Вид:
короткий
повний

Торжество православия

1 июня - День Святого Духа

Святитель Феофан Затворник. Мысли на каждый день годаСвт. Феофан (Говоров), Затворник Вышенский

(Еф. 5, 9-19Мф. 18, 10-20). Утешая учеников Своих, Господь говорил, что для них лучше, чтоб Он взошел на небо, ибо, возшедши, Он пошлет вместо Себя Утешителя - Духа. Нисшел Дух Святый и пребывает в Церкви, совершая в каждом человеке верующем дело Христово. Всякий христианин - причастник Духа. Это так необходимо, что кто Духа не имеет, тот и не Христов. Присмотрись же хорошенько - есть ли в тебе Дух благодати? Ибо он не у всех остается, а бывает так, что и отходит. Вот приметы: сначала находит дух покаяния. и учит христианина обращению к Богу и исправлению жизни; дух покаяния, совершив свое дело, передает христианина духу святости и чистоты, которому преемствует, наконец, дух сыноположения. Черта первого - трудолюбная ревность; черта второго - теплота и горение сердца сладкое; черта третьего - чувство сыновства, по которому исходит из сердца воздыхание к Богу: "Авва отче"! Смотри, на которой из этих степеней находишься. Если ни на какой, прими заботу и попечение о себе.



Молитва Святому Духу
Царю Небесный,/ Утешителю, Душе истины,/ Иже везде сый/ и вся исполняяй,/ Сокровище благих/ и жизни Подателю,/ прииди и вселися в ны,/ и очисти ны от всякия скверны,// и спаси, Блаже, души наша.

С праздником Святой Троицы!!!




Совершилась икономия нашего спасения! Действия всех Лиц Пресвятой Троицы в сем деле отныне вступили в силу. Чему быть благоволил Бог-Отец, что исполнил в Себе Сын Божий, то присвоить верующим снисшел ныне Дух Святый. Ибо спасение наше "по предведению Бога Отца, при освящении от Духа, к послушанию и окроплению Кровью Иисуса Христа" (1 Пет. 1, 2). Того ради и "крещаемся во имя Отца и Сына и Святого Духа", обязуясь "соблюдать все, что Я повелел вам" (Мф. 28, 19-20). Не исповедующие Пресвятой Троицы не могут иметь части в спасительных действиях Лиц Ее и, следовательно, получить спасение. Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, Троице единосущной и нераздельной, предавшей нам исповедание о Себе! "Отче Вседержителю, Слове и Душе, треми соединяемое во Ипостасех естество пресущественно, и пребожественно, в Тебя крестились, и Тебя благословим во все веки".

30 мая - Троицкая родительская суббота

Никто не поленится помянуть своих родителей; но поминать надо и всех православных христиан, и не в этот только день, а во всякое время, на всякой молитве. Сами там будем, и понуждаемся в молитве этой, как бедный в куске хлеба и чаше воды. Помни, что молитва об усопших и сильна общностью - тем, что идет от лица всей Церкви. Церковь дышет молитвой. Но как в естественном порядке, при беременности мать дышет, а сила дыхания переходит и на дитя, так и в благодатном порядке Церковь дышет общею всех молитвою, а сила молитвы переходит и на усопших, содержимых в лоне Церкви, которая слагается из живых и умерших, воюющих и торжествующих. Не поленись же на всякой молитве усердно поминать всех отшедших отец и братий наших. Это будет от тебя им милостыня. . .(святитель Феофан Затворник)

Братия Сретенского монастыря служит литию на могиле архимандрита Павла (Груздева)

Цифровой язык – самый мощный из доступных тварным существам

  • 28.05.15, 23:41
Архиепископ Охридский Иоанн: Цифровой язык – самый мощный из доступных тварным существам (+Видео)
Предлагаем вашему вниманию доклад специального гостя Первой международной конференции «Электронные СМИ и православное пастырское душепопечение» архиепископа Охридского, митрополита Скопийского Иоанна. Это выступление завершило трёхдневную программу форума. Публикуется в сокращении.

Архиепископ Охридский Иоанн: Цифровой язык – самый мощный из доступных тварным существам (+Видео)

Я хотел бы поблагодарить организаторов этой конференции, где выступали великолепные докладчики, за приглашение меня в качестве специального гостя. Для меня это большая честь, оказанная Его Высокопреосвященством митрополитом Глифадским Павлом, а также игуменом святогорского Ватопедского монастыря архимандритом Ефремом.

В наше время Церковь встречается с различными вызовами. Мы видим такую перспективу технологического и культурного развития, которой никогда в истории человечества еще не существовало. Технологии развиваются так быстро, что невозможно следить за всеми изобретениями. Без сомнений, это развитие связано с изобретением и использованием цифрового принципа передачи данных через комбинацию нуля и единицы.

В связи с этим возникает ряд вопросов, которые непосредственно связаны с темой конференции. Способствует ли развитие цифровой технологии развитию духовности или, может быть, оно полностью ему противоположно? Являются ли технические средства полезными или пагубными для духовного развития? Вот некоторые из дилемм, которые сегодня встают перед богословием, перед Церковью и ее духовной миссией. Именно поэтому достойно всяческих похвал усилие организаторов конференции собрать в одном месте людей, которым есть что сказать на эту тему.

Эти вопросы не следует оставлять без ответа — напротив, их следует глубоко изучить и приложить усилия, чтобы они были максимально согласованы между собой. Безосновательный отказ от использования цифровых технологий одновременно означал бы противостояние развитию культуры. Это могло бы поставить Церковь на обочину общества, и мне кажется, что за исключением врагов Церкви никто к этому не стремится.

Удивительно, что комбинации нуля и единицы могут выразить все существующие языки мира, всю музыку мира, все искусство и даже саму материю. Очевидно, речь идет о комплексном завершенном языке, который имеет более мощную выразительную силу, чем все языки человечества вместе взятые.

Возникает следующий вопрос: если этот язык имеет столь мощную выразительную силу, может быть, именно с его помощью Бог творит Свои слова? И второе: может быть, человек имеет возможность изучить этот язык, чтобы и самому объясняться на нем?

Фото: pemptousia.gr

Фото: pemptousia.gr

Мне будет очень сложно ответить на первый вопрос. Каждому богослову ясно, что Бог нетварен, Ему нельзя придать какие-то черты и характерные особенности твари. Но можно спросить: является ли тварной или нетварной цифра? Если мы признаём, что Бог один, но имеет три лица, очевидно, что число выражает количество нетварного.

Однако это — представление тварных о нетварном. Мы, тварные создания, определяем число нетварного Бога, но использует ли Бог для Самого Себя тот же способ? У меня нет точного ответа на этот вопрос: какой бы ответ я ни дал, он будет всего лишь ответом по аналогии…

Если Бог использует тот же способ измерения, который используем мы, тварные создания, очевидно, что для Него цифровой язык не является незнакомым. С другой стороны, если Бог не использует способ измерения, которым пользуемся мы, значит, Он имеет еще более мощный язык, чем цифровой. Для меня более приемлемо последнее предположение. Но какой бы вариант мы ни приняли, он совпадает с тезисом, что цифровой язык является самым мощным из доступных тварным созданиям.

Все, что мы сказали, необходимо, чтобы дать обоснованный ответ на поставленные вопросы. По нашему мнению, развитие цифровой технологии может вести к развитию духовности, но вовсе не обязательно приводит к этому. То же самое с другими средствами, которые использует человек – книгой, изображением, музыкой. Все это может быть полезным для развития духовности человека, но, конечно, не является необходимым.

В персональном компьютере, которым пользуется большинство из нас, можно собрать не одну и не две книги, а множество библиотек таким образом, что они всегда всем будут доступны. Это происходит именно благодаря цифровому языку. С помощью компьютера, подключенного к Интернету, мы в любой момент имеем доступ почти ко всему, что было написано, нарисовано и создано до наших дней.

Очевидно, от этого мы не становимся более духовными — мы не становимся даже более умными и мудрыми. Для духовности, в первую очередь, необходим катарсис, который не может быть достигнут с помощью цифровых технологий.

Если вы хотите бросить мне вызов и заявить, что с помощью электронных технологий человек может духовно очиститься, я буду против. Не потому, что не верю, что цифровая технология получит значительное развитие. Но потому, что я не верю, что через применение цифровой технологии можно отнять у людей самый большой дар, который они получили от Бога — свободу.

Фото: pemptousia.gr

Фото: pemptousia.gr

Цифровые технологии ни в коем случае не могут сделать нас верующими или безбожниками, не могут очистить нас духовно без аскезы или загрязнить без нашего согласия. Цифровые технологии – это всего лишь инструмент, и если мы примем его как таковой, то сможем использовать правильно. Это не цель, а средство. С его помощью можно выполнить задачу прекрасную и духовную, а можно — деструктивную.

На вторую дилемму — находится ли развитие цифровой технологии в полном противоречии с духовным развитием — мы дадим ответ по аналогии с тем, что сказали выше. Если мы не принимаем мысль, что развитие цифровой технологии делает людей более духовными, то недопустимо и противоположное. Как каждое средство, которое использует человек, может быть применено во благо или во зло, так происходит и с цифровыми технологиями.

Цифровые технологии могут быть полезными, потому что облегчают коммуникацию, благодаря им мы сближаемся друг с другом. Они способствуют сотрудничеству, позволяют нам ощущать меньше отчуждения. Технические средства делают доступной почти всю имеющуюся информацию. Это не самое важное для духовности, но это имеет значение.

Благодаря легкому и быстрому доступу к информации человеку гораздо проще получить информацию о принципах веры. Изучение веры с помощью электронных средств делает ее доступной в тех регионах, где раньше это было невозможно. Легкий доступ к информации может способствовать росту духовного и интеллектуального уровня человека.

Неподобающее использование цифровых технологий, конечно, может быть пагубным, причем в значительной степени. Цифровые технологии поставили многих людей в зависимость. Цифровые технологии могут навязать свою власть, и если человек не создаст оборонительный механизм, чтобы защититься от их диктата, его легко поработить. Последствия этого рабства громадны не только для духовного здоровья, но и для телесного. Вторая опасность связана с предоставлением ложной информации: человек без информации или человек не думающий может быть легко введен в заблуждение.

Однако, независимо от того, больше у цифровых технологий полезных или пагубных черт, они являются неизбежным проявлением человеческого прогресса. В ближайшем будущем цифровые технологии станут инструментом, без которого жизнь будет трудной или невозможной. Для современного богословия важно продемонстрировать полезные свойства цифровых технологий, но столь же важно продемонстрировать пагубные последствия злоупотребления ими.

Позвольте мне рассказать о гонениях, которым мы подверглись. Страна, где я служу (Республика Македония — прим. ред.), ставила задачу нас изолировать. Не посадить в тюрьму — это вызвало бы возмущение во всем мире. Но когда они поняли, что не могут меня изолировать, они решили посадить меня.

Я возглавляю Церковь, которая очень рано начала использовать преимущества, предоставляемые цифровыми технологиями. Что бы произошло, если бы у нас не было возможности рассказать об истине через Интернет?

Сейчас трудно это представить, но думаю, что власти страны смогли бы в значительной степени добиться своей цели. Все СМИ в моей стране были объединены, они пытались публиковать ложь о нас и не позволяли нам даже поплакать над этой ложью. Они хотели не дать нам возможности ответить на ту неправду, которую они говорили.

Освобождение архиепископа Охридского Иоанна

Освобождение архиепископа Охридского Иоанна

Вот уже 13 лет мы живём в условиях ограниченной свободы. Единственное место, где мы свободны — это литургическое пространство и пространство цифровых технологий. И только последнее, как выяснилось, свободно полностью. Что касается литургического пространства, оно не вполне свободно: мы имеем право служить литургию только в частных квартирах и на открытых площадках, но нас пытаются лишить даже этого.

Я думаю, вам известно, что в 2004 году пришла полиция и арестовала меня в момент литургии. Думаю, вам известно о сопротивлении, которое мы оказали. Только мертвыми они могут убрать нас с литургии, пока мы ее не закончили! Но мы закончили литургию, и как видите, я еще жив.



Источник: http://www.pravmir.ru/arhiepiskop-ohridskiy-ioann-tsifrovoy-yazyik-samyiy-moshhnyiy-iz-dostupnyih-tvarnyim-sozdaniyam-video/#ixzz3bT5Y4uBO


С праздником Вознесение Господне!


Тропарь Вознесения Господня
глас 4
Вознеслся еси во славе, Христе Боже наш, радость сотворивый учеником, обетованием Святаго Духа, извещенным им бывшим благословением, яко Ты еси Сын Божий, Избавитель мира.
Кондак Вознесения Господня
глас 6
Еже о нас исполнив смотрение, и яже на земли соединив Небесным, вознеслся еси во славе, Христе Боже наш, никакоже отлучаяся, но пребывая неотступный, и вопия любящим Тя: Аз есмь с вами, и никтоже на вы.
Величание
Величаем Тя,/ Живодавче Христе,/ и почитаем еже на Небеса/ с пречистою Твоею Плотию// Божественное вознесение.
Святитель Феофан Затворник. Мысли на каждый день года
Силу Вознесения Господня св. Павел выражает так: "восшед на высоту, пленил плен и дал дары человекам" (Еф. 4, 8). Удовлетворив правде Божией, Господь отверз для нас все сокровища благости Божией. Это и есть плен, или добыча вследствие победы. Начало раздаяния этой добычи человекам есть сошествие Святого Духа, Который, сошедши единожды, всегда пребывает в Церкви и каждому подает что кому потребно, беря все из того же единожды плененного плена. Приди всякий и бери. Но заготовь сокровище-хранительницу - чистое сердце; имей руки, чем брать - веру неразмышляющую, и приступи исканием уповающим и неотступно молящимся.

6 мая - день памяти святого великомученика Георгия Победоносца


Тропарь великомученика Георгия
глас 4
Яко пленных свободитель/ и нищих защититель,/ немощствующих врач,/ православных поборниче,/ победоносче, великомучениче Георгие,/ моли Христа Бога// спастися душам нашим 
 

Ин тропарь великомученика Георгия Победоносца
глас 4
Подвигом добрым подвизался еси,/ страстотерпче Христов,/ верою и мучителей обличил еси нечестие,/ жертва же благоприятна Богу принеслся еси./ Темже и венец приял еси победы/ и молитвами, святе, твоими всем подавши/ прегрешений прощение.

Кондак великомученика Георгия
глас 4
Возделан от Бога,/ показался еси благочестия делатель честнейший,/ добродетелей рукояти собрав себе:/ сеяв бо в слезах, веселием жнеши,/ страдальчествовав же кровию, Христа приял еси,/ молитвами, святе, твоими всем подаеши// прегрешений прощение. 
 


С праздником Святых жён-мироносиц!

ЖЕНЫ - МИРОНОСИЦЫ
Тихий вздох, как белый голубь, носится
Над дремотной утренней землей,
В путь выходят жены-мироносицы
Вместе с вешнею зарей.
В их руках - сосуды благовонные,
В их глазах молитва и любовь,
Их глаза, как кладези бездонные,
Затаили муку, смерть и кровь.
«Все бежали» Даже дерзновенные
Устрашились терниев венца.
Только эти женщины смиренные
Верны до последнего конца.
И за то дана им радость лучшая,
Дан удел единый на земле -
Возвестить Воскресшего в полуночи
Всем, сидящим в смертной мгле.

Т. Глухова 

Христос воскресе!

Что ищете Живаго с мертвыми, что плачете Нетленнаго во тли? Третье воскресенье по Пасхе святая Церковь посвящает Женам-Мироносицам, которые явились первыми свидетелями Воскресения Спасителя. Они не покидали Его и во время Крестных страданий, участвовали в погребении, явив миру ту любовь, которую заповедовал Божественный Учитель, любовь, ради которой душу полагают за друзей своих (Ин. 15, 13), перед которой отступает даже страх смерти. Именно поэтому святые жены-мироносицы удостоились чести благовествовать о Воскресшем Господе Спасителе самим Апостолам

Антипасха. Фомина неделя или Красная горка

АНТИПАСХА.
Фомина неделя или Красная горка
«Красная горка» – 
народное название первого воскресного дня после Праздника Пасхи, который в церковном словаре носит название Антипасха.  Название Антипасха означает «вместо Пасхи» или «противоположный Пасхе» — но это не противопоставление, а обращение к прошедшему празднику, повторение его на восьмой день после Пасхи. Антипасха отмечается всегда на восьмой день после светлого Христова Воскресения. В этот день обновляется память воскресения Христова, поэтому Антипасха называется «неделей обновления». В церкви служат последнюю литургию по пасхальному чину, после чего закрывают «Царские врата». За Антипасхой следует Фомина седмица, которую и называют Красной горкой.

На этой неделе в церкви вспоминают апостола Фому, который пожелал лично удостовериться в воскресении Спасителя, не поверив ученикам, поведавшим ему чудесную весть.


Существует выражение «Фома неверующий». Только надо понимать истинный его смысл.
Апостол Фома был глубоко верующим человеком, он почитал Бога и неустанно молился. Когда произошло распятие Иисуса Христа, Фома был настолько удручен, что боялся верить апостолам, что Иисус воскрес. Фомы не было среди апостолов, которые видели Христа сразу после Воскресения. Ему нужны были доказательства, он хотел увидеть раны Христа, чтобы его вера не пошатнулась. «Если не увижу на руках Его ран от гвоздей и не вложу руки моей в ребра Его, не поверю» - говорил Фома о Христе. Это не значит, что он сомневался в том, что Христос был Спасителем, Сыном Божиим. Скорее это свидетельство того, насколько апостол жаждал пережить встречу с воскресшим Иисусом Христом. Сам, лично, а не со слов ближних, ощутить пасхальную радость и торжество. И на восьмой день после Пасхи, Иисус явился перед апостолом Фомой, чтобы тот мог вложить персты в его раны и своими глазами увидеть, что совершилось чудо. «И не будь неверующим, но верующим», – сказал Спаситель Фоме (Лк., 20:27). Апостол Фома первым назвал Иисуса Господом Богом. «Господь мой и Бог мой!» - воскликнул святой апостол (Ин. 20:28).
Святой апостол Фома был простым рыбаком, однако после того, как услышал благословления Иисуса Христа, оставил все и последовал за Ним. Он был одним из двенадцати учеников Иисуса.
После Антипасхи, апостол Фома сильнее других уверовал в силу Божью. Он обошел всю землю, читая проповеди, основал Церкви в Месопотамии, Палестине, Парфии, Индии и Эфиопии.
После того, как апостол Фома обратил в христианскую веру сына и супругу индийского правителя города Мелиапора, он был взят под стражу и заключен в темницу. Его долго пытали, а после пронзили тело Фомы пятью копьями. Части мощей святого апостола Фомы хранятся в Индии, Венгрии и на Афоне.
В России традиция отмечать Антипасху связана со временем, когда разрешается жениться. В народе этот период имеет название «Красная горка». На этот день приходится большинство свадеб, венчаний и обрядов сватовства.


Красная горка - это любимый в народе, весенний и первую очередь молодежный праздник. Как только земля освобождалась от снега, а это в первую очередь небольшие возвышенности, в народе называемые пригорками, сразу разворачивались гуляния молодежи, детские игры, хороводы, песни. С этого и пошло название таких горок «Красными», что значит красивыми!
В славянских наречиях слово “красный” употребляется в значении “красивый, цветущий, веселый, отрадный”, в отличие от чермного, червонного, алого, багряного цвета. Сама весна и лето именуются красными, потому что погода ясная, а природа является во всей красе. Красная горка - значит красивая по местоположению и увеселительная по играм. Во многих местах горки или пригорки, на которых собирался народ весной, называли красными горками.
По народному календарю в этот день все девушки и молодые бабы, запасшись съестными припасами, собирались на каком-нибудь излюбленном месте деревенской улицы и пели песни-веснянки (“закликали”, или “заигрывали”, весну), водили хороводы и устраивали разнообразные игры и пляски

Светлое христово воскресение, пасха

СВЕТЛОЕ ХРИСТОВО ВОСКРЕСЕНИЕ, ПАСХА



История установления празднования: Праздник Пасхи установлен уже в апостольской Церкви и праздновался в те времена. Древняя Церковь под именем Пасхи соединяла две седмицы: предшествующую дню Воскресе­ния и последующую за ним. Для обозначения той и другой части праздника употреблялись особые наименования: Пасха крестная, или Пасха страданий, и Пасха воскресная, т.е. Пасха Воскресения. После Никейского собора (325 г.) эти на­именования считаются вышедшими из употребления и вводится новое название - Страстная и Светлая седмицы, а сам день Воскресения назван Пасхой.

В первые века христианства Пасху праздновали не везде в одно и то же время. На Востоке, в Малоазийских Церквах, праздновали ее в 14-й день нисана (марта), на какой бы день седмицы не приходилось это число. А Западная Церковь, по­читая неприличным праздновать Пасху вместе с иудеями, со­вершала ее в первый воскресный день после весеннего полнолуния. Попытка установить согласие по этому вопросу между Церквами была сделана при св. Поликарпе, епископе Смирнском, в середине II века, но успехом но увенчалась. Два различных обычая существовали до Первого Вселенского Собора (325 г.), на котором было вынесено постановление праздновать Пасху (по правилам Церкви Александрийской) повсеместно в первое воскресение после пасхального полнолуния, в пределах между 22 марта и 25 апрели, чтобы христианская Пасха всегда праз­дновалась после иудейской.

Иконография праздника: Согласно сложившейся в Византии иконографии, ад символическки изображается в виде разлома земли. Христос, окруженный ореолом мандорлы, правой ногой попирает и сокрушает ад. "...и потрясошася... и падеся.... и разрушася... и врата падоша... и ад стоняше... и Диавол плача...". Катастрофа, постигающая ад, показана развалившимися вратами, открытыми и сломанными замками. Центральные фигуры композиции - Иисус Христос, Адам и Ева, выводимые из ада, образуют треугольник. Именно напряженный треугольник служит основой практически всех икон "Сошествие во ад", но в более поздних иконах обилие второстепенных деталей и персонажей сглаживает стремительность и напряженность образа.

Как появился обычай готовить к пасхальному столу творожную пасху и куличи?

По древнему преданию, Господь Иисус Христос после Своего воскресения приходил к апостолам во время их трапез. Среднее место оставалось не занятым, в середине стола лежал предназначенный Ему хлеб. Постепенно появилась традиция в праздник Воскресенья оставлять хлеб в храме (по-гречески он назывался «артос»). Его оставляли на особом столе, как это делали апостолы. В течение всей Светлой седмицы артос обносится во время крестных ходов вокруг храма, а в субботу после благословения раздается верующим. Так как семья является малой Церковью, то постепенно появился обычай иметь свой артос. Таким стал кулич (от греч. kollikion – круглый хлеб) – высокий, цилиндрической формы, хлеб из сдобного теста. Слово это вошло в европейские языки: kulich (исп.), koulitch (фр.). Имея во время пасхальной трапезы на столе кулич, мы имеем упование, что и в нашем доме невидимо присутствует воскресший Господь.

Творожная пасха (в Требнике – «млеко огустевшее», то есть творог) имеет форму усеченной пирамиды, что символизирует гроб, в котором совершилось величайшее чудо Воскресения. Поэтому на верхней стороне должны быть буквы «ХВ», означающие приветствие «Христос Воскресе!». На боковых сторонах пасочницы (формы) по традиции делаются изображения креста, копья, трости, а также ростков и цветов, символизирующих страдания и воскресение Господа нашего Иисуса Христа.

Почему Церковь освящает пасхи и куличи?

Пасхальный кулич - это церковно-обрядовая пища. Кулич - это род артоса на нижней степени освящения.
Откуда же происходит кулич и почему на Пасху пекут и освящают именно куличи?

Нам, христианам, особенно следует причащаться в день Пасхи. Но так как многие православные христиане имеют обычай принимать Святые Тайны в продолжении Великого поста, а в Светлый день Воскресения Христова причащаются немногие, то, по совершении Литургии, в этот день благословляются и освящаются в храме особые приношения верующих, обыкновенно называемый пасхами и куличами, чтобы вкушение от них напоминало о причащении истинной Пасхи Христовой и соединяло всех верных во Иисусе Христе.

Употребление освященных пасох и куличей в Светлую Седмицу у православных христиан можно уподобить вкушению ветхозаветной пасхи, которую в первый день седмицы пасхальной народ Богоизбранный вкушал семейно (Исх. 12, 3-4). Так же по благословению и освящению христианских пасох и куличей, верующие в первый день праздника, прийдя из храмов домой и окончив подвиг поста, в знак радостного единения, всей семьей начинают и телесное подкрепление - прекращая говение, все едят благословенные куличи и пасху, употребляя их в течение всей Светлой седмицы.

Почему принято красить яйца?

Традиция красить яйца дошла до наших дней с древних времен. И связано это с именем равноапостольной Марии Магдалины, которая осталась на Голгофской горе у Креста, когда распяли Христа. После Вознесения Христа на небо Мария Магдалина проповедовала в Риме. Она пришла во дворец к императору Тиверию и рассказала о Господе Иисусе Христе, Его учении и о Его Воскресении. Император усомнился в чуде воскресения, что не удивительно, ведь если вспомнить проповедь апостола Павла в Афинском Ареопаге, то когда он сказал, что Христос воскрес, над ним стали смеяться. Император тоже не мог поверить в чудо Воскресения. Тогда Мария Магдалина взяла лежавшее на столе вареное яйцо, и, подавая императору, сказала: "Христос воскрес"! При этих словах белое яйцо стало в руках императора ярко красным. Поэтому мы и красим яйца, в знак того, что мы верим, что Христос воскрес! Ибо, как сказал апостол Павел: "Если Христос не воскрес, то и вера наша тщетна".

Почему принято дарить друг другу пасхальные яйца?

Пасхальное яйцо символизирует жизнь. Скорлупа как бы гроб, а внутри – жизнь. Сам цвет – красный: красивый, прекрасный, вечный.

О причащении на пасху

Некоторые люди считаю что если человек причащается на пасху, то он владеет некой магической силой. Эти рассуждения неимеют под собою никакого основания. Святые отцы и учителя Церкви постоянно взывали к христианам, указывая на обязательное для каждого из них причащение в этот день. 
В 66 правиле VI-го Вселенского собора читаем: “От святого дня Воскресения Христа Бога нашего до недели новыя, во всю седмицу верные должны во святых церквах радоваться и торжествовать во Христе, и святыми Тайнами Христовыми (причащением) наслаждаяся... Ибо таким образом со Христом воскреснем и вознесемся.” Если так рассудили отцы даже о целой светлой седмице, как нам не вспомнить об этом в первый ея и светлейший день и не причастится Святых Таинств Господних.
О причащении на Пасху также говорит Иоанн Златоуст в своем знаменитом огласительном слове: “Трапеза исполнена, насладитеся вси, Телец упитанный, никто же да изыдет алчай: вси насладитеся пира веры...” Почему же причащение на Пасху Иоанн Златоуст называет: “ пиром веры”? Потому что именно на пасхальной службе душа поистине в полной мере насыщается духовной пищей - Христом воскресшим. Вот почему в древности именно в пасхальную ночь причащались все - и старцы, и дети, и мужи, и жены, и здоровые, и больные (последним Св. Тайны носились на дом).
Церковный устав об освященных пасхальных яствах (мясе, куличе, яйцах, сырной пасхе) говорит, - “что это не Пасха и не Агнец, как некоторые говорят и понимают, и особенно благоговейно все (Принимают) сие вкушают, как бы некую святыню, но простое приношение, поэтому его надо приносить не как жертву Богу, а лишь для того, чтобы священник молитвою благословил после поста вкушать мясо и сыр (вообще скоромное)... Ибо Пасха и Агнец - это Сам Христос, взявший на себя грех мира, приносимый священником на Престоле в пречистых Тайнах Честнаго Тела и Животворящей Крови. И поэтому только те, кто причащающиеся в этот день, истинную ядят Пасху.”

Тропарь Пасхи
глас 5
Христос воскресе из мертвых,/ смертию смерть поправ// и сущим во гробех живот даровав.

Кондак Пасхи
глас 8
Аще и во гроб снизшел еси, Безсмертне,/ но адову разрушил еси силу/ и воскресл еси, яко победитель, Христе Боже,/ женам мироносицам вещавый: радуйтеся!/ и Твоим апостолом мир даруяй,// падшим подаяй воскресение.  

Великая Суббота

ВЕЛИКАЯ СУББОТА Господь спит во гробе телом, душею же сошел Он в ад и находящимся там душам проповедал спасение. Все святые ветхозаветные были не в раю, хоть и пребывали в утешительной вере, что введены будут туда, как только придет на землю Обетованный, верою в Которого жили они. Его пришествие и там предвозвестил Предтеча. Когда же снисшел Господь, - все веровавшие прилепились к Нему и Им возведены в рай. Но и этот рай только преддверие настоящего рая, имеющего открыться после всеобщего воскресения и суда. В нем и все новозаветные святые хотя блаженствуют, но ожидают еще большого совершеннейшего блаженства в будущем веке, при новом небе и новой земле, когда будет Бог всяческая во всех. Кондак Великой Субботы глас 6 Бездну заключивый мертв зрится,/ и смирною и плащаницею обвився,/ во гробе полагается, яко смертный, Безсмертный,/ жены же приидоша помазати Его миром,/ плачущия горько и вопиющия:/ сия суббота есть преблагословенная,// в нейже Христос уснув, воскреснет тридневен.