Куда Таджикистану девать свою независимость?..
http://topwar.ru/print:page,1,23005-kuda-tadzhikistanu-devat-svoyu-nezavisimost.html
Продолжаем цикл статей, посвященный тому, как бывшие республики СССР осваиваются с независимостью и используют появившуюся у них декларируемую свободу для собственного развития и процветания. Некоторое время назад на «Военном обозрении» вышли материалы, посвященные экономическим и политическим достижения Латвии и Молдавии. Сегодня рассмотрим такое государство как Таджикистан, появившееся на геополитической карте мира 9 сентября 1991 года.
До момента выхода из состава Советского Союза Таджикистан состоял в нем в качестве одной из республик с декабря 1929 года. Если говорить точнее, то та территория, которая ныне представляет собой Республику Таджикистан (РТ) вошла в СССР пятью годами ранее, то есть в 1924 года; только вот такого понятия как Таджикская ССР с 1924 по 1929 годы не существовало, так как сам Таджикистан в эти годы представлял автономию на территорию Узбекской ССР.
Несмотря на то, что таджикская нация историками считается одной из древнейших наций, населяющих Евразию, собственного государства в полном понимании этого слова у таджиков не было на протяжении многих веков. Развитие той территории, которая ныне представляет собой Таджикистан, проходило в формате либо совместного правления таджикских и иных династий (это в лучшем случае), либо в формате масштабного иноземного влияния. Да и стремились ли сами наши среднеазиатские соседи к полной независимости – большой вопрос…
Если рассматривать историю Таджикистана, то можно заметить, что само понятие Таджикистан как независимое государство на мировой карте появляется именно в сентябре 1991 года при отделении республики от СССР. Можно сказать, что таджики были независимым народом с собственным государством, как минимум, еще на одном этапе своего развития, а именно в 1929 году, когда на свет родилась Таджикская ССР, но это образование уже через месяц с небольшим влилось в состав Советского Союза.
Именно с 1991 года начинается «триумфальное» шествие Республики Таджикистан как независимого государства, получившего свою верховную власть. Однако не успели в Душанбе осознать, что в руках у властей неожиданно для многих оказались бразды правления республикой без необходимости «согласования с Центром», как тут же эти бразды определенные силы из рук первого президента страны Рахмона Набиева попытались выхватить. Дело дошло до кровопролитной гражданской войны, разразившейся в 1992 году, которая привела к фактическому разделению РТ на сферы влияния определенных кланов и группировок. Клановая борьба за рычаги управления страной привела к тому, что на протяжение более чем пяти лет Таджикистан пытался ощутить почву под ногами, однако противоборство сторон заметно усугублялось, нанося тяжелейший удар по экономике.
Затяжная гражданская война в Таджикистане, которая считается закончившейся в 1997 году, нанесла гигантский урон этой центрально-азиатской стране не только в экономическом плане, но и в плане политическом и социальном. Лишь за первые полгода независимости Таджикистан в ходе внутреннего конфликта потерял убитыми около 18 тысяч человек, более 70 тысяч ранеными. Кроме того, из Республики началась тотальная эмиграция. Около ста тысяч русских семей были вынуждены уехать из Таджикистана. А если учесть, что в большинстве своем русские в Таджикистане представляли слои высокоинтеллектуального населения (интеллигенцию), участвующие в развитии буквально всех сфер жизни: от образования и медицины до промышленного производства, то можно представить, какую утрату понесла Республика с началом массового выезда своего населения за рубеж в начале 90-х.
Ситуация усугублялась еще и тем, что в этот самый момент к власти в получившем независимость Таджикистане рвались исламисты, позиционировавшие себя как Объединенная таджикская оппозиция (ОТО). Чтобы иметь представление, против кого боролись официальные власти Таджикистана, можно привести некоторые сегменты из состава таджикской оппозиции образца 90-х годов.
В ОТО входила Партия исламского возрождения, возглавляемая таким человеком как Саид Абдулло Нури. Нури известен тем, что еще во время существования Советского Союза преследовался за попытки распространения на территории Центральной Азии литературы исламистского толка. В 1974 году Нури организовал организацию под названием «Нахзати исломи», которая состояла из местных молодых людей, занимавшихся откровенной экстремистской пропагандой, которая выдавалась как деятельность по возрождению ислама. Какого толка был этот ислам можно догадаться хотя бы по тому, что партию, которую впоследствии создал Саид Абдулло Нури, активно поддерживали представители движения «Талибан», а также другие исламистские движения, развивавшиеся не без посторонней помощи на территории Афганистана. Кстати, именно «Талибан» в ходе гражданской войны в Таджикистане оказывал вооруженную поддержку своим «братьям» из объединенной таджикской оппозиции. А уж кто в свое время стоял за движение «Талибан», многие прекрасно знают…
В этой связи можно сказать, что в начале 90-х у определенных политических сил в мире, очевидно, имелись планы использовать исламистский ресурс в виде талибов и прочих подобных «товарищей», активно проявивших себя во время нахождения в Афганистане советских войск, для решения своих задач за счет той же активности и к северу от реки Пяндж. Сначала – в Таджикистане, а дальше – куда выведут кривая финансовой поддержки и амбиции самих исламистов.
Наибольшая активность со стороны боевиков из Афганистана в ходе продолжения гражданской войны в Таджикистане наблюдалась в 1993-1994 годах, когда фактически единственной силой, способной отразить удар моджахедов, были российские пограничники, находящиеся в РТ.
В течение почти 4 лет в Организации Объединенных Наций пытались примирить противоборствующие стороны (или делали вид, что пытались), но никакого ощутимого результата это не приносило. Подвижки в сторону мира начали проявляться лишь тогда, когда в стане самой таджикской оппозиции возникли сначала трения, а затем произошел раскол. Это позволило центральным таджикским властям во главе с президентом Эмомали Рахмоновым (Рахмоном он, как вы знаете, стал несколько позднее) при активной поддержке России и ряда других государств СНГ привести ситуацию к относительной стабильности.
Однако слово «стабильность» здесь можно употреблять с большой натяжкой. Несмотря на то, что в стране гражданская война закончилась более 15 лет назад, экономика Таджикистана до сих пор находится в самых настоящих руинах. Если кто-то на этот счет имеет иное мнение, то это мнение может легко расколоться о представленные ниже цифры.
Сегодня Республика Таджикистан является официально признанной беднейшей страной среди всех республик бывшего СССР. Согласно данным Всемирного Банка и МВФ, годовой уровень ВВП на душу населения в РТ сегодня составляет не более $900. По этому показателю Таджикистан находится неподалеку от таких государств мира как Лесото и Чад. Даже такое государство как Гаити, которое пережило страшную природную катастрофу и тяжелейшую смену власти, находится на пару ступеней выше в рейтинге стран по номинальному показателю подушевого ВВП.
Правда, есть и статистика официальных ведомств Таджикистана, в которой говорится, что показатель ВВП на душу населения здесь составляет около $2000. Однако официальная статистика властей есть официальная статистика властей, и насколько она может быть далека от реальности, хорошо известно... В общем, чтобы получить относительно объективные данные о размере подушевого ВВП, видимо, нужно найти среднее значение между показателями МВФ и статистических ведомств самого Таджикистана.
Внешний долг Таджикистана на конец 2012 года составлял около 2,1 миллиарда долларов, что соответствует примерно 33-34% от ВВП страны. Цифра относительно не высокая, но и экономика Таджикистана, честно признать, далека от монументальности…
Показатели безработицы, которые публикуются таджикскими экономистами, соответствуют 11-12% трудоспособного населения. Насколько эта цифра реалистична… Если бы она была объективной и реалистичной, то почему Таджикистан находится на последнем месте в плане развития экономики среди всех государств СНГ?..
Представители Аграрной и Коммунистической партий Таджикистана называют цифру, которая примерно в 2,-2,5 раза выше. При этом и правящие властные элиты, и оппозиционеры сходятся во мнении, что наибольшая безработица в РТ проявляется в возрастном диапазоне 16-25 лет. Другими словами, у молодежи в Таджикистане просто нет возможности реализовать себя на определенном рабочем месте, что приводит к существенной трудовой миграции.
Наибольшее число трудовых мигрантов из Таджикистана направляются в Российскую Федерацию в поисках места для заработка. О точном количестве мигрантов из Таджикистана в России не может сказать даже глава организации «Таджикские трудовые мигранты» Каромат Шарипов. По его данным, на территории России сегодня проживает около 1,5 миллионов граждан Таджикистана. Если учесть, что населения РТ составляет около 7,5 миллионов человек, то получается, что в России живет 20% всех жителей среднеазиатской республики. Это просто огромное число!
Не трудно догадаться, что большинство из граждан РТ, которые прибыли в Россию с целью найти работу, не имеют высокой профессиональной квалификации. По данным той же организации «Таджикские трудовые мигранты» на территории Российской Федерации лишь 4,8% таджиков занимаются в так называемых высокотехнологичных сферах. Более 87% прибывших из РТ заняты в строительстве, торговле и хозяйственном обслуживании. Сезонный характер миграции приводит к тому, что во время с апреля по октябрь число гастарбайтеров из Таджикистана в России может быть в 2-2,5 раза выше, чем в зимний период.
Удивительно, что упомянутый Каромат Шарипов при таком наплыве своих соотечественников в Россию умудряется еще и критиковать российскую сторону, которая, дескать, не может обеспечить «гостей» всем необходимым, в том числе, надлежащим жильем и соцобеспечением. Господин Шарипов в своем интервью Русской службе BBC заявил, что в России многие приезжие таджики используются, чуть ли, ни в качестве рабской силы. Мало того, оказывается, Россия виновата еще и в другом: дети и жены в Таджикистане ждут своих отцов и мужей из России домой, а те, видите ли, в нашей стране исчезают, и полиция (российская) часто не предпринимает мер для поиска «пропавших». При этом Шарипова вовсе не смущает тот факт, что в большинстве случаев «пропавшие» сами не желают возвращаться домой, обзаводясь в России новыми семьями. А, кроме того, Каромат Бакоевич забывает еще и о том, что многие таджикские трудовые мигранты без зазрения совести нарушают миграционные правила и стараются активно уйти от учета в ФМС и других надзорных службах. Но разве ж BBC это когда-либо волновало...
В общем, сегодня Таджикистан представляет собой уникальное государство, которое, по сути, производит рабочую силу, для того чтобы эта сила реализовывала себя на внешних территориях, в первую очередь в России (более 90% всех таджикских мигрантов едут именно сюда). Эта же рабочая сила существенно подпитывает бюджет РТ. Кстати, Таджикистан занимает абсолютное первое место в мире по вкладу гастарбайтеров, выезжающих за рубеж, в ВВП страны. За 2012 год из России в Таджикистан было переведено почти 3,4 миллиарда долларов, что составляет около 50% ВВП РТ. Половина ВВП за счет гастарбайтеров! Да это самый настоящий национальный кадровый лизинг!
Выходит, что и независимость Таджикистана - тоже понятие своеобразное. Сегодня она декларируется, разве что, Конституцией страны… А по факту…