В "Иллюзии свободы" анализируются внешние и внутренние, идеологические и кадровые трансформации ВО "Свобода" за почти двадцатилетнюю историю партию. Раскрываются те политтехнологии, благодаря которым партия из субкультурной группировки в Галичине преобразовалась во всеукраинское объединение, имеющее поддержку во всех регионах страны. Даются прогнозы о том, чего стоит ждать от новой, теперь уже парламентской партии "Свобода": успокоения и респектабельности или дальнейшей радикализации.
"Идея написать эту книгу появилась спонтанно днём 28 октября 2012 года, - рассказывает автор. - Тогда я находился в Киеве, будучи международным наблюдателем на выборах депутатов Верховной Рады Украины. В районе полудня с избирательных участков стали поступать первые итоги экзит-полов, которые не могли не удивить. Оказалось, что националистическая партия "Свобода", которой эксперты прогнозировали "подпороговый" результат (4-4,5%), не просто его преодолевает, но преодолевает весьма значительно (10,44%). Уже тогда всем стало понятно, что в новом составе украинского парламента впервые появится фракция националистов".
Цель книги "Иллюзия свободы" - познакомить читателей с фактическим материалом об идеологии, истории и сегодняшней деятельности партии. Читателям предлагается самим сделать вывод о том, куда ведут Украину наследники Степана Бандеры.
"Во время работы над книгой я чувствовал примерно поровну интерес и тревогу, - говорит автор. - Интерес к тем способам, используя которые локальная радикальная группировка из Галиции, коих в начале 90-х годов ХХ века было много и в регионе, и в стране, стала монополистом националистической идеологии. И одновременно тревогу. Тревогу за украинское общество, если значительная его часть воспримет тот вариант национализма, который проповедуют идеологи "Свободы".
Книга выпущена в издательстве "Книжный мир" (Москва) при содействии Фонда развития институтов гражданского общества "Народная дипломатия".
Автор - Станислав Бышок,
клинический психолог, выпускник психологического факультета МГУ им. Ломоносова, главный научный консультант Международной организации по наблюдению за выборами CIS-EMO, колумнист портала Modus Agendi.
Сфера научных интересов: психология национализма, развитие институтов гражданского общества на постсоветском пространстве, культура постмодерна.http://meridian.in.ua/news/10155.htmlВсякий национализм опирается на ту или иную историческую мифологию. Националистическая мифология любого народа включает в себя три основных составляющих:
1. Наш народ был великим и могучим.
2. Враги оккупировали наши земли и лишили наш народ величия и могущества.
3. Сейчас наш народ расправляет (должен расправить) плечи, чтобы свергнуть ярмо оккупантов и снова стать великим и могучим, как раньше.
Вместо "великого и могучего" народ может быть процветающим, красивым, богатым и каким угодно ещё. Любые исторические события, начиная с былинных времён, в националистическом дискурсе имеют свойство трактоваться, исходя их трёх мифологических составляющих. Ввиду того, что народная история – это всегда история войн, порой войн всех против всех, в которых можно и потерпеть сокрушительное поражение, найти претендента на роль "самого главного оккупанта" не составляет труда...
В качестве возможного объяснения бесчеловечных сербо-хорватских войн ХХ века, войн между народами, разделёнными по политическим и религиозным мотивам, но при этом говорящими на одном языке и столетиями живущими вместе, психоаналитики выдвинули теорию "нарциссизма малых различий". Суть её сводится к тому, что взаимная неприязнь, перерастающая в абсолютно слепую и всепоглощающую ненависть, с большей вероятностью может вспыхнуть между близкими, очень похожими друг на друга людьми или целыми народами. В этой связи можно вспомнить грустный, по большому счёту, анекдот про украинца, который "поубивал бы москалей" за то, что они говорят не "пыво", а "пиво". Этот анекдот – тонко схваченное понимание "нарциссизма малых различий".
Именно мифологическое сознание могло породить идеи о том, что русские – это не братья украинцам, что постулировалось ещё идеологами панславизма, но "смесь угро-финнов и татаро-монголов, укравшая у настоящих русов (т.е. теперешних украинцев) и имя, и название страны". Такие фантастические, с точки зрения русских, темы регулярно появляются не только на форуме ВО "Свобода" (который сам по себе представляет психологический интерес), но и в речах центральных спикеров партии. И если антисемитских высказываний от них слышится всё меньше, то антироссийская и антирусская риторика только усиливается. Действительно, "интегрироваться в цивилизованную Европу" антисемитам трудно, а вот русофобам – гораздо проще.
В романе "1984" Оруэлла герой после долгих и изощрённых пыток был вынужден признать, что "2 + 2 = 5", а "мир – это война". Страшно представить, через какое насилие над сознанием и здравым смыслом нужно пройти, чтобы начать считать русских, которых этнические украинцы каждый день видят на улицах, с которыми ежедневно общаются и которые внешне абсолютно ничем не отличаются от украинцев и других представителей Восточной Европы, - "татаро-монголами"! Другое объяснение этого мифологического "превращения" русских – запрос на миф об "извечном враге". Как писал великий русский поэт Пушкин: "Ах, обмануть меня нетрудно, я сам обманываться рад".
Неофитам "Свободы" русофобские и иные идеологические мифы поначалу наверняка кажутся не выдерживающим никакой критики. Но затем, постепенно втягиваясь в круговорот партийной деятельности, со своими особыми ритуалами, сленгом и перманентной русофобией (например, фактическим запретом на русский язык во внутрипартийном общении), новооглашенный украинский националист начинает перенимать принятые в партии формы мышления, воспринимая их всё менее и менее критично. Сами партийцы, кстати, в личном общении признают, что внутри ВО "Свобода" не поощряются дискуссии по идеологическим вопросам. В атмосфере умолчания исторические и русофобские мифы обретают благоприятную почву для роста. Этому, повторимся, способствует и официальный украинский мейнстрим.
В подтверждение русофобского мейнстрима вспоминается услышанный автором осенью 2012 года рассказ одного российского дипломата о его дочке-младшекласснице, которая ходит в обычную киевскую школу. "Папа, а ведь мы, русские, - хорошие?" – как-то спросила она, вернувшись с урока истории. "Конечно, хорошие. А почему ты спрашиваешь?" – удивился папа-дипломат. "Если мы хорошие, то почему мы всё время угнетали Украину? – отозвалась дочка. Что это – государственная политика навязывания русским жителям Украины комплекса вины? Рассмотрение данного вопроса, разрешение которого трудно переоценить, выходит за рамки нашего исследования...
Расхожее мнение о том, что от любви до ненависти – один шаг, вполне подтверждается идеологией украинского национализма в трактовке ВО "Свобода". Если русский национализм традиционно "широкий", панславистский, обычно государственнический, то вариант украинского национализма "свободовцев" представляет практически полную его противоположность.
"Свободовский" национализм не признаёт панславизма, так как не считает самый большой славянский народ – русских – полноценными славянами, для него русские – "смесь финно-угров с татарами". При этом, парадоксальным образом, на международном уровне представители ВО "Свобода" состоят в дружеских контактах и с венгерскими (угорскими), и с финскими националистами, а с меджлисом крымско-татарского народа объединённая украинская оппозиция, вместе с которой ВО "Свобода" шла на выборы по мажоритарным округам, ещё летом 2012 года подписала соглашение о сотрудничестве. Одному из вождей Белого движения приписывается фраза: "Хоть с чёртом, но против большевиков". Так и ВО "Свобода", очевидно, будет дружить хоть с финно-уграми, хоть с татарами, лишь бы против русских...
Вместе с тем в чёрно-белой картине мира "свободовцев" много чистой мифологии. Базисная личная тревожность вместе с паранойяльно-мнительным восприятием окружающей действительности приводит к нахождению всё новых и новых внешних и внутренних врагов. Любое несогласие с официальной мифологией партии, например по причинам и сущности Голодомора (1932-1933 гг.) или по статусу русского языка в стране, трактуется как откровенно враждебное по отношению к Украине и украинцам поведение, после чего следует обвинение в приверженности коммунистической идеологии и/или работе на Кремль.
Подростковый "поиск врагов" весьма успешен в условиях нестабильной социально-экономической ситуации в стране, в политическом пространстве которой идёт перманентная война всех против всех. Впрочем, "постоянных" врагов "свободовцы" успешно определили – это историческая Россия во всех её проявлениях. Даже Польша, к которой, по идее, западноукраинские националисты должны иметь гораздо больше претензий, не называется в числе первостепенных противников....
http://www.apn.ru/publications/article28008.htm