хочу сюди!
 

Людмила

48 років, рак, познайомиться з хлопцем у віці 45-55 років

Голод

Отрывки из книги Роберта Конквеста «Жатва Скорби».

 

«Правда» от 4-го и 8 декабря 1932 года призывала к решительной борьбе с кулаками, особенно в Украине; а в номере от 7 января 1933 года в редакционной статье она писала, что Украина оказалась в хвосте в деле выполнения поставок по зерну, потому что украинская компартия допустила ситуацию, когда «классовый враг в Украине сумел сорганизоваться».

Постышев практически стал полномочным представителем Сталина в деле «большевизации» украинской компартии и последующего изъятия зерна у голодающих селян.

На пленуме Всесоюзного Центрального Комитета и Центрального Исполнительного Комитета в январе 1933 года Сталин сказал, что «причины трудностей, связанных со сбором зерна» следует искать в самой партии. Первый секретарь харьковского горкома Терехов заявил прямо, что в Украине свирепствует голод. Сталин усмехнулся и назвал его фантазером. Все дальнейшие попытки обсудить вопрос пресекались простым взмахом руки.

Истерическая жестокость, сопровождавшая вмешательство Постышева, принесла очень мало зерна. Уже истощились последние запасы и есть стало нечего.


Люди умирали всю зиму. Но, по данным всех источников, становится очевидно, что массовые масштабы голодная смерть приняла только в начале марта 1933 года.

Один из тех, кто выжил, дает ясную картину физических признаков голодания:

 «Клиническая картина голода хорошо известна. Он разрушает ресурсы организма, создающие энергию, и разрушение прогрессирует по мере исчезновения из организма необходимых жиров и сахара. Кожа приобретает пыльно-серый оттенок и сморщивается. Человек заметно старится. Даже дети и младенцы выглядят стариками. Глаза их становятся огромными, выпученными и неподвижными. Процесс дистрофии иногда захватывает все ткани, и голодающий напоминает скелет, обтянутый тонкой кожей. Но чаще имеет место отек тканей, особенно рук, ног и лица. Кожа лопается, и появляются гноящиеся болячки. Утрачивается двигательная сила, и малейшее движение вызывает сильную усталость. Жизненно важные функции, такие как дыхание и кровообращение, поглощают саму ткань и альбумин (белковое вещество), то есть организм съедает сам себя. Улучшается дыхание и сердцебиение. Зрачки расширяются. Начинается голодный понос. Положение становится уже опасным, поскольку малейшее физическое напряжение может привести к остановке сердца. Часто это и происходит на ходу, во время подъема по лестнице или при попытке побежать. Появляется общая слабость. Теперь человек уже не может встать, повернуться на кровати. В таком полубессознательном состоянии голодающий может протянуть почти неделю, пока не остановится сердце». Кроме того, прогрессируют цинга и фурункулез.

Менее клиническое описание страдающего от голода крестьянина дает его бывший сосед: «Под глазами у него были два вздутых мешка, обтянутых странного оттенка блестящей кожей. Руки тоже вспухли. На пальцах кожа прорвалась, и из ран сочилась прозрачная жидкость с каким-то резким отвратительным запахом». На ступнях и лодыжках тоже были волдыри. Крестьяне садились на землю, чтобы проколоть пузыри, потом поднимались и, едва волоча ноги, шли побираться. Или еще одно описание: «Ноги у нее страшно опухли. Она села и принялась прокалывать их острой палкой, чтобы выпустить воду из огромных пузырей. На верхней части одной ступни зияла огромная дыра – результат постоянного прокалывания кожи».




Из сельского населения Украины, составлявшего 20–25 миллионов, умерло около 5 миллионов, то есть почти одна пятая. Процент поражения существенно менялся от района к району и даже от деревни к деревне, от 10 и до 100 процентов.

Наибольшего коэффициента смертность достигала в зерновых областях: Полтавской, Днепропетровской, Кировоградской и Одесской, в среднем составляя там 20–25 процентов, но во многих селах процент был еще выше. В Каменец-Подольской, Винницкой, Житомирской, Донецкой, Харьковской и Киевской областях он был ниже – около 15–20 процентов. На самом севере Украины, в районах, где выращивали сахарную свеклу, процент смертности был самым низким – отчасти благодаря тому, что в лесах, реках и озерах водилась живность и были растения, которые можно было использовать в пищу.

Врачи, находящиеся на государственной службе, фиксировали смерть от разных заболеваний, как, например, «внезапная болезнь» и т.п. С зимы 1932–1933 гг. свидетельства о смерти больше не выдавались. В селе Романково, например, удачно расположенном в шести километрах от больших металлургических заводов Каменска, где работали многие селяне, получая за работу продукты, за пять месяцев 1933 года умерло 588 человек из обшего числа в 4–5 тысяч. Сохранились свидетельства о смерти за август, сентябрь и середину октября, включающие большой процент рабочих. Почти во всех из них в графе причина смерти стояло: «истощение» или «дизентерия», и только в свидетельствах пожилых людей значилось: «старческая слабость».

 Крестьяне стекались в города, чтобы встать в очередь или купить хлеб у тех, кому посчастливилось отовариться, или просто движимые непонятными им самим побуждениями. Несмотря на блокированные дороги и строгий контроль, многим удавалось пробраться в город, но, как правило, результат был минимален. Днепропетровск был переполнен голодающими крестьянами. По подсчетам одного железнодорожника, больше половины крестьян, которым удавалось добраться до Донбасса в поисках пропитания, «доживали свои последние дни, часы, минуты».

Жуткие, внушающие суеверный страх картины можно было видеть в городах. Люди как обычно спешили по делам, «а между ними, на четвереньках, ползли голодные дети, старики, девушки», у которых уже не было сил просить, и никто не замечал их.

Но так было не всегда. Есть много свидетельств того, что жители Киева прятали крестьян от милиции. В Харькове крестьянам тоже давали хлеб. В Харькове же «я видел на Конском рынке женщину, опухшую от голода. Черви буквально ели ее заживо. Прохожие клали рядом с ней кусочки хлеба, но женщина уже слишком была близка к смерти, чтобы есть их. Она плакала и просила медицинской помощи, но никто не оказал ее». (Один из врачей рассказывает, что на собрании медперсонала Киева был зачитан приказ, строжайше запрещающий медицинскую помощь всем крестьянам, нелегально проживающим в городе.)

В Киеве, Харькове, Днепропетровске и Одессе стало уже рутиной по утрам объезжать, улицы города и собирать трупы. В 1933 году на улицах Полтавы подбирали в день по 150 трупов. Тоже происходило и в Киеве.

«Смерть от голода – однообразное дело. Однообразное и повторяющееся», – замечает один из очевидцев. Хотя мы приводим здесь лишь несколько частных случаев, следует помнить, что такова была судьба миллионов.

Пережившие голод говорят о смерти своих соседей простыми, лишенными эмоций словами. В селе Фадеевка в начале 1932 года жило 550 человек.

 «Первыми умерли Рафалики –отец, мать и ребенок. Потом семья Фадеев из пяти человек умерла от голода. За ними последовали семьи Прохора Литвина (четыре человека), Федора Гонтова (трое), Самсона Фадея (трое). Второй ребенок этой семьи был забит до смерти за то, что пробовал рвать лук на чужом огороде. Потом умерли Микола и Ларион Фадей, после них Андрей Фадей и его жена; Стефан Фадей, Антон Фадей, его жена и четверо детей (две маленькие дочери выжили). Борис Фадей, его жена и трое детей. Оланвий Фадей и его жена. Тарас Фадей и его жена. Федор Фесенко, Константин Фесенко, Маланья Фадей, Лаврентий Фадей, Петр Фадей и его брат Фред, Исидор Фадей, его жена и двое детей. Иван Готов, жена и двое детей, Василий Перч, жена и ребенок. Макар Фадей, Прокоп Фесенко, Абрам Фадей, Иван Сказка, жена и восемь детей.

Только некоторые были похоронены на кладбище, остальных оставили лежать там, где умерли. Так, Елизавета Лукашенко умерла на лугу, и труп ее съели вороны. Других просто закапывали где попало. Труп Лаврентия Фадея пролежал на пороге его хаты, пока его не съели крысы».[

В маленькой деревне Орехово под Житомиром в 1933 году только 10 из 30 домов были еще обитаемы. Вымирали семьями. Характерным примером является семья Вивтовичей: «Их младший сын шестнадцати лет умер по дороге из школы в Шахворовке… Старшая дочь, Палашка, умерла на колхозном поле. Старая мать – на улице по дороге на работу… Тело отца нашли в Коростоховском лесу, наполовину съеденным зверями». Выжил только старший сын, служивший в ОГПУ на Дальнем Востоке.

Рабочий, посетивший свою старую деревню, узнал, как умер его тесть Павло Гусар, опухший от голода. «Он отправился в Россию в поисках хлеба и умер в зарослях возле села Лиман, в трех с половиной милях от дома. Жители Лимана помогли похоронить его. Они-то и рассказали мне, как сестра жены наелась мякины и корней и померла на следующий день; как вдова моего старшего брата поехала за хлебом в Россию: ее несколько раз хватали, она меняла одежду на еду, чтобы накормить трех своих детей и мою старую мать, и в конце концов сама умерла от голода. Потом умерло двое детей – шестилетний Яков и восьмилетний Петро».

Крестьянские семьи, постепенно вымиравшие от голода в своих пустых хатах, смерть встречали по-разному:

 «В одной из хат шла постоянная война. Все напряженно следили друг за другом. Отнимали друг у друга крошки. Жена набрасывалась на мужа, а муж на жену. Мать ненавидела детей. В другой хате до самого конца царила любовь. У одной моей знакомой было четверо детей. Она рассказывала им все время сказки и притчи, чтобы заставить их забыть о голоде. Язык ее едва ворочался и, хотя у нее не было сил поднять руку, она все время брала в свои руки ладошки детей. Любовь не умирала в ней. Люди замечали, что там, где царила ненависть, умирали значительно быстрее. Но, увы, и любовь никого не спасла от голодной смерти. Погибла вся деревня, все как один. Не выжил никто».

Имеется множество сведений о самоубийствах, почти всегда через повешение. Нередко матери таким образом избавляли детей от страданий. Однако самым страшным симптомом, порождаемым голодом, был следующий:

 «Многие сходили с ума… Были люди, которые разрезали и варили трупы, убивали своих детей и съедали их. Я видел одну такую. Ее привели в районный центр под конвоем. Лицо у нее было нормальным, но глаза волчьи. Это людоеды, их надо расстреливать, говорили о них. Но доведшие матерей до такого сумасшествия, что они поедали своих детей, – эти, по-видимому, не виновны ни в чем!.. Пойдите, спросите у них, и они ответят вам, что делали это во имя добра, во имя всеобщего блага. Вот, оказывается, во имя чего они доводили матерей до людоедства».


Известны страшные случаи людоедства: некоторые ели собственных детей, другие ловили детей или подстерегали в засаде чужаков. Например, в селе Калмозорка Одесской области, где вели следствие в связи с кражей свиньи, обыск в деревне кончился обнаружением сваренных трупов детей.

Людоедство и готовность к нему не всегда были следствием приступа внезапного отчаяния. Один из активистов, мобилизованный во время кампании коллективизации на работу в Сибири, в 1933 году вернулся на Украину. Население его деревни «почти вымерло». Его младший брат рассказал ему, что они питаются только корой, травой и зайцами, но что если этого не станет, то «мать говорит, чтобы мы съели ее, когда она умрет».

Еще более поразительный или, по крайней мере, куда более важный аспект психопатии сталинизма проявился в том, что ни прессе, ни какому-либо иному источнику информации не позволено было даже упоминать о голоде. Люди, обмолвившиеся хоть словом, арестовывались по обвинению в антисоветской пропаганде, получая, как правило, пять или более лет трудовых лагерей.

Солдат, служивший в 1933 году в Феодосии в Крыму, получил письмо от жены, в котором она писала о смерти соседей и бедственном положении ее и ее ребенка. Офицер политотдела перехватил письмо, и назавтра солдат объявил его фальшивкой. Жена и сын его погибли.

Рассказывают о докторе, который был приговорен к 10 годам заключения «без права переписки» (обычный эвфемизм при смертном приговоре) за то, что рассказал кому-то, как его сестра умерла от голода после конфискации у нее всех продуктов питания.

Истощенное крестьянство было теперь брошено на новую посевную кампанию. Но ни крестьяне, ни их лошади после пережитого голода к тяжелой работе оказались неспособны.

Студент, направленный на работу в деревню, описывает колхоз, где большую часть лошадей «держали на ногах с помощью веревок; если бы они легли, то уже бы никогда не встали». Их кормили тростниковой соломой, нарезанной и распаренной. Только 4 из 39 лошадей, отправленных на поля, дошли до них – и только 14 из 30 колхозников. Лошади были слишком слабы, чтобы тащить борону, им надо было помогать. Люди же очень недолго оказывались в состоянии тащить мешки с зерном, а потом были вынуждены снимать их. Те и другие едва дотягивали до четырех часов дня; лошади дальше не шли. Тогда председатель колхоза давал отбой, но все-таки «что-то было сделано».

Нехватка рабочей силы в деревне была возмещена также извне. На сбор урожая мобилизовали студентов и других горожан. На помощь были брошены отряды солдат. В селах, где все население либо вымерло, либо бежало, солдат поселили в палатках вдали от поселений и сказали им, как и всем остальным, что там была эпидемия.

Более важным и постоянным явлением стало переселение крестьян из России в пустые или полупустые деревни Украины. Неопубликованный указ, подписанный Молотовым, гласил, что, идя навстречу пожеланиям жителей центральных районов СССР, им разрешалось селиться на «свободных землях Украины и Северного Кавказа». Около 100 русских семей было отправлено в Днепропетровскую область, другие – в различные места Запорожской, Полтавской и других областей – хотя многие из них так и не смогли жить в домах, где все пахло смертью, и «вернулись в Орел». Обезлюдевшие деревни Ворошиловградской области, в первой половине 1933 года заросшие сорняком и неубранной яровой пшеницей, теперь были заселены русскими. Имеющиеся во многих наших источниках сведения подтверждаются сообщениями официальной прессы. Переселенные сюда крестьяне получали специальный паек – 50 фунтов пшеницы в месяц.

 

 

Несколько моих замечаний. Голод 1933 года – это лишь эпизод всей трагедии украинского народа, «осчастливленного» заботой советской власти. Люди, умирающие от голода в 1933 году были уже деморализованы прошедшими до того раскулачиванием и коллективизацией. Их церковь, традиции и устои были разрушены. Они уже были ограблены и запуганы, а потому не могли оказать хоть какого то существенного сопротивления. Коммунисты в вопросах тотального уничтожения, всегда идут до конца, это единственное, что у них получается хорошо. А поэтому, кроме физического и морального уничтожения крестьянства – основы украинской нации, была уничтожена и духовная и интеллектуальная элита. Расстреляны все кобзари. Курбас – ведущий украинский режиссер умер в лагере. Исчезли 200 из 240 украинских писателей. Преподавательский состав Харьковского государственного института был весь репрессирован. Чистки прошли в Украинской палате мер и весов, институте востоковедения, киностудии, академии наук, да в принципе везде. По сути именно так выглядит геноцид. Таково, например, было мнение профессора Рафаэля Лемкина, автора Декларации ООН о предотвращении и наказании геноцида.

Мораль? Мы очень мало знаем о собственной истории, это во-первых. А во-вторых, хочу мягко и ненавязчиво напомнить тем гражданам, которые испытывают некоторые неудобства, в связи с декоммунизацией и переименованием географических названий, что неудобства случаются и крупнее и неудобней. И если уж таким гражданам наплевать на страшную судьбу людей из прошлого, то пусть хотя бы подумают о будущем своих детей, а возможно и о собственной шкуре, ибо история имеет свойство повторяться, тем более, для особо забывчивых. 

43

Коментарі

125.11.17, 10:10

да. сейчас много серых людей в загородных маршрутках - одеты в синтетику, живут в холодных домах , едят дешевую еду, курят ставшие вдруг дорогими сигареты и пьют такую же водку . НИщета в стране. ПРивет, Андрей

    225.11.17, 10:13Відповідь на 1 від DANAH

    да. сейчас много серых людей в загородных маршрутках - одеты в синтетику, живут в холодных домах , едят дешевую еду, курят ставшие вдруг дорогими сигареты и пьют такую же водку . НИщета в стране. ПРивет, Андрейвсі ми бачили як ти зпухла з галадухі, асобінна жопа
    давай я тебе нагодую, маянезам, які проблеми

      325.11.17, 10:29Відповідь на 1 від DANAH

      да. сейчас много серых людей в загородных маршрутках - одеты в синтетику, живут в холодных домах , едят дешевую еду, курят ставшие вдруг дорогими сигареты и пьют такую же водку . НИщета в стране. ПРивет, АндрейС Днем Рождения!

        425.11.17, 10:31Відповідь на 1 від DANAH

        да. сейчас много серых людей в загородных маршрутках - одеты в синтетику, живут в холодных домах , едят дешевую еду, курят ставшие вдруг дорогими сигареты и пьют такую же водку . НИщета в стране. ПРивет, Андрейудобно её не замечать. как и тогда

          525.11.17, 10:31

          может лучше закрыть комментарии

            625.11.17, 10:46Відповідь на 5 від ёlkа

            может лучше закрыть комментарииЯ никогда не закрываю и не удаляю комменты и никого не баню

              725.11.17, 11:37

              как то не упоминается что голод накрыл также Белорусь, Россию, Северный Кавказ и Казахстан! Именно в те же 32-33 годы! Там что не люди жили? что вы выпячиваете себя как самых потерпевших? А что тогда говорить про грипп испанку, который выкосои Европу? почему не скорбим в годовщину гриппомора??? А то что сейчас Украина на первом месте по СПИД, и теряем граждан больше чем в сратой ато? Да и надорогах гибнет столько , что Европа в ужасе...СПИДОмор,АТОмор,Автомор, наконец МАйданомор когда будем поминать и скорбить?Висмут ты таки конченый долпоеп -и с таким мировоззрением как у тебя ты получаешь в жизни то что заслужил.

                825.11.17, 11:43

                А что тогда говорить про грипп испанку, который выкосои Европу? почему не скорбим в годовщину гриппомора??? А то что сейчас Украина на первом месте по СПИД, и теряем граждан больше чем в сратой ато? Да и надорогах гибнет столько , что Европа в ужасе...СПИДОмор,АТОмор,Автомор, наконец МАйданомор когда будем поминать и скорбить?Висмут ты таки конченый долпоеп -и с таким мировоззрением как у тебя ты получаешь в жизни то что заслужил.кто ты такое что бы ставить диагнозы? а получаю я то что падлючие нэзалэжники преподнесли большинству населения страны! и только перекрашенныеи будешь получать ибо ты чмо не способное сопереживать - потому и грести будешь обухом по голове.

                  925.11.17, 11:44

                  и приспособленцы поют оды сьогодэнню, как то втиснувшись вреалии ценой потери своих личностей и став рабами майданского антиконституционного режима быдло оно и есть домашний скот на польском языке...домашний скот при дворе наци-бандерты сам выбрал быдлом быть

                    1025.11.17, 12:09

                    как то не упоминается что голод накрыл также Белорусь, Россию, Северный Кавказ и Казахстан! Именно в те же 32-33 годы! Там что не люди жили? что вы выпячиваете себя как самых потерпевших? А что тогда говорить про грипп испанку, который выкосои Европу? почему не скорбим в годовщину гриппомора??? А то что сейчас Украина на первом месте по СПИД, и теряем граждан больше чем в сратой ато? Да и надорогах гибнет столько , что Европа в ужасе...СПИДОмор,АТОмор,Автомор, наконец МАйданомор когда будем поминать и скорбить?голубе, а що заважає цим країнам скорбєть? чи ми за всіх маємо? а вони тільки заперечувати факти?

                      Сторінки:
                      1
                      2
                      3
                      4
                      5
                      6
                      7
                      8
                      18
                      попередня
                      наступна