Молитва о врагах. Святитель Николай Сербский(Велимирович)


Благослови врагов моих, Господи. И я их благословляю и не кляну.
Враги решительнее друзей толкают меня в объятия Твои. Друзья тянули меня к земле, враги разрушали все надежды мои на земное. Они сделали меня странником в царствах земных и ненужным жителем земли. Как преследуемый зверь быстрее находит себе убежище, чем непреследуемый, так и я, гонимый врагами, укрылся под покровом Твоим, где ни друзья, ни враги не могут погубить душу мою.
Благослови врагов моих, Господи. И я их благословляю и не кляну.
Они вместо меня исповедали перед миром грехи мои.
Они бичевали меня, когда я сам жалел бичевать себя.
Они мучили меня, когда я от мук бегал.
Они поносили меня, когда я льстил себе.
Они плевали в меня, когда я был горд собой.
Благослови врагов моих, Господи. И я их благословляю и не кляну.
Когда я считал себя мудрым, они называли меня безумцем.
Когда я считал себя сильным, они смеялись надо мной, как над карликом.
Когда я стремился быть первым, они теснили меня к последним.
Когда стремился к богатству, они били меня по рукам наотмашь.
Когда я собирался спать мирно, они будили меня ото сна.
Когда я строил дом для долгой и тихой жизни, они разрушали его и изгоняли меня.
Воистину, враги отлучили меня от мира и помогли рукам моим дотянуться до края одежд Твоих.
Благослови врагов моих, Господи. И я их благословляю и не кляну.
Благослови их и умножи, умножи и сильнее ожесточи на меня.
Да будет бегство мое к Тебе безвозвратным.
Да истают надежды мои на земное, как паутина.
Да воцарится смирение в душе моей.
Да станет сердце мое могилой близнецам злобным – гневу и гордости.
Да соберу на небесах все сокровища свои.
Да освобожусь навсегда от самообольщения, запутавшего меня в страшную сеть жизни призрачной.
Враги открыли мне то, что немногим ведомо: нет у человека врагов, кроме него самого.
Тот лишь ненавидит врагов, кто не познал, что враги не враги, но друзья взыскательные.
Воистину, трудно сказать мне, кто сделал мне больше добра и кто причинил больше зла – враги или друзья.
Посему благослови, Господи, и друзей, и врагов моих.
Раб клянет врагов, ибо не ведает. Сын их благословляет, ибо ведает.
Ибо ведает сын, что враги не властны над жизнью его. Потому ходит он среди них свободно и молится о них ко Господу.
Благослови врагов моих, Господи. И я их благословляю и не кляну.
Публикуется по «Миссионерские письма». Перевод Светланы Луганской

Косметика - пятна на образе Божием



До какого же безобразия докатились сегодня люди! Нынешние женщины делают себе разные химические завивки и волосы у них стоят дыбом - как все равно накрахмаленные. А как они пахнут! Просто аллергия начинается. Видя мирскую женщину, по-мирски украшенную, по-мирски пахнущую, я испытываю внутреннее отвращение.

Как-то мне сказали, что одна особа поехала в Германию учиться косметологии. "И что же такое косметология?" - спросил я. "Косметологи, - объяснили мне, - старух превращают в молодух!" Вот тут-то я и вспомнил, что тоже видел как-то одну пожилую "молодуху" с горизонтальным шрамом на лбу. "Что с ней, бедной?" - спросил я потом у одного ее знакомого. "Ничего страшного, - ответил он. - Она сделала пластическую операцию, чтобы на лице натянулась кожа и исчезли морщины". А я-то подумал, что несчастная бабушка попала в аварию и перенесла серьезное хирургическое вмешательство. До чего же доходят нынешние люди!

- Сегодня, Геронда, косметику грехом не считают.

- Да, это я уже понял. Недавно встретил одну женщину, с которой был знаком раньше. Прежде она была подобна ангелу, а сейчас, размалеванную, я ее даже не узнал. "Бог, - сказал я ей, - сотворил все очень премудро, но в отношении тебя допустил одну большую ошибку". - "Почему, отче?" - удивилась она. "Потому, - говорю, - что не "украсил" тебя синевой под глазами! Это была Его ошибка! Других-то людей Он сотворил красивыми, но с тобой просчитался! Неужели ты сама не понимаешь, несчастная? Ведь всей этой косметикой ты себя уродуешь! Все равно что берешь византийскую икону и в разных местах пачкаешь ее краской, малюешь, портишь. Так что же, будем мазать краской образ Божий - [себя самих] ? Представь, что художник написал красивую картину, потом пришел человек, ничего не смыслящий в живописи, схватил кисточку и наставил на картине разных аляповатых мазков, то есть изуродовал произведение искусства. Ты делаешь то же самое. Этой косметикой ты все равно что говоришь Богу: "Ты, Боже мой, сделал меня плохо. Я исправлю Твою ошибку".

Помню еще одну женщину. Она пришла ко мне с красными ногтями - длиннющими, как у ястреба, и начала просить: "Мой ребенок тяжело болен. Помолись, отче. Я тоже молюсь, но..." - "Что ты там молишься! - перебил я ее. - Такими когтищами ты наносишь раны Христу! Чтобы ребенок выздоровел, постриги сперва свои ногти. Ради здоровья своего ребенка сделай, по крайней мере, это: обрежь ногти и смой с них краску". - "А можно я покрашу их белым лаком, отче?" - "Я тебе говорю: очисти свои ногти от краски и подстриги их. Сделай хоть какую-то жертву ради здоровья своего ребенка. Да что же это такое, а? Ведь если бы так было надо, то Бог изначально создал бы тебя с красными ногтями..." - "Так, значит, я покрашу их белым лаком, отче?" Ух, уморила. "Да, - подумалось мне, - дождетесь вы здоровья - и ты, и твой ребенок... " Больше всего духовно "простужает" детей мать, когда она не одета в скромность сама и вдобавок старается "ощипать", лишить скромности своих собственных чад.

Кто-то может быть не очень красивым или иметь какое-нибудь увечье. Бог знает, что это духовно помогает ему. Ведь Бога больше заботит не тело, а душа. У всех нас есть достоинства, но и какие-то небольшие изъяны, недостатки. Это даже не крест, а маленькие крестики. Эти крестики помогают нам в спасении души.

Старец Паисий Святогорец

Святые Пётр и Павел.С Праздником, дорогие братья и сёстры!

 
Молитва

О святии апостоли Петре и Павле, не отлучайтеся духом от нас, грешных раб Божиих (имена), да не разлучимся вконец от любве Божия, но крепким заступлением вашим нас защитите, да помилует Господь всех нас молитв ваших ради, да истребит же рукописание безмерных грехов наших, и да сподобит со всеми святыми блаженнаго Царствия и брака Агнца Своего, Емуже честь и слава, и благодарение и поклонение во веки веков.


Праздник всехвальных первоверховных апостолов Петра и Павла




12 июля православная церковь отмечает День славных и всехвальных первоверховных апостолов Петра и Павла. В этот день заканчивается Петров пост.

Апостол Петр — уроженец города Вифсаиды, брат апостола Андрея, жил со своим семейством в Капернауме и занимался рыболовством. Звали его Симоном, а имя Петр (что значит камень) он получил от Иисуса Христа. Жизнь Петра освещена в Евангельском повествовании более других апостолов потому, что он все время находился рядом с Христом, особенно сильно был привязан к Нему, первый безоговорочно верит в Божественное посланничество Господа. За это он был удостоен особой близости к Господу.

Христос, утвердив Петра в апостольском звании, троекратно повторил: «Паси овец Моих». И Петр стал одним из самых смелых проповедников Евангелия. Уже в день Пятидесятницы он обратил в Христову веру сначала 5000, а потом еще 3000 человек.

Петр прославился многими исцелениями, а в Иоппии воскресил из мертвых Тавифу, бестрепетно свидетельствовал о Христе перед начальниками иудейскими и судом синедриона, был дважды заточен в темницы, обрекался на смерть, но после чудесных освобождений ангелом не оставлял своего проповеднического подвига. Он побывал в разных странах Востока и Запада. Петр мученически скончался в Риме примерно в 57 году. Приговоренный к кресту он попросил распять его вниз головой, считая себя недостойным умереть, как Господь.

Апостол Павел носил имя Савл, что значит «выпрошенный», «вымоленный», и только спустя некоторое время после обращения ко Христу стал называться Павлом. Он был родом из Тарса, жители которого пользовались правами римских граждан. Воспитывался при Гамалииле, известнейшем иудейском законоучителе того времени. Савл вырос неистовым защитником отечественного закона и отеческих преданий. Евангельская проповедь апостолов вызвала его горячее негодование, и он стал одним из главных их гонителей.
Апостол Павел, как и апостол Петр, много потрудился в распространении Христовой веры и справедливо почитается вместе с ним «столпом» Церкви Христовой и первоверховным апостолом. Они оба мученически скончались в Риме при императоре Нероне, и их память празднуется в один день.

Любовь и верность.


8 июля — преставление благоверных князя Петра, в иночестве Давида, и княгини Февронии, в иночестве Евфросинии, Муромских чудотворцев


Вот уже несколько лет, как в России утверждён государственный праздник семьи, любви и верности, приуроченный к церковному дню памяти святых супругов Петра и Февронии. Отрадно, что в век крайнего легкомыслия и развращённости нравов мы слышим по крайней мере слова, призывающие нас к семейному идеалу!

Вспоминая добродетельных мужей и жён русского средневековья, их отдалённые потомки сегодня испытывают самые различные чувства. Живущие по совести укрепляются в благом намерении донести свечу супружеской взаимной любви до победного конца. Колеблющиеся и слабые, падкие на всевозможные соблазны, внутренне ободряются и обретают в себе силы преодолевать препятствия, вырастающие на пути к семейному счастью. Циничные и развращённые с иронией усмехаются и мрачнеют, угнетаемые сознанием собственных преступлений против истинной и высокой любви. Равнодушными остаются только невежды, закрывшиеся от света Божия в душном мирке омрачённых суетой сердец, которые чужды и «Божества, и вдохновенья, и слёз, и жизни, и любви»…




И всё-таки не может не дрогнуть человеческая душа, когда слышит о супружестве гармоничном, о счастье нерушимом, о любви, чуждой предательства и измен! Почему? Потому что «подвиг есть и в сраженьи», среди стрел и пуль, но есть подвиг сокровенный и незримый, под внешним покровом обыденной, спокойной жизни.

Подлинная человеческая любовь отличительным своим достоинством имеет верность и постоянство! Эти качества красной нитью проходят через все лучшие произведения русской литературы — от древнего «Плача Ярославны» до вдохновенных страниц «Войны и мира», семейной хроники, выросшей в роман-эпопею вселенского масштаба.

Противостоит семейному идеалу лукавая похоть, которую мы даже затрудняемся назвать животной… Ведь в мире безсловесных так много удивительных примеров верности до самопожертвования! Не так просто русских женщин именовали в старину «лебёдушками», столь грациозными в их величественной скромности! «Гуси-лебеди», эти чудо-птицы, найдя себе пару, никогда ей не изменяют; а длинноногие, белокрылые аисты, говорят, падают с высоты наземь в случае непредвиденной смерти своей половины.

Вспомним, друзья, к нашему разговору один замечательный эпизод из жития святых Петра и Февронии. Однажды, во время путешествия по реке, добродетельная княгиня поймала на себе страстный и жадный взгляд вельможи, входившего в круг ближайших соратников муромского князя. Обратившись к боярину, праведная Феврония попросила его наклониться и, зачерпнув пригоршней воды с левого борта, выпить её. Тот безмолвно повиновался. Затем мудрая женщина повелела своему тайному воздыхателю испить речной влаги, взятой справа от ладьи. «Какова вода на вкус?» — спросила угодница Божия. «Совершенно одинакова». — «Как же ты безстыдно взираешь на чужую жену, хотя доподлинно знаешь, что женское естество всегда одно и то же?» — строго спросила святая Феврония, усрамив и тотчас остудив пыл похотливца.

Горе же «очам завидущим и рукам загребущим»! Сколько же их ныне на Руси, заживо уловленных диаволом в сеть погибели, охотников до чужой плоти! Молнией с небес разит несчастных слово Божие, вещающее через святого апостола Павла: Брак (…) честен и ложе [супругов] непорочно; блудников же и прелюбодеев судит Бог (Евр. 13, 4).

Видели ли вы среди последних хотя бы одного спокойного, мирного, счастливого? Иные и хотели бы представить себя таковыми на людях, однако шила в мешке утаить не могут. Это шило — преступная блудная страсть, адским огнём выжигающая совесть без остатка и постоянно влекущая свою жертву на поиски новых срамных приключений, завершающихся по обыкновению неизлечимыми болезнями либо злой и безотрадной кончиной. Но довольно об этом.

Любовь супружеская, освящённая верой в Небесного Отца и скреплённая благодатью венчания, прекрасна… Спору нет: она требует целожизненного подвига и взаимных жертвенных трудов для своего охранения и возрастания. Однако и награда велика! Мы имеем в виду не только «мзду на небесах», но и земное воздаяние. В чём оно? Во-первых, в самой любви, которая подобна чудному соцветию. Далеко вокруг себя оно распространяет тонкие ароматы радости, нежности, верности, деликатности и внутренней стыдливости; взаимопонимания, единодушия, проницательности, чуждой подозрительности и недоверия. Во-вторых, в детях, если их даёт Бог. Блудники озабочены только собой и своими нечистыми удовольствиями, чуждыми призвания отцовства и материнства. Любящие супруги с христианским самосознанием благоговеют пред даром жизни и видят в продолжении рода чудо Божьего благословения. Любовь есть неоспоримое свидетельство истины. Как бы ни было ныне сложно взрослым воспитывать своих детей, последние, ещё не обладая ни опытом, ни мудростью, всегда почувствуют сердцем внутреннюю правоту родителей и в конце концов придут к осмысленной признательности им за дар жизни. Нелицемерная привязанность и почтительность со стороны детей — это ли не награда, это ли не венец счастья на украшенных сединами главах родителей?

«Блажен, кто верует, тепло ему на свете!» Блажен, кто ещё верует в любовь в наши «окаянные дни»! Эта вера основана не на грёзах и мечтах, но на незыблемом основании Любви распятой и воскресшей — Господе нашем Иисусе Христе, Который вчера и сегодня и во веки Тот же (Евр. 13, 8).

«Чем ночь темней, тем ярче звёзды…» Отмечая в эти июльские дни празднество семьи, я бы назвал верных и любящих друг друга христианских супругов «исповедниками». Вопреки всем враждебным вихрям, реющим над Русской землёй, они крепко держат свечу «негасимой любви» и устремляются по стопам своих благочестивых предков в тихую пристань спасения, не обращая внимания на вой и улюлюканье продажных средств массовой информации и на отсутствие вдохновляющих жизненных примеров.



Пусть же, друзья, ярко и жарко разгорается огонёк радостного служения семье и друг другу в наших сердцах, разгоняя мрак холодности, развращённости и вероломства! Претерпевший (…) [в любви] до конца спасётся, — обетует православным супругам Сам Бог (Мф. 10, 22)…

С Рождеством Иоанна Крестителя!







ИН ТРОПАРЬ, ГЛАС 4

Пророче и Предтече пришествия Христова, достойно восхвалити тя недоумеем мы, любовию чтущия тя: неплодство бо рождшия и отчее безгласие разрешися славным и честным твоим рождеством, и воплощение Сына Божия мирови проповедуется. (24 июня/7 июля; Рождество святого Пророка, Предтечи и Крестителя Иоанна)


Пророк Иоанн Креститель был сыном священника Захарии (из рода Аарона) и праведной Елизаветы (из рода царя Давида). Жили его родители около Хеврона (в Нагорной стране), на юг от Иерусалима. Он приходился по материнской линии родственником Господа Иисуса Христа и родился на шесть месяцев раньше Господа. Как повествует Евангелист Лука, архангел Гавриил, явившись его отцу Захарии в храме, возвестил о рождении у него сына. И вот у благочестивых супругов, до преклонной старости лишенных утешения иметь детей, наконец рождается сын, которого они испросили в молитвах.

По милости Божией он избежал смерти среди тысяч убитых младенцев в Вифлееме и его окрестностях. Святой Иоанн вырос в дикой пустыне, готовя себя к великому служению строгой жизнью — постом и молитвой. Он носил грубую одежду, прихваченную кожаным поясом, и питался диким медом и акридами (род саранчи). Он остался пустынножителем до тех пор, пока Господь не призвал его в тридцатилетнем возрасте к проповеди еврейскому народу.

Повинуясь этому призванию, пророк Иоанн явился на берегах Иордана, чтобы приготовить народ к принятию ожидаемого Мессии (Христа). К реке перед праздником очищения в большом количестве сходился народ для религиозных омовений. Здесь и обратился к ним Иоанн, проповедуя покаяние и крещение во оставление грехов. Сущность его проповеди заключалась в том, что прежде, чем получить внешнее омовение, люди должны нравственно очиститься, и таким образом приготовить себя к принятию Евангелия. Конечно, крещение Иоанна не было еще благодатным таинством христианского крещения. Смысл его заключался в духовном приготовлении к принятию будущего крещения водой и Святым Духом.

По выражению одной церковной молитвы, пророк Иоанн был светлой утренней звездой,


которая своим блеском превосходила сияние всех других звезд и предвещала утро благодатного дня, освещаемого духовным Солнцем Христом (Мал. 4, 2). Когда ожидание Мессии достигло высшей степени, пришел к Иоанну на Иордан креститься и Сам Спаситель мира, Господь Иисус Христос. Крещение Христа сопровождалось чудесными явлениями — схождением Святого Духа в виде голубя и голосом Бога Отца с неба: «Сей есть Сын Мой возлюбленный... »

Получив откровение о Иисусе Христе, пророк Иоанн говорил народу о Нем: «Вот Агнец Божий, который берет на Себя грехи мира». Услышав это, двое из учеников Иоанна присоединились к Иисусу Христу. То были апостолы Иоанн (Богослов) и Андрей (Первозванный, брат Симона Петра).

Крещением Спасителя пророк Иоанн завершил и как бы запечатлел свое пророческое служение. Он безбоязненно и строго обличал пороки как простых людей, так и сильных мира сего. За это он скоро пострадал.

Царь Ирод Антипа (сына царя Ирода Великого) приказал посадить пророка Иоанна в темницу за обличение его в оставлении своей законной жены (дочери аравийского царя Арефы) и за незаконное сожительство с Иродиадой. Иродиада до этого была замужем за родным братом Ирода, Филиппом.

В день своего рождения Ирод устроил пир, на который съехалось много знатных гостей. Саломия, дочь нечестивой Иродиады, своей нескромной пляской во время пира до того угодила Ироду и возлежащим с ним гостям, что царь с клятвой обещал ей дать все, чего ни попросит она, даже до половины своего царства. Танцовщица, наученная матерью, просила дать ей тогда же на блюде голову Иоанна Крестителя. Ирод уважал Иоанна как пророка, поэтому он опечалился от такой просьбы. Однако постеснялся нарушить данную им клятву и послал стража в темницу, который отсек Иоанну голову и отдал ее девице, а та отнесла голову своей матери. Иродиада, надругавшись над отсеченной святой главой пророка, бросила ее в грязное место. Ученики Иоанна Крестителя погребли его тело в Самарянском городе Севастии. За свое злодеяние Ирод получил возмездие в 38 году после Р. X.; его войска были разбиты Арефой, выступившим против него за бесчестье дочери, которую он покинул ради Иродиады, а в следующем году римский император Калигула сослал Ирода в заточение.


Иоанн Предтеча

Святой Иоанн Предтеча Как повествует предание, Евангелист Лука, обходя с проповедью Христовой разные города и селения, из Севастии взял в Антиохию частицу мощей великого пророка — его правую руку. В 959 году, когда мусульмане овладели Антиохией (при императоре Константине Порфирородном), дьякон перенес руку Предтечи из Антиохии в Xалкедон, откуда она была перевезена в Константинополь, где и хранилась до времени завоевания этого города турками. Потом правая рука Иоанна Крестителя хранилась в Петебурге в церкви Нерукотворного Спаса в Зимнем Дворце.

Святая же глава Иоанна Крестителя была найдена благочестивой Иоанной и погребена в сосуде на Елеонской горе. Позже один благочестивый подвижник, копая ров для основания храма, нашел это сокровище и хранил его у себя, а перед смертью, опасаясь поругания святыни неверующими, скрыл ее в земле в том же месте, где нашел. В царствование Константина Великого, два инока приходили в Иерусалим поклониться Гробу Господню, и одному из них явился Иоанн Предтеча и указал, где закопана его голова. С этого времени христиане стали праздновать Первое обретение главы Иоанна Предтечи.

О пророке Иоанне Крестителе Господь Иисус Христос сказал: «Из рожденных женами не восставал (пророк) больший Иоанна Крестителя». Иоанн Креститель прославляется Церковью, как «ангел, и апостол, и мученик, и пророк, и свечник, и друг Христов, и пророков печать, и ходатай ветхой и новой благодати, и в рожденных пречестнейший, и светлый Слова глас».



Иоанн, много проповедовавший о скором пришествии Мессии, увидев Иисуса, был удивлён и сказал: «мне надобно креститься от Тебя, и Ты ли приходишь ко мне?». На это Иисус ответил, что «надлежит нам исполнить всякую правду» и принял крещение от Иоанна. Во время крещения «отверзлось небо, и Дух Святый нисшёл на Него в телесном виде, как голубь, и был глас с небес, глаголющий: Ты Сын Мой Возлюбленный; в Тебе Моё благоволение!».

Праздник рождества Иоанна Предтечи по старому стилю и приходился на 24 июня.
Иванов день и день Ивана Купалы – такое название можно встретить в разговорной речи. Это самый длинный день в году (летние солнцестояние).

Существует несколько больших и светлых православных праздников, связанных с почитанием святого Пророка Иоанна Крестителя — Иоанна Предтечи (даты по-новому стилю):
6 октября — зачатие Иоанна Предтечи,
7 июля — рождество Иоанна Крестителя,
11 сентября — усекновение главы Иоанна Предтечи,
20 января — Собор Иоанна Крестителя в связи с праздником Крещения,
9 марта — первое и второе обретение главы Иоанна Предтечи,
7 июня — третье обретение главы Иоанна Предтечи.


Акафист
 

С Праздником Владимирской иконы Божией Матери!!!

 
 

икона Богоматери ВЛАДИМИРСКАЯ
Одна из самых почитаемых в России икон Богородицы.
3 июня (21 мая по старому стилю), 6 июля (23 июня), 8 сентября (26 августа)

...чудесный свет Владимирской иконы
лучами солнца льется сквозь века,
запечатлев духовные законы
любви, надежды, мира и добра...

Святой Руси чудесная святыня –
во дни скорбей, страданий, многих бед
Присноблаженной пречестное имя
сияло Радугой, даруя дивный свет.

...в день Рождества поем и величаем
Тебя, Надежда всех концов земли!
благодарение и славу возсылаем
в церквах и храмах на Святой Руси.

Родителям обычно попускаются скорби через детей

Когда священникам, которые взяли на себя духовническую
работу, говорят: «Батюшка, у нас проблемы во
взаимоотношениях с детьми...», — они обычно
спрашивают: «Ты когда последний раз
причащался?» — «Ну, батюшка, полгода
назад...» или «...год назад», а то и
— «Несколько лет назад». Это ответ на
все вопросы, потому что проблемы детей — это
проблемы духовного состояния родителей — нас с вами.



«Вам надо стать святыми! Для того, чтобы спасти
свою дочь...»

Святыми»
по-гречески можно перевести как «освященными»,
то есть стать носителями Божественной благодати Святого
Духа. Собственно, каждый человек, кто считает и исповедует
себя христианином, в любом случае должен становиться
святым.



Родителям обычно попускаются скорби через детей



Все мы, раз уж исповедуем Христа своим Господом, должны
идти путем возвращения себе того Богоподобного образа, по
которому человек изначально и был создан. Адам был создан
по образу и подобию Божию. До падения он нес этот образ в
себе, а с падением его утратил. Христос дал нам путь и,
можно сказать, технические средства, с помощью которых мы
в себе этот богоподобный образ можем восстановить. И
знаете, поговорка такая есть, уже набившая оскомину, что
гром не грянет — мужик не перекрестится. Так вот,
Господь иногда даёт «прогреметь грому» —
допускает нам потерпеть скорби именно там, где это для нас
наиболее болезненно и восприимчиво.

Соответственно, родителям это обычно
попускается через детей, тем из родителей, у кого есть
хотя бы просто способность к человеческой любви. К
сожалению, сейчас все чаще встречаешься с родителями,
которые относятся к своим детям вообще без какого-либо
внимания. Знаете, кошка до какого-то возраста за своего
котенка большой собаке раздерет брюхо, его защищая, а
потом — щелк — и, в определенный момент его
взросления, она уже перестает его воспринимать своим
ребенком. И даже потом может с ним сойтись, как просто
с самцом своего кошачьего рода. У некоторых людей мы в
последнее время все чаще замечаем такое же отношение к
собственным детям: он еще маленький, недавно родился, а
уже что-то такое в душе щелкнуло и ребенок уже как
будто и не родной. Такое удивительное омертвление души
человеческой. Думаю, это тоже знаки времени, какого-то
критического духовного периода нашей цивилизации.



Возможно, среди нас есть немало людей, кто через своих
детей уже имел или имеет какие-то скорби и проблемы,
подтолкнувшие нас на путь к Богу. Благодаря преодолению
этих трудностей, с Божьей помощью, постепенно мы
приближаемся к обретению того изначального образа, который
должны иметь, восстанавливая его в себе с момента, как
приняли решение идти по пути Христову. Но поскольку мы
немощны, и у нас не получается самих себя понуждать к
духовной жизни такой степени внутреннего накала, который
необходим, чтобы этот образ в себе восстановить, то бывает
нам попущено через наших близких, детей иметь скорби.
Каждый раз, когда человек сталкивается с проблемой у своих
детей, со скорбями через своих детей, то первый совет
пастыря и практикующего духовника звучит примерно так:
начни налаживать правильные взаимоотношения с Богом. Начни
налаживать свою молитвенную благодатную жизнь, пользуясь
теми средствами, которые Господь дал Церкви, всеми теми
богатствами, которые уже две тысячи лет в Церкви у нас
пребывают. Неисчерпаемые благодатные дары Церкви нам даны
в виде священнодействий, в Таинствах, через которые людям
подается благодать. Но, к сожалению, зачастую даже те, кто
считает себя воцерковленными православными людьми,
опытными в религиозных вопросах, те, которые точно знают,
«какой рукой надо свечку брать», сколько икон
«Богоматерей» и т. д., этими благодатными
Дарами пренебрегают. Мы, порой, хорошо разбираемся в
обрядово-церковной жизни, а спотыкаемся на самых простых
вещах, когда слышим понятия «духовная жизнь»,
«жизнь духа».



Жизнь духа



Многие считают, что духовная жизнь заключается только в
том, чтобы ходить в церковь, молиться, исповедоваться и
причащаться. Но это ещё совсем не духовная жизнь, а лишь
внешняя церковная жизнь, которая может помочь человеку
нравственно усовершенствовать себя. Нравственно, то есть
внешне. В отношении нравственности протестанты нам сто
очков вперед дадут. Посмотреть на баптистов, например. Они
чистенькие, аккуратненькие, все в костюмчиках с
галстучками собираются на свои собрания, не пьют, не
курят, матом не ругаются, женам не изменяют. Там, конечно,
бывают, наверное, какие-то падения, но в основной своей
массе нравственность у них гораздо выше, чем у нас
православных, носителей благодати, носителей самой чистой
христианской веры, которая за 2000 лет сохранилась. В этом
отношении мы, православные, такие богатые... а они,
протестанты, с точки зрения простой нравственности, нам
сто очков вперед дадут. Тем не менее, назвать их
«высокодуховными», да и вообще
«духовными» будет неправильно. Почему? Потому
что жизнь нравственная — внешняя: соблюдение всех
внешних общепринятых традиций, обычаев, обрядов и т. д. У
нас это чаще всего — правильная длина юбки, по всем
правилам платочек завязан... Это, конечно, хорошо и в
каких-то случаях помогает дисциплинировать нашу жизнь,
внешне ее организовать, задать общий настрой на то, чтобы
вести себя хотя бы внешне правильно, благочестиво, не
искушая других людей. Но это только первый этап. И, к
сожалению, на этой первой ступени большинство нас,
православных, так и остается, не переходя из этой
нравственной жизни в следующий этап — этап жизни
духовной. А без настоящей духовной жизни говорить о
восстановлении в себе образа Божия, о стяжании благодати
Святого Духа — абсолютно бесполезное занятие, пустые
слова.



Собственно, Христос за это и обличал фарисеев, когда им
говорил, что вы, как гробы раскрашенные: снаружи вы
красивые... Как известно, во времена Спасителя гроб
представлял собой пещеру. Снаружи она закрывалась камнем и
раскрашивалась, ворота красиво оформлялись орнаментами,
цветочками, а внутри... труп разлагался. Вот Христос и
сравнивает «высоконравственных» фарисеев с
такими гробами. Хотя это были на самом деле
высоконравственные люди, внешне идеально исполняющие Закон
Божий. Но при этом Господь критически относился к
внутреннему состоянию их души. Почему? Потому что Бог есть
Дух.



А что такое дух? Представим, что тело — это сосуд,
такой, как, например, стеклянный стакан, который я держу
сейчас в руке. Если вставить в него прозрачный
полиэтиленовый пакетик, то, по сути, это будет
«модель» души, пребывающей в теле, которую
можно вытащить и вернуть обратно... А если внутрь этого
пакетика мы нальем воду, то это уже будет модель
«духа»... Дух — это состояние,
внутреннее наполнение души. Поскольку Сам Бог есть Дух,
соответственно, и дух, находящийся в человеке, созданном
по образу Божию, может быть Божьим Духом. Так происходит,
когда соединяется дух человеческий с Духом Божьим. Однако
человек, как сосуд телесный, может быть наполнен и духом
нечистым: духом страстей, духом греха.



Грех — это зло, которое человек причиняет сам
себе




А что такое грех? Грех — это зло, которое человек
причиняет сам себе. В юриспруденции существует термин
«деяние». Деянием может быть как действие, так
и бездействие: не протянул руку утопающему — он
утонул. Ты совершил деяние: бездействуя, дал человеку
погибнуть. То есть грех — это деяние. Оно может быть
мысленное, словесное, может проявиться и как внешнее
действие, но это деяние всегда разрушает и убивает того,
кто его совершает. Такова суть греха —
саморазрушение. Грех убивает именно того человека, кто его
совершает. Нарушение заповедей: «не убий»,
«не укради», «не прелюбодействуй»
— направлено против ближнего, потому что в
совершение этих грехов вовлекается еще некто другой: тот,
у кого ты украл, кого убил или, например, совратил. Но еще
в заповедях Моисея мы видим упоминание греха, в котором не
задействован никто другой: не пожелай ни вола, ни поля,
ничего что принадлежит другому-то есть не завидуй. Что же
это за грех такой? Ведь я, казалось бы, не украл, не убил,
вообще никому никакого вреда не причинил... У меня под
окном, например, стоит моя старая, советская ещё машина, а
рядом соседская — «Мерседес». Я завидую
тому, у кого «Мерседес». Владельцу иномарки от
этого не хорошо и не плохо, я ему никакого вреда не
причинил. Он сел в автомобиль и уехал, даже не зная, что я
существую. А я на него смотрю — и мне плохо, меня аж
всего разъедает от того, что это не я, а он на ней уехал.
Болит душа, потому что я впустил в себя зло, эту
демоническую разрушительную силу, которая причиняет мне
страдания — дух нечистый, дух разрушения. Христос
говорил о том, что дьявол изначально был человекоубийца.
То есть, впуская в себя этот дух нечистый, мы пускаем в
свой дом убийцу. Если нам в дом стучат, мы спрашиваем:
«Кто там?» — «Я маньяк, убийца,
откройте, пожалуйста, я сейчас вас всех поубиваю, долго
буду мучительно пытать, резать и потом всех убью»
— какой нормальный человек, услышав это, откроет ему
дверь? Тем не менее, когда мы смотрим в дверной
«глазок», а там — какой-то чисто
выбритый молодой человек с папочкой: «Вот, я вам
принес бесплатный талон для пенсионеров или еще
что-то», или варианты могут быть: девушка с букетом,
да все что хотите! Открываем, а оказывается — это
тот же самый маньяк... Так и грех часто принимает
какую-либо привлекательную личину, чтобы проникнуть в наши
души и начать в них разрушительное действие.



Это азы жизни духа. Так вот, суть духовной жизни — в
наполнении своей души Духом Божьим, Духом созидания, Духом
любви. Конечно, легко сказать: «Давайте, братья и
сестры, с этого момента наполняться Духом Божьим!»,
— и все сразу наполнились и начали спасаться.
Разумеется, это невозможно. Но я хочу, чтобы вы поняли эти
основные моменты и далее ориентировались на них в своей
повседневной жизни. Во-первых, страдание наших близких,
детей — не только наша беда, но абсолютном
большинстве случаев — это наша вина. Это мы передали
нашим детям свой генофонд греха, это мы с их самого
раннего детства так к ним относились и воспитывали, что к
определенному возрасту они начали проявлять нами же
заложенный в них дух греха. А мы, видя это, сетуем: ой,
как нам это не нравится, как это не хорошо! А откуда он у
них взялся? От нас! Мы виноваты. Соответственно, желая
изменить дух в наших детях, мы должны сначала менять его в
себе.



Хочешь изменить другого — изменись сам



Наши близкие, родные в духовном плане часто бывают словно
голы, босы, на морозе стоят, мерзнут в этой мирской жизни,
жизни греховной, наполненной разрушительным духом мира
сего. Мы их жалеем, хотим помочь. Но для того, чтобы
помочь другому, надо что-то иметь самому. Невозможно дать
другому то, чего нет у тебя. Опять возвращаюсь к тому, что
начинать мы должны с себя. Причем, если проблемы у наших
родственников и детей большие и серьезные, то и тот
подвиг, который мы должны нести, должен соответствовать
тому уровню скорбей, которые видим у близких.



Кто из нас с того момента, как ребенок стал страдать,
скажем, игроманией или травку покуривать, резко изменил
свою жизнь? Кто, после того, как узнал о страданиях
ближнего, начал активно, искренне и горячо молиться?
Причем, чтобы это была не одноразовая акция: вот упал,
помолился, три акафиста прочитал и жду результата —
нет — а ежедневно, постоянно нес на себе сей
молитвенный подвиг. Кто может сказать, что все внимание
обратил на изменение в себе состояния духа, перестал
разрешать себе впускать в себя разрушительные греховные
помыслы? Среди них самый главный — гордость, им, как
вирусной инфекцией, заражено большинство из нас, и
проявляется он через осуждение, нетерпение к ближним,
презрение других людей, обиды, зависть, уныние. Кто из
нас, видя страдания наших детей, изо всех сил стал
бороться с этими страстями в себе самом? Кто может
сказать: я готов стоять против греха, как 28 панфиловцев:
за нами Москва — умрем, но ни шагу назад?! Думаю,
что немногие, наверное... А ведь это именно тот
единственный путь, по которому следует идти! Я не говорю
вам о следующих каких-то ступенях: сколько кому акафистов
читать за сына или дочку, сколько псалтыри или
«творений» отца Александра Торика... Это уже
следующий этап, где помогать вам будут уже те священники,
к которым вы обращаетесь в своих приходах за советом и
которые берут на себя ярмо духовного руководства. Если же
вы будете следовать их рекомендациям, воспринимая советы с
верой и смирением, то результаты будут. Но, как правило, в
большинстве своем, наставления духовников касаются внешних
элементов жизни: как поститься, как молиться, как часто
причащаться, ходить в храм и т. д. И если не следить за
духом, за наполнением своей души, имея в голове
«сторожа у ворот», который будет отсекать и
прогонять сами помыслы о возможности обидеться,
рассердиться, укорить и прочее, то само по себе выполнение
внешних церковных обычаев будет, практически, бесполезно
или мало эффективно. Соответственно, вы ни своим близким,
ни детям ни самим себе не принесете той необходимой им
пользы, которую вы могли бы и должны принести, хотя бы во
искупление своего греха, того греха, что вы вложили в них
при воспитании. Даже и разговора не может быть, чтобы
сделать это только ведением внешней церковной жизни, хотя
бы и нравственной.



Контроль за мыслями и молитва



Так вот, главное, что я хотел бы сказать, начало духовной
жизни это: первое — внимание к себе, к мыслям, какие
приходят в мою голову. Каждый способен отличить апельсин
от гранаты. Если к вам в форточку что-то закинули, вы
сразу можете понять, что это — фрукт или орудие
убийства. И каждому из нас дана возможность
«гранату» греховного помысла схватить и
выкинуть обратно в форточку, как только мы её обнаружили и
опознали, что она из себя представляет. И там она
взрывается. А если мы начинаем ее разглядывать: «Ой,
какая штучка интересная, где ее интересно произвели
— у нас или в Америке, а сколько на ней
шишечек!» Ба-бах!. И клочья от вас летят. Механизм
срабатывания греховного помысла такой же. Христос дал нам
пробный камень — Заповеди, с помощью которых мы
можем оценить: помысел греховный или хороший. И когда
помысел приходит к нам в голову: мысль осудить, обидеться,
самоутвердиться на ком-то — любой греховный помысел,
то мы можем и должны отсечь этот помысел, прогнать его,
сказать: «Изыди от меня, сатана, я не твой, я Божий!
Господи, помилуй и огради меня от всякого зла!..."
или что-то тому подобное. А если мы этого не сделаем, то
этот помысел вселяется в нас и привносит с собой
разрушение, опускается из ума в сердце, становится
сердечной страстью, толкает нас на практическое совершение
греха и так далее. Весь этот механизм хорошо описан у
Святых Отцов. Итак, первое — контроль за мыслями:
выбрасывание из своей головы мыслей, явно разрушительных и
греховных. И второе — это молитва.



Молитва — есть не то, что у нас часто на внешнем,
фарисейско-нравственном уровне воспринимается как молитва,
т. е. «вычитывание» молитв по книжке. К
Причастию подходят: «Мать, ты приготовилась к
Причастию?» — «Да, батюшка, все
вычитала!» — «Так нет, подожди, вычитала
это понятно, ты приготовилась к Причастию?» —
«А что это такое? Я все вычитала, я постилась три
дня, все каноны и Последование прочитала, акафист даже
прочитала» — «Это ты текст прочитала, а
сердцем ты приготовилась к Встрече с Богом, ты готова
открыть душу и сказать: „Господи, вот сюда зайди,
внутрь меня! Горница моей души приготовлена и вычищена
искренним покаянием“?» Это разные вещи. Можно
вычитать всю Псалтырь, весь молитвослов и быть при этом
абсолютно не готовой к встрече с Господом. Причем, к
встрече с Господом не только через Его Святые Тайны Тела и
Крови, а даже к такой встрече с Богом, которая не зависит
от нахождения нас в храме. В любом месте мы можем
встретить Господа, впустить Его в себя и быть с Ним. Для
этого не надо много. Нужно всего лишь искренне от чистого
сердца сказать: «Господи!», — и Господь
ответит: «Я здесь!» Понимаете? Молитва —
это обращение к Богу сердцем при внимании ума, при
условии, что сердце не забито греховными страстями,
которые мы в себя впустили, настолько что Господу не
осталось в нём места. А если мы продолжаем их в себя
впускать и пытаемся кричать: «Господи!»,
думая, что мы почувствуем: Бога рядом или в себе —
это абсолютно бессмысленное занятие. Бог не войдёт в
нечистую душу, превращённую страстями в
«бомжатник». Поэтому так необходимы эти два
фактора: внимание ума к тому, что в нем происходит, кто в
нем живет, и второе — искреннее, сердечное,
внимательное обращение к Богу. Причём, обращение со
смиренным и покаянным осознанием того — кто есть я,
в грехах своих, и Кто есть Тот, к Кому я дерзаю обратиться
в надежде на Его Любовь и Милость. Это первые две
ступеньки той лестницы, вступив на которую человек
начинает подниматься к состоянию Богоподобия,
совершенства, о чем мы изначально говорили.



О наказании детей



К примеру, как нужно правильно вразумлять-наказывать
детей, чтобы они внутренне не противились тому, что вы их
упрекаете, укоряете или ругаете — это опять к
вопросу духовной жизни. Все зависит от того, каким духом
вы наполнены. С каким духом вы их упрекаете, ругаете. Если
это дух любви, то вы можете, и ремнем помахать. Но если у
вас в сердце не искренняя любовь, а раздражение от того
что вы устали мыть посуду, а ребёнок тут под рукой, к тому
же что-то разбил или не так сделал, при этом не хочет
делать уроки... Вот тут под горячую руку ребенок и
попадает... Если от родителя будет исходить гнев,
раздражительность, нетерпимость то ребёнок сразу это
почувствует. В таком случае дети, как ежики сразу
выпускают колючки, защищаясь. И вы им самые правильные
слова будете говорить — в этом состоянии они ничего
не воспримут никогда. Главный принцип, если ребенок
справедливо вызвал гнев: уйди, закройся и молись до тех
пор, пока мир в сердце не придет. И когда придет мир, с
мирным духом приди к нему и скажи все, что о нем думаешь.
Если надо, налупи, накажи — ребенок всегда прекрасно
чувствует, справедливое это наказание или это «мама
злая». Если же он чувствует, что «мама
злая», то он, как ежик, выпустит
«колючки» и ничего не воспримет. Об этом важно
помнить. «Стяжи дух мирен», — говорил
преподобный Серафим Саровский, то есть Божий мир в душе.
Только в мирном духе разум трезв и способен принимать
правильные решения, и тогда можно что-то созидать и
что-либо позитивное кому-то давать. Если же твой дух твой
в смятении, то ты ничего хорошего не сделаешь, правильного
решения не примешь, нужные слова к тебе не придут. Сперва
умири свою душу молитвой. Просто даже искренним, горячим:
«Господи, помоги! Дай мне терпенья и разума!»
Господь обещал дать просящему просимое. И Он неизменен в
Своих словах. «Просите и дано будет, стучите и
отворят, ищите и найдёте»! Помогай вам Господь!

Протоиерей Александр Торик

Как поживаешь? Притча.

На улице встретились двое друзей. «Как поживаешь?» – «Хорошо, а ты?» – «Ох, лучше и не спрашивай. Целый день в делах: то одно, то другое, то пятое, то десятое. Не знаешь, за что хвататься. Просто голова кругом идет». – «Может, тебе стоит поменьше думать о своих делах?» – пожалел озабоченного друга его товарищ. «Что ты? Не думать о делах? Да это невозможно!»

На этом они и расстались.

Через несколько дней друзья снова встретились. На этот раз поглощенный заботами товарищ выглядел еще больше озабоченным, чем обычно.

Он все время держался рукой за щеку. «В чем дело?» – поинтересовался его друг. «Зуб сильно разболелся, иду к стоматологу», – ответил тот. «А как же твои дела?» – «Какие теперь дела? При зубной-то боли?»

– «А, вот как! Значит, ты можешь не думать о своих делах, когда зуб болит?» – «Выходит, что так», – согласился озабоченный и побежал к врачу. Притчи Старец Симеон Афонский
+

2 июля 1976 года открыт памятник жертвам Бабьего Яра

Фашисты за одну неделю похоронили в Бабьем Яру
столько, что и на трех кладбищах не положишь.
Иван Луценко




Бабий Яр. Это киевское урочище известно всему миру. Но не своими пейзажами. В 1941-м–43-м годах, в период немецкой оккупации, оно стало лагерем смерти более чем для сотни тысяч преимущественно мирных граждан. Осенью сорок первого здесь полегло почти всё еврейское население Киева. В Бабьем Яру происходили также массовые расстрелы советских военнопленных, цыганских таборов и членов Организации украинских националистов. Среди них была и известная поэтесса Елена Телига. Потомки расстрелянного поколения осознают, что Бабий Яр символизирует трагедию планетарного масштаба. В этот день в 1976-м году на месте преступления был установлен памятник жертвам Бабьего Яра.

За что Бог меня наказал?



Так почему же люди страдают?

Послание к Евреям 12:

5 И забыли утешение, которое предлагается вам, как сынам: «сын мой! не пренебрегай наказания Господня, и не унывай, когда Он обличает тебя. (Прит. 3, 11. Отк. 3, 19.)
6 Ибо Господь, кого любит, того наказывает; бьет же всякого сына, которого принимает». (Иов. 5, 17. Пс. 93, 12. Прит. 3, 12.)
7 Если вы терпите наказание, то Бог поступает с вами, как с сынами. Ибо есть ли какой сын, которого бы не наказывал отец?
8 Если же остаетесь без наказания, которое всем обще, то вы - незаконные дети, а не сыны.
9 Притом, если мы, будучи наказываемы плотскими родителями нашими, боялись их, то не гораздо ли более должны покориться Отцу духов, чтобы жить? (Числ. 16, 22. Иов. 12, 10. Еккл. 12, 7. Зах. 12, 1.)
10 Те наказывали нас по своему произволу для немногих дней; а Сей - для пользы, чтобы нам иметь участие в святости Его. (Мат. 7, 11. Тит. 2, 12.)
11 Всякое наказание в настоящее время кажется не радостью, а печалью; но после наученным через него доставляет мирный плод праведности.

Деяния святых Апостолов 14:22:

...многими скорбями надлежит нам войти в Царствие Божие.

Евангелие от Матфея 11, 12:

От дней же Иоанна Крестителя доныне Царство Небесное силою берется, и употребляющие усилие восхищают его.

Евангелие от Луки 16, 16:

Закон и пророки до Иоанна; с сего времени Царствие Божие благовествуется, и всякий усилием входит в него.

Послание к Римлянам 8, 18:

Ибо думаю, что нынешние временные страдания ничего не стоят в сравнении с тою славою, которая откроется в нас. (1 Пет. 4, 13.).

Евангелие от Иоанна 16,33:

В мире будете иметь скорбь; но мужайтесь: Я победил мир. (1 Иоан. 4, 4; 5, 4. 1 Кор. 15, 57.)


Если родители любят своих детей, то они из любви к ним наказывают их, чтобы научить, чтобы наставить на путь истинный (а не для того, чтобы помучить или поиздеваться над ними). Говорят, если человек живет в грехе и не кается, но при этом здоров, богат, успешен в светской жизни - такого человека Бог оставил. А жизнь истинного христианина - мученичество. Но, как говорил Фома Кемпийский: Если чем больше мучений и скорбей ты переносишь, тем больше радуешься - то ты нашел рай на земле.

Знаете ли Вы, что когда грешник страдает на Земле - он оплачивает долги?



Можно также сказать, что мы сами себя наказываем:

Если, например, мне Бог сказал не сунуть руки в огонь, а я не послушал, сунул и обжегся - и страдаю. Кто меня наказал? Бог, который создал огонь? Или я сам себя наказал?

Если мне Бог сказал: не блудодействуй. Но я не послушал и подцепил СПИД и теперь умираю. Кто меня наказал? Бог, который создал СПИД? Или я сам себя наказал?

Если Бог сказал: не лги. А я солгал, и получил за это в морду. Кто меня наказал?

Если Бог сказал: не прелюбодействуй. Я не послушал, и имею теперь детей от разных жен, и страдаю я и дети. Кто наказал?

Если мне Бог сказал: не убий, а я взял оружие, начал войну - и меня убили или покалечили. Кто меня наказал? Бог? Или я сам себя наказал?

Если Бог сказал: помолись, прежде чем начать дело, а я не послушал и дело оказалось бесполезным или вредным - кто наказал?

Если Бог сказал: в воскресенье не работай, а я работал - но работа принесла убытки. Кто наказал?

Если Бог сказал: чаще исповедуйся и причащайся, ибо если много неомытых грехов на душе, то дьявол имеет власть над теми, кто не кается и мучит человека, и заставляет делать все более тяжкие грехи, катит его душу вниз - а я только раз или два в год исповедуюсь и причащаюсь и дьявол меня мучит - кто наказал?