Христианские рассказы из журнала " Отрок".

ИЗ ПОДВАЛАСвященник Михаил Шполянский

Представьте, что люди живут в подвале, в подземелье. Сыро, холодно, затхлый воздух — но жить можно. Заняты тяжелым трудом добычи пропитания: охотятся на крыс, выращивают подземные грибы. Размножаются, борются за власть, за лучший угол…

Посреди подвала — лестница ввысь, десять пролетов — и дверь. А за дверью — прекрасный мир: поля и леса, моря и реки, бездна благодатного неба в пении птиц. И светлые счастливые люди ждут прихода из подземной «страны далече» своих братьев и сестер. Но в мрачном подземелье своя логика: «нужно жить (охотиться на крыс!), а не фантазировать»; «а кто доказал, что там что-то есть? — ведь оттуда никто не возвращался» (еще бы!); «а вдруг это ловушка, нас хотят обмануть» (но почему бы не проверить?).

Кто мы? Народ подземелья — лентяи, трусы, неудачники, застывшие в нелепых позах перед лестницей, словно персонажи Дантова «Ада»? А если мы все-таки Люди — то почему мы живем в подземелье и питаемся крысами? Почему наша жизнь горизонтальна, когда Богом всем нам даны крылья?

С кем мы? Какой делаем выбор? И не нужно себя обманывать — когда нам кажется, что мы «просто живем», что никакого выбора и не делаем — значит, мы его уже сделали: мы не с Богом. А кто не со Мною, тот против Меня, и кто не собирает со Мною, тот расточает (Мф. 12, 30).

Итак, не стоит ли попробовать подняться по ступеням?
Ранее опубликовано:ОТРОК.ua № 1 (12)


ЦЕРКОВЬ — ЭТО ЛЕСТНИЦА НА НЕБОСвященник Михаил Шполянский


Чем является Церковь для нас?

Церковь — это лестница на небо. По слову Святых Отцов, мы странники в этом мире, и Церковь — наша дорога в мир вышний, горний.

Церковь — это станция спасения. Это «донорский пункт», где дарует нам Господь Свои Пречистые Дары, Тело и Кровь Христовы —зародыш вечной жизни в нашем бренном теле.

Церковь — это тот жертвенник, на котором мы приносим Господу жертву своей любви.

Подлинная любовь стремится не потреблять, а отдавать. Мало что реального мы можем преподнести Господу в мире сем. Но, преодолевая вязкость среды и немощь плоти, мы приходим в храм — и вот брачный пир исполнен. Это дело нашей любви.

Церковь — это наш «мобилизационный пункт», место, где мы собираем себя. Еженедельное богослужение, утренние и вечерние молитвы (замечательно названные «правило»!), посты, праздники — все это извлекает нас из суетливого морока повседневности и останавливает на грани пропасти в искушениях. Это не дает нам забыть о высших гранях бытия, чуждых сему плотяному миру.

Церковь — это великая школа. Школа любви, школа красоты, школа гармонии. Богослужение есть сокровищница лучших достижений человеческого духа: философия в ее высшей форме богомыслия, фундаментальные моральные принципы, умозрение в красках — икона, богослужебное пение, вневременное чудо храмовой архитектуры, гармония социума в монастырском укладе — все даруется Церковью миру. И хотя мир предпочитает «свиная мяса паче пищи небесныя», но ищущему дверь отворена, чертог убран, пир приготовлен: «Вкусите и видите, яко благ Господь»! И даже самый бесхитростный человек, питающийся от источников такой школы, уже обретает мудрость над знаниями — таков народный образ простого и здравого православного человека из нашего прошлого.

И, наконец, Церковь — это радость и утешение. Как ни ошибочно сводить значение Церкви именно к этим функциям, все-таки и недооценивать этой стороны церковной жизни нельзя. «Радуйтесь!» — многократно повторяемый евангельский призыв. Той чистоты радости и глубины утешения, которые живут в Церкви и являются как бы свойствами ее природы (ибо коренятся в вечном благе), нигде вне Церкви обрести невозможно.


Ранее опубликовано:ОТРОК.ua № 1 (12)

Святой апостол и евангелист Иоанн Богослов.

Из книги архимандрита Рафаила (Карелина)
"Путь христианина. Проповеди"


Братия и сестры! Сегодня Церковь празднует память святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова — Апостола Любви. Он написал Евангелие, три соборных послания и книгу, называемую "Откровение", или "Апокалипсис".

Св. Василий Великий так сказал об этой книге: "Сколько в ней слов, столько и тайн!"

Но и вообще все, что написал Иоанн Богослов, имеет высокий таинственный смысл. Например, в одном из посланий своих он пишет: Старец — избранной госпоже... Я весьма обрадовался, что нашел из детей твоих, ходящих в истине, как мы получили заповедь от Отца (2 Ин. 1, 1, 4). Что значат эти слова? Ведь он пишет не какому-то единственному лицу, послание называется соборным. Старец — это он, апостол. По-гречески старец — пресвитер. Избранная Госпожа — это Церковь, которую Господь избрал из всех народов мира. Дети ее — христиане, "ходят в истине" — значит, исповедуют истинную веру и жизнь их согласна с Евангельским учением. Но наша жизнь, братия и сестры, почти никогда не согласуется с Евангелием. В том-то и страшная тайна, что когда мы не ходим в истине, мы перестаем быть сынами Церкви, тогда мы духовно, мистически чужды ей, хотя бы мы молились и пребывали в храмах.

В другом месте Иоанн Богослов говорит: Пишу вам, дети, потому что прощены вам грехи ради имени Его. Пишу вам, отцы, потому что вы познали Сущего от начала. Пишу вам, юноши, потому что вы победили лукавого. Пишу вам, отроки, потому что вы познали Отца (1 Ин. 2, 12-13).

Что значат эти слова? Здесь говорится о различном духовном возрасте христиан. Дети — те, кто только что принял крещение; они получили прощение всех своих и прародительских грехов. Отроки — это те, кто только вступил на путь христианской жизни и ходит в благодати Божией. Они познали Бога как милостивого Отца. Поэтому духовный путь у нас всегда радостен и легок сначала. Но затем Апостол пишет о юношах, которые победили лукавого. За периодом отрочества — следующий духовный возраст, когда мы должны бороться со злом, грехом и со своими страстями, когда мы должны идти дорогой подвига. Нередко некоторые недоумевают: "Я имел вначале благодать, а потом как будто потерял ее!" Что это значит? Значит, что он перешел в другой духовный возраст.

Отрок был не способен к борьбе, и благодать явственно хранила его, как мать своего ребенка, а теперь настала юность, и человек должен показать себя воином Христа Спасителя: благодать с ним, но как бы сокрыта от него. Здесь же Апостол говорит об отцах, которые познали Сущего от начала. Это о тех преуспевающих христианах, о той степени святости, когда христианин становится уже наставником и отцом, он познал от века Сущего, то есть благодать Божия просвещает ум и сердце его и дает ему дары мудрости, любви и духовного познания.

Братия и сестры! Евангелие Иоанна Богослова, в отличие от первых трех Евангелий, названо "духовным Евангелием". В нем Апостол открыл нам великую тайну, что Бог есть — Любовь! Сам в своей жизни он свидетельствовал об этом.

В Житии Иоанна Богослова рассказывается, как во время проповеди он обратил внимание на одного юношу, прекрасного лицом и душою, который не отходил от него как самый преданный ему ученик. Отправляясь для проповеди в другое место, Апостол передал этого юношу епископу города, а когда возвратился, то спросил у него: "Где сокровище, которое я передал тебе?" Епископ, не поняв вопроса, сказал, что никакого сокровища для хранения он не получал. Иоанн назвал имя юноши. Епископ с грустью сказал: "Он умер. Умер душой. Он стал разбойником!"

Оказалось, что юноша стал атаманом разбойников и наводил ужас на окрестных жителей. Тогда Иоанн отправился в то место, где находились разбойники. Они схватили Апостола, привели к его бывшему ученику, который стоял с ножом в руках. Увидев своего наставника, он бросил нож. В нем проснулась совесть, он не мог смотреть в глаза старцу и бросился бежать. Иоанн поспешил за ним со словами: "Сын мой, зачем ты мучаешь своего отца! Остановись, покайся, я умолю Бога о прощении всех грехов твоих!" Юноша пал Апостолу в ноги и с той поры стал христианином-подвижником.

Братия и сестры! В конце своей жизни Иоанн Богослов был так слаб, что его носили в храм на руках. И здесь он уже не мог проповедовать людям как прежде Евангельское учение, а только лишь повторял: "Детки! Любите друг друга!" Его спрашивали: "Почему ты повторяешь одни и те же слова?" И он отвечал: "Потому что в этой заповеди заключено Евангелие. Кто исполнит ее, тот будет спасен!"


СВЯТЫЙ АПОСТОЛЕ И ЕВАНГЕЛИСТЕ ИОАННЕ, МОЛИ БОГА О НАС!

Преподобный Сергий Радонежский, всея Руси Чудотворец.



02:27
Объединённый хор Свято-Троицкой Сергиевой Лавры и московских духовных школ - "От матерних пелен мудре...", Стихира преп. Сергию
Объединённый хор Свято-Троицкой Сергиевой Лавры и московских духовных школ "От матерних пелен мудре...", Стихира преп. Сергию




Преподобный Сергий родился в селе Варницы, под Ростовом, 3 мая 1314 года в семье благочестивых и знатных бояр Кирилла и Марии. Господь предызбрал его еще от чрева матери. В Житии Преподобного Сергия повествуется о том, что за Божественной литургией еще до рождения сына праведная Мария и молящиеся слышали троекратное восклицание младенца: перед чтением Святого Евангелия, во время Херувимской песни и когда священник произнес: "Святая святым". Бог даровал преподобным Кириллу и Марии сына, которого назвали Варфоломеем. С первых дней жизни младенец всех удивил постничеством, по средам и пятницам он не принимал молока матери, в другие дни, если Мария употребляла в пищу мясо, младенец также отказывался от молока матери. Заметив это, Мария вовсе отказалась от мясной пищи. В семилетнем возрасте Варфоломея отдали учиться вместе с двумя его братьями - старшим Стефаном и младшим Петром. Братья его учились успешно, но Варфоломей отставал в учении, хотя учитель и помногу занимался с ним. Родители бранили ребенка, учитель наказывал, а товарищи насмехались над его несмысленностью. Тогда Варфоломей со слезами взмолился к Господу о даровании ему книжного разумения. Однажды отец послал Варфоломея за лошадьми в поле. По дороге он встретил посланного Богом Ангела в иноческом образе: стоял старец под дубом среди поля и совершал молитву. Варфоломей приблизился к нему и, преклонившись, стал ждать окончания молитвы старца. Тот благословил отрока, поцеловал и спросил, чего он желает. Варфоломей ответил: "Всей душой я желаю научиться грамоте, Отче святой, помолись за меня Богу, чтобы Он помог мне познать грамоту". Инок исполнил просьбу Варфоломея, вознес свою молитву к Богу и, благословляя отрока, сказал ему: "Отныне Бог дает тебе, дитя мое, уразуметь грамоту, ты превзойдешь своих братьев и сверстников". При этом старец достал сосуд и дал Варфоломею частицу просфоры: "Возьми, чадо, и съешь, - сказал он. - Это дается тебе в знамение благодати Божией и для разумения Святого Писания". Старец хотел удалиться, но Варфоломей просил его посетить дом родителей. Родители с честью встретили гостя и предложили угощение. Старец ответил, что прежде следует вкусить пищи духовной, и велел их сыну читать Псалтирь. Варфоломей стал стройно читать, и родители удивились совершившейся перемене с сыном. Прощаясь, старец пророчески предсказал о Преподобном Сергии: "Велик будет ваш сын пред Богом и людьми. Он станет избранной обителью Святого Духа". С тех пор святой отрок без труда читал и понимал содержание книг. С особым усердием он стал углубляться в молитву, не пропуская ни одного Богослужения. Уже в детстве он наложил на себя строгий пост, ничего не ел по средам и пятницам, а в другие дни питался только хлебом и водой.


Около 1328 года родители Преподобного Сергия переселились из Ростова в Радонеж. Когда их старшие сыновья женились, Кирилл и Мария незадолго до смерти приняли схиму в Хотьковском монастыре Покрова Пресвятой Богородицы, неподалеку от Радонежа. Впоследствии овдовевший старший брат Стефан также принял иночество в этом монастыре. Похоронив родителей, Варфоломей вместе с братом Стефаном удалился для пустынножительства в лес (в 12 верстах от Радонежа). Сначала они поставили келлию, а потом небольшую церковь, и, с благословения митрополита Феогноста, она была освящена во Имя Пресвятой Троицы. Но вскоре, не выдержав трудностей жизни в пустынном месте, Стефан оставил брата и перешел в Московский Богоявленский монастырь (где сблизился с иноком Алексием, впоследствии митрополитом Московским, память 12 февраля).


Варфоломей же 7 октября 1337 года принял пострижение в монашество от игумена Митрофана с именем святого мученика Сергия (память 7 октября) и положил начало новому жительству во славу Живоначальной Троицы. Претерпевая искушения и страхования бесовские, Преподобный восходил от силы в силу. Постепенно он стал известен другим инокам, искавшим его руководства. Преподобный Сергий всех принимал с любовью, и вскоре в маленькой обители составилось братство из двенадцати иноков. Их опытный духовный наставник отличался редким трудолюбием. Своими руками он построил несколько келлий, носил воду, рубил дрова, выпекал хлеб, шил одежду, готовил пищу для братии и смиренно выполнял другие работы. Тяжелый труд Преподобный Сергий соединил с молитвой, бдением и постом. Братия удивлялась, что при таком суровом подвиге здоровье их наставника не только не ухудшалось, но еще более укреплялось. Не без труда иноки умолили Преподобного Сергия принять игуменство над обителью. В 1354 году епископ Волынский Афанасий посвятил Преподобного во иеромонаха и возвел в сан игумена. По-прежнему в обители строго выполнялись иноческие послушания. С увеличением монастыря росли и его нужды. Нередко иноки питались скудной пищей, но по молитвам Преподобного Сергия неизвестные люди приносили все необходимое.

Слава о подвигах Преподобного Сергия стала известна в Константинополе, и Патриарх Филофей прислал Преподобному крест, параман и схиму, в благословение на новые подвиги, Благословенную грамоту, советовал избраннику Божию устроить общежительный монастырь. С патриаршим посланием Преподобный отправился к святителю Алексию и получил от него совет ввести строгое общежитие. Иноки стали роптать на строгость устава, и Преподобный вынужден был покинуть обитель. На реке Киржач он основал обитель в честь Благовещения Пресвятой Богородицы. Порядок в прежней обители стал быстро приходить в упадок, и оставшиеся иноки обратились к святителю Алексию, чтобы он возвратил святого.

Преподобный Сергий беспрекословно повиновался святителю, оставив игуменом Киржачского монастыря своего ученика, преподобного Романа.


Еще при жизни Преподобный Сергий удостоился благодатного дара чудотворений. Он воскресил отрока, когда отчаявшийся отец считал единственного сына навсегда потерянным. Слава о чудесах, совершенных Преподобным Сергием, стала быстро распространяться, и к нему начали приводить больных как из окрестных селений, так и из отдаленных мест. И никто не покидал Преподобного, не получив исцелений недугов и назидательных советов. Все прославляли Преподобного Сергия и благоговейно почитали наравне с древними святыми отцами. Но людская слава не прельщала великого подвижника, и он по-прежнему оставался образцом иноческого смирения.


Однажды святитель Стефан, епископ Пермский (память 27 апреля), глубоко почитавший Преподобного, направлялся из своей епархии в Москву. Дорога пролегала в восьми верстах от Сергиева монастыря. Предполагая посетить монастырь на обратном пути, святитель остановился и, прочитав молитву, поклонился Преподобному Сергию со словами: "Мир тебе, духовный брат". В это время Преподобный Сергий сидел вместе с братией за трапезой. В ответ на благословение святителя Преподобный Сергий встал, прочитал молитву и послал ответное благословение святителю. Некоторые из учеников, удивленные необычайным поступком Преподобного, поспешили к указанному месту и, догнав святителя, убедились в истинности видения.

Постепенно иноки становились свидетелями и других подобных явлений. Однажды во время литургии Преподобному сослужил Ангел Господень, но по смирению своему Преподобный Сергий запретил кому-либо рассказывать об этом до конца его жизни на земле.

Тесные узы духовной дружбы и братской любви связывали Преподобного Сергия со святителем Алексием. Святитель на склоне лет призвал к себе Преподобного и просил принять Русскую митрополию, но блаженный Сергий по смирению отказался от первосвятительства.


Русская земля в то время страдала от татарского ига. Великий князь Димитрий Иоаннович Донской, собрав войско, пришел в обитель Преподобного Сергия испросить благословения на предстоявшее сражение. В помощь великому князю Преподобный благословил двух иноков своей обители: схимонаха Андрея (Ослябю) и схимонаха Александра (Пересвета), и предсказал победу князю Димитрию. Пророчество Преподобного Сергия исполнилось: 8 сентября 1380 года, в день праздника Рождества Пресвятой Богородицы, русские воины одержали полную победу над татарскими полчищами на Куликовом поле, положив начало освобождения Русской земли от татарского ига. Во время сражения Преподобный Сергий вместе с братией стоял на молитве и просил Бога о даровании победы русскому воинству.


За ангельскую жизнь Преподобный Сергий удостоился от Бога небесного видения. Однажды ночью авва Сергий читал правило перед иконой Пресвятой Богородицы. Окончив чтение канона Божией Матери, он присел отдохнуть, но вдруг сказал своему ученику, преподобному Михею (память 6 мая), что их ожидает чудесное посещение. Через мгновение явилась Божия Матерь в сопровождении святых апостолов Петра и Иоанна Богослова. От необыкновенно яркого света Преподобный Сергий пал ниц, но Пресвятая Богородица прикоснулась к нему руками и, благословляя, обещала всегда покровительствовать святой обители его.


Достигнув глубокой старости, Преподобный, за полгода прозрев свою кончину, призвал к себе братию и благословил на игуменство опытного в духовной жизни и послушании ученика, преподобного Никона (память 17 ноября). В безмолвном уединении Преподобный преставился к Богу 25 сентября 1392 года. Накануне великий угодник Божий в последний раз призвал братию и обратился со словами завещания: "Внимайте себе, братие. Прежде имейте страх Божий, чистоту душевную и любовь нелицемерную..."

Стихира, глас 8-й
Преподобне отче, мира красоту и сладость временную отнюд возненавидел еси, монашеское житие паче возлюбив, и Ангелом собеседник быти сподобился еси, и светильник многосветлый Российския земли, чудесми якоже второе солнце сияя. Но всех нас поминай, совершающих священную память твою: мы бо чада твоя, и овцы словесных твоих учений, и тя на помощь призываем, просящи тобою прияти мир и велию милость.

Стихира, глас 6-й
Иже на земли ангела, и на Небеси человека Божия, мира благое украшение, пищу благих добродетельных, постников похвалу, Сергиа великаго почтим: насажден бо в дому Господни, и процвете праведно, яко кедр в пустыни, умножив стадо Христово словесных овец, в преподобстве и правде.

Тропарь, глас 4-й
Иже добродетелей подвижник, яко истинный воин Христа Бога, на страсти вельми подвизался еси в жизни временней, в пениих, бдениих же и пощениих образ быв твоим учеником: темже и вселися в тя Пресвятый Дух, Егоже действием светло украшен еси. Но, яко имея дерзновение ко Святей Троице, поминай стадо, еже собрал еси мудре, и не забуди, якоже обещался еси, посещая чад твоих, Сергие Преподобне, отче наш.

Ин тропарь, глас 8-й
От юности восприял еси Христа в души твоей, Преподобне, и паче всего вожделел еси мирскаго мятежа уклонитися: мужески в пустыню вселился еси, и чада послушания в ней, плоды смирения возрастил еси. Тем быв Троице вселение, чудесы твоими всех просветил еси, приходящих к тебе верою, и исцеления всем подая обильно. Отче наш Сергие, моли Христа Бога, да спасет души наша.

Кондак, глас 8-й
Христовою любовию уязвився, Преподобне, и Тому невозвратным желанием последовав, всякое наслаждение плотское возненавидел еси, и яко солнце отечеству твоему возсиял еси, тем Христос даром чудес обогати тя. Поминай нас, чтущих пресветлую память твою, да зовем ти: радуйся, Сергие Богомудре.

Молитва первая

О священная главо, Преподобне и Богоносне отче наш Сергие, молитвою твоею, и верою, и любовию, яже к Богу, и чистотою сердца, еще на земли во обитель Пресвятыя Троицы душу твою устроивый, и ангельскаго общения и Пресвятыя Богородицы посещения сподобивыйся, и дар чудодейственныя благодати приемый, по отшествии же твоем от земных наипаче к Богу приблживыйся, и Небесныя Силы приобщивыйся, но и от нас духом любве своея не отступивый и честныя твоя мощи, яко сосуд благодати полный и преизливающийся, нам оставивый! Велие имея дерзновение ко Всемилостивому Владыце, моли спасити рабы Его, сущей в тебе благодати Его верующия и к тебе с любовию притекающая. Испроси нам от великодаровитаго Бога нашего всякий дар, всем и коемуждо благопотребен, веры непорочны соблюдение, градов наших утверждение, мира умирение, от глада и пагубы избавление, от нашествия иноплеменных сохранение, скорбящим утешение, недугующим исцеление, падшим возставление, заблуждающим на путь истины и спасения возвращение, подвизающимся укрепление, благоделающим в делах благих преуспеяние и благословение, младенцам воспитание, юным наставление, неведущим вразумление, сиротам и вдовицам заступление, отходящим от сего временнаго жития к вечному благое уготовление и напутствие, отшедшим блаженное упокоение, и вся ны споспешествующими твоими молитвами сподоби в день Страшнаго Суда шуия части избавитися, десныя же страны общники быти и блаженный оный глас Владыки Христа услышати: приидите, благословеннии Отца Моего, наследуйте уготованное вам Царствие от сложения мира. Аминь.

Молитва вторая

О священная главо, Преподобне отче, преблаженне Авво Сергие великий! Не забуди убогих своих до конца, но поминай нас во святых твоих и благоприятных молитвах к Богу. Помяни стадо твое, еже сам упасл еси, и не забуди посещати чад твоих. Моли за ны, отче священный, за дети твоя духовныя, яко имея дерзновение к Небесному Царю, не промолчи за ны ко Господу и не презри нас, верою и любовию чтущих тя. Поминай нас, недостойных, у Престола Вседержителева и не престай моляся о нас ко Христу Богу, ибо дана тебе бысть благодать за ны молитися. Не мним бо тя суща мертва, аще бо и телом преставился еси от нас, но и по смерти жив сый пребываеши. Не отступай от нас духом, сохраняя нас от стрел вражиих, и всякия прелести бесовския, и козней диавольских, пастырю наш добрый; аще бо и мощей твоих рака пред очима нашима видима есть всегда, но святая твоя душа со ангельскими воинствы, со безплотными лики, с Небесными Силами, у Престола Вседержителя предстоящи, достойно веселится. Ведуще бо тя воистинну и по смерти жива суща, тебе припадаем и тебе молимся, еже молитися о нас Всесильному Богу о пользе душ наших, и испросити время на покаяние, и о невозбранном преитии от земли на Небо, мытарств же горьких, бесов, воздушных князей и вечныя муки избавитися, и Небесному Царствию наследником быти со всеми праведными, от века угодившими Господу нашему Иисусу Христу. Емуже подобает всякая слава, честь и поклонение со Безначальным Его Отцем, и с Пресвятым, и Благим, и Животворящим Его Духом ныне, и присно, и во веки веков. Аминь.

Молитва третья

О небеснаго гражданине Иерусалима, Преподобне отче Сергие! Воззри на нас милостиво и к земли приверженных возведи к высоте небесней. Ты горЕ, на Небеси; мы на земли, низУ, удалены от тебе, не толико местом, елико грехами своими и беззакониями; но к тебе, яко нам сродному, прибегаем и взываем: настави нас ходити путем твоим, вразуми и руководствуй. Свойственно есть тебе, отче наш, благоутробие и человеколюбие: на земли живущу, не о своем токмо спасении бысть тебе попечение, но и о всех к тебе притекающих. Наставления твоя быша трость книжника скорописца, на сердце каждаго глаголы жизни начертавающая. Не телесныя токмо врачевал еси болезни, но паче душевных врач изящный явился еси, и вся твоя святая жизнь бысть зерцало всякия добродетели. Аще толик был еси, святче Божий, на земли: колик ныне еси на Небеси! Ты днесь предстоиши Престолу Света Неприступнаго, и в нем, яко в зерцале, зриши вся наша нужды и прошения; ты водворяешися вкупе со Ангелы, о единем грешнице кающемся радующимися. И человеколюбие Божие есть неистощимо, и твое к Нему дерзновение много: не престани о нас вопия ко Господу. Испроси предстательством твоим у Всемилостиваго Бога нашего мир Церкви Его, под знамением Креста воинствующей, согласие в вере и единомудрие, суемудрия же и расколов истребление, утверждение во благих делех, больным исцеление, печальным утешение, обиженным заступление, бедствующим помощь. Не посрами нас, к тебе с верою притекающих. Аще бо и недостойни есмы толикаго отца и ходатая, но ты, подражатель быв человеколюбия Божия, сотвори ны достойны чрез обращение от злых дел к благому житию. Вся Богопросвещенная Россия, твоими чудесы исполненная и милостями облагодетельствованная, исповедает тя быти своего покровителя и заступника. Яви древния милости твоя, и ихже отцем вспомоществовал еси, не отрини и нас, чад их, стопами их к тебе шествующих. Веруем, яко духом нам соприсутствуеши. Идеже бо есть Господь, якоже слово Его учит нас, тамо и слуга Его будет. Ты верный еси раб Господень, и Богу везде сущу, ты в Нем еси, и Он в тебе есть, паче же и телом с нами еси. Се нетленныя и живоносныя твоя мощи, яко сокровище безценное, вручи нам чудес Бог. Престояще им, яко тебе живу сущу, припадаем и молимся: приими моления наша и вознеси их на жертвенник благоутробия Божия, да приимем тобою благодать и благовременну в нуждах наших помощь. Укрепи нас, малодушных, и утверди нас в вере, да несомненно уповаем получити вся благая от благосердия Владыки молитвами твоими. Паству же твою духовную, тобою собранную, не престани управляти жезлом духовныя мудросте: подвизающимся помози, разслабленныя возстави, споспеши иго Христово несть во благодушии и терпении, и всех нас управи в мире и покаянии скончати живот наш и преселитися со упованием в блаженная недра Авраамова, идеже ты радостно по трудех и подвизех ныне почиваеши, прославляя со всеми святыми Бога, в Троице славимаго, Отца, и Сына, и Святаго Духа. Аминь.









Простой совет.



ПРОСТОЙ СОВЕТ

Приходит к преподобному Амвросию послушник и жалуется на искушение.
А ты, - скажет старец, - потерпи.
- Да не терпится, батюшка, - ответит огорченный.
- Ну, понеси.
- Да и не несется.
- Ну, так, - заключил старец, - не терпи, и не неси, а кати.

Греческие монахини почитают отца Даниила Сысоева как святого .


Насельницы одного из крупнейших греческих монастырей считают, что священнику Даниилу Сысоеву уже можно молиться как святому.
"Вам пора молиться не об отце Данииле, а молиться ему самому", - сказала корреспонденту "Интерфакс-Религия" сестра Просдоки из монастыря Благовещения Богородицы в Ормилии на полуострове Халкидики.
Она также выразила недоумение, что почитание отца Даниила в России пока не очень широко.
По словам монахини, многие православные в Греции прославляют отца Даниила наряду со множеством греческих святых, убитых за православную веру турками.
Могила отца Даниила, по мнению собеседницы агентства, может стать еще одним из мест в России, которые с особой любовью посещают греческие паломники. До сих пор такой святыней считались мощи преподобного Серафима Саровского в Дивеево.
Священник Даниил Сысоев был известен своей миссионерской работой среди мусульман. Он проводил публичные диспуты с представителями ислама и проповедовал гастарбайтерам на московских стройках и рынках.
19 ноября 2009 года отец Даниил был застрелен в храме Апостола Фомы, настоятелем которого являлся.
http://www.interfax-religion.ru/?act=news&div=37651

Святитель Николай Сербский - Бог хочет, чтобы человек веровал...

Бог хочет, чтобы человек надеялся на Него больше, чем на кого бы то ни было и на что бы то ни было в мире.

Но более того, Бог хочет, чтобы человек всею своею любовью был привязан исключительно к Нему и в то же время лучами этой любви привязывался к творениям Божиим, находящимся вокруг.
Сие зовется единством человека с Богом. Сие зовется браком души со Христом. Все другое есть прелюбодеяние и блуд. Лишь подобная тесная связь души со Христом, лучшим образом которой на земле является брак, делает душу богатой и плодоносной. При всякой другой столь тесной связи душа порождает терния и волчцы и остается совершенно бесплодной ко всякому благу. Если этого не знают и не могут знать люди, находящиеся вне Церкви Христовой, то христиане знать обязаны, а особенно вы, православные, имеющие дух и традицию осознания всей глубины, высоты и широты Божия откровения чрез Господа нашего Иисуса Христа и более правильного понимания вечности, чем у народов Востока, и времени — чем у народов Запада.

Пусть говорят о чудесах? Вопрос священнику.

 

Пусть говорят о чудесах?

В телепередаче «Пусть говорят» уже не впервые заходит речь о православных святых. Несколько месяцев назад выпуск был посвящен блаженной Матроне Московской. Прошедший на днях эфир – о святителе Спиридоне Тримифунтском, мощи которого сейчас пребывают в Москве. Не была обойдена вниманием тема чудес по молитвам этого святого.

Нет ли в этом профанации веры? Стоит ли говорить о чудесах святых или важнее рассказать об их молитвенном подвиге, твердости в вере, добрых делах во славу Божью?



Игумен Арсений (Соколов): Нет сомнения, в Церкви и мире совершается много знамений и происходит немало чудес. Бог, «творяй чудеса един», совершает их не только непосредственно Сам, но и по просьбам Своих угодников. Проповедь Евангелия в мире часто подкрепляется знамениями (Евангелие от Марка 16:20).

Какое отношение имеют чудеса к вере? Они – следствие веры, а вовсе не её основание и не её причина. Вера – условие совершения чуда, не наоборот. Евангелия неоднократно подчёркивают, что Господь наш Иисус Христос требовал наличия веры перед тем, как совершить чудо исцеления. Никогда в Евангелиях Господь не совершает чудес просто так, для убеждения в Своём мессианстве или чтоб кого-то удивить, но всегда и только – из любви и сострадания к людям, чья вера была условием их совершения. А когда требуют от Него знамений, отказывается эти требования исполнять: «Не дастся знамение роду сему» (Евангелие от Матфея 12:39 и пар.; 16:4).

И ещё. У себя в отечестве, где Господь Иисус вырос, Он «не мог совершить… никакого чуда» (Евангелие от Марка 6:5 и пар.) – по неверию соотечественников. Была бы у жителей Назарета вера – было бы и чудо. Вера, доверие Богу – это ключ к чудесному божественному вмешательству в жизнь людей и народов.

Иногда мы, христиане, грешим погоней за чудесами. Порой эта гонка принимает довольно причудливые и болезненные формы. Но среди поучений египетских пустынников есть, например, вот такое, удивительнейшее: «Тот, кто видит свои грехи, больше того, кто воскрешает мёртвых!». Трезвая вера не ищет чудес, не требует их. Она сама способна творить чудеса, «при Господнем содействии» (Евангелие от Марка 16:20).

Можно ли рассказывать про совершающиеся чудеса, например через СМИ? Думаю, да, но при условии серьёзной церковной интерпретации, не устраивая шоу. То есть так, как об этом рассказывается в Новом Завете.


Протоиерей Димитрий Карпенко: Сам эту передачу я не смотрел, потому что в это время у нас только-только кончилась вечерняя служба и сразу начались катехизические занятия для взрослых. Но уже в воскресенье часть прихожан требовала иконы святителя Спиридона Тримифунтского, которых у нас, надо сказать, нет.
На эту ситуацию можно посмотреть двояко: с одной стороны хорошо, что телевидение обращает внимание на темы, так или иначе связанные с Церковью, но с другой стороны понимаешь, что народ, по большей части, привык слышать именно телевизор, а не Церковь. И хорошо, если по телевизору будет расставлены правильные акценты, но ведь никто этой гарантии дать не может. А люди до сих пор свято верят всему тому, что покажут в программе «Время» или напечатают в газете «Правда» (неважно какая, «Комсомольская» или нет).
Возможно, что кто-то после этой передачи проявит некоторый интерес к Церкви и Ее святым, но ведь еще вполне возможно, что другая подобная передача о каком-либо народном целителе показанная в прайм-тайм соберет куда более обильный урожай последователей. А задачи Церкви научить «различению духов» (1 Иоан. 4:1). Телевизор этому не учит.


Прибытие св. мощей святителя Спиридона Тримифунтского
в храм Христа Спасителя

Протоиерей Дионисий Поздняев: Чудо – то, что укрепляет веру. Однако при крепкой вере чудо не является уже необходимым для человека. В Православии нет акцента на чудо как на основу веры – вернее, на чудотворение. Главное Чудо – Воскресение Спасителя, и этого достаточно для нашего спасения. Конечно, чудеса, которые мы видим в жизни святых – это укрепление для нас в периоды уныния, слабости или маловерия. Но если бы и ни единого чуда не было нам явлено – Само Воскресение осталось бы основой веры, надеждой и упованием. Нет чудес больших, чем оно.

Ну а несколько утилитарное отношение к святыне – от того, что молитва направлена в основном к прошению. Это тоже молитва, но не самая высокая. Святые отцы все свидетельствуют о том, что благодарение Бога и славословие – более высокий род молитвы. Так же и верность духу святых или прославление их жития – выше, чем почитание их за те или иные чудеса. На этом, первом шаге останавливаться не стоит.

Чудо – то, что укрепляет веру. Однако при крепкой вере чудо не является уже необходимым для человека. В Православии нет акцента на чудо как на основу веры – вернее, на чудотворение. Главное Чудо – Воскресение Спасителя, и этого достаточно для нашего спасения. Конечно, чудеса, которые мы видим в жизни святых – это укрепление для нас в периоды уныния, слабости или маловерия. Но если бы и ни единого чуда не было нам явлено – Само Воскресение осталось бы основой веры, надеждой и упованием. Нет чудес больших, чем оно.

Ну а несколько утилитарное отношение к святыне – от того, что молитва направлена в основном к прошению. Это тоже молитва, но не самая высокая. Святые отцы все свидетельствуют о том, что благодарение Бога и славословие – более высокий род молитвы. Так же и верность духу святых или прославление их жития – выше, чем почитание их за те или иные чудеса. На этом, первом шаге останавливаться не стоит.

http://www.pravmir.ru/pust-govoryat-o-chudesax/

Кондак 13
----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
О пречудный святителю Христов, отче Спиридоне! Нынешнее наше моление прием, избави нас от всех бед и напастей, укрепи на враги страну нашу, даруй нам оставление прегрешений и изми от вечныя смерти всех вопиющих о тебе к Богу: Аллилуиа.
----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------


Перенесение частицы мощей святителя Спиридона Тримифунтского
в Данилов монастырь