Про некоторые операции подводного флота СССР.
- 13.03.16, 23:39
Во флоте говорят: «подводники – дважды моряки». И с этим не поспоришь! В историю отечественного подводного флота вписаны десятки непревзойденных рекордов и сотни сложнейших операций. О самых дерзких и рисковых — в нашем материале.
Операция «Бегемот-2»
Атомный подводный ракетоносец должен из подводного положения осуществлять пуск всех имеющихся ракет за короткий временной интервал. Но это в теории. На практике до 1991 года максимальным считался результат 1969 года, когда с борта К-140 было выпущено 8 ракет. Побить этот рекорд долго не удавалось.
Провал операции «Бегемот» в 89 году, во время которой с борта АПЛ К-84 не было выпущено ни одной ракеты, а из-за аварии в шахте произошло возгорание, зародил сомнения в эффективности ракетоносцев. А после подписания в 91-м договора СНВ-1 (о сокращении и ограничении наступательных вооружений) права на сомнения у СССР не было.
6 августа 1991 года, после длительной подготовки и множества проверок, в Баренцевом море была проведена операция «Бегемот-2». В ходе учений состоялся уникальный залповый пуск: с борта субмарины К-407 «Новомосковск» (проект 667БДРМ «Дельфин») в подводном положении был последовательно выпущен весь боекомплект из 16 ракет.
«…Как очередь из автомата выпустили. Только многотонными баллистическими ракетами», — делился впечатлениями командир лодки, капитан 2 ранга Сергей Егоров.
Результат операции стал не только мировым рекордом, но и подтвердил эффективность подводных сил СССР в случае ядерной войны.
«Апорт» и «Атрина»
В 80-е Военно-морской флот провел две дерзкие операции, доказавшие превосходство отечественных подводных сил над силами США. В годы холодной войны советские субмарины, выходившие на боевое дежурство, жестко контролировались противолодочными силами США и НАТО, готовыми в любой момент нанести удар. Необходимо было прощупать слабые места в обороне потенциального противника.
Для этого в 1985-м была проведена операция «Апорт». В конце мая пять подлодок 33 дивизии АПЛ Северного флота (К-299, К-324, К-502, К-488 и К-147) вышли из Западной Лицы в океан. Выход в море почти дивизии атомоходов не остался незамеченным. И пока противолодочные силы США усиленно занимались поиском, советские подлодки следили за их ракетными субмаринами и изучали тактику их противолодочной авиации. Тогда американцы обнаружили лишь одну лодку, уже направлявшуюся на базу.
Успех «Апорта» подводники закрепили меньше чем через два года в ходе операции «Атрина». Подготовка проходила в строжайшей секретности: было проведено мощное легендирование, даже командиры подлодок до последнего не знали куда и для чего отправляются их корабли.
Было задействовано пять подлодок проекта «Щука» (К-299, К-244, К-298, К-255 и К-542). Несмотря на то, что о выходе субмарин из Западной Лицы американцам стало известно, они потеряли их в Северной Атлантике. На поиск были брошены значительные силы, включая английскую корабельную поисково-ударную группу во главе с авианосцем «Invincible», но обнаружить подводные лодки удалось лишь через 48 суток. За это время «невидимки» достигли Саргассова моря и ВМБ Гамильтон и, выполнив поставленные задачи, повернули назад. Для отрыва от американских противолодочных средств были использованы секретные приборы гидроакустического противодействия, и корабли благополучно вернулись на базу.
Подо льдами
Холодная война, Атлантика под неусыпным контролем США и НАТО: на пути, начиная от рубежа мыс Нордкап — остров Медвежий и заканчивая Фареро-Шетландским и Шетландско-Исландским рубежами, несколько эшелонов противолодочных барьеров, воздух контролирует противолодочная авиация. Возможно ли развернуть советские подлодки в Атлантике незаметно, проложить маршрут, минуя противолодочные рубежи?
В 1985 году капитану 1-го ранга Владимиру Протопопову, командовавшему подлодкой К-524 (проект «Щука»), поручили сложнейшую задачу: через Северный Ледовитый океан, обогнув Гренландию, выйти в Атлантику. Старшим похода назначили капитана 1 ранга Анатолия Шевченко. Для успеха операции имелось все: надежная субмарина, в составе экипажа — опытные подводники, не раз ходившие подо льдом. Тем не менее, риск был колоссальным, и до начала экспедиции Шевченко разведал обстановку на гидрографическом судне «Колгуев». Результат оказался неутешительным: подводникам предстояло преодолеть сложный, ранее не исследованный маршрут с множеством отмелей и айсбергов.
15 августа 1985 года К-524, следуя за ледоколом, направилась к Земле Франца-Иосифа. Миновав архипелаг в подводном положении по мелководной зоне, субмарина продолжила путь в одиночку. Следуя через Северный Ледовитый океан, подводники обошли остров Нансена и море Амундсена, узкие и мелководные проливы Робсона и Кеннеди, миновали бассейн Кейна, затем через пролив Смита вышли в море Баффина, достигли Лабрадорского моря и, наконец, Северной Атлантики.
Там К-524 обнаружила атомный авианосец ВМС США «America», который подводники условно атаковали, и незамеченными вернулись домой. Весь поход продолжался 80 суток, 54 из которых — подо льдами, на глубинах более 150 м.
Операция «Бегемот-2»
Атомный подводный ракетоносец должен из подводного положения осуществлять пуск всех имеющихся ракет за короткий временной интервал. Но это в теории. На практике до 1991 года максимальным считался результат 1969 года, когда с борта К-140 было выпущено 8 ракет. Побить этот рекорд долго не удавалось.
Провал операции «Бегемот» в 89 году, во время которой с борта АПЛ К-84 не было выпущено ни одной ракеты, а из-за аварии в шахте произошло возгорание, зародил сомнения в эффективности ракетоносцев. А после подписания в 91-м договора СНВ-1 (о сокращении и ограничении наступательных вооружений) права на сомнения у СССР не было.
6 августа 1991 года, после длительной подготовки и множества проверок, в Баренцевом море была проведена операция «Бегемот-2». В ходе учений состоялся уникальный залповый пуск: с борта субмарины К-407 «Новомосковск» (проект 667БДРМ «Дельфин») в подводном положении был последовательно выпущен весь боекомплект из 16 ракет.
«…Как очередь из автомата выпустили. Только многотонными баллистическими ракетами», — делился впечатлениями командир лодки, капитан 2 ранга Сергей Егоров.
Результат операции стал не только мировым рекордом, но и подтвердил эффективность подводных сил СССР в случае ядерной войны.
«Апорт» и «Атрина»
В 80-е Военно-морской флот провел две дерзкие операции, доказавшие превосходство отечественных подводных сил над силами США. В годы холодной войны советские субмарины, выходившие на боевое дежурство, жестко контролировались противолодочными силами США и НАТО, готовыми в любой момент нанести удар. Необходимо было прощупать слабые места в обороне потенциального противника.
Для этого в 1985-м была проведена операция «Апорт». В конце мая пять подлодок 33 дивизии АПЛ Северного флота (К-299, К-324, К-502, К-488 и К-147) вышли из Западной Лицы в океан. Выход в море почти дивизии атомоходов не остался незамеченным. И пока противолодочные силы США усиленно занимались поиском, советские подлодки следили за их ракетными субмаринами и изучали тактику их противолодочной авиации. Тогда американцы обнаружили лишь одну лодку, уже направлявшуюся на базу.
Успех «Апорта» подводники закрепили меньше чем через два года в ходе операции «Атрина». Подготовка проходила в строжайшей секретности: было проведено мощное легендирование, даже командиры подлодок до последнего не знали куда и для чего отправляются их корабли.
Было задействовано пять подлодок проекта «Щука» (К-299, К-244, К-298, К-255 и К-542). Несмотря на то, что о выходе субмарин из Западной Лицы американцам стало известно, они потеряли их в Северной Атлантике. На поиск были брошены значительные силы, включая английскую корабельную поисково-ударную группу во главе с авианосцем «Invincible», но обнаружить подводные лодки удалось лишь через 48 суток. За это время «невидимки» достигли Саргассова моря и ВМБ Гамильтон и, выполнив поставленные задачи, повернули назад. Для отрыва от американских противолодочных средств были использованы секретные приборы гидроакустического противодействия, и корабли благополучно вернулись на базу.
Подо льдами
Холодная война, Атлантика под неусыпным контролем США и НАТО: на пути, начиная от рубежа мыс Нордкап — остров Медвежий и заканчивая Фареро-Шетландским и Шетландско-Исландским рубежами, несколько эшелонов противолодочных барьеров, воздух контролирует противолодочная авиация. Возможно ли развернуть советские подлодки в Атлантике незаметно, проложить маршрут, минуя противолодочные рубежи?
В 1985 году капитану 1-го ранга Владимиру Протопопову, командовавшему подлодкой К-524 (проект «Щука»), поручили сложнейшую задачу: через Северный Ледовитый океан, обогнув Гренландию, выйти в Атлантику. Старшим похода назначили капитана 1 ранга Анатолия Шевченко. Для успеха операции имелось все: надежная субмарина, в составе экипажа — опытные подводники, не раз ходившие подо льдом. Тем не менее, риск был колоссальным, и до начала экспедиции Шевченко разведал обстановку на гидрографическом судне «Колгуев». Результат оказался неутешительным: подводникам предстояло преодолеть сложный, ранее не исследованный маршрут с множеством отмелей и айсбергов.
15 августа 1985 года К-524, следуя за ледоколом, направилась к Земле Франца-Иосифа. Миновав архипелаг в подводном положении по мелководной зоне, субмарина продолжила путь в одиночку. Следуя через Северный Ледовитый океан, подводники обошли остров Нансена и море Амундсена, узкие и мелководные проливы Робсона и Кеннеди, миновали бассейн Кейна, затем через пролив Смита вышли в море Баффина, достигли Лабрадорского моря и, наконец, Северной Атлантики.
Там К-524 обнаружила атомный авианосец ВМС США «America», который подводники условно атаковали, и незамеченными вернулись домой. Весь поход продолжался 80 суток, 54 из которых — подо льдами, на глубинах более 150 м.