Функции православной культуры на Северном Кавказе в XIX — начале

После Кавказской войны задача миссионерства и борьбы с сектантством стала для Русской православной церковью первоочередной

Функции православной культуры на Северном Кавказе в XIX - начале XX веков Теоретически осмыслить роль проникновения православия в нерусские районы России, в том числе на Северный Кавказ, попытался британский историк Арнольд Тойнби. Он, частности, писал: «В России впервые за всю историю цивилизаций, оседлому обществу удалось не просто выстоять в борьбе против евразийских кочевников и даже не просто побить их, но и достичь действительной победы, изменив лицо ландшафта и преобразовав, в конце концов, кочевые пастбища в крестьянские поля, а стойбища — в оседлые деревни. Казаки, одержавшие эту беспрецедентную победу, были пограничниками русского православия».

 В начале XX века сектанты вели активную работу среди казачества с целью убедить их покинуть пределы Российской империи и всем обществом выехать за рубеж.

Этногенез казачества — длительный и сложный процесс, в результате которого на территории войсковых областей Юга России в ходе смешения этнических корней (прежде всего русского и украинского) с народами Северного Кавказа и Калмыкии сформировалась уникальная этнокультурная общность людей с ярко выраженными социальными отличиями (военизированный быт, особое землепользование и самоуправление). В рамках казачьего субэтноса в составе российского суперэтноса сложилась определенная культура, нашедшая отражение в быту, образе жизни и самосознании казаков. Важную роль в формировании менталитета казаков сыграла православная вера.

В начале XIX века, когда на Северный Кавказ от преследования властей бежали раскольники и сектанты, из казачьей среды выходят истинные носители духовной идеи. Складывается внутренняя миссия, обращенная к православному населению. Возникает необходимость просвещения как в Черноморском войске, так и среди коренного населения.

Одним из первых миссионеров, внесших вклад в дело просвещения края, был протоиерей Кирилл Россинский. По мнению Федора Щербины, «протоиерей Россинский был редкою для своего времени личностью. Он, можно сказать, целой головой стоял выше той административно-служебной среды, в которой ему пришлось вращаться всю свою жизнь. По образованию и уму не было равного в войске. По энергии и бескорыстию он был также единственным в своем роде общественным деятелем. Будучи духовным пастырем, он всю свою жизнь и состояние посвятил делу народного просвещения и умер никем не оцененный, положительно бедняком».

Россинский приехал на Кубань в возрасте 27 лет, и с этого момента она прочно и навсегда вошла в его жизнь. Его вклад в миссионерскую деятельность в Черноморском войске и среди коренного населения Кубани бесценен. Недаром 15 апреля 1901 года в заметке «Кубанских областных ведомостей» выражается желание большинства екатеринодарцев назвать одно из проектируемых зданий начальных училищ именем протоиерея Россинского.

После окончания Кавказской войны просветительская деятельность церкви была поставлена в новые условия.

Епархиальное начальство приступило к разработке специальных программ, в которых указывалось о чем и как говорить с раскольниками и православными. Само собой, что эти программы не везде и не всегда выполнялись. Программа могла видоизменяться применительно к требованиям слушателей. Для открытия бесед священнику необходимо было специальное разрешение: «18 декабря прошлого, 1882, года разрешено настоятелю церкви станицы Динской, священнику Филиппу Николайченко вести внебогослужебные собеседования с прихожанами о религиозно-нравственных предметах с тем, чтобы беседы ведены были по предварительно составленному плану и чтобы после каждой беседы составлена была хотя бы краткая запись о том, что оной было говорено и происходило».

Организация и проведение внебогослужебных собеседований возлагались на Свято-Андреевское братство, деятельность которого, впрочем, не ограничивалась только ими. Когда в епархии стали открываться церковно-приходские школы, братство направило своих членов в эти учебные заведения. Свою же школу, где бесплатно обучались дети жителей города, братство отдало в распоряжение правления семинарии. Школа содержалась на средства братства. Воспитанники семинарии как бы проходили в ней «педагогическую практику», готовясь к будущему своему служению в качестве руководителей и устроителей церковно-приходских школ. Братство снабжало школы учебниками и учебными пособиями, устраивало школы в беднейших приходах. К 1883 году насчитывалось 109 церковно-приходских школ, число обучавшихся там детей достигало 2600.

В 1874 году последовало разрешение Синода об открытии при Кавказской семинарии особой кафедры по изучению раскола и сект. Задачей кафедры была подготовка воспитанников семинарии к миссионерской деятельности среди раскольников и сектантов Северного Кавказа. На преподавателей новой кафедры возлагалась обязанность организации собеседований с раскольниками по воскресным и праздничным дням в присутствии воспитанников для их практического опыта в деле миссионерства.

К сожалению, собеседования эти длились недолго. Они были прерваны из-за нежелания сектантов приходить в здание семинарии. Новой кафедре пришлось ограничиться теоретической подготовкой своих воспитанников. Но, ознакомив их с историей и учением раскола, кафедра не могла руководить ими по окончании семинарии. Эту практическую сторону взяло на себя братство. Руководя действиями священников, назначенных в приходы, братство следило за их деятельностью. Но это были не просто контрольные функции, а живое участие в жизни православного населения. Братство содержало миссионеров, которых отправляло в центры раскола и сектантства или к кочующим народам Ставропольской губернии, к язычникам-калмыкам и татарам-мусульманам.

Огромную роль в деле миссионерства играла издательская деятельность епархии. В 1873 году по постановлению Священного Синода разрешено издание «Кавказских епархиальных ведомостей» по утвержденной программе (№ 860 от 29 июля 1872 года), с двумя разделами — официальным и неофициальным. Редактором официального раздела был назначен секретарь консистории Иван Спасский, а неофициального — смотритель духовного училища Григорий Михайловский, о чем докладывал Синоду епископ Кавказский и Екатеринодарский Герман.

Главной заслугой «Кавказских епархиальных ведомостей» было то, что они разрабатывали вопросы, имеющие значение в местной епархиальной жизни, знакомили духовенство и население с учением, жизнью и религиозно-нравственным состоянием раскола, местных сект, мусульман и язычников.

В бытность Германа Преосвященным Кавказской епархии постоянно крепнет связь между священниками и прихожанами. Герман был опытным архипастырем: он сумел за короткий срок оживить церковную деятельность на Кавказе. Многие нравственные недостатки в жизни духовенства исчезли потому, что сам Герман был строг в отношении к себе. Его постоянные поездки по епархии отличались ощутимой пользой и скромностью.

В 1885 году был издан указ Государственного совета об учреждении на Северном Кавказе самостоятельной Владикавказской епархии с включением в ее состав всей Терской области, причем новая епархия в церковно-административном отношении была подчинена экзарху Грузии наравне с другими епархиями Грузинского экзархата. В этом же 1885 году была утверждена Сухумская епархия вместо бывшей Абхазской. Таким образом, в 1885 году единая Кавказская церковь распалась на несколько епархий. К этому моменту в нее входило свыше 600 церквей и до полутора миллионов православного населения. После разделения в Кавказской епархии осталось до миллиона двухсот тысяч православных и 406 церквей, из них каменных — 101, деревянных — 298 и саманных — 7, и 5 монастырей — 3 мужских и 2 женских.

В 1886 году епископ Герман был переведен из Кавказской епархии, а самой епархии дано название Ставропольской. Первым Ставропольским епископом назначен Преосвященный Владимир (Петров) — епископ Томский и Семипалатинский. Он уделил особое внимание организации внешней миссионерской деятельности Ставропольской епархии, поставил миссионерскую деятельность на правильную основу.

Страницы: 1 2 3

Лжемиссионерство не стоит на месте

О. Максим Курленко Недавно на нашем сайте опубликована статья, в которой рассматривается проблема современного лжемиссионерства, в частности профанации проповеди Православия при использовании в миссионерских целях неподобающих средств. Журналистка «ПК» попросила священнослужителей и компетентных мирян прокомментировать пришедшее в редакцию газеты письмо от православных верующих из города Тулы, обеспокоенных лжемиссионерством посредством рэп-музыки, распространенным в их епархии.

И вот на днях тема получила продолжение. Газета «Комсомольская правда» напечатала кощунственную статью «Священный рэп: Чувашский „Охлобыстин“ учит подростков любви и смирению речитативом», посвященную деятельности бывшего ди-джея и рэпера, а ныне — «священника-рэпера» Максима Курленко.

«Отец Максим записал целый альбом под творческим псевдонимом Nastoyatel. И получилось на удивление здорово. Впрочем, это не простая случайность: в миру Максим Курленко был ди-джеем на одной из радиостанций Екатеринбурга. Там он познакомился с музыкантами, с которыми впоследствии создал рэп-команду EK Playaz, стоявшую у истоков русского рэпа», — говорится в статье, пестрящей различными кощунствами и издевками над святыми для православных христиан понятиями (например, заголовки: «Святой ди-джей», «Интернет в помощь» и т.д.).

Новоиспеченный лжемиссионер не так давно пришел в Церковь, однако уже успел стать настоятелем храма и даже возглавить Епархиальный отдел по работе с молодежью. О себе он рассказал: «В 2004 году я ушел из музыки, для меня открылось нечто новое: Господь коснулся меня своей благодатью, вся жизнь изменилась. Я переехал в Чувашию, но с ребятами продолжаю общаться, и друзей-рэперов у меня по-прежнему много. <…> Я подумал: а почему бы не наполнить субкультуру хип-хопа более глубоким смыслом? Ведь когда на Руси появилось Православие, язычество не стали рубить на корню. Существующие обряды просто стали наполнять другим содержанием... Так же, я думаю, и сейчас: рэп, рожденный жесткими ритмами города, можно переосмыслить и сделать созидательным».

С приведенными словами лжемиссионера о. М. Курленко никак нельзя согласиться. По сути он возвел хулу на Русскую Православную Церковь, обвинив ее в язычестве, чтобы оправдать свое недостойное христианского пастыря пристрастие к рэп-музыке.

В житии святого равноапостольного князя Владимира читаем: «Трудно переоценить глубину духовного переворота, совершившегося молитвами святого равноапостольного Владимира в русском народе, во всей его жизни, во всем мировоззрении. В чистых киевских водах, как в „бане пакибытия“, осуществилось таинственное преображение русской духовной стихии, духовное рождение народа, призванного Богом к невиданным еще в истории подвигам христианского служения человечеству. – „Тогда начал мрак идольский от нас отходить, и заря Православия явилась, и Солнце Евангельское землю нашу осияло“. В память священного события, обновления Руси водою и Духом, установился в Русской Церкви обычай ежегодного крестного хода „на воду“ 1 августа, соединившийся впоследствии с празднеством Происхождения Честных Древ Животворящего Креста Господня, общим с Греческой Церковью, и русским церковным празднеством Всемилостивому Спасу и Пресвятой Богородице (установленным святым Андреем Боголюбским в 1164 году). В этом соединении праздников нашло точное выражение русское Богословское сознание, для которого неразрывны Крещение и Крест.

Всюду по Святой Руси, от древних городов до дальних погостов, повелел святой Владимир ниспровергнуть языческие требища, иссечь истуканов, а на месте их рубить по холмам церкви, освящать престолы для Бескровной Жертвы. Храмы Божии вырастали по лицу земли, на возвышенных местах, у излучин рек, на старинном пути „из варяг в греки“ — словно путеводные знаки, светочи народной святости. Прославляя храмоздательные труды равноапостольного Владимира, автор „Слова о законе и благодати“, святитель Иларион, митрополит Киевский, восклицал: „Капища разрушаются, и церкви поставляются, идолы сокрушаются и иконы святых являются, бесы убегают, Крест грады освящает“. С первых веков христианства ведет начало обычай воздвигать храмы на развалинах языческих святилищ или на крови святых мучеников. Следуя этому правилу, святой Владимир построил храм святого Василия Великого на холме, где находился жертвенник Перуна, и заложил каменный храм Успения Пресвятой Богородицы (Десятинный) на месте мученической кончины святых варягов-мучеников (память 12 июля)».

Как видим, лжемиссионер пересказал историю с точностью до наоборот: после Крещения Руси язычество отвергалось осознанно, было полностью заменено Святым Православием: идолы сокрушались, языческие обряды, праздники, предрассудки были оставлены, на месте капищ намеренно воздвигались святые храмы.

К сожалению, приходится сознавать, что лжемиссионерство не стоит на месте. Еще лет семь-десять назад первые проповеди лжемиссионеров на рок-концертах вызывали острые дискуссии. Сегодня уже никого не удивишь «священником-рокером», «священником-рэпером», «дьяконом-металлистом» и т.п. персонажами, позорящими священный сан. Весь этот путь уже давным-давно пройден западными католическими и протестантскими «священниками». Результат: распродающиеся с молотка кирхи и костелы.

Скудость улова современных лжемиссионеров объяснима их отрывом от Православной миссионерской апостольской традиции. Если бы они были истинными христианами, если бы соблюдали заповеди Божии, церковное законодательство и святоотеческие наставления, тогда бы наш народ давно покаялся, и произошло бы возрождение Святой Руси. Однако беда в том, что рэп- и рок-служителей это, похоже, мало заботит. Им, видимо, доставляет личное удовольствие заниматься чем угодно: музыкой, театром, спортом, и т.д, только не спасением соблазняемых их лжемиссией душ человеческих.

Дмитрий Мельников

источник


Православный календарь 16 августа (3 августа ст.ст.)

Успенский пост
Проповеди

В этот день:
Русская Православная Церковь отмечает память святых:
Преподобного Исаакия Долматского
Преподобного Далмата Долматского
Преподобного Фаста Долматского
Преподобного Космы, скопца отшельника (VI).
Преподобного Антония Римлянина Новгородского чудотворца (1147).
Девяти братьев Херхеулидзе, с матерью, сестрой и с ними 9000 грузин, убиенных на Марабдинском поле (1625) (Груз.).
Страдание святого мученика Раждена перса (457).
Священномученика Вячеслава диакона (1918).
Священномученика Николая пресвитера (1938).
Прп. Космы скопца и отшельника (VI).
Св. мироносицы Саломии.

Храни вас Господь, Матерь Божия и все святые, их же память мы сегодня отмечаем!


Молитвы:

Тропарь преподобного Антония глас 4
Ветхий Рим, отечество твое, оставив,/ на камень, яко на легкий корабль, возшел еси/ и на нем паче естества, аки безплотен, по водам шествовал еси,/ промышлением Божественнаго разума направляемь,/ Великаго Новаграда достигл еси/ и, обитель в нем сотворив,/ тело твое в ней предложил еси, яко дар освящен./ Тем молим тя, отче Антоние:// моли Христа Бога, да спасет души наша.

Тропарь преподобного Антония Римлянина, Новгородского глас 4
Ветхий Рим, отечество твое, оставив, / на камень, яко на легкий корабль, возшел еси / и на нем паче естества, аки безплотен, по водам шествовал еси, / промышлением Божественнаго разума направляемь, / Великаго Новаграда достигл еси / и, обитель в нем сотворив, / тело твое в ней предложил еси, яко дар освящен. / Тем молим тя, отче Антоние: / моли Христа Бога, да спасет души наша.

Кондак преподобного Антония глас 8
Римское воспитание, Великому же Новуграду благодатное процветение,/ многими бо труды и подвиги в нем Богу угодил еси./ Сего ради чудес дарований от Него сподобился еси,/ и тело твое многими леты соблюде нетленно./ Мы же, сие лобызающе, радостно от души вопием ти:// радуйся, отче Антоние.

Ин кондак преподобного Антония Римлянина глас 2
Яко звезда, возсиял еси от Рима,/ и, дошед Богоспасаемаго Великаго Новаграда,/ ту в нем обитель сотворил еси,/ и, церковь поставив,/ созва инок множество./ С нимиже моли о нас, чтущих память твою, да зовем ти:/ радуйся, преподобне отче Антоние.

Тропарь преподобных Исаакия Далмата и Фавста глас 4
Боже отец наших,/ творяй присно с нами по Твоей кротости,/ не отстави милость Твою от нас,/ но молитвами их// в мире управи живот наш.

Кондак преподобных Исаакия, Далмата и Фавста глас 2
Пощением возсиявшия, яко светила,/ и ереси развратившия верою,/ песньми Исаакия восхвалим и с Далматом Фавста,/ яко Христовы угодники,// Того молящия о всех нас.

Pages: 1 2 3

Православный календарь 15 августа (2 августа ст.ст.)

Успенский пост

Проповеди

В этот день:
Русская Православная Церковь отмечает память святых:
Перенесение мощей святого первомученика иархидиакона Стефана (ок. 428)
Святого и праведного Василия Блаженного, Христа ради юродивого
Св. Марка Белавинского (Вологда).
Священномученика Стефана, папы Римского (257)
Память блаженного Василия Спасо-Кубенского (XV)
Преподобномученика Платона (1937).
Перенес. мощей мчч. Максима, Дады и Квинтилиана в Доростол (Греч.).
Анчирская икона Божией Матери

Храни вас Господь, Матерь Божия и все святые, их же память мы сегодня отмечаем

Молитвы:
Тропарь блаженного Василия, Христа ради юродивого
глас 8
Житие твое, Василие, неложное, и чистота нескверна,/ Христа ради тело твое изнурил еси постом и бдением,/ и мразом и теплотою солнечною,/ и слотою и дождевным облаком,/ и просветися лице твое, яко солнце,/ и ныне приходят к тебе Российстии народи и вси людие,/ прославляюще святое твое успение./ Тем Христа Бога моли,/ да избавит ны от варварскаго пленения и междоусобныя брани/ и мир мирови подаст и душам нашим велию милость.

Ина служба блаженного Василия. Тропарь глас 1
Плоть удручившу ти злостраданием,/ душу же просветившу чистотою сердца,/ обогатился еси благодатию Пресвятаго Духа, Василие,/ даровати требующим полезная./ Сего ради недужнии, притекающе к цельбоподательному твоему гробу, премудроюроде,/ независтно приемлют болезней отложение/ и благодарственно воспевают прославльшаго тя,/ Единаго Человеколюбца.

Ин тропарь блаженного Василия, Христа ради юродивого глас 8
Якоже бо солнце и луна наготою своею не срамляются,/ тако и ты, угодниче Христов Василие, наг сый, не срамляшеся,/ восприят бо ризу Адама первозданнаго,/ юже он ношаше прежде в рай,/ ты же сию на земли поносил еси;/ и был еси добрый купец:/ елико имеяше, вся остави/ и купи мздою терпения своего село,/ на немже сокровен безценный Бисер, Христос./ Сего ради явися всем грешным образ покаяния/ и вселися в райскую широту,/ и, предстоя Христови,/ не забуди град, в немже обита, и люди, преблаженне,/ и моли спасти души наша.

Кондак блаженного Василия, Христа ради юродивого глас 4
Духом Божиим водим, преблаженне Василие,/ оттрясл еси мирский мятеж,/ и жития треволнения возгнушался еси,/ и, совлекся одеяний тленных и облекся в ризу безстрастия,/ убежал еси ловления льстиваго миродержца,/ и был еси странен во твоем языце,/ и, паче земнаго богатства избрав богатство Небесное,/ увязлся еси венцем терпения./ И ныне, преблаженне Василие, моли Христа Бога/ о творящих святую память твою, да зовем ти:/ радуйся, преблаженне Василие.

Ина служба блаженного Василия. Кондак глас 4
Явил тя есть Господь нынешнему роду/ исцелителя болезнем и прогонителя недугом/ любовию, Василие, притекающим к тебе/ и призывающим верою молитвы твоя.

Тропарь первомученика и архидиакона Стефана глас 4
Царским венцем венчася/ твой верх от страданий,/ ямсе претерпел еси по Христе Бозе,/ мучеников первострадальче Стефане,/ ты бо, иудейское обличивый неистовство,/ видел еси твоего Спаса одесную Отца:/ Того убо моли о душах наших.

Ин тропарь первомученика и архидиакона Стефана глас 3
Апостолом совсельник/ и страстотерпцем первострадалец,/ Христов служитель, прехвальне Стефане,/ первее бо совершив мучения течение,/ безчисленныя роды человек равно Подвигоположнику Христу приведе./ Темже яко апостола и страдальца верховнаго/ чтуще тя, молим:/ моли Христа Бога/ даровати нам велию милость.

Кондак первомученика и архидиакона Стефана глас 6
Первый сеялся еси на земли Небесным делателем,/ всехвальне Стефане,/ первый на земли за Христа кровь излиял еси, блаженне,/ первый от Него победы венцем увязлся еси на Небесех,/ страдальцев начало,/ венечниче, мучеников первострадальне.

Pages: 1 2 3

Православный календарь 14 августа (1 августа ст. ст.)

Успенский пост

Проповеди:
В этот день:
Русская Православная Церковь отмечает память святых:
Происхождение честного и животворящего креста Господня
Святых мучеников семи братьев Маккавеев (166 до Р.Х.).,
Празднество Всемилостивому Спасу и Пресвятой Богородице (1164).
Обретение мощей прп. Софии Суздальской (1995)
Свт. Николая (Касаткина), архиеп. Японии
Сщмч. Димитрия пресвитера (1937).
Мчч. в Пергии Памфилийской: Леонтия, Аттия, Александра, Киндея, Минсифея, Кириака, Минеона, Катуна и Евклея (III).
Исповедника Фриарда Виндумиттского и Секунделла диакона (VI) (Галл.).
Свт. Этельвольда, еп. Винчестерского (984) (Кельт. и Брит.).
Иконы Божией Матери «Предвозвестительница».

Храни вас Господь, Матерь Божия и все святые, их же память мы сегодня отмечаем

Молитвы:

Кондак Креста Господня глас 4
Вознесыйся на Крест волею,/ тезоименитому Твоему новому жительству/ щедроты Твоя даруй, Христе Боже,/ возвесели нас силою Твоею,/ победы дая нам на супостаты,/ пособие имущим Твое оружие мира// непобедимую победу.

Тропарь мучеников Маккавеев глас 1
Болезньми святых, имиже о Тебе пострадаша,/ умолен буди, Господи,/ и вся наша болезни исцели,// Человеколюбче, молимся.

Кондак мучеников Маккавеев глас 2
Премудрости Божия столпи седмочисленнии/ и Божественнаго Света светильницы седмосвещнии,/ Маккавеи всемудрии,/ прежде мучеников превелии мученицы,/ с нимиже всех Богу молитеся// спастися почитающим вас.

Pages: 1 2 3

Православный календарь 13 августа (31 июля ст. ст.)

Проповеди

В этот день:
Русская Православная Церковь отмечает память святых:
Предпразднство происхождения честных древ Животворящего Креста Господня.
Святой праведный Евдоким Каппадокиянин (IX).
Память святой мученицы Иулитты (304-305).
Священномученика Вениамина, митр. Петроградского и Гдовского, и иже с ним убиенных (1922).
Святителя  Василия, епископа Кинешемского (1945).
Мч. Максима (1928).
Священномученика Владимира пресвитера (1937).
Священномученика Иоанна пресвитера,(1937).
Священноисповедника  Константина иерея , (1937).
Мученицу Анны Серову, (1937).
Святой исповедницы Елисаветы Румянцевой, (1937).
Священномученика Николая пресвитера (1941).

Храни вас Господь, Матерь Божия и все святые, их же память мы сегодня отмечаем!

Молитвы:
Тропарь священномученика Вениамина
глас 1
Светильник всесветлый во граде святаго Петра явился еси,/ пастырю добрый, священномучениче отче Вениамине./ Любовь и милосердие в сердцах верных насаждая,/ благотворити призывал еси терпящим глад и нищету. Сего ради и мы к тебе прибегаем и с верою вопием ти:/ моли милостиваго Бога/ Отечество наше в Православии и благочестии утвердити,/ мир Церкви даровати// и душам нашим велию милость.

Кондак священномученика Вениамина глас 6
От юности иго Христово на рамо взем,/ истинный страж Православныя Церкве явился еси,/ священномучениче Вениамине./ Клевету, узы, страдания и суд неправедный/ от беззаконных мужественне претерпевая,/ святыню церковную на поругание не предал еси./ Темже и Христос даром терпения и любве тя исполни,/ во еже пред мученическою кончиною/ со благодарением взывати:// за вся, Господи, слава Тебе.

Тропарь праведного Евдокима глас 4
От земли воззвавый тя к Небесным селением/ соблюдает и по смерти невредимо тело твое, святе Евдокиме:/ ты бо в целомудрии и чистом жительстве, блаженне,/ жительствовал еси, не осквернив плоти.// Темже со дерзновением моли Христа Бога спастися нам.

Кондак праведного Евдокима глас 2
Вышних желая, с вышними совокупляяся,/ и колесницу огненную, Божественными восхожденьми добродетелей, совершил еси душу,/ преблаженне Евдокиме,/ на земли пожив, яко безплотен,// Зиждителю всех благоугодил еси.

Тропарь Креста Господня глас 1
Спаси, Господи, люди Твоя/ и благослови достояние Твое,/ победы на сопротивныя даруя// и Твое сохраняя Крестом Твоим жительство.

Pages: 1 2 3

Православный календарь 12 августа (30 июля ст. ст.)

Проповеди

В этот день:
Русская Православная Церковь отмечает память святых:

Святого апостола Андроника
Святого апостола Силы
Святого апостола Силуана
Святого Иоанна Воина (IV).
Преподобного Анатолия Младшего, Оптинского (1922)
Обретение мощей преподобного Германа Соловецкого (1484)
Собор Самарских святых
Священномученик Валентин, епископ Интерамнский
Прав. Ангелины, деспотиссы Сербской (Серб.).
Святых апостолов Крискент, Епенета и Андроника
Святого священномученика Валентина (Уалентина) епископа и трех учеников его.
Святого мученика Полихрония, еп. Вавилонского и еже с ним (ок. 251).
Священномученика Иоанна диакона (1918).
Князя Цотне Дадиани, исп. Мингльского (XIII) (Груз.).
Мученики Авдон и Сеннис, князья Персидские
Оконской иконы Божией Матери
Храни вас Господь, Матерь Божия и все святые, их же память мы сегодня отмечаем!

Молитвы:
Тропарь мученика Иоанна Воина
глас 4
Всеблагаго Бога и Царя/ благоверный раб и воин явился еси, Иоанне чудодетелю,/ пострадав бо ради веры мужески,/ блаженно же скончав течение,/ зриши Всетворца Господа в Небесех светлейше./ От Негоже прием дарование чудес,/ страждущим человеком во всяких напастех помогаеши,/ укрепляеши воины в ратех,/ от врагов пленения, ран же и внезапных смертей и от бед лютых изымаеши./ Темже моли Владыку Христа, приснопамятне,/ да во всяком обстоянии сотворит нам милость/ и не введет нас во искушения,// но спасет души наша, яко Человеколюбец.

Ин тропарь мученика Иоанна Воина глас 8
Блаженство евангельское возлюбив, Богомудре Иоанне,/ чистоту сердца девством почтил еси./ Темже суету мира сего пренебрег,/ устремился еси зрети Бога,/ Иже тя прослави чудесы во врачевании различие страждущих./ Сего ради молим тя:/ проси нам у Христа Господа всяких скорбей избавления/ и получения Царства Небеснаго.

Кондак мученика Иоанна Воина глас 6
Благочестиваго воина Христова,/ победившаго враги душевныя и телесныя богомудренно,/ Иоанна мученика достодолжно песньми восхвалим,/ чудодействуя бо, подает обильная исцеления страждущим людем/ и молится Господу Богу// от всяких бед спасти правоверныя.

Ин кондак мученика Иоанна Воина глас 3
Великая скорбным людем радость в бедах обретаешися, чудотворче Иоанне,/ всякия бо страсти молящим тя врачуеши,/ исполняя их прошения./ Темже и ныне моли Господа,/ да спасет ны в милости Своей.

Тропарь апостолов от 70-ти Силы, Силуана, Крискента, Епенета и Андроника глас 3
Лик пяточисленный апостол Христовых песньми восхвалим,/ Силу, Силуана, Крискента, Андроника со Епенетом,/ сии бо идольскую лесть обличиша/ и, неверныя в веру уловивше,/ молят непрестанно о всех, память их величающих.

Тропарь преподобного Германа Соловецкого глас 8
Желанием духовным от юности распаляемь, преподобне Германе,/ Христу тесным жития путем последовал еси/ и, в морский пустынный остров, аки в тихое пристанище, вселився,/ в нем многа лета постнически пожил еси,/ идеже блаженным отцем Зосиме и Савватию сожитель был еси,/ с ними же моли Христа Бога о нас,/ любовию чтущих святую память твою.

Ин тропарь, древний, преподобного Германа Соловецкого глас 8
Украсився, премудре, постническим житием,/ спостник был еси и сожитель в морстем отоце/ преподобным отцем Зосиме и Савватию,/ сподвизавел в молитвах, и трудех, и в пощениих,/ преподобне отче Германе,/ но, яко имея дерзновение к Богу,/ моли избавити нас от враг и спасти души наша.

Кондак преподобного Германа Соловецкого глас 4
Вышних желая,/ вся долу влекущая возненавидел еси/ и, отечество свое оставль,/ в поморие пустынное отшел еси,/ таже в морский остров удалився,/ в нем многа лета Господеви поработал еси./ Темже, память твою празднующе,/ любовию вопием ти:/ радуйся, Германе Богомудре, отче наш.

Pages: 1 2 3

Православный календарь 11 августа (29 июля ст.ст.)

Проповеди

В этот день:
Русская Православная Церковь отмечает память святых:

Рождество свт. Николая Чудотворца, архиеп. Мир Ликийских
Святой мученицы девицы Серафимы (117-138).
Святого мученика Каллиника (III-IV).
Св. Олафа, короля Норвегии (1030) (Кельт. и Брит.).
Святого мученика Евстафия Мцхетского (589)
Преподобного Константина Косинского (XIII).
Прп. Романа, игумена Киржачского.
Преподобномученик Михаил Эдесский (IX)
Прмчч. Серафима и Феогноста (1921).
Мученицы Феодотии и трех чад её ок. 304
Прмч. Анатолия .
Священномученика Алексия пресвитера,(1938)
Преподобномучеников Ардалиона (1938)
Преподомученика Пахомия (1938).
Свт. Лупа Исповедника, еп. Тройского.

Божия и все святые, их же память мы сегодня отмечаем!

Молитвы:

Тропарь на рождество Святителя Николая Чудотворца, глас 4

Чудное и славное рождество твое, святителю Николае,/ Церковь днесь православных светло празднует, /ибо стоянием ногу твоею/ яви тя Господь и провозвести быти светильника и учителя миряном, /весь мир обогащающа и просвещающа чудесы. /Тем вопием ти: /моли Христа Бога спастися душам нашим.

Тропарь мученика Каллиника глас 4
Мученик Твой, Господи, Каллиник/ во страдании своем венец прият нетленный от Тебе, Бога нашего,/ имеяй бо крепость Твою,/ мучителей низложи,/ сокруши и демонов немощныя дерзости./ Того молитвами// спаси души наша.

Кондак мученика Каллиника глас 2
Горняя красная достойно ныне наследовал еси,/ Христовою бо зело любовию разжегся,/ на огнь, Каллиниче, тем мужественно дерзнул еси,/ Емуже и ныне предстоя,// не престай моля о всех нас.

Тропарь преподобных Константина и Космы Косинских, глас 3
Яко великаго во отцех Варлаама ученик,/ прехвальне Константине,/ и сам чадо послушания, блаженнаго Косму, возрастил еси,/ темже, преподобнии, вкупе Престолу Владычню ныне предстоящии,/ молитвами вашими в вере Православней нас утвердите,/ в послушании Церкви Святей укрепите/ и вся полезная душам нашим испросите.

Тропарь мученицы Серафимы глас 8
Невесто Христова возлюбленная, Серафиме,/ наследнице Царствия Небеснаго,/ добре за Господа пострадавшая/ и кровию твоею обагренная/ и, аки царскою багряницею, украшенная,/ поминай нас, совершающих святую память твою.

Кондак мученицы Серафимы глас 2
Серафимскою любовию Господа возлюбила еси,/ святая дево Серафиме,/ и всю себе за Господа на мучение предаде,/ дондеже достигла еси Царствия Небеснаго.

Pages: 1 2 3

Православный календарь 10 августа (28 июля ст.ст.)

Проповеди

В этот день:
Русская Православная Церковь отмечает память святых:

Апостола Прохора, от 70-ти
Апостола Никанора, от 70-ти
Апостола Тимона, от 70-ти
Апостола Пармена
Собор Тамбовских святых.
Святитель Питирим Тамбовский, чудотворец (1698)
Преподобный Моисей Печерский (XIII-XIV)
Прп. Павла Ксиропотамита, Афонского (820).
Свт. Сампсона, еп. Дольского (ок. 565) (Кельт. и Брит.).
Св. Георгия, строителя (1033) (Груз)
Прп. Ирины, Каппадокийской.
Память святого мученика Евстафия (ок. 316).
Святого мученика Акакия, иже в Милете Карийском (ок. 321).
Святого мученика Иулиана (ок. 138-161).
Гребневская икона Божией Матери (1380)
Смоленская икона Божией Матери, именуемая «Одигитрия» (Путеводительница) (1046)
Икона Божией Матери Одигитрия Костромская (1672)
Икона Божией Матери «Умиление» Серафимо-Дивеевская (1885)
Устюженская икона Божией Матери (1290)
Икона Божией Матери Одигитрия Выдропусская (XV)
Икона Богоматери Воронинская (1524)
Икона Богоматери Одигитрии Христофоровская (XVI)
Икона Божией Матери Супрасльская (XVI)
Икона Божией Матери Югская (1615)
Икона Богоматери Игрицкая (1624)
Икона Смоленской Божией Матери (Сергиевская) (1730)
Икона Смоленской Божией Матери Шуйская (1654—1655),
Икона Смоленской Божией Матери Седмиезерная (XVII),
Тамбовской иконы Божией Матери (1692).
Сщмч. Николая диакона (1918).
Прмч. Василия, иеромонаха (1937)
Прмц. Анастасии, монахини (1937)
Прмц. Елены, (1937)
мчч. Арефы, (1937)
Мученик Иоанн Ломакин, (1937)
Мученик Иоанн Милешкин, (1937)
Мученик Иоанн Сельманов, (1937)
Мученица Мавра Моисеева(1937).

Храни вас Господь, Матерь Божия и все святые, их же память мы сегодня отмечаем!

Молитвы
Тропарь Божией Матери пред иконой Ее «Одигитрия»
глас 4
К Богородице прилежно ныне притецем,/ грешнии и смиреннии, и припадем,/ в покаянии зовуще из глубины души:/ Владычице, помози, на ны милосердовавши,/ потщися, погибаем от множества прегрешений,/ не отврати Твоя рабы тщи,// Тя бо и едину надежду имамы.

Кондак Божией Матери пред иконой Ее «Одигитрия» глас 6
Предстательство христиан непостыдное,/ ходатайство ко Творцу непреложное,/ не презри грешных молений гласы,/ но предвари, яко Благая, на помощь нас, верно зовущих Ти:/ ускори на молитву и потщися на умоление,// предстательствующи присно, Богородице, чтущих Тя.

Ин кондак Божией Матери пред иконой Ее " Одигитрия" глас 6
Не имамы иныя помощи,/ не имамы иныя надежды,/ разве Тебе, Владычице,/ Ты нам помози,/ на Тебе надеемся/ и Тобою хвалимся,/ Твой бо есмы раби,/ да не постыдимся.

Тропарь святителя Питирима, епископа Тамбовского глас 4
Веры и благочестия наставниче,/ Церкве светильниче, монашествующих образе,/ святителю Питириме премудре,/ стадо твое благочестно упасл еси/ и ко Христу привел еси,/ темже в Вышних венцем славы украшен,/ с нами на земли духом пребываеши, сияя чудесы./ Моли Христа Бога/ спастися душам нашим.

Кондак святителя Питирима, епископа Тамбовского глас 8
Монахов наставника изрядна и святителя всем людем милостива,/ чудотворца предивна и молитвенника о нас неусыпна,/ сошедшеся, воспоим Питирима, Тамбовский земли похвалу.

Тропарь преподобнаго Моисея, в Дальних пещерах почивающаго глас 1
Велия исправления и крепкия подвиги во псалмопениих же и коленопреклонениих бесчисленных показавши и многими труды и чудодействии, богоносе Моисее, просиявый, моли Христа Бога во еже спастися нам.

Кондак преподобнаго Моисея, в Дальних пещерах почивающаго глас 1
Являя твердую и неразоримую свою любовь ко Господу, поясом железным его ради поясался еси, к сему и крест железен присно на себе носил еси велий, преподобне Моисее, в коем стеснении сый, еже и делы ручными удручался еси, за еже велиими чудесы обогащася и Царствию Христову общник явлься, моли и нам в тожде вселитися.

Тропарь Божией Матери пред иконой Ее Гребневской глас 8
Днесь, яко солнце пресветло,/ просия в Российстей стране, в конце ея полуденнем,/ всечестная икона Твоя, Владычице,/ юже благоверный великий князь Димитрий в град Москву принесе./ Светло празднуем, благовернии людие, честнаго образа пришествие,/ молящеся прилежно:/ Владычице Богородице, молися Сыну Твоему, Христу Богу нашему,/ избавити град Москву, страну нашу и вся православныя Христианы/ от варварскаго пленения, и междоусобныя брани, и всех навет вражиих,/ Тебе бо Едину Заступницу имамы.

Кондак Божией Матери пред иконой Ее Гребневской глас 8
От святыя иконы Твоея, Богородице Дево,/ источаются исцеления, яко реки многи,/ яже видевше, российстии людие, сице глаголем:/ о Пресвятая Владычице Богородице,/ не забуди грешных раб Твоих,/ молящихся Христу Богу нашему спастися нам.

Тропарь Божией Матери пред иконой Ее Устюжской (Смоленской) глас 4
Всепетая и Всеславная Царице Богородице,/ Мати всея твари Содетеля,/ христианская Надеждо и Заступнице,/ печальным утешение, ненадеющимся и отчаявшимся скорое надеяние, молим Тя:/ милостива буди нам, грешным,/ не остави раб Твоих/ и не отрини моления недостойных./ Молимтися, взирающе ко образу Твоему честному/ святыя и чудотворныя иконы Твоея/ и вопиюще с плавающими и путь шествующими,/ да пребудет милость Твоя./ О Владычице, ризою честною защити,/ и во всяцех местех злых соблюди,/ и молися к рождшемуся из Тебе Христу Богу нашему,/ да спасет от грех души наша.

Тропарь Божией Матери пред иконой Ее, именуемой Шуйская-Смоленская глас 4
Яко многоценное сокровище прият град Шуя чудесно написанную икону Твою, Пресвятая Владычице, Дево Богородице, во исцеление лютыя язвы и во утешение православных Тобою дарованную, от неяже источники благодатныя и до ныне обильно изливаются. Пробави, Пречистая, и на будущее время милости Твоя ведущим Тя, храни град Твой и всю Русскую землю и спасай людей, к Тебе с верою и любовию притекающих.

Ин тропарь Божией Матери пред иконой Ее, именуемой Шуйская-Смоленская глас 4
Всеблагая и премилостивая Заступнице рода христианскаго, Пречистая Дево Богородице, припадающе пред святым и чудотворным Твоим образом, имже от лютаго смертоносия град Шую древле избавила еси, умильно взываем Ти: не престай под кровом Своея благости сохраняти от бед и обстояний град Твой и вся грады и веси страны Российския и молити Сына Твоего, Христа Бога нашего, да спасет души наша.

Кондак Божией Матери пред иконой Ее, именуемой Шуйская-Смоленская глас 3
Мати Божия Пресвятая, стено христианом, града нашего Шуи покров и заступление! Молитвы раб Твоих, ко иконе Твоей припадающих, приими, во исповедании Православныя веры укрепи, от всякия напасти и беды избави, скорби земныя на радость преложи и Сына Твоего моли граду и людем Твоим в мире спастися.

Ин кондак Божией Матери пред иконой Ее, именуемой Шуйская-Смоленская глас 6
Предстательство христиан непостыдное, ходатайство ко Творцу непреложное, не презри грешных молений гласы, но предвари, яко Благая, на помощь нас, верно зовущих Ти: ускори на молитву и потщися на умоление, предстательствующи присно, Богородице, чтущих Тя.

Pages: 1 2 3

Православный календарь 9 августа ( 27 июля ст.ст.)

Проповеди:

В этот день:
Русская Православная Церковь отмечает память святых:

Святого великомученика Пантелеимона (305).
Преподобной игумении Анфисы и 90 сестер ее (VIII).
Преподобный Герман Аляскинский (1837)
Святого равноапостольного Климента, епископа Охридского (IX-X)
Преподобного Наума Охридского
Равноапостольного Горазда Охридского
Святителя Иоасафа, митр. Московского.
Блаженнного Николая Кочанова, Новгородского, Христа ради юродивого (1392)
Священномученика Амвросия, еп. Сарапульского (1918).
Священномучеников Платона, пресвитера (1918)
Священномученика Пантелеимона, пресвитера (1918).
Сщмч. Иоанна пресвитера (1941).
Новомч. Христодула (1777) (Греч.).
Слепого, исповедовавшего Христа и умученного с св. Пантелеимоном (Греч.).
853 мчч. фракийских (Греч.).

Храни вас Господь, Матерь Божия и все святые, их же память мы сегодня отмечаем!

Молитвы:
Тропарь великомученика Пантелеимона
глас 3
Страстотерпче святый и целебниче Пантелеимоне,/ моли Милостиваго Бога,/ да прегрешений оставление// подаст душам нашим.

Кондак великомученика Пантелеимона глас 5
Подражатель сый Милостиваго/ и исцелений благодать от Него прием,/ страстотерпче и мучениче Христа Бога,/ молитвами твоими душевныя наша недуги исцели,/ отгоня присно борца соблазны от вопиющих верно:// спаси ны, Господи.

Тропарь преподобного Германа Аляскинского глас 7
Звездо пресветлая Церкве Христовы,/ на севере просиявшая,/ вся к Царствию Небесному путеводящая,/ учителю и апостоле истинныя веры,/ предстателю и заступниче гонимых,/ украшение изящное Святыя Церкве во Америце,/ преподобне отче Германе Аляскинский,/ молися ко Господу, Спасу нашему,/ спастися душам нашим.

Ин тропарь преподобного Германа Аляскинского, поемый во Америце глас 3
Преподобне отче наш Германе,/ первый светильниче, в земли нашей просиявый,/ приносим вси тебе похвалы сия,/ ты же, яко имея дерзновение ко Господу,/ буди нам заступник и утешитель/ и Церкве нашел покровитель дивный,/ да вси со умилением зовем ти:/ радуйся, отче наш Германе, Аляски и всея Америки преславный чудотворче.

Кондак преподобного Германа Аляскинского глас 3
Свет вечный Христа Спаса нашего/ тя на путь евангельский во Америку настави,/ возвестити весть о мире евангельскую./ Днесь Престолу Славы предстоя,/ молися о стране твоей и людех ея,/ о мире всего мира/ и спасении душ наших.

Ин кондак преподобного Германа Аляскинского глас 8
Валаама постриженник честный, возлюбленный Божия Матери бывый, ревнитель подвигов древних, подвижник новый, молитву, яко копие и щит, приемый, страшен демоном и тьме языческой ставый, Германе преподобне, моли Христа Бога спасти души наша.

Тропарь святителя Горазда глас 2
Достойнейший преемник учителя своего Мефодия,/ Моравския Церкве первопрестольника,/ был еси, святителю отче наш Горазде,/ столп Православия предивен,/ мученик без крове,/ и изгнание от своего стада коварными мужи претерпев./ Далече от своего отечества, Моравския земли,/ утвердив проповедию догматы Божественныя Истины,/ Духом соединился еси со святыми учители своими Кириллом и Мефодием в Царстве Небеснем./ Моли о нас, блаженне,/ верою почитающих память твою,/ умирити мир и спасти души наша.

Тропарь святителя Климента, архиепископа Охридского глас 4
Словесы наставил еси языки в веру Христову,/ делы же возвысил еси себе к Божественней жизни,/ святителю Клименте равноапостольне,/ чудесы сияя приступающим к тебе верно/ и знаменьми озаряя Церковь преславно,/ сего ради честную твою память славим.

Ин тропарь святителя Климента Охридского
глас 4
Яко труба Архангела Божия/ оглашавши роди словенстии на вся веки/ и к чудеси преславному утверждения людей твоих в Православии/ прилагавши неиждиваемо чудеса велия даже доныне./ Темже с любовию почитаем присночестную память твою,/ святителю Клименте равноапостольне, и молим:/ молися о душах наших.

Кондак святителя Климента Охридского глас 3
Храм твой, святе, врачевство духовное/ преславно показуется верно приступающим,/ всех бо различных болезней избавляет,/ страсти же душ всяческия усыпает./ Сего ради тя, всеблаженне,/ тепла предстателя именуем.

Тропарь святителя Наума Охридского глас 4
Мир оставил еси, прилепився Христу,/ плоть распял еси, пожив Духу,/ Науме всеблаженне,/ потщался еси апостольским подвизатися течением/ и уловил еси к вере Болгарская неисчетная множества./ Темже молитвами твоими/ избави нас от искушений.

Кондак святителя Наума Охридского глас 3
Светлых твоих подвигов пречестная память,/ яко велие солнце, всем возсиявает,/ лица воспевающих тя просвещает,/ демоны и всяку болезнь отгоняет,/ сего ради, сошедшеся, любовию сию верно восхвалим.

Тропарь блаженного Николая Кочанова глас 8
Терпением своим и мужеством/ Христа ради во юродство претворився, блаженне Николае,/ худость ризную имея,/ тягость вара дневнаго понесл еси/ и мразы зимныя терпел еси./ И ныне, в Вышних Троице предстоя,/ нам, приходящим с верою к ране мощей твоих,/ исцеление подаеши, твое успение честно славящим,/ и молиши Христа Бога спастися душам нашим.

Ин тропарь блаженного Николая Кочанова глас 8
Горняя мудрствуя,/ свято жительствуя и славы мира отбегая,/ юродство Христа ради избрал еси, блаженне Николае,/ и ныне, в Вышних Троице предстоя,/ нам, честную память твою славящим/ и с верою к ране мощей твоих приходящим,/ исцеление подаеши/ и молиши Христа Бога спастися душам нашим.

Кондак блаженного Николая Кочанова глас 4
Яко Андрея блаженнаго ученик и наследник был еси,/ того же стопам последуя, юродиве Николае Кочанов,/ и паки от мирския чади уничижение и пхание приемля,/ о ихже согрешениих Христу Богу моляся./ По честнем же твоем успении Великий Новград имать мощи твоя в себе,/ яко неистощимое сокровище,/ подаеши бо исцеление/ верою к ране мощей твоих приходящим/ и успение твое честно славящим.

Pages: 1 2 3