Про співтовариство

В сообществе размещаются публикации о Православии не только на территории Украины, но и за ее пределами.
Вид:
короткий
повний

Православие в мире

Убит священник Павел Адельгейм

Священник Павел Адельгейм о Pussy Riot, РПЦ и борьбе за права.
Интервью Дождю от 14 октября 2012 г.




rose rose

Псалмопение в Великой Афонской Лавре

Оригинал взят из ЖЖ у m_athanasios в [Аниксандарья]

  Аниксандарья - псалмопение в начале агрипнии [всенощной] по Великим или храмовым праздникам. Поется часть 103-го псалма от слов "отверзшу Тебе руку". Обратите внимание, слышно особенно в конце, подпевают дети. Греки очень любят церковное пение и с монахами всегда поют мiрские. И на панигири в Лавре в обоих клиросах пело несколько мальчишек 8-12 лет!
   Прошу прощения включил запись с запозданием, но и так полчаса... Однако, думаю, пение вас не утомит.





Какие люди мне нравятся

Проповеди протоиерея Андрея Ткачёва
http://www.andreytkachev.com/kakie-lyudi-mne-nravyatsya/

Нравятся мне люди, которые не боятся стареть. Это умницы и это воины. Без подтяжек, без липосакций, зато с мыслью в глазах, с внуками, с конкретным делом в руках. Такие, быть может, и умирать не побоятся. Хотя смерть – непрошенная дама и капризная и напугать способна кого хочешь. Но все равно, если человек встречает старость без истерик, значит, есть нечто за душой у человека.

Какие люди мне нравятся

Фото: Геннадий Михеев

Еще нравятся люди, вокруг которых чисто. Чисто в доме, чисто на прилегающей к дому территории, чисто на рабочем месте. Дал Господь Бог под начальство и ответственность каждого человека небольшой кусочек земли, и нужно на нем навести и поддерживать порядок. Если видишь свинарник вокруг, значит, у людей внутри такой же свинарник. Грязь в мозгах и смрад в глубинах сердца неизбежно проявятся через кучи пустых бутылок вокруг, горы фантиков, лужи разлитых напитков и надписи на заборах. Поддержание порядка на маленьком кусочке земли есть манифестация стремления к внутренней чистоте или даже проявление этой уже имеющейся внутренней чистоты, пусть и относительной.

[ Читать дальше ]

Честное слово, так бы и задал я всем взрослым сочинение на тему «Какие нравственные качества я ценю больше всего». Или «От отсутствия каких нравственных качеств страдают я и моя семья?» Потом устроил бы всенародное обсуждение, награждение победителей, новый этап конкурса с иной темой по тому же профилю. У СМИ появился бы серьезный проект, заполняющий эфир и от проведения которого не стыдно. Поверьте, это не было бы бесполезным занятием. Вы когда-нибудь письма из тюрьмы читали? Да ведь это почти в полном объеме – сочинения на нравственную тематику, написанные с опозданием. Были бы они написаны в свое время, не пришлось бы по прошествии многих лет упражняться в каллиграфии и рассуждении о том, как нужно жить, из-за колючей проволоки.

Итак, всенародный труд по написанию сочинения на нравственную тему можно считать открытым. Я свое уже написал.

Церковь против казино.

Оригинал взят у serge_le в Отвечаем — всем!Церковь против казино. Майский номер журнала "Casino Magazine" все-таки опубликовал интервью с вашим покорной слугой, причем, даже без заметных сокращений.
Кстати, согласно этому же журналу, 49% посетителей минских казино – белорусы, 31% - россияне, 10% - представители арабских стран, 6% - европейцы, 4% - украинцы и прибалтийцы. Китайцы, видать, пока не играют )).


— Всю ли свою жизнь Вы посвятили служению церкви?
Я пришел к вере в 14 лет и не отходил от нее до сего дня, а в священном сане я с 1996 года.
— Кем Вы мечтали стать в детстве?
Как и все мальчики моего времени: начиная от космонавта и моряка и заканчивая… я даже не знаю, чем заканчивая. Я вообще был очень любознательным ребенком. Все интересное, с чем я сталкивался в своей жизни впервые, манило меня, и мне хотелось заниматься этим.
— Кто те люди, которые Вас окружают?
Это самые разные люди и их много! Специфика моего служения это предполагает. Если говорить о моем круге друзей, то в нем тоже все разнообразно: в нем есть священники, врачи, преподаватели, художники, бизнесмены, кочегар даже есть… В общем, я не страдаю профессиональным и социальным шовинизмом. Дружба много значит в моей жизни.
— У Вас есть свободное время? Как Вы любите его проводить?
Здесь нужно уточнить одну деталь. Часто свободное время, как что-то такое светлое и радостное, противопоставляется рабочему, как чему-то подавляющему и угнетающему, когда человек не может заниматься тем, что он любит. У меня все не так. Священство – это не просто занятие или работа. Это состояние жизни. Я не могу сказать, что в церкви я священник, а дома – нет. Другое дело, что у меня иногда появляется возможность посвятить время тому, что никак не связано со священническим служением. Я очень люблю фотографировать. Любовь к фотографии проснулась во мне после смерти моего отца, который был фотографом. Еще я очень люблю музыку. У меня отличный самодельный ламповый усилитель и неплохая коллекция блюза, джаза... Что еще? Животные! Сейчас у меня живет кроличья такса и большой аквариум.
— Азартный ли Вы человек? В чем проявляется Ваш азарт?
Смотря что называть азартом! Если под этим словом подразумевать готовность действовать, несмотря на видимую маловероятность достигнуть цели, то да, я азартный. Если же под азартом понимать любовь к азартным играм, авантюризм и прожектерство, то нет, не азартный. Я знаю, чего хочу, и готов к этому последовательно стремиться – несмотря на вероятность и шансы. А зачем стремиться к тому, что тебе не нужно, пусть даже это и более осуществимо? К тому же я верующий человек: моя вера мотивирует меня к борьбе там, где по-человечески стоило бы «сложить лапки».
— Как православная церковь относится к казино?
Резко отрицательно! Одно из правил 6 Вселенского собора говорит: «Никто из мирян и клириков впредь да не предается предосудительной игре. Если же кто усмотрен будет творящим сие, то клирик да будет извержен, а мирянин да будет отлучен от общения церковного». Заметьте, это говорится об играющих. Естественно, что применение этого правила против тех, кто организует этот бизнес, может быть и должно быть более строгим. Всякий сотрудник казино, считающий себя христианином, должен иметь попечение о том, чтобы найти себе другую работу.
— На Кипре правительство решило возобновить игорные дома для того, чтобы выйти из кризиса. Церковь против. Есть ли столкновения религии и казино в Беларуси?
А почему только игорные, а не публичные, например? Для достойных целей нужно выбирать достойные средства. Многие государства запрещают или сильно ограничивают развитие и распространение игорного бизнеса. Церковь в этом вопросе повсеместно склонна поддерживать светские власти в этих ограничительных мерах. С 2009 года игорный бизнес был почти запрещен в России, в итоге данные заведения в поисках новых рынков перебрались к нам в Беларусь... Казино уже распространены повсеместно. Их много не только в столице, но и в провинциальных городах. Естественно, это не может не беспокоить духовенство.
— Но, как только в России запретили игорный бизнес, число казино даже увеличилось,только теперь подпольных, неконтролируемых. Как Вы считаете, может, лучше прийти к компромиссу между представителями духовенства и игорниками, чтобы все-таки можно было контролировать данный бизнес?
Согласен: честность и принципиальность – не самый быстрый путь к обогащению... Давайте тогда искать компромисс, например, и со взяточничеством: все равно ж берут – подпольно и некотролируемо! Представляете, как упал бы уровень взяточничества, если бы взятки были легализированы? Если нет закона, то нет и преступления. В гипотетическом обществе, в котором все разрешено, преступность совершенно отсутствует. Так и с казино: есть закон против казино – есть преступления в соответствующей сфере, нет закона против казино – нет и соответствующих преступлений! С преступлением можно бороться, а можно просто признать его нормой и попытаться на нем заработать, но я не думаю, что этот путь приведет к чему-то хорошему. Не знаю, как Кипру, но Беларуси, как мне кажется, денег от этого не особо. Да, какая-то часть в виде налогов поступит в казну, но еще большая часть будет изъята у населения, обменена на валюту и вывезена за рубеж. В казино же играют не одни иностранцы, которые приезжают, оставляют деньги и уезжают. Я не специалист, но не могу отделаться от навязчивого подозрения, что деньги, проигранные в казино нашими соотечественниками, будь они растрачены здесь на товары и услуги, принесли бы больше экономической пользы. Я уж не говорю про неблагоприятные социальные последствия! Деньги любят все и везде, однако с игорным бизнесом, как злом, боролись и борются многие государства во все времена, и наивно полагать, что это происходило только от того, что там так свято чтут какие-то религиозные принципы и только. Думаю, что здесь есть определенный расчет.
— Исповедовались ли у Вас когда-либо игроки?
Конечно! Кстати, самой распространенной причиной обращения к церкви самих игроков являются те проблемы, которые у них возникли с социальной адаптацией, семейными и профессиональными отношениями. К тому же в игромании, как и в алкоголизме, есть так называемые созависимые. Друзья и близкие игроков очень часто обращаются в церковь с просьбой молитв об их проблеме. Но без желания исправить свою жизнь самого игрока приходится надеяться только на чудо.
Кстати, в нашей стране, в которой так широко развита игровая индустрия, не самым лучшим образом поставлен вопрос о возможности психотерапевтический реабилитации игроков.
— Но в Беларуси недавно была создана возможность самим игрокам или их родственникам обратиться с запретом для гэмблера входа во все казино страны. Будут ли эффективны такие черные списки?
С внешней стороны вопроса, думаю, какая-то эффективность будет. Если говорить о духовной стороне, то нужно помнить, что непричастность ко греху и отсутствие возможности его совершить – разные вещи. Важно, чтобы человек не только себе отказывал в грехе, но и не желал его. С чего-то надобно начать! И создание ситуации, в которой грех становится менее возможным технически, – это, конечно, вариант! Но тут, все же, нужно дождаться соответствующих статистических данных.
—Не убивай. Не прелюбодействуй. Не укради… Упоминается ли азарт в Библии?
Прямого, дословного осуждения азартных игр в Библии нет. Однако если азартная игра является следствием желания быстро разбогатеть по воле случая, то она, как и патологическое кладоискательство, является проявлением чрезмерной любви к деньгам и желанием быстрой наживы – чем-то нерациональным и безрассудным с точки зрения эффективности. Деньги нельзя честно выиграть – деньги можно только честно заработать. Если же человек пришел в казино не разбогатеть, а просто потратить, то тогда его грех в том, что он неправедно растрачивает излишки средств (мотовство, расточительство) плюс поддерживает игорную индустрию, а вместе с ней – разорение других людей.
— Желание играть в человеческой природе. А какую из игр Вы считаете самой «праведной»?
Все очень сложно. Сегодня часто игрой называют то, что игрой на самом деле не является. Психологи и педагоги много могут рассказать на эту тему. Игра имеет смысл не в результате, а в самом процессе. Вот, например, с какой целью играет ребенок в песочнице? Игра -- это еще и средство усвоения определенных навыков, наличие которых важно вне игровой ситуации. В 99 процентах тогда, когда мы говорим о казино, мы имеем дело не с играми, а с попытками быстрого приобретения – «сорвать куш». Я один процент оставил для тех, кто действительно ходит в казино, как ребенок -- в песочницу. С другой стороны очень важно понимать, что азарт не ограничивается только картами, рулеткой и игровыми автоматами. Азартная игра сегодня присутствует в букмекерских канторах, лотореях, тотализаторах… Азартными мы можем назвать и те состояния, которые напрямую не предполагают везения в обогащении, но не будем усложнять. Скажу только одно: иногда дело даже не в самой игре (или в том, что под этим подразумевается), а в отношении человека к ситуации. Даже сами по себе непредосудительные вещи могут становиться предосудительными в определенном количестве, качестве, отношении. Можно и шахматы превратить неизвестно во что.
— Некоторые думают, что в казино царит разврат, и на поверхность вылезают все низменные человеческие пороки. По-вашему, так ли это, и является ли игорный дом дьявольской обителью?
Знаете, «дьявольская обитель» - это сантимент и непрофессиональный эпитет. Разврат и пороки проявляют себя везде, но везде по-разному. Я ни в коем случае не считаю, что в казино собираются люди «похуже», чем, скажем, на балете, футболе или даже в церкви. Мы – не о людях говорим, а о грехе. Я не большой знаток духовного микроклимата казино, но для христианина участие в жизни игорных домов является предосудительным.
— Есть ли молитва на удачу? Если есть, то как она звучит?
Удача, по определению – что-то случайное. Христиане не верят в случайности и во всем полагаются на волю Божию, которую и стараются узнать и исполнить. Далеко не нужно ходить и достаточно вспомнить о словах молитвы «Отче наш» - в них мы найдем все необходимое по данной теме.


Об авторе




Протиерей Сергей Лепин родился в Кировске Могилевской области. Окончил Минскую Духовную Семинарию и Академию, БГУ (философ, преподаватель философии и социально-политических дисциплин) и аспирантуру ГрГУ (онтология и теория познания). Докторант Христианской теологичекой академии в Варшаве. Протоиерей БПЦ МП, доцент Минской духовной академии и семинарии, кандидат богословия. Преподёт философию и логику. Пресс-секретарь Минского епархиального управления. Преподавательскую деятельность совмещает с окормлением Преображенской церкви д. Раков Воложинского района Минской области. Женат, имеет трое детей.

Монахиня-Ученый с мировым именем

Героине фильма (Валентине Пузик) 100 лет. Почти 80 из них она прожила как тайная монахиня (Игнатия)






Вторую и третью часть можно посмотреть по ссылкам - http://www.youtube.com/watch?v=wVvEMNIK978
 и http://www.youtube.com/watch?v=H80MBtsvwvk

Из Википедии:

Валентина Ильинична Пузик (в схиме Игнатия, 1 февраля (19 января ст.ст.) 1903, Москва — 29 августа 2004, Москва — ученый в области фтизиопаталогии, профессор, православный гимнограф,  схимонахиня.

Отец Валентины Ильиничны происходил из крестьян Гродненской губернии в Белоруссии. После военной службы он остался в Москве и работал служащим в управлении Киево-Воронежской железной дороги, умер в 1915 году от туберкулёза. Мать — Екатерина Севостьяновна (в девичестве Абакумцева).

Училась в женском Николаевском коммерческом училище на Новой Басманной. После окончания коммерческого училища в 1920 году поступила на естественное отделение физико-математического факультета 1-го МГУ, а в после организации в 1923 году биологического отделения продолжила обучение там.

Профессиональная деятельность

После окончания университета в 1926 году начала работать в области патоморфологии туберкулёза под руководством известного фтизиопатолога В.Г. Штефко. С 1945 по 1974 год возглавляла лабораторию патоморфологии туберкулёза в Государственном туберкулёзном институте (позднее Центральный научно-исследовательский институт туберкулёза Академии медицинских наук СССР). В 1940 г. защитила докторскую диссертацию, а в 1947 г. удостоена звания профессора. Ей принадлежит более 200 научных работ в разных областях медицины, в том числе семь монографий [1]. Многие из них признаны крупными теоретическими трудами. Фактически, она стала основателем собственной школы патологов-фтизиатров, которые работают на всей территории бывшего Советского Союза. Научные заслуги В. И. Пузик отмечены наградами (Орден Трудового Красного Знамени, девять медалей, звание заслуженный работник медицины), а её научно-исследовательская деятельность уже в 1940-е годы нашла признание также у зарубежных коллег. После окончания профессиональной деятельности в 1974 году В. И. Пузик полностью посвятила себя монашескому деланию.

Монашеское служениеПервые церковные впечатления Валентины Ильиничны связаны с храмом первоверховных апостолов Петра и Павла на Новой Басманной в Москве. Ещё во время обучения в университете произошло важное событие, определившее всю последующую жизнь молодой девушки. В 1924 году во время говения при посещении Высоко-Петровского монастыря произошла её встреча на исповеди с архимандритом Агафоном (Лебедевым) (в схиме Игнатием). Она стала его духовной дочерью. С середины 1920-х годов вокруг отца Игнатия складывается духовная семья, многие члены которой тяготели к монашескому пути; в стенах Высоко-Петровского монастыря многие юноши и девушки стали принимать тайный постриг. Здесь они под руководством старцев постигали основы духовной жизни, оставаясь при этом на своей мирской работе или учёбе, что входило в их монашеское послушание.
В 1928 году, от руки своего духовного отца Игнатия, Валентина приняла тайный постриг в рясофор с именем Варсонофия — в честь святителя Варсонофия Казанского. В начале 1939 года инокиня Варсонофия приняла постриг в мантию, которую совершил архмандрит Зосима (Нилов). Имя в мантии ей было дано в память о её старце — в честь священномученика Игнатия Богоносца. По благословению духовного отца мать Игнатия продолжала работать по специальности, воспринимая научно-исследовательскую деятельность как послушание, подобное монастырскому.
С середины 1940-х годов её научная деятельность дополнялась литературным трудом духовного содержания. В 1945 году появилась первая её книга — жизнеописание духовного отца схиархимандрита Игнатия (Лебедева). В 1952 году она написала книгу о созданной им монашеской общине. Позднее были написаны и другие книги, в которых мать Игнатия размышляла о жизни Церкви, её истории, о действиях Промысла Божия в современном мире и в жизни современного человека. Среди них воспоминания о старцах Высоко-Петровского монастыря, о Святейших патриархах Сергии и Алексии I. Монахиня Игнатия тесно сотрудничала с журналом «Альфа и Омега», публикуясь под псевдонимом монахиня Игнатия (Петровская). Некоторые из её трудов также были опубликованы в «Богословских трудах».

А здесь можно почитать одну из книг Монахини Игнатии "Старчество на Руси".


Православный флэшмоб в Национальном Музее Искусств в г.Барселона

Оригинал взят из ЖЖ у los_desdichados в Academic Choir of PetrSU. Flashmob @ National Art Museum, Barcelona.Петрозаводские в Барселоне.

С. Рахманинов - Богородице дево, радуйся



Достойный ответ всем противникам ПРАВОСЛАВИЯ...         bravo 

Цитата из книги отца Андрея Кураева "Диспут с атеистом"

http://kuraev.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=112
...В православии человек как раз призван стать со-автором своей души. "Я сотворил, говорит Господь, прекрасное тело; даю тебе власть сделать нечто лучшее: создай прекрасную душу" - так это выражает св. Иоанн Златоуст .

Об этом сотрудничестве («синергии») прекрасно сказано в одном диалоге (мне он попал в руки без подписи, поэтому я не знаю, христианином какой именно конфессии он был написан):

Я попросил Бога, чтобы Он забрал мои привычки.
Бог сказал: нет. Это не Я должен забрать, это ты должен отдать.
Я попросил Бога даровать мне терпение.
Бог сказал: нет. Терпение не даруется, ему учатся.

Я попросил Бога дать мне счастье.
Бог сказал: нет. Я даю тебе дары, но быть счастливым способен лишь ты сам.
Я попросил Бога уберечь меня от боли.
Бог сказал: нет. Страдание приводит тебя ближе ко Мне.

Я попросил, чтобы Бог взрастил мой дух.
Бог сказал: нет. Ты должен возрастать самостоятельно, но Я буду обрезать тебя, чтобы ты был плодоносным.
Я попросил Бога обо всем, чтобы я мог наслаждаться жизнью.
Бог сказал: нет. Я уже дал тебе жизнь, разве это не достаточный повод для наслаждения?

Я попросил Бога помочь мне ЛЮБИТЬ других так же, как Он любит меня.
Бог сказал: А, наконец-то у тебя появилась достойная мысль.

Сосо Палиашвили - "Помолимся за родителей..."

https://www.youtube.com/watch?feature=player_detailpage&v=7wf29ngy0wc



Я отпил у взрослой жизни рано,
А вот сейчас бы убежать, в детство убежать
Как хочу к тебе прижаться, мама,
И папе тайны рассказать, тайны рассказать

Вы простите мне разлуки грешность,
Время закрутило, занесло...
Пусть хранят ваш дом: любовь и нежность,
Они из детства моего, детства моего

Припев:
Помолимся за родителей, за всех живых и небожителей,
И в час, когда станет холодать, их души свечами согреем
Помолимся за родителей, ангелам нашим, хранителям
Помолимся, и когда-нибудь помолятся дети за нас

Помолимся за родителей, ангелам нашим, хранителям
Помолимся, и когда-нибудь помолятся дети за нас
Текст найден на ресурсе песен gl5.ru

Я давно мудрее стал и старше,
Но лишь сейчас одно постиг, истину постиг,
Дай Вам Бог, уйти минутой раньше
Своих детей давно седых, нас давно седых

Вы простите мне разлуки грешность,
Время закрутило, занесло...
Пусть хранят ваш дом: любовь и нежность,
Они из детства моего, из детства моего

Припев:
Помолимся за родителей, за всех живых и небожителей,
И в час, когда станет холодать, их души свечами согреем
Помолимся за родителей, ангелам нашим, хранителям
Помолимся, и когда-нибудь помолятся дети за нас

Помолимся за родителей, за всех живых и небожителей,
И в час, когда станет холодать, их души свечами согреем
Помолимся за родителей, ангелам нашим, хранителям
Помолимся, и когда-нибудь помолятся дети за нас

Помолимся за родителей, ангелам нашим, хранителям
Помолимся, и когда-нибудь помолятся дети за нас

Помолимся, и когда-нибудь помолятся дети за нас

Помолимся за родителей...

22 мая отмечается память святителя Николая Чудотворца!

  • 22.05.13, 10:56
Источник - http://www.cirota.ru/forum/view.php?subj=97638

По свидетельству Нестора-летописца, первый храм на Руси в честь святителя Николая Чудотворца — это церковь в Киеве, поставленная в 9 веке на могиле убитого князя Аскольда.

Николая Чудотворца чтут и Западная Церковь, и православный мир. Но именно в России даже далекие от церкви люди знают Николая Угодника как самого почитаемого русским народом Святого. Помимо посвященных ему особых праздников память святителя Николая Чудотворца Церковь отмечает каждый четверг. Часто поминается святой Николай на богослужениях и в другие дни недели.

Святой Николай проявлял милосердие даже к человеку, совершившему страшный грех, если тот глубоко и искренне повинился. Так, он простил правителя города, за мзду осудившего невинных, и не стал жаловаться на него императору. И он же мог быть неожиданно резким: на Вселенском соборе в Никее в 325 году, возмутившись упорством еретика Ария, ударил его по щеке, за что собравшиеся епископы постановили лишить святого Николая святительского (епископского) сана.


По преданию, он был даже заключен в темницу. Но знамение, которое епископы получили во сне, убедило их вернуть святителю свободу. Смысл его поступка для верующих отнюдь не во вседозволенности, но в активном неприятии любой неправды: резкость святителя была вызвана тем же чувством, которое некогда побудило его вырвать меч из рук палача.

Святой Николай прославляется и как чудотворец: по его молитвам происходили чудесные исцеления и даже воскрешения из мертвых, стихали бури на море, а ветер нес корабль туда, куда было нужно святителю. Церковь знает также множество случаев, когда чудесами оборачивались молитвенные обращения верующих к святому Николаю и после его кончины.

Скорый и милосердный помощник страждущих, бессребреник и благотворитель, чутко откликающийся на беду и боль людей; строгий пастырь-наставник, остро переживающий любую неправду и решительно восстающий против нее, — в этих чертах святого Николая православные видят не противоречивость характера, а свидетельство живой полноты его
святости.
*  *  *


Это запрестольный образ Святителя Николая в базилике в Бари, считают, что он написан с прижизненного портрета.

Святителю отче Николае, моли Бога о нас!

Воспоминание явления на небе Креста Господня в Иерусалиме

http://my.mail.ru/community/prawoslavieimir/B6C971F0FDE1FF5.html

После кончины первого христианского благоверного императора Константина императорский престол занял его сын Констанций, который уклонился в ересь Ария, отрицавшего единосущие Сына Божия с Отцом. В утверждение святого Православия Господь явил в Иерусалиме дивное знамение.
После кончины первого христианского благоверного императора Константина императорский престол занял его сын Констанций, который уклонился в ересь Ария, отрицавшего единосущие Сына Божия с Отцом. В утверждение святого Православия Господь явил в Иерусалиме дивное знамение.
В дни Святой Пятидесятницы, 20  (7 ст.ст.) мая 351 года, в третьем часу утра на небе явилось изображение равноконечного Креста Господня, сиявшее неизреченным светом, превосходившим свет солнца. Свидетелем был весь народ, пораженный великим ужасом и удивлением. Явление знамения Креста началось над святой Голгофской горой, на которой был распят Господь (Мф. 27, 32 - 33; Ин. 19, 17, 41; Евр. 13, 12), и достигало горы Елеонской (Ин. 8, 1; 18, 2), отстоящей от Голгофы на расстоянии 15 стадий. Знамение переливалось всеми цветами радуги и привлекло к себе взоры всех людей. Многие люди, оставив свои дела, выходили из домов и со страхом созерцали чудное явление. Потом многочисленные толпы жителей Иерусалима с трепетом и радостью поспешили ко святому храму Воскресения.
О совершившемся чудесном явлении знамения Креста Святейший Патриарх Иерусалимский Кирилл (350 - 387) известил посланием императора Констанция, увещевал его обратиться к православной вере. Историк Древней Церкви Созомен свидетельствует, что через это явление Святого Креста многие иудеи и еллины пришли к истинной вере, покаявшись Христу Богу, и приняли Святое Крещение.


Тропарь в честь воспоминания явления на небе Креста Господня

Креста Твоего образ ныне паче солнца возсия,/ егоже от горы святыя даже до лобнаго места простерл еси/ и в нем Твою, Спасе, крепость уяснил еси./ сим укрепляя нас/ и спасай выну в мире/ молитвами Богородицы, Христе Боже, и спаси нас.
    
Кондак в честь воспоминания явления на небе Креста Господня

Отверзый небеса заключенная,/ на небеси пресветлыя лучи,/ на земли возсия пречистый Крест;/ Темже сияний Его действа приемше,/ к незаходимому наставляемся свету/ и во бранех имамы Его оружие мира/ непобедимую победу.



ЯВЛЕНИЯ КРЕСТА

Император Диоклетиан разделил Империю на две части и кроме двух императоров учредил две должности цезарей, ближайших помощников августов. Этим было положено начало отделению Востока и Запада. С другой стороны, в 297 году была произведена «чистка» армии от христиан, где они занимали многие высокие посты.
Хотя до 302 г. не было открытого гонения, но цезарь Востока Галерий был врагом христианства и искал только удобного случая, чтобы начать преследования. Во время торжественного гадания на внутренностях птиц в Антиохии христиане были обвинены в том, что крестным знамением нарушили церемонию. Против них были изданы первые враждебные эдикты, и многие подданные были сосланы и лишены мест.
Диоклетиан фактически отдал управление империей Галерию и, когда тот в 303 г. решил начать всеобщее истребление христиан, спросил оракула и, получив положительный ответ, одобрил его указ. Эдикт предусматривал немедленное разрушение всех христианских храмов в империи и сожжение всех священных книг. Накануне опубликования эдикта войска ворвались в Собор в Никомидии, находившийся рядом с императорским дворцом, разграбили его, избили всех там находившихся и подожгли здание.
Гонение, начавшееся в 303 году и длившееся до 311, было самым страшным и кровопролитным из всех, которые пришлось пережить Церкви. Повсюду были уничтожены храмы, книги были преданы огню. Этим объясняется отсутствие рукописей до IV-го века. Тысячи христиан были избиты или сожжены. В одной Никомидии пострадало свыше 20 тысяч, во главе с епископомАнфимом и многочисленным духовенством.
В это гонение пострадал за Христа знаменитый военноначальник, любимец императора Диоклетиана Георгий (Победоносец). Он роздал все свое имущество бедным и явился к императору с обличением гонителей. Его мучения произвели такое впечатление в Никомидии, что множество христиан пошло на добровольные мучения. Церковь прославила его как великомученика (память 23/6 мая). В Никомидии пострадал и другой великомученик, врач Пантелеимон (27/9 августа), память о котором так же, как и слава Георгия Победоносца, разошлась по всему миру.
В Солуни пострадал начальник города, великомученик Димитрий Мироточивый (26/8 ноября), в Илиополе – великомученица Варвара (4/17 декабря), в Халкидоне – великомученица Евфимия Всехвальная (16/29 сентября).
На Западе, благодаря цезарю Констанцию Хлору, отцу Константина Великого, женатому на христианке, равноапостольной Елене, эдикт Диоклетиана не имел силы. В его области, Галлии и Британии, было разрушено несколько церквей, а в областиМаксимиана, Италии и Испании, сожжены христианские библиотеки. Все же и в самом Риме было много пострадавших, в том числе святой Севастьян и его дружина.
С 310 года в империи началась анархия и борьба за власть отдельных вождей войска. Галерий заболел страшной болезнью и перед смертью неожиданно для всех издал эдикт 311 года, в котором провозглашал свободу от преследования. Он, кроме открытых гонений основал лже-церковь и издал ложное евангелие «Акты Пилата», желая этим подорвать авторитет Церкви. Наконец, в 313 году, в Милане, Константин и Ликиний подписали акт о церковном мире, который окончательно водворился на Западе, а вскоре, после поражения Максимиана, и на Востоке.
Прекращение гонений было победой христианства, которое, несмотря на страшные испытания начала IV века, продолжало распространяться и укрепляться. Римская Империя не могла уже продолжать борьбу и признала за новой верой право на существование. В 313 году в Милане соправители Константин и Ликиний торжественно подтвердили и ввели в действие эдикт о веротерпимости императора Галерия. Христианам были возвращены храмы и имущество, отобранные во время гонений, и разрешен вновь доступ ко всем государственным должностям.
За год до Миланского соглашения произошли события, о которых повествует церковный историк епископ Евсевий Кесарийскийв своей «Жизни Константина».
В 312 году у правителя Галлии и Британии Константина возникла борьба с Максенцием, правителем Италии. Константин двинулся с войском из Галлии через Альпы к Риму и подошел к нему 27 октября. В этот день ему и его приближенным было чудесное явление «Креста над солнцем». Ночью во сне Константину явился Спаситель и повелел начертать знамение креста на щитах и шлемах воинов. Константин исполнил повеление и на следующий день разбилМаксенция, и торжественно вступил в Рим. С этой поры, по словам епископа Евсевия, Константин твердо уверовал во Христа и всю свою жизнь посвятил служению Ему.
Император Константин принадлежал к благочестивой языческой семье и вырос в обстановке веротерпимости. И его отец,Констанций Хлор, и он сам были формально поклонниками солнца, но современное им язычество их не удовлетворяло, и они стремились к более возвышенному идеалу. Мать Константина – Елена, по происхождению британка, обратилась в христианство. Поэтому Константин так легко стал сам защитником новой веры – в ней он видел свой идеал, к которому стремились все лучшие люди империи. Но все же посягнуть на Рим с его древними языческими святынями было для него святотатством, и он решился на это лишь после видения креста над солнцем, когда он понял, что есть символ, который превосходит все, во что веровали его предки.
Император Константин с 312 г. стал покровителем христиан, но сам принял крещение только перед смертью в 337 г. Он передал Римскому епископу свой Латеранский дворец и базилику. В ней был устроен храм Христа Спасителя. Он же заложил в Риме храмы на месте мученической кончины святых апостолов Петра и Павла, в Палестине, на Голгофе и в Вифлееме.
Император Константин был человеком глубоко религиозным и верил в свое призвание, но он одновременно хотел водворить через новую веру мир и порядок в империи. С самого начала на этом пути у него возникли трудности. В Африке произошел расколдонатистов (последователей епископа Доната), не признававших иерархии, которая во время гонений была, по их мнению, недостаточно стойкой. Возникли две параллельных иерархии. Донатисты обратились к императору, вмешивая его в церковные дела, в которых он не мог разобраться. Галло-Римский Собор решил дело не в пользу епископа Доната, но тем раскол не был уврачеван. Тогда император созвал Собор всей Западной Церкви в своей бывшей резиденции – Арле.
Арльский Собор 314 г. имеет в истории Церкви большое значение. Он состоял из епископов, клириков и мирян Галлии, Италии, Испании и Африки, которые осудили Доната, подтвердили право епископов апеллировать к Соборам, установили правила посвящения в епископский сан, а главное, определили отношения между Соборами и Римским епископом. Ему, как старейшему на Западе, были сообщены, а не посланы на утверждение постановления Собора, так же, как и главам восточных Церквей. КаноныАрльского Собора были приняты на Востоке.
Следствием Собора Западной Церкви было то, что император Константин приказал преследовать всех не подчинившихся соборному решению, считая их нарушителями государственного порядка. Светская власть, таким образом, впервые не только была замешана в церковные дела, но и применила силу для водворения церковного мира.



20-05-2013
Юрий Максимов