Лондон: Что мы можем сделать, чтобы сделать наши города более устойчивым?
Моллисон: Собирать воду с Вашей крыши. Вырастить себе еду. Создать свою собственную энергию. Это безумно легко сделать все это. И отнимет у вас меньше времени, чтобы вырастить свою пищу, чем спуститься в супермаркет, чтобы купить её. Спросите любого хорошего садовника, который использует органическую мульчу, сколько времени он тратит на свой сад и он скажет: «О, несколько минут каждую неделю». К тому времени, пока вы взяли вашу машину и поехали в супермаркет, собрали продукты, отвезли обратно домой, вы потратили добрый час или два — плюс вы потратили много денег.
Лучший способ подержать предпринимательство — стать предпринимателем. Я начал свой бизнес с друзьями. Есть товары, которые требуются редко. Например, прицеп для машины, телескоп, дрель, моющий пылесос, массажный стол, игровая приставка. Их можно покупать совместно с соседями, коллегами или друзьями. Мы создаём интернет-портал, на котором люди смогут найти подходящего совладельца для совместной покупки. Чтобы этот сервис заработал, нужно доверие и доброжелательность людей, но результаты социальной реформы говорят, что это реально. Я разговаривал с иностранцами — теми, кто приезжает ко мне жить, — и они считают, что такой сервис был бы востребован и в их странах. Эта реформа только началась, так что о результатах говорить рано.
Моллисон: Ну, это и есть своего рода колдовство. Сегодня у нас есть больше почвоведов, чем в любой другой момент в истории. Но это не влияет на скорость потери почвы. Чем больше почвоведов, тем больше вы теряете почву. Я помню солдат, возвращающихся с войны в 1947 году. У них были эти маленькие канистры из стали. Когда они распыляли из них ДДТ по всей комнате, вы никогда не видели больше мухи или комара, или кошек. [Смеётся] После войны они начали использовать эти химические вещества в сельском хозяйстве. Газы, используемые нацистами, теперь разработаны для сельского хозяйства. Цистерны с газом были вделаны в плуги. Одной из причин, почему появилось столько искусственных удобрений было то, что промышленность развивалась для получения нитратов для взрывчатки. Затем они внезапно обнаружили, что можно обработать нитратами посевы и получить отличные результаты.
Лондон: То есть зеленая революция была своего рода войной против земли.
Моллисон: Совершенно верно. Правительства по-прежнему поддерживают этот вид сельского хозяйства на сумму около 40 миллиардов долларов каждый год. Всё это не идет на поддержку альтернативных систем, таких как органические почвы или создание стабильного сельского хозяйства. Даже Китай внедряет современное сельское хозяйство на основе химических удобрений сейчас.
Лондон: пермакультура основана на научных принципах и научных исследованиях. Но мне кажется, что он также опирается на традиционные и исконные народные мудрости.
Моллисон: Ну, если я иду к старым греческим виноградникам, вижу даму, которая сидит в винограднике и спрашиваю: «Почему вы посадили розы среди вашего винограда?» она скажет мне: «Потому что роза доктор винограда. Если вы не посадите розы, виноград заболеет». Что это значит для меня? Как я могу использовать это знание? А вот если я могу узнать, что роза излучает определенные химические вещества, которые влияют на виноград и избавляют его от болезней с помощью научных методов, то у меня есть кое-что очень полезное. Традиционные знания всегда такого рода. Я знаю, филиппинцев, который всегда сажают перец чили и четыре боба в ту же яму, что корень банана. Я спросил их: «Почему вы сажаете чили с бананом?» И он сказал: «Разве вы не знаете, что вы всегда должны выращивать эти вещи вместе?». Ну, я исследовал это: бобы фиксируют азот, а чили предотвращает от нападения жуков на корень банана. И это работает очень хорошо…