Вид:
короткий
повний

Торжество православия

Записки на полях души.Игумен Валериан (Головченко).

Записки на полях души. №4 (4)
Игумен Валериан (Головченко)



Кое-что о благочестии

Есть три простых правила благочестивой жизни:

1.Каждый человек благочестив в меру своего духовного возраста.
2.Не требуй собственного благочестия от других.
3.Подлинное благочестие не требует «особых условий».

Пояснить?

1. В духовной жизни, как и в телесной, есть свои «младенцы» и «старцы». При этом духовный возраст не всегда соответствует телесному. Бывает, что старцами становятся люди довольно молодые. Таким был прп. Сергий Радонежский. Но это скорее исключение, чем правило. Ведь духовность приобретается подвигами любящего христианского сердца. А на это нужно время… Но, бывает и наоборот. Дожив до глубоких седин, человек жил «по плоти». И помолиться не хочет. Вроде с виду старик, а ни духовности, ни мудрости в нем нет.

2. Люди — не зубцы расчески. Все разные. Кто-то младше тебя духовно, только начал свой путь ко Христу. Кто-то старше и опытнее тебя. А много есть таких, что просто подвизаются иначе, чем ты. Ведь кому-то надо быть затворником, а кому-то миссионером. Просто разный образ делания, форма. А суть одна. Одними и теми же Телом и Кровью Христовыми причащаются, одним и тем же Духом Божиим исполняются.

3. Все чаще люди стараются оправдать свое нежелание молиться домашней суетой и шумом с улицы. А святые исповедники сохраняли чистоту души и молитвенную бодрость даже в лагерных бараках. Благочестивым можно быть всегда и везде.

Молитва матери

Обстановка на учениях — максимально приближенная к боевой. Диверсионной группе предстояла непростая задача: «скрытное десантирование на парашютах при неблагоприятной погоде». У самой земли резкий порыв ветра дернул купол в сторону, отбросив офицера-спецназовца на лесную вырубку. Торчащие из земли пни и коряги уже приготовились разорвать, искалечить его тело…

«Мама!!!» — этот «невоенный» крик, казалось, пронзил все его естество. И что-то произошло. Офицера протащило между пней, лишь слегка «приложив» спиной. Купол погас. Спина ныла, но медпомощь не понадобилась. Учения прошли успешно, «боевая» задача выполнена на отлично.

Через пару месяцев спецназовец получил отпуск и поехал навестить родителей. Обычные домашние посиделки с расспросами о службе.

— Как служба? Все нормально. Вы же знаете, в нашей «конторе» о подробностях рассказывать не принято…

Поздно вечером мать отозвала его в сторонку:

— Сынок, что с тобой случилось два месяца назад?

— Да ничего… А почему ты спросила?

— Сама не знаю… Только вот тогда, 14 числа ничего делать не могла. Полдня только молилась за тебя. Захотелось что-то…

Сын ошарашено смотрел на мать. Да, он не раз слышал, что материнское сердце не обманешь. Но, чтобы вот так! Раньше он никогда не задумывался о вере и молитве. «Да, мать молится, ну и что? — думал он, — я-то современный человек. И эти „забобоны“ мне ни к чему». Но сейчас его острый аналитический ум складывал все события воедино и выдавал лишь один результат: «По молитве матери произошло чудо». А значит, есть Бог?! Тот Самый, Распятый и Воскресший за всех нас! Тот Самый, Которому утром и вечером тихонько молится его мать. С этого дня офицер как бы начал жить заново — жить в вере и молитве…

Господь не оставлял Своего нового «воина». Спецназер научился молиться о себе и своих подчиненных. Не раз выпадали на долю группы «боевые захваты». Бог не оставлял их — за все время командования офицера-молитвенника в группе потерь не было.

Уже давно нет в живых его матери. Но, и по сей день, он помнит, что тогда своей молитвой мама спасала не только его тело. Она спасала его душу…

Ранее опубликовано: ОТРОК.ua № 4

Святая великомученица Екатерина.Сегодня день памяти.

Святая великомученица Екатерина была дочерью правителя Александрии Египетской Конста. Девушка получила блестящее эллинское образование. Необыкновенно одарённая, она изучала греческую и римскую литературу, блестяще знала словесность и философию, даже «по врачебным умудрившися письменем», «врачев книги добре уведе». Она обладала редкой красотой и умом. Юноши из самых именитых семейств империи искали ее руки, но ни один из них не стал ее избранником. Она объявила родителям, что согласится выйти замуж лишь за того, кто превзойдет ее в знатности, богатстве, красоте и мудрости.

Мать святой Екатерины была тайной христианкой. Она повела девушку за советом к своему духовному отцу, святому старцу, который творил молитвенный подвиг в уединенной пещере недалеко от города. Старец выслушал святую Екатерину и сказал, что он знает Юношу, Который превосходит ее во всем, ибо «красота Его светлее солнечного сияния, мудрость Его управляет всем созданием, богатство Его разливается по всему миру, но это не уменьшает Его, а умножает, высота рода Его - неизреченна». Образ Жениха Небесного родил в душе святой девы горячее желание увидеть Его. Ей открылась Истина, к которой рвалась ее душа. На прощание старец вручил святой Екатерине икону Божией Матери с Богомладенцем Иисусом на руках. Старец велел с верой молиться Царице Небесной, Матери Небесного Жениха, о даровании видения Ее Сына.

Она молилась всю ночь и удостоилась видеть Матерь Божию, Которая просила Своего Сына посмотреть на коленопреклоненную перед Ними девушку. Но Младенец отвратил Свой лик от Екатерины, сказав, что не может смотреть на нее, ибо она безобразна, худородна, нища и безумна, как и всякий человек, не омытый водами святого Крещения и незапечатленный печатью Духа Святого. В глубокой печали святая Екатерина вновь пошла к старцу. Он с любовью научил ее тайнам веры Христовой, заповедал хранить целомудрие, непрестанно молиться, и совершил над Екатериной Таинство святого Крещения. И вновь ей было видение Пресвятой Богородицы с Младенцем. Теперь Господь ласково смотрел на нее и дал ей перстень, обручив ее Себе. Когда видение кончилось и святая пробудилась от сна, на руке ее светилось кольцо - дар Небесного Жениха.

В то время в Александрию на пышное языческое празднество прибыл сам император Максимин (305--313 г.г.). Крики жертвенных животных, дым и смрад непрестанно пылавших жертвенников, гомон толпы на ристалищах наполняли Александрию. Приносились и человеческие жертвы - на смерть в огне обрекали исповедников Христа, не отступивших от Него под пытками. Святая Екатерина "добротою девства сияющи" явилась к императору Максимину, исповедала веру во Единого Истинного Бога и мудро обличила заблуждения язычников. Плененный красотой девушки, правитель пытался вернуть ее в язычество, но был не в силах поколебать ее веру. Чтобы показать ей торжество языческой мудрости, он созвал 50 ученейших мужей империи, философов и ораторов. Явившись на собрание, она оказалась сильнее их по научным познаниям, по высоте и основательности мыслей, по силе слова и, "крепостию ума" своего посрамив "лжеименное знание" и "мирские мудрости обличивши суету", своею проповедью о Христе "ко спасению многи исхити от идолонеистовства". Они уверовали во Христа и были сожжены.

Видя безуспешность своих попыток, властитель попытался иным образом прельстить святую Екатерину, предлагая ей разделить с ним царство и власть. Но богатство и слава не соблазнили её, и целомудренная дева отказалась от этих предложений, сказав, что она "больше желает одежды мученичества, чем всякой царской багряницы". Получив твёрдый отказ, разгневанный император подвергнул святую жестоким мучениям – велел снять с неё одежду и обнаженную бить воловьими жилами. После двух часов мучений девственное тело её раздробилось ранами. Святая Екатерина переносила истязания с великим терпением. Ожесточённый мучитель велел посадить её в темницу и морить её голодом. Но Иисус Христос не оставил своей невесты без попечения и каждый день посылал ей с ангелом пищу, и Сам посетил узницу, вдохнув в неё крепость. Когда императрица Августа в сопровождении воеводы Порфирия с отрядом воинов пришла в темницу Святая мученица раскрыла пришедшим христианское учение, и они уверовали во Христа.

Вновь приведенная на судилище, святая Екатерина предстала совершенно здравой, красивой и окрепшей, лицо ее сияло. Под угрозой колесования ей предложили принести жертву идолам. И теперь она не поклонилась языческим богам, исповедала Христа и сама пошла к колесам. Но Ангел сокрушил орудия казни. Увидев это чудо, императрица Августа и царедворец Порфирий с 200 воинами перед всеми исповедали веру во Христа и были обезглавлены. Максимин вновь предложил святой мученице супружество, но получил отказ. Святая Екатерина твердо исповедала верность своему Небесному Жениху, Христу, и с молитвой к Нему сама положила голову на плаху под меч палача, была «во главу усечена мечом».

Мощи святой Екатерины были перенесены Ангелами на Синайскую гору. В VI веке по откровению были обретены честная глава и левая рука святой мученицы и с почестями перенесены в новосозданный Преображенский храм Синайского Монастыря, построенного святым императором Иустинианом (527--565 г.г.).

Моя работа - торговля...Вопрос священнику.

Я считаю себя верующим человеком, хожу в церковь , причащаюсь. Но моя профессия связана с торговлей. Меня мучает это постоянно. Я в своей работе стремлюсь к успеху, материальному благосостоянию. Противоречит ли одно другому, ведь Христос был бедным человеком?

Если вы людей не обвешиваете, не ввинчиваете заведомо худой товар, не обманываете своего хозяина, то и Слава Богу. Господь наградил нас таким замечательным свойством, как совесть. Конечно, если ею пренебрегать, она потихонечку перестанет звучать. Но когда мы ходим в храм, молимся, мы даём ей возможность ожить. То, что у вас возник подобный вопрос, свидетельствует , что ваша совесть жива. Старайтесь каждый вопрос, как камертоном, поверять голосом совести. И тогда у вас будет всё спокойно. Торговля никоим образом не препятствует спасению души человека. Каждый продавец может принести людям огромную радость. Это очень нужное дело. И его надо делать с любовью к людям. И прибыль во что бы то ни стало не должна застилать глаза, потому, что главное это покупатель. В этом от продавца многое зависит.
 

Протоиерей Димитрий Смирнов

Воскресная проповедь Антония Сурожского .




Неделя 28-я по Пятидесятнице. Притча о званых на вечерю.

Во имя Отца и Сына и Святого Духа. 

Кончается сегодняшнее евангельское чтение очень страшными словами: Много призванных, а мало избранных... Господь, Который сотворил мир для того, чтобы поделиться с ним вечной, Божественной радостью, встречается, однако, в этом мире с холодным отказом; Он призывает всех – но избрание зависит от нас; Он всех сотворил любовью для радости и вечной жизни – но мы должны ответить любовью на любовь и войти в ту радость, которую нам предлагает Господь. И картина, которая нам дается в сегодняшнем Евангелии, такая простая и так точно описывает все состояния нашей души, все причины, по которым нам на Бога нет времени, к вечности нет интереса.

Приготовил Господь пир веры, пир вечности, пир любви, и посылает Он за теми, которых Он давно предупредил, что будет такой пир и чтобы были готовы к нему. Один отвечает: я купил клочок земли, надо мне его обозреть, надо мне им овладеть; ведь земля – моя родина; на земле я родился, на земле живу, в землю же лягу костьми, как мне не позаботиться о том, чтобы хоть какой-то клочок этой земли был мой? Небо – Божие, а земля пусть будет моя... Разве мы не так поступаем, разве и мы не стараемся укорениться на земле так, чтобы уже ничто нас не поколебало, так обеспечить себя землей и на земле? И думаем, что вот-вот обеспечим себя; что придет время, когда все земное будет сделано, и тогда будет время подумать о Боге.

Но тут мы слышим и второй пример, который нам дает Господь: к другим званым послал Он Своих слуг, а те ответили: пять пар волов мы купили, надо нам их испытать, – у нас есть задание на земле, у нас есть работа, мы не можем оставаться без дела; мало принадлежать земле – надо принести плод, надо за собой оставить след. Нам некогда пировать в Царстве Божием, оно слишком рано приходит со своим призывом к вечной жизни, к созерцанию Бога, к радости взаимной любви, – надо на земле что-то еще закончить... А когда все будет сделано, когда останутся для Бога только жалкие остатки человеческого ума, тела, сил, способностей, тогда пусть то, что останется от земли, Он Себе берет; но сейчас дело идет о земле – родной, своей, которая плод приносит, на которой надо оставить вечный след: как будто что-нибудь останется от нас через одно-другое десятилетие после нашей смерти!

И к третьим посылает Господь, и эти Ему отвечают: в нашу жизнь вошла земная любовь; я женился, – неужели мне отрываться от этой любви, чтобы вступить в царство другой любви?.. Да, небесная любовь просторней, глубже охватывает всех; но я не хочу этой всеобъемлющей любви, я хочу личной ласки, я хочу одного человека любить так, чтобы никто и ничто на земле не значило бы столько, сколько значит для меня этот человек. Мне недосуг теперь вступать в вечные чертоги: там любовь безграничная, всеобъемлющая, вечная, Божия, – а здесь любовь по масштабу моего человеческого сердца: оставь меня, Господи, насладиться моей земной любовью, и когда ничего больше не останется, тогда прими меня в чертоги Твоей любви...

И мы так поступаем: мы себе на земле находим труд такой неотложный, что для Божиего дела, для жизни с Богом времени нет. И мы такую любовь находим себе на земле, что до Божией любви нет дела. „Вот придет смерть – тогда успеем”: это все тот же ответ на Божию любовь. Христос говорит: Приидите ко Мне, все труждающиеся и обремененные, и Я упокою вас... Все дам, любовь дам: встретитесь вы, люди Божий, лицом к лицу, – не так, как на земле, туманно друг друга видя, не понимая друг друга, недоумевая, раня один другого. Встанете в Царстве Божием – и все будет прозрачно: и понимание ума, и ведение сердца, и стремление воли, и любовь: все будет, как хрусталь, ясно... А мы отвечаем: Нет, Господи, на это будет свое время: дай исчерпать землю, на которой мы живем... И черпаем, и живем, и кончается тем, что по слову Божию в Ветхом Завете, дав нам все, что она только могла дать, земля обратно берет все, что она сама дала и что Господь дал: ты земля, и в землю отыдешь... И тогда купленное поле оказывается могильным полем, тогда труд, который нас оторвал от Бога, от живых отношений с людьми, от живого отношения с Богом, рассеивается даже и в памяти людей; тогда земная любовь, которая казалась так велика, представляется нам, когда мы встанем в вечности, узкой тюремной кельей... Но ради всего этого мы сказали Богу: Нет! Не Тебя, Господи, – землю, труд, любовь земную хотим мы пережить до конца!..

Мало избранных не потому, что Бог строго выбирает, не потому, что Он мало кого находит достойным Себя, а потому, что мало кто находит Бога достойным того, чтобы поступиться клочком земли, часом труда, мгновением ласки... Много призванных, – все мы призваны: кто же из нас отзовется? Достаточно на любовь ответить любовью, чтобы войти в пир вечности, в жизнь. Неужели мы не ответим на Божию любовь одним словом: Люблю Тебя, Господи!.. Аминь.

Памяти Патриарха Алексия II .

Патриарх Алексий Второй

† 23 февраля 1929 - 5 декабря 2008 †


«Почитание святых, благоговейное внимание к их жизни и подвигам, вера в их заступничество за нас перед Богом - яркая отличительная черта православного мироощущения», посему «почитайте наставников ваших, которые проповедовали вам слово Божие; и, взирая на кончину их, подражайте вере их» (Евр. 13, 7).
 
Епископ Саратовский и Вольский Лонгин


Для каждого из нас, верующих, православных людей кончина Святейшего стала большой личной потерей. Не случайно в потоке публикаций, воспоминаний о Патриархе рефреном звучали слова: “Мы осиротели”. Но в то же время нет никакого сомнения, что смерть Патриарха стала одним из самых заметных, самых значимых событий за последние годы в жизни всей нашей страны — страны, в которой, как известно, Церковь отделена от государства и атеизм, несколько завуалированный и видоизменённый, остаётся основной идеологией.

Почему так произошло? Можно без малейшего преувеличения говорить об исторических заслугах Патриарха Алексия. Всё это — подлинная правда, подтверждённая объективными данными, впечатляющей статистикой: количество открытых за 18 лет храмов, монастырей, духовных школ… Но есть и ещё одна причина — самая важная. Она не вписывается в рамки отчётов, её никогда не признают светские публицисты, аналитики, историки… Истина заключается в том, что мы видели действие Духа Божия, духовных законов: в жизни конкретного человека — нашего Патриарха — и всей нашей Церкви. Главным в его жизни было его служение и молитва, внутренняя, сокровенная жизнь, которую мир не понимает и не замечает. А видимый итог этой жизни — всё то, о чём говорили по кончине Святейшего Патриарха.


За два десятилетия огромное количество политических деятелей ушло в тень, порой — в небытиё. И не было ни одного человека, который сохранил бы своё лидерство все эти годы (до распада великой державы, и во время этого распада, и после). Не было за этот период ни одного лидера, деятельность которого оценивалась бы как благо без всяких оговорок, с какой позиции её ни рассматривай. Не было человека, который бы оставил по себе столь же добрую память и попрощаться с которым стремилось бы столь же большое количество наших соотечественников.

Кончина Святейшего Патриарха стала такой шокирующей неожиданной именно потому, что для множества людей он был тем Предстоятелем, при котором Церковь вернулась в мир. При нём большинство из наших прихожан и даже клириков вошли в Церковь, родились и выросли во Христе. В этом — его заслуга, сознаём мы это сейчас или нет. И он действительно был Великим Господином и Отцом, как именует его Церковь за богослужением, для всех нас — от архиереев до мирян. И та сыновняя скорбь, которую все мы почувствовали при известии о его кончине, стала ответом на его поистине отцовскую первосвятительскую молитву, которой он молился за свою паству.

Молодые священнослужители и архиереи, и я в том числе, всегда удивлялись, как мог этот немощный, даже смертельно больной человек все эти годы нести своё служение: делать всё, что он делал, как мог он так часто совершать богослужения? А когда его спрашивали, не тяжело ли ему служить, он всегда с улыбкой отвечал, что только на службах и отдыхает…

Есть понятия, которые считаются основополагающими для правильной духовной жизни христианина. Это своего рода аксиомы, но как часто они кажутся нам такими трудновыполнимыми! Мы оправдываемся, что живём в очень сложном мире, в котором налицо оскудение духа, оскудение веры, угашение христианской ревности… Всё так, не зря же со скорбью сказал Господь: Но Сын Человеческий, придя, найдет ли веру на земле? (Лк 18:8).

Но теперь очень сложно было бы оправдываться: мы видели пример жизни Святейшего Патриарха. Этот пример в том, что самоотверженное служение на благо Церкви и сегодня, в этом мире, возможно; что если человек живёт верой и молитвой, возлагая всё своё упование на Бога, его надежды не будут посрамлены, Господь благословит его труды. Вот почему на наших глазах из маленького зерна, чудом сохранившегося, возродилась и выросла наша Церковь. Совершилось нечто невозможное по человеческим меркам, но вполне объяснимое апостольскими словами: здесь действовала сила Божия, которая совершается в немощи человеческой (ср. 2 Кор 12:9).

Вот почему похороны Святейшего Патриарха превратились в настоящее торжество Православия. Сотни тысяч людей шли в храм Христа Спасителя, а затем в Богоявленский собор, стояли вдоль дороги, по которой двигался погребальный кортеж. Они готовы были провести по пять-восемь часов под проливным дождём, на холоде, чтобы поклониться памяти Святейшего Патриарха, а это говорит о том, что все они испытывали к нему глубоко личные чувства любви и признательности.

4 декабря - Введение во храм Пресвятой Богородицы.

4 декабря Православная церковь отмечает двунадесятый праздник – Введение во храм Пресвятой Богородицы. По преданию, родители Девы Марии, праведные Иоаким и Анна, молясь о разрешении от неплодства, дали обет посвятить дитя Богу. Когда Марии исполнилось три года, Ее в сопровождении родных и знакомых отвели в Иерусалимский храм, где Она должна была провести время до совершеннолетия в молитве и трудах для Господа. Укрепляемая Божией силой, Богоотроковица сама преодолела пятнадцать ступеней храмовой лестницы, а затем первосвященник по внушению свыше, ввел Ее во Святая святых, куда имел право заходить раз в год только он сам с очистительной жертвой. Празднество в честь этого события было установлено еще в первые века христианства.
Введение во храм Пресвятой Богородицы (Тициан, 1534-1538)

Одного просил я у Господа, того только ищу, чтобы пребывать мне в доме Господнем во все дни жизни моей, созерцать красоту Господню и посещать храм Его…

(Пс.26:4)




В восьмидесятые годы, в самом начале больших перемен, наступивших в нашей стране, на экраны вышел фильм Тенгиза Абуладзе «Покаяние». Появление его было ярким, впечатляющим событием. Я тогда работал учителем литературы, и мы, учителя и ученики, вместе пошли смотреть этот фильм. Я думаю, многие помнят финальную сцену, когда старушка, постучав в окно дома героини фильма, спрашивает ее, эта ли дорога ведет к храму, и, услышав в ответ, что нет, удивленно произносит: «А зачем нужна дорога, если она не ведет к храму?»

Слова эти стали крылатыми, но тогда удивленные школьники, выходя из зрительного зала, спрашивали нас, как это понимать? Учитель истории ответил, что понимать это надо «в переносном смысле». Действительно, в слово «храм» можно вложить самый разный смысл, так же, как это было со словами «духовность», «святыня» и многими другими. Что нам тогда оставалось говорить! Многим еще предстояло выйти на ту дорогу, которая ведет к храму, и понять, что только эта дорога не ведет в тупик и что говорить о храме нужно ни в каком не переносном, а в самом что ни на есть прямом смысле. И мы, педагоги, вместо того, чтобы отравлять детские души атеистическим ядом, должны бы помочь детям встать на эту дорогу.

Впрочем, лучшие из нас неосознанно даже тогда это делали. Потому что научить ребенка слушать голос совести, любить добро, сострадать и приходить на помощь – уже довольно близко подвести к этой дороге. А больше… Мы ведь и сами тогда только-только начинали прозревать.

Слава Богу, теперь мы можем больше. Не только подвести к «дороге, ведущей в храм», но и поставить на эту дорогу, и помочь сделать первые шаги. В этом я вижу главный смысл всей православной педагогики. Ведь самая высокая оценка труда воспитателя – уверенность в том, что, став взрослым, воспитанник сможет идти по жизни без его помощи, идти самостоятельно, твердо и в верном направлении. Если он полюбит храм и ощутит его своим родным домом – это самая большая педагогическая удача, какой можно желать. Разумеется, говоря «храм», я имею в виду не только здание, архитектуру и интерьер, а все то, что происходит в храме: богослужение, таинства и особенно Евхаристию.

Обо всем этом мне не случайно вспомнилось в эти декабрьские дни, когда мы празднуем Введение во Храм Пресвятой Богородицы. Любой православный праздник установлен не только для того, чтобы напомнить о каких-то важнейших событиях священной истории, но для того, чтобы обновить в нашем сердце память о важнейших жизненных истинах, забыв о которых, мы неизбежно собьемся с пути. Этот же праздник приглашает подумать не только о себе, но и о наших детях.



Введение во Храм Пресвятой Богородицы. Джотто, капелла Скровеньи

Я бы дерзнул назвать его церковно-педагогическим праздником. Ведь для любого педагога и родителя, для любого, серьезно подходящего к делу воспитания ребенка, необходимо, вглядываясь в жизнь наиболее замечательных людей, особенно интересоваться их детством. Душа человека, характер, склонности его – все это, как известно, формируется по большей части в детстве. Если мы хотим видеть своих детей совершенными (а мы обязаны этого хотеть!), то каждый случай, когда это кому-то удалось должен внимательно изучаться нами. И особенно, повторю, важно, как прошло их детство.

Для православных нет сомнения, кто из рожденных на земле сформировался в наиболее прекрасную личность. Разумеется, это Пресвятая Дева Мария. И Введение во Храм – это напоминание о том, где и как прошло Ее детство, в каких условиях, в какой атмосфере формировалась Ее душа. Это и напоминание нам, как выстраивать детство наших детей. В храм, конечно, прийти никогда не поздно, но тому, кто не прилепился к нему душой с младенчества, много придется работать над собой, много ломать в себе и вырывать из сердца с болью и кровью. Поэтому и настаиваем мы на крещении младенцев вопреки всем возражениям типа «пусть вырастет и сам решит, верить или не верить». Лишить человека благодатного участия в жизни Церкви в тот период, когда он начинает свою жизнь, когда формируется его характер, который, как известно, во взрослом возрасте изменить уже почти невозможно, – риск ничем не оправданный и безответственный.

Я назвал этот праздник педагогическим. Назову его еще и миссионерским. Все мы, раньше или позже «введенные во храм», благодарим Того, Кто ввел нас. Именно ввел, потому что никто не приходит к Нему сам. «Не вы Меня избрали, а Я вас избрал…» – говорит Господь Своим ученикам. (Иоан.15:16) Не только тем, кто был рядом с Ним в тот момент, на Тайной Вечере, когда Он это произносил, но и всем ученикам, на все времена. Не мы пришли в храм, а Он призвал нас сюда и ввел. И теперь Он зовет наших братьев и сестер. А мы как соработники Божии можем помочь им найти дорогу в Храм и обрести в нем свой родной дом. А можем и помешать! Только тогда уже будем не соработники, а теми, о ком сказано, что «лучше было бы ему, если бы мельничный жернов повесили ему на шею и бросили его в море, нежели чтобы он соблазнил одного из малых сих» (Лук.17:2)

Как-то к моему знакомому, незаметно для себя во время службы сложившему руки на животе, подошла пожилая женщина и деловито сказала: «Когда в гробу будешь лежать, так руки тебе сложат, а пока нельзя!»… Оно, конечно, память смертная – вещь нужная, но не в таком же контексте! Это было его первое посещение храма. Оно же чуть не стало и последним. Слава Богу удалось этого избежать, но не всегда это удается.

Знаю другой случай, когда в храм вошли две девушки без головных уборов и священник, увидев их из алтаря, послал к ним алтарника, велев передать, что пусть они или наденут платочки, которые можно взять за ящиком, или выйдут из храма. Девушки, понятно, вышли. Кто-то скажет: «И правильно! Пусть чтут традиции!» А я уверен, что тот, кто встретит в храме любовь и останется в нем, в свое время полюбит и традиции наши. Если же эти традиции заслоняют главное – Иисуса Христа, то мельничный жернов плачет по их ревнителям.

Впрочем, подобных примеров можно приводить бесчисленное множество. Этим не удивишь. В одной книге по сектоведению читал, что в большинстве сект существует такой прием для вовлечения новых членов, который условно называют «Бомбардировка любовью». На вновь пришедшего или случайно заглянувшего на собрание секты обрушивают такой шквал приветливости, доброжелательности, сочувствия, что очень трудно устоять и не впасть в руки сектантов. И вся эта любовь, разумеется, фальшива, притворна. А у нас, подумалось мне, часто в храме человек подвергается бомбардировке грубостью, недоброжелательностью. Зато искренне!

Возразят, что так не везде. Согласен, не везде, но убежден, что такого не должно быть нигде. Если не в Церкви будет находить человек любовь, понимание, внимание, то чего стоит эта церковь! «Вы – соль земли. Если же соль потеряет силу, то чем сделаешь ее соленою? Она уже ни к чему негодна, как разве выбросить ее вон на попрание людям»(Матф.5:13)

Слава Богу, все не так однозначно плохо. Вспоминается моя первая Пасха. Я пришел в Покровский храм Духовной академии и семинарии в Троице-Сергиевой лавре. Заранее занял место. Ближе к полуночи народу прибывало все больше, становилось все теснее. В те времена, а это были восьмидесятые годы, в храмах и вокруг храмов на Пасху собиралось множество людей просто любопытных, желающих поглазеть на крестный ход. Обычно они стояли возле храма, но тут трем девушкам удалось проникнуть внутрь. При этом им непременно хотелось протиснуться к самой солее, и они упорно добивались своего, раздвигая локтями ожидающих начала пасхальной службы. Выглядели они не совсем трезвыми и очень контрастировали с окружающими, особенно с нарядными, в белых кофточках и белых косыночках, студентками Регентской школы.

Помню одна такая студентка, с ангельски кротким лицом, оказавшись на пути пришедших, была отодвинута ими в сторону. Лицо ее тотчас утратило свою кротость, и она тихо пробурчала себе под нос:«Дура!» Девушка, однако, это расслышала. «Это я-то дура!» – взвилась она. Началась перебранка, которая совсем не соответствовала обстановке. Прихожане морщились, недовольно косились на разъяренную «дуру», раздавались резкие реплики типа: «Да вывести их отсюда!» Не скрою, что и мне в тот момент это виделось справедливым и необходимым.

Наверно, этим бы и завершилось, нарушительницы порядка были бы выдворены и никто бы о них не пожалел. Сами виноваты! Но тут к ним подошла какая-то бабушка и что-то стала говорить разгневанной «обиженной». Я не очень мог расслышать и не помню, что именно она говорила, но ведь часто важнее не что говорят, а как говорят. Бабушка говорила очень ласково и приветливо, смотрела на девушку тепло, не побоюсь сказать, с любовью. Говоря, она мягко гладила ее плечо, потом протянула руку к ее лицу и со словами: «Давай вот я тебе волосики уберу под косыночку», аккуратно сделала это. И девушка как-то притихла, успокоилась. «Вот, – подумалось мне, – одна из всех нас нашлась настоящая христианка».

Некоторое время девушки спокойно и мирно постояли на службе и тихонечко ушли. И теперь, когда у меня в душе появляется раздражение на кого-то, особенно в храме, (а поводов бывает немало) я вспоминаю эту бабушку и ее образ помогает преодолеть искушение.

И еще вспоминаю в связи с этим преподобного Пимена Великого. Один монах спросил его: «Если увижу, что брат уснул в церкви во время службы, стоит ли его разбудить?» Пимен ответил: «Если я увижу брата, уснувшего в храме, я ему голову упокою».

Одна знакомая рассказывала, как лет пятнадцать назад проходила мимо Данилова монастыря и вдруг очень захотелось зайти. Войдя в храм, увидела монаха, который исповедал людей, и ей внезапно захотелось тоже подойти и исповедаться. Никогда раньше ей такого и в голову не приходило, а тут вдруг… А одета она была так, что и сейчас краснеет, рассказывая. И накрашена, разумеется. Теперь она с благодарностью вспоминает, как ласково и внимательно отнесся к ней духовник, ни единым словом или намеком не укорив ее за неподобающий внешний вид. С тех пор она не мыслит своей жизни без Церкви, а тот батюшка (не буду называть его имя, оно многим известно) стал ее духовным отцом.

Апостол Иаков пишет: «Братия! если кто из вас уклонится от истины, и обратит кто его, пусть тот знает, что обративший грешника от ложного пути его спасет душу от смерти и покроет множество грехов(Иак.5:19,20). Думаю, это же можно сказать и о том, кто приведет человека в храм, поможет ему узнать и полюбить Дом Божий, встретиться там со Христом. Но и наоборот, даже одного единственного человека, которого мы оттолкнем от храма своей грубостью, невнимательностью, бестактностью достаточного, чтобы перечеркнуть много доброго, сделанного нами.

Христос без Креста.Протоиерей Андрей Ткачев.

24 ноября 2010 г. Источник: Отрок.ua Американская игрушка

Американская игрушка.

 

Как-то так случилось, без усилий с моей стороны, что многие мои статьи вызывают шквал эмоций и бурные обсуждения. Часто это касается тех работ, где прямо или косвенно затрагивается протестантизм. Меньше всего в жизни я люблю спорить. Но раз молчать нельзя, а споры возникают сами, то придётся продолжать тему. К тому же, я хорошо знаю, что самая бурная негативная реакция возникает у тех, кого «зацепило», кто чувствует правду сказанного, но не готов согласиться. Отсюда пафос сопротивления и ломка копий о чужой щит. Кто молча прочёл и молча забыл, тот, скорее всего, долго останется без перемен. А кто возмущён и молчать не может, тот, того и гляди, через годик напишет: «Вы были правы. Спасибо».
В качестве продолжения духовного пиршества я хочу предложить вам изысканное блюдо, которым насладился много лет назад и вкус которого забыть не могу. Это ёмкая фраза, состоящая из немногих слов, описывающая современный протестантизм. Автор слов — протоиерей Фома Хопко, клирик Американской Православной Церкви. Он пишет: «Что такое современный протестантизм? Это вера в то, что некий Бог (без гнева) спасает некоего человека (без греха) и вводит его в некий рай (без суда) при помощи некоего Христа (без Креста)». Прежде чем читать дальше, перечитайте эту фразу ещё разок-другой и помолчите.
А теперь можем продолжать. Можем постараться «разжевать» смысл этой ёмкой и для многих обидной фразы. Бога не хотят бояться. Его сразу хотят любить. Хотя второе без первого невозможно. «Сначала я боялся Бога. Теперь я люблю Его». Это слова Антония Великого. Это голос Православия. Протестантизм же (современный, подчеркнём) начинает строить дом с крыши. Самому Богу протестантизм отказывает в гневе, делая вид, что это не Он навёл на мир воды потопа и не Он сжёг Содом и Гоморру. Сказать, что был другой Бог, мстительный Бог Ветхого Завета, означает попасть в гностики, то есть в ересь. Сочетать любовь и наказание трудно. Иногда и Апокалипсис с описанием казней трудно читать. Поэтому будем говорить только о любви, попросту, нальём молоко в миску из-под дёгтя. Будем делать вид, что живём любовью, хотя сердце для любви не очищено. Тут смиренный голос Православия устами святых отцов скажет нам, что жить нужно между страхом и надеждой, что уныние врачуется мыслями о любви Бога, а грех умирает от страха Божия. Но всё это нужно кающемуся. Гордящемуся это неинтересно. Гордящемуся интереснее иной тезис. Бог без гнева спасает человека без греха.
Православный человек всегда скажет, что грешен. Протестант же может сказать, что он «был грешен». Грех считается побеждённым, коль скоро человек не пьет и не курит. Не ругается матом и не изменяет жене. Всё это вещи очень хорошие, но никак не являющиеся святостью. Святость — это иное. Богословие протестантизма, как ни странно, похоже в этой части на богословие ислама. Ислам считает человека хорошим, для ислама грех человека не испортил. И протестантизм, сдувая пыль с поверхности, считает, что человек уже хорош. Православие глубже, а значит, драматичнее. Истина в том, что человек именно испорчен, глубоко испорчен грехом, и, как говорил Гоголь, «не видно добра в добре». Тщеславие и самохвальство так тесно сплетены со всяким добрым делом, что истинные мудрецы те, кто оплакивает свои добродетели наравне с грехами.
Протестантизм юридичен. Была вина — простили. Был долг — он заплачен. Была пропасть — её засыпали. Остаётся только радоваться. И великое дело, в самом деле, о Воскресшем Господе порадоваться. Но неужели совесть не шепчет, что внутри души грех не побеждён, что голова змея мною не растоптана, что, по Павлу, я «имею начаток Духа», но всё ещё «бедный я человек»? Генеза протестантизма совпадает с генезой капитализма. А капитализм — это выход вовне, опьянение от внешних побед, захват пространства и утрата внутренней целостности. Чистая рубашка, белая улыбка, Библия в портфеле, нет вредных привычек, вот тебе и новый тип святости. И Бог — Любовь, и я без греха.
Верующий на Суд не приходит. Это вам всякий протестант скажет и приведёт главу и стих из Евангелия. Рай приобретает черты неизбежной реальности, некоего Богом проплаченного счёта в швейцарском банке. Без слёз, без взлётов и падений, без болезненного снимания старой кожи, без преображения. Только по факту уверования. А ведь вроде ту же Библию читаем, но как-то по-разному читаем. Мы читаем, что «Царство Божие силою берётся», что «многими скорбями надлежит в него войти», что многие пророчествовавшие и творившие чудеса в оный День услышат: «Отойдите от Меня». А они прочли, что «на суд не приходит» — и всё, можно успокоиться. Но ведь там же дальше написано, что таковой «перешёл от смерти в жизнь». Неужели можно, находясь в здравом уме и правой вере, сказать, что ты уже совершил переход. Что в тебе нет ничего мёртвого, то есть греховного и ветхого, но всё, что в тебе, — это жизнь, то есть Бог! Не говорит такого Православие. Оно тихо говорит нам, что в раю нет не распятых. Оно утешает скорбящих, устрашает беспечных, смиряет разгордившихся. Оно предлагает нам для ободрения и укрепления жизненные примеры великих святых и их святые мощи. Оно говорит нам: вот те, кто стал храмом Бога живого. Те, кто не жалел себя ради Господа. Оно говорит нам: «Отдай кровь и прими Дух». Но это духовная пища для имеющих уши. Но те, кто злоупотребляет словом «любовь» и убеждён в личном безгрешии, уверен также в неминуемом вхождении в рай без всяких судебных процедур.
Ну и последняя, четвёртая часть. Та, что о Христе без Креста. Павел писал коринфянам, что пришёл к ним как бы не зная ничего, «кроме Иисуса Христа, и притом распятого» (1 Кор. 2, 2) И апостольская вера такова, что крестом знаменуются, Кресту поклоняются и крест свой жизненный несут. Причём, до конца и не сбрасывая. А когда крест несут, то тут ни до гордости, ни до наслаждения собственной святостью. Чтобы совершить быстрый прыжок в воображаемое царство благодати, нужно изменить отношение к крестоношению или даже вовсе от Креста отказаться, как это сделали лжесвидетели из «Сторожевой башни». Иисус протестантских брошюр добр и весел, аккуратно подстрижен и расположен к дружеской беседе. Но мы, зная, что могут «проповедовать другого Иисуса, которого апостолы не проповедовали» (см. 2 Кор. 11, 4), чтобы не ошибиться, будем, подобно Фоме, искать на Его теле «раны от гвоздей». Придёт ведь однажды обманщик, который захочет быть вместо Иисуса и захочет всемирной славы, только распинаться не будет.
Теперь ещё раз перечитаем слова отца Фомы Хопко полностью. Они сказаны о современном протестантизме. Классический протестантизм — это англиканство и лютеранство, и они другие. Они серьёзнее и глубже, поскольку их связь с Апостольской Церковью не порвана так решительно и навсегда. Лютеранство, к примеру, родило Баха, а англиканство Льюиса, а это многого стоит. Речь идёт о бесчисленных конфессиях, появившихся в результате того распада, который продолжается и будет продолжаться в протестантизме. Есть протестанты, молящиеся долго и тихо, склоняющиеся перед Крестом, читающие отцов, понимающие сложность борьбы с грехами. Есть протестанты, стремящиеся к тому типу благочестия, которое можно назвать неосознанным Православием. Это — наши люди и завтрашние братья наши. Их много. Я их люблю. Но есть другие. Шумные, гордые, не могущие проповедовать, стоя на одном месте, но скачущие по сцене туда и сюда. Половина их проповедей о десятине и о земном преуспеянии. Мир для них уже во зле не лежит. Мир расстилается перед ними, как арена наслаждений и поле реализации амбиций. Они хорошие шоумены и хитрые бизнесмены, лукавые пиарщики и прирождённые менеджеры по работе с персоналом. Их влияние в мире сравнимо с действием оружия массового поражения. Многие «наши» протестанты на эти слова скажут «аминь».
Я опять повторю то, что говорил уже неоднократно. «Наши» протестанты, «интуитивно православные» протестанты, это люди, с которыми можно и нужно общаться, можно вместе трудиться, можно говорить о Господе. Они ведь протестанты только потому, что никто не потрудился раскрыть перед ними двери в Церковь. Теперь они взрослые, и когда созревают, открывают её сами. В Православной Церкви, в которой их научили видеть золушку и замарашку, они постепенно узнают Принцессу, которую любит Небесный Принц. Эта статья не должна их ранить, поскольку она не о них. Ну а кого ранило, стоит призадуматься.

Пусть дети остаются детьми - игумен Петр (Мещеринов)






…Небольшой храм на окраине города. Идёт Божественная литургия. Прихожане сосредоточенно молятся. Во время чтения Евангелия двери храма открываются, и входит православная мама с двумя детьми: один — лет трёх, другой — совсем маленький. Старший, постояв возле мамы десять секунд, начинает ходить по храму, пробираясь между людьми, топоча и разговаривая с самим собою на своём детском языке. Младший на руках мамаши то гулит, то лопочет, а то громко вскрикивает, затем начинает плакать. Мамаша принимается успокаивать его. Сосредоточенная молитва улетучивается; молящиеся начинают испытывать ужасное неудобство. Наконец кто-то из прихожан осмеливается сделать замечание. В ответ на него он видит решительно сжатые губы или слышит отповедь: «Как же, Христос сказал: не препятствуйте детям приходить ко Мне; а вы что, гоните меня с детьми из храма?» У всех взвинчены нервы…

…Выносится Чаша. К ней две женщины — мама и бабушка — подносят вопящего ребёнка. Он орёт: «Не хочу!!!», выгибается дугой, бьёт воздух руками и ногами. Мама скручивает ему руки и ноги, бабушка удерживает голову, что-то сюсюкая. Наконец причащаются. На лицах мамаши и бабушки счастливая улыбка. Дитя продолжает кричать и биться…

…Вот дети постарше. Всенощное бдение в большом соборе. Мамаши в умилении молятся, стоя у солеи; их дети, сбившись в стаю, с визгом возятся в приделе. Порой детский шум заглушает хор, не говоря уже о чтецах. Попытки церковных служительниц урезонить их не имеют никакого успеха. В ответ на свои замечания они видят раскрасневшиеся лица и безсмысленные глаза. Ребёнок на мгновение останавливается — и тут же опять вливается в безчинную детскую общность.

…Вот дети ещё постарше. Воскресенье. Мама трясёт Ваню за плечо. «Вставай, сынок, пора уже на раннюю, а потом — воскресная школа». Ваня, продирая глаза, жалобно стонет: «Мама, можно, я не пойду? Я так устал в школе за неделю…» Взгляд мамы становится жёстким: «Иван! Вставай! Разве можно пропускать литургию! Да и в школе сегодня опрос!» Бедный Ваня чуть не плачет… но ничего не поделаешь. Через полчаса Ваня понуро бредёт рядом с мамой в предрассветной зимней мгле. «Господи, за что!..» — не по-детски думает он. Вот церковь. Исповедь. В руки сына мама суёт написанную ею бумажку с надписью: «Грехи Вани» и подталкивает его в спину по направлению к аналою. Ваня даёт бумажку батюшке; тот пробегает её глазами и, накладывая епитрахиль на Ванину голову, читает разрешительную молитву, одновременно глядя усталым взором на сто человек, желающих исповедоваться. На литургии Ваня дремлет, прислонившись к стене. В воскресной школе Ваня клюёт носом и получает двойку за то, что не знает, каким именно образом соединяются во Христе Божественная и человеческая природа. Вечером мама отчитывает сына за двойку… а ещё математику делать, завтра в школе контрольная. «Кончится это когда-нибудь?» — обречённо думает Ваня…

…Но наконец всё и кончается. Дети вырастают, становятся юношами и девушками. Мама горько жалуется подруге, которая только вчера вернулась из паломнической поездки по монастырям: «Сына как подменили. Ничего не понимаю. Был помладше — такой был хороший: и молитвы читал, и в церковь ходил… а сейчас — курит, домой поздно ночью приходит, хамит, даже богохульствует. Ты представляешь, я ему говорю что-то, а он мне: «Мама, ты достала меня со своей церковью! Я никогда больше не пойду в неё!» На мамины глаза наворачиваются слёзы…

Знакомая картина, не правда ли?

В чём же причины этого? Ведь мы исполнены самых благих намерений: изо всех сил воцерковляем своих детей, учим… а они, вырастая, отвергают Церковь. Почему наши усилия дают обратный результат? Давайте попробуем разобраться в этом. В деле церковного воспитания детей имеются две основные ошибки. Первая — подмена внутреннего религиозного развития внешним. Вторая — перекладывание религиозного воспитания с семьи на Церковь.

Да, Христос сказал: «Пустите детей и не препятствуйте им приходить ко Мне, ибо таковых есть Царство Небесное» (Мф.19:14). Но что значат эти слова Христа? Ведь, наверное, нельзя их понимать исключительно в том смысле, чтобы не препятствовать детям посещать богослужения (и безчинствовать на них).

Нельзя всю религиозную жизнь души сводить к «хождению в церковь», тем более не получается это в отношении детей. Многие родители уверены, что их дети могут познать Бога только в храме; между тем это совсем не так. Детское религиозное восприятие существенно отличается от взрослого. Не случайно сказал Господь: «Если не обратитесь и не будете как дети, не войдете в Царство Небесное» (Мф.18:3). Эта заповедь, разумеется, не повелевает взрослым «примитивизировать» себя. Ап.Павел говорит: «Не будьте дети умом: на злое будьте младенцы, а по уму будьте совершеннолетни» (1Кор.14:20); это значит — уподобиться детям в отношении к Богу. Дети способны воспринимать Живого Бога непосредственно, они чувствуют Его всюду: в окружающем их прекрасном и удивительном мире, в детской сиюминутной радости жизни и т.д. Но ближайшим образом дети способны ощутить Бога в атмосфере мира и любви, которая окружает их. И тут-то вся загвоздка: таковая атмосфера должна быть в семье. Мама и папа должны любить друг друга и своих детей; в семье должен быть мир; родители должны именно этим создавать условия, чтобы не мешать детям воспринимать Бога и духовную сферу жизни. Это делается вовсе не разговорами о Боге на «птичьем языке» (типа: «Смотри, Боженька-то тебя накажет»), а исключительно примером жизни. Если для мамы и папы Христос не нечто внешнее, не правило, не обязанность посещать храм, не кнут и пряник в попытках духовного воспитания, а самое дорогое, важное и ценное для самих себя, то дети без всяких слов воспримут Христа как Источник мира, добра и любви, которые есть в семье.

Но очень редки такие семьи. Чаще бывает: шум, скандалы, капризная неуступчивость родителей друг другу вплоть до мелочей, а главное — несоответствие исповедуемой веры и собственной жизни. Причём сами родители могут это осознавать, но нет у них ни сил, ни желания, ни умения организовывать свою семейную жизнь так, чтобы в основе её лежали поклонение Богу в духе и истине, христианская нравственность, чтобы семья становилась подлинной домашней церковью. Причина этих неумения и нежелания заключается в том, что духовная жизнь воспринимается внешне-формально, авторитарно, книжно, схематически. В таких условиях вполне логично желание переложить религиозное воспитание на Церковь, а так как она понимается формально-автоматически, почти магически, то и церковность эта становится исключительно внешней: посещение богослужений, воскресной школы и т.д.

Разумеется, я вовсе не собираюсь отвергать важность и нужность всего этого; я лишь хочу подчеркнуть, что всё должно быть на своём месте. Начинается религиозное воспитание с того, что семья всеми силами должна стараться какими угодно способами достигать того, чтобы Бог был не просто неким символом, служение которому отнимает время, отдых и силы, а Живым Богом, Тем, Кто есть центр жизни семьи. Никакое напичкивание внешней церковностью этого не даст; нужен целенаправленный и осмысленный нравственный труд семьи, ориентированный не на соблюдение «буквы», а на создание настоящей домашней Церкви.

Необходимо учитывать и психологические особенности детей. Большинство сегодняшних православных родителей сами воцерковились в зрелом возрасте через чтение книг, посещение храмов и монастырей, через «взрослое», по сути, осмысление жизни и т.д. У нас нет опыта собственного церковного детства, поэтому мы и детей наших хотим воцерковить как маленьких взрослых. Но это ошибочно, потому что дети воспринимают мир по-другому. Их стихия — движение, игра и непосредственное восприятие мира, духовного в том числе. Детям трудно сосредоточиться, долго и неподвижно стоять на одном месте. Поэтому к храмовому богослужению у них совсем другое отношение, чем у взрослых. Дети радуются красоте храма и церковного действа, но больше 5-10 минут не могут выдержать и начинают развлекаться. Многие взрослые не понимают того, что происходит в церкви, а дети — и подавно; они не могут воспринимать богослужение умом, как это требуется по сути его; а для непосредственного восприятия им достаточно небольшого времени.

То же относится и к домашней молитве. Многие родители требуют от своих детей заучивания ими молитвенных текстов; и вот дети стоят перед иконами и бубнят их, а мама слушает и поправляет: «Не поклонимся, а поклонимся, сколько раз тебе говорить?» Между тем дети знают и любят молитву и склонны к ней — только у них она занимает несколько минут, дальше внимание рассеивается. И нужно научить детей, чтобы они в эти несколько минут именно молились, обращали своё чистое сердечко к Богу, а не механически читали детские молитвословы или ковыряли в носу, пока мама читает своё полуторачасовое правило.

Итак, как нам приобщать детей к церковности? Во-первых, пусть дети остаются детьми. Ни в коем случае нельзя превращать их в маленьких монахов и монахинь. Пусть они бегают, играют со своими сверстниками, шумят, дерутся (только не в церкви, разумеется); пусть они учатся, общаются, познают мир. Во-вторых, нужно очень тщательно определить детям меру внешней церковности — чуть меньше, чем «по силам»; а всё внимание обратить на воспитание в детях благоговейного чувства Живого Бога, чтобы Церковь была для детей праздником, наградой, а не рутиной и обязаловкой. Митрополит Антоний Сурожский рассказывал, что как-то, идя на всенощную, он зашёл по дороге за В.Н.Лосским и увидел, что его дети остаются дома. Владыка спросил Владимира Николаевича, почему дети не идут с ним на службу. Тот ответил: «Они так себя вели всю эту неделю, что недостойны идти в храм». Протоиерей Владимир Воробьёв, вспоминая своё детство, рассказывал, что мама приводила их в храм очень редко и только ко Причастию; она не позволяла им смотреть по сторонам, развлекаться. Причастившись, они стояли с благоговением несколько минут и уходили домой. И это, говорил о.Владимир, было для них праздником и подарком. Вот подлинно церковный опыт; так воспитывается благоговение. У нас же по большей части бывает по-другому. Сын: «Не хочу причащаться!» Мамаша: «Нет, будешь!» — и, схватив сына за руку, волочёт его в церковь. Или: «Совсем что-то распустился ребёнок, надо причастить его». Плодом такого подхода закономерно является потеря благоговения и в дальнейшем отход от Церкви.

Как-то я спросил десятилетнего мальчика из хорошей церковной семьи: «А как ты воспринимаешь Христа? Чувствуешь ли ты Его рядом, чувствуешь ли ты Его любовь — вот как если бы Он был твоим лучшим Другом?» Мальчик пожал плечами: он не понял, о чём я его спрашиваю. Конечно, религиозное чувство у людей, у детей в том числе, бывает разным, но в деле религиозного воспитания важна не сила, а направление религиозного чувства — на внутреннее, на личного Бога, Живого Христа.

Очень важно, когда в церковной жизни участвует вся семья. Захотели мы, например, причастить ребёнка — мама и папа готовятся, всей семьёй причащаемся. А не так, когда Причастие превращается в какую-то регулярную процедуру вроде визита в поликлинику, притом что родители холодны к собственному участию в Евхаристии и других таинствах Церкви.

Итак, духовное и церковное воспитание детей будет совершаться естественно, как сама жизнь, без натуги, но только при условии, если таковой жизнью обладает семья.

Игумен Петр (Мещеринов), www.pravmir.ru
Газета " Чадушки " № 23, январь 2009г.

Записки на полях души.БЛАГОЧЕСТИВЫЙ ОТРОК.ua

Записки на полях души. №2 (2)
Игумен Валериан (Головченко)


Игумен Валериан (Головченко) —
настоятель храма свв. Новомучеников и Исповедников
на Лукьяновском кладбище (г. Киев). Постоянный ведущий
«молодежки» в Свято-Троицком Ионинском монастыре.
Член редколлегии и постоянный автор журнала «Отрок.ua».
e-mail: [email protected]
Веб-страница: o-val.ru



Чудеса

Господь посылает лишь те чудеса, которые мы способны уразуметь и вместить. Один монах говорил: «Если ты „обезьяна“, не жди, что тебе явится ангел, бряцающий на псалтири. Скорее всего, милость Божия явится в виде перевернувшегося перед тобою грузовика с бананами».

* * *

Один батюшка пребывал в унынии от экономических проблем прихода. Глянул на иконку Святителя Иоанна (Максимовича), архиеп. Шанхайского и Сан-Франциского. В сердцах не то чтобы молился, но возопиил: «Святитель! Ты знаешь, что такое нищий приход! Помоги мне, дай денёг!» И все. Просто крик мятущейся души. Ровно через полторы недели, на Маковеев, пришла какая-то незнакомая женщина. Говорила, что её дочь как-то давно беседовала с батюшкой об отце Серафиме (Роуз). Просила помолиться, передала записочку, фотографию могилки отца Серафима, 100 $ и акафист Свт. Иоанну. Батюшка стоял с открытым от удивления ртом. Святитель прислал свою помощь и даже «указал адрес отправителя»!


Неосуждение

Проходящая дамочка видит крепко выпившего мужика, лежащего на земле: «Вот, напился как свинья! Развелось тут алкоголиков проклятых!» Мужик, приоткрыв глаза, отвечает: «А у тебя ноги кривые — а я завтра трезвый буду!»

Тот, которого ты осудил, может покаяться, если уже не сделал этого.

* * *

Один архимандрит был немощен «русским недугом» — сильно пил водку. Служил крайне редко. Студенты духовного училища насмехались над ним и осуждали.

Недавно спросил: «Как там этот батюшка?» Сказали, что ушел в монастырскую братию, в одночасье и полностью исцелился от пьянства. Теперь светлый и благообразный, часто служит. «А где насмешники и судьи?» Один униатский «парох», другой раскольничий батюшкО…


Пост

Старушка спросила, как ей соблюдать пост. Мол, к вере пришла поздно, здоровье слабое, навыка постничества не имела. Батюшка дал ей самое суровое благословение: весь пост не смотреть телесериалов, а время это посвятить молитве.

Латиноамериканские телестрасти стали для старшего поколения бесовской ловушкой. В них увязают, как мухи в липучке. Совсем не боятся умереть без покаяния. Боятся отойти в мир иной, не досмотрев «про Лопеса, Гарсию и инженера Мендисабаля».


Гонения

Приходил «ревнитель веры». Говорил, какие плохие сейчас священники: пьяницы, негодяи, развратники… Сказал, что Церковь надо «очищать». Батюшка «посочувствовал» ему:

— Наверное, жалеете, что поздно родились? Вам бы жить в 30-е годы…

— Да, батюшка. Вот в дни гонений я бы и мученичества сподобился…

— Нет. В дни гонений Вы бы сломя голову бежали в НКВД с просьбой помочь «очистить Церковь»…

* * *

Наши храмы разрушали не инородцы. Те самые Васыльки та Ванюшки, которых мамы водили к заутреней в начале ХХ века. Внешнее благочестие без сердечной Веры и любви к Богу приносит страшные плоды…

* * *

Престольный праздник. В храме теснота. Кадильный дым заполнил своды. Мерно и торжественно идет служба. Ярко светит летнее солнышко…

…Вдруг небо потемнело. Подворье храма наполнилось гулом тяжелых грузовиков. Крепкие ребята в касках, с автоматами ввалились в храм. Старший, с портупеей, став посредине, громко сказал:

— Так! Туристы, которые просто «зашли посмотреть» могут отправляться по домам. Всем верующим — на месте, лицом к стене!!!

Как-то вмиг стало малолюдно. Да и батюшки не все остались…

Ярко светит летнее солнышко. Вновь обилие молящихся в храме. Что это мне вдруг почудилось?

Господи! Не попусти ногам моим уйти от Тебя!


Крестоношение

«Всякое ныне житейское отложим попечение…»

Чтобы пойти за Христом не стоит долго собираться. Тебе не придется долго упаковывать вещи в контейнер и заказывать фургон. Просто возьми свой Крест и иди…


Расколы и ереси

— Почему Вы говорите, что нельзя ходить в раскольничьи храмы. Ведь Бог один, да и служба там такая же?

Вместо разговора о наличии благодати, батюшка предложил вопрошающему поесть конфет. Дал две, с виду одинаковые. Одна простая, вторая «пустышка». Свернутый фантик — «старый детский фокус». Разница есть.

Рядом с Кирилловской церковью есть место, где каждый может объявить себя Киевским Патриархом. Но прислуживать ему будут санитары…

* * *

Современное сектантство похоже на пластмассовую ёлку. Для «малогабаритной» души вполне удобно — не занимает много места. Все веточки ровненькие — ни сучка, ни задоринки. Не осыпается, не портится. Если мешает — можно разобрать и спрятать в кладовку. Чтобы изобразить «ёлочный» Дух, предлагается попшикать входящим в комплект спреем.

Но ощущение пластмассовой искусственности все равно не проходит. Хочется натурального, Живого.

Харизматы — псевдоевангельский «гербалайф». «Опирамидили» душу…

Сектантское «богослужение» — «Партсобрание им. Иисуса».


Башнёр

Со слов семинариста А.Л.

«Башнёра» считали глупым. Он был неразговорчивым, каким-то «серым». В короткие перерывы между боями он с педантичностью маньяка перебирал свои «игрушки» — КПВТ и ПКТ. Чистил, смазывал, выверял, пристреливал. Когда пулеметы были в полном порядке, протирал от въевшейся афганской пыли приборы наблюдения. Скрупулезность рбота. На выходах тоже не унимался — постоянно крутил башней нашего БТР-70, раздражая сидящий на броне десант.

Путь лежал через заброшенный кишлак. Мин не ожидалось. Вперед все же пустили БМР-ку (Боевая Машина Разграждения — «тральщик»). Дорога была относительно безопасной, но можно было нарваться на шальную пулю «местного чапаева», отбившегося от племени. Десант перебрался с брони внутрь машины.

…Моджахед-одиночка молча ждал, когда бортовой люк БТР-а шурави поравняется с проломом в дувале. Точный выстрел из гранатомета РПГ-7 «доработанной» гранатой перебьет бронемашину пополам. У неверных не будет ни малейшего шанса выжить! А он затаится на время в колодце-кяризе, чтобы получить потом милости от Аллаха и деньги от «белобрысого американа». Что это русские башней крутят?

Башнёр продолжал «крутиться». Краем глаза уловив чью-то тень, вдруг дико заорал. В следующий миг всё утонуло в грохоте его пулемётов. За дувалом раздался взрыв. Бронегруппа на мгновение замерла, десант повыскакивал из БэТэРа, занимая оборону. Но все вокруг было тихо…

Одна из первых выпущенных БТР-ом пуль угодила прямо в гранату. Душмана-гранатометчика разнесло в клочья. Лишь дымящиеся обрывки халата на узловатом дереве напоминали о провалившейся засаде.

Башнёр получил тогда БЗ-шку (медаль «За Боевые Заслуги»). С той поры прошло много лет. Но каждый из нас обязан жизнью «глупому» Башнёру.


Записки на полях израненной души

Один послушник в унынии пришел к духовнику:

— Батюшка! Я уже 5 лет в монастыре. Вроде и вечерние молитвы читаю, а ночью война снится. Снятся погибшие ребята из нашей роты, снятся притаившиеся за камнями душманы… Будто снова куда-то бегу, в кого-то стреляю… Неужели я такой пропащий человек, что до сих пор одержим злобой и человекоубийством?

— О погибших друзьях помолись. А про остальное я тебе лишь «по-книжному» ответить могу… Сходи-ка лучше к Старцу, отцу N. Он тебе проще объяснит.

Убеленный сединами старец внимательно выслушал и кротко улыбнулся:

— Не отчаивайся, сыночек. Я уже 50 лет как с войны пришел, а мне Сталинград до сих пор снится. Такой Крест у солдата… Господь попускает нам памятование скорбей не для того, чтобы мы унывали, но чтобы более помнили о Его милосердии и ценили время жизни нашей.

«Когда я впервые стрелял в человека, я не испытывал никаких эмоций. Все чувства просто растворились в суматохе боя. Дал короткую очередь — бородатая голова в чалме дернулась и скрылась за камнем. Как мишень в тире. Через пару минут рванули вперед. Пробегая, я оглянулся на убитого душмана. Мне и раньше доводилось видеть убитых. И наших, и ихних. Но этот, с дыркой в голове, был мой. Я убил человека. Потом были и другие, но этого, первого, я не забуду никогда. После того боя мне было плохо. Муторно на душе, тошно. Предложили „травы“ — слава Богу, отказался!»

* * *

Пришла женщина в черном. Просила отпеть сына-самоубийцу. Батюшка спросил, как это произошло. Оказалось, что ее сын подорвал себя гранатой вместе с врагами, не желая попасть в душманский плен… Сердце подсказывало ответ, но отправил ее за советом к епархиальному архиерею. Владыка благословил отпевать. Один из собратьев сказал батюшке, мол, не стоит такого отпевать — мол «и в плену люди живут». Батюшка ничего не ответил. Стоило ли рассказывать человеку, сидящему в теплом кресле об ужасе афганского плена?

* * *

1992 год. Видел в Лавре двух казаков. Первый был немолод. Лихо закрученные усы, хитроватый бегающий взгляд. Весь в лампасах, аксельбантах, немыслимых золотых погонах с обилием звезд. Явно пошитая на заказ форма. Гроздья каких-то непонятных наград «за ледовое побоище».

Второй был проще. Форма из советской парадки. Погоны с сержантскими лычками и споротыми буквами «СА». На груди советская медаль «За отвагу», о происхождении которой красноречиво говорил багровый рубец на лице хозяина. Совсем молодой с седыми висками и глазами старика.

Долго смотрел им в след — старому скомороху и молодому ветерану.

* * *

Старец Паисий Святогорец рассказывал о некоем монахе, радовавшемся, что самолет похож на Крест, плывущий по небу. Современные Стелсы (истребитель-бомбардировщик F-117A и стратегический бомбер B-2) похожи на бесов… Да и вертолеты уже больше не похожи на добрых железных стрекоз. Демоноподобие…

* * *

Восемьдесят процентов боевых потерь — по своей вине. Чего-то недоучил, недосмотрел, не отработал, не учел. В остальных двадцати твоей вины нет — просто Господь призвал.

На войне принимают Божию волю — смерти не ищут и от смерти не прячутся.

* * *

«Историки когда-нибудь будут долго спорить, правы ли были тогда политики. Эта война стала нашей болью, нашим позором. Но она стала и нашей гордостью, нашей славой — ибо ее прошли лучшие сыны Отчизны».

Эти слова стоит написать на памятнике
«СОЛДАТУ ВСЕХ ВРЕМЕН И НАРОДОВ».


Ранее опубликовано: ОТРОК.ua № 2

«Наколи мне, кольщик, купола…»

Нас захлестнула мода на наколки. Разноцветные и обычные, они украшают тела многих. Считается, что это что-то вроде граффити, но только на теле. Что это и протест, и желание выделиться, и много чего еще. Это уже целая культура. Наколки делают себе актеры, футболисты, политики… Есть уже даже целые музеи, в которых можно увидеть весь спектр рукотворных изделий.

Наколки-юморески, наколки, говорящие о сексуальной ориентации… Но всех чаще можно встретить наколки, сообщающие о социальном статусе их владельца. Например, бабочка или одинокая птичка говорит о том, что данная дама свободна и готова ко многому. Таких сигналов на теле нынешней молодежи очень много: на ногах, руках, головах… Можно даже не спрашивать ничего, а сразу предлагать то, о чем сигнализирует та или иная наколка.

История татуировки насчитывает около 4000 лет. Делать узоры на теле стали еще при первобытнообщинном строе. В то время наколка указывала на принадлежность к определенному роду и на социальный статус ее владельца. Кстати, самые древние татуировки были найдены при раскопках египетских пирамид на высохшей коже мумий.

Некоторые народы из века в век верили, что изображения на теле обладают разными магическими свойствами: оберегают детей от сглаза, взрослых защищают в бою и на охоте, стариков хранят от болезней. При этом магическую силу тату почитали не только дикари: в XVIII–XIX веках британские моряки часто накалывали у себя на спине огромные распятия, надеясь, что они уберегут их во время плавания. А у арабов самым надежным защитным талисманом считалась татуировка с текстами из Корана.

Но в России наколка все же имеет явный уголовный подтекст. В сталинское время, когда осужденные по политическим статьям заполонили тюрьмы, появилась уркаганская наколка. Чтобы выделить своих, уголовных, и транслировать нужную информацию. Наколки сразу стали массовым явлением. Кстати, популярны были рисунки со Сталиным и Берией. Считалось, что если наколоть портреты вождей в районе сердца, стрелять в него не будут, надо только рубашку рвануть.

Кольщики на зоне – уважаемые люди; чаще всего это бывшие художники, попавшие на зону за преступления.

У В. Высоцкого есть такая песня: «А моя, верней, твоя татуировка, много лучше и красивей, чем его». Так как на зоне не разрешали носить портреты любимых женщин, их рисовали на теле. Еще кололи иконы, картины известных художников. Использовали иглу-машинку, обмотанную ниткой (как пропитку), и тушь. Процедура достаточно болезненная. Вершиной всего этого художества стали наколки с православной символикой, но сообщающие о том, что перед вами человек, имеющий такую-то уголовную историю или принадлежность к такой-то тюремной касте (масти): на спине и груди стали колоть купола, каждый из которых сообщал о ходке в «места, не столь отдаленные». Видимо, осужденные все-таки верят в то, что храмы на их телах сделают их не только привлекательней и мужественней, но и защитят, как тех моряков далекого прошлого, которые накалывали себе распятия.

Дети в детских домах тоже делают себе наколки.

Была у нас в детском доме такая шуточная интерпретация слов песни: «Синий-синий иней лег на провода…» – это изрядно исколотый зек. В детский дом частенько приезжали бывшие воспитанники уже в наколках, отбыв наказание в тюрьме. Многие ребята, подражая им, кололи и себе, копируя то, что видели. Актеру Евгению Леонову, игравшему в фильме «Джентльмены удачи» якобы маститого уголовника, гротескно нанесли наколки, каких, в общем-то, в уголовном мире и не было, чтобы сбить ореол романтизма с тех, кто сидит на нарах советских тюрем. Это смотрится даже смешно. Но нынешняя ситуация с наколками в подростковой среде не такая уж и смешная.

К сожалению, все чаще вижу, как дети-сироты и дети, живущие в спецшколах или находящиеся в СИЗО, накалывают себе наколки, за которые в тюрьме очень даже строго спрашивают. Потому что детки еще «не имеют права» на эти наколки. Есть даже такое тюремное понятие – «спрос за беспредел». Дети об этом узнают уже много позже. Наличие «детских глупостей» дает повод сразу «опустить» человека в низшую касту. Но не знающие этого сироты стараются обезобразить себя еще до входа в ворота тюрем. Когда ты проведешь с ними разъяснительную беседу о том, какой смысл несет та или иная наколка, они бегут сводить ее, порой на деньги спонсоров. Но шрамы остаются, значит, вопрос, что это было, все равно зададут им, если они все же попадут в камеру.

Часто подростки колют наколки уже в СИЗО, не получив еще судебного приговора. Они наносят себе всевозможные аббревиатуры, чтобы идентифицировать себя как часть этой системы. Сам факт, что они в камере, кружит им головы, и они видят себя Леньками Пантелеевыми, грозой Питера 1920-х годов, не осознавая, что это дорога совсем в другую сторону. Наколки делают и девочки, но, конечно, не такие «суровые», но также транслирующие социальное состояние. Любое ощущение причастности к какой-то группе себе подобных подогревает в детях стадное чувство, а наколки только усиливают этот эффект.

Для подростков, имеющих некоторые комплексы в саморазвитии, наколка является компенсаторным замещением их иллюзий об образе мужчины. Ильи Муромцы не бередят их души, их кумиры из глянца и кино. Исколотый Бред Питт, например. Но у детей, копирующих образы сильных и успешных героев, нет никакой возможности к саморазвитию, потому что, натянув на себя чужую маску, они удобно живут под ней. Но когда они оказываются в трудной жизненной ситуации, когда надо показать не то, что ты наколол, а иные качества, они становятся заложниками своего ничегонеделания.

Почему дети колют наколки? Почему их кумирами становятся уркаганы и герои кино? Почему они разрушают образ Божий тем, что колют на себе? Ведь наколки уродуют не только то, что снаружи, но и то, что внутри, они делают их самих хуже и уводят от тех ценностей, которые могли бы привести их к жизни вне этого социополя. Конечно, потому, что рядом нет взрослых, которые своей жизнью, примером показывали бы этим детям, что можно жить иначе, не тратить время на глупости. Это могут быть спортивные тренеры или просто неравнодушные люди, желающие подарить этим детям смысл жизни. Чтобы они не корежили свои еще молодые тела и души тем, что колют на себе купола. Купола, к которым надо приходить, ища в Боге любовь и защиту.

А пока… «У него душа исколота внутри…» (В. Высоцкий).
Александр Гезалов

30 ноября 2010 года
+