Оригинал взят у
serge_le в
Отвечаем — всем!Церковь
против казино. Майский номер журнала "Casino Magazine" все-таки
опубликовал интервью с вашим покорной слугой, причем, даже без заметных
сокращений.
Кстати, согласно этому же журналу, 49% посетителей
минских казино – белорусы, 31% - россияне, 10% - представители арабских
стран, 6% - европейцы, 4% - украинцы и прибалтийцы. Китайцы, видать,
пока не играют )).
— Всю ли свою жизнь Вы посвятили служению церкви?Я пришел к вере в 14 лет и не отходил от нее до сего дня, а в священном сане я с 1996 года.
— Кем Вы мечтали стать в детстве?Как
и все мальчики моего времени: начиная от космонавта и моряка и
заканчивая… я даже не знаю, чем заканчивая. Я вообще был очень
любознательным ребенком. Все интересное, с чем я сталкивался в своей
жизни впервые, манило меня, и мне хотелось заниматься этим.
— Кто те люди, которые Вас окружают?Это
самые разные люди и их много! Специфика моего служения это
предполагает. Если говорить о моем круге друзей, то в нем тоже все
разнообразно: в нем есть священники, врачи, преподаватели, художники,
бизнесмены, кочегар даже есть… В общем, я не страдаю профессиональным и
социальным шовинизмом. Дружба много значит в моей жизни.
— У Вас есть свободное время? Как Вы любите его проводить?Здесь
нужно уточнить одну деталь. Часто свободное время, как что-то такое
светлое и радостное, противопоставляется рабочему, как чему-то
подавляющему и угнетающему, когда человек не может заниматься тем, что
он любит. У меня все не так. Священство – это не просто занятие или
работа. Это состояние жизни. Я не могу сказать, что в церкви я
священник, а дома – нет. Другое дело, что у меня иногда появляется
возможность посвятить время тому, что никак не связано со священническим
служением. Я очень люблю фотографировать. Любовь к фотографии
проснулась во мне после смерти моего отца, который был фотографом. Еще я
очень люблю музыку. У меня отличный самодельный ламповый усилитель и
неплохая коллекция блюза, джаза... Что еще? Животные! Сейчас у меня
живет кроличья такса и большой аквариум.
— Азартный ли Вы человек? В чем проявляется Ваш азарт?Смотря
что называть азартом! Если под этим словом подразумевать готовность
действовать, несмотря на видимую маловероятность достигнуть цели, то да,
я азартный. Если же под азартом понимать любовь к азартным играм,
авантюризм и прожектерство, то нет, не азартный. Я знаю, чего хочу, и
готов к этому последовательно стремиться – несмотря на вероятность и
шансы. А зачем стремиться к тому, что тебе не нужно, пусть даже это и
более осуществимо? К тому же я верующий человек: моя вера мотивирует
меня к борьбе там, где по-человечески стоило бы «сложить лапки».
— Как православная церковь относится к казино?Резко
отрицательно! Одно из правил 6 Вселенского собора говорит: «Никто из
мирян и клириков впредь да не предается предосудительной игре. Если же
кто усмотрен будет творящим сие, то клирик да будет извержен, а мирянин
да будет отлучен от общения церковного». Заметьте, это говорится об
играющих. Естественно, что применение этого правила против тех, кто
организует этот бизнес, может быть и должно быть более строгим. Всякий
сотрудник казино, считающий себя христианином, должен иметь попечение о
том, чтобы найти себе другую работу.
— На Кипре правительство
решило возобновить игорные дома для того, чтобы выйти из кризиса.
Церковь против. Есть ли столкновения религии и казино в Беларуси?А
почему только игорные, а не публичные, например? Для достойных целей
нужно выбирать достойные средства. Многие государства запрещают или
сильно ограничивают развитие и распространение игорного бизнеса. Церковь
в этом вопросе повсеместно склонна поддерживать светские власти в этих
ограничительных мерах. С 2009 года игорный бизнес был почти запрещен в
России, в итоге данные заведения в поисках новых рынков перебрались к
нам в Беларусь... Казино уже распространены повсеместно. Их много не
только в столице, но и в провинциальных городах. Естественно, это не
может не беспокоить духовенство.
— Но, как только в России
запретили игорный бизнес, число казино даже увеличилось,только теперь
подпольных, неконтролируемых. Как Вы считаете, может, лучше прийти к
компромиссу между представителями духовенства и игорниками, чтобы
все-таки можно было контролировать данный бизнес?Согласен:
честность и принципиальность – не самый быстрый путь к обогащению...
Давайте тогда искать компромисс, например, и со взяточничеством: все
равно ж берут – подпольно и некотролируемо! Представляете, как упал бы
уровень взяточничества, если бы взятки были легализированы? Если нет
закона, то нет и преступления. В гипотетическом обществе, в котором все
разрешено, преступность совершенно отсутствует. Так и с казино: есть
закон против казино – есть преступления в соответствующей сфере, нет
закона против казино – нет и соответствующих преступлений! С
преступлением можно бороться, а можно просто признать его нормой и
попытаться на нем заработать, но я не думаю, что этот путь приведет к
чему-то хорошему. Не знаю, как Кипру, но Беларуси, как мне кажется,
денег от этого не особо. Да, какая-то часть в виде налогов поступит в
казну, но еще большая часть будет изъята у населения, обменена на валюту
и вывезена за рубеж. В казино же играют не одни иностранцы, которые
приезжают, оставляют деньги и уезжают. Я не специалист, но не могу
отделаться от навязчивого подозрения, что деньги, проигранные в казино
нашими соотечественниками, будь они растрачены здесь на товары и услуги,
принесли бы больше экономической пользы. Я уж не говорю про
неблагоприятные социальные последствия! Деньги любят все и везде, однако
с игорным бизнесом, как злом, боролись и борются многие государства во
все времена, и наивно полагать, что это происходило только от того, что
там так свято чтут какие-то религиозные принципы и только. Думаю, что
здесь есть определенный расчет.
— Исповедовались ли у Вас когда-либо игроки?Конечно!
Кстати, самой распространенной причиной обращения к церкви самих
игроков являются те проблемы, которые у них возникли с социальной
адаптацией, семейными и профессиональными отношениями. К тому же в
игромании, как и в алкоголизме, есть так называемые созависимые. Друзья и
близкие игроков очень часто обращаются в церковь с просьбой молитв об
их проблеме. Но без желания исправить свою жизнь самого игрока
приходится надеяться только на чудо.
Кстати, в нашей стране, в
которой так широко развита игровая индустрия, не самым лучшим образом
поставлен вопрос о возможности психотерапевтический реабилитации
игроков.
— Но в Беларуси недавно была создана возможность самим
игрокам или их родственникам обратиться с запретом для гэмблера входа во
все казино страны. Будут ли эффективны такие черные списки?С
внешней стороны вопроса, думаю, какая-то эффективность будет. Если
говорить о духовной стороне, то нужно помнить, что непричастность ко
греху и отсутствие возможности его совершить – разные вещи. Важно, чтобы
человек не только себе отказывал в грехе, но и не желал его. С чего-то
надобно начать! И создание ситуации, в которой грех становится менее
возможным технически, – это, конечно, вариант! Но тут, все же, нужно
дождаться соответствующих статистических данных.
—Не убивай. Не прелюбодействуй. Не укради… Упоминается ли азарт в Библии?Прямого,
дословного осуждения азартных игр в Библии нет. Однако если азартная
игра является следствием желания быстро разбогатеть по воле случая, то
она, как и патологическое кладоискательство, является проявлением
чрезмерной любви к деньгам и желанием быстрой наживы – чем-то
нерациональным и безрассудным с точки зрения эффективности. Деньги
нельзя честно выиграть – деньги можно только честно заработать. Если же
человек пришел в казино не разбогатеть, а просто потратить, то тогда его
грех в том, что он неправедно растрачивает излишки средств (мотовство,
расточительство) плюс поддерживает игорную индустрию, а вместе с ней –
разорение других людей.
— Желание играть в человеческой природе. А какую из игр Вы считаете самой «праведной»?Все
очень сложно. Сегодня часто игрой называют то, что игрой на самом деле
не является. Психологи и педагоги много могут рассказать на эту тему.
Игра имеет смысл не в результате, а в самом процессе. Вот, например, с
какой целью играет ребенок в песочнице? Игра -- это еще и средство
усвоения определенных навыков, наличие которых важно вне игровой
ситуации. В 99 процентах тогда, когда мы говорим о казино, мы имеем дело
не с играми, а с попытками быстрого приобретения – «сорвать куш». Я
один процент оставил для тех, кто действительно ходит в казино, как
ребенок -- в песочницу. С другой стороны очень важно понимать, что азарт
не ограничивается только картами, рулеткой и игровыми автоматами.
Азартная игра сегодня присутствует в букмекерских канторах, лотореях,
тотализаторах… Азартными мы можем назвать и те состояния, которые
напрямую не предполагают везения в обогащении, но не будем усложнять.
Скажу только одно: иногда дело даже не в самой игре (или в том, что под
этим подразумевается), а в отношении человека к ситуации. Даже сами по
себе непредосудительные вещи могут становиться предосудительными в
определенном количестве, качестве, отношении. Можно и шахматы превратить
неизвестно во что.
— Некоторые думают, что в казино царит
разврат, и на поверхность вылезают все низменные человеческие пороки.
По-вашему, так ли это, и является ли игорный дом дьявольской обителью?Знаете,
«дьявольская обитель» - это сантимент и непрофессиональный эпитет.
Разврат и пороки проявляют себя везде, но везде по-разному. Я ни в коем
случае не считаю, что в казино собираются люди «похуже», чем, скажем, на
балете, футболе или даже в церкви. Мы – не о людях говорим, а о грехе. Я
не большой знаток духовного микроклимата казино, но для христианина
участие в жизни игорных домов является предосудительным.
— Есть ли молитва на удачу? Если есть, то как она звучит?Удача,
по определению – что-то случайное. Христиане не верят в случайности и
во всем полагаются на волю Божию, которую и стараются узнать и
исполнить. Далеко не нужно ходить и достаточно вспомнить о словах
молитвы «Отче наш» - в них мы найдем все необходимое по данной теме.
Об авторе
Протиерей
Сергей Лепин родился в Кировске Могилевской области. Окончил Минскую
Духовную Семинарию и Академию, БГУ (философ, преподаватель философии и
социально-политических дисциплин) и аспирантуру ГрГУ (онтология и теория
познания). Докторант Христианской теологичекой академии в Варшаве.
Протоиерей БПЦ МП, доцент Минской духовной академии и семинарии,
кандидат богословия. Преподёт философию и логику. Пресс-секретарь
Минского епархиального управления. Преподавательскую деятельность
совмещает с окормлением Преображенской церкви д. Раков Воложинского
района Минской области. Женат, имеет трое детей.