Одни говорят, что вовсе нет на земле страны такой – Ранмалай.… Говорят,
что нет ее безудержно красочных цветущих равнин, нет ее молочных рек, и
не дышат люди ее воздухом со сладким привкусом медового нектара. Другие
убеждают первых, что страна эта реальна, и никакой не плод воображения
уставших путников. Некоторые даже будто бы точно знают ее место
расположения, и бывали там не один раз. Но, наверное, ни те, ни другие, в
сердцах не верят в ее реальность, и именно по этой причине её тонкие
границы все еще остаются не открыты их взорам.
Что же это за страна такая? Ранмалай…. Почему же не открыта она
каждому, пожелавшему увидеть ее? Почему такое доступное, зачастую
оказывается настолько скрытым? Ответа нет нигде. Хотя один мудрец сказал
давно: «Ответа если не найти нигде, ищи его в себе. Найдешь». Возможно,
был он прав?
Говорят, что на землях этой страны есть школа. В нее попасть учиться
может каждый. Единственный вступительный экзамен все-таки есть – прийти в
саму школу, перед этим попав в Ранмалай! А это мало кому под силу.
Учатся в ней обычные дети. Получают домашнее задание и оценки,
переходят в другие классы, остаются на второй год и получают похвальные
грамоты. В общем – обыкновенная школа. Есть в ней и выпускные классы.
Самые трудные из всех. Уроки и задания кажутся порой непосильными, но
это пока еще никого не остановило.
Один из таких выпускных классов однажды получил весьма необычное
задание. Согласно уровню подготовки класса, его учителя формируют
специальное экзаменационное задание. И пока еще не было, даже на памяти
самых старших жителей Ранмалая, еще двух одинаковых экзаменов.
Об этом и будет наш рассказ.
Класс этот был не многочислен, и состоял всего из шести девушек и
девяти парней. Всего пятнадцать душ. Они были все как на подбор. Тонкий
ум, отличная память, жажда знаний и умение мыслить встречаются часто, но
чтобы все эти качества присутствовали в изобилии в одном человеке –
редко встретишь такого. А здесь таких редких собралось целых пятнадцать
учащихся! Да еще и в одном классе.
Это конечно служило им большой форой перед всей остальной школой. С
одной стороны. А с другой – хочешь не хочешь, а чувство личного
превосходства над окружающими мало-помалу начало укоренятся в их
неокрепших сердцах.
- Мы уже готовы к экзамену!
- Готовы? - как всегда с легкой, свойственной только ему отцовской улыбкой, вопрошал Учитель.
- Готовы! - вторили ученики, - мы лучше всех других ребят по всем предметам. И уже просто жаждем новых, других знаний!
- Устройте нам скорей экзамен! – почти хором требовали и другие ученики этого класса.
Так продолжалось не один месяц, до того самого дня, когда Учитель не увидел, что класс готов пройти через свое задание.
- Мои дорогие друзья! – обратился к классу Учитель, - сегодня я объявлю вам экзаменационное задание. Время пришло.
Громкие крики радости наполнили классное помещение. Все ученики без
исключения радовались, кричали и смеялись! Этого дня каждый ждал уже
достаточно долго. Вот он – желанный шанс.
- В скором времени для вашего экзамена в школу будет доставлен священный огонь. В день этот случится и экзамен для вас.
- Огонь? Священный? Какое же задание ждет нас, Учитель? – взволновались ученики
- Достаточно простое, мои друзья! Огонь этот и называется священным,
потому что он не обожжет руки того, кто истинно владеет знаниями. Не
тронет тех, чья вера в них подобна горе – непоколебима и независима. Вот
ваше экзаменационное задание.
Радость учеников сменилась на удивление. Каждый задал себе вопрос –
готов ли он? Не обожжет ли огонь его руки? Этот легкий испуг
присутствовал не долго, ведь каждый внутри вспомнил свое превосходство и
все свои достоинства.
- Нам под силу это испытание, Учитель! Мы - принимаем его, - согласился класс.
- В таком случае, прошу вас, готовьтесь! Есть еще немного времени, - не медлил с советом Учитель.
Время тянулось ужасно медленно. Часы на пролет ученики проводили
повторяя выученные правила и законы. Конспекты, учебники, рабочие
тетради – ничего не оставалось без внимания. Не смотря на то, что прошло
всего три дня, ученики были изрядно уставшими. Желание сдать экзамен
было даже выше привычного режима дня и комфортного состояния тела.
День испытания настал. Всех учеников пригласили на большую поляну,
расположенную на заднем дворе школы. К их приходу там уже был устроен
костер. Когда все экзаменуемые собрались, Учитель вынес из школы огонь,
закрытый в красивой лампаде, и отворив небольшое окошко в ней, поселил
огонь в костер.
- Сейчас начнется испытание. Каждый, кто готов, может проверить себя. И
помните – огонь не обжигает только того, кто истинно владеет знаниями,
приобретенными во время обучения в нашей школе. Я желаю вам всем удачи.
Экзамен начался.
По очереди ученики начали не торопясь подходить к костру. Сначала
подносили к нему руки все ближе и ближе. Пытались понять, как именно
огонь испытания относится к ним. Обжигает или только греет? Но это было
невозможно, так как для полного понимания, им просто было необходимо
окунуть руку в огонь.
Один из лучших учеников класса, самый старший из них, набравшись
смелости подошел к костру и без раздумий ввел руку в огонь. Через
мгновение его лицо скривилось от боли, а из уст его вырвался крик.
«Обжегся, обжегся!» прокатилось шепотом в толпе класса. Сомнение
проникло глубоко в сердце каждого ученика. Ведь если один из лучших в
классе не прошел это испытание, если его знание не истинные, то каковы
шансы получить благословения огня другими учениками? Каждый боялся пасть
пред глазами друг друга и глазами своего Учителя.
- Вижу что вы смущаетесь, - сказал Учитель, - Я оставлю Вас, и вернусь,
когда все из вас будут готовы держать ответ экзамена, - не медлил
Учитель.
…Так проходило время. Поочередно, сменяя друг друга, ученики подходили к
костру и обжигали свои руки. Никто не понимал, за что Учитель
приготовил им верный провал? Чем провинились они? Когда же к костру
более перестали подходить ученики – появился Учитель.
- Друзья мои, пожалуйста, подойдите все ко мне, станьте передо мною, - обратился к ученикам Учитель.
Молча, все пятнадцать человек стали перед ним, опустив глаза в землю.
Стыд за несовершенство знаний, разочарование от рухнувших ожиданий и
неизвестность будущего переполняли каждого стоящего перед Учителем.
- Протяните вперед свои руки пожалуйста, я хочу посмотреть кто из вас
прошел испытание, - произнес Учитель и начал шагать вдоль колоны
учеников. – Обжегся… Обжегся.. И ты обожглась… Обжегся… Обжегся….
Страшнее смертного приговора, звучало для них это монотонное,
повторяющееся «Обжегся»… Хотелось куда-то убежать, спрятаться от всего
этого позора, как вдруг…
- Твои руки чисты. Ты не обжегся, - с присущей ему одному улыбкой, сказал Учитель.
В конце ряда учеников, действительно стоял мальчишка, самый младший в
выпускном классе. Не скрывая смущения на лице, он поглядывал то на
своего Учителя, то на своих одноклассников.
- Что же, я думаю всем будет интересно узнать, как тебе удалось это? – вопросил к нему Учитель.
- Я не сунул руку в огонь, Учитель, - в пол голоса ответил тот.
- Мне плохо слышно тебя, мой друг. Повтори пожалуйста громче, то что ты сказал мне – не отставал Экзаменатор.
- Я не сунул руку в огонь! – почти в крике сказал ученик.
- Почему? Потрудись объяснить мне и твоим друзьям из класса.
- О Учитель! Вы всегда учили нас доверять себе. Вы сказали, что этот
огонь не обожжет руки того, чьи знания и чья вера в них подобна горе –
истинная. Вы не сказали, что для того чтобы это проверить, необходимо
вложить свою руку в огонь. Ведь если я доверяю Вам, слепо принимаю
знания и уроки, которые Вы даете мне, Учитель, то почему я должен
проверять их истинность? Я уверен в том что знаю, в истинности своих
убеждений сформированных Вами во мне. И никакой огонь не может убедить
меня в обратном.
Улыбнувшись, учитель посмотрел на своих учеников с отцовской любовью.
Мало кто знает, но для всех жителей Ранмалая, это наивысшая похвала.
- Каждый из вас сдал этот экзамен. Я поздравляю вас. Но вот мое
пояснение. Возгордившись, вы вознесли себя выше других учеников. Каждый
втайне верил, что именно его рука не будет подвержена огню. Не смотря на
то, что делал огонь с другими, вы все равно продолжали вкладывать свои
руки в него, веря, что вы лучше предыдущего с тех, кто пытался. Из-за
того, что я очень люблю каждого из вас, я позволил вам всем пройти этот
экзамен. Ведь каждый из вас был уверен в своих знаниях и истинности
суждений. А всю гордыню, ощущение превосходства над другими людьми –
испепелил огонь в ожогах ваших рук. Этим свойством и священен огонь в
этом костре.
Слезы радости покатились по лицам каждого ученика без исключения.
Двойная удача сегодня пришла к ним! Учитель даровал им исцеления
пороков, а также устроил их прохождение выпускного экзамена. Это ли не
то, чего они так в сердцах желали?
- А ты, - обратился Учитель к ученику, руки которого не побывали в
огне, - вышел на это испытание без гордости. Я хочу дальше давать тебе
знания, ведь я знаю что ты истинно не только используешь их, но и
примешь. Оставайся в школе после выпуска, будешь помогать мне с младшими
классами.
В чувстве безграничной радости, все ребята начали обнимать друг друга.
Громкий смех и поздравления не умолкали ни на одну секунды. В этом
океане доброты и счастья, они даже не заметили, как стерлись ожоги с их
рук, и утихла боль. Ведь только в стране Ранмалай, насыщенной плодами
любви и добра, священный огонь милостив к каждому, познающему его.
Где же эта загадочная страна… Ранмалай….. Ответа нет. Но истинно
известно одно – соприкоснувшись в жизни с человеком, побывавшим там,
можно ощутить легкий , едва уловимый, тонкий аромат цветущих равнин и
привкус нежного медового нектара страны Ранмалай.
Лаврентий. 2013