День Рождества Христова установлен в честь рождения в Вифлееме
Богородицей Божественного Младенца Иисуса Христа и с IV в. отмечается
церковью 25 декабря (по новому стилю – 7 января). С того же времени это
событие получает свое воплощение в изобразительном искусстве.
Один из основных мотивов икон Рождества – приветствие явления Христа в
мир и поклонение Богу как Царю и Судие. Весь миp: ангельский сонм,
волхвы с дарами, пастухи и даже Вифлеемская звезда поклоняются
Богомладенцу.
В основу изобразительного сюжета легли рассказы евангелистов Матфея и
Луки и апокрифические книги, в первую очередь Псевдо-Матфей и
Протоевангелие Иакова, где приведены все подробности, отраженные в
иконах. Так называемая ковровая композиция иконы изображает на одном
уровне события, произошедшие в разных местах и в разное время, так что
мы видим их одновременно. Согласно апокрифическому Псевдо-Матфею,
животные поклонились Христу в яслях на третий день по Рождеству, а
волхвы, дошли до Иерусалима и Вифлеема лишь через два года. Это не
мешает изображать волхвов в сцене Рождества рядом с вертепом и яслями.
Акценты расставляются с помощью цвета и расположения частей изображения.
Сюжет Рождества, один из первых «исторических», а не только
символико-аллегорических сюжетов, довольно часто появляется, например, в
римских катакомбах (в катакомбе св. Себастьяна IV-V в. изображены вол и
осел, склонившиеся над яслями с Богомладенцем). Раннехристианская
иконографическая схема сюжета Рождества с некоторыми вариациями
сохранилась по сей день. Со временем византийское искусство выработало
стойкий канонический образец, в котором соединены все эпизоды предания и
который послужил образцом для композиционного построения Рождества
Богоматери и Рождества Иоанна Предтечи.
Русская иконография Рождества получила свое начало в Византии. Самые
древние русские изображения, непременно присутствующие в праздничном
ряду иконостаса, следуют византийскому канону. Позже стала бытовать
неполная схема, появились отступления от канона. Согласно решению
Стоглавого Собора 1551 года («Стоглав собор бывший в Москве при Великом
Государе Царе и Великом Князе Иване Васильевиче в лето 7059»), эталоном
иконописи были признаны иконы письма Андрея Рублева как «наиболее
православные» и каноничные: «Писати живописцамъ иконы съ древнихъ
образцовъ, како греческия живописцы пишутъ или писали, и какъ писалъ
Рублевъ, …а от своего замышления ничтоже претворяти».
В руководстве по иконографии, «Иконописном подлиннике С.Т.Большакова
(1903 г.), приведен канон: «Еже по плоти Рождество Господа Бога и Спаса
нашего Иисуса Христа. Рождество Христово пишется: 3 ангели зрят на
звезду, у предняго риза лазорь, а у двух ангел бакан, ангел благовестит
пастырю, риза киноварь, испод лазорь, на пастухе риза бакан, Пречистая
лежит у вертепа, риза багор, Спас млад во яслех лежит повит, ясли вохра,
вертеп черн, а в него глядит конь до половины, а с тругую сторону
корова видит, до половины, три ангела над вертепом, гора вохра с
белилом, с правую сторону волсви поклонились, три их, един стар, брада
Власьева, в шапке, риза празелен, испод киноварь, вторый средний брада
Козмина, в шапке, риза киноварь, испод дичь, третий млад аки Георгий, в
шапке, риза багор, испод дичь лазорь, а вси по сосуду держат в руках
вохряна, под ними гора, а в горе вертеп, Иосиф Обручник на камени седит,
брада апостола Петра, риза празелен, испод бакан, а рукою закрылся, а
другою подперся, а пред ним стоит пастырь, сед, брада Иоанна Богослова,
плешат, риза козлятина мохната, лазорь с чернилом, в руке три костыли, а
другую ко Иосифу протянул, за ними пастырь млад, риза киноварь, а гонит
козыи козлы черны и белы и полосаты. В пол горы седит баба Соломия,
риза спущена до пояса, испод белила, руки голы, а держит Христа рукою, а
другую руку в купель, риза киноварь, испод лазорь».
Итак, в композиции иконы Рождества Христова представлены такие
события: Богоматерь возлежит в вертепе (пещере) у яслей. Над лежащим в
яслях Младенцем склонились осел и вол (или лошадь и корова). Сверху на
пещеру падает луч света от Вифлеемской звезды. Справа вверху традиционно
изображены ангелы (или один ангел), благовествующие пастухам (реже –
одному пастуху); слева три ангела – олицетворение сил небесных; ниже
часто следует сцена поклонения волхвов. Еще ниже – повитуха с Младенцем
на руках или две повивальные бабки, омывающие младенца. Тоже внизу –
сомневающийся Иосиф с предстоящей ему фигурой.
На иконе могут изображаться и иные события: сцена избиения младенцев
(царь Ирод повелел истребить всех младенцев, младше двух лет от роду),
благовещение Иосифу, бегство в Египет Иосифа, Марии и Сына Божьего (по
наущению ангела), явление ангела волхвам, шествие волхвов, спасение
младенцев Иоанна Предтечи и Нафанаила и другие.
Богородица
В центре композиции иконы Рождества Христова – Богоматерь. Обычно Она
представлена перед входом в пещеру лежащей на ярко-красном ложе (вне
зависимости от того, в какую сторону Она обращена), что подчеркивает
реальность Рождества и тем самым – Боговоплощения. Согласно католической
традиции, Богородицу изображают сидящей, склонившейся над яслями, делая
таким образом особый упор на непорочности, девстве Богородицы (обычное
Ее именование - Дева Мария). В Православной церкви Мария чаще именуется
Матерью Божией, Богородицей. Православию важна реальность Рождества, а
следовательно, реальность Боговоплощения, соединения Божественной и
человеческой природы (с XVII в. под влиянием западной традиции
Богоматерь иногда начинают изображать и сидящей у яслей).
Богородица изображена отвернувшейся от спеленатого Христа. Это
положение Богоматери указывает на то, что рожденный Ею Богомладенец
принадлежит уже не Ей, а всему миру. Также этот поворот символизирует
обращение Богородицы к миру, для которого отныне Она должна стать
заступницей и утешительницей.
Гора, в которой мы видим пещеру с яслями, традиционно ассоциируется с
Богоматерью, а пещера в таком случае может быть истолкована как Ее
чрево. Пещера символизирует также падший мир, в котором воссияло «Солнце
правды» – Христос.
Ясли
Рядом с Девой Марией – Богомладенец, лежащий в яслях. Голова его в крестчатом нимбе – обычном иконографическом атрибуте Христа.
Иоанн Златоуст говорит, что ясли изображают Престол небесный, а скот – предстояние ангелов.
Ближайшими ко Христу изображаются животные – вол и осел (часть
всемирного поклонения, тварь поклоняется Творцу). Они не упоминаются в
Евангелии. Традиционно в качестве библейского источника приводится
пророчество Исайи, в котором сведены вол, осел и ясли в отношении к
Господу: «Вол знает владетеля своего, и осел ясли господина своего; а
Израиль не знает Меня, народ Мой не разумеет» (Ис 1:3).
Толкователи этого сюжета сходятся на том, что вол (всю жизнь
проводящий в ярме) – это символ евреев, Израиля (живущих в рамках
Закона), а осел – символ язычников. И между ними изображается
божественный Младенец, который приемлет и тех, и других и освобождает их
из-под ярма: одних – из-под ярма закона, других – поклонения идолам.
На русской почве из-за утери понимания смысла этого изображения вол и
осел часто заменяются на привычных в сельском обиходе корову и лошадь.
Звезда
Вверху изображается полукруг неба со звездой, из которой исходит
луч, падающий на лежащего в яслях Младенца (иногда три луча – по образу
Троицы). Именно Вифлеемская звезда привела к месту рождения Спасителя
волхвов и пастухов. Поэтому внимание персонажей часто оказывается
сосредоточенным на звезде. Звезда определяет ось композиции, и луч,
падающий на ясли Младенца, указывает на главное чудо этого момента –
Рождение «Сущего прежде век», положение в ясли Необъятного, повитие
пеленами Того, Кто «покрывает небо облаками».
По словам св. Иоанн Златоуст, звезда была не просто физическим
явлением, но «ангельской силой». Трактовалась звезда и как Святой Дух. В
некоторых поздних изображениях Рождества в XVII—XVIII вв. звезда
заменяется ангелом.
Пастухи
На иконе Рождества непременно изображаются два-три пастуха – молодые и
старец (реже – один пастух). Старец – одна из наиболее любимых русскими
иконописцами фигур, на иконах XV–XVI вв. его именуют «пастырем», а на
некоторых иконах XVII в. – Аненом. Пастухи, первыми из всех людей
узнавшие о Рождестве Спасителя, – это простые души, «ничтожные мира
сего». Господь в своей проповеди возвысил образ пастуха, сказав о Себе
«Я есмь Пастырь добрый». Пастыри в изображениях Рождества выражают
восторг, упоение чудом, на которые способны лишь «чистые сердцем» и
«нищие духом». Тут же (выше) изображается и благовестие им ангелов.
Волхвы
Ведомые Вифлеемской звездой волхвы – старец Гаспар, юноша Мельхиор и
средних лет Валтасар – первые язычники, пришедшие поклониться Христу и
принесшие ему дары (три возраста подчеркивает то, что Божественное
Откровение дается людям независимо от возраста и жизненного опыта).
Волхвов в каком-то смысле можно противопоставить пастухам. Они
–ученые люди, познавшие всю мудрость человеческую и доступную познанию
язычников Премудрость Божию, разлитую в природе. Волхвы искали на небе и
на земле только истину и не остановились ни перед какими препятствиями,
когда благая весть о рождении Того, Кто сказал о Себе «Я есмь Путь и
Истина и Жизнь», явилась им в виде звезды.
Дары волхвов Богу – золото, ладан и смирна. Иоанн Златоуст пишет, что
они символизируют науку, любовь и послушание, которые восточные мудрецы
приносят Богу. Блаженный Августин и святитель Григорий Двоеслов видят в
дарах волхвов признание Христа Царем (приношение золота), Богом
(приношение ладана) и Человеком, готовым умереть (приношение смирны).
Ангелы
В верхней части композиции представлено ангельское воинство,
славословящее и поющее: «Слава в вышних Богу и на земли мир, в человецех
благоволение». Ангелы учат петь вместе с собой пастырей, а заодно и
всех людей.
Омовение Христа
В нижней части иконы представлено омовение младенца Христа, которое
совершают две женщины (реже – одна). Повитуха была приведена в пещеру
праведным Иосифом. Увидев чудесные роды, она позвала в пещеру другую
женщину, Саломею, у которой все происходящее вызвало сомнение. Описание
последующих событий читаем в Предании (Псевдо-Матфей): «И только
протянула Саломея палец, как вскрикнула, и сказала: Горе моему неверию,
ибо я осмелилась искушать Бога. И вот рука моя отнимается как в огне... и
тогда предстал перед нею ангел Господень, и сказал ей: Саломея,
Саломея, Господь внял тебе, поднеси руку свою к младенцу и подержи Его, и
наступит для тебя исцеление и радость. И подошла Саломея, и взяла
Младенца, сказав, поклонюсь Ему, ибо родился великий Царь Израиля. И
сразу же исцелилась Саломея».
Сцена омовения Христа Саломеей появляется в Рождественских
композициях позднее самих изображений Рождества, одними из первых
искусствоведы называют киворий из собора Сан-Марко в Венеции (V в.) и
кафедру Максимилиана (550 г.). Вторая женщина (обычно изображена льющей
воду в купель) иногда именуемая Зеломией.
Изображение купания Младенца вновь подчеркивает истинность пришествия
Бога во плоти, свидетельствует о действительном Боговоплощении. В
купании Младенца можно видеть прообраз Крещения Господня.
Иосиф Обручник
Последний необходимый элемент иконографии Рождества — изображение
сидящего в задумчивости Иосифа. Такая поза связана с его сомнениями
после Благовещения.
Сомнения Иосифа в иконографии Рождества материализуются в фигуру
старца в козлиных шкурах, стоящего над ним. Эта фигура вызывала и
вызывает у исследователей множество споров. Одним этот странный старец
кажется просто пастухом, пришедшим побеседовать с Иосифом о тайнах
Домостроительства Божия; другим – Иаковом, апокрифическим сыном Иосифа,
якобы сопровождавшим отца в Вифлеем и также бывшего свидетелем Рождества
Спасителя; третьим – пророком Исайей, предсказавшим рождение Младенца
Девою (но против этого свидетельствует отсутствие нимба над его
головой), четвертым – воплощением сомнений Иосифа в образе диавола
(который иногда представляется с рожками или хвостиком). Последнее
толкование самое распространенное. В таком случае кривая клюка старца
символизирует ложь, на которую он опирался в беседе с Иосифом. В их этом
диалоге, по мнению исследователей, показано столкновение двух миров:
рационалистического, не желающего верить в чудо, а значит и в любые
формы жизни духовной, и мира Духа, в котором человек неподвластен земным
законам.
Рождество Христово
Сказание о Рождестве Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа
Слово IV на Рождество Господне. Святитель Лев Великий
Слово V на Рождество Господне. Святитель Лев Великий
Слово въ день Рождества Христова. Архіеп Макарій Миролюбовъ
Иконография Рождества Христова. Е. Луковникова
Проповедь на Рождество Христово. Священномученик Иларион (Троицкий)
Слово на Рождество Христово. Святитель Иннокентий Херсонский
Христос рождается; славьте! Святитель Григорий Богослов
Видео:
Рождество Христово. Закон Божий, ч. 89
Вставай, вставай, господарю... Рождественская колядка
В ночь на рождество В.Чистяков
Добрий Вечір Тобі Пане Господарю Радуйся
Колядки на Святки
Сектор газа. Ночь перед Рождеством
Съ Рождествомъ Христовымъ - открытки до 1917 года