Жители Юго-Восточной Украины представляют собой уникальнейший феномен: обладая многим рычагами власти, из-за опаски их использовать, они в действительности сделали себя бесправными и безвольными.
Опубликованная пару месяцев назад статья «Распад России. Аналитический взгляд», к удивлению автора, оказалась падкой на спрос. Она быстро покинула украинский сектор Интернета и стала дрейфовать по российским сайтам, некоторые из которых аналитические или просто новостные. Форумы, блоги, социальные сети — и, судя по комментариям, граждан РФ за живое всё-таки задела. Отклики встречались разные, от слов благодарности до призыва отправить автора на виселицу. Одной из распространённых претензий, как ни странно, была аргументация, что «легко рассуждать о развале чужого государства». Нет, автору вовсе «не слабо» и «не стыдно», хотя любому патриоту неприятно думать о развале родной для него державы. А потому с данного материала начинается цикл из пяти статей, посвященного проблеме возможного распада Украины. И первая из них — о возможности обретения независимости юго-восточных регионов.
Исторические предпосылки
Юго-Восток — поздно освоенная территория, которая была присоединена в конце XVIII ст. Регион приобрёл свой культурно-экономический характер в XIX—XX вв., что стало следствием тотальной индустриализации, поэтому юго-восточные регионы в наибольшей степени связаны с наследством Российской империи и СССР, в наименьшей — Речи Посполитой.
Первым историческим опытом возможной ЮВР в любом случае станет Донецко-Криворожская Советская Республика, провозглашённая 12 февраля 1918 г. в Харькове. Правда, она не включала в себя некоторые южные области Украины, в т.ч. Крым. Ликвидирована 17 февраля 1919-го. Кроме ДКСР существовали и другие территориальные образования, но они менее известны широкой общественности — Крымская Народная Республика, Советская Социалистическая Республика Тавриды, Одесская Советская Республика и т.д.
Второй пример более свежий и связан с проектом автономного образования ЮВУАР со столицей в г. Харькове (Юго-Восточная Украинская Автономная Республика; в украинском языке получила издевательское название «ПІСУАР/ПСУАР»). 28 ноября 2004 г. в Северодонецке при участии Януковича прошёл Всеукраинский съезд депутатов всех уровней. Один из интересных моментов тех событий, что тогда речь шла не о федерализации Украины, а именно о сепаратизме. Здесь уместно привести две красноречивые цитаты. В частности, председатель облсовета Донетчины Борис Колесников заявил: «Если нам не дадут защитить свой выбор, мы готовы идти на крайние меры. В этом случае мы предлагаем: выразить недоверие всем высшим органам государственной власти, которые нарушили закон. Создать новое юго-восточное украинское государство в форме федеративной республики. Столицей нового государства станет Харьков, таким образом, будет восстановлена первая столица независимой Украинской республики… Экономическое процветание и стабильность новому государству обеспечит его высокий промышленный потенциал и членство в ЕЭП. Мы также заверяем мировое сообщество в том, что новое государственное образование будет иметь самую демократическую Конституцию в мире». Его поддержал губернатор Харьковщины Евгений Кушнарёв: «На любой выпад у нас есть достойный ответ — вплоть до самых крайних мер. И я хочу напомнить горячим головам под оранжевыми знамёнами: от Харькова до Киева — 480 километров, а до границы с Россией — 40!… Мы понимаем, что восток имеет серьёзнейшее отличие от Галичины, мы не навязываем Галичине наш образ жизни, но мы никогда не позволим Галичине учить нас, как нужно жить!» Проект остался нереализованным ввиду победы организаторов Оранжевой революции.
Конечно, существуют ещё и простые идеи маргинального толка. Например, 9 февраля 2009 г. представители Народного Движения «Донецкая республика» распространили в Донецке декларацию о государственном суверенитете Донецкой федеративной республики. Эхом ЮВУАР стал закон о региональных языках: если отметить области на карте Украины, которые сегодня предоставили русскому языку статус регионального, прекрасно видно, что они составляют территорию тогдашнего проекта. Тем не менее, пророссийское движение (впрочем, как и сепаратистское) в данный момент раздавлено и раздроблено.
Другими словами, можно подвести итог, что исторических предпосылок для создания независимости юго-восточных регионов мало. Отсутствие опыта государственности частично поясняет такую низкую политичность жителей Юго-Восточной Украины.
Причины
Политический фактор. В Украине отсутствует единая политическая нация. В 1994, 1999, 2004, 2010 гг. Юго-Восток в качестве кандидатов в президенты поддержал Леонида Кучму и Виктора Януковича, в то время как другие регионы голосовали против них. Аналогичная ситуация наблюдается на парламентских и местных выборах. Также восточные и южные регионы Украины, в отличие от центральных и западных, в своей массе предпочитают вступление страны в Таможенный союз и интеграцию с постсоветским пространством. Любопытно, что украинский политолог Владимир Фесенко в 1998 г. отметил, что «русскоязычный пояс Украины имеет сразу 5 региональных центров влияния — Днепропетровск, Донецк, Харьков, Симферополь и Одесса — между которыми не только нет достаточного взаимопонимания и взаимодействия, но зачастую идёт острая конкурентная борьба».
Экономический фактор. Юго-Восточная Украина — наиболее развитый в экономическом контексте макрорегион (одна только Донецкая область обеспечивает около 20% промышленного производства государства при населении в 10% от общеукраинского). Он индустриален, более урбанизированный, сильно связан с соседней Россией, по своей структуре ориентирован на экспорт. На юго-востоке Украины находятся наиболее крупные предприятия угледобывающей, военной промышленности, альтэнергетики, чёрной металлургии, ракетно-космической отрасли, авиастроения, судостроения и судоремонта, нефтеперерабатывающие заводы, морские порты. По выражению народного депутата Юрия Болдырева, «Донецк продолжает кормить население Западной Украины». Если отбросить эмоции в сторону и просто взглянуть на показатели валового регионального продукта, увидим, что, например, в 2010 г. ВРП Донецкой, Днепропетровской и Харьковской областей составил 128 986, 116 136 и 65 293 млн грн, тогда как Львовская, Тернопольская и Ивано-Франковская внесли 41 655, 12 726 и 20 446 млн. Наибольшей среди областей по площади является Одесская область (33,3 тыс. кв. км), по населению — Донецкая. Также на Юго-Востоке сконцентрирована основная масса научных и военных организаций. Вот почему там более популярны идеи федерализации.
Культурный фактор. В языковом контексте юго-восточное украинское население в своем подавляющем большинстве русскоязычное (широко распространён суржик) в отличие от Центральной и Западной Украины. В религиозном отношении на Юго-Востоке основной конфессией является православная церковь Московского патриархата. Сильная поляризация в сравнении с Центром и Западом наблюдается в исторической сфере: население юго-востока страны празднует 9 мая как День победы, 23 февраля/8 марта как День защитника отечества (День всех мужчин) и Международный женский день, красноармейцы считаются героями, а времена СССР не считаются оккупацией. Если для западной части более приемлемым является национализм, то для восточной — патриотизм. Автор также не может не упомянуть один простой эксперимент: в одной из социальных сетей на стену он сбрасывал определённые фото, демотиваторы, фразы, цитаты с различным смыслом и фиксировал реакцию участников группы на них. Примечательно: украиноязычные пользователи активизировались, когда речь шла о красоте/мелодичности украинского языка, национализме (лозунги, ОУН-УПА, Мазепа, независимость Украины), вышиванках, культуре и т.д., а русскоязычные — если появлялась информация с научным, технологическим подтекстом. Причём в первом случае чаще звучали требования публиковать информацию только на украинском языке, встречалась агрессия относительно российской тематики (ТС, ЧФ РФ, статус русского языка) и исторической (СССР, КА), во втором — оценка была положительной, но антипатии уже наблюдались в случае со спорными страницами украинской истории. То есть региональные отличия налицо даже в Интернете. Граждане юго-восточного региона Украины по менталитету более технические, но менее активны в общественной деятельности и религиозно, плохо умеют защищать свои права. Во время заседания круглого стола «Интеграция на постсоветском пространстве: возможные плюсы для Украины» Геннадий Макаров, глава общественных организаций «За культурно-языковое равноправие» и «Русское вече», прокомментировал: «Что удивительно: Восток Украины не имеет своей политической субъектности. Если Западная Украина имеет политическую субъектность, там есть политические лидеры, которые умеют внятно и чётко отстаивать свои интересы, то на Востоке этого нет. К сожалению, в Киеве сложилась такая система, что все политические лидеры, которые приходят туда, быстро «приручаются» различными средствами и отходят от выражения интересов Востока».
Давление. Радикальные украинские националисты (которых мизерное меньшинство в нашей стране, но они есть) часто ассоциируют Юго-Восток с отсталым совком, населенным москалями, кацапами и «голодоморными манкуртами». В связи с этим он считается третьесортным после Запада и Центра. В качестве доказательства они используют тот факт, что для юго-восточных регионов характерна убыль населения, более высокий уровень преступности, распространённости ВИЧ-инфекции, туберкулёза, менее благополучная экологическая обстановка. Да и кто не знает кричалки «Спасибо жителям Донбасса!», «Одесса — жидовский город!» или обещания «оградить Донбасс колючей проволокой» и выселить крымчан по адресу «Чемодан-Вокзал-Россия!». Украинский писатель Василий Шкляр в 2011 г. заявил, что Донбасс и Крым надо отрезать, как больную гангреной ногу. Полугодом ранее большой резонанс в Украине вызвало высказывание ещё одного писателя, Юрия Адруховича, когда он изрёк предположение о возможности отделения от страны тех же Донбасса и Крыма, добавив: «Политики из густонаселенных восточных и южных областей Украины тянут страну «в совок», не дают сформировать во власти прочное «проукраинское большинство», поэтому без них стране, возможно, жилось бы лучше. Большинство жителей этих регионов принадлежат к другой — российской — политической нации, поэтому попытки привить им любовь ко всему украинскому заранее обречены на провал. Там априори агрессивно заблокировано любое украинское движение. Оно заблокировано не в результате каких-то репрессий, а потому что действительно этого не хочет тамошнее население. Оно чуждо Украине. Украина ему чужда и неинтересна, по меньшей мере, безразлична». Украинский исследователь Виталий Нахманович полагает, что «концентрация русскоязычного населения в отдельных регионах имеет своим результатом рост уровня межрегионального идеологического противостояния. Но, поскольку одновременно растёт доля украинцев в этих же регионах, в них постепенно сокращается база этнического сепаратизма».
Характеристика ЮВР
Характеристика гипотетического государственного образования звучит приблизительно так: Юго-Восточная республика (ЮВР) — президентско-парламентская республика, в составе девяти регионов бывшей Украины (Луганская, Донецкая, Харьковская, Днепропетровская, Запорожская, Херсонская, Николаевская, Одесская области, Автономная республика Крым). Хотя если учесть, что в этом случае Центральная Украина останется наедине с Западной, для первой это невыгодно и экономически, и морально, высока вероятность присоединения к ЮВР некоторых других областей, таких как Сумская, Кировоградская и Полтавская. На статус столицы могут претендовать Харьков, Днепропетровск или Донецк. Государственный — русский язык, возможно, украинский получит статус регионального. Визовый режим с Западной Украиной, безвизовый — с РФ. Экономически наследник Юго-Восточной Украины может стать в ряд наиболее развитых европейских держав и занять 30-35 позиции в мире по уровню ВВП, ведь в случае распада около 60% индустриальной базы сегодняшней Украины (в т.ч машиностроение, черноморские порты, сельское хозяйство), залежи энергоносителей (в частности, месторождения нефти и газа, 2 наиболее мощные из 4 АЭС), основные торгово-транспортные коридоры припадут на ЮВР.
Опрос августа 2012 г. социологической службы Центра Разумкова совместно с Фондом «Демократические инициативы» свидетельствует, что всплеск поддержки независимости на Востоке пришёлся на август 2011 г. (57%), после чего снизился до обычного уровня (49%). Число противников независимости также снизилось — 23% против 34% в 2010 г. На Юге в августе 2010-го поддержка независимости составила 65%, число противников — 15%. Год спустя число сторонников составило 34%, в 2012-м — 36%, тогда как число противников два года стабильно — более 40%.
Социологическое исследование 2007 г. показало, что на юго-востоке Украины более 70 % населения проголосовало бы за сохранение СССР, если бы референдум проводился в день опроса. По данным Института социологии НАНУ, в 2012 г. гражданами Украины себя считают 43% жителей восточной части страны.
Результаты соцопросов КМИС в 2011 г. по заказу «Института по правам человека, противодействия экстремизму и ксенофобии» свидетельствуют, что на Западной Украине 18% считают регионом-антагонистом Донбасс, 12% респондентов убеждены, что жизнь была бы лучше без юго-восточных регионов, 42% опрошенных считают взгляды жителей юго-востока опасными для целостности страны, 59% придерживаются мнения, что «взгляды юго-востока тормозят процесс преобразования Украины в современное европейское государство».
Последствия
Для Юго-Восточной республики отделение будет выгодно с экономической и моральной точек зрения. Налоги не будут уходить в Киев и тратиться на непонятно что, а оставаться на местах, это позволит провести грамотные экономические реформы. Как следствие, существенно повысится уровень благосостояния населения. Исчезнет языковая проблема — русский получит статус государственного. Параллельно сгинет моральное давление, к примеру, испарятся угрозы украинизации, вступления в НАТО, навязывания культа ОУН-УПА. Отношения с Россией станут дружелюбными и взаимовыгодными без примесей русофобии (в противоположном случае гипотетически возможна потеря Крыма или присоединения Приднестровья). Главной проблемой новоявленной державы будет наведение порядка с местными олигархическими элитами, которые необходимо устранить. В экономическом контексте некоторой неувязкой станет вопрос необходимости реиндустриализации, в частности, инвестиции в промышленность и отрасли, которые считаются дотационными.
С другой стороны, ЮВР не просуществует долго, как независимое государство: скажутся отсутствие опыта государственности и тормоза в виде националистического Запада, чрезвычайно тесные связи с Российской Федерацией. Максимум через 20-30 лет она полностью войдёт в состав России (так считает и политолог Михаил Погребинский при условии, если экономическая ситуация в РФ резко улучшится).
Последствия для Западной и Центральной частей Украины будут довольно противоречивыми. С одной стороны, это колоссальный экономический спад и социальный коллапс в ближайшие пару лет. Лишившись самого развитого региона, громадной части ВВП, выхода к морям, новым правительствам придётся заново перестраивать экономику. Из-за слабой конкурентоспособности это будет очень проблематично осуществить: Со временем жизнь, конечно, наладится, но последствия отделения будут ощущаться многие годы. Кроме того, возникнет новая опасность: центральные области Украины во главе с Киевом не смогут долго сопротивляться националистически ориентированной Западной Украине. И первые либо будут поглощены второй, либо, вероятнее, произойдёт новое и окончательное размежевание, что породит Республику Галичина и Центрально-Украинскую Республику. Во втором случае для ЗУ появятся некоторые плюсы: ей больше не будет угрожать Россия, не будут терзать языковая проблема в лице второго государственного и русификации, статус участников УПА-ОУН не станет оспариваться. Учитывая богатый опыт государственности, галичане смогут построить такое государство, какое им понравится, в течение 10-15 лет. Экономически хилое и неконкурентоспособное, оно даже войдёт в ЕС и НАТО. Впрочем, через несколько лет после этого, несмотря на еэсовский и натовский статусы, суверенитет уничтожат соседние державы, а территорию Галичины присоединят к Польше. И в этот раз поляки бесповоротно окончат свою миссию по ополячиванию и окаталичиванию. Дальнейшую судьбу же Центральной Украины предугадать практически невозможно.
Через пару десятилетий после гипотетического распада правонаследники Украины прекратят своё существование, будучи поглощёнными более сильными соседями-державами. Россия и Польша окрепнут, что вёрнет либо времена Холодной войны, или ситуацию XVI века.
Выводы
Мониторинг украинского общества свидетельствует, что большинство как на юго-востоке Украины, так и на западе/в центре против отмежевания, отделения и создания некого подобия ЮВУАР. Большинство вышеуказанных проблем можно решить и в рамках унитарного государства: например, экономическое неравноправие нейтрализовать при помощи тщательно продуманной налоговой реформы, исторический конфликт мнений — комиссии историков и т.д. В то же время соцопросы последних лет фиксируют нарастание децентровых тенденций и ухудшение взаимоотношений между регионами Украины.
Жители Юго-Восточной Украины представляют собой уникальнейший феномен: обладая многим рычагами власти, из-за опаски их использовать, они в действительности сделали себя бесправными и безвольными. Но это не повод некоторым радикальным националистически зааганжированным персонажам садиться на голову, ведь способов наказать обидчика у Юго-Востока много: достаточно объявить курс на экономическую децентрализацию, федерализацию или прочий вид шантажа. Данная статья — солидный аргумент, чтобы горячие головы западных и центральных регионов задумались над своими действиями и тщательно взвешивали свою внутреннюю и внешнюю политику. Иначе через пять-десять лет в случае реализации негативного сценария на карте Европы действительно появится новое государство под названием «Юго-Восточная республика».
Юрий Лукшиц