После каждого прямого эфира с Юлией Тимошенко первый вопрос, который приходит на ум, – что это было? Вот и после очередной «Свободы слова» с Андреем Куликовым. Что это?.. Умница-журналист, опыта – на двоих. Но «постелила» Юлия Владимировна: «Багато високопосадовців, прокурорів, президент, прем’єр казали, що я з Брюселя не повернусь, і тому не допускали мене до виїзду. Я хотіла би, щоб просто зараз всі ці люди, які принижували мою гідність, просто вибачились, тому що я повернулася з Брюселя».
В принципе, все правильно: хотя «эти люди» – никто и никогда – не говорили, будто бы ЮВТ улетит и не вернется, они должны просить прощенья. Только не у Тимошенко, а у украинского народа. И как раз за то, что она вернулась.
Но все – в прострации от эскапады, как Куликов. Который, вместо «Вы говорите неправду, никто на Ваше достоинство не покушался и извиняться им не за что», – только и смог: «Ну, у нас в студії зараз немає тих, кого ви перерахували, але сподіваюсь, що вони дивляться…».
Спасибо, посмотрели-послушали. И осадок: да разве можно сильнее унизить достоинство здравого смысла, базиса «2+2=4» и квадрата гипотенузы, который будет равен сумме квадратов катетов, невзирая на отношение Тимошенко к поэту Эсхилу? Оказывается, можно.
«У нас в Україні в 12 разів зарплата нижча, ніж в країнах ЄС… Пенсія у нас в Україні в 19 разів – середня – нижча, ніж в ЄС… Тільки хліб в Україні дешевше, ніж в ЄС… А все інше – я підкреслюю! – все інше у нас дорожче, ніж в ЄС… І як нам потрібно вибудовувати своє життя?».
Кто это спрашивает – доярка, шахтер, учитель, медсестра? Нет – экс-вице-премьер и дважды экс-глава правительства страны. Причем с полномочиями по прежней Конституции, которые позволяли ей руководить страной на равных с президентом, а с учетом особенностей последнего – даже активнее. И вот это «наше життя» – оно настало сразу, как народ прокатил ЮВТ на президентских выборах, или началось немного раньше?
Например, во время последнего сидения Тимошенко на Грушевского, когда в 2008-м девальвация национальной валюты существенно сократила зарплаты украинцев. Если «до Юли» среднемесячные доходы украинца (2679 гривен) были равны 530 долларов США, то «после Юли» – в 2010-м – среднемесячные 3308 гривен составляли 416 долларов. Так кто виноват, что доходы среднего гражданина упали на 21,5% в долларовом эквиваленте, Пушкин?
Но после возращения из Европы и сравнения нас, убогих, с Европой глаз Тимошенко упал на землю. «Сьогодні ці люди, які прийшли до влади, розпочинають приватизацію, торгівлю сільськогосподарською землею», – сделала она вид, что не слышала об анонсированной правительством предварительной программе учета земельных ресурсов, о пакете законопроектов, предваряющих земельную реформу.
А ее собеседники по студии «Свободы слова» сделали вид, что забыли, как правительство Тимошенко обещало бесплатную приватизацию земли, запамятовали о постановлении ее Кабмина, которым выделялось на эту «Юлину программу» (сродни небезызвестной «Юлиной тыщи») почти 6 млрд. грн. из Стабфонда (к слову, где они?).
Кстати, Эсхил Эсхилом, но Юлия Тимошенко, демонстрируя очередную «заботу за людей» («потрібно селян отримати банкрутами і просто взяти їх «за фук») открыла, по Фрейду, истоки своего лексикона. В словаре Даля «фук» – это «вздор», «чушь», следовательно, «за фук» – это «взять на дурака». Что ж, вполне в духе специфических представителей ну очень малого и сугубо индивидуального бизнеса на едином налоге. Зато теперь понятно, почему в расшифровках сайта «Вики Ликс» содержатся сведения, что американские дипломаты характеризовали украинскую премьершу как человека с «очевидным отсутствием элементарных знаний основ экономики».
Кстати, тот же источник отмечает, что Тимошенко в своей борьбе с Ющенко «принесла в жертву экономику страны» и не провела существенных реформ. В одной из диптелеграмм приведена информация о том, что «до 70% затрат правительства Тимошенко проходило без использования тендеров, и почти 25 % средств государственных соглашений 2009 года были разворованы».
Это к вопросу о заявлении ЮВТ в эфире у Куликова, что «якщо ви будете десь чути, що у нас були особисті конфлікти з Ющенко, просто знайте, що це були конфлікти ціннісні. У мене було два варіанти моєї поведінки. Або сприймати те, що клани продовжують керувати країною, а вже через нового президента, або в межах своїх сил з цим боротися. І я в межах своїх сил з цим боролася». Ну, Александр Македонский тоже был великий борец за идею. Но зачем же 25% госсредств разворовывать? Действительно, ценный для бюджета конфликт (заметьте, это констатировали дипломаты США, а не «злобная власть»).
Что касается отсутствия элементарных экономических знаний, то этот вывод хорошо иллюстрируется вопросом Юлии Владимировны члену фракции коммунистов в Верховной раде Александру Голубу: «Ви скажіть, здраво сьогодні забирати державну власність, родовища нафти і газу стратегічні?».
И ведь не нашлось в студии никого, кто бы встал и сказал: «Вы будете смеяться Юлия Владимировна, но сие здраво есть. Вы думаете, в так полюбившихся Вам странах Евросоюза дураки сидят? А вот крупнейшие нефтяные компании ExxonMobil и Shell получили, например, лицензии на поиск сланцевого газа в Швеции, Польше, Германии и Франции. Поэтому Минприроды и НАК «Надра Украины» презентовали на конференции World Shale Gas-2010 (США) месторождения сланцевого газа в Украине для привлечения международных инвесторов и партнеров к их изучению и разработке. И кувейтская компания Kuwait Energy Company и канадская East West Petroleum Corporation договорились о совместном исследовании месторождений сланцевого газа в Украине. Потому что это, в отличие от Вашей, прости Господи, программы «Биогаз из соломы и прочих отходов» – не утопия».
Можно было бы также указать, что в Украине, по заявлению министра экологии и природных ресурсов Николая Злочевского, 90% лицензий на разработку нефтяных месторождений будут продаваться на аукционных торгах. А оставшиеся 10% лицензий получат компании, которые ранее уже разрабатывали месторождения, и будут продолжать добычу нефти.
Кстати, по свежим сообщениям румынских СМИ, возле Змеиного обнаружено 70-100 млрд. кубометров газа и 10-12 млн. тонн нефти. Это, по мнению экспертов, обеспечило бы энергетическую независимость Румынии в течение 20 лет. Иван Дияк, советник председателя правления НАК «Нефтегаз Украины» утверждает: «Практически все перспективные месторождения нефти и газа, которые находятся вокруг острова Змеиный, в результате решения Гаагского суда достались Украине». Так «здраво» ли было премьеру Тимошенко и президенту Ющенко (с которым она всего лишь «ценностно» конфликтовала) отдать ни за что ни про что эти запасы?
Кстати, по газу. «Вам підвищили ціну на газ за 2010 рік, це 4,9 млрд. грн. А в той же час на тіньову компанію «РУЕ» віддали 16 млрд. грн. І це їх заява, що вони 7 млрд. газу «за фук» (о, опять видеосалонное прошлое сказалось!) їм віддали. Скажіть навіщо підвищувати ціни на газ? Не треба», – перескакивала далее с темы на тему Юлия Владимировна, словно боясь, что ей урежут эфир.
Лучше бы урезали или пригласили в студию человека, который спросил бы экс-премьера – почему она подписала в Москве такой кабальный договор по газу. Или спросил: а если не повышать внутреннюю цену на потребленный газ, то с «Газпромом» кто должен рассчитываться, ЕЭСУ? Хотя, как показывает опыт и практика, на такие вопросы Юлия Тимошенко отвечать не умеет.
Спрашивается, зачем тогда нам ее свобода слова? ЮВТ снова наговорила «семь мешков гречневой шерсти». Ей, судя по всему, стало легче. Но ведь не нам же.
Сергей Николаенко