Отречение апостола Петра
И вспомнил Петр слово, сказанное ему
Иисусом: прежде нежели пропоет петух, трижды отречешься от Меня. И выйдя
вон, плакал горько. (Мф. 26:75)Петра, следовавшего за Иисусом до
синедриона, не впустили в дом. В прихожей он подошёл к очагу, чтобы
согреться. Слуги, один из которых был родственником Малха, узнали
ученика Христа и стали расспрашивать его. Пётр трижды отрекается от
учителя, до того, как пропел петух
Peter's denial / Карл Генрих Блох (1834–1890)
Иисус перед Понтием Пилатом
От Каиафы повели Иисуса в преторию.
Было утро; и они не вошли в преторию, чтобы не оскверниться, но чтобы
можно было есть пасху. Пилат вышел к ним и сказал: в чём вы обвиняете
Человека Сего? (Ин. 18:28-29) Утром Страстной пятницы Иисуса отвели в
преторию, которая помещалась в бывшем дворце Ирода у башни Антония.
Необходимо было получить от Пилата утверждение смертного приговора.
Пилат был недоволен тем, что его вмешивают в это дело. Он удаляется с
Иисусом в преторию и дискутирует с ним наедине. Пилат после беседы с
осуждённым решил по случаю праздника предложить народу отпустить Иисуса.
Однако толпа, подстрекаемая первосвященииками, требует отпустить не
Христа, а Иисуса Варавву. Пилат колеблется, но в итоге приговаривает
Христа, однако, при этом использует не формулировку первосвященников.
Умывание рук Пилатом — знак того, что он не хочет вмешиваться в
происходящее
Бичевание Христа
Тогда Пилат взял Иисуса и велел бить Его. (Ин. 19:1) Пилат приказал бичевать Иисуса (обыкновенно бичевание предшествовало распятию)
УГЕ ХАЙМЕ Бичевание с четырьмя символами евангелистов. Валлс (Каталония), ок. 1415 — Барселона, 1492
Tiepolo, Giovanni Domenico (1727 - 1804) * The Flagellation of Christ *
Поругание и увенчание терновым венцом
…надели на Него багряницу; и, сплетши венец из терна, возложили Ему на голову и
дали Ему в правую руку трость; и, становясь пред Ним на колени,
насмехались над Ним, говоря: радуйся, Царь Иудейский! (Мф. 27:28-29)
Время — позднее утро Страстной пятницы. Место действия — дворец в
Иерусалиме у башни замка Антония. Чтобы осмеять Иисуса, «Царя
Иудейского», на него надевают красную власяницу, венец из терновника и
дают в руки жезл.
Caravaggio (1571-1610 ) * Crowning with thorns *
Hieronymus Bosch ,1495-1500 / National Gallery, London
В таком виде его выводят к народу.
Увидев Христа пурпурной мантии и венце, Пилат, по свидетельству Иоанна и
синоптиков, произносит: «Се человек». У Матфея эта сцена объединена с «умыванием рук»
Masseys, Quentin (1465 /1466 - 1530) * The trial of Christ *
Ecce Homo by HIERONYMUS BOSCH
Глазунов И.И. / Распни Его!-- 1994
Музей Метрополитен: Содома (Италия, Верчелли 1477-1549 Сиена) - Христос в терновом венце (Се человек !)
Джордано Лука (1632-1705) Пилат умывает руки
Своё распространение в современном
значении выражение получило благодаря сюжету, описанному в Евангелии от
Матфея. Римский прокуратор Понтий Пилат во время суда над Христом
совершил принятое среди иудеев ритуальное омовение рук в знак
непричастности к совершаемому убийству: «Пилат, видя, что ничто не
помогает, … взял воды и умыл руки перед народом, и сказал: невиновен я в
крови Праведника Сего» (Мф.27:24). Апокрифическое «Евангелие от
Петра» добавляет к описанию суда, что «Из иудеев же никто не умыл рук,
ни Ирод, ни кто-либо из судей Его»
Крестный путь (Несение креста)
И, неся крест Свой, Он вышел на место,
называемое Лобное, по-еврейски Голгофа. (Ин. 19:17)Иисус приговорён к
позорной казни через распятие вместе с двумя разбойниками. Местом казни
была Голгофа, расположенная за городом. Время — около полудня Страстной
пятницы. Место действия — подъем на Голгофу. Приговорённый должен был
сам нести крест до места казни. Синоптики указывают, что за Христом
следовали плачущие женщины и Симон Киринеянин: так как Христос падал под
тяжестью креста, солдаты заставили Симона помогать ему
Christ Carrying the Cross. 1515 / Hieronimus Van Bosch
Titian (1488/1490-1576) * Christ to the Cross *
Рафаэль (1483 — 1520) *Падение Христа на пути к Голгофе*
И когда повели Его, то, захватив некоего Симона Киринеянина, шедшего с поля, возложили на него крест, чтобы нес за Иисусом. И шло за Ним великое множество народа и женщин, которые плакали и рыдали о Нем. Иисус же, обратившись к ним, сказал: дщери Иерусалимские! не плачьте обо Мне, но плачьте о себе и о детях ваших, ибо приходят дни, в которые скажут: блаженны неплодные, и утробы неродившие, и сосцы непитавшие! тогда начнут говорить горам: падите на нас! и холмам: покройте нас! Ибо если с зеленеющим деревом это делают, то с сухим что будет? ( Евангелие от Луки 23:27-28)
Giovanni Battista Tiepolo (1696–1770) / Шествие на Голгофу
Лувр (Париж): ЛОТТО - Несение креста. 1526 / Лувр. Париж
Cima da Conegliano (1459 – 1517) Christ Crowned with Thorns
Срывание одежд с Христа и разыгрывание их солдатами в кости
Воины же, когда распяли Иисуса, взяли
одежды Его и разделили на четыре части, каждому воину по части, и хитон;
хитон же был не сшитый, а весь тканый сверху. Итак сказали друг другу:
не станем раздирать его, а бросим о нём жребий, чей будет. (Ин.
19:23-24) Солдаты бросили жребий, чтобы разделить одежду Христа
El Greco (1541-1614), El Espolio
Голгофа — Распятие Христово
Был час третий, и распяли Его.
И была надпись вины Его: Царь Иудейский. С Ним распяли двух
разбойников, одного по правую, а другого по левую сторону Его. И сбылось
слово Писания: и к злодеям причтен. (Мк. 15:25-28) По еврейскому обычаю
осуждённым на казнь предлагалось вино. Иисус, пригубив его, отказался
от напитка. По обеим сторонам от Христа были распяты два разбойника. Над
головой Иисуса к кресту была прикреплена табличка с надписью на
надписью еврейском, греческом и латинском языках: «Царь Иудейский».
Через некоторое время распятый, мучимый жаждой попросил пить. Один из
солдат, стерегущих Христа, обмакнул в губку в смесь воды с уксусом и на
трости поднёс к его губам
Винченцо Кампи (1536–1591) *Распятие*
МОНАКО ЛОРЕНЦО / Распятие / Сиена, 1365/70 — Флоренция, до 1426
Лувр (Париж): МАНТЕНЬЯ АНДРЕА - Распятие, 1457-1460.
Иисус, увидев Матерь и ученика тут
стоящего, которого любил, говорит Матери Своей: Жено! се, сын Твой.
Потом говорит ученику; се, Матерь твоя! И с этого времени ученик сей
взял Её к себе. После того Иисус, зная, что уже всё совершилось, да
сбудется Писание, говорит: жажду. Тут стоял сосуд, полный уксуса. Воины,
напоив уксусом губку и наложив на иссоп, поднесли к устам Его. Когда же
Иисус вкусил уксуса, сказал: совершилось! И, преклонив главу, предал
дух. ( Евангелие от Иоанна 19:26-30 )
Маттиас Грюневальд (Matthias Grunewald)(1470–1528)
Кранах Лукас Старший (1472—1553) / Распятие
Снятие с креста
Иосиф из Аримафеи — ученик Иисуса, но
тайный из страха от Иудеев, — просил Пилата, чтобы снять тело Иисуса; и
Пилат позволил. Он пошёл и снял тело Иисуса. (Ин. 19:38) Чтобы ускорить
смерть распятых (был канун пасхальной субботы, которая не должна была
омрачаться казнями), первосвященники приказывают перебить им голени.
Однако Иисус был уже мёртв. Один из солдат (в некоторых источниках —
Лонгин) ударяет Иисуса копьём в рёбра — из раны потекла кровь, смешанная
с водой. Иосиф из Аримафеи, член Совета старейшин, пришёл к прокуратору
и испросил у него тело Иисуса. Пилат распорядился выдать тело Иосифу.
Другой почитатель Иисуса, Никодим, помог снять тело с креста
Rogier van der Weyden (1399/1400–1464) / The Descent from the Cross/ between 1435 and 1438
Джованни Доменико Тьеполо . «Снятие Христа»
Оплакивание Христа
Оплакивание Христа — эпизод Страстей
Христовых, следующий за снятием его тела с креста и предшествующий
погребению, который принято выделять как самостоятельную
иконографическую сцену. Оплакивание имело место на Голгофе — у подножия
Креста, или же у гробницы, во вторую половину дня Страстной пятницы.В
отличие от Пьеты, где тело Иисуса находится на коленях у рыдающей
Богоматери и могут не присутствовать другие персонажи, в сцене
Оплакивания Христос обычно лежит на земле, окружённый несколькими
фигурами
В канонических текстах отсутствует
описание оплакивания Христа: после снятия тела с креста сразу
описывается погребение Иисуса. При этом только сообщается, что «все же,
знавшие Его, и женщины, следовавшие за Ним из Галилеи, стояли вдали и
смотрели на это» (Лк.23:49).
Лувр (Париж): МАЛУЭЛЬ ЖАН - Большая круглая Пьета (Оплакивание Христа), ок. 1400.
Пьета - Джованни (Джамбеллино) Беллини. Около 1505.
Коржев Гелий. В тени креста. 1995
ЯКОПО ДЖОВАННИ БАТТИСТА ДИ, ПРОЗВАННЫЙ РОССО ФЬОРЕНТИНО Пьета, 1530-1535.
Положение во гроб
…обвил плащаницею и положил его в
гробе, высеченном [в скале], где ещё никто не был положен. (Лк.
23:53)Никодим, принёс ароматы. Вместе с Иосифом он подготовил тело
Иисуса для погребения, завернув его в саван с миррой и алоэ. При этом
присутствовали галилейские жены, которые оплакивали Христа
Titian (1490–1576) / The Burial of Christ/ 1559
Grablegung Christi 1602-1604/ Michelangelo Merisi da Caravaggio
После сего Иосиф из Аримафеи —
ученик Иисуса, но тайный из страха от иудеев, — просил Пилата, чтобы
снять тело Иисуса; и Пилат позволил. Он пошёл и снял тело Иисуса. Пришёл
также и Никодим, — приходивший прежде к Иисусу ночью, — и принёс состав
из смирны и алоя, литр около ста. Итак они взяли тело Иисуса и обвили
его пеленами с благовониями, как обыкновенно погребают иудеи. На том
месте, где Он распят, был сад, и в саду гроб новый, в котором ещё никто
не был положен. Там положили Иисуса ради пятницы Иудейской, потому что
гроб был близко. ( Евангелие от Иоанна 19:38-42)
Мастер Франке (1380–1430)/ Grablegung Christi / c. 1424
Великая Суббота —
первосвященники, вспомнив, что Христос говорил о своем воскресении на
третий день, просят Пилата поставить стражу на три дня, чтобы ученики не
украли тело, изобразив тем самым воскресение учителя из мертвых. Пилат
сказал им: имеете стражу; пойдите, охраняйте, как знаете. (Мф.27:65).
Первосвященники пошли и поставили у гроба своих воинов, и опечатали
гроб.
Само по себе
Воскресение Иисуса Христа является следующим циклом истории Иисуса,
также состоящим из нескольких эпизодов. Однако всё же существует мнение,
что «сошествие во ад представляет собой предел уничижения Христа и в то
же время начало Его славы».
СОШЕСТВИЕ ВО АД (ХРИСТОС ВЫВОДИТ АДАМА, ЕВУ И ДРУГИХ ПРАВЕДНИКОВ ИЗ АДА)
Сошествие во ад. 1408-1410. Андрей Рублёв (1360–1430) Государственная Третьяковская галерея
Андреа Мантенья: Descent into Limbo (1492)
PACHER Friedrich. Christ in Limbo. 1460s. Tempera on pine panel. Museum of Fine Arts, Budapest
Фактически Страсти Христовы должны
заканчиваться его смертью и последовавшими за ней оплакиванием и
погребением тела Иисуса. Но религиозное искусство, опираясь на церковные
каноны и толкования богословов, как в Западной Европе , так и в православии
традиционно включало в страстной цикл две сцены его загробного
существования: воскресение из мёртвых и предшествовавшее ему путешествие
в загробный мир и обратно (хотя сюжет Сошествия в ад, являющийся у
православных одновременно и иконой Воскресения, у католиков пользовался
гораздо меньшей популярностью).
В Новом Завете об этом сообщается
только апостолом Петром: Христос, чтобы привести нас к Богу, однажды
пострадал за грехи наши… быв умерщвлен по плоти, но ожив духом, которым
Он и находящимся в темнице духам, сойдя, проповедал. (1Петр. 3:18-19)
Источники : инет , Вики
Моя папка :: Христианство
Заметки в нашем сообществе -- Евангельский цикл::
Коментарі
Гість: Рус с kija
126.04.13, 08:25
вам
о го го
226.04.13, 08:49
ГалинаВ
326.04.13, 09:00
K-ATRIN
426.04.13, 09:13Відповідь на 1 від Гість: Рус с kija
благодарю!
ЛанаМ
526.04.13, 09:31
спасибо Катенька за такую заметку!
inesska
626.04.13, 09:44
Спасибо, Катюша!!!! Глазунов не особо мне нравится, но вот "Распни его!" -
Гість: Nika***
726.04.13, 09:52
как всегда -
K-ATRIN
826.04.13, 10:09Відповідь на 6 від inesska
это работа сына Ильи Глазунова--Ивана. Ему прочат бОльшую славу с успехом. чем у отцаБлагодарю за внимание Инночка!!!
K-ATRIN
926.04.13, 10:10Відповідь на 7 від Гість: Nika***
Спасибо большое за внимание и отзыв,Никочка!!!-это важно для меня!!
K-ATRIN
1026.04.13, 10:10Відповідь на 2 від о го го
душевно благодарю за внимание!!!