Вопросы Архиерею.

На вопросы посетителей портала «Православие и современность» отвечает Епископ Саратовский и Вольский Лонгин


Мы потеряли ребенка в утробе матери по причине, не зависящей от нас. Какую молитву надо читать за неродившегося младенца? Лариса

Уважаемая Лариса, никаких «специальных» молитв за неродившихсяя младенцев не существует. Но женщина, которая потеряла ребенка по причине, от нее не зависящей, может прийти в церковь и попросить священника прочитать над ней молитву, которая обозначена в Требнике как «Молитва жене, егда извержет младенца». В ней мы просим Бога о милости, прощении вольных и невольных прегрешений матери, которые могли привести к несчастью, исцелении недугов ее души и тела.

 *******

Жених объявил, что хочет перейти в старообрядческое вероисповедание, дескать, ему нравятся их идеи (что они хранители более древнего христианства, чем православные, ближе к природе, и так далее). И, так как жена должна следовать за мужем, я должна (если хочу быть с ним) также перейти в одну из церквей старообрядческого толка. Вся моя душа противится этому. Помогите советом, как быть. Ольга.

Уважаемая Ольга, если Вы являетесь человеком по-настоящему верующим, принадлежащим к Православной Церкви, переходить в старообрядчество Вам не следует. Вообще это повод задуматься о том, стоит ли связывать свою жизнь с этим человеком, поскольку старообрядчество, хотя кого-то привлекает его стойкость, является заблуждением. Мы знаем много исторических примеров, когда люди упорствовали в своих заблуждениях вплоть до смерти, но подражать им не стоит.

******* 

Вернулся из армии, уверовал за полгода до службы. Жил в монастыре три месяца, теперь работаю грузчиком. Не знаю, что мне дальше делать и кем быть. Учеба? Не знаю, на кого. Еще я полный, думаю, смеяться будут. Монастырь? Отец не рад этому. Женитьба? Куда жениться, если сам ребенок, 20 лет. Идти в семинарию — много согрешил. Подскажите что-нибудь.

Я думаю, что в 20 лет человек — не ребенок, а взрослый, и ему надо постараться определиться, как свой путь управить в дальнейшем. В первую очередь — устроиться на работу, постараться получить образование. Какие-то сторонние причины, которые, как Вам кажется, препятствуют учебе (Ваша полнота), на мой взгляд, препятствием совершенно не являются. И главное — постарайтесь стать христианином, ходите в Церковь, привыкайте к церковной жизни, молитесь. А там будет видно, как жить в дальнейшем, Господь управит. Совсем не обязательно, чтобы все верующие молодые люди становились священниками или уходили в монастырь — к этому необходимо особое призвание. Тем более нельзя поступать в семинарию, если ты еще совершенно не определился в жизни и не знаешь, чего хочешь. Можно быть добрым христианином, живя в миру, имея семью, воспитывая детей и выполняя обычную работу. Помоги Вам Господи.

******* 

Меня мучают навязчивые мысли о продаже души дьяволу. Отрекаюсь в душе, исповедуюсь, но помыслы появляются вновь: что я что-то свое или душу отдаю дьяволу, а что-то получаю от него, и что это реально происходит в тот момент. Что делать, чтобы не погибнуть? Очевидно, что это нервное расстройство, но это ведь и искушение?

Я думаю, да, и единственным способом противостоять этому является только четкое осознание того, что это бесовское искушение. Поскольку я не знаю вас близко, не могу и объяснить, почему это искушение попущено Вам Богом, но, скорее всего, вы допустили какой-то повод для того, чтобы оно вошло в вашу душу. Часто причиной подобных явлений являются неисповеданные грехи.

Ни в коем случае нельзя в эти помыслы вслушиваться. Когда приходят смущающие Вас мысли, надо просто отрекаться от них: «Отрекаюсь от тебя, сатана, и от всех дел твоих, и от служения тебе». Надо постараться научиться даже не обращать на них внимания, как мы не обращаем внимания на шум проезжающих за окном автомобилей. И главное — надо жить обычной христианской жизнью, больше молиться, чаще и подробнее исповедоваться, внимательнее относиться к себе. Может быть, Вы найдете в себе причину этого искушения, измените свою жизнь, и оно отступит.

******* 

Может ли курение являться причиной отказа в Причастии? Священник отказался причастить мужчину в Великий Четверг…

Курение действительно является греховной привычкой, и даже если человек не может с ней расстаться, то в день Причастия, с утра, он должен воздерживаться от курения так же, как от еды и питья. Если священник по этой причине не допустил человека к Причастию, то он сделал все абсолютно правильно.

 *******

Мы с моим будущим мужем — из разных городов. Я из Саратова, он из Астрахани. Наша свадьба намечена на сентябрь. Мой будущий супруг настоял, чтобы свадьба состоялась в Астрахани. Но проблема в том, что венчаться мы хотим в Саратове. Можно ли нам обвенчаться до официальной регистрации брака? Любовь

Нет, уважаемая Любовь, нельзя. В Церкви не венчают до регистрации: это хотя бы минимальная проверка серьезности намерений людей. Было много случаев, когда люди настаивали на венчании до регистрации, а потом она по каким-то причинам откладывалась или вообще отменялась.

Поскольку брак — это дело всей Вашей последующей жизни, я думаю, что можно каким-то образом уладить свои дела и приехать венчаться после регистрации.

 *******

Уважаемый Владыка Лонгин! Прошу помочь моей бабушке, прихожанке храма Преображения Господня г. Балашова, и многим другим верующим посещать храм. Настоятель храма отец Анатолий запретил входить в храм женщинам в брюках.

Я обязательно дам об этом указание настоятелю храма отцу Анатолию.

******* 

6 лет тому назад я покрестила дочь, но не знала, что в тот момент крестная мама была беременна. Недавно мне сказали, что беременной женщине нельзя было крестить. Что мне делать, надо ли перекрещивать ребенка? Анна

Уважаемая Анна, пожалуйста, никогда не слушайте никаких народных преданий и примет в отношении церковной жизни. Никакого запрета беременным женщинам участвовать в Таинстве Крещения не существует, это чистейшей воды суеверие. Единственное требование к крестным родителям — чтобы они были людьми верующими, церковными и смогли участвовать в духовном воспитании ребенка. Если это не так, то присутствие крестных на этом таинстве абсолютно бессмысленно. «Перекрещивать» кого бы то ни было нельзя категорически, потому что мы, христиане, веруем, как сказано в нашем Символе веры, «во едино крещение во оставление грехов».

 *******


Меня очень интересует вопрос об использовании столовых приборов на поминальном столе. Сама я не однажды задавала этот вопрос священнослужителям, и знаю, что вилками можно пользоваться. Откуда пошло в миру, что это большой грех? Почему Церковь не разъясняет людям, что грех как раз в том, что они верят в предрассудки? С уважением, Ольга

Уважаемая Ольга! Православная Церковь ведет сейчас огромную просветительскую работу. Значительная часть вопросов, которые задаются мне на этом сайте — именно о приметах и предрассудках, и я, так же как и духовенство Саратовской епархии, вынужден постоянно говорить о том, что эти приметы и предрассудки частью церковной жизни ни в коем случае не являются. Есть некие народные обычаи, которые сложились на основе различных суеверий. К сожалению, за многие десятилетия гонений на Церковь в нашей стране они так окрепли, что бороться с ними очень сложно.

Что касается «запрета» на использование на поминальном столе вилок и ножей, то это — один из таких суеверных обычаев. Вы можете ссылаться на мои слова как Архиерея Русской Православной Церкви, а также на слова других священнослужителей о том, что все эти обычаи не имеют ничего общего с Православием и христианством.

О Таинстве Крещения.Вопрос Архиерею.

На вопросы посетителей портала «Православие и современность» отвечает Епископ Саратовский и Вольский Лонгин



Что делать человеку, крестившемуся взрослым, если его, одетого, покропили водой, но не погружали, как полагается по канону Таинства? И что делать, если грудного младенца, принесенного на крещение, поставили в почти пустую купель и покропили, но не погружали? Ведь Святое Крещение — это полное троекратное погружение, спогребение Христу. В требнике XIX в. написано, что пренебрежение священником этой основной частью Таинства влечет за собой запрещение в служении или даже извержение из сана. А у нас в храмах уверяют, что если батюшка крестил, то даже и окропление действительно. Раньше таких людей крестили заново со словами «аще еще не крещен есть», а теперь большинство священников в этом отказывают, уверяя, что крещение может быть только одно. Да, но только если оно совершено правильно! Сама я была крещена в конце 1940-х годов полным погружением, но многие мои ближние, подвергнутые окроплению или обливанию, страдают и мучаются, неуверенные в своей принадлежности к Церкви. Что им делать? Наталья Михайловна

То, о чем Вы пишете, Наталья Михайловна, — действительно, большая проблема и свидетельство неблагополучия нашей церковной жизни, нерадивого отношения к Таинству священнослужителей, которые не совершают Таинство Крещения согласно канонам. Вы совершенно правильно пишете о том, что Крещение — это спогребение Христу; о том, что священник должен нести ответственность за неканоническое совершение Таинства. Уже много лет и Святейшие Патриархи, и Правящие Архиереи епархий настоятельно требуют от духовенства соблюдения канонических требований: речь идет и о катехизации взрослых людей, и о совершении Таинства полным погружением. Но, к сожалению, эти призывы дают очень мало результатов.

Надо, конечно, вспомнить, почему возникла практика Крещения окроплением и другие подобные искажения, как например, «заочное отпевание». Эти явления существуют только в Русской Церкви, они возникли в период гонений на Церковь, в 1920–30-е годы — когда большинство храмов было закрыто, когда немногие уцелевшие священники вынуждены были совершать Таинства тайно, на дому, по ночам... О сооружении крещальной купели в храме не могло быть и речи, зачастую на множество населенных пунктов приходился лишь один священник. В то же время огромное количество людей погибло вдалеке от дома, от близких: в лагерях, ссылках, тюрьмах, на войне. Поэтому родственники приходили и просто говорили священнику: «Батюшка, отпойте такого-то раба Божия». И такая практика существовала в течение многих десятилетий. К сожалению, многие — и представители духовенства, и миряне — уже к этому настолько привыкли, что просто уже не хотят ничего менять. То, что считалось исключением, со временем стало правилом. Иногда священники проявляют откровенное нерадение. Но очень часто и те люди, которые приходят в церковь, настаивают на том, чтобы их родственников отпели заочно, не желая осложнять себе жизнь принесением тела в храм, отказываются от катехизаторских бесед со священником перед Крещением или от Крешения полным погружением, ищут храмы, где к ним «не будут приставать» с такими мелочами…

Конечно, если виноват священник, Правящий Архиерей обязан принять меры, и я всегда прошу сообщать мне лично, где, когда, в каком храме нашей епархии произошли нарушения. Мы боремся с этим, пытаемся исправить ситуацию, но, к сожалению, это происходит очень медленно, с трудом.

Что делать людям, которых крестили окроплением? Господь видит сердце человека, и если у него есть готовность воспринять благодать Божию, Бог посылает ему свою благодать. Вспомним, что церковное предание знает разные виды крещения — в ситуации смертельной опасности возможно даже крещение песком. Поэтому я не могу рекомендовать всем, кто был крещен окроплением, «перекрещиваться», и сам не стал бы «крестить заново» в таких случаях. Тем более, что над человеком уже было совершено Миропомазание и, как правило, он приступал уже к тем или иным церковным Таинствам. Поэтому я советую людям, которые были так крещены, уповать на Бога, безусловно верить в то, что их Крещение состоялось и то, что не сделал недостойный иерей, восполнил Господь по Своей милости, Своей благодатью.

Тем же, кто только собирается креститься в том или ином храме, советую обязательно поинтересоваться, каким образом это Таинство там совершается. Если неправильно, то нужно искать другой храм и священника, который покрестит так, как это полагается по канонам.

Во время гонений бывали случаи совершения священниками и архиереями Евхаристии на соке и простом хлебе. Вопрос: совершалось ли действенно Таинство или нет?

Я не могу брать на себя ответственность ответить на такой вопрос. Могу только напомнить, как он решался на протяжении церковной истории.

Священное Предание и некоторые документы (как например «Известие учительное», которое печатается в Служебнике) решительно утверждают, что хлеб для совершения Евхаристии должен быть непременно чистый пшеничный, квасной, а вино — исключительно виноградное, «от плода лозного». В Канонах также говорится, что по примеру и заповеди Христа из всех напитков для совершения Евхаристии может употребляться только виноградное вино. Так, например, 3-е Апостольское правило гласит: «Если епископ или пресвитер, вопреки учреждению Господню о жертве, принесет к алтарю иные некоторые вещи или мед или молоко, или вместо вина напиток, приготовленный из чего-либо другого, или птиц, или некоторых животных, или овощи, вопреки учреждению, кроме новых колосьев, или винограда в надлежащее время: да будет извержен от священного чина».

Вопрос о том, возможно ли при совершении Таинства использовать какие-то другие продукты (плодовые настойки, фруктовый сок, ржаную или ячменную муку), стал актуальным вскоре после революции и обсуждался на Поместном Соборе 1917-1918 гг. Это было связано с тем, что в условиях разрухи и начавшегося голода просто невозможно было порой находить хлеб и вино для богослужения, и стоял вопрос о полной невозможности служения Божественной литургии.

На Соборе предлагались разные варианты решения проблемы, указывалось на пример священномученика патриарха Ермогена, разрешившего в Смутное время совершение Евхаристии на вишневом соке. На основе решений Священного Собора и Совещания епископов было подготовлено циркулярное распоряжение Высшего Управления Русской Православной Церкви о том, что по нужде Евхаристия может совершаться «на ржаном хлебе за неимением пшеничного и на некоторых ягодных соках за отсутствием виноградного вина». Циркуляр этот распространялся секретно, известно, что не все представители духовенства были с ним согласны.

Повторю: речь шла о времени совершенно исключительном в истории Церкви, о времени жесточайших гонений, когда служение литургии было подвигом исповедничества, а жизнь верующих людей в лагерях, тюрьмах и ссылках — мученичеством.

Поэтому мне кажется, что мы не должны особо задаваться вопросом о том, совершалось ли действенно Таинство в тех условиях, или нет: ответ принадлежит одному Богу.

19 мая (6 мая) — память святого праведногоИова многострадального




Святой праведный Иов по рождению своему происходил из племени Аврамова. Жил он в Аравии, местом пребывания его была земля Хус, которую населяли потомки Уца, племянника Авраама, сына первенца Нахора, брата Авраамова (Быт 22: 20-21). Иов был человеком истины (Иов 6: 24-30; ср. 27: 2-4), он отличался безукоризненным поведением, справедливостью с доброжелательством ко всем и благотворительностью, а всего более богобоязненностью с соблюдением невинности своего сердца и удалением от всего злого не только в делах своих, но и во внутренних помышлениях. У него было семь сыновей и три дочери. Известен он был в своей стране и богатством: у него было семь тысяч овец, три тысячи верблюдов, пятьсот пар волов, пятьсот ослиц и множество слуг.

Принимал он живое и деятельное участие в жизни своих соплеменников и оказывал большое влияние на дела общественные, так как по всему Востоку он был в великом почете за свои благородство и честность (Иов. 30: 5-10; ср. 1-3). Сыновья Иова, хотя и проживали каждый отдельно, в своем шатре — доме, но питали в себе столь крепкую взаимную любовь и жили в таком согласии между собою, что никогда не дозволяли себе есть и пить раздельно, помимо своего родственного содружества. Каждый день, по очереди они делали у себя пиры и проводили время в братском кругу, вместе со своими сестрами, среди невинных увеселений, свободных от всяких неумеренностей, чуждых пьянства и бесчиний. Собраний неблагочинных не допустил бы и добрый и праведный отец их. Но так как пиры детей Иова были выражением их братской любви и тихого благонравия, то праведный муж не только не запрещал их, но даже поощрял, утешаясь семейным миром.

Каждый раз, по прошествии семи дней, по окончании очередных братских собраний, Иов предлагал своим детям тщательно, по искренней совести проверять свое поведение: не погрешил ли кто-либо из них против Бога словом или помыслом. Поскольку он весьма боялся Бога, но боялся не страхом раба, а опасением сыновней любви, и внимательно наблюдал и за самим собою и за домом своим, чтобы не случилось у них чего-либо такого, что прогневляет Господа Бога.

Впрочем, богобоязненный праведник не ограничивался только наблюдениями за своими домочадцами и увещаниями к ним, чтобы проводили они жизнь непорочную, чтобы никто из них и в мыслях не погрешал пред Создателем своим, — но всякий раз, когда оканчивался круг пиршественных дней, Иов в присутствии всей семьи ранним утром приносил жертвы всесожжения по числу всех детей своих и одного тельца за грех о душах их, ибо, говорил он, может быть сыновья мои согрешили и похулили Бога в сердце своем; так делал Иов во все такие нарочитые дни (Иов 1: 5).

В одно время, когда на небе ангелы Божии, хранители рода человеческого, собрались пред престолом Вседержителя Бога, чтобы предстательствовать пред Ним своим ходатайством за людей и принести Ему человеческие моления о всяческих жизненных нуждах, пришел между ними и диавол, клеветник и искуситель рода человеческого. Сатана, низверженный с неба, попущением Божиим явился там, среди ангелов, не изменив своей падшей природе, не по доброму желанию ходатайствовать о благе, а для того, чтобы изрыгнуть свое озлобление и похулить добро.

Сатанинская гордыня в своем внутреннем ослеплении никогда не мирится с истиною, не усматривает радостного мира в смирении и покорной преданности воле Всеблагого Бога; она смело вносит переоценку существующего, по своему мрачному взгляду и в чуждую ей, светозарную область жизни Божественной, дерзко измеряя все мерою своего самомнения!

И сказал Господь сатане, представшему вместе с ангелами:

— Откуда ты пришел?

Сатана отвечал:

— Я ходил по земле и обошел ее всю.

Господь сказал ему:

— Обратил ли ты внимание свое на раба Моего Иова? Не найти на земле другого человека, который бы, как он, был так непорочен, справедлив, богобоязнен, чужд всякого порока!

На это сатана отвечал Господу:

— Разве даром богобоязнен Иов? Не Ты ли бережешь его? Не Ты ли кругом оградил и дом его, и все, что у него? Ты благословил дела рук его, и стада его умножил и распространил по земле. Но простри руку Твою и коснись всего, что есть у него, отними то у него, тогда увидишь, станет ли он благословлять Тебя?

Тогда Господь сказал сатане:

— Все, что есть у него, Я предаю в твои руки, делай по воле твоей, только его самого не касайся.

Сатана отошел от лица Господня (Иов 1: 6-12). Был день, в который сыновья и дочери Иова пировали в доме старшего брата. И вот приходит вестник к Иову и говорит:

— Волы твои в поле попарно под ярмом пахали, и ослицы паслись подле них; вдруг напали савеяне и угнали их, а слуг перебили; спасся только я и прибежал донести тебе.

Пока говорил этот, приходит другой вестник к Иову, и рассказывает:

— Огонь упал с небес и попалил весь мелкий скот и пастухов; спасся я один и пришел сказать тебе.

Еще не кончил этот своей речи, приходит новый вестник и доносит:

— Подошли халдеи и, разделившись на три отряда, окружили верблюдов и угнали их, а слуг перебили; спасся я один и пришел возвестить тебе.

Еще этот говорил, вот приходит иной вестник и сказывает Иову:

— Сыновья твои и дочери твои пировали в доме старшего брата своего; вдруг страшный вихрь понесся из пустыни, обхватил дом с четырех углов и обрушил его на детей твоих; все погибли, спасся только я один и пришел известить тебя.

Выслушав одну за другой эти ужасные вести, Иов встал, в знак тяжелой скорби своей разодрал верхнюю одежду свою, остриг голову свою, пал на землю и, преклонившись пред Господом, сказал:

— Нагим я вышел из чрева матери своей, нагим и возвращусь в чрево матери земли. Господь дал, Господь и взял! Как угодно Ему, так и сделалось; да будет имя Господне благословенно!

Так во всем этом Иов не согрешил пред Богом ни одним безрассудным словом (Иов 1: 13-22).

Был день, когда ангелы Божии опять предстали пред Господом; между ними пришел опять и сатана.

И сказал Господь сатане:

— Откуда ты пришел?

Сатана отвечал:

— Я был на земле и обошел ее всю.

Господь сказал ему:

— Обратил ли ты внимание свое на раба Моего Иова? Нет на земле человека, который бы был подобен ему: так он добр, правдив и благочестив, так он далек от всего злого! И при постигших его несчастиях, он и доселе остается тверд в своей непорочности; а ты возбуждал Меня против него, чтобы погубить его безвинно!

И отвечал сатана Господу и сказал:

— Кожу за кожу, а за жизнь свою человек отдаст все, что есть у него, то есть: в чужой коже человеку страдать можно; в чужой коже удары не так чувствительны, даже снятие этой кожи сносно, не болезненно для него и он может оставаться спокойным; а вот попробуй коснуться его собственного тела, простри руку Твою и коснись кости его и плоти его и увидишь — благословит ли он Тебя?

Тогда Господь сказал сатане:

— Вот, он в руке твоей. Я попускаю тебе сделать с ним, что захочешь; только душу его сбереги, не посягай на основу его существа, свободное изволение (Иов 2: 1-6).

Сатана отошел от лица Господня и поразил все тело Иова страшною проказою от подошвы ног его по самое темя головы. Страдалец должен был выселиться из среды живых людей, так как был нетерпим между ними по заразительности охватившей его болезни. Тело его покрылось отвратительными, смрадными струпьями; по всем суставам разливался жгучий внутренний огонь. Сидя, вне селения, в пепле, Иов обломком черепка скоблил свои гнойные раны. Все соседи его и знакомые отстранились, оставили его. Даже жена его утратила сострадание к нему.

Спустя многое время, она, в состоянии отчаяния, сказала однажды Иову: "Доколе ты будешь терпеть? Вот, подожду еще немного в надежде спасения моего; ибо погибли с земли память твоя, сыновья и дочери, болезни чрева моего и труды, которыми напрасно трудилась. Сам ты сидишь в смраде червей, проводя ночь без покрова, а я скитаюсь и служу, перехожу с места на место, из дома в дом, ожидая, когда зайдет солнце, чтобы успокоиться от трудов моих и болезней, которые ныне удручают меня. Не упорствуй, не отстаивай неуклонно свою непорочность; но скажи некое слово к Богу, похули Его и умри, — в смерти ты найдешь освобождение от своих страданий, она избавит и меня от мучений".

Так просто и естественно, по-видимому, даже и удовлетворительно, разрешала жена Иова для него и для себя вопрос о жизни, не простираясь далее земного понимания ее значения и назначения, по внушению сатаны — "кожу за кожу". Измученная и усталая нравственно, она готова была погасить последний светоч истинной жизни: "похули Бога и — умри".

Не так, однако, рассуждал о своем состоянии сам страдалец Иов, смотря на свою человеческую природу не с точки зрения узкого себялюбия. С сожалением взглянув на жену, он сказал ей:

— Зачем ты говоришь так, как одна из безумных жен? Если доброе мы принимали от Бога, то неужели злого мы нестерпим, не будем принимать!

И в этот раз, таким образом, Иов не согрешил пред Богом, уста его не произнесли ничего хульного на Бога (Иов 2: 7-10).

Слух о несчастии, постигшем Иова, распространился по окрестным странам. Три друга его: Елифаз Феманитянин, Вилдад Савхеянин и Софар Наамитянин, осведомленные о злополучии его, собрались вместе, чтобы идти утешать страдальца, разделив его скорбь. Но, приближаясь к нему и не узнавая его, потому что лицо его представляло сплошной гнойный струп, они еще издалека от ужаса вскричали и зарыдали, разодрали каждый верхнюю одежду свою и в сильной горести бросали пыль кверху над головами своими.

Семь дней и семь ночей провели они потом, сидя на земле насупротив своего друга и не промолвив ни одного слова, ибо видели они, что страдание его весьма велико и не находили средств утешить его в таком состоянии (Иов 2: 11-13). Томительное молчание это было прервано самим Иовом. Он первый открыл уста свои: проклял день своего рождения и выразил глубокую скорбь о том, зачем ему дано было увидеть свет, который теперь покрыт для него мраком? Зачем дана ему жизнь, когда она для него является безотрадным мучением?

— Ужасное, чего я ужасался, то и постигло меня, — говорил страдалец, — и страшное, чего я боялся, то и пришло ко мне. Нет мне мира, нет покоя, нет отрады! (Иов 3:1-26).

Тогда в разговор с ним вступили и друзья его, хотя своими рассуждениями, которыми они хотели утешить его, только еще более отравляли исстрадавшееся сердце его (Иов 21: 34; 16: 2 и далее). По своему искреннему убеждению, по своей вере, что Правосудный Бог награждает добрых и наказывает злых, они почитали за неоспоримое и несомненное, что если кто подвергается несчастию, тот — грешник, и чем больше это несчастие, тем мрачнее его греховное состояние.

Потому и об Иове они думали, что у него существуют какие-либо тайные грехи, которые он умел искусно скрывать (Иов. 32-33 и др.) от людей и за которые Всевидящий Бог и наказывает их друга. Это они дали почувствовать страдальцу с самого начала своих разговоров и потом, в продолжение длинных своих рассуждений, убеждали его сознаться и раскаяться в своих преступлениях. Иов, в сознании своей непорочности, при всей, по-видимому, убедительности речей, почитал себя внутренне далеким от того, чтобы признать их рассуждения справедливыми (Иов. 27: 1-7; ср. 10: 17). Со всей силой невинности защищал он свое доброе имя.

— Доколе будете мучить душу мою и терзать меня речами своими? Вот, уже раз десять вы срамили меня и не стыдитесь терзать меня! Жалкие утешители! Будет ли конец ветреным словам вашим? (Иов 19: 2-3; ср. 16: 2).

Иов разъяснял своим друзьям и уверял их, что он страдает не за грехи, но что Бог по Своей, непостижимой для человека, воле посылает одному тяжелую, а другому счастливую жизнь. Друзья Иова, полагавшие, что и Бог поступает с людьми по тем же законам возмездия, по которым произносит Свой суд и человеческое правосудие, не убеждались его оправдательными словами, хотя и прекратили свои обличения, направленные против него и перестали отвечать на слова его (Иов. 32: 1-15).

В это время принял горячее участие в общем разговоре молодой летами некто Елиуй, сын Варахиилов, из племени Рамова, вузитянин; с пламенным дерзновением он ополчился на почтенного возрастом страдальца "за то, что тот оправдывал себя, свою невинность, больше, нежели Бога" (Иов. 32: 2 и далее). Воздавая Создателю справедливость, недоступную человеку, и этот собеседник усматривал причину страданий Иова в его порочности, хотя бы и не заметной для взоров людских.

— Бог могуществен и не презирает сердца сильного крепостью. Он не поддерживает нечестивых и не отвращает очей Своих от праведников; но ты, — говорил Елиуй Иову, — ты преисполнен суждениями нечестивых, ибо, по твоему суждению, наказание, посланное тебе от Бога, незаслуженно, "но ведь суждения и осуждение близки", так близко соприкасаются между тобою (Иов. 36: 5-17).

Наконец страдалец обратился с молитвою к Богу, чтобы Он Сам засвидетельствовал о его невинности.

Действительно Бог явился Иову в бурном вихре и укорил его за намерение требовать отчета в делах мироправления. Вседержитель указал Иову, что для человека весьма много непостижимого в явлениях и творениях даже одной видимой, окружающей его природы; а после этого — желание проникнуть в тайны судеб Божиих и объяснять, почему Он поступает с людьми так, а не иначе, — такое желание представляет собою уже дерзкую самонадеянность.

— Кто сей, омрачающий Провидение словами без смысла? — вопрошал Господь Иова из бурного вихря. — Препояшь ныне чресла твои, как муж и отвечай: где был ты, когда Я полагал основания земли? — скажи, если знаешь. На чем утверждены основания ее, или кто положил краеугольный камень ее при общем ликовании светил небесных и радостных хвалебных восклицаниях сынов Божиих? Давал ли ты когда-нибудь в жизни своей приказание утру и указывал ли место заре? Знаешь ли ты уставы неба, можешь ли возвысить голос твой к облакам, можешь ли посылать молнии?..

Ты хочешь ниспровергнуть суд Мой, обвинить Меня, чтобы оправдать себя: такая ли у тебя мышца как у Меня? Укрась себя величием и славою, облекись в блеск и великолепие; излей ярость гнева твоего, посмотри на все гордое и высокомерное и смири его, сокруши сильных нечестивых на местах их. Тогда и Я признаю, что десница твоя сильна, чтобы защитить тебя. Состязающийся с Вседержителем, обличающий Бога пусть отвечает Ему.

И отвечал Иов Господу и сказал:

— Знаю, что Ты все можешь и что намерение Твое неизменно.

— Кто сей, помрачающий провидение, ничего не разумея?

— Это я, говоривший о том, чего не понимал, — о чудных для меня делах, которых я не знал. Я слышал о Тебе прежде только краем уха своего, теперь же мои глаза видят Тебя; поэтому я отрекаюсь и раскаиваюсь в прах и пепел; я ничтожен и что я буду отвечать Тебе? — Полагаю руку мою на уста мои (Иов. 38-40).

И было после того повеление от Господа друзьям Иова, чтобы они обратились к нему и просили его принести за них жертву, "ибо только лицо Иова, — сказал Господь Елифазу Феманитянину, — Я приму, дабы не отвергнуть вас за то, что вы говорили обо Мне не так верно, как раб Мой Иов" (Иов. 42: 7-9). Друзья исполнили это Господне повеление и привели к Иову для жертвы семь тельцов и семь овнов. Иов принес жертву Богу и помолился за друзей своих.

Бог принял его ходатайство за них, возвратил ему самому телесное здоровье и дал ему вдвое больше того, что он имел прежде. Родные и все прежние знакомые Иова, услыхав об его исцелении, пришли навестить его и соутешиться и порадоваться с ним, и каждый из них принес ему дар и золотое кольцо. Господь же ущедрил Иова Своим благословением: у него было после того четырнадцать тысяч мелкого скота, шесть тысяч верблюдов, тысяча пар волов и тысяча ослиц. Родились у Иова, вместо умерших, и семь сыновей и три дочери; и на всей земле не было таких прекрасных женщин, как дочери Иова, и дал им отец их наследство между братьями их (Иов. 42: 10-15).

Господь не удвоил количества детей Иова, как Он удвоил его пастушеские богатства: это потому, чтобы не подумал кто-либо, что его первые дети умершие погибли совсем, — нет, они хотя и умерли, но не погибли, — они восстанут в общее воскресение праведных.

Иов, после терпеливо перенесенных им испытаний прожил сто сорок лет (всего же он жил на земле двести сорок восемь лет), и видел он потомство свое до четвертого рода; умер он насыщенный днями в глубокой старости (Иов. 42: 16-17); ныне же он живет жизнью не стареющейся и не болезненною в царствии Отца и Сына и Святого Духа, Единого в Троице славимого Бога, ибо еще среди понесенных им на земле несчастий он уже видел, как и Авраам, великий день Господень, видел его и радовался (Ин. 8: 56).

— Я знаю, — говорил он, пораженный смрадною язвой, — знаю, что Искупитель мой жив и Он восставит из праха в последний день распадающуюся кожу мою сию, и я во плоти моей узрю Бога. Я узрю Его сам; мои глаза, не глаза другого, увидят Его. Чаянием сего истаевает сердце мое в груди моей! (Иов. 19: 25-27).

Это исповедал праведный Иов пред своими друзьями, внушая им "бояться" не телесных страданий и лишения благ земных, а "меча Господня", гнева Вседержителя, "Который есть отмститель неправды".

— Знайте, что есть суд (Иов. 19: 29), — вещает он в наставление нам, — суд, на котором оправдается только имеющий истинную премудрость — страх Господень и — истинный разум — удаление от зла" (Иов. 28: 28).

Изложено по Житиям святых святителя Димитрия Ростовского

Урок фотошоп от Ольги Бор.


Урок Анимации. Дождик + смена цвета. Часть1.

Всем приветик!

Хочу вам рассказать, как из картинки создать двойную анимацию с оформлением.

Результат урока

Автор изображения Estrella-Felina 

Первая часть урока посвящена подготовке изображения к анимации.

1. Открываем изображение в  фотошопе,  преобразуем фон в слой ( два клика левой кнопкой мыши по слою в панели слоёв).

2. Обесцветим слой.  Для этого топаем в меню – изображение – коррекция – обесцветить.

3. Коррекция уровнями. Меню – изображение – коррекция – уровни.

4. Придадим изображению, если так можно выразится, более чувственный вид или, как говорят «заблюрим картинку». Для этого:

1) Создаём дубликат слоя (Ctrl+J)

2)Меню – фильтр – размытие по гауссу

3)Режим смешивания меняем на «перекрытие»

4)Немного уберём чёрный цвет. Клик правой кнопкой в панели слоёв по слою – выбираем «параметры наложения».

Переходим на позицию «наложение, если». Удерживая клавишу  Alt,  двигаем правую часть ползунка, примерно, до такой позиции.

Смотрите, как изменилось изображение.

5) Объединим слои (Ctrl+E)

5. Теперь нам нужен слой, на котором  не будет фигуры.  Для этого

1)Дублируем слой, придаём дубликату цвет (меню – изображение – коррекция -  цветовой тон/насыщенность – галочка на  «тонирование»).

2)Вооружившись  ластиком  аккуратненько стираем фигуру с цветного слоя. Совет – увеличьте изображение процентов до 200 и по краям пользуйтесь  мягкой кисточкой  в 7-9 пикселей. В итоге должно получиться так.

6. Дублируем слой с  цветом два раза и у каждого дубликата меняем цвет.
 У одного

У другого.

7. Создадим имитацию смытого дождём  рисунка на мольберте. Для этого:

1)Закрываем видимость у цветных слоёв, переходим на нижний слой и дублируем его.

2)Берём инструмент «палец» делаем несколько мазков вниз (настройки кисточки на скрине).

8. Дождь.
Дождь сделаем с помощью  кисточки из набора  «Пейзажные кисти» Боба Росса.

1)Создаём три новых слоя ( вторая иконка справа внизу панели слоёв) .

2) Берём кисточку «rain» - дождь, цвет белый

3) На первом  новом слое делаем косые штрихи, начиная с правого верхнего угла, режим смешивания меняем на «перекрытие»

4) повторяем подпункт 3 для второго и третьего слоя. Настройки кисти таковы, что у вас будут разные штрихи, как раз для движения дождя. В итоге все три слоя заполнены дождём. Не забываете у каждого слоя с дождём режим смешивания слоёв «перекрытие.

9. Рамка и фон.

1)Уменьшаем размер изображения до 400пикселей по ширине (Alt+Ctrl+I или меню – изображение – размер изображения). Стираем исходные данные по ширине и пишем нужные (высота определится автоматически)

2)Увеличиваем размер холста на 50пикселей по ширине и высоте (Alt+Ctrl+C или меню – изображение – размер холста).

3)Создаём новый слой,  перемещаем его под  нижний слой. В палитре цвета устанавливаем два тона.

Топаем в меню – фильтр – рендеринг – облака. Получаем.

4)Загружаем выделение нижнего слоя с картинкой (меню – выделение – загрузить выделенную область), создаём новый слой, который располагаем в панели слоёв ниже  слоя с картинкой и заливаем его чёрным цветом.

5)Не снимая выделения,  создаём ещё один новый слой, располагаем его в панели слоёв на самом верху, называем слой «кант» и делаем обводку в 2 пикселя положение «внутри», после снимаем выделение (Ctrl+D или меню – выделение – снять выделение).

6)Загружаем выделение всего документа (Ctrl+A или меню – выделение – всё) и делаем обводку, как в предыдущем подпункте, оставаясь на слое «кант».  Снимаем выделение.

7)Добавляем  к слою «кант» стиль слоя «наложение цвета» (вторая иконка слева внизу панели слоёв).

8)Теперь создадим цвета канта для цветных слоёв. Для этого дублируем 3 раза  слой «кант» и на каждом дубликате меняем цвет наложения.

На 1 дубликате.

На 2 дубликате.

На 3 дубликате.

9) Переходим на слой с чёрной заливкой и применяем к нему  размытие по гауссу с радиусом 8 пикселей (меню – фильтр – размытие – размытие по гауссу).

10)Увеличиваем размер хоста на 20 пикселей по ширине и высоте.

11)дублируем слой с фоном (самый нижний), дубликат оставляем без изменений, а фоновый слой растягиваем свободной( Ctrl+T или меню – редактирование – свободная трансформация) трансформацией  до границ документа.

Жмём Enter, чтобы применить трансформацию и продолжить работу.

12)Загружаем выделение дубликата фонового слоя, создаём новый слой, располагаем его ниже и заливаем чёрным цветом, снимаем выделение.

13)Применяем к этому слою размытие по гауссу, как в подпункте 9

14)Уберём в группу фоновые слои. Находясь на слое с чёрной заливкой, который находится под картинкой, удерживая клавишу  Shift, делаем клик по нижнему слою, объединяя их.

Топаем в меню – слой – новый – группа из слоёв, называем группу «фон».

Этим действием мы освободили место в панели слоёв  и работать с панелью, создавая кадры анимации будет  удобнее.

Подготовка к созданию анимации закончена. А создавать анимацию будем во второй части урока.

Сегодня день памяти мученицы Ирины.

Великомученица Ирина
 
 
 
 
Тропарь мученицы Ирины
глас 4
Агница Твоя, Иисусе, Ирина/ зовет велиим гласом:/ Тебе, Женише мой, люблю,/ и, Тебе ищущи, страдальчествую,/ и сраспинаюся, и спогребаюся Крещению Твоему,/ и стражду Тебе ради,/ яко да царствую в Тебе, и умираю за Тя,/ да и живу с Тобою,/ но яко жертву непорочную приими мя,/ с любовию пожершуюся Тебе.// Тоя молитвами, яко Милостив, спаси души наша.

Кондак мученицы Ирины
глас 4
Девства добротами преиспещренна, дево,/ страдальчеством была еси краснейшая, Ирино,/ кровьми твоими истекшими обагрена,/ прелесть же низложившая безбожия.// Сего ради и прияла еси почести победы рукою Создателя твоего
 
 
Дорогие Ирины ! С именинами вас.

Сегодня празднество в честь иконы Божией Матери Неупиваемая чаша

Икона Божией Матери ''Неупиваемая Чаша''
 
Тропарь Божией Матери пред иконой Ее Неупиваемая чаша
глас 4
Днесь притецем вернии/ к Божественному и пречудному образу Пресвятыя Богоматери,/ напояющей верных сердца/ небесною Неупиваемою Чашею Своего милосердия/ и людем верным чудеса показующей./ Яже мы видяще и слышаще/ духовно празднуем и тепле вопием:/ Владычице премилостивая,/ исцели наша недуги и страсти/ молящи Сына Твоего Христа Бога нашего/ спасти души наша
 


Святая икона «Неупиваемая Чаша» прекрасного старинного письма. Лик Матери Божией совершенно как живой. Что изображает эта икона? По-видимому, это точное изображение «Знамения Божией Матери». Только Богомладенец написан стоящим в чаше. Чаша с благословляющим Богомладенцем – это Чаша Святого Причащения. Чаша эта воистину есть неупиваемая или неиспиваемая, потому что агнец ее есть «всегда ядомый и никогда неиждиваемый.». А Матерь Божия с воздетыми вверх пречистыми руками, как могучий первосвященник очевидно ходатайствует, что бы жертва сия - Святая Чаша – была принята в Принебесный Жертвенник за грешный род человеческий. И так же нет другого наиболее верного средства приобрести нам любовь и благоволение Матери Божией, как тоже через Причащение Святых Христовый Таин.
К сожалению неизвестен тот день, в который была явлена икона. В XIX веке празднование иконы «Неупиваемая Чаша» совершалось 27 ноября (ст.ст.) / 10 декабря (н.ст.) в один день с иконой Божией Матери «Знамение», так как эти иконы схожи по иконографии.

В конце XX века, когда было восстановлено почитание иконы «Неупиваемая Чаша», ее празднование было приурочено ко дню преставления преподобного Варлаама Серпуховского – 18 мая (н.ст.), так как иконы была явлена через предстательство этого святого. В 1997 году по благословению Святейшего Патриарха Алексия II было установлено совершать общецерковное празднование иконе Божией Матери «Неупиваемая Чаша» 18 мая (н.ст.).


Чудотворная икона «Неупиваемая Чаша» находилась во Владычнем монастыре до 1919 года, а после его закрытия – в соборе Николы Белого на улице Калужской. Дальнейшая судьба иконы неизвестна. По преданиям старожилов г. Серпухова известно, что многие иконы из собора Николы Белого были сожжены на берегу реки Нары. Сестры обители надеются, что Матерь Божия уберегла свою чудотворную икону, и она будет когда-нибудь найдена.

В 1993 году в Высоцком мужском монастыре, через два года после его открытия, был написан список чудотворной иконы «Неупиваемая Чаша», что послужило началом возрождения почитания этой иконы после долгих лет богоборчества.
 
Славится чудотворная икона «Неупиваемая Чаша» скорым исцелением страждущих от недугов наркомании, алкоголизма и курения, разрешением жилищных проблем. Замечено, что икона не только исцеляет, но и помогает изменить образ жизни заблудшего человека, приводит его к осознанию своих грехов, к покаянию и благочестивой жизни.

Чудеса от иконы «Неупиваемая Чаша»
 
* * * 1995 год. Первое чудо иконы «Неупиваемая Чаша» в пересказе монахини Рахили: «В начале Светлой Седмицы во время Богослужения кто-то оставил на крыльце храма киот, завернутый в портьеру. Все люди из храма вышли, а киот все стоит. Когда сестры развернули ткань, то увидели, что киот старинный, с резьбой и совершенно целый. Все недоумевали, кто бы мог принести его, и дивились неожиданной находке. А когда в пятницу привезли новую икону «Неупиваемая Чаша», то все удивились еще больше: оказалось, что киот точно подошел к ней по размеру. Так эта икона до сих пор и находится в этом киоте. Приблизительно через год пришла в храм женщина, смотрит на икону «Неупиваемая Чаша» и говорит: «Так ведь это мой киот!» Эта женщина рассказала, что когда она принесла в монастырь киот, ее сын бросил пить. Вот ведь как случилось – никто не знал, какая икона будет находиться в этом киоте, а Богородица уже исцелила человека».

* * * Мой сын Евгений курил и очень сильно пил. Заказывала на молебен Матери Божией «Неупиваемая Чаша». Псалтирь сорокоусты читали в женском монастыре. Сейчас, Слава Богу, не курит и не пьет.

* * * Я, Николай, проживая в Тюменской области г. Салехард. Впервые я услышал об иконе «Неупиваемая Чаша» в журнале «Крестьянка». У меня было пристрастие к алкоголю и куреву. Впервые я приехал во Владычный Введенский женский монастырь в 2000 году, после этого не пил год. Потом в это время я изменял жене. С любовницей был какой-то юбилей, и мне трудно было ей отказать, чтобы не выпить. После того как я попробовал кагор, стал со временем увеличивать дозы и вернулся к прежним запоям. Хоть никто и не знал, что я пью, кроме жены. Я понимал что способствует моему возврату к прошлой жизни: причина- прелюбодеяние. Разорвал все отношения с любовницей, перестал изменять жене и в 2002 году еще раз приехал в ваш монастырь. Был на акафисте «Неупиваемой Чаше» и с этого времени у меня пропала тяга к алкоголю и, не знаю что хуже, куреву, потому что от курева я страдал больше 20 лет. У меня улучшилось самочувствие, поправился на 14 кг. Стал совершать утреннее и вечернее правило, один раз в месяц «Неупиваемой Чаше». Благодарю матушку игумению Алексию и всех монахинь, которые молятся за всех нас грешных. 17.04.2003.