, о счастье, одиночестве...

http://pl.com.ua/lyudi-hard-talk-igor-pomerantsev-pisatel-i-zhurnalist/


Язык ни в чем не виноват

"Язык не виноват. Более того, язык может быть не только инструментом пропаганды, но и объектом пропаганды" (Игорь Померанцев).

Розслідування щодо Гостиного двору поновлено

Ігор Луценко, народний депутат Верховної Ради, написав у своєму блозі:


Гостиний двір. Розслідування поновлено, фігуранти -- на допит!
22 листоада 2016, 15:36

Нещодавно прокуратура Києва прийняла рішення, котре, мабуть, підтримають усі захисники Гостиного двору.

На думку прокурорів, міліція безпідставно закрила справу щодо руйнування Гостиного, і тепер слідство поновлено.



Сподіваюся, що усім відомі персонажі – "завгосп" Януковича Андрій Кравець та його директор Дмитро Ярич будуть сумлінно виконувати Кримінальний процесуальний кодекс, не втечуть за кордон, а сумлінно ходитимуть на допити.



Андрій Кравець, повернувся в Україну, у зв'язку з відсутністю кримінальних проваджень проти нього



Дмитро Ярич, безпосередній "командир" знищення Гостиного двору

Для довідки. Гостиний двір у 2012-13 роках фірма Андрія Кравця намагалася побудувати на основі Гостиного двору на Контрактовій площі у Києві торгівельний центр. Кравець – підручний біглого президента, дотичний до крадіжки земель Межигір'я та Сухолуччя.

Цим планам опиралися громадські активісти та опозиційні на той час партії, вимагаючи збереження архітектурного обличчя Гостиного, а також його громадсько-культурного призначення.