Молдавскую власть отлучили от церкви

Синод Молдавской митрополии Как сообщили Resurs.md в Молдавской Митрополии, депутатов молдавского парламента придали малому отлучению от церкви молдавских политиков, участвовавших в принятии «Закона о недискриминации», предполагающего легализацию гомосексуализма и однополых браков в Молдове. Среди отлученных главные инициаторы принятия закона — депутаты Влад Филат, Мариан Лупу, Влад Плахотнюк, министр юстиции Олег Ефрим и президент Николай Тимофти.

Православный календарь 22 июня (9 июня ст.ст.)

Проповеди

В этот день:
Русская Православная Церковь отмечает память святых:

Святителя Кирилла, архиеп. Александрийского (444).
Преподобного Кирилла, игумена Белоезерского (1427).
Преподобного Александра, игумена Куштского (1439).
Праведного Алексия Мечева (1923).
Св. Колумба Ионского, просветителя Шотландии (597) (Кельт. и Брит.).
Мцц. Феклы, Марфы и Марии в Персии (346).
Блж. Кирилла Вельского (Важского).
Преп. Иоанна Шавтели, еп. Гаенатского (XIII) (Груз.).

Поученіе. Святой Кириллъ александрійскій. Прот. Григорій Дьяченко († 1903 г.)
Поученіе. Преп. Кириллъ блоозерскій. Прот. Григорій Дьяченко († 1903 г.)

Храни вас Господь, Матерь Божия и все святые, их же память мы сегодня отмечаем!

Молитвы

Тропарь преподобного Кирилла Белоезерского, глас 1

Яко крин, в пустыни давидски процвел еси, отче Кирилле,/ злострастия терние искореняя,/ и собрал еси в ней ученик множество,/ страхом Божиим и учением твоим наставляемых,/ ихже и до конца, яко чадолюбивый отец,/ не оставил еси, посещая, да вси вопием:/ слава Давшему ти крепость,/ слава Венчавшему тя,// слава Действующему тобою всем исцеления.

Кондак преподобного Кирилла Белоезерского, глас 8

Яко преобидев тленная и долу влекущая мудрования, отче,/ к Вышнему течению радостно устремился еси,/ и тамо со святыми Пресвятей Троице предстоя,/ моли от враг сохранитися стаду твоему,/ яко да святое твое успение празднующе, вопием:// радуйся, преблаженне Кирилле, отче наш.

Тропарь святителя Кирилла Александрийского глас 8

Православия наставниче,/ благочестия учителю и чистоты,/ вселенныя светильниче,/ архиереов богодухновенное удобрение,/ Кирилле премудре,/ ученьми твоими вся просветил еси,/ цевнице духовная,// моли Христа Бога спастися душам нашим.

Кондак святителя Кирилла Александрийского, глас 6

Бездну нам учений богословия источил еси/ яве от источник Спасовых,/ ереси погружающую,/ блаженне Кирилле,/ и стадо невредимо от треволнений спасающую,/ странам бо всем наставник, преподобне,// яко Божественная являя.

Тропарь преподобного Александра, игумена Куштского, глас 4

Иже плотским дебельством Богови работати изволи,/ в пустыню вселився,/ в нейже многими поты и труды/ безтелеснаго равноангельнаго пребывания возможе достигнута,/ таже от Бога узрен быв,/ сподобися великих чудес в жизни и по преставлении,/ на нечистыя духи силу восприим,/ изгониши от приходящих к тебе с верою,/ темже, отче Александре,/ за вся ны моли,/ спастися душам нашим.

Ин тропарь преподобного Александра, игумена Куштского, глас 8

Во плоти, яко Ангел, на земли подвизася,/ желанием духовным в пустыню вселися/ и, со зверьми живый, весь Христови быв,/ Тому невозвратно шествовал еси, ведом к Небеси,/ последуя Божественным стезям, отче блаженне Александре,/ яко чуден, чудеса источаеши/ и отгонявши недуги к тебе приходящих с верою,/ но яко имея дерзновение ко Господу,/ поминай нас, чтущих честную память твою.

Кондак преподобного Александра, игумена Куштского, глас 8

Иже земная оставль,/ в пустыню вселився,/ Христовым стопам последовал еси, тепле,/ и Того, славне, на раму своею честньш крест взем,/ умертвил еси плоти взыграния/ труды постническими и желанием духовным, всеблаженне,/ темже зовем ти:/ радуйся, Александре, пустынный жителю.

Ин кондак преподобного Александра, игумена Куштского, глас 6

Пустынный жителю,/ опустевшая ны от благотворных помышлений вражиими прилогми,/ презельным твоим к Богу молением сердца наша очисти,/ яко да благодарственно вопием ти:/ радуйся, яко земным пустынножительствием, Александре,/ дошед Небеснаго Царствия.

Pages: 1 2 3

Сирийский сценарий для Украины

Линия раскола Украинского государства может пройти по оси Крым — Галичина

Валерий Панов

Курултай – Рух Интересные для России события происходят ныне в Крыму, а для Украины – вообще знаковые. Команда лидеров крымско-татарского меджлиса, — этого нигде не зарегистрированного, этнического парламента, — во главе с председателем Мустафой Джемилевым и его вероятным преемником, депутатом фракции «Курултай – Рух» в Верховном Совете автономии Рефатом Чубаровым раскручивают широкомасштабную компанию по увековечиванию памяти оберштурмфюрера боевой группы «Крым» Восточно-тюркского соединения СС Дженгиза Дагджи.

По информации турецкого информагентства QHA, на полуостров уже привезены личные вещи эсэсовца. Эти «реликвии» планируется использовать при создании музея пособников нацистов. Акцию, якобы, провело Генеральное консульство Турецкой Республики.

Два года тому назад в Бахчисарае уже произошло перезахоронение останков этого дезертира Красной Армии, потом обер-лейтенанта Туркестанского легиона и оберштурмфюрера SS-Waffengruppe Krim. Останки коллаборациониста спецрейсом турецких авиалиний перевезли из Лондона, где он жил с 1946 г., в Анкару, затем – в Симферополь. В мероприятии участвовали представители Совета министров автономии и Постоянного представительства президента Украины в Крыму, а также некоторые турецкие министры. Как каждый из них попал на это «мероприятие», тема особая, но говорят, что украинских чиновников туда заманили. «Тогда же на сайте крымско-татарской библиотеки им. Гаспринского, входящей в систему минкульта АРК, появилась публикация «Дженгиз Дагджи. Штрихи к портрету», в которой недвусмысленно звучали антирусские, пронацистские призывы», — заявил экс-депутат Верховного совета Крыма, секретарь Общественного совета «Защитник» Олег Родивилов. Его тут же обвинили в «русском великодержавном шовинизме». Совпадения явно не случайные.

 На одном из последних заседаний организации «Платформа европейской памяти и совести» (меджлис является членом «Платформы» с 06.07.2012 г.), которое прошло в Берлине, Мустафа Джемилев рассказал о «героической борьбе» татар с «коммунистическим режимом» во время Второй мировой войны.

И предложил добавить «историю этой борьбы» в школьные пособия Евросоюза. Так как первым проектом организации стала подготовка и издание совместного учебника по истории тоталитаризма в Европе, то предложение Джемилева было принято и сформулировано следующим образом: «Меджлис крымско-татарского народа подготовит материал об истории борьбы крымских татар с коммунистическим режимом и его жертвах, который войдет в учебные пособия для школ Европейского Союза»

Естественно, в немецкой столице Джемилев не говорил о военных преступлениях этнических формирований Крыма на службе нацистской Германии. Крымской Хатынью называют селение греков Лаки, сожженное вместе с жителями татарским подразделением СД. По данным историков, количество жертв мусульманских карательных батальонов среди мирных жителей и партизан Крыма в тысячи раз превышает смертность самих татар в результате сталинской депортации в Узбекистан. Однако нынешние последователи нацистов мечтают устроить ответный «Нюрнберг» над СССР, то есть современной Россией, как страной-победительницей, и потому готовы изучать «борьбу» гитлеровских пособников. В Берлине договорились, что Мустафа Джемилев обеспечит эту организацию соответствующим материалом. Речь, прежде всего, идет о командире отряда Восточно-тюркского соединения войск СС Дженгизе Дагджи и его сподвижникеМустафе Эдиге Кырымале, который в годы войны представлял интересы крымских татар перед властями фашистской Германии и лично присягал Адольфу Гитлеру.

«Суд «Нюрнберг-2» над коммунистическим режимом ХХ века нужен не только для оздоровления постсоветской общественности, но и для Европы, и в целом для человечества, ибо отсутствие этого важного процесса может привести к возрождению неосоветской империи, что будет явной трагедией для всего мира», — утверждает Джемилев. Идея эта, конечно, не новая, время от времени она озвучивается определенными антироссийскими силами. Но в заявлении бывшего советского диссидента Джемилева прозвучала впервые и фактически повторяет тезис одного из последних интервью Хиллари Клинтон, когда еще в должности госсекретаря США она заявила: не позволим восстановить СССР. «Это будет называться Таможенным союзом, Евразийским союзом и всё в таком роде. Не будем заблуждаться на этот счёт. Мы знаем, в чём заключается цель, и мы стараемся разработать эффективные способы того, как замедлить это или предотвратить это», — сказала она. Сегодня и Джемилев призывает к тому, чтобы всячески препятствовать интеграционным процессам на постсоветском пространстве и, прежде всего, участию в них Украины.

«С удовлетворением могу отметить, что данная наша инициатива нашла поддержку со стороны ОБСЕ, Совета Европы и Европейского Союза», — подчеркнул Джемилев.

 Более того, оказывается, что при помощи структур Евросоюза исламские радикалы намерены «добиться принятия специальных законов, в том числе направленных на восстановление права коренного народа на землю», иными словами, узаконить «права» татар на Крым.

При этом судьба славянского населения полуострова никого не интересует. Со всей очевидностью можно говорить о том, что происходит резкая активизация ультранационалистических татарских сил на Крымском полуострове. Подтверждений тому немало.

Так, 6 июня в Симферополе прошел митинг, организованный исламским движением «Хизб ут-Тахрир». Эта структура, подчеркнем, запрещена во многих странах мира (США, Россия, Канада, Австралия, Дания и т.д.) как террористическая организация. А по информации, попавшей в мировую прессу, это движение является неким рекрутинговым агентством «Аль-Каиды» в странах СНГ. На митинге звучали призывы очистить Крым от «неверных». Было объявлено о наборе добровольцев, желающих воевать в Сирии на стороне антигосударственных сил. Действо проходило под черными флагами организации. Согласно открытым источникам, эмиссары «Хизб ут-Тахрир» считают своей целью в ближайшей перспективе установление контроля над всеми мечетями Крыма и присутствие своих представителей в органах местного самоуправления. Чем грозит приход во власть исламистов, объяснять не надо – это, в первую очередь, резкое обострение межнациональной и межконфессиональной обстановки и жесткая конфронтация. Прогнозировать дальнейшее развитие событий вряд ли стоит: «арабская весна» и сейчас дает нам сценарии такого рода, самый убедительный из которых – сирийский.

 Несанкционированный, заметим, митинг в Симферополе был приурочен к 89-й годовщине упразднения Халифата. А участники акции «Одна умма — один флаг», собравшей около 1,5 тыс. человек, посвятили ее знамени пророка Мухаммеда, как символа того, что мусульмане обязаны бороться за создание нового Всемирного Халифата.

«Но на самом деле цели организаторов собрания были вполне приземленные, хотя и не безобидные», — говорится в заявлении оппозиционной меджлису крымско-татарской организации «Милли Фирка», которое опубликовало UA REGNUM. «Участники митинга призвали жителей Крыма присоединяться к «Хизб ут-Тахриру» и пропагандировать исламский образ жизни. Также они говорили о дискриминации мусульман, например, о том, что исламские флаги используют в антитеррористических учениях. На арабском языке было зачитано обращение к жителям Сирии. Речи на митинге перемежались с сурами из Корана. Практически все ораторы подчеркивали, что Османский халифат, ликвидированный Мустафой Кемалем Ататюрком, был наследником государства, основанного пророком Мухаммедом. Следовательно, по их мнению, долгом каждого мусульманина является борьба за создание Всемирного Халифата, который продолжит прерванную традицию. Кроме того, с трибуны митинга прозвучал призыв к главам мусульманских государств и военачальникам этих стран активно включиться в борьбу за защиту интересов единоверцев и образование Халифата», — говорится в сообщении.

Страницы: 1 2 3

Православный календарь 21 июня (8 июня ст.ст.)

Проповеди

В этот день:
Русская Православная Церковь отмечает память святых:

Великомученика Феодора Стратилата (319).
Святителя Феодора, еп. Ростовского и Суздальского (ок. 1023).
Благоверных князей Василия и Константина Ярославских (1501).
Преподобного Ефрема, патриарха Антиохийского (545).
Прп. Зосимы Финикийского (VI).
Мч. Феофана Константинопольского (1559) (Греч. ).
Прп. Афре Нитрийского, Египетского.
Прп. Феофила Лужского и Омучского.
Свт. Медарда, еп. (Нидерл.).
Мчч. Марк и Никандр Доростольские, (Греч.).
Св. Павла, исп. Каиюмского в Константинополе (766).
Прп. Навкратий Студийский.
Иконы Божией Матери Урюпинской (1827)
Иконы Божией Матери Ярославской (XIII)

Поученіе. Свят. великомученикъ еодоръ стратилатъ.  Прот. Григорій Дьяченко († 1903 г.)

Храни вас Господь, Матерь Божия и все святые, их же память мы сегодня отмечаем!

Молитвы:

Вмч. Феодора Стратилата. Тропарь, глас 4.
Воинствословием истинным, страстотерпче,/ Небеснаго Царя воевода предобрый был еси, Феодоре:/ оружиями бо веры ополчился еси мудренно,/ и победил еси демонов полки,/ и победоносный явился еси страдалец./ Темже тя верою/ присно ублажаем.

Вмч. Феодора Стратилата. Кондак, глас 2.
Мужеством души в веру оболкийся/ и глагол Божий, аки копие, в руку взем, врага победил еси,/ мучеников превелий Феодоре,/ с ними Христу Богу моляся не престай о всех нас.

Свт. Феодора, еп. Ростовского и Суздальского. Тропарь, глас 8.
В молитвах бдя, сердцем же о стаде твоем выну болезнуя,/ учением своим всех просветил еси, Феодоре премудре,/ темже Христа Бога моли,/ в день памяти твоея даровати нам велию милость.

Свт. Феодора, еп. Ростовского и Суздальского. Ин тропарь, глас 8.
В молитве бдя, Горняя желая,/ дольняя возненавидел еси,/ и, сердцем болезнуя, выну о стаде своем печешися,/ учением бо своим всех просветил еси,/ Феодоре премудре, Христа Бога моли в памяти твоей/ даровати нам велию милость.

Свт. Феодора, еп. Ростовского и Суздальского. Кондак, глас 3.
Яко велие солнце,/ возсия преславная память твоя, премудре Феодоре,/ в нейже подававши в бедах сущим спасение,/ притекающим к тебе усердно,/ благодатию, еюже облагодати тя Христос/ в жизни нескончаемой.

Обретение мощей блгв. князей Василия и Константина Ярославских. Тропарь, глас 2.
Ваше отечество хвалится обагрением кровей ваших,/ Церковь же Божия радуется,/ приемши телеса ваша,/ людие, песненный лик составльше,/ духовною цевницею вопиют:/ ликуй, Василие, радуйся, Константине,/ Ярославлю славо и всей России радосте.

Обретение мощей блгв. князей Василия и Константина Ярославских. Кондак, глас 4.
Днесь Церковь разширяет недра своя/ и приемлет многоцелебныя мощи ваши,/ добропобеднии страдальцы,/ Василие славне и Константине Богомудре,/ и, яко шипок благовонный, напояется пречудными ароматы,/ богатными чудодеянии от неистощимых сокровищ,/ от преславных мощей ваших,/ и радостно чад своих созывает вопити, людие:/ радуйся, двоице пречудная, отечеству своему стено необоримая.

Урюпинской иконы Богородицы. Тропарь, глас 3.
Явилася еси на древе в Донской земли,/ благодатная Твоя икона. Богородице,/ больныя исцеляти, заблуждшия обращати;/ темже умильно молимся Тебе:/ избави град наш от всякаго зла/ и спаси люди, к Тебе притекающия.

Урюпинской иконы Богородицы. Кондак, глас 5.
Всеблагая Чистая Богородице,/ к Тебе прибегаем, вернии,/ Тобою бо познахом милость Божию,/ чудную икону Твою,/ от ней же вси здравие и спасение приемлем.

Pages: 1 2 3

Война учителей

Святой против Льва: чему нас учит конфликт Льва Толстого и Иоанна Кронштадского?

Елена Яковлева

Лев Толстой Святой праведный Иоанн Кронштадтский

В издательстве АСТ вышла книга литературного критика «РГ» Павла Басинского «Святой против Льва. Иоанн Кронштадтский и Лев Толстой: история одной вражды». История отлучения Льва Толстого от Церкви продолжает оставаться одним из самых захватывающих сюжетов. Известный писатель, историк литературы Людмила Сараскина, глава ЦНЦ «Православная энциклопедия» Сергей Кравец обсуждают, исчерпал ли сегодня себя этот конфликт.

Сергей Кравец: К моменту, когда развернулись события с отлучением Льва Толстого, Православная церковь только формально была государственной религией. Да и формальность эта утрачивалась: во второй половине XIX века, после присоединения Средней Азии, в Россию влилось очень много исламских народов. Лозунг Сергея Уварова «Православие, самодержавие, народность» был утопичным еще в момент его появления в 1833 году и никакой серьезной реакционной силы не имел в силу невыполнимости. Людей неверующих, отрицающих православие, как религию и Православную церковь как официальное учреждение, было великое множество. Реакционер и организатор травли Толстого Константин Победоносцев писал: пусть каждый верует, как хочет. Поэтому, на мой взгляд, это не конфликт двух вер или двух религиозных путей.

Случай этот особен другим — тем, что Толстой стал первым «учителем» народа. У Церкви есть предназначение — учительствовать, учить народ. И до Толстого у церковного учительства не было реального конкурента-проповедника. Толстой был первым. И реакция Церкви на него — это не реакция на человека, который «не так верит», а реакция на человека, который «не так учит».

Церковь же в это время, имея замечательных богословов, расцвет церковной науки, выдающихся ученых вроде Болотова, хорошее религиозное образование (недаром же и Владимир Соловьев, и Павел Флоренский учились в духовной академии), не имела Учителя. Иоанн Кронштадтский — последний предреволюционный Учитель от имени Церкви.

И конфликт его со Львом Толстым есть конфликт «Учителя Церкви» и учителя, который проповедует не православное учение. Мне кажется, именно этим была вызвана его острота. Павел правильно пишет: Церковь до последнего тянула с решением об отлучении. Его отлучали как ересиарха. Как учителя иного учения.

Разбирая историю с отлучением, Павел Басинский противопоставляет двух владык — «либерального» Антония Вадковского и более, ну, что ли, «сухого» Иоанникия Руднева. На самом деле, владыка Иоанникий Руднев был одним из лучших архиереев своего времени — наиболее образованных и хорошо настроенных к интеллигенции. Мы обязаны ему сохранением древнегрузинского наследия, потому что, будучи экзархом в Грузии, он прекратил русификацию Грузинской церкви и стал спасать оставшиеся памятники, письменность, монастыри. Он был человеком безукоризненным с нравственной точки зрения, очень серьезным, умным и образованным. Так что конфликт между Церковью и Львом Толстым нельзя списать на неумелые действия не очень интеллигентных иерархов.

Есть ли возможность продолжения этого конфликта сегодня? Думаю, нет. Хотя бы потому, что Церковь вряд ли способна сейчас родить Иоанна Кронштадтского, а литературное светское общество — принять авторитет кого-то, как авторитет Льва Толстого. Но какие-то последствия этого конфликта, несомненно, чувствуются и сейчас — и во взаимном недоверии, и в желании отечественного интеллигента не просто быть одним из членов Церкви, но именно учить.

Людмила Сараскина: Мне трудно согласиться с тем, что это конфликт двух учителей. Мне трудно считать учителем веры священника, который в своем дневнике просит у Бога скорейшей гибели величайшему русскому писателю, мировому гению. «Господи, не допусти Льву Толстому, еретику, превзошедшему всех еретиков, достигнуть до праздника Рождества Пресвятой Богородицы...» Такая молитва из уст православного исповедника, его многолетняя грубая брань по адресу Толстого, к художественному творчеству которого батюшка, кажется, никогда и не прикасался, ужасают. Это, в моем понимании, религиозное помрачение и фанатизм, которые не учат ни добру, ни любви. Лучше бы злая ругань о. Иоанна никогда не выходила ни из его уст, ни из-под его пера, восклицает Басинский. Но она — «вышла», громкая, безобразная, ей не было удержу, и Толстой был трижды прав, что никогда не отвечал на нее... Нельзя одновременно любить проклинаемого и проклинающего — это суждение Н. С. Лескова, ставшее эпиграфом книги, я как раз полностью разделяю.

Хочу сказать несколько слов и о другом историческом персонаже — К.П. Победоносцеве. Этот «злой колдун» (А. Блок), чиновник, при котором Россия «экономически росла, но духовно разлагалась» (о. Сергий Булгаков), свел народное просвещение к церковно-приходским школам и урокам церковного пения, полагая, что российское общество неспособно пользоваться благами образования, а подлежит только воспитанию в духе традиционного православия. Он запрещал религиозно-философские диспуты, увлечение Л. Толстым считал эпидемическим сумасшествием и вменил себе в обязанность ограждать подданных от «опасности чрезмерного образования». Жестко противился женскому образованию, допущению женщин в университеты: ничего, кроме акушерских курсов, им не полагалось. Современники не зря называли его Торквемадой — великим инквизитором, кощеем православия. Бердяев даже сравнил его с Лениным по тому, что он творил с русской культурой: запрещал, отменял, ставил препоны. Четверть века Победоносцев «подмораживал» Россию", и я думаю, что она «слиняла в три дня» (В. Розанов), во многом из-за операции «подмораживания». Бессмысленно подмораживать то, что гниет. Это серьезный урок и нашему времени, которое привыкло смотреться в зеркало прошлого.

Хотелось бы сказать и о сегодняшних отношениях интеллигенции и Церкви.

Лет 10 назад мы стали получать от Русской православной церкви очень важные сигналы, свидетельствующие, что она идет навстречу обществу. В чем это пока что выразилось? В заявлениях о православном дресс-коде, о введении в среднюю школу Основ православной культуры, об уголовной ответственности за богохульство, об организации молельных комнат в школах и вузах, о создании кафедр теологии при университетах.

Но у меня возникает вопрос: эти все нововведения мыслятся как дополнительное образование или как нечто вместо базового образования? Кажется, что именно ВМЕСТО.

Из школьной программы убрана астрономия — вместо нее молельные комнаты? Резко сокращены часы на преподавание литературы в школе. Упразднен сам предмет «русская литература» — теперь преподается предмет «русский язык и литература». Учащиеся фактически лишены возможности осмыслить культуру прошлого как почву для саморазвития. Ученик более не рассматривается как самостоятельно мыслящая личность, теперь он должен лишь воспроизводить некоторую часть полученной информации. Естественно предположить, что цель такого образования — создание потребителя, «управляемой массы». Обречен на деградацию учительский корпус, занятый подготовкой к ЕГЭ. Идет разгром гуманитарного, в частности, филологического и философского образования: сокращают прием студентов на классические отделения и на философские факультеты.

Дело Победоносцева живет и побеждает — я участвовала в полемике, где услышала и такую фразу: «...русская литература лезет не в свое дело. Она задает ненужные вопросы — есть ли Бог? Есть ли бессмертие? Мы вам давно на эти вопросы ответили, а она продолжает мутить воду».

Страницы: 1 2

Кавказский рубеж

Кавад Раш

Штурм аула Солта. Рубо Франц Алексеевич

Рос­сий­ская ис­то­ри­о­гра­фия — это не­что, по ма­ло­ду­шию и убо­же­ст­ву мыс­ли до сих пор не под­да­ю­ще­е­ся объ­яс­не­нию. Ис­то­ри­ки вне­д­ри­ли в со­зна­ние со­граж­дан, что Кав­каз­ская вой­на — это дей­ст­вия кру­то­го «про­кон­су­ла Кав­ка­за» Ер­мо­ло­ва и по­дав­ле­ние мя­те­жа Ша­ми­ля. Меж­ду тем, вой­на на Кав­ка­зе и за Боль­шой Кав­каз на­ча­лась да­же не с по­яв­ле­ния рус­ских пол­ков в Ти­ф­ли­се, хо­тя ес­ли взять за ос­но­ву да­же эту од­ну да­ту (1800 г.), вой­на дли­лась не­пре­рыв­но бо­лее ста лет. От­дель­ный Кав­каз­ский кор­пус дал сот­ни об­ще­на­ци­о­наль­ных ге­ро­ев и име­на слав­ных пол­ков.

Кав­каз — по­ня­тие ге­о­по­ли­ти­че­с­кое и це­ло­ст­ное, и имен­но та­ко­вым пред­став­лял­ся все­гда глав­ным вра­гам Рос­сии со вре­мён Пе­т­ра I. Для Бри­та­нии Кав­каз и Ка­с­пий — крат­чай­ший путь к Ин­дий­ско­му оке­а­ну, а поз­же — к Су­э­цу.

На са­мом де­ле пря­мые во­ен­ные дей­ст­вия у во­рот Боль­шо­го Кав­ка­за на­чал мо­ло­дой Пётр дерз­ки­ми Азов­ски­ми по­хо­да­ми, со­здав­ши­ми Флот. Он уже тог­да за­ма­хи­вал­ся на Ин­дию, а не «фор­точ­ку» ру­бил в Ев­ро­пу. За съём­ку До­на и кар­ту его бас­сей­на царь был из­бран в Па­риж­скую ака­де­мию. Он и в ака­де­ми­ках у нас пер­вый. Что же оз­на­ча­ет для нас и все­го ми­ра по­ня­тие «Боль­шой Кав­каз»? Гра­ни­цу это­го ге­о­по­ли­ти­че­с­ко­го яв­ле­ния с ге­ни­аль­ной точ­но­с­тью и не­при­нуж­дён­но дал «кав­ка­зец» Пуш­кин в стро­ках:

Как про­слав­лен­но­го бра­та
Ре­ки зна­ют Ти­хий Дон;
От Арак­са и Ев­фра­та
Я при­вёз те­бе по­клон.

По­мни­те от­вет Жу­ков­ско­го ге­не­ра­лу Па­с­ке­ви­чу: «Рус­ской гра­нью стал Аракс»? Эти гра­ни­цы сов­па­да­ют и с ан­тич­ным пред­став­ле­ни­ем о пре­де­лах Боль­шо­го Кав­ка­за за­дол­го до дня, как Пом­пей с вол­не­ни­ем всма­т­ри­вал­ся в очер­та­ния Кав­каз­ских гор, где не­ког­да был при­ко­ван к ска­ле Про­ме­тей. Карс, ко­то­рый за сто­ле­тие че­ты­реж­ды штур­мо­ва­ли рус­ские пол­ки, до 1917 го­да с при­ле­га­ю­щей об­ла­с­тью вхо­дил в со­став Рос­сий­ской им­пе­рии.

Как мо­жет оша­лев­ший от во­ров­ст­ва и тур­по­ез­док рус­ско­языч­ный «элек­то­рат» вспом­нить о рус­ском Кар­се, ес­ли он на­прочь за­был про рус­ские Из­ма­ил, Оча­ков, Одес­су, Хер­сон, Ни­ко­ла­ев и До­нецк?

По­сле рас­па­да СССР мы ещё по инер­ции дер­жав­ной на­зы­ва­ли по­гра­нич­ный ок­руг «Кав­каз­ским». Вско­ре, то ли из-за ок­ри­ка за­оке­ан­ско­го, то ли по хро­ни­че­с­ко­му ма­ло­ду­шию и сла­бо­с­ти в ко­лен­ках, пе­ре­име­но­ва­ли в «Се­ве­ро­кав­каз­ский»! Меж­ду тем тур­ки, ве­до­мые су­по­ста­том, ос­но­ва­ли во вче­раш­нем рус­ском Кар­се уни­вер­си­тет и на­сту­па­тель­но на­зва­ли его «Кав­каз­ским». По­ли­ти­ки ма­ло­ду­шие со­се­дей и симп­то­мы «мед­ве­жь­ей бо­лез­ни» за­се­ка­ют точ­нее сверх­чут­ких сейс­мо­гра­фов.

Ге­рой Боль­шо­го Кав­ка­за граф Па­с­ке­вич-Эри­ван­ский, не зная о ба­бь­ей по­лит­кор­рект­но­с­ти, с сол­дат­ской пря­мо­той от­ре­зал: «Вез­де Рос­сия, где вла­ст­ву­ет рус­ское ору­жие». Сей­час от та­ких слов по­ли­ти­че­с­кие им­по­тен­ты вро­де Гор­ба­че­ва, ис­по­ве­ду­ю­щие, что по­ли­ти­ка — ис­кус­ст­во воз­мож­но­го, тут же бе­гут ме­нять пам­пер­сы...

Страницы: 1 2

Православный календарь 20 июня (7 июня ст.ст.)

Проповеди

В этот день:
Русская Православная Церковь отмечает память святых:

Священнномученика Феодота Анкирского (303).
Собор Ивановских святых.
Мученицы Калерии (Валерии), Кириакии (284-305).
Прп. Даниила Скитского, Египетского.
Сщмч. Андроника (Никольского), архиеп. Пермского (1918)
Священномученика Маркеллина, папы Римского, и мчч. Клавдия, Кирина и Антонина
Сщмч. Маркелла, папы Римского, мчч. Сисиния и Кириака диаконов, Смарагда, Ларгия, Апрониана, Сатурнина, Папия и Мавра воинов и Крискентиана, мцц. Прискиллы, Лукины и Артемии царевны
Сщмчч. Александра Махетова, Александра Осетрова, Александра Преображенского, Валентина Белова, Вениамина Луканина, Виктора Никифорова, Владимира Белозерова, Михаила Денисова, Николая Конюхова, Николая Онянова, Николая Рождественского, Павла Аношкина, пресвитеров, Григория Смирнова диакона, мчч. Афанасия Жуланова, Александра Зуева (1918).
Сщмч. Николая, иерея (1919).
Мц. Потамиены девы, Александрийской.
Мц. Зинаиды в Кесарии Палестинской.
Свт. Колмана, еп. Дроморского (VI) (Кельт. и Брит.).
Мч. Ликариона Ермопольского, Египетского (Греч.).
Прп. Панагия (Паисия) Кефалонского (Греч.).

Поученіе. Св. священномучен. Маркеллъ, папа римскій

Храни вас Господь, Матерь Божия и все святые, их же память мы сегодня отмечаем!

Молитвы:

Сщмч. Феодота Анкирского. Тропарь, глас 4.
И нравом причастник,/ и престолом наместник апостолом быв,/ деяние обрел еси, Богодохновенне,/ в видения восход,/ сего ради, слово истины исправляя,/ и веры ради пострадал еси даже до крове,/ священномучениче Феодоте,/ моли Христа Бога/ спастися душам нашим.

Pages: 1 2 3

О пропаже и возвращении настоятельницы Покровского монастыря

Игуменья Калисфения (Шамайло) В одиннадцатом часу вечера (!) в пятницу игуменья Каллисфения (Шамайло) зачем-то была вызвана в митрополию (по источникам «Нового Региона» – лично секретарем Митрополита Киевского и всея Украины Владимира Александром Драбинко).

Машина довезла ее вместе с келейницей до Киево-Печерской Лавры, где находится комплекс зданий митрополии. С тех пор вот уже третьи сутки о судьбе монахинь ничего не известно. Их телефоны не отвечают.

Последний раз настоятельница выходила на связь, когда около полуночи вызывала из Лавры такси. Водитель прождал ее полчаса и уехал.

Вместе с тем, в самой митрополии утверждают, что «ничего об этой истории не знают».

В последнее время Покровский монастырь также упоминался в скандальной публикации о некоей Панько, которая якобы выдавая себя за послушницу монастыря (для придания себе имиджа богобоязненной альтруистки) совершала финансовые махинации при помощи вышеупомянутого Драбинко и мужа – замначальника службы Госуправделами (той самой ДУСи).

Согласно другой публикации, «этому предшествовали регулярные приезды групп мужчин крепкого телосложения, которые устраивали обыски в монастыре в поисках денег, которые выманивала некто Панькова у своих клиентов, проводя встречи на территории монастыря по просьбе этого же владыки, который представил Панькову матушке как спонсора».

Обновление 1: По моим источникам в в тот же день попал в автомобильную аварию влиятельный в митрополии мужчина (но остался жив).

Обновление 2: (от «Обоза»): "Где именно такси ожидало пропавших монахинь, и по какой причине встречу нельзя было перенести на другой день, сейчас разбираются правоохранительные органы. Владыка Александр от комментариев отказался, ссылаясь на тайну следствия. В то же время, как сообщил «Обозревателю» источник в правоохранительных органах, на территории Киево-Печерской Лавры были найдены сим-карты, принадлежащие монахиням. Милиция Киева открыла уголовное производство по ст. 115 УК Украины — умышленное убийство.

Обновление 3: Мне сообщают, будто на входе в здание митрополии, в которое якобы Драбинко вызвал игуменью, ее встретил тот самый -упомянутый ЗДЕСЬ — Бут с группой товарищей крепкого телосложения, и еще перед встречей с Драбинко грозился бросить в подвал, чтобы та «образумилась».

Обновление 4: Драбинко вроде бы признал на допросе наличие Бута в своем предбаннике, а сам Бут арестован

Обновление 5: Злые языки распускают слухи, что вызов игуменьи происходил в ходе грандиозной пьянки с участием того же Бута и «пацанов»

Обновление 6: Совсем уж невероятные сплетни которым мы, конечно же, не поверим — Драбинко задержан!

Страницы: 1 2 3

Революция ряс

Православная Церковь в Грузии превращается в значимую политическую силу

Владислав Мальцев

Грузинские священники Грузинские священники не только вдохновляли толпу недовольных,
но и возглавили акцию протеста. Фото из журнала «Табула» (Грузия)

В Тбилиси начался процесс над двумя видными священнослужителями Грузинской Православной Церкви (ГПЦ), обвиняемыми в организации беспорядков на санкционированной властями акции в Международный день борьбы с гомофобией – 17 мая с.г.

Тогда около 20 тыс. защитников консервативных ценностей прорвали в центре грузинской столицы кордоны полиции и набросилась на немногочисленных митингующих. От кулаков, палок и камней разбушевавшейся толпы сильно пострадали 28 человек, в том числе несколько полицейских. Активное участие в тех событиях представителей православного духовенства и их паствы, действия которых публично одобрили некоторые иерархи ГПЦ, привело в Грузии к началу широкой общественной кампании «Нет теократии!» и началу дискуссий об усилившейся в последние годы роли Церкви в обществе.

Читать по теме: Гей-давление на Иванишвили

Противники акции в защиту ЛГБТ прорвали кордон полиции в Тбилиси (Видео)

На сделанных 17 мая в Тбилиси фотографиях видно, как контрдемонстрация начинается с молебна, совершаемого священнослужителями в литургическом облачении, а затем клирики в черных рясах возглавляют колонны протестующих и, взявшись за руки, идут в авангарде на прорыв цепей полиции. «Огромное число здоровенных мужиков в рясах, некоторые были вооружены палками, агрессивные, громко ругающиеся матом, с огромным числом сопровождающих «православных», пускающих кулаки в ход направо и налево», – пишет грузинская журналистка Гала Петри. «Очень активно вели себя священники – они наряду с остальными громили транспорт, на котором полиция пыталась перевезти активистов ЛГБТ-сообщества в безопасное место», – отмечает очевидица событий, тележурналистка Ия Баратели.

Гей-парад в Тбилиси

23 мая МВД Грузии сообщило, что по итогам этих событий заведены уголовные дела на двух клириков ГПЦ – диакона Антимоза Бичинашвили и игумена Иотама (Басилая). Последний стал едва ли не главным героем контрдемонстрации, запечатленный на фотоснимках с тяжелым табуретом в руке. По сообщениям грузинских СМИ, этим табуретом игумен сокрушил лобовое стекло автобуса, на котором, как заподозрили православные активисты, пытаются увезти от «народного гнева» их оппонентов.

Стоит указать также, что накануне событий Грузинская Патриархия дважды выступала с требованием о запрете акции в защиту секс-меньшинств и предупреждениями о том, что в случае разрешения таковой верующие выйдут на улицу для протеста. «В стране, где абсолютное большинство населения последователи тех традиционных религий, которые однополовые отношения людей считают грехом, на пропагандистских акциях, подобных той, что была проведена 17 мая 2012 года (первый митинг против гомофобии в центре Тбилиси. – «НГР»), общество имеет легитимное право мирно, в ненасильственной форме выразить протест», – сказано в опубликованном 15 мая совместном заявлении ГПЦ и ряда других религиозных организаций страны. В распространенном 16 мая письменном заявлении Патриарх Илия II заявил, что «обостренный протест» против подобных акций является «понятным», так как «наши граждане видят в этом нарушение прав большинства, оскорбление их традиций, веры и в целом правил жизни». Как заявил позже на телеканале TV9 председатель грузинского парламента Давид Усупашвили, этим обращением Илия II «укрепил участников акции протеста в их позиции, что если государство не предотвратит митинг, то мы сами сделаем это».

«Во главе контрдемонстрации было много людей из числа самых заслуженных членов Церкви, таких как личный секретарь Патриарха, – пишет французская газета Figaro. – Все преподаватели религиозных университетов были там, направляя молодых людей, которых они в течение многих лет обучали». Под упомянутым «личным секретарем» Патриарха, видимо, имеется в виду его хорепископ (личный представитель, помощник) епископ Гардабанский и Марткопский Иаков (Иакобашвили). На фото и видео он запечатлен в гуще толпы протестующих. «Владыка Иаков присутствовал на акции и вел переговоры с заместителем министра внутренних дел, как бы координировал процесс», – уточнила «НГР» Ия Баратели. После разгона защитников секс-меньшинств епископ Иаков призвал всех собравшихся проследовать в кафедральный собор Святой Троицы, настоятелем которого он является, «где будет еще раз совершена литургия во имя победы», заявив журналистам, что «сегодня грузинский народ продемонстрировал свою подлинную идентичность».

Главный вывод из событий 17 мая, отмеченный местными и зарубежными журналистами, – демонстрация силы, проявленная ГПЦ после того, как власти Грузии отказались принять во внимание мнение Патриарха Илии II. «Попытка теократической революции», – так оценивает происшедшее журналист Figaro. «То, что мы увидели, было бунтом Церкви против государства: было заявлено, что она стоит выше Конституции, наделена правом наказывать того, кого посчитает нужным, и никто не посмеет ей в этом помешать, потому что она может мобилизовать народ так, как никто другой», – соглашается грузинский политолог, председатель Кавказского института мира, демократии и развития Гия Нодия.

На пресс-конференции 21 мая журналисты атаковали премьер-министра Бидзину Иванишвили вопросами о том, противостоит ли Церковь государству. Иванишвили ответил отрицательно. «Я не считаю, что уже сегодня мы стоим перед угрозой установления теократии, – отмечает журналист газеты «Квирис палитра» Мераб Метревели. – Но события 17 мая показали, что если завтра Церковь захочет сменить правительство, то сделает это уже на следующий день». «Вы видели, сколь много людей пришли сегодня, – заявил в эмоциональной проповеди перед контрдемонстрантами в соборе Святой Троицы епископ Иаков. – Мы можем вывести миллионы!»

Надо учесть, что начиная с 2003 года, когда к власти под националистическими лозунгами пришел Михаил Саакашвили, роль Церкви в общественно-политической жизни Грузии резко возросла. В 2003 году, в последний год правления Эдуарда Шеварднадзе, государственные субсидии Церкви, с которой власть официально заключила соглашение, составили 900 тыс. лари, в первый же год правления Саакашвили эта сумма была увеличена вдвое, в 2006 году достигла 4,8 млн., в 2008-м – 9,6 млн., в 2009-м – 25,7 млн. лари (официальный курс лари сейчас равен 0,6 долл. США). Президент то и дело появлялся на телеэкране рядом с Патриархом. В ноябре 2008 года на общегосударственном телевидении заработал учрежденный Патриархией канал – «Эртсуловнеба» («Единодушие»), который, судя по публикациям в грузинских СМИ, платил за частоту в эфире достаточно нерегулярно, существуя, по сути, за счет государства.

Но затем Саакашвили, сменивший националистический вектор на стремление к интеграции в западное сообщество, начал снижать государственные дотации Церкви (в 2011 году они составили уже 22,8 млн.) и теснить ее с привилегированных позиций. В том же 2011 году президент и его партия «Единое национальное движение», ориентируясь на требования Запада, приняли закон, уравнивавший в правах с ГПЦ прочие религиозные организации страны. Это вызвало массовую демонстрацию православных верующих, к которой призвал Патриарх. 9 июля 2011 года несколько десятков тысяч человек вышли на проспект Руставели и проследовали оттуда на Патриаршую литургию в собор Святой Троицы (см. «НГР» от 20.07.11). ГПЦ тогда показала власти свою силу – таких массовых демонстраций не собирала ни разу за много лет даже политическая оппозиция. Позже, как отмечает грузинский политолог Георгий Мамулиа, «тотальная поддержка, оказанная священнослужителями «Грузинской мечте», стала одной из основных причин поражения «Единого национального движения» на парламентских выборах в октябре прошлого года». В оппозиционных демонстрациях летом 2012 года принимали участие десятки священников со своими прихожанами, а митрополит Руисский и Урбнийский Иов (Акиашвили) заявил в проповеди, что, «если в итоге предстоящих выборов у власти останется прежнее правительство, Грузия перестанет существовать».

Страницы: 1 2

Патриархи незалежности

Украинские греко-католики создают культ лидеров духовного «натиска на Восток»

Владислав Мальцев

Греко-католический епископ выступил со словами напутствия перед украинскими эсэсовцами. Греко-католический епископ выступил со словами напутствия перед украинскими эсэсовцами. Фото 1943 года

«Святой мученик и исповедник за Христа», «мученик за Христа и Украину», «его жизнь можно сравнить с судьбами апостолов Христа, потому что он пронес тяжелый крест мученика за веру» – такие формулировки все чаще употребляются в Украине по поводу личности Иосифа Слипого, духовного лидера украинских греко-католиков в 1944–1984 годах.

Подобные выражения в ходу как у верующих, так и у духовенства Украинской Греко-Католической Церкви (УГКЦ). Еще до официальной беатификации покойного главы УГКЦ пишутся и активно распространяются иконы с его образом. Одним словом, происходящее в последние годы на Западной Украине все более напоминает формирование некоего этнолокального религиозного культа, имеющего большое сходство с культом Папы Римского Иоанна-Павла II (Кароля Войтылы) в Польше. Стараниями «оранжевых» депутатов этот культ проник на государственный уровень: минувший год в Украине, согласно постановлению Верховной Рады, был объявлен «годом Иосифа Слипого».

Образ главы УГКЦ, c 1945 по 1963 год почти беспрерывно находившегося в лагерях либо в ссылке из-за жесткой оппозиции советской власти, выглядит для «западенцев» пропагандистски выигрышным. Впрочем, приверженцы националистической идеологии в соответствии со своей исторической традицией превозносят и другого деятеля УГКЦ, предшественника Слипого – митрополита Андрея Шептицкого. «Главу Униатской Церкви, митрополита Андрея Шептицкого, униатское духовенство в связи с его интернированием царским правительством в период империалистической войны 1914–1917 годов сделало «мучеником за веру», – отмечается в обзоре НКВД, составленном в октябре 1944 года, когда Иосиф Слипый еще не начал свой, как выражаются греко-католики, «крестный путь». Ссылку, которую Шептицкий отбывал в Киеве, Новгороде, Курске и Суздале, «хождением по мукам» трудно назвать всерьез. Тем не менее образу Шептицкого тоже придают трагические штрихи, так что речь идет все-таки скорее об идеологическом клише, чем о воссоздании исторической справедливости.

Андрей Шептицкий и Иосиф Слипый не зря занимают в «святцах» националистов места рядом. Шептицкий назначил Слипого преемником еще при своей жизни, назначил для продолжения важного для Униатской Церкви дела. Что же это была за миссия?

Граф на развалинах империй

Жизнь польского графа Андрея Шептицкого выглядит удивительно быстрым подъемом по церковной карьерной лестнице. Приняв в 27 лет (1892 год) священный сан, уже через 7 лет (1899 год) он становится епископом одной из трех существовавших тогда у галицийских греко-католиков епархий, Станиславской, а еще через год – митрополитом Галицким, главой Греко-Католической Церкви в Австро-Венгерской империи.

На прошедшей 17 января 1901 года интронизации Шептицкий получил от Папы титул «Апостольского администратора для греко-католиков Украины», хотя к тому времени уже около полутора столетий греко-католические епархии существовали только в Галиции. Статус был дан явно с прицелом на будущую активную деятельность на Востоке. «Уже в 1903 году… Шептицкий тайно направлял в Россию монахов-василиан из Галиции, которые должны были вести пропаганду унии и инструктировать русских католиков на местах», – пишет историк Владислав Петрушко. Василиане – члены католического ордена восточного обряда, созданного в XVII веке в Западной Руси на основе принявших унию православных монастырей.

К активной миссии галицких греко-католиков побудил манифест императора Николая II «Об укреплении начал веротерпимости» от 17 апреля 1905 года, позволивший легально исповедовать униатство в Российской империи. Для духовной экспансии с территории Австро-Венгрии был найден и формальный повод. Главы греко-католиков, начиная с XVIII века, носили титул в том числе епископов Каменец-Подольских, хотя реально эта епархия, оказавшаяся в отличие от Галиции не в Австро-Венгрии, а в России, давно перестала существовать.

29 июня 1907 года Шептицкий выдал грамоту русскому греко-католическому священнику Алексею Зерчанинову, в которой написал следующее: «Поскольку нам, находящимся вне границ (Российской. – «НГР») империи, нет возможности управлять самолично нашею Каменецкой епархией, находящейся под державою императора Николая II, то рассудили мы усмотреть мужа Божия и ревнителя святой веры, чтобы ему, как нашему главному наместнику, могли бы мы вверить управление греко-католическими священниками и верными… нашей Каменецкой епархии». «Но кроме Каменецкой епархии в пределах Российской империи находятся еще другие наши греко-католические епархии, – говорилось в той же грамоте, – для управления которыми по древним обычаям нашей Русской Греко-Католической Церкви, в случае когда не имеется надлежащего и в силу канонов избранного или нареченного и подтвержденного через апостольский престол пастыря, мы, как русский Митрополит, обязаны изыскать способы». Это была заявка на все униатское наследие Речи Посполитой XVII–XVIII веков. Не случайно уже в 1908 году в одной из грамот Шептицкого появляется такой перечень его титулов: «Митрополит Галицкий, администратор митрополии Киевской и всея Руси, а также архиепархий Владимирской (Владимиро-Волынской. – «НГР»), Полоцкой, Смоленской, также епархии Луцкой с экзархатом всея Руси, Острожской, Новгородской (Новгород-Северской. – «НГР»), Минской, Брестской, Витебской, Мстиславльской, Оршанской, Могилевской, Холмской, Белзской, Северской, Пинской, Туровской, а также епископ Каменец-Подольский». Осенью того же года Шептицкий проник в Российскую империю с документами на имя торговца велосипедами Збигнева Олесницкого, чтобы проинспектировать свою паству в западнорусских землях, Москве и Петербурге.

Примечательно, что вышеприведенный список епархиальных титулов Шептицкого фигурирует не в каком-нибудь местном галицком указе, а в отправленном в Ватикан официальном документе. Святой Престол проявил понимание: 14 февраля 1908 года на личной встрече с Шептицким Папа Пий Х написал на грамоте, производившей Зерчанинова во временного главу Русской католической миссии и «наместники» не существующей пока епархии в России: «Мы все пересмотрели и одобряем. Мы испрашиваем у Господа всякого спасительного благоденствия досточтимому Архиепископу, его генеральному викарию по духовным делам, всем верующим, клиру и народу и преподаем им апостольское благословение». Короткая фраза, подобная записке Ришелье миледи Винтер из романа Дюма: «То, что сделал предъявитель сего, сделано по моему приказанию и для блага государств». Полномочия галицкого митрополита, получившего тем самым право и на учреждение новых епархий на Востоке, Папа Пий Х подтверждал в 1910, 1911 и 1914 годах. Сразу по получении полномочий в марте 1908 года Шептицкий обратился с посланием к униатскому духовенству в России, именуя себя в нем «Божией милостию и Святого Апостольского Престола благословением Митрополит Греко-Католических Церквей в России».

Впрочем, еще одну просьбу Андрея Шептицкого – повысить его статус до Патриарха, аналогичного маронитскому – Ватикан удовлетворить категорически отказался.

В конце июля 1914 года, накануне начала Первой мировой войны, Шептицкий представил австрийскому императору план подчинения Украины, в котором среди прочего предлагал следующее: «Церковь на Украине необходимо по возможности полнее отделить от Российской… Я как митрополит мог бы это сделать, поскольку в соответствии с каноническими правилами Восточной Церкви и традициями моих предшественников имею право, подтвержденное Римом, пользоваться данной властью во всех сферах». Эта и иная переписка, найденная в тайниках в митрополичьих палатах после вступления во Львов русской армии в сентябре 1914 года, предопределили арест и ссылку Шептицкого на территорию России до 1917 года, то есть до падения монархии.

Получив свободу при Временном правительстве, он вернулся во Львов, но гражданская война не позволила ему реализовать мечты об униатском Патриархате в Киеве. С немецкой оккупацией Украины в 1918 году его надежды вновь оживились. Шептицкий писал эрцгерцогу Австро-Венгрии Вильгельму Габсбургу Лотарингскому, которого под именем Василя Вышиванного прочили в украинские монархи: «Я узнал, что часть главного Собора украинской Церкви, который должен собраться 21 июня (1918 года. – «НГР»), имеет намерение дать мне достоинство украинского Патриарха. Это… подтвердило бы… автокефалию Украинской Церкви. Нечего и говорить, что такое избрание равнозначно принятию унии». Но все эти картины будущего Украины остались лишь миражами. Австро-Венгерская империя в 1918 году пала, и Галиция оказалась в составе Польши. Вот тут и пригодилось униатскому Митрополиту его шляхетское происхождение.

Страницы: 1 2