Равноапостольные Мефодий и Кирилл
Кондак на молебне равноапостольного Кирилла глас 2 Твердаго и Богодохновеннаго учения/ просвещая мир пресветлыми зарями,/ обтече, яко молния, вселенную, Кирилле святе,/ разсевая Божие слово на западе, и севере, и юзе,/ мир просвещая учением, святе. | Ин кондак на молебне глас 2 Пресветло житие возлюби, святе,/ зарями трисолнечными Божества освещаемь,/ прииде, яко молния, во всю вселенную,/ северную и южную земли просвещая,/ западным же свет незаходим явися./ Темже и ныне мрак греховный прогнав, святе,/ свыше испроси благодать духовную,/ имаши бо дерзновение к Богу. | Тропарь равноапостольных Мефодия и Кирилла глас 4 Яко апостолом единонравнии/ и словенских стран учителие,/ Кирилле и Мефодие богомудрии,/ Владыку всех молите,/ вся языки словенския утвердити в Православии и единомыслии,// умирити мир и спасти души наша. | Кондак равноапостольных Мефодия и Кирилла глас 3 Священную двоицу просветителей наших почтим,/ Божественных писаний преложением источник богопознания нам источивших,/ из негоже даже доднесь неоскудно почерпающе,/ ублажаем вас, Кирилле и Мефодие,/ Престолу Вышняго предстоящих// и тепле молящихся о душах наших |
День тезоименитства Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. По благословению Святейшего Патриарха Кирилла служба в честь равноапостольных Кирилла и Мефодия совершается в День Святого Духа (ср. 56-я Храмовая глава Типикона).
Сошествие Святого Духа на апостолов
Святитель Феофан Затворник. Мысли на каждый день года
(Еф. 5, 9-19; Мф. 18, 10-20). Утешая учеников Своих, Господь говорил, что для них лучше, чтоб Он взошел на небо, ибо, возшедши, Он пошлет вместо Себя Утешителя - Духа. Нисшел Дух Святый и пребывает в Церкви, совершая в каждом человеке верующем дело Христово. Всякий христианин - причастник Духа. Это так необходимо, что кто Духа не имеет, тот и не Христов. Присмотрись же хорошенько - есть ли в тебе Дух благодати? Ибо он не у всех остается, а бывает так, что и отходит. Вот приметы: сначала находит дух покаяния. и учит христианина обращению к Богу и исправлению жизни; дух покаяния, совершив свое дело, передает христианина духу святости и чистоты, которому преемствует, наконец, дух сыноположения. Черта первого - трудолюбная ревность; черта второго - теплота и горение сердца сладкое; черта третьего - чувство сыновства, по которому исходит из сердца воздыхание к Богу: "Авва отче"! Смотри, на которой из этих степеней находишься. Если ни на какой, прими заботу и попечение о себе.
24.05/11.05
Будь мирен во Христе
"Уразуметь превосходящую разумение любовь Христову" (Ефес. 3, 19) |
О ТРОИЦКОЙ СУББОТЕ
По Уставу Вселенской Православной Церкви накануне праздника Святой
Пятидесятницы (Троицы) совершается заупокойное богослужение, как и в
день первой
Вселенской Родительской Субботы, бываемой на мясопустной седмице
перед Неделей (Воскресением) о Страшном
Суде. Эта Родительская Суббота получила название Троицкой и также,
как и Мясопустная, предваряет собой вхождение в пост, который начинается
через седмицу и именуется Апостольским.
Это поминовение усопших ведет свое начало со времен апостольских. Как об
установлении мясопустной Родительской Субботы сказано, что
"Божественные отцы прияли ее от священных апостолов", так можно сказать и
о происхождении Троицкой Субботы. В словах св. ап. Петра, произнесенных
им в день Пятидесятницы, есть важное указание на начало обычая
поминовения усопших в день Пятидесятницы. Апостол в этот день, обращаясь
к иудеям, говорит о Воскресшем Спасителе: Бог воскресил Его,
расторгнув узы смерти (Деян. 2, 24). А постановления Апостольские
повествуют нам о том, как апостолы, исполняясь Духом Святым в
Пятидесятницу, проповедовали иудеям и язычникам Спасителя нашего Иисуса
Христа, Судиею живых и мертвых. Поэтому Святая Церковь издревле
призывает нас совершать перед днем Пресвятой Троицы поминовение всех от
века усопших благочестивых праотец, отец, братий и сестер наших, т. к. в
день Пятидесятницы запечатлелось искупление мира освятительной силой
Животворящего Пресвятого Духа, которая благодатно и спасительно
простирается, как на нас,живущих, так и на умерших. Как в Мясопустную
субботу, представляющую как бы последний день мира, так и в Троицкую,
представляющую собой последний день Церкви Ветхозаветной перед
раскрытием во всей силе царства Христова в День Пятидесятницы,
Православная Церковь молится о всех усопших отцах и братиях. В самый же
праздничный день возносит о них, в одной из молитв, воздыхание ко
Господу: "Упокой, Господи, души рабов Твоих, прежде усопших отец и
братий наших, и прочих сродников по плоти, и всех своих в вере, о них же
и память творим ныне".
В День Пятидесятницы искупление мира было запечатлено освящающей и
совершительной силой Животворящего Пресвятого Духа, благодатно и
спасительно простирающейся на живущих и умерших. Поэтому и Святая
Церковь, как в Мясопустную субботу, представляющую как бы последний день
мира, так и в Троицкую, представляющую собой последний день Церкви
Ветхозаветной перед раскрытием во всей силе Церкви Христовой в День
Пятидесятницы, молится о всех усопших отцах и братиях, а в самый День
Пятидесятницы возносит о них молитвы Господу. В одной из эти молитв
говорится "Упокой, Господи, души рабов Твоих, прежде усопших отец и
братий наших, и прочих сродников по плоти, и всех своих в вере, о них же
и память творим ныне".