Православный календарь 23 августа (10 августа ст.ст.)

Проповеди
Успенский постВ этот день:
Русская Православная Церковь отмечает память святых:

Священномученика Лаврентия архидиакона,
Священномученика Сикста папы  (258).
Блаженный Лаврентий, Христа ради юродивый, Калужский чудотворец (1515).
Второе обретение и перенесение мощей преподобного Саввы Сторожевского, Звенигородского (1998).
Священномученика Вячеслава пресвитера (1918).
Священномученика Афанасия пресвитера (1937)
Мученика Романа Римский, воина
Икона Пресвятой Богородицы «Одигитрия Чубковичская»

Храни вас Господь, Матерь Божия и все святые, их же память мы сегодня отмечаем!

Молитвы:
Тропарь блаженного Лаврентия
глас 4
Просветився божественною благодатию, Богомудре,/ и весь разум и сердце от суетнаго мира сего/ к Зиждителю неуклонно возложив,/ целомудрием и многим терпением во временней жизни течение добре скончал еси/ и веру соблюл еси непорочну./ Темже и по смерти явися светлость жития твоего,/ источавши бо чудесем источник неисчерпаемый/ верою притекающим ко святому твоему гробу, Лаврентие всеблаженне,/ моли Христа Бога, да спасет души наша.

Ин тропарь блаженного Лаврентия глас 3
Святый праведный Лаврентие,/ моли Милостиваго Бога,/ да прегрешений оставление/ подаст душам нашим.

Кондак блаженного Лаврентия глас 8
Избранному и дивному в праведницех,/ инее убо от Христа дар чудес приимшему,/ похвальный ныне принесем глаголы,/ но яко имея дерзновение ко Святей Троице,/ Юже моли избавитися от бед рабом твоим, да зовем ти:/ радуйся, Богомудре Лаврентие.

Тропарь мученика архидиакона Лаврентия глас 4
Мученик Твой, Господи, Лаврентий/ во страдании своем венец прият нетленный от Тебе, Бога нашего,/ имеяй бо крепость Твою,/ мучителей низложи,/ сокруши и демонов немощныя дерзости./ Того молитвами// спаси души наша.

Кондак мученика архидиакона Лаврентия глас 2
Огнем Божественным распалив сердце твое,/ огнь страстей до конца испепелил еси,/ страдальцев утверждение, богоносе мучениче Лаврентие,/ и в страданиих вопиял еси верно:// ничтоже мя разлучит любве Христовы.

Pages: 1 2 3

Православный календарь 22 августа (9 августа по ст. ст.)

Проповеди
Успенский пост

В этот день:
Русская Православная Церковь отмечает память святых:
Святого Апостола Матфия (ок. 63).
Собор Соловецких святых.
Святого мученика Антония Александрийскогого
Преподобного Макария Оредежского
Преподобномученицы. Маргариты (1918).
Святых мучеников Иулиана, Маркиана, Иоанна, Иакова, Алексия, Димитрия, Фотия, Петра, Леонтия, Марии патрикии, протоспафария Григория и двух юношей, за икону Христа пострадавших (730).
Преподобного Псоя Египетского (IV).
Свт. Филарета (Гумилевского), архиепископа Черниговского и Нежинского

Храни вас Господь, Матерь Божия и все святые, их же память мы сегодня отмечаем!

Молитвы:

Тропарь апостола Матфия глас 3

Апостоле святый Матфие,/ моли Милостиваго Бога,/ да прегрешений оставление// подаст душам нашим.

Кондак апостола Матфия глас 4

Светозарное, яко солнце,/ во весь мир изшедшее/ вещание твое/ просвещает языческую Церковь благодатию,// чудоносче Матфие апостоле.

Pages: 1 2 3

Своими глазами

Иерей Павел Адельгейм

Глава третья. Война и мир

…несравненное право —
Самому выбирать свою смерть.
Н.С. Гумилев

Война (Первый путь)

1. Волк и ягненок

Своими глазами. Иерей Павел Адельгейм Итак, Церковь оставлена за пределами закона. Не случай­ность, не ошибка юристов. Диалектика ленинской политики в социалистической действительности. Свидетельство обречен­ности. «Марксизм беспощадно враждебен религии»1. Теперь можно сравнить позиции двух собеседников.

Советское государство обладает полнотой власти. Церковь оставлена на птичьих правах.

Советское государство имеет политическую и военную мощь. Церковь — невеста Христова. Единственная защита — крест.

Советское государство располагает полнотой гражданской власти, мерами принуждения. Церковь имеет духовный автори­тет. Ее духовной власти подчиняется православный народ. Ее ду­ховную силу признает Запад. Даже советское государство считается с ее духовным авторитетом. Только не следует преуве­личивать ее возможности, путаясь в словах. Это чисто духовный авторитет. За ним не стоит никакая иная сила. Таковы позиции двух собеседников к началу диалога. Что же за диалог может быть в таких неравных условиях? Диалог волка с ягненком. Волк по­дыскивает правовые аргументы для завтрака. Ягненок оттяги­вает время.

Где же выход? «Высшая церковная власть стоит ныне перед неизбежным выбором: либо решительными действиями иску­пить свою тяжкую вину перед РПЦ, либо окончательно перейти в лагерь ее врагов»2.

Отцы Глеб и Николай констатируют наличие двух путей в жизни РПЦ. Их симпатии на стороне первого.

2. Vis et vir (сила и мужество)

С сильным не борись,
С богатым не судись,
С коммунистом не спорь.
Народная мудрость

«Единым Патриаршим словом Вы в силах прекратить беззаконие»3.

— Так ли?
— Выступи! Протестуй!

Протест есть лояльная форма политической борьбы. Первый ее шаг. Протест предполагает стоящую за его спиной силу. Пять­сот «серьезных предупреждений» Китая вызывают смех.

Первый шаг имеет смысл, если собираешься идти дальше. Одиночные протесты раздавались не раз, но принципиальных последствий для дела не имели. Советское государство, не вслу­шиваясь в содержание, карало авторов. Выступили два москов­ских священника. Указали на грубые нарушения советских за­конов советским правительством. С тех пор прошло десять лет. Оба московских священника лишены права служить. А совет­ское правительство продолжает нарушать законы о религиозных культах с прежней настойчивостью. Выступил архиепископ Ер- моген с присущим тактом и твердостью. Заточили в монастырь руками архиереев, и эхо смолкло. Любое возражение Советское государство рассматривает как враждебный выпад. Любое заяв­ление о неправомерных действиях центральной или местной власти и даже простая констатация такого факта квалифициру­ется как клевета на советский строй. Во время процесса над свя­щенником Адельгеймом в Ташкенте судья Любанова спросила:

— Подсудимый, Вы разделяете мнение авторов «Письма» о том, что в период 1960—1964 гг. Советская власть закрывала храмы и семинарии?

—   В 1959 году я закончил Киевскую Духовную Семинарию. Сейчас она закрыта.

—   Секретарь, запишите: подсудимый разделяет клеветниче­ские измышления авторов «Письма».

При такой постановке вопроса любое несогласие квалифици­руется как преступление по ст. 190 Прим. УК. Это диалог с глу­хонемым. Ты ему доводы, а он мычит.

Инициативу, которая исходит сверху, легко погасить. Если па­триарх заявит протест от своего лица, протест ничего не изменит. Если патриарх захочет круто повернуть курс церковной поли­тики административной властью, он может натолкнуться на от­крытое неповиновение архиереев. Его низложат, поставят сго­ворчивого.

Система управления на каком-то этапе становится саморегу­лирующейся, наделенной волей и собственным характером. В ней нет духа, нет личности. Она порабощает и заставляет личности, связанные с ней, выражать ее волю и характер. Система опро­кидывает, растаптывает и извергает все противящееся ей: «госу­дарство есть машина для угнетения», — констатирует основатель Советского государства. Один человек не способен изменить ход машины. Как бы высоко он ни стоял, машина сомнет его. Па­триарх — только звено системы, называемой «Московская па­триархия».

Голос Патриарха авторитетнее любого голоса, который раз­давался до сих пор. Но Советская власть с ним справится. Спра­вились с Венгрией и ГДР. Справились с Чехословакией и Польшей. С суверенными государствами поступили как с бун­товщиками. И Запада не постеснялись. Да и не может Запад ока­зать никакой помощи. Только посочувствовать. Международное право не позволяет ни одному государству вмешиваться во внут­реннюю жизнь другого. Конечно, мы не прочь вильнуть либе­ральным хвостиком перед Западом. Но авторитет внушаем оскаленной пастью. Если голос Патриарха не станет голосом всей Церкви, его ждет участь мыльного пузыря.

3. Vis et vis (сила и сила)

Иные погибли в бою,
Другие ему изменили
И продали шпагу свою.
М. Ю. Лермонтов

Другое дело — протест массовый.

Не будем трогать католиков в Польше. Недавно актом реги­страции с ними тоже начался «великий эксперимент». Сумеют ли они твердо отстоять свои права? И все-таки они имеют дело не с советским, а с польским правительством. Это — разговор про Фому и Ерему. Зато советские баптисты в равных условиях проявляют большую активность и добиваются большей само­стоятельности в религиозной жизни, нежели РПЦ.

Конечно, баптисты избежали той чаши, которую выпила до дна РПЦ в послереволюционные гонения. Советское государ­ство признало их «социально-близкими». Их миновал кровавый террор, истребивший лучшие силы православия. Баптисты сох­ранились. Их общины моложе по составу, грамотнее, чем пра­вославный приход. В них равное число мужчин и женщин, много молодежи. Организация баптистов лучше приспособлена для борьбы политическими средствами. Она способна вынести труд­ности подполья. Но самое главное: борьба баптистов за гаран­тированную свободу совести опирается на активность всей массы верующих. Лидеры только выражают их волю. В этом главная сила и прочность их позиции. Так и протест святейшего Патриарха будет иметь совсем другой вес и последствия, если в нем выразится воля всей РПЦ. Здесь поднимается очень слож­ная проблема: как в условиях тоталитарной системы осуществить церковное единство?

Иерархи

а) Патриарх заботливо изолирован не только от народа, не только от духовенства, но даже от епископата. Патриарх лишен непосредственных контактов даже с епархиальными архиереями. Найдет ли Патриарх поддержку епископата? Архиепископ Ер- моген выступил с протестом по поводу решений Архиерейского Собора 1961 года. Из восьмидесяти архиереев РПЦ его протест подписали восемь. После беседы с Куроедовым пятеро сняли свои подписи. Тяжел куроедовский взгляд. Потупляют глаза ар­хиереи.

Священство и народ

б) В письме к митрополиту Никодиму в 1962 году прот. Все­волод Шпиллер писал о новом правосознании молодого епи­скопата. О. Всеволод с удивлением заметил, что стиль их мыш­ления непривычен ему, старому священнику. Источник церковного права молодой епископат находит не в Божествен­ном Откровении и Вселенских канонах, а в советском законо­дательстве о религиозных культах. Такое же впечатление выска­зывает совершенно отчетливо в своем письме архиепископу Питириму священник Глеб Якунин.

в) Нельзя забывать, что личные и фракционные интересы иногда, увы, оказываются выше верности общему делу.

г) Борьба даже в самой лояльной форме требует точной оценки сил и согласованности действий. Крутой поворот церковной по­литики Патриарху необходимо обсудить с церковью.

—    Соберите Собор! — предлагают московские священники4.

Но! «Религиозные общества и группы верующих могут орга­низовывать местные и всесоюзные съезды и совещания на ос­нове особых в каждом отдельном случае разрешений, получае­мых от МВД СССР», — отвечает советское законодательство5. Вопрос о созыве собора находится в компетенции Куроедова, а не Патриарха. Святейший Патриарх лишен законных путей обсудить по своей инициативе этот вопрос даже с епископами. Еще сложнее обсудить его с церковной полнотой. Духовенство и народ лишены правдивой информации о жизни Церкви. Боль­шинству непонятна даже сама постановка вопроса. Хотя ясно сознают, что не все в церковной жизни благополучно. С ними необходима большая подготовительная работа. Иначе они оста­нутся инертными вследствие непонимания. Эта разъяснительная работа в привычной терминологии — «агитация и пропаганда» — требует не только мужества. Она требует кадров и средств ин­формации. Разумеется, государство ни в коем случае не позво­лит провести легально такую работу. Советское государство сле­дующим образом понимает конституционные гарантии политических свобод: «Отправление служб, а также произнесе­ние проповедей, являющихся составной частью богослужения, совершается в молитвенных домах свободно, без какого-либо вмешательства со стороны органов власти, если по своему со­держанию церемонии и проповеди носят исключительно рели­гиозный характер и не имеют целью подстрекать верующих вы­ступать против законов и распоряжений центральных и местных органов власти»6.

Верующие не имеют права протестовать не только против за­конов, но против распоряжений местной власти. Попытка призвать церковное сознание к искренней оценке сложивше­гося положения может послужить основанием для уголовного преследования.

Страницы: 1 2 3 4

Православный календарь 21 августа (8 августа ст.ст.)

Проповеди
Успенский пост
Попразднство Преображение.

В этот день:
Русская Православная Церковь отмечает память святых:
Празднование Пречистой Богородице в честь явления Ее пречестной и чудотворной иконы, нарицаемой Толгской (1314).
Святого Мирона чудотворца, епископа Критского (ок. 350).
Святого Емилиана Исповедника, епископа Кизического (815-820).
Перенесение мощей преподобных Зосимы и Савватия Соловецких
Преподобного Григория, иконописца Печерского (XII).
Преподобного Григория Синаита (XIV).
Св. Филарета Ичалкинского в Иваново (1913).
Второе перенесение мощей прпп. Зосимы, Савватия и Германа Соловецких (1992).
Ммучеников Елевферия и Леонида
Преподобномученика Иосифа (1918).
Священномученика Николая пресвитера (1937).
Священномученика Никодима, архиепископа Костромского (1938).
Мц. Гормизды Персидской.
Новомч. Триандафилла, Фессалийского (Греч.).
Преп. Евфимия, настоятеля монастыря св. Иоанна Крестителя в пустыне Давид-Гареджи (1804) (Груз.).
Толгской иконы Божией Матери

Храни вас Господь, Матерь Божия и все святые, их же память мы сегодня отмечаем!

Молитвы:

Тропарь преподобных Зосимы и Савватия Соловецких глас 4

Постническое и равноангельское житие ваше, / преподобнии отцы Зосимо и Савватие, / вселенней познаны сотвори вас чудодеянии различными богоноснии, / просвещайте верою призывающия вы / и чтущия честную память вашу.

Тропарь на перенесение мощей преподобных Зосимы и Савватия Соловецких глас 8

Яко светильницы явистеся всесветлии / во отоце окияна моря, / преподобнии отцы Зосимо и Савватие, / вы бо, крест Христов на рамо вземше, / усердно Тому последовасте / и, чистотою Богови приближившеся, / отонуду силами чудес обогатистеся. / Темже и мы любезно притекаем к ракам честных мощей ваших и умильно глаголем: / о, преподобнии, молите Христа Бога спастися душам нашим.

Кондак преподобных Зосимы и Савватия Соловецких глас 2

Христовою любовию уязвившеся, преподобнии,/ и Того крест, на рамо вземше, понесли есте,/ божественне вооружившеся на невидимыя враги/ и непрестанный молитвы, яко копие в руках, имуще,/ крепко победили есте бесовская ополчения;/ благодать Господню приемше целити недуги душ и телес/ притекающих к ракам честных мощей ваших,/ чудес лучи испущаете всюду./ Тем зовем вам:/ радуйтеся, преподобнии отцы Зосимо и Савватие,/ монахов удобрение.

Кондак святителя Емилиана глас 3

Добляго тя поборника по Троице явльшася/ Церковь славит, поющи, Емилиане,/ за нюже пострадал еси./ Сего ради почитаем память твою,// языческаго нашествия избави рабы твоя.

Тропарь Божией Матери пред иконой Ее Толгская глас 4

Днесь светло сияет на Толге/ образ Твой, Пречистая Дево Богородице,/ и, яко солнце незаходимое,/ всегда верным подадеся,/ Егоже видев на воздусе,/ невидимо Ангелы, яко никим, держима,/ преосвященный епископ града Ростова Трифон/ тече ко явленному светящемуся столпу огненну,/ и по водам, яко по суху, прейде, и моляшеся Ти верно о пастве и о людех./ И мы, к Тебе притекающе, зовем:/ Пресвятая Дево Богородице,/ верно Тя славящих спасай,/ страну нашу, архиереев/ и вся Российския народы от всех бед избавляй/ по велицей Твоей милости.

Кондак Божией Матери пред иконой Ее Толгская глас 8

Чудное и богоприятное светоноснаго зрака Твоего явление, Пречистая Дево,/ с верою взирающим бывает известное чаяние спасения,/ столпом бо огненным являющи предстательство,/ неусыпное и теплое за ны к Богу возсылаеши моление,/ имже страну Российскую от всяких бед избави, молимся,/ да радостными усты вопием Ти вси:/ радуйся, Предводительнице вечнаго блаженства.

Ин кондак Божией Матери пред иконой Ее Толгская глас 8

Странное и богоприятное светоноснаго зрака Твоего явление,/ Пречистая Дево,/ с верою взирающим бывает известное чаяние спасения,/ столпом бо огненным являющи предстательство,/ неусыпное и теплое за ны к Богу возсылаеши моление,/ имже от всяких бед избави, молимся,/ да радостными усты вопием Ти вси:/ радуйся, Ходатаице вечнаго блаженства.

Pages: 1 2 3

Православный календарь 20 августа (7 августа ст.ст.)

Проповеди

Успенский пост
Попразднство Преображение.
В этот день:
Русская Православная Церковь отмечает память святых:
Преподобного  Пимена Многоболезненного, Печерского
Обретение мощей свт. Митрофана, епископа Воронежского (1832)
Преподобного Антония Оптинского (1865).
Преподобного Меркурия, Смоленского и Печерского
Преподобномученика Дометия Персиянина и двух учеников его (363).
Преподобного Ора черноризца Фиваидского (ок. 390).
Священномученика Александра Хотовицкого
Свщмч. Алексия протоиерея, (1937)
Свщмч. Елисея диакона, (1937)
Священномученика Василия пресвитера (1938).
св. Стефана I, короля Венгрии (1038).
Мц. Афры Аугсбургской (304).
Святых мучеников Марина и Астерия (260).
Преподобного Пимена, постника Печерского (XIII-XIV).
Преподобномученицы Потамии чудотворицы
Свщмч. Петра, иерея (1937)
Свщмч. Михаила, протоиерея (1937)
Свщмч. Иоанна, протоиерея (1937)
Свщмч. Димитрия, священника (1937)
Прмч. Афанасия, игумена (1937).
Святителя Иерофея Венгерского (X)
Прп. Дометия, Афонского.
Св. Феодоры Сихлийской (Рум.).
Сщмч. Наркисса, патр. Иерусалимского (Греч.).
Прп. Иперехия, из «Рая» (Греч.).

Храни вас Господь, Матерь Божия и все святые, их же память мы сегодня отмечаем!

Молитвы:
Тропарь преподобномученика Дометия глас 4
Постнически предподвизався на горе,/ умная врагов ополчения/ всеоружием Креста погубил еси, всеблаженне./ Паки же ко страдальчеству мужески облеклся еси,/ убив Копронима мечем веры,/ и обоих ради венчался еси от Бога,/ преподобномучениче Дометие приснопамятно.

Кондак преподобномученика Дометия глас 6
Яко преобидев тленная и долу влекущая мудрования,/ преподобномучениче Дометие,/ велик наставник монахом показался еси,/ не устрашився ярости царя, не хотяща чтити Христа, истиннаго Бога./ Сего ради и скончался еси, воспевая песнь:/ Бог есть со мною, и никтоже на мя.

Тропарь святителя Митрофана, епископа Воронежского глас 4
Правило веры и образ кротости / словом и житием пастве твоей, отче смиренномудре Митрофане, был еси. / Темже и во светлостех святых / солнца светлейше возсиял еси, / венцем нетления и славы украшаемь, / моли Христа Бога / стране нашей и граду твоему в мире спастися.

Кондак святителя Митрофана, епископа Воронежского. Кондак глас 8
Воздержанием тело духу поработив,/ душу же равноангельну сотворив,/ святительскою одеялся еси одеждею, яко венец священства,/ и ныне, всех Владыце предстоя,/ моли, всеблаженне Митрофане, умирити и спасти души наша.

Тропарь священномученика протопресвитера Александра (Хотовицкого) глас 4
Кротость и смирение стяжавый, любовь Христову пастве своей показал еси в годину огненных искушений Церкве Российския и, яко пастырь добрый, душу свою за Него положил еси. Молися о нас, священномучениче Александре, просветити души наша.

Кондак священномученика протопресвитера Александра (Хотовицкого) глас 2
Труды и болезни на рамо свое взял еси и, радуяся, путем тесным шествовал еси, страданьми за Христа Небеснаго Царства достигл еси. Моли о нас Бога Спаса, священномучениче Александре, обрести нам милость в День Судный.

Тропарь преподобного Меркурия Печерского, епископа Смоленского, в Ближних пещерах глас 8
Постом душу твою просветил еси, / молитвами непрестанными сердце твое сосуд Духа Святаго соделал еси, / преподобне отче наш Меркурие; / темже вся вражия ополчения крепко посрамил еси / и, яко победоносец истинный, / воздаяние получил еси от Христа Бога. / Тому помолися о душах наших.

Кондак преподобного Меркурия Печерского, епископа Смоленского, в Ближних пещерах, глас 8
Любовию ко Христу уязвив твою душу,/ преподобне отче наш Меркурие,/ в пещернем мраце свет спасения обрел еси/ и, яко чадо избранное великих отцев Печерских Антония и Феодосия,/ вкупе с ними обитель райскую наследовал еси,/ отонудуже призирай ныне на обитель земную,/ в нейже подвизался еси,/ и молися о чтущих память твою.

Тропарь преподобного Пимена Многоболезненного, Печерского, в Ближних пещерах глас 5
Богоноснаго Антония смиренномудрием подражая, / терпением Иову подобяся, / не исцеления от болезни, но паче протяжения тоя / желал еси себе, терпеливодушне Пимене, / да не како, здрав быв / и от места сего родительми исторжен, / сожития преподобных и чина их лишишися, / тем паче надежды от самих Ангел пострижен был еси, / с нимиже моли Христа Бога / спастися душам нашим.

Кондак преподобного Пимена Многоболезненного, Печерского, в Ближних пещерах глас 6
Долговременную болезнь благодарив претерпевшаго,/ приидите, сошедшеся, восхвалим Пимена многотерпеливаго,/ иже бо иногда за смрад в болезни бе гнушаемь,/ сей ныне благоухание испущает/ с верою к раце мощей его приходящим/ и прогонит злосмрадие страстей от вопиющих:/ прииди, Пимене, к нам, и ничтоже успеет враг на ны.

Pages: 1 2 3

Русским — брить бороды. Японцам — спички в глаза вставлять

Старообрядец Александр Антонов о том, в чем опасность религии, как России подключиться к Западу и что такое фальшивый атеизм

Юлия Меламед

Старообрядец Александр Антонов Старообрядческий храм стоит бок о бок с комплексом современных зданий. И это важный символ. Антонов уверен, что старообрядчество сегодня в культурном плане может быть востребовано: особенно старообрядческие традиции предпринимательства и меценатства.

Антонов окончил философский факультет и аспирантуру МГУ, но членом партии не был, потому с трудом устроился младшим редактором в издательство и более 20 лет подрабатывал ночным сторожем на заводе «Каучук», куда в советское время удачно переместились философские диспуты. Сейчас он староста храма Святителя Николы у Тверской Заставы в Москве и главный редактор журнала «Церковь».

Кто такие старообрядцы? Законсервировавшиеся со Средневековья православные? Или те, кто открыт всем культурным новациям, как меценат Щукин, владелец полотен Пикассо и Гогена, который говорил: «Если, увидев картину, испытываешь шок — покупай»...

— Недавно в эфире телеканала «Россия» прошел сериал «Раскол» о событиях, которые для вас являются ключевыми. Да и крупнейший телеканал посчитал их ключевыми, раз показывает масштабный 20-серийный проект. «Россия» ничего простодушно делать не станет... Они в русской истории все выискивают точку опоры... Тема фильма: реформы патриарха Никона, которые раскололи русское православие на два течения — на старообрядцев и новообрядцев (РПЦ). Как вам фильм?

— Сам факт, что отважный человек Досталь поставил этот фильм — это огромная удача. Хотя, как и все художники, он строптивый, но смиренно прислушивался к нашим советам. Я должен сказать, что в фильме есть просто шедевры. Модянов сыграл прекрасно боярина Морозова, это вечная русская физиономия при всех режимах: и урвать у государства, и блюсти государственные интересы. Или воевода Пашков, который перекрестится и тут же убьет. Хорошо то, что здесь ведется полифонический рассказ, где у каждого своя правда. И нет злодеев. И царь ночами не спит — о народе думает, и Никон хочет как лучше. Все знакомо: все хотят как лучше. А выходит, нет, не как всегда, а гораздо хуже… Все кончается катастрофой.

Старообрядчество — опыт выживания

— В чем суть старообрядчества? Расскажите, «стоя на одной ноге». (Известна история, когда к раби Гилелю (112 г. до н.э. — 8 г. н.э.) пришел чужеземец и попросил рассказать о смысле иудаизма, пока он стоит на одной ноге. «Не желай другим того, чего не желаешь себе», — сказал мудрец.)

— Старообрядчество — это опыт трехсотлетнего выживания русского человека в экстремальных исторических условиях.

— Ваш афоризм не хуже.

— А одна из главных задач последних трехсот лет истории России — правильно подключиться к западной цивилизации. Иного пути у нас нет.

И японцы подключились. Сейчас успешно подключается Китай. И корейцы. А у нас талантливейший народ — но воз и ныне там. Почему? Потому что к западной цивилизации надо подключаться с умом. Когда у тебя напряжение 380 вольт, чтобы подключиться, надо галошки надеть, коврик подстелить, резиновые перчатки надеть.

У нас сейчас идут те же споры, что и 150 лет назад: опять славянофилы — опять западники. Как сказал немецкий философ: «Когда борются — то обнимаются». Так вот, посылка у тех и у других одна и та же: Россия органически не способна подключиться к западной цивилизации. Но западники отсюда делают вывод: тогда ее насильно надо тащить в сторону Запада, как Петр Первый или Гайдар с его шоковой терапией. А другие, как Победоносцев, Лигачев или Проханов, говорят: «Не нужен нам Запад, провались он пропадом, у России особый путь».

«Где у вас молодежь?» — спрашиваю. И на следующее воскресенье от меня как от бомжа — пустое пространство на три метра. Решили — стукач

Нужно идти на Запад, но оставаясь собой, не теряя себя. По Японии мы видим, что это вполне возможно. Нас и ждал путь Японии. А Петр Первый что сделал? С чего он начал? С насильственного бритья бород. По этой логике японцам надо было бы спички в глаза вставлять, чтобы они сделались европейцами. Как сказала одна английская писательница: «А почему нельзя было строить флот, не сбривая бороду, чем она мешала?»

Как разбудить министра Мединского

— Что же этому противопоставить?

— Не так давно мне случилось побывать на приеме у министра культуры Мединского. Он всегда занятый, всегда спешащий. Он вышел к нам: вид у него был очень усталый. А мы — люди простые, не светские, тонкостям этикета не обучены. Секретарь говорит: «Вам дано 50 минут». Владыка митрополит, забыв про регламент, стал вдохновенно рассказывать о старообрядчестве. Мединскому прерывать владыку неудобно. Он говорит секретарю: «Принеси еще кофейку (с явным намеком), а то засыпаю. Я сегодня почти не спал». Затем время и внимание министра еще один наш священник забрал. Мне осталось ровно две минуты в самом конце. Что скажешь за две минуты? Я говорю: «У религии есть одна опасная черта».

У Мединского сразу один глаз полупроснулся... «Какая же?» «Религия, — говорю, — как ядерная энергия, может и свет давать, а может разлиться Чернобылем. И это не потому, что люди плохие. Это заключено в самой сути религии. Господь сказал: «Думаете ли вы, что я пришел дать мир земле? Нет, говорю Вам, но разделение» (Лк. 12.51). Религия разделяет! Но есть, говорю, вещь, которая соединяет». Уже второй глаз проснулся у Мединского: «Что же?» — «А то, чем вы заведуете... Культура!»

Религия онтологична, то есть: если я — в истине и ты не со мной, то ты — во лжи. Если я допущу, что я не совсем в истине — значит, я неверующий. Я маловер. А смотрите, что делает культура? Я могу быть крупнейшим специалистом по китайской культуре, но это не значит, что я принимаю конфуцианство и превращаюсь в китайца.

Старообрядец Александр Антонов

«Наша храмовая икона Николы Чудотворца находится в музее Рублева — нам разрешили снять копию. Я говорю: намаливайте снова, а подлинник пусть останется в музее: сохраннее будет», — считает Антонов

Страницы: 1 2 3 4

Православный календарь 19 августа ( 6 августа ст.ст.)

Проповеди

Успенский пост
Преображение Господа нашего Иисуса Христа.
В этот день:
Русская Православная Церковь отмечает память святых:

Святителя Феоктиста, еп. Черниговского (1123).
Преподобная Олимпиада (Стригалёва) (1828)

Храни вас Господь, Матерь Божия и все святые, их же память мы сегодня отмечаем!

Молитвы:
Тропарь праздника Преображения Господа
глас 7
Преобразился еси на горе, Христе Боже,/ показавый учеником Твоим славу Твою,/ якоже можаху,/ да возсияет и нам, грешным,/ Свет Твой присносущный/ молитвами Богородицы,// Светодавче, слава Тебе.

Кондак праздника Преображения Господа глас 7
На горе преобразился еси,/ и якоже вмещаху ученицы Твои,/ славу Твою, Христе Боже, видеша,/ да егда Тя узрят распинаема,/ страдание убо уразумеют вольное,/ мирови же проповедят,// яко Ты еси воистинну Отчее сияние.

Величание
Величаем Тя,/ Живодавче Христе,/ и почитаем пречистыя плоти Твоея/ преславное// преображение.

Задостойник, глас 4
Величай, душе моя,// на Фаворе преобразившагося Господа. Рождество Твое нетленно явися:/ Бог из боку Твоею пройде,/ яко Плотоносец явися на земли,/ и с человеки поживе.// Тя, Богородице, тем вси величаем.

Pages: 1 2 3

Православный календарь 18 августа (5 августа ст. ст.)

Проповеди

Успенский пост
Предпразднство Преображения Господня.
В этот день:
Русская Православная Церковь отмечает память святых:

Мученика Евсигния (362).
Праведной Нонны, матери св. Григория Богослова (374).
Преподобного Иова Ущельского (1628).
Мучениц Евдокии, Дарии, Дарии и Марии (1919)
Священномучеников Симона, еп. Уфимского (1921).
Мучеников Кантидия, Кантидиана и Сивела, в Египте
Священномученик Фавия (250), Папа Римский.
Мученика Понтия Римлянина (ок. 257).
Священномученика Иоанна диакона (1939).
Священномученик Анфира, Папа Римский, (236)

Храни вас Господь, Матерь Божия и все святые, их же память мы сегодня отмечаем!

Молитвы:

Тропарь предпразднства глас 4
Христово преображение предусрящем,/ светло торжествующе предпразднственная, вернии, и возопиим:/ приспе день Божественнаго веселия,/ восходит на гору Фаворскую Владыка,// Божества Своего облистати красоту.

Кондак предпразднства глас 4
Божественным днесь преображением/ человеческое все естество/ просиявает божественно,/ в веселии зовущее:// преобразуется Христос, спасаяй вся.

Pages: 1 2 3

Своими глазами

Иерей Павел Адельгейм

Глава вторая. Диалектика

Берегитесь лжепророков, которые
приходят к вам в овечьей одежде,
а внутри суть волки хищные.
По плодам их узнаете их.
Мф 7:15–16

Своими глазами. Иерей Павел Адельгейм Двусмысленным и противоречивым положение Церкви кажется до тех пор, пока мы пытаемся объяснить его из одной прин ципиальной позиции государства. Основатель Советского государства исходит не из одной, а из двух позиций. Ключом ко всей ленинской концепции о религии и церкви является его идея о стратегии и тактике в политике. Вот тезис и антитезис ленинской диалектики. Если с этих позиций рассмотрим отношение советского государства к религии и церкви, то не придется недоуменно спотыкаться о противоречия.

Стратегия

 1. Суд

В. И. Ульянов (Ленин)Это закрытый партийный суд. Подсудимой не дали слова. Ее не допрашивали. Ее обвиняли. «„Религия есть опиум для народа“, — это выражение Маркса — краеугольный камень всего миросозерцания марксизма в вопросе о религии»1. Ленину понравилось это выражение. Он повторяет его много раз. Опиум — в его отрицательных свойствах. Опиум и водка при разумном употреблении полезны. Религия не может быть полезна никогда. Она лишена положительного содержания. Перечитайте все высказывания Ленина и убедитесь, что он не признает за религией никакой положительной ценности. Это отрава, и только отрава. «Род духовной сивухи», «Опиум», «Мракобесие», «Самые реакционные идеи»2. «Поповщина есть пустоцвет»3. «Идейное труположество, сугубо гнусное»4. «Кровавые враги народа, затемняющие народное сознание»5. «Всякая религиозная идея есть невыразимейшая мерзость»6.

«Из книгохранилищ изъять порнографию и книги духовного содержания, отдав их в Главбум на бумагу»7. «Все современные религии и церкви марксизм рассматривает всегда как органы буржуазной реакции, служащие защите эксплуатации и одурманению рабочего класса»8.

Такое мнение главного судьи предрешило исход дела.

2. Приговор

Он не был обнародован. Мы узнали его из дальнейшей судьбы подсудимой. Приговор выявила история. «Как в сказке говорила королева: сначала казнь, а приговор потом».

Солженицын пишет, что существует тайное письмо Ленина о разгроме Церкви. Мы не имели возможности познакомиться с этим документом. Что касается печатных высказываний Ленина о судьбе религии, его стратегия одевается в полумаску тактики.

«Энгельс требовал от рабочей партии умения работать над делом… ведущим к отмиранию религии»9.

«Религия будет исчезать. Ее исчезновение должно произойти»10.

«Упразднение религии как иллюзорного счастья народа есть требование его действительного счастья»11.

«Марксизм есть материализм… Он беспощадно враждебен религии. Мы должны бороться с религией. Это азбука всего… марксизма»12.

«Мы с религией боролись и боремся по-настоящему»13.

«Защита или оправдание идеи Бога есть оправдание реакции»14.

Сплошь недомолвки.

3. Способ казни

Кто думает, что марксисты повторяют либеральные лозунги французской республики или западной демократии о свободе совести, тот не поймет положения религии в советском государстве. В марксистском понимании «свобода» имеет обратный смысл. Демократы говорят о формальной свободе или свободе выбора, а марксисты говорят о содержании идеологии, свободе от заблуждений. Марксисты имеют в виду не право выбора убеждений, а «правильный» выбор. Поэтому провозглашение марксистской свободы есть способ казни над религией. Провозглашая свободу совести, марксисты подменяют содержание понятия «свобода» другим, новым содержанием, обратным прежнему, называя это новое прежним привычным словом «свобода».

Маркс прямо предлагает понимать свободу совести наоборот:

«Буржуазная свобода не представляет собой ничего большего, как терпимость ко всем возможным видам религиозной свободы совести, а рабочая партия, наоборот, стремится освободить совесть от религиозного дурмана»15.

С ним совершенно согласен Ленин:

«В области религиозной политики задача пролетарской диктатуры состоит в том, чтобы не удовлетворяться декретированным уже отделением церкви от государства и школы от церкви… Пролетарская диктатура должна неуклонно осуществлять фактическое освобождение трудящихся масс от религиозных предрассудков»16.

Это понимание легло в основу советской религиозной политики:

«Свобода совести не есть свобода мракобесия»17 (а есть свобода атеизма?).

Это называется жонглировать словом «свобода». Свобода совести есть право человека быть хозяином своей духовной жизни. Ни перед кем в ней не отчитываться. Маркс и Ленин утверждают за партией право быть хозяйкой человеческой совести. Сперва — своих членов, потом — «трудящихся масс». Они предоставляют не гражданину, а пролетарской диктатуре право выбирать духовные ценности. Эта идея не оригинальна. Ее предвосхитила святая инквизиция.

«Освободить» совесть от религиозного дурмана»…

«Освободить» трудящиеся массы от религиозных предрассудков»…

«Освободить» еретика от его ереси…

«Освободить» кошелек прохожего от капитала. Всем этим «свободам» одна цена. Когда человек дает милостыню из своего кошелька, он свободен. Когда кошелек освобождают «придорожные благодетели» — это насилие. Можно отнять деньги. Можно отнять духовные ценности. То и другое — насилие и грабеж. «Освободить» совесть гражданина от его религиозных убеждений с помощью диктатуры пролетариата — значит с помощью органа внешнего принуждения изнасиловать и ограбить совесть.

Это и есть марксистское понимание свободы.

Схема его примитивна:

1. Свобода есть марксистская идеология.
2. Несвобода есть немарксистская идеология.

Освободить — изменить немарксистскую идеологию на марксистскую. Это стратегия.

Как же «освободить» совесть? Это вопрос тактики.

Страницы: 1 2 3

Православный календарь 17 августа (4 августа ст. ст.)

Успенский пост
Проповеди

В этот день:
Русская Православная Церковь отмечает память святых:
Святые семь отроков Ефесских (ок. 250, 408-450).
Равноапостольный священномученик Косма Эталийский (1779)
Святого мученика Елевферия (ок. 305-311).
Святой преподобномученицы Евдокии (362-364).
Мучеников Симеона и Димитрия (1937).
Преподобномученика Михаила, (1937)
Казанская-Пензенская икона Божией Матери.

Храни вас Господь, Матерь Божия и все святые, их же память мы сегодня отмечаем!

Молитвы:
Тропарь семи отроков Ефесских
глас 4
Велия веры чудесе,/ в пещере, яко в чертозе царском,/ святии седмь отроцы пребыша,/ и умроша без тли,/ и по мнозех временех восташа, яко от сна,/ во уверение воскресения всех человеков.// Тех молитвами, Христе Боже, помилуй нас.

Ин тропарь семи отроков Ефесских глас 8
Благочестия проповедники и Воскресения умерших изобразители,/ Церкви столпы седмочисленныя,/ отроки всеблаженныя песньми восхвалим:/ тии бо по многих летех нетления, аки от сна воставше,/ всем возвестиша яве мертвых востание.

Кондак семи отроков Ефесских глас 4
Мира сущая тленная презревше/ и нетленныя дары приемше,/ умерше, кроме тления пребыша./ Темже востают по многих летех,/ все погребше лютых неверие,/ яже во хвалении днесь, вернии, восхваляюще,// Христа воспоим.

Ин кондак семи отроков Ефесских глас 4
Прославивый на земли святыя Твоя/ прежде втораго и страшнаго пришествия Твоего, Христе,/ преславным востанием отроков/ показал еси Воскресение неведящим е,/ нетленна одеяния и телеса явив,/ и царя уверил еси вопити:/ воистинну есть мертвых востание.

Иконы Богородицы, именуемый «Казанская-Пензенская» Тропарь, глас 4.
Заступнице усердная,/ Мати Господа Вышняго,/ за всех молиши Сына Твоего, Христа Бога нашего,/ и всем твориши спастися,/ в державный Твой покров прибегающим./ Всех нас заступи, о Госпоже, Царице и Владычице,/ иже в напастех, и скорбех, и в болезнех обремененных грехи многими,/ предстоящих и молящихся Тебе умиленною душею/ и сокрушенным сердцем/ пред пречистым Твоим образом со слезами/ и невозвратно надежду имущих на Тя,/ избавления всех зол,/ всем полезная даруй/ и вся спаси, Богородице Дево:/ Ты бо еси Божественный покров рабом Твоим.

Казанская (Пензенская) икона Божией Матери Кондак, глас 8.
Притецем, людие, к тихому сему и доброму пристанищу,/ скорой Помощнице, готовому и теплому спасению, покрову Девы,/ ускорим на молитву и потщимся на покаяние:/ источает бо нам неоскудныя милости Пречистая Богородица,/ предваряет на помощь и избавляет от великих бед и зол/ благонравный и богобоящияся рабы Своя.

Казанская (Пензенская) икона Божией Матери Величание:
Величаем Тя,/ Пресвятая Дево,/ и чтим образ Твой святый,/ имже избавихомся/ от поганых нашествия.

Pages: 1 2 3