Жах, або повний ...
- 09.04.08, 20:51
Наступну статтю відомого українського аналітика, опубліковану в московській газеті, ми вирішили подати мовою оригіналу. По-перше, для нової української еліти російськомовні тексти не становлять і не будуть становити жодних проблем. По-друге, ми у такий спосіб хочемо нагадати, що це мова, якою на теренах Євразії спілкується, за даними російської ФСБ, понад 50 млн вихідців з України — людей, які є етнічними українцями, або мають українські прізвища, або мають родичів в Україні. Здебільшого, це люди нашої породи — носії творчого мислення, високого організаційного начала і нестримного прагнення до розвитку. Активна співпраця між Україною та її діаспорою — завдання для нової української держави. А про те, якою “розбудовою” займається нинішня “українська держава” — читайте у статті...
КАК НИ ПАРАДОКСАЛЬНО, но спустя 11 лет после распада СССР и его "несокрушимой и легендарной" Советской Армии ни одному из государств СНГ не удалось создать национальную армию. Некоторым исключением может служить Россия. Украина, приватизировав одну из крупнейших группировок в Европе, пошла по пути адаптации этой махины к реалиям украинской государственности.
Численность личного состава вооруженных формирований на Украине в 2000 г. составила: вооруженные силы — 270-310 тыс., пограничные войска — 35-40 тыс., внутренние войска — 30-35 тыс., войска ГО — 10-15 тыс., войска правительственной связи СБУ — 3-5 тыс. Почему такой разброс? Да потому, что точными данными о численности личного состава не владеют даже парламентские комиссии, а не только независимые аналитики, а тем более налогоплательщики. Одной из причин такой секретности называют закрытость информации от иностранных разведок. Истинная причина скорее всего проще — в преимуществе неучтенных душ. Можно скачать дополнительные деньги из бюджета или использовать солдат в качестве бесплатной рабочей силы, в том числе и для нужд командования.
Экономическая несостоятельность государства сказывается на военных расходах. В 2000 г. в расчете на 1 военнослужащего в долларовом эквиваленте было истрачено: в ВС — 1550 долл., ПВ — 1250, ВВ МВД — 758, ГО МЧС — 1600. Войскам ГО МЧС бюджетные средства выделяются в размере 30% от потребностей, что чревато тяжелыми последствиями, так как в условиях повышенной техногенной опасности в стране эти войска не в состоянии эффективно выполнить свои задачи. Еще сложнее ситуация в погранвойсках. Практически все технические средства, транспорт, авиация и корабли, унаследованные ими от СССР, за одиннадцать лет пришли в состояние, которое не обеспечивает выполнения поставленных задач. Кроме того, на ПВ возложены задачи по охране северо-восточных рубежей, а это 46 тыс. км дорог на границе с Россией и Беларусью, что требует дополнительных транспортных средств для контроля.
Вызывают озабоченность и приоритеты финансирования силовых структур. Так, оперуполномоченный СБУ (майор) имеет должностной оклад на уровне командира дивизии ВС, старший оперуполномоченный СБУ (подполковник) имеет оклад командира корпуса, а начальник отдела СБУ — на уровне министра обороны. Отсюда происходит в том числе и разница в пенсиях, которые в СБУ в 2-3 раза выше, чем в ВС. Подобное уже можно расценивать как дискриминацию. Согласно сложившейся мировой практике в странах развитой демократии сотрудники спецслужб не являются военнослужащими, а имеют статус государственных служащих.
Оборонные затраты в расчете на одного военнослужащего — объективный критерий отношения государства к своей армии: США — 190 100 долл., Англия — 170 650, Германия — 94 000, Франция — 90 500, Польша — 18 350, Венгрия — 14 750, Турция — 12 700, Россия — 3750, Украина — 1550. Даже при таком мизерном финансировании в украинском бюджете средства выделяются в размере 50% от реальных потребностей. Сегодня Украина выделяет столько денег на содержание всех ВС, сколько Запад выделяет на содержание только одной дивизии согласно стандартам НАТО. Это достаточно наглядно характеризует уровень боеготовности украинской армии. На одном из заседаний военной коллегии МО президент Украины Леонид Кучма дал следующую оценку состоянию боеготовности ВС Украины: "Из 191 механизированного и танкового батальона не боеготов ни один... Только три летные части признаны условно годными, 25 — ограниченно годными, 17 — не готовыми к выполнению возложенных задач..." Боевая готовность становится все более условной, учения проводятся на компьютерах, картах, в классах. Суммарный налет летчиков ВВС примерно равен годовому налету одного полка Харьковского военного училища в советское время. Имея более 900 самолетов, Украина вряд ли сможет выставить 10-15 летчиков, способных выполнять боевые задачи на уровне стандартов НАТО.
Неудовлетворительным является и состояние вооружений и военной техники. Из 543 вертолетов армейской авиации в воздух можно поднять всего 35 машин. Сейчас в частях исправных самолетов менее 40%, а через пару лет их останется 15-25%. В войсках ПВО более 50% ЗРК и 75% РЛС устарели технически и морально. Практически все корабли ВМС требуют заводского ремонта. В сухопутных войсках 80% автомобилей не укомплектованы аккумуляторами. В войсках правительственной связи и ВВ МВД 60-80% радиостанций выработали свой ресурс.
Сегодня для модернизации ВС Украины необходимо ежегодно закупать 45 самолетов, 10 кораблей, сотни танков и БМП, тысячи автомобилей. На это необходимо 2-3 млрд. долл. в год, а согласно стандартам НАТО — 5,5-7,5 млрд. долл. — почти весь государственный бюджет Украины.
Украина достигла той черты, за которой начался обвальный процесс падения уровня готовности основных видов вооружения и техники. Продолжающийся развал ВПК привел к тому, что Украина так и не смогла обеспечить замкнутый цикл производства основных видов оборонной продукции. Сегодня объем производства ВПК на Украине составляет 4-5% от уровня 1990 г., и тенденция падения уровня производства сохраняется. В стране приостановлена подготовка резервистов. С 1992 г. не проводились учебные сборы офицеров запаса. 70-80% резервистов утратили практические навыки. Происходит дальнейшее сокращение военных кафедр в вузах. За годы независимости выросло целое поколение специалистов, не имеющих никакого понятия о военном деле. После неудачного эксперимента с созданием Национальной гвардии, на которую были возложены эфемерные функции "защиты конституционного строя", в стране не осталось структуры, которая смогла бы развернуть подготовку резервистов и организовать территориальную оборону. Развал ВС Украины проявляется и в том, что в них ежегодно проводится 2,5-3 тыс. организационно-штатных мероприятий (изменение структуры, должностных обязанностей, штатов и т. д.).
Вооруженные силы продолжают оставаться крупнейшим собственником недвижимости в стране. Из-за невозможности эффективно распорядиться этой собственностью она превратилась в обузу как для армии, так и для бюджета. Уже сейчас необходимо передать в коммунальную собственность 50 тыс. строений, 20 тыс. инженерных сооружений, 1600 котельных, 70 военных городков. Полностью изжила себя и система рекрутирования призывников. Сегодня от призыва уклоняются 18 тыс. юношей. Для сравнения: в период вьетнамской войны от службы в армии США уклонились 50 тыс. человек (при общей численности ВС США в 1,7 млн.). 90% призывников не подлежат призыву по состоянию здоровья или ввиду отсрочек. Всего 72 тыс. юношей имеют законные основания не подлежать призыву в армию. Неуклонно падает общеобразовательный уровень призывного контингента.
Элита армии — офицерский корпус оценивает службу в армии в целом отрицательно. По данным психологов, 57% офицеров и прапорщиков пребывают в состоянии депрессии и апатии. Причинами такого состояния они называют: материальное положение; отношение общества к людям в погонах; социальную незащищенность; утрату моральных ценностей; ошибки и просчеты военного руководства. Удовлетворены службой не более 20% военнослужащих, в основном прапорщики, как правило, те, кто не имеет личного состава или находится на тыловых должностях. 60% офицеров не видят перспектив службы, 66% не верят в позитивные перемены в будущем. В вооруженных формированиях насчитывается более ста тысяч бесквартирных офицеров и прапорщиков, ежегодно к ним присоединяются 4,5 тыс. молодых офицеров — выпускников вузов.
Самое опасное заключается в том, что 70% офицеров с недоверием относятся к деятельности высших органов государственной власти и должностных лиц, в том числе и Минобороны. Низкий уровень социальной защиты способствует росту преступности, в частности коррупции среди старших и высших офицеров.
В силовых ведомствах сложилась диспропорция между количеством офицеров и личного состава. Число офицеров в ВС Украины (28%) значительно превышает оптимальный показатель (10%) для армий, комплектуемых по призыву (Франция, Германия, КНР, Россия). Число солдат и сержантов срочной службы в ВС Украины равно числу генералов, офицеров и прапорщиков! На каждого солдата по одному офицеру. Такая армия не может быть боеспособной.
В ВС Украины проходят службу 28 тыс. сверхсрочников (прапорщиков). Из них только 5% занимают командные и технические должности, 95% — тыловые. Имеет место значительная текучесть офицерских кадров. Сегодня 40% офицеров состоят в должности менее двух лет. 50% командиров частей и бригад не соответствуют своим должностям ни по возрасту, ни по уровню подготовки. Ежегодно армию покидают 1700-2000 молодых офицеров в возрасте до 30 лет. Вакантными остаются более 3000 первичных офицерских должностей. Базовая подготовка лейтенанта в сухопутных войсках на 90% совпадает с базовой подготовкой лейтенанта в ПВ и ВВ МВД, однако каждое воинское формирование содержит свои вузы, и содержит их неэффективно из-за ограниченного количества курсантов и неразвитой материально-технической базы.
Фактически Украина содержит два флота: ВМС и морские силы погранвойск. Оба действуют в одной акватории, имея в составе по тысяче кораблей. В результате оба не имеют средств на их содержание.
В руководящем звене ВС Украины — Министерстве обороны и Генеральном штабе насчитывается более ста офицеров, занимающих ответственные руководящие посты и не имеющих при этом соответственного образования. Национальная академия ВС с ее классическим военным образованием — 2 года (для сравнения: в учебных заведениях такого уровня в США и ФРГ 9-10 месяцев) готовит скорее военных теоретиков прошлого, а не военных руководителей будущего. Из вышеизложенного напрашиваются следующие выводы: военная организация Украины находится в состоянии глубокого кризиса и представляет угрозу национальной безопасности страны.
КАК НИ ПАРАДОКСАЛЬНО, но спустя 11 лет после распада СССР и его "несокрушимой и легендарной" Советской Армии ни одному из государств СНГ не удалось создать национальную армию. Некоторым исключением может служить Россия. Украина, приватизировав одну из крупнейших группировок в Европе, пошла по пути адаптации этой махины к реалиям украинской государственности.
Численность личного состава вооруженных формирований на Украине в 2000 г. составила: вооруженные силы — 270-310 тыс., пограничные войска — 35-40 тыс., внутренние войска — 30-35 тыс., войска ГО — 10-15 тыс., войска правительственной связи СБУ — 3-5 тыс. Почему такой разброс? Да потому, что точными данными о численности личного состава не владеют даже парламентские комиссии, а не только независимые аналитики, а тем более налогоплательщики. Одной из причин такой секретности называют закрытость информации от иностранных разведок. Истинная причина скорее всего проще — в преимуществе неучтенных душ. Можно скачать дополнительные деньги из бюджета или использовать солдат в качестве бесплатной рабочей силы, в том числе и для нужд командования.
Экономическая несостоятельность государства сказывается на военных расходах. В 2000 г. в расчете на 1 военнослужащего в долларовом эквиваленте было истрачено: в ВС — 1550 долл., ПВ — 1250, ВВ МВД — 758, ГО МЧС — 1600. Войскам ГО МЧС бюджетные средства выделяются в размере 30% от потребностей, что чревато тяжелыми последствиями, так как в условиях повышенной техногенной опасности в стране эти войска не в состоянии эффективно выполнить свои задачи. Еще сложнее ситуация в погранвойсках. Практически все технические средства, транспорт, авиация и корабли, унаследованные ими от СССР, за одиннадцать лет пришли в состояние, которое не обеспечивает выполнения поставленных задач. Кроме того, на ПВ возложены задачи по охране северо-восточных рубежей, а это 46 тыс. км дорог на границе с Россией и Беларусью, что требует дополнительных транспортных средств для контроля.
Вызывают озабоченность и приоритеты финансирования силовых структур. Так, оперуполномоченный СБУ (майор) имеет должностной оклад на уровне командира дивизии ВС, старший оперуполномоченный СБУ (подполковник) имеет оклад командира корпуса, а начальник отдела СБУ — на уровне министра обороны. Отсюда происходит в том числе и разница в пенсиях, которые в СБУ в 2-3 раза выше, чем в ВС. Подобное уже можно расценивать как дискриминацию. Согласно сложившейся мировой практике в странах развитой демократии сотрудники спецслужб не являются военнослужащими, а имеют статус государственных служащих.
Оборонные затраты в расчете на одного военнослужащего — объективный критерий отношения государства к своей армии: США — 190 100 долл., Англия — 170 650, Германия — 94 000, Франция — 90 500, Польша — 18 350, Венгрия — 14 750, Турция — 12 700, Россия — 3750, Украина — 1550. Даже при таком мизерном финансировании в украинском бюджете средства выделяются в размере 50% от реальных потребностей. Сегодня Украина выделяет столько денег на содержание всех ВС, сколько Запад выделяет на содержание только одной дивизии согласно стандартам НАТО. Это достаточно наглядно характеризует уровень боеготовности украинской армии. На одном из заседаний военной коллегии МО президент Украины Леонид Кучма дал следующую оценку состоянию боеготовности ВС Украины: "Из 191 механизированного и танкового батальона не боеготов ни один... Только три летные части признаны условно годными, 25 — ограниченно годными, 17 — не готовыми к выполнению возложенных задач..." Боевая готовность становится все более условной, учения проводятся на компьютерах, картах, в классах. Суммарный налет летчиков ВВС примерно равен годовому налету одного полка Харьковского военного училища в советское время. Имея более 900 самолетов, Украина вряд ли сможет выставить 10-15 летчиков, способных выполнять боевые задачи на уровне стандартов НАТО.
Неудовлетворительным является и состояние вооружений и военной техники. Из 543 вертолетов армейской авиации в воздух можно поднять всего 35 машин. Сейчас в частях исправных самолетов менее 40%, а через пару лет их останется 15-25%. В войсках ПВО более 50% ЗРК и 75% РЛС устарели технически и морально. Практически все корабли ВМС требуют заводского ремонта. В сухопутных войсках 80% автомобилей не укомплектованы аккумуляторами. В войсках правительственной связи и ВВ МВД 60-80% радиостанций выработали свой ресурс.
Сегодня для модернизации ВС Украины необходимо ежегодно закупать 45 самолетов, 10 кораблей, сотни танков и БМП, тысячи автомобилей. На это необходимо 2-3 млрд. долл. в год, а согласно стандартам НАТО — 5,5-7,5 млрд. долл. — почти весь государственный бюджет Украины.
Украина достигла той черты, за которой начался обвальный процесс падения уровня готовности основных видов вооружения и техники. Продолжающийся развал ВПК привел к тому, что Украина так и не смогла обеспечить замкнутый цикл производства основных видов оборонной продукции. Сегодня объем производства ВПК на Украине составляет 4-5% от уровня 1990 г., и тенденция падения уровня производства сохраняется. В стране приостановлена подготовка резервистов. С 1992 г. не проводились учебные сборы офицеров запаса. 70-80% резервистов утратили практические навыки. Происходит дальнейшее сокращение военных кафедр в вузах. За годы независимости выросло целое поколение специалистов, не имеющих никакого понятия о военном деле. После неудачного эксперимента с созданием Национальной гвардии, на которую были возложены эфемерные функции "защиты конституционного строя", в стране не осталось структуры, которая смогла бы развернуть подготовку резервистов и организовать территориальную оборону. Развал ВС Украины проявляется и в том, что в них ежегодно проводится 2,5-3 тыс. организационно-штатных мероприятий (изменение структуры, должностных обязанностей, штатов и т. д.).
Вооруженные силы продолжают оставаться крупнейшим собственником недвижимости в стране. Из-за невозможности эффективно распорядиться этой собственностью она превратилась в обузу как для армии, так и для бюджета. Уже сейчас необходимо передать в коммунальную собственность 50 тыс. строений, 20 тыс. инженерных сооружений, 1600 котельных, 70 военных городков. Полностью изжила себя и система рекрутирования призывников. Сегодня от призыва уклоняются 18 тыс. юношей. Для сравнения: в период вьетнамской войны от службы в армии США уклонились 50 тыс. человек (при общей численности ВС США в 1,7 млн.). 90% призывников не подлежат призыву по состоянию здоровья или ввиду отсрочек. Всего 72 тыс. юношей имеют законные основания не подлежать призыву в армию. Неуклонно падает общеобразовательный уровень призывного контингента.
Элита армии — офицерский корпус оценивает службу в армии в целом отрицательно. По данным психологов, 57% офицеров и прапорщиков пребывают в состоянии депрессии и апатии. Причинами такого состояния они называют: материальное положение; отношение общества к людям в погонах; социальную незащищенность; утрату моральных ценностей; ошибки и просчеты военного руководства. Удовлетворены службой не более 20% военнослужащих, в основном прапорщики, как правило, те, кто не имеет личного состава или находится на тыловых должностях. 60% офицеров не видят перспектив службы, 66% не верят в позитивные перемены в будущем. В вооруженных формированиях насчитывается более ста тысяч бесквартирных офицеров и прапорщиков, ежегодно к ним присоединяются 4,5 тыс. молодых офицеров — выпускников вузов.
Самое опасное заключается в том, что 70% офицеров с недоверием относятся к деятельности высших органов государственной власти и должностных лиц, в том числе и Минобороны. Низкий уровень социальной защиты способствует росту преступности, в частности коррупции среди старших и высших офицеров.
В силовых ведомствах сложилась диспропорция между количеством офицеров и личного состава. Число офицеров в ВС Украины (28%) значительно превышает оптимальный показатель (10%) для армий, комплектуемых по призыву (Франция, Германия, КНР, Россия). Число солдат и сержантов срочной службы в ВС Украины равно числу генералов, офицеров и прапорщиков! На каждого солдата по одному офицеру. Такая армия не может быть боеспособной.
В ВС Украины проходят службу 28 тыс. сверхсрочников (прапорщиков). Из них только 5% занимают командные и технические должности, 95% — тыловые. Имеет место значительная текучесть офицерских кадров. Сегодня 40% офицеров состоят в должности менее двух лет. 50% командиров частей и бригад не соответствуют своим должностям ни по возрасту, ни по уровню подготовки. Ежегодно армию покидают 1700-2000 молодых офицеров в возрасте до 30 лет. Вакантными остаются более 3000 первичных офицерских должностей. Базовая подготовка лейтенанта в сухопутных войсках на 90% совпадает с базовой подготовкой лейтенанта в ПВ и ВВ МВД, однако каждое воинское формирование содержит свои вузы, и содержит их неэффективно из-за ограниченного количества курсантов и неразвитой материально-технической базы.
Фактически Украина содержит два флота: ВМС и морские силы погранвойск. Оба действуют в одной акватории, имея в составе по тысяче кораблей. В результате оба не имеют средств на их содержание.
В руководящем звене ВС Украины — Министерстве обороны и Генеральном штабе насчитывается более ста офицеров, занимающих ответственные руководящие посты и не имеющих при этом соответственного образования. Национальная академия ВС с ее классическим военным образованием — 2 года (для сравнения: в учебных заведениях такого уровня в США и ФРГ 9-10 месяцев) готовит скорее военных теоретиков прошлого, а не военных руководителей будущего. Из вышеизложенного напрашиваются следующие выводы: военная организация Украины находится в состоянии глубокого кризиса и представляет угрозу национальной безопасности страны.
9