Весной молодежь села любила собираться на красивой полянке недалеко от кузницы. Здесь по вечерам звучала музыка, песни, здесь влюблялись, танцевали, а иногда разыгрывались целые драмы, местного значения. Вот такая необычная полянка. Но сегодня днем тут было на удивление спокойно, на лавочке
в стороне дремал на солнышке старичок, да прямо на травке расположилась стайка сельских девчат. Словно яркие нарядные птички они щебетали на разные голоса, хихикали, обсуждали парней. Сначала потихоньку, поглядывая на дедушку, а потом, увидев, что он совершенно не обращает на них внимания, и чуть погромче.
Особенно выделялась одна - приезжая Оксана, красивая, нарядная, уверенная в себе девица. Она перебирала всех знакомых парней, находила недостатки, высмеивала.
- Нет, девочки, говорила Оксана, ни в коем случае нельзя выходить замуж на нищеброда, (при этом слове красавица брезгливо кривила губки), выходить замуж надо за того, кто будет тебя холить, лелеять, носить на руках, дарить дорогие подарки. И подружки начали хвастаться друг перед другом колечками, которые подарили
им женихи. Ни кто не заметил, что старичок, открыв глаза, смотрит на них с грустной улыбкой.
- А хотите, стрекозы, я вам сказку расскажу? - вздохнув сказал он.
Сказки они любили, быстро пересели ближе к дедушке и притихли.
Так вот слушайте. Когда-то давным давно жили две сестры. Одну звали Настасьюшка, а другую - Аленушка. Жили не тужили, росли - подрастали. Пришло время женихов выбирать. А надо сказать, что невесты завидные были красавицы, рукодельницы, умницы.
Вот старшенькая - Настасьюшка и говорит
- Пойду я, сестрица, замуж за Козьму Скоробагатого у него денег куры не клюют, буду жить в богатстве и почете, в спокойствии. А ты Аленушка, кого присмотрела себе?
- А мне, отвечала сестра, по сердцу Иванушка Нищеброд.
- С ума сошла, да у него же за душой гроша ломаного нет.
- Нет, значит будет, заработаем, люб он мне и глаза у него добрые да ласковые, грустные только слишком.
И поженились Иванушка с Аленушкой. Домик у них старенький, огород зарос, колодец покосился, забор повалился. Закатила рукава молодая жена, углы повымела, сажу оттерла, окна вымыла, светлее и радостней стало в доме. И так все споро делает с песней, да улыбкой. И все мужа просит то стол подвинуть, то ведро воды принести. Помогает ей Иванушка, сначала вроде и с неохотой, а потом разошелся и сруб на колодце поправил, и забор починил, и ставеньки яркой краской покрасил. Вместе привели в порядок огород, расчистили грядочки. Аленушка знай нахваливает молодого мужа, какой он у нее работящий, да умелый. Соседки шепчутся, - конечно, смотри какой ей Ванька достался не то, что мой криворукий уж пилю я его пилю, а все без толку... А Ванюша расцвел, плечи расправил, взгляд уверенный стал, вот что с мужчиной доброе слово, крепкий тыл, да умная жена делают.
Весной пошел Иван просится к кузнецу в помощники. Посмотрел на него кузнец, а что? Парень видный
глаза веселые, руки сильные... поработаем-посмотрим и взял его учеником. А там и детки появились...
Время прошло, крепко стал на ноги Иван, свою кузницу построил, кузнецом стал знатным.
Идут бывало всей семьей из церкви в воскресенье нарядные, красивые... рядом детки - чистые и веселые.
Люди с ними здороваются, уважение выказывают.
- А Настасьюшка? Спросил кто-то из слушательниц
- А что, Настасьюшка? Вором оказался ее муж, проворовался и загремел в острог, а добро все отобрали в пользу казны. Пришлось старшей сестре назад в дом к родителям возвращаться. Вот, девоньки, что я хотел сказать-то в любви, да в семейной жизни всегда главнее - что я могу дать, а не только что взять, что я могу сделать для семьи... а не только что для меня...
Тут скрипнула дверь в кузнице, на порог вышел местный кузнец. Высокий, статный, кудрявый - завидный жених. Улыбнулся девчатам, бережно помог подняться старичку.
- Давай, отец, домой.
И пошли они не спеша в сторону села.
- Вот это парень, ахнула Оксана, вот за такого бы замуж...
- За Нищеброда-то, захихикали подружки.
- За какого нищеброда? - нахмурила брови девица.
- Да за Ваську, фамилия у него такая Нищеброд Василий Иванович.