«Мошенница от Бога» Панько набрала в киевских банках кредитов на

Поручителем выступал либо ее высокопоставленный супруг, либо бизнесмены и чиновники

 Богдана Евсеева

Наталья Панько Громкое дело о мошеннице, бравшей крупные суммы у випов якобы на покупку дешевых «Лексусов», обрастает новыми подробностями. Как выяснилось, Наталья Панько также брала крупные кредиты в различных банках. Пока эту информацию официально нам подтвердили только в одном банке.

Читать далее »

Император Николай Павлович как православный государь и верующий

Штрихи к социально-психологическому портрету

С. Л. Фирсов

Парадный портрет Николая I. Гравюра 1830 Получалось, что повиновение себе Николай I рассматри­вал как религиозный долг любого, кто жил под его скипетром. Для подданных, таким образом, эта была религиозная обязан­ность.

О том, что иначе в самодержавном государстве и быть не может, постоянно говорил Московский митрополит Фила­рет (Дроздов). «Народ, благоугождающий Богу, — провозгла­шал святитель, — достоин иметь благословенного Богом царя. Народ, чтущий царя, — благоугождает чрез сие Богу: потому что царь есть устроение Божие. Как небо, бесспорно, лучше земли, и небесное лучше земного, то также, бесспорно, луч­шим на земле должно быть то, что устроено по образу небес­ного, чему и учил Бог Боговидца Моисея: Виждь, да сотвориши по образу показанному тебе на горе, то есть на высоте Боговидения. Согласно с сим Бог, по образу Своего Небесного еди­ноначалия, устроил на земле царя, по образу Своего вседержительства — царя самодержавного, по образу Своего Царства непреходящего, продолжающегося от века и до века, — царя наследственного»36.

Показательной иллюстрацией к прозвучавшему утверж­дению можно считать российский гимн «Боже, Царя храни», первое прослушивание которого состоялось в ноябре 1833 года в Певческом корпусе столицы. На нем присутствовал и сам император. Первое публичное прослушивание прошло в Боль­шом Петровском театре Москвы 11 декабря, а спустя две неде­ли — 25 декабря, после Рождественской службы и традицион­ного благодарственного молебна по случаю изгнания францу­зов в 1812 году, в присутствии царской семьи, Двора, чинов гвардии и армии, ветеранов Отечественной войны, гимн полу­чил высочайшее утверждение. С тех пор и до революции 1917 года он был главной символической песней Российской импе­рии. И хотя гимн состоял всего из шести строк, но в них заклю­чалась суть понимания Николаем I его, как самодержавного государя, связи с Богом.


Хор Валаамского монастыря

Боже, Царя храни. Сильный, державный, Царству на славу, на славу нам. Царствуй на страх врагам, Царь Православный. Боже, Царя, Царя храни37.

Известно, что Николай I трепетно относился к гимну, не допуская его исполнения «просто так». В. В. Розанов в одной из своих заметок привел любопытный пример, характеризующий это отношение. Однажды вечером Николай Павлович, проходя по дворцу, услышал, как его малолетние тогда дети — великие княжны, — собравшись вместе, пели «Боже, Царя хра­ни». Постояв у открытой двери и дождавшись окончания пе­ния, император вошел в комнату и сказал ласково и строго: «Вы хорошо пели, и я знаю, что это из доброго побуждения. Но удержитесь вперед: это священный гимн, который нельзя петь при всяком случае и когда захочется, «к примеру» и почти в игре, почти пробуя голоса. Это можно только очень редко и по очень серьезному поводу». И далее В. В. Розанов, в своей манере, лаконично прокомментировал приведенный пример: «разгадка всего»38.

Николай I, как видим, чрезвычайно серьезно относился к своей власти и ее символам, полагая невозможным профани­ровать установленный порядок, разрушать «форму». При этом «форма» мыслилась им в национальном ключе. Соответствен­но, и отношение к Православной Церкви у него было в этом смысле «функциональное»; он не рассматривал ее как препят­ствие всеобщему мультиконфессиональному христианскому братству (что в годы правления Александра I стало камнем преткновения и привело к столкновению «православной оппо­зиции» во главе с архимандритом Фотием39 и идеологами «еван­гельского государства» во главе с князем А. Н. Голицыным40). Церковь для Николая I — прежде всего хранитель националь­ного прошлого, защитник самодержавия от шедших с Запада вредных учений и революции.

Дмитрий Слепушин. Николай I. Дмитрий Слепушин. Николай I.

Но, рассматривая ее как основную нравственную силу общества, император в отношении иерархов и иереев, в случае необходимости, вел себя достаточно жестко, как не терпевший возражений самодержец. Даже мелкие ошибки и случайные огрехи прощались далеко не всегда. Так, неожиданно для на­сельников прибыв 24 мая 1835 года в Юрьев монастырь Нов­городской епархии, император лично все проверил и обошел. Настоятель монастыря — известный архимандрит Фотий (Спас­ский) сумел приветствовать монарха только post factum. На­скоро надев синюю бархатную рясу, Фотий прибежал к царю и, в суете, не благословив его, примкнул к свите. Первоначально никакого неудовольствия Николая I он не заметил; импера­тор даже отметил то, что монастырь отлично содержится, по­желав только проведения в соборе ектеньи. Служба состоялась, причем настоятель стоял рядом с монархом. После этого, Ни­колай I попросил благословения, которое и было ему препода­но. Фотий протянул императору свою руку для целования, в ответ не поцеловав его руку. Казалось бы, мелкий эпизод. Од­нако Николай I так не считал: через несколько дней архиманд­рита вызвали в Петербург и сообщили, что Синод получил от монарха информацию о хорошем устройстве монастыря и об ошибках Фотия: сам не служил ектеньи, не подносил к целова­нию крест, не поцеловал руку царя, сам протянул руку; был одет в фиолетовую рясу. В результате Фотия отдали под нача­ло наместника Александро-Невской лавры для научения и вра­зумления, как должно встречать царствующих особ41. В июне его специально «обучали» (хотя более с царем архимандрит так и не встречался). Для влиятельного в предыдущее правле­ние настоятеля это был тяжелейший удар, а для императора, вероятно, вполне оправданное «вразумление» провинившего­ся клирика.

Годом ранее, в феврале 1834 года, Николай I устроил разнос епископу Смоленскому и Дорогобужскому Иосифу (Ве-личковскому), который, как уже говорилось, принимал учас­тие в коронационных торжествах самодержца и, очевидно, был лично ему известен. История была в духе николаевского прав­ления. В феврале Николай I посетил Смоленск и епископ Иосиф приготовил торжественное слово по этому случаю. Но при виде императора владыка так оробел, что вместо проповеди начал кропить его святой водой. Государь, вместо того, чтобы свести случившееся к шутке, гневно закричал на епископа: «Что вы делаете, Владыко, бесов из меня выгоняете, видно? Вы совсем облили меня водой!». В тот же день вл. Иосиф был уволен на покой и повелением жить в Киево-Печерской лавре42.

Страницы: 1 2 3 4 5

Православный календарь 26 июня (13 июня ст.ст.)

Проповеди

В этот день:
Русская Православная Церковь отмечает память святых:

Мученицы  Акилины (293).
Преподобных Андроника (ок. 1395) и Саввы (XV), игуменов Московских.
Св. Антима Иверского, митр. Влахии (1716) (Груз.).
Новомч. Николая, диакона Лесбосского (Греч.).
Мц. Антонины Никейской
Св. Александры, основательниы Дивеевского конвента (1789).
Свт. Трифиллия, еп. Левкусии Кипрской (ок. 370).
Сщмч. Александра Архангельского, иерея (1918).
Сщмч. Димитрия Смирнова, протоиерея (1940).
Прмц. Пелагии (Жидко) (1944).
Прпп. Анны Вифинской (826).
Свт. Антипатра, еп. Бостры Аравийской.

Поученіе. Св. муч. Акилина. Прот. Григорій Дьяченко

Храни вас Господь, Матерь Божия и все святые, их же память мы сегодня отмечаем!

Молитвы:

Мц. Акилины. Тропарь, глас 4.
Агница Твоя, Иисусе, Акилина/ зовет велиим гласом:/ Тебе, Женише мой, люблю/ и, Тебе ищущи, страдальчествую,/ и сраспинаюся, и спогребаюся крещению Твоему,/ и стражду Тебе ради,/ яко да царствую в Тебе,/ и умираю за Тя, да и живу с Тобою;/ но, яко жертву непорочную, приими мя, с любовию пожершуюся Тебе./ Той молитвами,/ яко Милостив, спаси души наша.

Мц. Акилины. Кондак, глас 2.
Девства твоего добротами предочистивши душу твою,/ на высоту мучением востекла еси Акилино всечестная,/ любовию Жениха твоего Христа уязвившися,/ Емуже со Ангелы предстоиши, веселящися,/ с нимиже не престай моляся всех наас.

Андроника, Саввы и Александра Московских, Даниила Черного, Андрея Рублева. Тропарь, глас 2.
Плоды добродетелей на земли принесше,/ преподобнии отцы,/ в Небесных чертозех ныне благоухаете, яко райстии цвети,/ и лицем к лицу зрите Пресвятую Троицу,/ Юже дерзновенно молите/ спастися душам нашим.

Тропарь преподобных Андроника и Саввы Московских, глас 8

От юности своея, преподобнии отцы Андрониче и Савво, / в пустыни вселистеся Сергия великаго, / того житию последующе, / плоды смирения и послушания возрастили есте, / сего ради сподобившеся быти строители и первоначальники / обетныя обители святителя Алексия, / с нимже испросите у Христа Бога верным людем здравие и спасение / и душам нашим велию милость.

Кондак преподобных Андроника, Саввы и Александра Московских, Даниила Черного, Андрея Рублева, глас 3

Вас молим, преподобнии отцы наши,/ телом почивающий на земли,/ духом же Божию престолу предстоящий:/ молитеся о граде Москве/ и о всех, почитающих честную память вашу.

Pages: 1 2 3

Православный календарь 25 июня (12 июня ст.ст.)

Проповеди

В этот день:
Русская Православная Церковь отмечает память святых:

Преподобного Онуфрия Великого (IV).
Преподобного Петра Афонского (734).
Обретение мощей (1650) и второе прославление (1909) блгв. вел. кн. Анны Кашинской.
Преподобного Арсения Коневского (1447).
Преподобного Онуфрия, игумена Катромского.
Преподобного Вассиана и Ионы Пертоминских, Соловецких (1561).
Блж. Иоанна, Христа ради юродивого, Московского чудотворца (1672).
Прпп. Онуфрия и Авксентия Вологодских (XV-XVI).
Преподобного Стефана Озерского, Комельского (1542).
Прп. Онуфрия Мальского, Псковского (1492).
Прпп. Иоанна, Андрея, Ираклемона и Феофила Египетских (IV).
Св. Иоанна, воина Египетского.
Св. Кунеры, девы Рененской (451) (Нидерл.).

Поученіе. Препод. Онуфрій Великій. Прот. Григорій Дьяченко

Храни вас Господь, Матерь Божия и все святые, их же память мы сегодня отмечаем!

Молитвы:

Прп. Онуфрия Великого. Тропарь, глас 1.
Желанием духовным пустыни достигл еси, богомудре Онуфрие,/ и яко безплотен в ней многолетне подвизался еси трудолюбне,/ соревнуя пророкам Илии и Крестителю:/ и от руку ангельску таин божественных насладився,/ ныне во свете Святыя Троицы купно с ними веселишеся./ Моли спастися нам, твою память почитающим.

Прп. Петра Афонского. Тропарь, глас 4.
Мир оставил еси, Петре, Господа ради своего/ и крест восприим на рамо свое,/ на гору достигл еси Афонскую,/ якоже древле фесвитянин Илия./ И в ней пребыв пощением, и молитвами, и бдением,/ Бога милостива творя,/ и Пречистую Богородицу Молебницу предлагая,/ сего ради вопием ти:/ моли Христа Бога, да спасет души наша.

Кондак Прп. Петра Афонского, глас 2.
Удалив себе человеческаго сожительства,/ в пещерах каменных и разселинах пожил еси,/ желанием Божественным и любовию, Петре, Господа твоего,/ от Негоже венец приял еси./ Моли непрестанно спастися нам.

Прп. Петра Афонского. Кондак, глас 3.
Сиянием Духа Пресвятаго,/ Богомудре, просвещся,/ оставил еси яже в житий молвы,/ пустыню же достигл еси, преподобие отче,/ возвеселил еси иже над всеми Бога и Зиждителя,/ сего ради прославляет тя Христос, блаженне,/ великий Дародатель.

Блгв. вел. кн. Анны Кашинской. Тропарь, глас 3.
Днесь восхваляем тя, преподобная мати,/ великая княгине инокине Анно:/ яко бо лоза плодовита посреде терния,/ процвела еси во граде Кашине твоими добродетельми,/ всех удивила еси чудным твоим житием,/ темже Христу Богу угодила еси,/ и ныне, радующися и веселящися,/ пребывавши с лики преподобных жен,/ наслаждающися райския красоты и веселия./ Молим убо тя:/ моли о нас Человеколюбца, Христа Бога нашего,/ даровати нам мир и велию милость.

Блгв. вел. кн. Анны Кашинской. Ин тропарь, глас 4.
Просветившися Божественною благодатию, преподобная,/ и правостию умною душу твою привязавши в любовь Христову,/ тленныя, и красныя, и временный нивочтоже вменила еси./ Крестным знамением на мысленный враги мужески вооружившися,/ постническими подвиги, постом и молитвами/ углие страстей угасила еси, достославная Анно,/ и по смерти источавши благодать притекающим к мощем твоим./ И ныне, в Небеснем чертозе с мудрыми девами предстоящи Христу,/ моли о нас, почитающих святую память твою.

Блгв. вел. кн. Анны Кашинской. Ин кондак, глас 8.
Скоропослушную помощницу, вси, сущий в бедах,/ благочестно воспоем, Анну святую,/ днесь любовию сошедшеся во обретение честных мощей ея./ Воспоем песнь Единому в Троице Богу, радующеся,/ сподобльшему нас видети пречистое сокровище честных мощей ея:/ от мног бо лет сокровены быта,/ напоследок же нам явлены/ и источают многа и различна исцеления./ Яко да молитвами ея к Богу/ от всяких находящих зол избавимся,/ радостною душею и веселием сердца благодарная воспоем, глаголюще:/ радуйся, утверждение граду нашему.

Блгв. вел. кн. Анны Кашинской. Кондак, глас 4.
Яко пресветлая звезда,/ явилася еси в Российстей земли, во граде Кашине,/ преподобная мати Анно,/ во всех благочестивых и верных женах,/ аки крин, процвела еси чистым и непорочным твоим житием,/ во инокинях же совершенными твоими труды и подвиги,/ и возшла еси к Вышнему граду, радующися и веселящися,/ яко добре совершивши твое течение,/ и ныне честныя твоя мощи,/ аки бисерие драгое, явишася,/ на исцеление всем, приходящим с верою./ Тем и вопием ти:/ радуйся, всекрасная душею,/ и моли Христа Бога/ о спасении душ наших.

Прп. Арсения Коневского. Тропарь преподобнаго, глас 1.
Божественною любовию возгоревся,/ мирская пристрастия от души отвергше,/ тесным путем постничества во след Христа/ невозвратным умом шествовал еси, Арсение всеблаженне,/ от Негоже и мзду трудов твоих на Небесех восприим,/ поминай нас, чтущих святую память твою и вопиющих:/ слава Давшему ти крепость,/ слава Венчавшему тя,/ слава Действующему тобою всем исцеления.

Прп. Арсения Коневского. Ин тропарь, глас 4.
Духом Божиим наставляемый,/ возлюбил еси безмолвие,/ в немже евангельски подвизающуся,/ пречудный Афонский дар -/ Богоматере икона, даровася ти, всеблаженне,/ и, образ добродетелей быв стаду твоему,/ Арсение отче наш,/ к Горнему торжеству возшел еси,/ идеже со Ангелы ликовствуя,/ моли Христа Бога/ спастися душам нашим.

Прп. Арсения Коневского. Кондак, глас 8.
Трисиятельнаго Божества сиянием просветив сердце твое, преподобие,/ световиден весь явился еси добродетельми,/ яко и Гору Афонскую свет трудолюбия твоего озари,/ идеже святую икону Солнца истиннаго,/ Христа, и Его Пречистыя Матере в дар приим,/ на остров Нева езера пришед,/ обитель устроил еси, всеблаженне./ Тем, верою и любовию к тебе притекающе, радостно вопием:/ радуйся, пресветлый светильниче, Арсение, отче наш.

Прпп. Вассиана и Ионы Пертоминских, Соловецких. Тропарь, глас 8.
Прежде отвержением мира,/ яко морскаго треволнения, избегосте, отцы преподобнии,/ послежде же, изволением Божиим,/ в водах морских кончину блаженную приясте/ и к неболезненному покою преставистеся от земли радующеся./ Тем и по кончине от Христа Бога прославистеся чудесы обильно,/ теплии в бедах верным помощницы показастеся,/ и ныне на Небесех предстояще Престолу Христову,/ Вассиане преблаженне и Ионо преславне,/ молитеся присно о душах наших.

Прпп. Вассиана и Ионы Пертоминских, Соловецких. Кондак, глас 2.
Яко сокровище богатно,/ верным Божественная благодать/ из морских недр издаде мощи ваша, отцы преблаженнии,/ и в месте пусте целы и невредимы обретошася преславно,/ и тако вас ради ныне славится Бог,/ Емуже со дерзновением предстояще ныне на Небесех,/ Вассиане и Ионо досточуднии,/ молитеся непрестанно о всех нас.

Pages: 1 2 3

Советы старца

Архимандрит Иустин (Пырву)

Архимандрит Иустин (Пырву) Люби нищих и сострадай им, чтобы и тебе быть помилованным Богом.

Не обличай скорбящих сердцем, чтобы не быть наказанным тем же жезлом и, когда станешь искать того, кто бы помиловал тебя, не оказалось, что его нет!

Читать далее »

Память неизвестного по имени инока, удостоившегося явления Архан

Panagia Aksion  В похвальном слове просиявшим на Святой Горе Отцам блаженной памяти Никодим Святогорец упоминает и того, не известного по имени блаженного инока , который, живя в подчинении у своего старца, сподобился странноприять в своей келье самого Архангела Гавриила и услышать от него умилительный гимн Богоматери.
Читать далее »

Православный календарь 24 июня (11 июня ст.ст.)

День Святого Духа

В этот день:
Русская Православная Церковь отмечает память святых:

Апостола Варфоломея
Апостола  Варнавы (I).
Преподобного Варнавы Ветлужского (1445).
Перенесение мощей прп. Ефрема Новоторжского (1572).
Преподобного Аркадия Вяземского и Новоторжского.
Воспоминание явления Архангела Гавриила, монаху Афонскому и откровение гимна “Достойно есть ”
Иконы Божией Матери, именуемой «Достойно есть» («Милующая») (X).

Поученіе. Св. ап. Варнава. Прот. Григорій Дьяченко
Поученіе. Св. апостолъ Вароломей. Прот. Григорій Дьяченко

Храни вас Господь, Матерь Божия и все святые, их же память мы сегодня отмечаем!

Молитвы:

Апостолов Варфоломея и Варнавы. Тропарь, глас 3.
Апостоли святии,/ молите Милостиваго Бога,/ да прегрешений оставление/ подаст душам нашим.

Апостолов Варфоломея и Варнавы. Кондак, глас 3.
Господень был еси всеистинный служитель,/ апостолов же явился еси седмидесятих первый,/ озарил еси и с Павлом проповедь твою,/ всем возвещали Христа Спаса,/ сего ради песнопении Божественную память твою, Варнаво, совершаем.

Прп. Ефрема Новоторжского. Тропарь глас 1.
Божественною свыше благодатию просветився, Богомудре,/ и по смерти яви тя светлость жития твоего,/ темже источаеши мирови благоухание,/ иже с верою притекающим к раце мощей твоих, Ефреме преподобне./ Тем вопием ти:/ слава Давшему ти чудесем благодать,/ слава Прославльшему тя в чудесех,/ слава Действующему тобою всем исцеления.

Прп. Ефрема Новоторжского. Кондак, глас 8.
Светозарную лучу похвалим, преподобие,/ твою честную раку,/ многосветлою свещею просвещает бо Господь церковь твою от цельбоноснаго гроба твоего/ и озаряет омраченная наша сердца./ Якоже солнце незаходимое, отче,/ подобие образа твоего возсия нам,/ и град Торжек тобою благодать приемлет,/ обогащающу ти всех нас добротою чудес,/ содеянием благодати поющих ти: аллилуйя.

Прп. Варнавы Ветлужского. Тропарь, глас 1.
Желанием духовным распалився/ и мятежи мирския отринув,/ к Богу любовию прилежно присовокупися./ И Того вседушне взыскуя, во внутреннюю пустыню отшел еси,/ при водах вселися,/ идеже во слезах и трудех пребывая многолетное время,/ в терпениих мнозех житие ангельское проходил еси/ в наставлении Божественнаго разума/ и множество монахов собрал еси, мудре,/ ихже, посещая не остави,/ Варнаво преподобне, отче наш,/ Пресвятей Троице моляся,/ от зол всяческих избавити и спасти души наша.

Прп. Варнавы Ветлужского. Кондак, глас 8.
От юности, преподобие, плоть твою в постех и молитвах истончил еси/ и, крест твой взем, усердно последовал еси Христу,/ темже и к Вышним течение радостно совершил еси,/ идеже со всеми святыми предстоиши./ И ныне стадо твое посещай, поминая чтущих всесвятую память твою,/ да вси благодарственно вопием ти:/ радуйся, Богомудре Варнаво, наставниче пустынный.

Pages: 1 2 3

Стяжавшая любовь. Книга первая

Продолжение. Начало Здесь

Удовиченко Вера Федоровна
Савчук Анастасия Николаевна

 Добрый учитель

Монахиня Вениамина,
Свято-Вознесенский Флоровский женский монастырь,
г.Киев

Стяжавшая любовь Священное Писание говорит нам: «С советом вся твори» (Сир.32,21). Поэтому и я обратилась к старице блаженной монахине Алипии в году в момент необыкновенно тягостного состояния моей души с вопросом о выборе монастыря. Матушка с большим одобрением отнеслась к моему желанию и посоветовала мне поступить в Киевский Флоровский монастырь.

С большой благодарностью я вспоминаю ее наставление и понимаю, что именно она поддержала меня в трудный момент моей жизни. Монашество было для блаженной святыней ее сердца! «У добрых учителей и уроки добрые» — так писал святитель Василий Великий. Именно с этой позиции и можно оценить деятельность Матушки. Все ее советы и наставления всегда были направлены к наибольшему Богоугождению и исполнению воли Божией.

Повела меня к Старице инокиня нашего монастыря, которую познакомил с матушкой Алипией протоиерей Николай Фадеев. Он благословил обращаться к Старице за благословением и наставлениями. И так вдвоем мы с ней поехали за советом. Получив благословение поступать во Флоровский монастырь, мы приехали к игумении. Нас согласились принять, но у меня не было прописки. Игумения сказала, что если я пропишусь хотя бы в Киевской области, она примет меня в монастырь. В то время без прописки в монастыре находиться было опасно, так как милиция проверяла на этот счет монастырь. Вскоре молитвами матушки Алипии все устроилось. Мне помог отец Геннадий, впоследствии схиигумен Геронтий Киево-Печерской Лавры и я прописалась в Киевской области в доме председателя сельсовета. Таким образом, я стала насельницей Свято-Вознесенского Флоровского монастыря. Но история с пропиской на этом не закончилась. Через некоторое время председатель сельсовета, ничего не говоря, выписал меня. Я не знала об этом три года. В моей памяти очень четко запечатлелся этот скорбный момент моей жизни. Узнав о случившемся, я поехала в сельсовет, и, поставив печать о выписке и дату, ехала в електричке и неудержимо плакала, моя жизнь в монастыре представлялась теперь почти невозможной. Мысленно я взывала к матушке Алипии: «Матушка Алипия, помоги, погибаю». Прописки теперь нет — кто поверит мне, что я не знала об этом? Без монастыря я не мыслила своей жизни, это было для меня основное, я с детства об этом мечтала. Каждый камень этой святыни был мне необыкновенно дорог.

Вечер, мороз, зима. Скорбь на душе. Страшно, холодно. Иду к матушке Алипии в Голосеево. А она вышла мне навстречу и встречает со словами: «Сколько будете мучить девку с пропиской? Прекратите издеваться!» Вот какая прозорливость! По благословению все обошлось и устроилось, и вскоре я смогла прописаться в городе Ирпене.

Однажды мы шли с матушкой Алипией мимо Голосеевской пустыни, которая сейчас уже открыта. И она показывает на это место: «Девки, смотрите — тут еще будет монастырь и служба». А мы подумали: «Как же здесь будет служба? В таких руинах?» И вот прошло время — сейчас, слава Богу, монастырь восстанавливается, идет служба, монахи приносят молитвы Богу, и предсказание матушки Алипии исполнилось. Прославлен преподобный Алексей Шепелев, к которому Матушка всегда, когда мы приходили к ней, посылала поклониться. Только после того, как мы посещали место его упокоения, Старица начинала беседовать с нами.

Монахиня Вениамина Монахиня Вениамина

Однажды я почувствовала невыносимую боль в голове. Поставили диагноз воспаление тройничного нерва. Эта болезнь очень трудно поддается лечению и сопровождается очень острой болью, по силе напоминающей резкую зубную боль. У меня часто бывали приступы, сопровождающиеся опуханием лица, я с трудом двигалась, не могла даже наклониться и одеть обувь. Лечиться не было возможности. Послушания на кухне и в погребах не позволяли полностью выполнять предписания врача, часто я бывала на холоде и болезнь не отступала, а только прогрессировала. Один раз я даже одела шапку-ушанку на голову и в таком виде работала. Лекарства облегчения не давали. Облегчение я получала только в келии матушки Алипии — там боль всегда отступала. Промучилась я так около трех лет. И вот однажды у меня начался приступ. Состояние мое было такое, что, не откладывая, я тут же на такси поехала к матушке Алипии. Она первым делом перекрестила мне голову, дала воды и я уснула. Сон придал мне сил, боль утихла и Матушка утешила меня, сказав, что больше у меня таких приступов и болей не будет, что и испблнилось.

Киев. Свято-Вознесенский Флоровский женский монастыр Свято-Вознесенский Флоровский женский монастырь, г.Киев

«Мудрый принимает скорбное, как достойный того и считает себя заслужившим больших скорбей, нежели те, которые с ним случаются, и радуется, что удостоился немного поскорбеть в нынешнем веке, в облегчение многих мучений, которые приготовил себе в будущем», (преп. Петр Дамаскин) Скорби и искушения имеют очистительную силу еще и здесь на земле: как золото, пройдя через огонь, очищается, так и душа человека очищается через горнило искушений. Поэтому св.Отцы считали даже неполезным для человека быть свободным от искушений. «Пойди, молись Богу, чтобы пришло к тебе искушение и то сокрушение и смирение, которые имел ты прежде; ибо посредством искушений душа усовершается», — сказал один старец преподобному Иоанну Колову. (Достоп.сказ.) Игумения Агнесса воспитывала нас, закаляла в нас твердость духа к смиренному перенесению скорбей. Все это пошло нам на пользу. Она стремилась, чтобы мы были настоящими монахинями. Но поначалу, конечно, нам было очень тяжело. Мы были молодыми, послушания тяжелые, трапеза монашеская, скудная, болезни — все это без духовной поддержки вынести было тяжело. И вот именно матушка Алипия была тем человеком, молитвами и поддержкой которой мы прошли испытания и научились монашеской жизни. Многие сестры нашего монастыря благодарны ей. К ней можно было прийти в любой момент. Когда мир души потерян, когда какие-то проблемы даже в материальном плане — она всегда со всей искренностью принимала во всем этот участие. И, несмотря на то, что к ней приходило много людей, что она никогда не спала и не отдыхала, она никогда не отказывала в приеме и всегда радовалась нашему приходу: «Золотые мои монашечки!» — с такими ласковыми словами встречала она нас. Матушка утешала меня в моих скорбях в монастыре и предсказала, что скоро положение изменится, а игумения даже попросит у меня прощение. Я подумала, что Матушка меня успокаивает для того, чтобы я не переживала и вскоре забыла об этом случае. И вот как-то иду я в монастырском садике недалеко от игуменского корпуса. На небольшой аллее повстречалась мне игумения. «Прошу у тебя прощения, — сказала она, — ты на меня не обижайся. Я хочу, чтобы ты была хорошей послушницей, поэтому я тебя и наказываю, и ругаю. Ты зла на меня не держи — я хочу сделать тебе небольшой подарок». Я очень удивилась подобной речи. Прошло некоторое время. Нужно сказать, что послушания я проходила во многих местах: на кухне, просфорне, погребе, также и на клиросе и на колокольне. И вот как-то я работала на монастырском дворе и ко мне подошла игумения и протянула подарок — ткань для нового подрясника и белую полотняную рубашку. Так исполнились слова матушки Алипии.

 

Свято-Вознесенский Флоровский женский монастыр Свято-Вознесенский Флоровский женский монастырь, г.Киев

В связи с размышлениями о монашеском пути в жизни, вспоминается случай с моей двоюродной сестрой. В то время, о котором пойдет речь, ей было девятнадцать лет. Она приехала ко мне в монастырь и ей, еще юной девушке, очень понравилась монастырская жизнь: и устав, и форма. Тут же она приняла решение остаться в монастыре. Я объясняла ей, что монашеский крест — это терпение и смирение, он тяжел и кажется легким только внешне. Ничего нет тяжелее монашеского креста. Просто Господь помогает, и люди с Божией помощью проходят этот путь. Но все-таки сестра пришла к игумении и попросилась в монастырь. Сестру приняли. Вскоре мы посетили с ней келию матушки Алипии.

— Матушка, это моя сестра, живет в монастыре, — представила я ее.

— Нет! Это Федорова невестка!

— Матушка, да она же у нас в монастыре на послушании!

— Нет, это Федорова невестка.

Вскоре сестра ушла из монастыря, поступила в регентский класс в Ленинград, вышла замуж за священника. Ее свекром был протоиерей Федор. Так слова матушки Алипии дословно сбылись.

Также такой был случай. Я была знакома с почаевскими монахами, часто с ними общалась, так как мой духовник жил в Почаевской лавре. И вот в 1988 году один из иеромонахов позвонил мне в монастырь и попросил, чтобы я была гидом и помогла устроиться в Киеве иеромонаху Роману Матюшину — православному поэту. Отец Роман служил тогда в Псковской области в поселке Кьярово. Он был насельником Псково- Печерского монастыря и по благословению наместника служил на приходе, так как священников не хватало. Матушка игумения дала келию. В это время открылась Киево-Печерская Лавра, которая произвела на отца Романа большое впечатление и он принял решение остаться в этом монастыре. Наместник Лавры владыка Ионафан дал свое благословение. Я посоветовала батюшке поехать к блаженной матушке Алипии и сделать так, как она благословит. Мы поехали. Я представила его Старице: «Матушка, вот иеромонах Роман, он служит на приходе, в Псковской области, но ему понравилась Лавра Киево-Печерская и он хочет жить в монастыре — он все-таки монах... Благословите — служить ему на приходе или жить в Киево-Печерской Лавре? Владыка Ионафан его уже благословил». Сразу Старица промолчала и в это время молилась. Когда мы собрались уходить, мне пришлось повторить свой вопрос. «Выпьешь чашу и будешь на приходе», — ответила Матушка. Мы не поняли тогда значение ее слов, решив, что слова ее касаются угощения, предложенного нам за трапезой. «Матушка, ну скажите — так, где ему быть? На приходе или в Лавре?» — снова спросила я. Старица уже ничего не сказала, и мы ушли, как нам казалось с нерешенным вопросом.

Вскоре отец Роман был принят в число братии Киево-Печерской Лавры и назначен на послушание — был служащим иеромонахом, а также блюстителем Ближних пещер, пел на клиросе. Прихожане знали, что у него прекрасный голос, что он составляет христианские песнопения, слава о которых уже была к тому времени большой и к нему начали ходить за наставлением и благословением. А это, конечно, часто рождает зависть, начались искушения, и отец Роман был вынужден уйти из монастыря. Вот о какой чаше говорила матушка Алипия! Это была символическая чаша скорбей, а не чаша в нашем обычном понимании, после вкушения которой он опять оказался на приходе. Позже, когда отец Роман уже был в России, мы снова встретились с ним и признали, что слова Матушки были пророческими.

Страницы: 1 2 3 4

Православный календарь 23 июня (10 июня ст.ст.)

День Святой Троицы. Пятидесятница.

В этот день:
Русская Православная Церковь отмечает память святых:

Святителя Василия, еп. Рязанского (1609).
Святителя Иоанна, митр. Тобольского (1715).
Свт. Павла, митр. Тобольского (1770).
Сщмч. Митрофана, 1-го пресв. Китайского (1900).
Мч. Антонины девы (ок. 313).
Собор Сибирских святых.
Собор Рязанских святых
Прп. Силуана, схимника Печерского, в Дальних пещерах (XIII-XIV).
Священномученика  Тимофея, еп. Прусского (361-363).
Сщмч. Василия Победоносцева, впресвитера (1918).
Сщмч. Тимофея пресвитера (1940).
Прп. Феофана Антиохийского (369).
Свт. Вассиана, еп. Лавдийского (409).
Мч. Неаниска Мудрого, Александрийского (Греч.).
Свт. Астерия, еп. Петрского (IV).

Поученіе. Св. священномуч. Тимоей. Прот. Григорій Дьяченко († 1903 г.)

Храни вас Господь, Матерь Божия и все святые, их же память мы сегодня отмечаем!

Молитвы:

Свт. Иоанна, митр. Тобольского. Тропарь, глас 8.
Наставниче благочестия,/ сиротствующих питателю,/ скорбящих утешителю, недугующих врачу безмездный,/ душею страждущих скорый помощниче,/ теплый молитвенниче о всех ко Господу,/ святителю отче Иоанне,/ моли Христа Бога спастися душам нашим.

Свт. Иоанна, митр. Тобольского. Кондак, глас 2.
Явился еси во тьме неведения пребывающим просветитель,/ вдов и сирот утешитель,/ дивный врач немощствующих,/ младенцев и отроков наставник,/ родителем же пресветлое радование,/ святителю отче Иоанне,/ моли Христа Бога подати стране нашей в вере утверждение,/ воинству нашему на враги победу и одоление,/ людем же своим велию милость.

Тропарь Собора Сибирских святых, глас 3.
Церкве Христовы светольницы,/ всея России украшение,/ святои вси, в земли Сибирстей просиявши,/ Владыку всех молите/ мир вселенней даровати/ и душам нашим велию милость.

Собора Сибирских святых. Ин тропарь, глас 4.
Церкве Христовы светольницы,/ всея России украшение,/ страны Сибирский просветотелие,/ от тьмы древняго неверия и прелести идольский люди избавльшии,/ наставницы благочестия, святителие Христовы:/ Димитрие, Иннокентие, Иоанне,/ Софроние, Павле, Мелетие/ и апостоле Иннокентие/ с праведными Василием страстотерпцем и Симеоном Верхотурским,/ Престолу Господа Вседержителя предстояще,/ Владыку всех молите/ мир вселенней даровати/ и душам нашим велию милость.

Свт. Павла, митр. Тобольского. Тропарь, глас 3.
Прославим, вернии, благочестие возлюбившаго/ и от юности иго Христово усердно восприимшаго,/ ревностнаго святителя Церкве Российския,/ в Богоспасаемом граде Тобольске подвизавшагося./ Ты же, Богомудре отче Павле,/ телом убо в нетлении почивая,/ духом же Престолу Божию предстоя,/ моли спастися всем нам.

Свт. Павла, митр. Тобольского. Кондак, глас 8.
Звезду церковную, от Киево-Печерския Лавры возсиявшую/ и чрез Новград в Сибирскую страну достигшую,/ идеже ревностно служением своим сияющую,/ святителя почтим,/ Тобольския митрополии столетие венчавшаго:/ радуйся, отче Павле, всея Сибири чудотворче.

Свт. Василия, еп. Рязанского. Тропарь, глас 4.
Первее в Муроме святительством почтен был еси,/ из негоже неправедно изгоняемъ,/ на мантию, яко на легкий корабль, возшел еси,/ на нейже паче естества, яко безплотен,/ по водам шествие творя,/ промышлением Вышняго и заступлением Богоматере управляемь,/ богоспасаемаго града Рязани достигл еси/ и в нем, архиерейства престол восприим,/ богоданную паству рязанскую добре упасл еси,/ святителю отче наш Василие,/ моли Христа Бога спастися душам нашим.

Свт. Василия, еп. Рязанского. Кондак, глас 8.
Яко многосветлая звезда, от града Мурома возсиял еси,/ святителю Василие,/ по водам же дошед до града нашего Рязани,/ Церковь Божию добре упасл еси,/ просвещая люди учением и житием твоим./ Поминай и ныне чада твоя, молим тя,/ наставниче наш добрый,/ и за ны Христу Богу и Пречистей Его Матери молися,/ да благодарною душею зовем ти:/ радуйся, угодниче Христов и теплый к Богу о нас молитвенниче.

Прп. Силуана, схимника Печерского, в Дальних пещерах. Тропарь, глас 3.
Многаго ти ради воздержания и безмернаго пощения/ приемый свыше благодать чудотворения/ и к Богу велие дерзновение стяжавый,/ постником удобрение, Силуане,/ Тому молися,/ да подаст нам мир и велию милость.

Прп. Силуана, схимника Печерского, в Дальних пещерах. Кондак, глас 8.
В бденном и трезвенном молении/ и крепком всегдашнем пребывая пощении,/ тело свое умерщвлял еси, Силуане преподобие,/ и многих учением твоим в тыяжде добродетели наставляя,/ привел еси Христови./ Емуже в веселии днесь предстоя,/ поминай нас, чтущих память твою.

Pages: 1 2 3

Монах Филарет Карульский 1872-1962

Монах Филарет Карульский Монах Филарет Карульский, фото 1956 года

Старец Филарет: «Тогда только почувствуешь присутствие Бога, когда будешь ощущать себя малым ребенком»

Отец Михаил возле своей пещеры, фото 1959 года:

Отец Михаил возле своей пещеры

Старец в миру получил хорошее образование. Он стал монахом уже в зрелых летах. Филарет был большой постник, говорил очень мало, был очень внимателен к себе и всегда хранил непрестанную молитву.
Пещера отца Михаила:

Пещера отца Михаила

Здесь старец прожил много десятилетий. Ложем ему служили ветви, воду, капающую с крыши пещеры, он собирал в ямку и пил.
Все убранство пещеры — каменный алтарь и одна поврежденная икона. Отшельник находился в постоянной молитве и достиг высокой степени духовного совершенства.

Монах Филарет Карульский

Чтобы искупить свои грехи страданием, старец Филарет никогда не носил обуви... Даже зимой на обледенелых скалах Карули он скользил босиком. Совершенно босой на ледяных скалах! Его не могли заставить надеть даже тапочки...


Читать далее »