Важливі замітки

Останні статті

Свіжі шпалери



Прот. Андрей Ткачев: Мы оглохли и онемели…

Изменчивое человечество

Верно слово Писания, что Иисус Христос всегда — вчера, днесь и во веки — Тот же. То есть мы приходим к одному и тому же Камню живому, человеками отвергнутому, а Богом избранному — драгоценному, в Сионе положенному, краеугольному. И верующий в Него да не постыдится.

Протоиерей Андрей Ткачев

Протоиерей Андрей Ткачев

С другой стороны, человечество претерпевает мутации.

Люди должны были долго меняться, чтобы дозреть до пришествия Христа в мир. Должна была родиться Дева, способная стать Матерью Вышнего, и это — всечеловеческое развитие. Иоанн Дамаскин писал, что в слове «Богородица» втайне заключена вся история человечества до воплощения Бога-Слова.

Чтобы родить антихриста, человеку тоже нужно долго и сильно меняться, из поколения в поколение живя такой жизнью, чтобы онечестивиться и родить сына лжи и плод всякого беззакония. Если бы человечество не изменялось, то ему бы и не было предсказано пришествие антихриста и всеконечное отступление в ложь — сначала оно должно ее полюбить. Ибо нельзя воцарить ложь над человеком, пока он ее не полюбит.

Вообще, царство антихриста — это не царство грубого насилия. Это именно царство добровольной покоренности лжи в разных ее формах — великий обман, прелестное состояние.

Невыносимое выносит

Эти меняющиеся люди приходят к Богу по-разному, отягченные разным грузом грехов, с глазами, закрытыми разными шорами и линзами.

Тютчев в XIX веке (прекрасные, по нашим иллюзорным понятиям, времена! Святая Русь! Царская Россия!) писал о человеке: «Неверием палим и иссушен, / Невыносимое он днесь выносит./ И сознает свою погибель в нем,/ И жаждет веры, но о ней не просит».

Поэзия — это пророческий дар, в кратких словах гармонично объявляющий правду, которую легко запомнить, потому что она красива, и понять, потому что она звучит как неопровержимая истина.

Человек неверием палим и иссушен. Не только в XIX веке, но и в XVIII, и в XVII, и в XV, и в XXI, и в XXII, если доживем. Невыносимое человек выносит, будучи жертвой внутреннего ада, с которым он живет еще до того, как послан в ад посмертный.

Невыносимое — выносит.

Борьба со смертью

Зачем столько шума в окружающей жизни? Это же попытка спрятаться от себя самого.

Если бы мы умели молчать и радоваться тишине, мы бы ее искали, а мы ищем шума, потому что боимся ее.

Николай Сербский говорит: когда мы моемся, мы боремся со смертью, потому что она спряталась в грязи, когда едим — боремся со смертью, потому что смерть всегда идет под руку с голодом, когда лечимся — боремся со смертью, потому что болезнь — предвестник смерти.

А когда мы разговариваем, мы боремся со смертью, потому что если мы не будем говорить друг со другом, смерть придет к нам и станет нашим собеседником.

И в этом страхе мы включаем музыку, все радиоточки одновременно, все телевизоры. Рядом газета и бутерброд — все вместе, все сразу, чтобы смерть стояла сбоку и не могла никуда вклиниться и занять наше внимание.

А она все равно должна это когда-нибудь сделать.

Глухонемые

«И жаждет веры, но о ней не просит» — то есть не молится. У человека проклятая немота, словно бес уста связал. Человек не слышит и не говорит.

В обычной жизни глухота и немота тесно связаны. Вначале глухота, затем немота. Глухонемые — это люди, которые страдают органами слуха и, не слыша человеческой речи, не воспроизводят ее и, как следствие, не имеют.

Духовная немота — знак того, что человек не молится. Духовная глухота — того, что человек не слышит слова Божьего. Нужно сначала не слушать, оглохнуть к слушанию слова Божьего, чтобы онеметь и не молиться.

Миллионы людей живут, просыпаются, засыпают, над чем-то смеются, над чем-то плачут, что-то покупают, что-то зашивают, что-то строят — и не молятся годами и даже десятилетиями, и нужды в этом не чувствуют.

Это означает, что эти люди совершенно глухи. Почему мы, разговаривая, часто друг друга не слышим? Почему мы часто не можем достучаться один до другого — найти общий язык, договориться? Потому что мы оглохли. Мы не слышим ни Бога, ни себя, и, соответственно, не молимся и не разговариваем. Мы просто исполняем сигнальную функцию, машем руками, как регулировщики. Мы похожи на людей, которые только что закончили строить вавилонскую башню, и Бог их сделал не понимающими никого, кроме себя.

Вкус смерти

Смерть еще не приходила — а кто из нас не знает ее горького вкуса? Я хотел бы найти человека, который еще не умирал! Наш внутренних опыт: вкус греха, вкус разлуки, вкус отчаяния — это все вкус смерти. Это то, от чего вяжет во рту, как будто полынь жуешь.

Мы ее сердцем знаем — кто-то больше, кто-то меньше, но в смерти мы живем больше, чем в жизни.

Это мы жизнь не нюхали, это обоняния жизни мы не ощущали и не знаем, что такое жизнь — что такое смерть, мы знаем больше.

Человек измучен сам собой — ничем другим, просто себя, такого, какой он есть, терпеть у него сил больше нет. Только для человека может быть так мучительно жить, когда он сам собой мучится, понимая, что должен быть другим.

Кто дал ему это понимание, где он это вычитал?! «Что ты мучаешься? — говорят ему. — Да живи себе! Есть что есть? Есть. Есть что надеть? Есть. Чего страдать?»

Но так может жить кролик в клетке, обезьяна в зоопарке, но не человек. Ему вечно чего-то не хватает. Почему-то иногда ему до боли умилительно смотреть на веселящихся детей, хохочущих на площадке, а иногда охватывает щемящая грусть…

Человек — нездешний житель. Ему потому и плохо здесь, что он для другой жизни создан. В этой жизни он, по сути, оказался в наказание — умер и продолжает есть смерть большой ложкой, потому что все, чем мы питаемся — это прах, по которому змей ползает, везде оставляя следы своего живота.

А когда человеку надоедает это, достигает его ушей Божье слово, и он воскресает из мертвых.

Глас Сына Божьего

Прежде воскресения того, всеобщего — воскресение твое личное. В шестнадцатом зачале Евангелия от Иоанна, которое постоянно читается на заупокойных богослужениях, говорится: «Истинно, истинно говорю вам: наступает время, и настало уже, когда мертвые услышат глас Сына Божия и, услышав, оживут» (Ин.5:25).

Слышат голос Божьего сына и выходят из гробов. Это время уже наступает и наступило, в том смысле, что сегодня каждый, кто услышит Божье слово, выходит на голос Божьего Сына из гроба отдельной замкнутости, своих страстей, привычного проклятого образа жизни — бытика своего, бытового безбожия, как Лазарь. «Лазарь, гряди вон!» — говорит Христос, и выходит умерший.

Господь выведет нас из гробов именно голосом. И сегодня смерть отдает души тех, кто слышит глас Сына Божьего и идет ему на встречу.

Это и есть начало духовной жизни. Воскресение из мертвых. Полная перемена.

Где мой Иисус?

Человек — смердящий, вонючий Лазарь. Достоевский избрал точкой фокуса всего романа «Преступление и наказание» чтение Раскольниковым и Соней этого фрагмента, потому что там мертвец и там воскресение.

В одной из покаянных молитв есть прекрасные слова: «Дай мне покаяние всецелое и сердце люботрудное во взыскание твое». Какое красивое, вкусное слово! Сердце, любящее трудиться в поисках Иисуса Христа: «Где мой Иисус?» — как Мария у Гроба.

Святитель Димитрий Ростовский говорит: Пойду поищу моего Иисуса. Пойду к архиереям — нет у архиереев моего Иисуса. Что ищете Живаго с мертвыми? Пойду к священникам — нет и у них моего Иисуса. Взяли и не знаю, где положили Его. Пойду к бедным — нет у бедных моего Иисуса. Пойду к богатым — нет и у богатых. Пойду к знатным мира сего — нет Его там… Где Господь наш, где Он живет, у кого обретается?

Страшные по силе любви и по силе обличения нашей теплохладности слова — действительно, ищи Иисуса, потому что в Нем — Жизнь и Воскресение. Надо воскресать из мертвых, потому что остальное — подлинная, настоящая смерть. Страшна смерть не та, которая будет потом, а сегодняшняя…

Духовную жизнь человек начинает только поднимаясь из смрадно-трупного состояния к жизни во Христе через слышание слова Божия, начинание говорить, сначала — лепетать, как лепечут дети: «Прости меня! Помилуй меня! Алиллуия!» Это, по сути, «ля-ля-ля», детское агуканье: «Алиллуия! Алиллуия! Слава Тебе, Боже! Прости меня! Помилуй меня!» — а потом все более и более членораздельно, все более и более умно.

Исследуйте Писания

Кто услышал голос Сына Божьего и рвется из гроба на свет — тот начинает свое движение к Солнцу Света. Движение к Богу — это то, что написано в книге Исхода. Все, что написано о выходе евреев из Египта (Исход, Числа и Второзаконие — все, что до книги Иисуса Навина, т. е. до вселения в землю Обетованную) — это образная картина путешествия отдельной души и целой Церкви, этапные продвижения человека и человечества в обещанную землю. То есть — Наверх.

Исследуйте Писания. Нужно слышать слово Божье и заниматься непрестанно. Как веровать в Того, о Ком не слышали? Как слышать, если никто не говорит? Скажите, пастыри, проповедники, катехизаторы, воцерковленные — как веровать в Того, о Ком молчат? Мы же молчим! Мы же проповедуем: «пятница и среда — без постного масла» да «панихида с акафистом»!

Надо сделать все, чтобы Иисусов голос достиг до сердца человеческого. И горе мне, если не благовествую.

Учитель любви

Молитвенное сострадание творит чудеса

Современному человеку не хватает любви. Он её всё время ищет. И, жалея себя, вспоминает эти строки Писания: «…по причине умножения беззакония, во многих охладеет любовь» (Мф. 24, 12).Но верующая душа знает, что она за любовь ответственна сама, а естественный и постоянный учитель любви — не что иное, как молитва. Когда одно сердце прикасается к другому в молитвенном сострадании, в оба сердца снисходит благодать Божия, которая творит чудеса.

Молитва — показатель любви.Если человек никогда ни о ком не молился, это значит, что он никого не любит. И трудно ему понять глубокий смысл слов, сказанных преподобным Силуаном Афонским: «Молиться за людей — это кровь проливать».

Нам необходимо учиться любви в молитве. А поэтому спросим себя: часто ли мы молимся о людях, а если молимся, то усердно ли? Болит ли наше сердце о ком-то ещё, кроме себя и родных?..

От молитвы о ближнем обычно отталкивает явный грех человека, обида, причинённая нам, и, как следствие, оскорблённое самолюбие. Но почему? Ведь и человек, подпавший греху, требует сострадания, и обида требует молитвенного врачевания. Любое очевидное зло мира не должно нас пугать и толкать в бегство. Напротив, христианину подобает молитвенно бодрствовать, как говорит о том апостол Павел: «Праведный верою жив будет, а если кто поколеблется, не благоволит к тому душа моя» (Евр. 10, 38). Умоляемый Своим же милосердием Бог считает слёзы, выплаканные кем-то в сострадательной молитве, с большим тщанием, чем ловец жемчуга — поднятые им со дна моря жемчужины. Так Ксения блаженная настолько любила мужа, что всю свою жизнь после его скоропостижной смерти превратила в молитву о нём. А молитва превратила Ксению из просительницы за одного родного человека в ходатаицу за тысячи и сотни тысяч.

Вера, если она живая, а не механическая и магически-эгоистическая, будет нудить человека на молитвенное стояние. Причём по временам — за других больше, чем за себя.

В каждом храме можно по временам увидеть влюблённых. Они, держась за руки, заходят в церковь, которая попадается на их пути, и, перешёптываясь, ставят свечи. Может, они мечтают о том, как будут венчаться…Именно сейчас им хорошо бы начать молиться друг о друге. Это будет первый шаг на пути к бесценной глубине единства и внутреннего созвучия. Чтобы этого достичь, в браке нужно будет молиться всегда: в изобилии,скудости, здоровье, немощи, в часы соблазна и подступившего греха, в дни бдений над колыбелью первенца… Нужно будет с молитвой преодолеть все соблазны и залечить все раны. Нужно будет и в Царство Небесное войти не иначе, как с молитвой. Ведь в этом царстве Любви Святый Дух продолжает рождать в людях молитву и «ходатайствует за нас воздыханиями неизреченными» (Рим. 8, 26).

Протоиерей Андрей Ткачев

Про різне...

В книге вопросов и ответов старцам Варсонофию и Иоанну ученик спрашивает старца: «Почему святые отцы могут в чем-то ошибаться, даже в вопросах и догматических?», — на что старец Иоанн отвечает: «Так бывает, если они что-то сказали, считая это очевидным в силу обстоятельств своего воспитания и сочли лишним спросить об этом Бога».

Політика...

Політикан думає про наступні вибори, політик - про наступні покоління.
                                           Елефтеріос Венізелос, грецький політичний діяч

Хто стане "команданте" ?

Схоже, хтось може стати "команданте"... Де і хто ?

Прежде чем постигать высоты добродетелей, научитесь здороваться

  • 30.10.12, 09:35

Социальные Маугли

Человек рождается дважды — сначала  как физическое тело, как яйцо, потом  — как цыпленок.

Описанный Киплингом Маугли имел прототипов в той же Индии. Там очень часто  в джунглях пропадали украденные обезьянами или волками дети, причем английскими или индийскими учеными  в 50-х годах прошедшего столетия были зафиксированы случаи, когда  животные не ели, а воспитывали украденных младенцев.

Дети не превращаются в красавцев  типа Маугли. Они превращаются в  ни то, ни се. Они чешут задней ногой  за ухом, рвут мясо зубами, воют на луну, и если их возвращают в человеческие жилища, тоскуют, чахнут и умирают, так  и не научившись разговаривать и  есть вилкой и ложкой. Потому что  ими пропущены какие-то важные этапы  воспитания. А самые важные этапы  воспитания — это внутриутробное развитие и первые несколько лет  жизни. Как говорил Толстой, между  мною трехлетним и мною семидесятилетним разница очень небольшая, но между  мною только что родившимся и мною трехлетним — разница огромная.

Самое важное закладывается тогда, когда дается младенцу в рот материнский  сосок или соска, что поет над  колыбелькой молодая мама: «Богородице  Дево, радуйся» или «Я буду вместо, вместо, вместо нее, твоя невеста, честное ё». Пока носит дитя, мама курит папиросу или причащается раз в месяц.

За каждый день внутриутробного  развития проходят астрономические  периоды, в строении земли они  называются геологическими эрами. Упущенные  вопросы внутриутробного, сразу  после рождения, ближайшего дошкольного  или первые годы школьного воспитания — я боюсь, невосполнимы.

То, чему я не научился в двенадцать-тринадцать лет — я уже в двадцать четыре года не научусь или научусь но с титаническими усилиями, и хуже, чем мог.  Навыки, которые я  в четырнадцать-пятнадцать лет не обрел в части труда, терпения, физической выносливости, перенесения  боли — 14-15 лет — в тридцать-сорок  лет уже поздно нагонять. Есть необратимые  изменения в человеке, из-за которых  не сделанyые вовремя вещи позже не нагоняются.

 Духовные паралимпийцы

Мы традиционно говорим об обожении человека, о том, что Церковь существует, чтобы довести его до Царствия Божьего и на земле сделать  его сыном Неба, гражданином Небесного  Царства, чтобы он был благодатен и жил не по природе.

Чтобы, как говорится в молитве  оглашения, «он не был чадом тела, но чадом Твоего Царствия». Но мы накопили столько ошибок и пропусков в  гражданском, общественном, личном воспитательных процессах, что когда мы начинаем обоживать этого калеку, он вообще разваливается.

Получается жуткое зрелище, наподобие  Параолимпийских игр, когда одноногие  люди метают молот  или диск, а  слепой бежит кросс. Это памятник человеческому мужеству, но смотреть на него очень больно.

Наша духовная жизнь похожа на параолимпийские  состязания, потому что мы изначально искалечены и одновременно пытаемся совершать какие-то подвиги.

 Дохристианские добродетели

Прежде, нежели упражняться в христианских добродетелях, нужно поупражняться  в добродетелях дохристианских, которыми был богат мир до Рождества  Христова: еврейский — сознательно  ожидавший Мессию, нееврейский —  не ожидавший, но предчувствовавший. Евреи  упражнялись в Писании и пытались хранить то, что Бог им заповедал. Язычники ценили другие вещи: храбрость  на войне, простоту в быту, мудрое слово, умение слушать другого и сдерживать свой гнев (такого человека чтили выше полководцев), не порабощаться богатству  и терпеть превратности судьбы. Они  выстраивали целые богословские школы, учившие, как прожить жизнь  достойно и правильно с минимальным  количеством грехов.

Трудолюбие — не христианская добродетель, а общечеловеческая. Приход к больному в больницу — не только евангельское дело, но и общечеловеческое. Для  христиан евангельское в нем только одно: ты приходишь сознательно ко Христу, который учит в больном  видеть Себя. Если же ты Христа в больном  не видишь, но все равно к нему идешь, потому что он больной и  нуждается в твоей помощи, то это  добродетель общечеловеческая. Это  простейший способ стать человеком  — пойти к тому, кому больно и  по возможности облегчить его  страдания теми средствами, которые  у тебя есть под рукой или в  сердце.

Кто-то из историков подсчитывает, что первые семьсот с лишним лет  после основания Рима у римлян не было ни одного развода.

Кажется, об этом пишет Честертон. Почему Бог дал власть над миром  римлянам? Потому что они были добродетельнее, чем все народы земли. Они были храбры на войне, просты в быту —  спали на земле и пили простую  воду, не боялись терпеть, страдать и умирать в период опасности, были целомудреyны в браке, гнушались  половыми перверсиями, которыми цвел весь Восток (персы, финикийцы и даже греки). Они были естественно добродетельны.

 Духовный эгоизм

Нам сейчас не хватает не только христианских добродетелей, но и вообще человечности.

Классическая литература поставила  нам горький диагноз: на Руси легче  найти святого, чем порядочного. Святых на Руси было много, негодяев тоже хватало, а вот простых порядочных людей — маловато. Нехватка среднего звена. Качка из стороны в сторону, «из глубины воззвах к Тебе» (из бездны — вверх, и сверху —  вниз) — расшатает любого.

Как пелось в старой песне «надо  быть спокойным и упрямым, чтоб порой  от жизни получать радости скупые телеграммы». Я склоняюсь к тому, что эти «плюс» и «минус» нашей  души, качка справа налево — просто отсутствие воспитания и недисциплинированность, просто разболтанность души. Сначала  нагадить, так что стыдно людям  в глаза смотреть, а потом слезы  лить неделями, а потом, когда устанет  лить слезы или они закончатся — опять нагадить и опять слезы  лить.

В таком режиме жить нельзя. Нужно  воспитывать в себе аккуратность, честность, исполнительность, нужно  исполнять то, что пообещал, нужно  учиться думать о ком-то, кроме  себя, а не превращать христианскую жизнь в торжество эгоизма: раньше думал только о своих карманах, а теперь — только о своих грехах.

Некоторые христиане носятся со своими грехами, как курица с яйцом. Это тончайший вид мерзкого эгоизма, а не духовная жизнь. О Христе человек  не думает, о ближнем не думает —  думает только о себе, о своих  добродетелях, которых в принципе нет и быть не может при таком  состоянии ума.

 От меньшего к большему

Резюме. Прежде, чем идти на сияющие  высоты христианских добродетелей, необходимо научиться здороваться с людьми на улице. Прежде, чем бросить курить, необходимо научиться окурки бросать  в урну, а не под ноги. Прежде, чем  научиться читать Иисусову молитву  устами и в уме, надо постараться  сморкаться в платок, а не, зажимая  одну ноздрю пальцем, ближнему на ботинок.

Закон духовный гласит нам, что без  маленького большого не существует. Нужно  заточиться, препоясаться и застегнуться, приготовившись к длиннейшей незаметной работе, начиная с самых простых  вещей. Тогда начнется постепенный  путь к обретению смысла и глубины  во всем остальном.

По сути, рецептура дана в одной  из латинских пословиц: научись сначала  делать то, что ты уже умеешь —  и тебе откроется неизвестное.

Научись, например, слушать людей. Кажется, такая простая вещь — а  научись не перебивать, сидеть и  слушать.

Научись не выбалтывать чужие тайны  и не радоваться чужим грехам.

И так далее.

Так, от меньшего к большему — глядишь, до чего-то человек перед смертью  и дойдет.

Записала Мария Сеньчукова

Діаспорі

Сидиш в Канаді – любиш Україну?
Та вчиш мене, хто більший патріот?
А ти сюди приїдь хоч на годину
І подивись на бідну сиротину
Та на украй зневірений народ.

Поглянь на тих, хто зрання до смеркання
Задарма в полі й шахтах спину гнуть,
На вчителя, що від недоїдання
Не має вчить ніякого бажання,
І на всіх тих, що роблять та не ймуть.

Поговори з умільцем-комерсантом,
Що під податків пресом аж хрипить,
На "волю” глянь, обіцяну "гарантом”,
На "демократію”, що чорним бантом
На шиї в кожного, стискаючи висить.

У вічі глянь голодного дитяти,
Поглянь на старість, кинуту всіма,
А потім запитай у депутата:
Хто винен в тім, що рідна наша хата
Уже нам не оселя, а тюрма?

На владу глянь, що дума лиш про себе,
Яку ніхто із нас не вибирав.
Для них нема Вітчизни, їм не треба;
Вони собі хапають зорі з неба
Ще й дивляться, щоб крихти я не взяв.

Ти патріот, земляк, ти українець?
Ти знаєш толк? Ну то мені скажи .
Приїдь і прикладись хоч на мізинець,
Покермануй, як розігнать звіринець,
Навести вдома лад допоможи.
Це дуже добре у "раю” сидіти
Та нас убогих піднімать на сміх,
А ти вернись і покажи як жити.
Та лиш вернулися під рідні віти
Краплинки з-поміж моря вас усіх.

Валерій Гнатюк.

4%, 1 голос

0%, 0 голосів

96%, 25 голосів

0%, 0 голосів
Авторизуйтеся, щоб проголосувати.

Димитрій Ростовський: Златоуст західноруських земель


У будь-якому великому храмі або книжковому магазині можна купити так звані «Житія святих» - збірки оповідань про християн, які були канонізовані Церквою в різні періоди. Найповніші зыбрання житій займають не один десяток томів, а самі короткі легко вміщуються в дамську сумочку. Але, незалежно від обсягу, всі ці видання об'єднані спільним джерелом: про святих, які жили до епохи Відродження, наш читач знає завдяки одній людині - Димитрію (Туптало), митрополиту Ростовському. Саме його тексти входять до складу більшості сучасних житійних збірників.

Справедливості заради треба сказати, що святитель Димитрій був не тільки найбільшим руським систематизатором житій. Ще ця людина ввійшла в історію як учений, богослов, полеміст, проповідник, письменник і навіть як театрал - до наших днів дійшли дві його релігійні п'єси, написані на честь Різдва Христового та Успіння Богородиці. У багатьох відносинах Ростовський архіпастир - особистість унікальна і заслуговує уважного до себе ставлення. Так само - як і та складна епоха, в яку йому довелося жити і творити.

Майбутній владика народився в грудні 1651 року у козачого сотника Сави Туптала і його дружини Марії. При Хрещенні дитину назвали Данилом. Благочестиве сімейство спочатку жило під Києвом, але коли хлопчик підріс, подружжя переїхало безпосередньо в столицю. Вихованням дитини займалася переважно Марія - ніколи було Саві довго засиджуватися вдома. Мати посіяла в душі Данила насіннячко віри, а батько показав синові приклад розважного і мудрого адміністратора. Все це з часом Тупталові-молодшому вдалося розвинути в повній мірі, коли він став на терені церковної служби. Але найбільше навколишні помічали гострий розум хлопчика - допитливий, чіпкий, живий. І коли Данилу виповнилося 11 років, його як сина заслуженого козака направили на навчання в Києво-Братський колегіум - престижний навчальний заклад не тільки України, але і всієї Руси.

Незважаючи на утиски з боку шляхти, в Україні освіту було розвинено значно краще, ніж у сусідній Московській країні. Причин тому було декілька. Найбільше вплинув той факт, що з 1596 року на землях Польської корони паралельно існували дві православні Церкви. Одна з них - уніатська - зовні зберігала православний лад богослужіння, але канонічно підпорядковувалася Римському престолу і служила засобом перетворення українців у католиків. Друга, більш численна і представницька, залишилася вірна Константинопольському престолу і Православ'ю, перебувала в опозиції до Риму, за що і була оголошена владою поза законом. Перша володіла всією міццю державної підтримки, а в другої деякий час не було навіть належного числа єпископів.

Проти гонителів православні не раз піднімали повстання, що викликало відповідну реакцію і ще більше розпалювало ворожнечу між християнами. Разом з тим з'явилося усвідомлення того, що проти католицької експансії можна боротися і мирним шляхом - через памфлети, петиції, судові позови, книги. Але для цього потрібна ціла армія освічених людей, які могли б на рівних вести діалог з противником. І вже до другої чверті XVII століття сформувалася потужна система освітніх закладів, які використовували досвід католицьких університетів і направляли зусилля на відстоювання прав православного населення країни і розвиток української культури. Цій системі вдалося успішно функціонувати до тих пір, поки в кінці XVIII століття центр освіти на Русі остаточно не перемістився в Москву і Петербург. Вплив західноруської київської школи на багато сфер життя Східної Русі був настільки потужним, що лише правління Катерини Другої поклало кінець цьому явищу.


У XVII столітті Україна дала Русі цілу плеяду видатних мислителів і вчених, які залишили після себе багату спадщину і виховали не менш талановитих учнів. При цьому навчання в західноруських школах істотно відрізнялося від методик виховання в далекій холодній Московії. На Москві освіту носило характер, швидше, начитування і переслідувало більше практичні цілі - навчити молоду людину читати, писати, рахувати, будувати і вести господарство. Потрапивши ж у колегіум Києва або Вільно, молодий чоловік отримував значно більше, ніж просто практичні знання. Тут йому прищеплювали цілісну систему світогляду, змушували мислити. Викладалися не тільки богословські, але і світські дисципліни. Саме в таку атмосферу, і занурився хлопець Данило Туптало, переступивши поріг Братської школи.

Під керівництвом ректора Іоанникія Голятовского - видатного проповідника та оратора - у майбутнього святителя розвинувся чудовий дар слова. Незабаром він став одним з кращих вихованців. Разом з тим духівники стали помічати й те, що Данило схильний до самоти і молитві. Через кілька років тяга до чернечого подвигу зіграла в його житті вирішальну роль. У 1668 році, випросивши благословення батьків, юнак стає послушником київського Кирилівського монастиря і незабаром приймає чернецтво з ім'ям Димитрій. Через рік його звели в сан ієродиякона. Проходячи звичайні монастирські послухи, молодий аскет займався духовно-літературними працями і продовжував свою освіту. У 1675 році Димитрій - вже ієромонах, один з провідних проповідників, якого знають далеко за межами Києва і Чернігова.

Як і багато колишніх бурсаків, отець Димитрій не мав знатного походження. Але, що найцікавіше, якщо отримання престижної освіти викликало у більшості юнаків напади зазнайства і зарозумілості, то Туптало був геть-чисто позбавлений цих якостей. Перед віруючими під час проповідей стояв не витійствуючий гордовитий оратор, а простий чернець, який живою яскравою мовою розкривав перед людьми суть тієї чи іншої духовної проблеми. Не було у батюшки зарозумілості і в особистому спілкуванні, з усіма він був однаково ввічливий. Більш того, чим нижчим був соціальний статус його співрозмовника, тим більше любові до нього проявляв молодий священик. І цей дар людинолюбства святитель проніс через все життя.

Слава про освіченого смиренного ченця ширилася з великою швидкістю, і, щойно ставши священиком, Туптало одне за іншим отримує запрошення від монастирів стати ігуменом. Спочатку він відмовлявся - йому хотілося спокійно подвизатися в келії і займатися письменницькою працею. Але, бачачи, що запрошень приходить все більше і більше, і побачивши в цьому волю Божу, ієромонах Димитрій в кінцевому підсумку погоджується взяти на себе хрест ігуменства.

За кілька років проповідник побував у всіх куточках православної Речі Посполитої. Звичайно, до того часу Україна змогла вже прийти в себе після моторошних воєн з поляками і десятиліть католицької експансії, але навіть тепер молодому ігумену треба було зробити чимало. Прості віруючі жадали слова Божого, монастирі потребували мудрого управлінні, а духовна освіта - розвитку. І батюшка смиренно робив те, що повинен був робити, - він проповідував, налагоджував монастирське життя, викладав у школах, налагоджував систему освіти. Але була в нього й інша мета - зібрати побільше рукописів і книг. Ще в юності він полюбив читати житія святих минулих сторіч і надихався прикладом їх святості. З часом любов до вивчення біографій переросла в стійке бажання систематизувати в одному виданні всі збережені відомості про християн, чиї імена Церква згадує кожен день. До своєї мети святитель йшов довгих двадцять років. У 1684 році на цей подвиг його благословив митрополит Київський Варлаам (Ясинський), а в 1705 році з друкарні вийшов останній фоліант. До цього на такий величезний труд не наважувався ніхто. Весь тягар подвигу Димитрія Ростовського стає очевидним, якщо врахувати, що майже всю письмову роботу владика проробляв особисто. Як зізнавався згодом сам Туптало, цієї роботи йому неможливо було виконати, якби не допомога Божа і тих святих, про яких він писав.

У 1689 році відбулася чергова поворотна подія в житті батюшки - будучи у справах в Троїце-Сергієвому монастирі, він познайомився з московським царем Петром. Молодий реформатор побачив в українському ченцю активну людину, яка різко відрізнявся від байдужих до змін і нововведень жителів Сходу Русі. Цар примітив київського проповідника, і через десять років в Києво-Печерський монастир, де батюшка трудився над «житіями», приїхав посланець з Москви. Він передав указ Петра про призначення ієромонаха Димитрія на Тобольскую кафедру. Противитися слову російського самодержця Туптало не міг, і в 1701 році він був висвячений в Москві в архієреї. Але в Сибіру Туптало залишався недовго - його тягнуло на Батьківщину, у нього було погане здоров'я, та й продовжувати свою улюблену справу в тайговій глушині він не міг. Митрополит попросив Петра вирішити питання про його переведення, і в 1702 році цар призначив Димитрія митрополитом Ростовським.

На новому місці святитель зіткнувся з ситуацією, з якою йому не доводилося стикатися навіть у постраждалих від уніатів землях. Звичай жителі Ростовських земель відрізнялися крайньою занедбаністю. Навіть діти священиків в більшості своїй ніколи не причащалися. Владика розпочав з того, що посилив вимоги до морального вигляду духовенства. Саме в Ростові були написані його гіркі слова, якими він описував звичаї недбайливих священиків: «Ти шукав Ісуса не заради Ісуса, а заради хліба куса».

Прагнучи змінити ситуацію, при своєму домі владика відкрив училище для підготовки пастирів і особисто стежив за їх освітою та вихованням. У школу брали не тільки поповичів, але і всіх здатних хлопчиків. Не менш активно митрополит боровся і з забобонами, і зі старообрядницьким розколом, аргументовано викладаючи свою позицію. Лагідний і м'який, святитель вчив усіх молитві, посту, милостині, співчутливості, милосердю. І вчив не словами, а особистим прикладом.

Але здоров'я святителя було підірвано багаторічними подорожами, недосипанням, розумовими навантаженнями. Він помер 10 листопада 1709 року. За два дні до смерті владика відслужив Літургію, проповіді вже не промовляв. Перед смертю він довго розмовляв зі своїм писарем Савою Яковлєвим, розповідав йому про дитинство, згадував рідну Україну, батьків, друзів і наставників, які дали йому такий великий духовний досвід. В кінці бесіди голос його ослаб. Владика благословив писаря і трохи не до землі йому вклонився.

- Мені чи, владико, ти так вклоняєшся? - Зніяковіло вигукнув писар, на що святитель лагідно відповів:


- Дякую тобі, чадо! - На обличчі владики застигла чиста дитяча посмішка.


Писар пішов у сльозах. Митрополит замкнув двері, і було чути, як він молиться. Так вранці його і знайшли - на колінах перед іконами. Святителю Димитрію було тоді 58 років. Поховали його в соборі Ростовського Яковлівського монастиря, а 4 жовтня 1752 під час ремонтних робіт було виявлено, що останки святого нетлінні. Канонізували митрополита Димитрія в 1757 році.

Взято з http://www.pravmir.ru/dimitrij-rostovskij-zlatoust-zapadnorusskix-zemel/


Парадоксальный Мессия

  • 30.09.12, 10:10

НЕДЕЛЯ ПО ВОЗДВИЖЕНИИ (МК. 8.34 – 9,1)

И, подозвав народ с учениками Своими, сказал им: кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною.
Ибо кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет ее, а кто потеряет душу свою ради Меня и Евангелия, тот сбережет ее.
Ибо какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит?
Или какой выкуп даст человек за душу свою?
Ибо кто постыдится Меня и Моих слов в роде сем прелюбодейном и грешном, того постыдится и Сын Человеческий, когда приидет в славе Отца Своего со святыми Ангелами.
И сказал им: истинно говорю вам: есть некоторые из стоящих здесь, которые не вкусят смерти, как уже увидят Царствие Божие, пришедшее в силе.

Эти дни проходят для нас под знаком креста. И в сегодняшнем евангельском чтении мы слышим слова Христовы : «Возьмите крест свой и следуйте за Мною…»

Евангелист Марк рассказывает, что Иисус воспитывал Своих учеников для Царства Божия постепенно. И вот уже они, наконец, исповедали Его – Мессией, долгожданным помазанником Божиим и спасителем Израиля.

Нетрудно представить, какие мечты лелеяли ученики: правоверный иудей с молоком матери впитывал представление о том, что Мессия, Машиах – победоносный блистательный царь, который явит себя в земной силе и славе, истребит врагов Израиля и установит господство Бога Единого по всей земле, господство – чисто земное, по образу великих империй…

Сила армии, богатство казны, мощь убеждения идеологического аппарата, материальное процветание Израиля – всё это должно, волей или неволей, привести народы земли к подчинению Израилю, а через это – к поклонению Богу Единому, Богу истинному, это ли не благая и достойная цель?!

Нам с вами, сегодняшним православным, такая логика вполне понятна: восторжествовать наконец над сектами и раскольниками, запретить законом всякое иноверие, за оскорбление религиозных чувств подвергать полицейским прещениям, распространить государственными указами православие в школах и в армии, навести православную цензуру в интернете, настроить по всей стране храмов в пределах шаговой доступности, явить безбожному миру торжество православной государственности, чтобы символ симфонии – двуглавый орел со знаком креста на державе – внушал почтение странам и народам, чтобы через это все наконец узнали, который Бог — истинный…

И тут Иисус раскрывает ученикам смысл служения Мессии. Он говорит о том, что Ему предстоит не возглавить армию верных и не завоевать трон – Ему предстоит быть схваченным, преданным – причем собственными соотечественниками и единоверцами, старейшинами народа Израиля — на позорную смерть, умереть на кресте и через три дня воскреснуть.

И произойдет это не по роковой ошибке, не как досадная помеха на победном пути Машиаха, не столько по злой воле людей, сколько по воле Бога. Петра, любимого ученика, который возмутился такими словами и стал прекословить, Иисус резко и гневно отчитал, сказав: «Прочь с глаз, сатана! Ты думаешь не о Божьем, а о человеческом и земном!»

Конечно, Иисус назвал здесь Петра не злым демоном, слово «сатана» по-арамейски значит «противящийся», но тем не менее однозначно дал понять: путь спасения Израиля, спасения всего мира от власти греха и смерти, путь пришествия Царства Божия – это путь уничижения и страдания, путь креста, и Он Сам, Иисус, Сын Божий и Сын Человеческий, первым вступает на этот путь, полностью разделяя волю Отца небесного.

«Кто хочет быть со Мной, кто любит Бога и жаждет пришествия Его Царства – тот возьми крест свой и следуй за Мною»… Эти слова Христовы – программа жизни для Его верных две с лишним тысячи лет, таковыми остаются они для нас с вами и сегодня.

Если мы с вами в основу своей христианской веры стремимся положить земной успех, процветание, силу и власть – мы обманываем сами себя, сотворяя вместо христианства очередного идола, которыми уставлен земной окоем… Логика следования за Христом неизбежно приведет нас в противостояние страстям, то есть силам, двигающим порченое человеческое нутро, отравившим и общественные отношения, во многом превратившим политику, культуру, быт — все области земного бытования человека — в преддверие ада.

Эта логика приведет нас на крест, кого-то – на явные мучения, мы видим сегодня немало примеров гонений на христиан в разных странах. А кого-то – на незаметный, но мучительный крест ежедневного понуждения себя к поступкам по заповедям Христа, к преодолению в себе страстей и похотей, считающихся в мире сем – естественной нормой…

Сам Господь ободряет нас – далее Он говорит, что верные еще не успеют вкусить смерти, как увидят славу Царства Божия. Мы знаем из Евангелия , что будет далее: впереди – восхождение с учениками на Фавор и явление им воочию этой славы… Но мы не должны забывать: и этот свет Преображения, и Воскресение, и победа над смертью – крестный путь к ним лежит через Голгофу.

 Священник Сергий Круглов