Концепция общественно-экономического пространства (КОЭП).
Логическое начало здесь.
Как я уже говорил ранее: моё убеждение в ухудшении жизни основано на изучение общедоступных статистических данных, которые приобрели необратимую тенденцию. Однако алармистов в сети хватает и без меня, по этому будем отталкиваться от принципа: «критикуешь – предлагай; предлагаешь – делай; делаешь – отвечай». Сейчас стадия «предложения».
Для начала нужно определится на местности. В книге А.Бурковского «Будет ли будущее?» автор рассматривает те же проблемы, но в либеральном ключе. Ярый индивидуалист, восхваляющий личный эгоизм, однако на одном из первых мест, после, конечно же, достижения личного богатства, ставит задачу примкнуть к какой-либо группе или клану, исходя, опять таки из корыстных интересов. Т.е. если вы не олигарх, не входите в диаспору или клан, то, каким бы вы не были индивидуалистом – вам необходимо всё равно объединятся с коллективом. Что же говорить про людей склонных или не возражающих против коллективизма. Объединение для них существенно повышает шанс выстоять в будущих катаклизмах. И сразу же возникает вопрос: как будет выглядеть это объединение. Люди в России привыкли, чтобы их объединяла общая идея под лоном государства, а что делать, когда государство: не друг, не враг, а так? Да, и большинство негосударственных общественных объединений погрязли в корысти, политических дрязгах и интеллектуальном маразме. Опять же о чём думает в первую очередь рядовой россиянин? Это проблемы его личного экономического пространства. Он может быть человеком высокого полёта мысли, нравственным и бескомпромиссным, но как только твоя жизнь превращается в борьбу за выживание и в погоню за куском хлеба, прагматика сегодняшнего дня не даёт трезво взглянуть на будущее, да и сил на лишние движения уже не остаётся. Поэтому нужно говорить об общественно-экономическом пространстве (ОЭП), которое, по мимо решения общественных задач, будет поддерживать экономическое существование человека.
Сразу можно заметить, что решений здесь простых нет. Да же формулировка задач этого общества вырастает в сложную как экономическую, так и философскую проблему. По этому по порядку. Жизнь человека можно разделить на материальные и духовные составляющие. Материальная жизнь имеет три уровня: выживание, достаток, роскошь. Духовная - то же три: не возможность жить по совести, возможность жить по совести, возможность творчества. Соответственно, нужно чётко обозначить – к каким показателям будет стремится вся система, и что, материальное или духовное, оно будет ставить превыше.
Если мы отталкиваемся от теории «Большого П», то основная задача общества, вроде бы, сводится к выживанию. Но здесь можно заметить, что прогнозирование этого процесса штука ненадёжная. Ведь вполне возможен и такой вариант, что «люди» всей земли возьмутся за руки, и совместно решат все накопившиеся проблемы. Звучит несколько фантастично, но это не значит, что такие варианты не возможны, когда кризис, пусть и приняв затяжной и тяжёлый характер, наконец-то закончиться и начнётся рост экономики и благосостояния людей. По этому нужно отталкиваться от золотой середины: задача общества в экономическом плане это материальный достаток его членов, который гарантирует, в случае ухудшения обстановки, их улучшенные шансы на выживание.
Примерно таким же путём будем рассуждать о духовной составляющей. Решать совместно экономические и общественные вопросы, невозможно позиционируя себя вне коллектива, ну, может быть за исключением отдельных случаев. Принимая на себя часть коллективных обязанностей, в нашем случае, есть дело добровольное. Добровольность такого решения выступает показателем определённого умственного и нравственного развития индивида. Т.е. он изначально понимает принципы общества, дающего ему определённые преимущества, но и накладывающие некоторые обязательства. Это говорит, что уровень члена общества изначально высок, и от общества он будет требовать в духовном плане - возможность жить по совести. И если на материальном уровне нижняя планка это выживание, а желательная - достаток, то в духовном плане минимум: жизнь по совести, а желаемое – возможность творчества. Т.е. мы имеем перекос Идеального над Материальным, но перекос умеренный, с полным пониманием, что материальная жизнь человека имеет существенное значение.
То же самое касается соотношения коллективизма и индивидуализма, которые во многом зависят от окружающей обстановки и наличия в обществе ресурсов. Чем хуже остановка и меньше ресурсов, тем больше коллективная составляющая, которая уравнивает всех членов между собой. Чем лучше ситуация, тем больше общество может дать простора для их индивидуального роста. Границы индивидуального и коллективного решаются соборным принципом, на основании пожеланий всех действительных членов и окружающей действительности. Т.е. реализован принцип: «Решай всем Миром, стой за друзей своих».
В итоге мы пришли к определению общественно-экономического пространства, как добровольного общества, которое по принципу соборности, создаёт для своих членов возможность жить в экономическом пространстве, способствующего достатку или выживанию этого общества в случае ухудшения общественно-экономической ситуации, при соблюдения принципа «жизни по совести» и возможности творческого развития личности.
Теперь осталось определиться: как это будет реализовано.
В первую очередь, нужно исходить из той ситуации, которую мы имеем в стране. Т.е. из существующего законодательства и рыночной экономики. Это не самый удачный набор инструментов, но другого на сегодняшний момент нет. Наша задача использовать эти инструменты как можно лучше, не переходя границы государственных и нравственных законов.
Наличие рыночной экономики не является главным камнем преткновения, т.к., на мой взгляд, обобщённая суть экономики и при капитализме, и при социализме – едина: это организация гармоничного баланса между спросом и предложением. Капитализм предлагает для этого свой набор инструментов, в первую очередь, рыночное регулирование этих процессов с помощью конкуренции, а основная проблема, которая есть на сегодняшний момент, является не экономической, а общегосударственной – это коррупция, которая снижает эффективность любой экономики. Само объединение людей в ОЭП есть способ противостояния коррупции. В экономическом плане задача общества сводится к созданию на базе своих членов как можно более полного набора замкнутых и полузамкнутых производственных цепочек, которые гарантируют стабильный спрос и предложение внутри ОЭП. Внешняя деятельность общества, за исключением катастрофического развития событий (см. Теорию Большого П), обязательна, в силу того, что ни одно экономическое общество на текущий момент не может овладеть всей системой разделения труда. Внешняя деятельность так же должна соответствовать принципу баланса между спросом и предложением, удовлетворяя внутренние потребности общества, с желательной перспективой обретения обществом достатка.
Основная сложность такого подхода, что ОЭП будет тем эффективней, чем больше в нём членов, а людей в общество можно привлечь только хорошей эффективностью. Получается замкнутый круг, который необходимо разорвать. Это изначально даёт установку на преобладание не внутренних источников спроса, а внешних, т.е. мы отталкиваемся от современного принципа построения бизнеса, который работает по принципу удовлетворения спроса на рынке в рамках конкурентной борьбы. Именно на базе этих инструментов и добровольной инициативы граждан необходимо начать строительство ОЭП, которое будет заключатся в диверсификации деятельности и придания ей возможности работать в замкнутом и полузамкнутом цикле. По мимо перспектив развития в будущем, такое построение экономического пространства удовлетворяет «теории Большого П», т.е. общество заранее готовит себя площадку на случай негативного развития событий по принципу: «главное это выжить». В случае благоприятного развития событий, со временем эти вложения должны принести прибыль обществу или же будет удовлетворять другим потребностям его членов (например, наличие экологической пищи или возможности творческой реализации).
Учитывая выше сказанное, можно предположить, что основа ОЭП это некая организация по некоммерческому партнёрству, которая объединяет под своим крылом, как коммерческие предприятия разной формы собственности, так и отдельных граждан. И коммерческие организации, и граждане могут иметь несколько ступеней вхождения в ОЭП, в зависимости от их пожеланий.
Можно назвать преимущества такого общественно-экономического пространства:
А) стабильный спрос на определённые товары и услуги – у небольших частных предприятий основная беда это плавающий спрос и коррупция. В условиях ОЭП всегда имеется минимальный спрос, который можно определять планово;
Б) в случае крушения основного бизнеса – остаётся производство, основная задача которого – просто выживание. Т.е. всегда есть подстраховка - чем жить дальше;
В) возможность выхода на внешние рынке через объединённую маркетинговую систему. Т.е. банальная возможность развиваться и зарабатывать при благоприятной конъюнктуре, а заодно противостоять коррупционной системе.
Эта система позволит своим членам получить некоторые гарантии в будущем, а для граждан и компаний, не желающих принимать полное участие в ОЭП, всегда остаётся возможность использовать информационные и экономические возможности этой системы для взаимного удовлетворения своих потребностей.
Однако, по мимо решения экономических вопросов, в задачу ОЭП входит создание информационного, психологического и общественного микроклимата, который позволит его членам возможность жить в гармонии со своими нравственными принципами, ощущать чувство товарищеского локтя, совместно растить и обучать своих детей, развивать свои творческие способности. Члены ОЭП – это единомышленники и энтузиасты.