В месяцеслов РПЦ включены имена болгарских мучеников

В месяцеслов Русской Православной Церкви включены имена болгарских мучеников, пострадавших во время Апрельского восстания 1876 года30 мая 2011 года на заседании Священного Синода Русской Православной Церкви был заслушан доклад митрополита Волоколамского Илариона, председателя Отдела внешних церковных связей, о совершившейся в Болгарской Православной Церкви канонизации мучеников Батакских и Новосельских (журнал № 50).

Подробнее...

Про мою прабабушку… (мц.Наталия Козлова)

(319-я в списке Собор Бутовских новомучеников)

Подчас нам кажется, что святость-это нечто заоблачное, нереальное в повседневной жизни. Хотя во времена апостола Павла все христиане именовались «святыми» — как верные слуги, угодники, друзья Божии. 20 век с его ужасными катаклизмами, революциями, войнами, с беспрецедентными гонением на Церковь обнаружил целый сонм российских святых. Сегодня утверждается, что подвигом своих страданий они спасли Церковь. И всё же удивительно было услышать в родном Вильнюсе, во время праздничного чествования именинников прихода Михаило-Архангельской церкви, скромное признание 85-летней Марии Степановны Осиной: «Да, моя мама -недавно прославленная святая мученица Наталия Скопинская. Её имя – в Соборе Российских новомученников и исповедников 20 века». Конечно, захотелось разузнать, передать всем об этом удивительном событии в жизни не только вильнюсской семьи, но и всей нашей Русской Православной Церкви.

Подробнее...

Благовещение Пресвятой Богородицы

Благовещение Пресвятой Богородицывидео, проповеди, иконы, картины

Радуйся, Благодатная! Господь с Тобою; благословенна Ты между женами. Лк. 1, 28

Благовещение – это день благой вести о том, что нашлась во всем мире людском Дева, так верующая Богу, так глубоко способная к послушанию и к доверию, что от Нее может родиться Сын Божий. Воплощение Сына Божия, с одной стороны, дело Божией любви – крестной, ласковой, спасающей – и Божией силы; но вместе с этим воплощение Сына Божия есть дело человеческой свободы. Святитель Григорий Палама говорит, что Воплощение было бы так же невозможно без свободного человеческого согласия Божией Матери, как оно было бы невозможно без творческой воли Божией. И в этот день Благовещения мы в Божией Матери созерцаем Деву, Которая всем сердцем, всем умом, всей душой, всей Своей крепостью сумела довериться Богу до конца.

А благая весть была поистине страшная: явление ангела, это приветствие: «Благословенна ты в женах, и благословен плод чрева Твоего» не могли не вызвать не только изумления, не только трепета, но и страха в душе девы, не знавшей мужа – как это могло быть?..

Подробнее...

Время подвигов не ушло

Время подвигов не ушло

4 марта 2011 года умерла Алина Милан, студентка юридического факультета МГУ. Это событие могло бы остаться незамеченным, если бы не некоторые подробности.

«Алине Милан было 23 года. 3 месяца назад ей поставили диагноз – альвеококкоз печени(необходима срочная трансплантация печени, что в России не практикуется). В октябре прошлого года на благотворительных началах Алину отправили в медицинский центр «Сураски» в Тель-Авиве, Израиль. Перед отъездом врачи предупредили маму Алины, что дочке осталось жить не больше двух недель в лучшем случае...

Подробнее...

Канон Андрея Критского читаемый во вторник первыя седмицы

Великий Канон Андрея Критского читаемый во вторник первыя седмицы Святаго Великаго поста Песнь 1, глас 6

Ирмос: Помощник и Покровитель бысть мне во спасение, Сей мой Бог, и прославлю Его, Бог отца моего, и вознесу Его: славно бо прославися. Припев: Помилуй мя, Боже, помилуй мя. Каиново прешед убийство, произволением бых убийца совести душевней, оживив плоть и воевав на ню лукавыми моими деяньми. Авелеве, Иисусе, не уподобихся правде, дара Тебе приятна не принесох когда, ни деяния Божественна, ни жертвы чистыя, ни жития непорочнаго. Яко Каин и мы, душе окаянная, всех Содетелю деяния скверная, и жертву порочную, и непотребное житие принесохом вкупе: темже и осудихомся. Брение Здатель живосоздав, вложил еси мне плоть и кости, и дыхание, и жизнь; но, о Творче мой, Избавителю мой и Судие, кающася приими мя. Извещаю Ти, Спасе, грехи, яже содеях, и души и тела моего язвы, яже внутрь убийственнии помыслы разбойнически на мя возложиша. Аще и согреших, Спасе, но вем, яко Человеколюбец еси, наказуеши милостивно и милосердствуеши тепле, слезяща зриши и притекаеши, яко отец, призывая блуднаго. Слава, Троичен: Пресущная Троице, во Единице покланяемая, возми бремя от мене тяжкое греховное и, яко благоутробна, даждь ми слезы умиления. И ныне, Богородичен: Богородице, Надежде и Предстательство Тебе поющих, возми бремя от мене тяжкое греховное и, яко Владычица Чистая, кающася приими мя.

Подробнее...

Канон Андрея Критского читаемый в понедельник первой седмицы

  • 08.03.11, 06:19
Великий Канон Андрея Критского читаемый в понедельник первой седмицы Святаго и Великаго поста Песнь 1, глас 6:

Ирмос: Помощник и Покровитель бысть мне во спасение, Сей мой Бог, и прославлю Его, Бог Отца моего, и вознесу Его: славно бо прославися. Припев: Помилуй мя, Боже, помилуй мя. Откуду начну плакати окаяннаго моего жития деяний? Кое ли положу начало, Христе, нынешнему рыданию? Но, яко благоутробен, даждь ми прегрешений оставление. Гряди, окаянная душе, с плотию твоею, Зиждителю всех исповеждься, и останися прочее преждняго безсловесия, и принеси Богу в покаянии слезы. Первозданнаго Адама преступлению поревновав, познах себе обнажена от Бога и присносущнаго Царствия и сладости, грех ради моих. Увы мне, окаянная душе, что уподобилася еси первей Еве? Видела бо еси зле, и уязвилася еси горце, и коснулася еси древа, и вкусила еси дерзостно безсловесныя снеди. Вместо Евы чувственныя, мысленная ми бысть Ева, во плоти страстный помысл, показуяй сладкая и вкушаяй присно горькаго напоения. Достойно из Едема изгнан бысть, яко не сохранив едину Твою, Спасе, заповедь Адам; аз же что постражду, отметая всегда животная Твоя словеса? Слава, Троичен: Пресущная Троице, во Единице покланяемая, возми бремя от мене тяжкое греховное, и яко благоутробна, даждь ми слезы умиления. И ныне, Богородичен: Богородице, Надежде и Предстательство Тебе поющих, возми бремя от мене тяжкое греховное, и яко Владычица Чистая, кающася приими мя.

Подробнее...

Папа Римский снял с евреев обвинения в распятии Христа

Папа Римский снял с евреев обвинения в распятии ХристаРИМ, 2 марта. Папа Римский снял с евреев обвинения в распятии Христа.

Как сообщает Kursor, к такому выводу Бенедикт XVI пришел в своей новой книге-биографии «Иисус из Назарета», часть которой была опубликована сегодня, 2 марта.

Подробнее...

Англия. суд отказал христианской паре в праве усыновлять детей

Британский суд отказал христианской паре в праве усыновлять детей за ее неприятие гомосексуализма

Лондон. 1 марта. ИНТЕРФАКС — Верховный суд Британии не разрешил христианской паре из города Дерби (графство Дербишир) усыновлять детей за ее негативное отношение к гомосексуализму.

Подробнее...

Икона "Страшный суд"

Страшный суд
Икона  
Икона  Икона

Страшный суд

Икона Страшного суда — православная икона, изображающая грядущий конец света — вселенский Страшный суд, который будет осуществлен Иисусом Христом во время его Второго пришествия. На ней изображаются картины конца мира, последнего суда над всем человечеством, воскресения мёртвых, сцены адских мучений нераскаянных грешников и райского блаженства праведников. Во время Страшного суда все когда-либо существовавшие живые и мертвые будут воскрешены во плоти. Над ними Иисусом будет осуществлен суд, и каждый заслужит приговор сообразно со своими земными делами — либо вечное блаженство в раю, либо вечные муки в аду (Мф.25:1-13, 25:31-33). Иконография Страшного суда основана на текстах Евангелия, Апокалипсиса, а также святоотеческих творениях: «Слова» Ефрема Сирина, Слова Палладия Мниха, «Жития Василия Нового» и других произведений византийской и древнерусской литературы; в следующий период в иконографических деталях можно усмотреть и тексты народных духовных стихов. - Одним из важнейших источников, оказавшим влияние на состав и характер композиций Страшного cуда, было Житие Василия Нового (Х век). - Видение пророка Даниила (Дан.10—12) — в сцене «Видение пророка Даниила» ангел показывает пророку Даниилу четырех зверей. Эти звери символизируют «погибельные царства» (царства, которым предстоит погибнуть) — Вавилонское, Македонское, Персидское и Римское, или антихристово. Первое представляется в образе медведя, второе — в образе грифона, третье — в образе льва, четвертое — в образе рогатого зверя. Иногда писались еще и другие звери, имеющие аллегорическое значение. Среди последних особенно интересны зайцы, которые, по широко распространенному на Руси представлению, воплощенному в стихах о «Голубиной книге», являлись аллегорическими образами правды (белый заяц) и «кривды» (серый заяц). - Огненный поток (река) известен по так называемому «Хождению Богородицы по мукам», одному из самых популярных в древнерусской письменности апокрифов. В списках «Хождения», начиная с XII века, указывается, что «в реке сей множество мужей и жен; одни погружены до пояса, другие – по грудь, и лишь третьи – по шею», в зависимости от степени их вины. Изображения Страшного суда имели важную особенность: они создавались не для того, чтобы запугать человека, а чтобы заставить задуматься его над своими грехами; «не отчаиваться, не терять надежды, но положить начало покаяния». Покаяние как непременное условие достижения Царства Божия — является одним из основополагающих положений христианского вероучения, и эта проблема была особенно актуальна для рубежа рубежа XI—XII веков, времени проникновения сюжета на Русь. Православная иконография Страшного суда существует в византийском искусстве c XI—XII веков. Истоки изображения этого сюжета восходят к IV веку — живописи христианских катакомб. Первоначально Суд изображался в двух формах: история отделения овец от козлищ и притче о десяти девах. Затем в V—VI формируются отдельные части повествовательного изображения, которые затем к VIII веку в Византии сложутся в законченную композицию. Изображение этого сюжета включает не только иконопись, но и система росписи православного храма (и в Византии, и на Руси), где он располагается обычно на западной стене. Западная Европа также использовала данный сюжет (например, Микеланджело в Сикстинской капелле). Наиболее известные памятники византийского культурного ареала на этот сюжет — в притворе церкви Панагии Халкеон в Салониках (начало XI в.); в Грузии — сильно поврежденная фреска в Давидо-Гареджийском монастыре Удабно на западной стене (XI в.); плохо сохранившиеся фрески Страшного cуда в Атенском Сионе (XI в.), в церкви в Икви (XII век), грандиозная композиция Страшного cуда храма в Тимотесубани (1-я четверть XIII в.) В «Повести временных лет» упоминается эпизод об использовании христианским «философом» (православным проповедником) запоны с изображением Страшного суда для проповеди христианства князю Владимиру, что повлияло на будущее крещение самого Владимира и Руси. Изображения Страшного суда были действенным средством, помогавшим к обращению язычников. На Руси композиции Страшного cуда появляются очень рано, вскоре после Крещения. Самая ранняя известная русская фреска на этот сюжет — Кириллов монастырь в Киеве (XII век), росписи Николо-Дворищенского собора в Новгороде (нач. XII в.), Георгиевский собор Старой Ладоги (1180-е гг.), церковь Спаса на Нередице (1199 г.), Дмитровский собор Владимира (конец XII в.), затем следуют фрагменты росписи Андрея Рублева и Даниила Черного в Успенском соборе Владимира. Иконографический канон Страшного cуда, которому суждено будет существовать затем, по крайней мере, еще семь веков, складывается в конце X — начале XI веков. В XI-ХII веках был создан целый ряд важных образов Страшного cуда. Наиболее известные: росписи церкви Панагии Халкеон в Салониках (1028 г.), фрески Сант Анджело ин Формис, две иконы с изображением Страшного cуда из монастыря святой Екатерины на Синае (XI—XII вв.), две миниатюры Парижского Евангелия, пластина слоновой кости из музея Виктории и Альберта в Лондоне, мозаика базилики Торчелло в Венеции, фрески церкви Мавриотиссы в Кастории, росписи Бачковской костницы в Болгарии и гигантские мозаики пола собора в Отранто (1163 г.), и близкого по времени собора в Трани. Наиболее раннее известное русское иконописное изображение относится к XV веку (икона в Успенском соборе Московского Кремля). Н. В. Покровский, исследователь XIX века, указывает, что до XV века русские «Страшные суды» повторяют византийские формы, на XVI—XVII века приходится пик развития этого сюжета в живописи, а концу XVII века, по мнению Покровского, эсхатологические изображения стали писать с меньшим мастерством — особенно в юго-западной России (под воздействием западноевропейских влияний).

Неделя о Страшном Суде. Митрополит Антоний (Храповицкий)О Страшном Суде. Неделя мясопустная. Протоиерей Александр ШаргуновО Страшном Суде. Протоиерей Вячеслав Резников

 О Страшном Суде. Святитель Игнатий Брянчанинов

Неделя мясопустная, о Страшном Суде. Евангелие о Страшном Суде. Святитель Николай Сербский (Велимирович)