Вид:
короткий
повний

Торжество православия

Великая пятница: самый страшный день в истории




В Страстную Пятницу Литургии не бывает, потому что в этот день Сам Господь принес Себя в жертву, – совершаются Царские часы с особыми псалмами, паримиями, чтением Апостола и Евангелия. 




Страстная пятница - самый страшный день в истории человечества. В этот день совершилось, как казалось, предельное торжество зла, человеческой зависти и неблагодарности: Христос, воплотившийся Творец мира, столько веков ожидаемый Мессия был отвергнут Своим народом, подвергнут страшным издевательствам, несправедливо осужден и предан самой мучительной и позорной, которая только когда-либо существовала, казни. 
Тогда на жестком, грубом деревянном кресте, после многочасового страдания, умер плотью воплотившийся Сын Божий. Тогда, с того креста, ученики, которые до того были тайными, а теперь, перед лицом случившегося, открылись без страха, Иосиф и Никодим сняли тело. Было слишком поздно для похорон: тело отнесли в ближнюю пещеру в Гефсиманском саду, положили на плиту, как полагалось тогда, обвив плащаницей, закрыв лицо платом, и вход в пещеру заградили камнем - и это было как будто все. Но вокруг этой смерти было тьмы и ужаса больше, чем мы себе можем представить. Поколебалась земля, померкло солнце, потряслось все творение от смерти Создателя. А для учеников, для женщин, которые не побоялись стоять поодаль во время распятия и умирания Спасителя, для Богородицы этот день был мрачней и страшней самой смерти. Тогда пятница была последним днем. За этим днем не видно ничего, следующий день должен был быть таким, каким был предыдущий, и поэтому тьма и мрак и ужас этой Пятницы никогда никем не будут изведаны, никогда никем не будут постигнуты такими, какими они были для Девы Богородицы и для учеников Христовых. Начиналось дление бесконечных дней.
Крестная смерть Христа совершилась по Евангелию в 9 час (около 3 часов дня по на-шему времени). Поэтому во второй половине дня в храмах при пении тропаря: "Благообразный Иосиф с древа снем пречистое Тело Твое...", священнослужители поднимают Плащаницу (т.е. изображение Христа, лежащего во гробе) с Престола, как бы с Голгофы, и выносят ее из алтаря на середину храма в преднесении светильников (все молящиеся стоят с зажженными свечами) и при каждении фимиамом. Плащаница полагается на особо приготовленном столе (гробнице), которая будет находится на середине храма в продолжение трех (неполных) дней, напоминая этим трехдневное нахождение Иисуса Христа во гробе.






Затем, на чине выноса Плащаницы читается канон "Плач Божией Матери". "Увы мне, чадо мое, увы мне, свете мой", - скорбно восклицает Церковь от лица Пресвятой Богородицы, созерцая ужас Страстных дней.
Устав предписывает совершать его келейно, так что те кто не попал на службу, обязательно прочтите этот удивительный по глубине канон.

Здесь - Канон о распятии Господнем и на плач Пресвятой Богородицы 









 



"Жизнь вечная, како умираеши?"- в недоумении вопрошает Сына Своего и Бога Приснодева. Тысячи, тысячи матерей могут узнать этот плач - но, Ее плач страшнее всякого плача: Она хоронила не только Сына Своего, но всякую надежду на победу Божию, всякую надежду на вечную жизнь. Многие, верно, глядели на Христа, многие, верно, постыдились и испугались и не посмотрели в лицо Матери.  С каким ужасом в душе должны бы мы стоять перед лицом Матери, Которую мы убийством обездолили.,. Встаньте перед Ее лицом, встаньте и посмотрите в очи Девы Богородицы!.. Слушайте, слушайте этот плач! Говорите: Мать, я повинен - пусть среди других - в смерти Твоего Сына; я повинен - Ты заступись. Если Ты простишь - никто нас не осудит и не погубит... Но если Ты не простишь, то Твое слово будет сильнее всякого слова в нашу защиту...  
Затем священнослужители и все молящиеся поклоняются перед Плащаницею и лобызают язвы изображенного на ней Господа - прободенные ребра, руки и ноги Его. И в это остающееся короткое время вникнем душой в эту смерть, потому что весь этот ужас зиждется на одном: НА ГРЕХЕ, и каждый из нас ответственен за эту страшную Великую Пятницу. Поэтому, прикладываясь к священной Плащанице, будем это делать с трепетом. Он умер для тебя одного: пусть каждый это понимает! - и будем слушать этот Плач, плач всея земли, плач надежды надорванной, и благодарить Бога за спасение, которое нам дается так легко и мимо которого мы так безразлично проходим, тогда как оно далось такой страшной ценой и Богу, и Матери Божией, и ученикам.






Каждый человек, действительно живущий жизнью Церкви, знает ужас и бесприютность этого дня. Этот день страшен еще и потому, что перед каждым он со всей беспощадностью ставит вопрос: А где я был бы тогда, в ту страшную ночь? И ответ на него неутешителен: даже апостолы, говорившие, что готовы умереть за Христа, и действительно думавшие, что умрут за Него, все разбежались, даже Петр, самый твердый и ревностный среди них, трижды перед лицом, если посмотреть, самой ничтожной опасности отрекся от своего Учителя.
Путь к смерти ужасен для каждого человека, а Иисус истинно был человеком, но, и более того, для Христа он был особенно труден.  Мы должны в это вдуматься: нам всегда - или часто - кажется, что легко было Ему отдать Свою жизнь, будучи Богом, Который стал человеком. Но умирает-то Спаситель наш Христос как человек: не Божеством Своим бессмертным, а человеческим Своим, живым, подлинно человеческим телом!».
«Солнце увидело невиданное им, - говорит святитель Игнатий (Брянчанинов, - и, не стерпевши увиденного, скрыло лучи свои, как человек закрывает очи при невыносимом для него зрелище: оно оделось в глубокий мрак, выражая мраком печаль, столько глубокую, как горька смерть. Земля колебалась и потрясалась под событием, совершившемся на ней. Ветхозаветная Церковь растерзала свою великолепную завесу; так терзаются и не щадятся драгоценнейшие одежды при бедствии неотвратимом, решительном. И весь народ, сшедшийся на сие зрелище, видя происходившее, возвращался, бия себя в грудь».
Тогда храм погружен в темноту. Звуки покаяния нарастают и охватывают молящихся. Каждый поставляется в этой суровой темноте на суд своей совести, остается с ней наедине, а голос покаянных строк то осуждает содеянное, то горько укоряет за него. Стоят в темноте перед Богом все возрасты 






человеческой жизни; замирает, вдруг услышав звуки вечной правды, юность. Стоит, исповедуется Богу в молчании весь храм, а за окном в глубокую темноту неба уходят отражения зеленых огней лампад, будто там, в небосводе обретающих свое твердое пребывание. Это все, пережитое накануне - и покаянное пение, и мрак храма, и дрожащие за окном во мгле неба зеленые огни, - все это наполняет небывалой широтой переживаний. Литургии в Великую Пятницу не бывает, так как в этот день Сам Господь принес Себя в жертву, а совершаются Царские Часы. Это день особенно строгого поста. Есть благочестивая традиция не вкушать в Великую Пятницу никакой пищи до окончания чина выноса Плащаницы (то есть примерно до трех часов пополудни), а затем принимать в пищу только хлеб и воду. (читается 1 Кор 1, 18-2,2 2. Мф. 27, 1-38. Лк.23, 39-43. Мф.27, 39-54. Ин.19, 31-37. Мф.27, 55-61)
А вечером  в пятницу - совершается утреня Великой Субботы (сутки по церковному календарю начинаются с вечера) с чином погребения Плащаницы. Вечернее богослужение имеет заупокойный характер. Это погребение Самого Христа. Как на отпевании, все в храме стоят с зажженными свечами. В начале утрени читается семнадцатая кафизма - часть Псалтири, которую обычно читают при отпевании усопших или на панихидах. 







"Исходное пение, надгробную песнь Тебе воспою; погребением Твоим жизни моея входы отверзшему, и смер-тию смерть и ад умертвившему", - так начинается канон Великой Субботы. Это тоже плач о погребенном Христе, но в нем все сильнее звучит новая тема - ожидание Воскресения, предчувствие Пасхи. "Не рыдай Мене, Мати, зрящи во гробе… востану бо и прославлюся", - поет хор. А Евангелие читают уже воскресное о явлении ангелов на месте погребения Распятого Христа, о том как жены-мироносицы не нашли Иисуса там, где его погребали. До Пасхи остается чуть больше суток…
Тихим крестным ходом с Плащаницей и со свечами завершается утреня Великой Субботы. Когда шествие обходит храм, все поют заупокойное "Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Безсмертный, помилуй нас..." И уже всего несколько часов отделяет этот крестный ход от следующего, совершаемого в воскресную полночь, уже пасхального.

7 апреля - Благовещение Пресвятой Богородицы.С праздником!

благовещение.jpg

Согласно писанию известно, что Пресвятая Дева Мария была дарована престарелым родителям, праведным Иоакиму и Анне за их непрестанные и слезные молитвы. По достижении 14 лет, когда по закону иудейскому пребывание Ее в храме должно было окончиться, Пресвятая Мария была обручена праведному восьмидесятилетнему старцу Иосифу, бедному плотнику из рода Давидова, которому поручили хранить Ее девство.

Переселившись в Назарет, в дом Своего Обручника старца Иосифа, Пресвятая Мария продолжала ту же жизнь, которую проводила в храме. Дева Мария однажды читала Книгу пророка Исаии и размышляла о величии Той, Которая удостоится быть Матерью Бога. Всем сердцем Святая Мария хотела увидеть Избранницу Божию и в глубоком смирении желала быть последней Ее служанкой. В тот благословенный день начала человеческого спасения, явился посланный Богом Архангел Гавриил и приветствовал Ее словами: «Радуйся, Благодатная, Господь с Тобою; благословенна Ты между женами».

И сказал Ей Ангел: «Не бойся, Мария, ибо Ты обрела благодать у Бога; и вот, зачнешь во чреве, и родишь Сына, и наречешь Ему имя Иисус. Он будет велик, и наречется Сыном Всевышнего…и Царству Его не будет конца. — Мария же сказала Ангелу; как будет это, когда Я мужа не знаю? Ангел сказал Ей в ответ: Дух Святый найдет на Тебя, и Сила Всевышнего осенит Тебя; посему и рождаемое Святое наречется Сыном Божиим... Тогда Мария сказала: Се, Раба Господня; да будет Мне по слову твоему. И отошел от Нее Ангел» (Лк. 1, 28-38).

Так в чреве Пресвятой Девы Марии возник Благословенный Плод — Богочеловек Иисус Христос, Агнец Божий, взявший на Себя грехи всего мира. Сын Божий становится Сыном Человеческим, воспринимает человеческую природу, чтобы Своим воплощением, искупительными страданиями и Воскресением обновить и обожить ее.

Страстная седмица

Страстная седмица: календарь и инфографика


Страстная Седмица – это уже не Четыредесятница и даже не Великий Пост – это отдельное время. Можно сказать так: Четыредесятница (первые 40 дней) – это время, когда мы идём навстречу к Богу. Страстная Седмица – это время, когда Господь идёт навстречу нам. Идёт через страдания, через  Тайную Вечерю, арест, Голгофу, сошествие во ад и, наконец, к Пасхе. Он преодолевает последние преграды, которые отделяют нас от Бога.

Протодиакон Андрей Кураев


Нажмите для просмотра изображения в полном размере

Версия для печати формата А1 — скачать

Страстная седмица – последняя неделя перед Пасхой. В православной Церкви это самая важная неделя всего года, посвященная последним дням земной жизни Христа, Его страданиям, распятию, крестной смерти, погребению.

Страстная Седмица – это уже не Великий пост, хотя пост в эти дни соблюдается особенно строгий. В первые три дня Страстной седмицы Церковь подготавливает верующих к сердечному соучастию в Крестных страданиях Спасителя.

В Великий понедельник

Церковь вспоминает ветхозаветного патриарха Иосифа Прекрасного, из зависти проданного братьями в Египет, прообразовавшего страдания Спасителя. Кроме того, в этот день вспоминается иссушение Господом покрытой богатой листвой, но бесплодной смоковницы, служащей образом лицемерных книжников и фарисеев, которые не принесли истинного покаяния, веры, молитвы и добрых дел.

В понедельник Страстной седмицы Патриарх совершает молитвы на начало чина мироварения. Чин мироварения происходит только раз в году и только на Страстной седмице. По церковному правилу возглавляет чин мироварения предстоятель Церкви. В первый день миро доводят до кипения и потом все время варят на малом огне, постоянно перемешивая его. Миро варится в течение трех дней: в Великий понедельник до вечера, весь Великий вторник и утро Великой среды. Все это время священники по очереди читают Святое Евангелие, а диаконы перемешивают миро веслами. Освящение мира совершается Святейшим Патриархом в Великий четверг за Божественной литургией. Освящение бывает после Евхаристического канона при открытых Царских вратах.

Миро – особая смесь растительных масел, душистых трав и благовонных смол (всего – 50 веществ). В ветхозаветную пору им помазывались Скиния, первосвященники, пророки и цари. Жены-мироносицы шли ко гробу Иисуса именно с таким миром. Миром помазуют при совершении Таинства Миропомазания: крещении, в случаях, когда приобщаются к православию инославные христиане. Миро употребляют и для освящения новых престолов в храмах.

Тропарь: Се Жених грядет в полунощи, и блажен раб, егоже обрящет бдяща: недостоин же паки, егоже обрящет унывающа. Блюди убо, душе моя, не сном отяготися, да не смерти предана будеши, и Царствия вне затворишися: но воспряни зовущи: свят, свят, свят еси, Боже, Богородицею помилуй нас.  Скачать mp3 файл
Перевод: Вот, в полночь идет Жених; и блажен тот слуга, которого найдет Он бодрствующим; но недостоин (Царствия) тот, которого застанет Он дремлющим. Душа моя! Смотри, не отягощайся сном (духовным), чтобы не умереть смертью (греховною) и не остаться вне дверей Царства Небесного; но сбрось дремоту, взывая: свят, свят, свят Ты, Боже, по ходатайству Богородицы помилуй нас. Светилен: Чертог Твой вижду, Спасе мой, украшенный, и одежды не имам, да вниду вонь: просвети одеяние души моей, Светодавче, и спаси мя. Скачать mp3 файл
Перевод: Спаситель мой! Вижу чертог Твой украшенный, но не имею одежды, чтобы войти в него. Податель света! Сделай светлой одежду души моей и спаси меня.
В Великий Вторник

Христос пришел в Иерусалимский храм и много учил в храме и вне храма, первосвященники и старейшины, слыша притчи Его и понимая, что Он в них говорит, старались схватить Его и убить. Но напасть на Него открыто не решались, боясь народа, который почитал Его за пророка.

В этот день Церковь вспоминает притчу Христа о десяти девах, о талантах и из продолжения положенного в понедельник повествования о втором пришествии Христовом. Этими воспоминаниями Святая Церковь особенно призывает верующих к духовному бодрствованию, к целесообразному употреблению дарованных нам способностей и сил, особенно на дела милосердия, которые Господь принимает как личную заслугу Себе Самому, когда говорит о них: «Понеже сотворите единому сих братий Моих меньших, Мне сотвористе» (Мф. 25, 40). В Великую среду вспоминается жена-грешница, омывшая слезами и помазавшая драгоценным миром ноги Спасителя, когда Он был на вечери в Вифании в доме Симона прокаженного, и этим приготовившая Христа к погребению. Здесь же Иуда решился предать Христа иудейским старейшинам за 30 сребреников (сумма, достаточная по тогдашним ценам для приобретения небольшого участка земли даже в окрестностях Иерусалима).

В эти дни, напоминал пастве Патриарх Алексий Второй, «мы должны помнить уроки Великого поста. Главный из них — нравственная чистота, смиренномудрие, когда мы не превозносимся, но в сердце сохраняем смирение пред Богом». Одним из главных грехов Патриарх называет уныние. «Как часто нам кажется, что жизненные испытания для нас непосильны, и впадаем в уныние, но Господь не посылает креста выше сил», » нужно стараться преодолеть грехи, к которым привыкли, видеть свои недостатки и не осуждать ближних». «Только тогда, — говорил Святейший, — придет особая пасхальная радость».

Автор Александр Гаращенко.
Автор Александр Гаращенко.»Свет Христов просвещает всех» foto.orthodoxy.ru

Митрополит Антоний Сурожский

Мы уже подходим к самим Страстям Господним, и из всего, что мы слышали, так ясно делается, что Господь может все простить, все очистить, все исцелить и что между нами и Ним могут стоять две только преграды. Одна преграда – это внутреннее отречение от Него, это поворот от Него прочь, это потеря веры в Его любовь, это потеря надежды на Него, это страх, что на нас у Бога может не хватить любви…

Петр отрекся от Христа; Иуда Его предал. Оба могли бы разделить ту же судьбу: либо оба спастись, либо оба погибнуть. Но Петр чудом сохранил уверенность, что Господь, ведающий наши сердца, знает, что, несмотря на его отречение, на малодушие, на страх, на клятвы, у него сохранилась к Нему любовь – любовь, которая теперь раздирала его душу болью и стыдом, но любовь.

Иуда предал Христа, и когда он увидел результат своего действия, то потерял всякую надежду; ему показалось, что Бог его уже простить не может, что Христос от него отвернется так, как он сам отвернулся от своего Спасителя; и он ушел…

Сегодня утром мы читали о том, как блудница приблизилась ко Христу: не покаявшаяся, не изменившая свою жизнь, а только пораженная дивной, Божественной красотой Спасителя; мы видели, как она прильнула к Его ногам, как она плакала над собой, изуродованной грехом, и над Ним, таким прекрасным в мире таком страшном. Она не каялась, она не просила прощения, она ничего не обещала, – но Христос, за то, что в ней оказалась такая чуткость к святыне, такая способность любить, любить до слез, любить до разрыва сердечного, объявил ей прощение грехов за то, что она возлюбила много… И когда Петр был Им прощен, он тоже сумел Его много любить, может быть, больше многих праведных, которые никогда не отходили от Спасителя, потому что ему было прощено так много…

Скажу снова: мы не успеем покаяться, мы не успеем изменить свою жизнь до того, как мы встретимся сегодня вечером и завтра, в эти наступающие дни, со Страстями Господними. Но приблизимся ко Христу как блудница: со всем нашим грехом, и вместе с тем отозвавшись всей душой, всей силой, всей немощью на святыню Господню, поверим в Его сострадание, в Его любовь, поверим в Его веру в нас, и станем надеяться такой надеждой, которая ничем не может быть сокрушена, потому что Бог верен и Его обетование нам ясно: Он пришел не судить мир, а спасти мир…

Каждый православный христианин должен приложить все усилия к тому, чтобы побывать на всех службах, совершаемых в храме, начиная с вечера Великой Среды: мы проходим этот скорбный путь с Господом: Предательство Иуды, Распятие и, наконец, Воскресение! Службы Страстной Седмицы удивительны по своей красоте. Без Страстной седмицы невозможно полноценно ощутить радость Воскресения Христова.

В Великую среду

на литургии Преждеосвященных Даров в последний раз произносится молитва преподобного Ефрема Сирина с тремя великими поклонами. На вечерней службе совершается Таинство Исповеди: в этот день все стараются исповедоваться.

Икона. Тайная Вечеря.
Икона. Тайная Вечеря.
В четверг Страстной седмицы

вспоминается в богослужении важнейшее евангельское событие: Тайная вечеря, на которой Господь установил новозаветное таинство Святого Причащения (Евхаристии). В Великий Четверг все православные причащаются Святых Христовых Таин.

Тропарь: Егда славнии ученицы на умовении Вечери просвещахуся, тогда Иуда злочестивый сребролюбием недуговав омрачашеся, и беззаконным судиям Тебе, праведнаго Судию, предает. Виждь, имений рачителю, сих ради удавление употребивша: бежи несытыя души, Учителю таковая дерзнувшия. Иже о всех благий, Господи, слава Тебе. Перевод: Когда славные ученики после умовения ног на Вечери просветились, тогда Иуда нечестивый, зараженный сребролюбием, омрачился, и вот Тебя, праведного Судию, предает судиям беззаконным. Смотри, собиратель имений, на того, кто удавился из-за них; избегай жадности — вот на что дерзнула она в отношении к Учителю. Милостивый ко всем, Господи, слава Тебе.

На литургии в кафедральных соборах при архиерейском служении совершается умилительный обряд умовения ног, который воскрешает в нашей памяти безмерное смирение Спасителя, умывшего ноги Своим ученикам пред Тайной вечерей. Архиерей умывает ноги сидящим по обе стороны приготовленного пред кафедрой места 12 священникам, изображающим собою собравшихся на вечерю учеников Господа, и отирает их лентием (длинным платом).

В Великий Четверг начинаются приготовления к Празднику Пасхи. На вопрос о том, как правильно готовиться к Пасхе, протодиакон Андрей Кураев отвечает так: «В одном стихотворении Бориса Пастернака говорится: «У людей пред праздником уборка, в стороне от этой толчеи, омываю миром из ведерка Стопы Пречистые Твои». Я думаю, что действительно все-таки в стороне от толчеи лучше готовиться к празднику. Не стремиться к тому, чтобы подготовить стол повкуснее, приборку в доме сделать. Чистый Четверг не потому Чистый Четверг, что в этот день делают баню или промывают мебель от пыли, а потому что люди приходят, исповедуются и причащаются. Великая Суббота — это отнюдь не просто время предпраздничной суеты, а это время сокровенного молчания о тайне Бога, сошедшего во ад ради нас».

Днесь висит на древе, Иже на водах землю повесивый; венцем от терния облагается, Иже ангелов Царь; в ложную багряницу облачается Одеваяй небо облаки; заушение прият, Иже во Иордане свободивый Адама. гвоздьми пригвоздися Жених Церковный; копием прободеся Сын Девы. Покланяемся Страстем Твоим Христе; покланяемся страстем Твоим Христе; покланяемся страстем Твоим Христе, покажи нам и славное Твое Воскресение. Скачать mp3 файл
День Великого пятка

посвящен воспоминанию осуждения на смерть, Крестных страданий и смерти Спасителя. В богослужении этого дня Церковь как бы становится к подножию Креста Христова. На утрени Великого пятка (она служится в четверг вечером) читаются 12 Евангелий Святых Страстей – 12 отрывков, в которых рассказывается о предательстве Иуды, суде над Христом и Распятии Христа.

Митрополит Антоний Сурожский Перед нами проходит картина того, что произошло со Спасителем по любви к нам; Он мог бы всего этого избежать, если бы только отступить, если бы только Себя захотеть спасти и не довершить того дела, ради которого Он пришел!.. Разумеется, тогда Он не был бы Тем, Кем Он на самом деле был; Он не был бы воплощенной Божественной любовью, Он не был бы Спасителем нашим; но какой ценой обходится любовь! Христос проводит одну страшную ночь лицом к лицу с приходящей смертью; и Он борется с этой смертью, которая идет на Него неумолимо, как борется человек перед смертью. Но обыкновенно человек просто беззащитно умирает; здесь происходило нечто более трагичное. Своим ученикам Христос до этого сказал: Никто жизни у Меня не берет – Я ее свободно отдаю… И вот Он свободно, но с каким ужасом отдавал ее… Первый раз Он молился Отцу: Отче! Если Меня может это миновать – да минет!.. и боролся. И второй раз Он молился: Отче! Если не может миновать Меня эта чаша – пусть будет… И только в третий раз, после новой борьбы, Он мог сказать: Да будет воля Твоя… Мы должны в это вдуматься: нам всегда – или часто – кажется, что легко было Ему отдать Свою жизнь, будучи Богом, ставшим человеком: но умирает-то Он, Спаситель наш, Христос, как Человек: не Божеством Своим бессмертным, а человеческим Своим, живым, подлинно человеческим телом… И потом мы видим распятие: как Его убивали медленной смертью и как Он, без одного слова упрека, отдался на муку. Единственные слова, обращенные Им к Отцу о мучителях, были: Отче, прости им – они не знают, что творят…

Утром в Великую Пятницу служатся Царские часы. Литургии в этот день не бывает — из благоговения к Голгофской жертве, принесенной некогда в день Великого Пятка Самим Сыном Божиим. Это день строгого поста (до выноса плащаницы никто не вкушает пищи) и великой скорби.

В конце вечерни Великой пятницы совершается обряд выноса Плащаницы Христовой с изображением положения Его во гроб, после чего читается канон о распятии Господнем и на плач Пресвятой Богородицы, затем верующие прикладываются к Плащанице с пением тропарей:

Икона. Сошествие во ад.
Икона. Сошествие во ад.

Приидите, ублажим Иосифа приснопамятнаго, в нощи к Пилату пришедшаго и Живота всех испросившаго: даждь ми Сего страннаго, Иже не имеет где главы подклонити: даждь ми Сего страннаго, Егоже ученик лукавый на смерть предаде: даждь ми Сего страннаго, Егоже Мати зрящи на кресте висяща, рыдающи вопияше и матерски восклицаше: увы Мне, Чадо Мое! увы Мне, Свете Мой и утроба Моя возлюбленная! Симеоном бо предреченное в церкви днесь собыстся: Мое сердце оружие пройде, но в радость воскресения Твоего плачь преложи. Покланяемся страстем Твоим, Христе (трижды), и Святому Воскресению.

«Странного» — дивного.

В Великую субботу

Церковь воспоминает погребение Иисуса Христа, пребывание Его тела во гробе, сошествие душою во ад для возвещения там победы над смертью и избавления душ, с верою ожидавших Его пришествия, и введение благоразумного разбойника в рай.

Начинается праздник Пасхи



Источник: http://www.pravmir.ru/strastnaya-sedmica-kalendar-i-infografika/#ixzz3WVZZWXwW

5 апреля - Вербное Воскресенье. С праздником!

 (640x423, 158Kb)
За неделю до Праздника Светлого Христова Воскресения Пасхи, в шестое воскресенье Великого Поста христиане всего мира отмечают Вход Господень в Иерусалим, известный в России как Вербное воскресенье (в нынешнем году отмечается 5 апреля).

Вербное, или Пальмовое, воскресенье связано с торжественным днем в жизни Иисуса Христа, когда Он верхом на молодой ослице въехал в Иерусалим, и весь город вышел Ему навстречу. Как сказано в Евангелии, люди снимали с себя верхние одежды и бросали их на дорогу, по которой ехал Иисус. Они устилали Его путь пальмовыми ветвями и приветствовали возгласами "Осанна!", как обычно обращались только к царю. Причиной ликования было чудо, которое совершил накануне Иисус, воскресив Лазаря и доказав тем самым свое право называться Сыном Божиим.

В христианской традиции день Входа Господня в Иерусалим считается символом будущего воцарения Бога. Этот праздник отмечается христианской церковью с III века, на Русь же он пришел в Х веке. Праздник еще называется праздником «Вайи» (ветви финиковой пальмы, которыми приветствовали Иисуса встречавшие Его жители Иерусалима), неделей «Цветоносия», «Цветною». В России же этот праздник называется «Вербным воскресеньем», поскольку на севере первое растение, которое оживает после долгой зимы - это верба.

В этот день верующие стоят на богослужении с освященными в храме веточками верб и зажженными свечами в руках, встречая невидимо грядущего Христа. Освящение верб совершается на праздничном Всенощном бдении, то есть на вечерней службе накануне праздника. После чтения Евангелия священники совершают каждение верб, читают молитву и окропляют ветви святой водой. Обычно окропление повторяется в сам день праздника, после литургии.

Ветка вербы символизирует победу жизни над смертью - Воскресение Господне. В народе считалось, что освященная верба очищает и отгоняет нечистую силу. Веточки вербы ставили в переднем углу за икону и хранили весь год до следующего Вербного воскресенья. На Руси верили, что ветка вербы, брошенная против ветра, прогонит бурю, брошенная в огонь усмиряет его, а посаженная в поле оберегает посевы. Сережки вербы признавались наделенными целительной силой: их давали есть бесплодным женщинам.

Похвала Пресвятой Богородицы

Похвала Пресвятой Богородицы


sarbatori1 520x405 Похвала Пресвятой Богородицы

В субботу на пятой неделе Великого поста святая Церковь торжественно возглашает молебное пение акафиста, или благодарственной похвалы Пресвятой Богородице.

Даром исключительной благодати, в преддверии искупительного подвига Христова, Пречистая Дева с первого мгновения Своей жизни хранима Богом от скверны греха. Бог возлюбил Ее любовью, превосходящей любовь ко всему творению. Так чудесно исполнил Ее благодати – превыше ангелов и святых, что Она явила полноту чистоты и святости, какой нет ни у кого после Бога, и какой не может быть вне Бога. В Ней человеческая природа вновь обрела первозданную и совершенную красоту. В Ней не было никакого несовершенства, Она ни разу не подчинилась власти диавола. Из многих поколений праведников Бог уготовал Ту, Которая будет Матерью Сына Божия с Его бесконечной любовью.

0 8f338 2f984868 L 225x300 Похвала Пресвятой БогородицыПресвятая Дева – образ сокрытой от мира святости, проявляющейся в обыденной жизни, не привлекающей к себе внимания, умеющей остаться незамеченной. Как будто Она всегда слышит слово Своего Божественного Сына: «Научитесь от Меня, яко кроток есмь и смирен сердцем» и «всякий смиряющий себя возвысится». Как дивно Господь «призре на смирение рабы Своея»! Принося похвалу Божией Матери, мы пытаемся сделать вслед за Ней шаг по дороге смирения. И осмыслить связь Ее смирения с исполнением Ее пророчества: «Се бо отныне ублажат Мя вси роди».

Мы исполняем его, как оно исполнялось уже в течение веков, — мудрецами и простецами, царями и нищими, юношами и девами, зрелыми мужами и младенцами, едва начинающими говорить. В шумных городах и глухих деревнях, на вершинах гор и в пропастях земных, в храмах Божиих и на дорогах, среди радости и среди скорби, в час сугубой благодати и в час смерти. Миллионы и миллиарды христиан отошли ко Господу с Ее именем на устах. На всяком месте и на всякое время призывают Ее заступничество «вси роди». В самых разных обстоятельствах бесчисленные голоса на всех языках возносят хвалу Божией Матери или молча умоляют умилосердиться о Ее чадах, попавших в беду. Во все дни не смолкает этот вопль человечества к Божией Матери. Он не может не привлекать Божие милосердие. Наша молитва сегодня сливается со всеми молитвами, прославляющими Ее и требующими Ее заступления.

Дух Святой научает всех верных, что самый легкий доступ ко Господу — через Божию Матерь. Вот почему мы исполняемся такого великого доверия к Ней, и к Ней прибегаем. Это самый прямой наш путь ко Христу. Кто хочет сохранить любовь к Богу, говорят святые отцы, тот да следует свято древнему обычаю Церкви: на всякое время и на всякий час приносить Ей ангельское приветствие и соединять свое обращение ко Господу, к имени Иисусову, с Ее пречистым именем. А тем, кто носит Ее образок на себе вместе с нательным крестиком или в нагрудном кармане имеет Ее бумажную иконочку, или сокровенно окружает себя Ее изображениями в комнате, в автомобиле, за рабочим столом – так естественно им обращаться к Ней даже без слов.

94359 243x300 Похвала Пресвятой БогородицыЕсли мы решимся с сегодняшнего дня часто молиться Божией Матери, нам будет дано узнать, почему святая Церковь говорит, что Божия Матерь – упокоение труждающихся, утешение плачущих, больных исцеление, обуреваемых пристанище, грешных прощение, скорбящих радость, прибежище всех молящихся Ей. И мы поймем, почему святые и поэты не находят слов, вместе с ангелами пытаясь проникнуть в тайну Ее бесконечного смирения: «Той, Которая бесконечная высота, потому что Она бесконечно нисходит к нам. Той, Которая бесконечная чистота, потому что Она бесконечно смиренная. Той, Которая бесконечная красота, потому что Она бесконечно милостивая. Той, Которая бесконечно богатая, потому что Она бесконечно нищая. Той, Которая бесконечно великая, потому что Она бесконечно малая. Той, Которая бесконечно небесная, потому что Она бесконечно земная. Той, Которая бесконечно в вечности, потому что Она бесконечно во времени. Той, Которая бесконечно выше нас, потому что Она бесконечно среди нас. Той, Которая Мать и Царица ангелов, потому что Она Мать и Царица людей. Той, Которая бесконечно Царица, потому что Она самая смиренная из всех созданий. Той, Которая единственная Царица, потому что Она — самая смиренная раба. Той, Которая самая близкая к Богу, потому что Она самая близкая к людям. Той, Которая бесконечно спасает всех, потому что Она бесконечно спасена Сама. Той, Которая с нами, потому что Господь с Ней. Той, Которая Заступница наша, потому что Она благословенна в женах и благословен плод чрева Ее – Христос. Той, Которая бесконечно радостная, потому что Она бесконечно скорбящая. Той, Которая не отступает ни от кого, Единственная, кто может говорить со властью Матери».

 

Протоиерей Александр Шаргунов, настоятель храма Святителя Николая в Пыжах

Манипула. (сорок мучеников севастийских)

  • 23.03.15, 10:54

Опять приснилось кино.

Заснятое Мелом Гибсоном. С ним же самим в главной роли. Называется «Манипула». Про сорок севастийских мучеников.

До самого акта мученичества я не досмотрела, проснулась раньше. Понравилось, как заснята обычная жизнь в провинциальном римском гарнизоне. Такие там все… люди. Человечные.

Начинается с того, что провинциальное начальство ожидает больших неприятностей — нового витка гражданской войны. Ликиний, правитель восточной части страны, будет разбираться с Константином. Пока что между ними мир, но всем понятно, что «Ты беременна? Это временно». Это все обсуждается на какой-то пьянке, где бухает начальство 12-го (Молниеносного) легиона. Оно не просто так бухает: легат прощупывает, кто из его командиров какие политические симпатии разделяет. И идет такая чуйка, что на христиан в войсках полагаться нельзя, Константин известен как большой христианолюб, они или отвалят, или переметнутся к нему, или в войсках будут за него агитировать — короче, блин, пятая колонна. И легат вот это вот говорит и смотрит прямо на командира Агриколу, который, значит, командует гарнизоном Севасты, и у которого под началом, как известно, не просто энное количество христиан, рассеянных по части, а целый отряд, сорок человек, открыто носящих крест как вексиллу отряда (Миланский эдикт уже восемь лет как принят, напоминаю). Агрикола выдерживает взгляд легата и говорит, что они хорошие солдаты, даже лучшие солдаты, каких он знал, и если у легата есть к этому отряду конкретные претензии, пусть он скажет. Легат предпочитает тему замять, приглашают музыкантов, девок, короче, начинается разнузданная римская оргия (ТМ).

Агрикола возвращается в гарнизон (а где они бухали, кстати? Севаста снится мне как вполне зачуханный горны городишко, а командование легиона где было, в Каппадокии?), вызывает к себе этого командира христианской полусотни, которого играет Мел Гибсон, и начинает его осторожно зондировать на тему «если Константин на Ликиния полезет, ты с кем будешь?» Командир — у меня во сне его звали Кориоланом, хотя я только что в Педивикию глянула, в реале он был Кирион — с этакой прямотой римского служаки отвечает: я солдат, я подчиняюсь своему командованию — то есть вам, как вы подчиняетесь легату. С кем пойдет легат, с тем пойду и я. Да, возражает Агрикола, но ты же христианин, и Константин христианин. Как ты будешь воевать против единоверца? Кирион пожимает плечами: я же против армян воевал, а они тоже христиане. Хотя в целом, говорит он, я надеюсь, что отмотаю службу раньше, чем все это начнется, буду сидеть себе и огород копать, потому что я уже навидался как римляне убивают римлян, у меня это уже вот где сидит. Агрикола, тоже побывавший в гражданской войне, кивает — да, мол, я тебя понимаю, но и сам не в лучшем положении, я даже не могу отвалить со службы, отмотав срок, я многим обязан императору. Поэтому ты уж сделай мне милость, дорогой Кирион, не очень размахивай своей вексиллой, и как только я свистну — забейся со своим отрядом куда-нибудь под корягу, и сиди там, пока я опять же не свистну.

И наступает момент, когда в войсках начинают завинчивать гайки. До Агриколы доходят известия, что в Гераклее казнен его коллега начальник гарнизона Теодор (нет, конкретно письмо о казни Теодора Стратилата мне не приснилось, я про него опять же в Педивикии вычитала — во сне было более смутное «кого-то там где-то там уже распяли»). И вот Агрикола решил, что наступил момент, и усылает Кириона и вообще всю центурию, где Кирион с ребятами служит, куда-то на дальнее пограничье, в горы, вообще в …опу, кагбэ с военной миссией — там что-то пошаливают разбойнички. Центурия уходит, в ночь перед уходом воины прощаются с родными, много трогательных бытовых сцен.

Один из самых ярких персонажей сна — крупный и толстый воин по имени Ираклий, вексилларий, он как раз и таскает этот штандарт с крестом. У него жена — язычница, они постоянно через это цапаются, он не разрешает ей держать дома идолов, и она бегает потихоньку в городской храм Артемиды, там такая статуя стоит, чОрная и вся в сиськах, прямо ожерелье из сисек на шее, целое боа. И у них куча детей — шесть или семь, и вот этот Ираклий ночью пристает к жене, что, мол, давай, а она ему: отвали, иди на крышу спать, не хочу я больше рожать. А он ей: да ну, ничего не будет, я способ знаю, вот увидишь. А она: ты как в кураж входишь, так забываешь про все твои способы, я тебя знаю. Вон они, твои способы, бегают, целых семь штук, иди на крышу спать со своими способами. А он ей: женщина, меня вот убьют в этом походе, и ты всю жизнь будешь жалеть, что мне не дала перед смертью. Короче, уломал.

А у другого солдата невеста, ну, то есть, любимая девушка, ее родители не давали им пожениться,потому что язычники, но за этого солдата попросил его командир, и они разрешили, и вот они собираются пожениться, когда отряд вернется.

Самый молодой из парней прощается со своей матерью, а она из семьи таких пробитых христиан, у нее обоих родителей и мужа замучили при Диоклетиане, такая жесткая тетка, ей бы в Спарте родиться. Вот она сыну мозги полощет: то не забыл? Это взял? Убьют — домой не приходи! И все такое.

У Кириона жена — старый боевой товарищ, прошла с ним все его кампании, моталась по гарнизонам — словом, они уже без слов друг друга понимают, их прощание как раз этим и трогательно. У них дочь, уже вполне взрослая девушка. Она симпатизирует этому парнишке, у которого суровая мать, но там есть определенная проблема (дали будэ).

И вот, значит, зимует эта центурия где-то в горах, ищет банду. Банду нашли, всех побили, главаря распяли, по поводу чего приятель Кириона, тоже командир полусотни, язычник, подгребывает его — ты же, мол, кланяешься кресту — поклонись этому разбойнику. А Кирион ему на это: те, кого распяли с Господом, тоже были разбойниками, один из них спасся, может, и этот спасется.

Короче, Агрикола рассчитывал, что они до снегов пробегают за этой бандой, а там их запрет в горах снегопад, а там или ишак сдохнет, или шах, но большое жертвоприношение, которое готовится в Севасте на Сатурналии при участии сановника Лисия (этот Лисий должен потом отчитаться перед Ликинием) должно пройти без Кириона и его ребят. И вот, значит, все готовится к этому войсковому мероприятию (гражданские участвовать не обязаны, Агрикола старательно выводит из-под удара и семьи своих солдат), а тут бац — и Кирион спускается с гор. И прямо перед въезжающим в город Лисием они маршируют со своей вексиллой — крестом. То есть, полный трындец замыслу Агриколы.

Этот трындец слегка разбавлен комической сценой — жена Ираклия, которая все-таки забеременела, услышав на рынке, что манипула вступила в город, выбегает отряду навстречу и начинает бить своего мужа торбой с покупками (она как раз была на рынке). Отряд, значит, с вексиллой идет вперед, Ираклию деваться-то некуда, он вексиллу тащит, а жена его прыгает перед отрядом и лупит мужа торбой, так что купленные ею морковки во все стороны летят. А солдаты прикалываются: все, Ираклий опять будет ночевать в гарнизоне, попал бедный Ираклий…

Агрикола вызывает Кириона и Ираклия к себе и начинает честить их на чем свет стоит за то, что они так подставили его перед Лисием. Кирион возражает — ты бы, командир, объяснил конкретно, чего от нас хочешь, приказал остаться на Сатурналии в горах — мы бы выполнили приказ. А так чего уж теперь уж.

Тут до них доносится треск ломаемого дерева, они выбегают во двор — и видят, что их вексиллу порубили и жгут. То есть, их вызвали не затем, чтобы отчитать, а чтобы потихонечку забрать и уничтожить вексиллу. Кирион смотрит на командира этак вот — ну, мы знаем, как Мел Гибсон умеет голубыми глазами смотреть — а тот говорит, что сам виноват, не мальчик, надо соображать, короче. В общем, подводит итог Агрикола, теперь вам деваться некуда на большое жертвоприношение вы обязаны прийти, это военное дело, это приказ, кто не выполнит, будет наказан как нарушитель военной дисциплины.

Рано утром Кирион и ребята сначала молятся в христианском храме, потом Кирион выходит перед всеми и говорит: так и так, как христианин, я не могу пойти на языческое жертвоприношение. Как солдат, я не могу ослушаться приказа. Значит, я уже не могу быть солдатом. Я вам больше не командир. Поэтому каждый из вас решает за себя — либо пойти на праздник и остаться легионером, либо не пойти — и принять кару за дезертиртво, какую назначит легат, но остаться христианином. Я сказал.

Потом вперед выходит Ираклий и говорит: у нас отняли вексиллу. Потерять вексиллу — величайший позор для отряда. Видеть, как огонь уничтожает лик Господа — величайший позор для христианина. Командир обошелся с нами как с преступниками, отобрал и уничтожил наше знамя, да за кого он нас считает? Я вексиллу не уберег, поэтому для меня вопроса нет, я на праздник пойду — только я там скажу командиру все, что о нем думаю, все равно и так и так умирать.

И все подхватывают его слова: да, пойдем, сложим наши доспехи и оружие прямо перед Агриколой и Лисием! Если мы военные преступники — пусть они объяснят, в чем наше преступление. А если мы ни в чем не виноваты — за что у нас отняли вексиллу?!

Читати далі тут ...

http://www.kiev-orthodox.org/site/personalities/3672/

22 марта - страдание святых 40 мучеников севастийских





Молитва 
О страстотЕрпцы ХристОвы, во грАде СевастИйстем мУжественно пострадАвшии, к вам, Яко молИтвенникам нАшим, усЕрдно прибегАем и прОсим: испросИте у ВсещЕдраго БОга прощЕние согрешЕний нАших и житиЯ нАшего исправлЕние, да в покаЯнии и нелицемЕрной любвИ друг ко дрУгу пожИвше, со дерзновЕнием предстАнем СтрАшному СудИщу ХристОву и вАшим предстАтельством одеснУю ПрАведнаго СудиИ предстАнем. Ей, угОдницы БОжии, бУдите нам, рабАм БОжиим (имена), защИтницы от всех враг вИдимых и невИдимых, да под крОвом святЫх вАших молИтв избАвимся от всех бед, зол и напАстей до послЕдняго дне жИзни нАшея, и тАко прослАвим велИкое и достопокланЯемое Имя ВседЕтельныя ТрОицы, ОтцА, и СЫна, и СвятАго ДУха, нЫне и прИсно, и во вЕки векОв. АмИнь.

В 313 году Святой Константин Великий издал указ, согласно которому христианам разрешалась свобода вероисповедания и они уравнивались в правах с язычниками. Но его соправитель Ликиний был убежденным язычником и в своей части империи решил искоренить христианство, которое значительно распространилось там. Ликиний готовился к войне против Константина и, боясь измены, решил очистить от христиан свое войско.

В то время в одном армянском городе Севастии одним из военачальников был Агриколай, ревностный сторонник язычества. Под его началом была дружина из сорока каппадокийцев, храбрых воинов, которые вышли победителями из многих сражений. Все они были христианами. Когда воины отказались принести жертву языческим богам, Агриколай заключил их в темницу. Войны предались усердной молитве и однажды ночью услышали глас: «Претерпевший до конца, тот спасен будет».

На следующее утро воинов вновь привели к Агриколаю. На этот раз язычник пустил в ход лесть. Он стал восхвалять их мужество, молодость и силу и снова предложил им отречься от Христа и тем снискать себе честь и расположение самого императора. Снова услышав отказ, Агриколай велел заковать воинов. Однако старший из них, Кирион, сказал: «Император не давал тебе права налагать на нас оковы». Агриколай смутился и приказал отвести воинов в темницу без оков.

Через семь дней в Севастию прибыл знатный сановник Лисий и устроил суд над воинами. Святые твердо отвечали: «Возьми не только наше воинское звание, но и жизни наши, для нас нет ничего дороже Христа Бога». Тогда Лисий велел побить мучеников камнями. Но камни летели мимо цели; камень, брошенный Лисием попал в лицо Агриколаю. Мучители поняли, что Святых ограждает какая-то невидимая сила. В темнице воины провели ночь в молитве и снова услышали утешающий их голос Господа: «Верующий в Меня , если и умрет, оживет. Дерзайте и не страшитесь, ибо восприимете венцы нетленные».

На следующий день суд и допрос перед мучителем повторился, войны же остались непреклонны.

Стояла зима, был сильный мороз. Святых воинов раздели, повели к озеру, находившемуся недалеко от города, и поставили под стражей на льду на всю ночь. Для обольщения мучеников на берегу устроили баню. В первом часу ночи, когда холод достиг крайней лютости и тела святых обледенели, один из сорока не выдержал подвига и побежал в баню. Но только он вступил на ее порог и ощутил теплоту, как сразу же упал и умер. Видя это постыдное бегство святые мученики стали усиленно молиться, чтобы Господь укрепил их.

В третьем часу ночи Господь послал отраду мученикам: неожиданно стало светло, лед растаял, и вода в озере стала теплой. В это время сторожившие мучеников спали, не спал только один темничный сторож Аглаий. Он размышлял над тем, что видел: отделившийся от мучеников тут же погиб, а остальные при лютом холоде оставались живы и невредимы. Поразившись светом, который осиял святых мучеников, он поднял голову вверх и увидел 39 пресветлых венцов, которые опускались на головы страдальцев. Удивившись, что их не сорок, по числу подвергшихся страданиям, а 39, он понял, что не достает одного венца, потому что бежавший в баню отвержен от лика святых. Немедленно разбудил он спавших стражников, сбросил с себя одежду и на глазах всех побежал в озеро, восклицая: «И я христианин!» Стоя в воде он молился: «Господи Боже, я верую в Тебя, в Которого эти воины веруют. Присоедини меня к ним, да сподоблюсь пострадать с Твоими рабами».

Утром пришли мучители и увидев, что святые живы и не пострадали от холода приписали все это волшебству. Они удивились, что среди них оказался темничный страж и впали в ярость. Святых мучеников приговорили вывести из озера и подвергнуть новому истязанию — перебить им голени молотами.

Во время этой мучительной казни мать самого юного из воинов, Мелитона, убеждала сына не страшиться и претерпеть все до конца. Тела мучеников положили на колесницы и повезли на сожжение. Юный Мелитон еще дышал, и его оставили лежать на земле. Тогда мать подняла сына и на своих плечах понесла его вслед за колесницей. Когда Мелитон испустил последний вздох, мать положила его на колесницу рядом с телами его святых сподвижников.

Но когда костер сгорел до тла, кости святых мучеников остались целы. Но мучители не успокоились, боясь что христиане будут поклоняться святым мощам, они решили бросить их в реку. Господь сохранил в воде все кости мучеников в целости.

По прошествии трех дней святые мученики явились епископу г. Севастии Петру и сказали ему: «Приди ночью и вынеси нас». Блаженный епископ с благоговейными мужами из своего клира в темную ночь пришел на берег реки. Там они увидели дивное зрелище: кости святых сияли в воде, как звезды, светились и те места в реке, где лежали малейшие частицы их. Епископ собрал все до одной кости и частицы их и положил в достойном месте.

Имена мучеников сохранились: Кирион, Кандид, Домн, Исихий, Ираклий, Смарагд, Евноик, Валент, Вивиан, Клавдий, Приск, Феодул, Евтихий, Иоанн, Ксанфий, Илиан, Сисиний, Аггей, Аетий, Флавий, Акакий, Екдекий, Лисимах, Александр, Илий, Горгоний, Феофил, Домитиан, Гаий, Леонтий, Афанасий, Кирилл, Сакердон, Николай, Валерий, Филиктимон, Севериан, Худион, Мелитон и Аглай.

Память святых 40 мучеников во всех древнейших месяцесловах относилась к кругу наиболее чтимых праздников и памятей святых. По Уставу в состав службы им входит 2 канона. В день их памяти облегчается строгость поста — разрешается вкушать вино и даже елей и предписывается непременно совершать Литургию Преждеосвященных Даров.

Семь смертных грехов, которым родители учат детей

Семь смертных грехов, которым родители учат детей



1) Чревоугодие: «Доедай всё, и чтобы без разговоров!» или «Съешь всю кашу, получишь конфетку!»

2) Блуд: «Тебе в садике нравится уже какой-нибудь мальчик?»

3) Алчность: «Будешь хорошо себя вести, куплю игрушку (Дед Мороз принесёт)».

4) Гнев: «Сейчас получишь!»

5) Уныние: «У тебя не получится, ты ещё маленький», «Успокойся, прекрати скакать», «Тебе смешинка в рот попала?»

6) Тщеславие: «Учись на одни пятёрки!»

7) Гордыня: «Ты самый замечательный (умный, красивый и т. п.) ребёнок на свете!»

15 марта - Неделя 3-я Великого поста, Крестопоклонная

Радость, исходящая от Креста



15 марта - Неделя 3-я Великого поста, Крестопоклонная
В середине Поста Церковь ставит нас перед Крестом Христовым, чтобы мы увидели, как велик наш грех и каким должно быть наше покаяние. И что есть только одно – любовь Божия. Тогда мы сможем продолжить Пост и продолжить наш жизненный путь, ведомые этой любовью, так чтобы ничто на свете не могло отвлечь нас от Господа и ничто другое не могло бы стать целью для нас.


Христос – на Кресте. Бог Живой вошёл в глубину человеческого
 страдания, в смерть, в грех, во все наши искажения и нашу
 незавершённость. Бог вошёл в нашу жизнь, чтобы всё сделать
 совершенно другим, чтобы грех больше не был грехом и смерть 
не была больше смертью. Чтобы человеческая судьба перестала
 быть безысходной. Человек в лице Иисуса из Назарета, Праведник, 
ответил на зов Бога Живого. Он взял на Себя грех мира. Это 
значит – Он абсолютно отделил Себя от греха мира, от всего, что
 есть злоупотребление властью, идолопоклонство, неверие, 
нечистота, материализм, ложь. Сказал «нет» всему греху мира,
 всему, что связано со смертью.


ccc4d71f3373 520x373 Радость, исходящая от Креста


Распятие Иисуса Христа. В. А. Голынский


.
Крест Христов – встреча Бога, входящего в человеческую смерть, и человека, страждущего Слуги Господня. Это не просто переворачивающая душу смерть, какой бы она ни была. Смерть Христова – событие столь же значительное, как творение мира. Мы призываемся увидеть глазами веры, что произошло между Богом и людьми в этот день. Повествование Евангелия о Страстях Христовых даёт нам ключ к этой тайне. Оно касается наших глубин, нашей свободы, самого главного в нашей жизни. Того, что делает нас осмысленными существами, открытыми истине, ищущими Христовой любви. Как можем мы воспринять это слово?Недостаточно его услышать, надо его исполнить. Глубоко войти во встречу Бога, взявшего на Себя наши страдания, и Человека, отделившего Себя от греха мира. Прежде всего надо увидеть в Кресте Христовом точку опоры, с помощью которой мы можем перевернуть свой мир и решиться встать у Креста Христова. Так далеко пойти в доверии Богу Живому, как только открывает нам Крест. Чтобы среди бурь этого мира он стоял якорем нашей жизни. И затем, день за днём, следуя за Господом, говорить «нет» (не одними устами) всем попыткам строительства жизни без Бога. Всему, что опирается на подтасовки, на ложь, на материализм, на идолопоклонство. Потому что у человека всегда есть возможность поклонения не Кресту Христову, а идолам. Христос оставил их до времени в мире, чтобы многими скорбями мы приобщились Его Кресту.
.
5149db788321 520x451 Радость, исходящая от Креста


Голгофа (Распятие). И. Е. Репин. Эскиз. 1869 г.
.
Каждый человек без исключения стоит перед Крестом Христовым. Тем, кто воспринимает его с сомнением или безразличием, кто смотрит на Крест Христов, не видя его, Церковь говорит: «Может быть, это ваш решающий час, возможность выйти из состояния сна». Тем, кто уже вместе со всеми приносит поклонение Кресту, но боится слишком глубоко войти в его тайну, потому что это потребует такого разрыва с грехом, такой жертвенной отдачи, на которую страшно отважиться, – Церковь говорит: «Пришло время явить мужество. Если блеснула вам хоть капля благодати, идите туда, куда зовёт вас свет, не колеблитесь, сбросьте с себя греховные узы». Тем, кто верует в Крест Христов и тем не менее мучим неверием в своё спасение из-за постоянных поражений, кто думает: «Слишком велика моя вина, нет мне прощения», – Церковь говорит: «Крест Христов, перед которым мы предстоим, – благовестие Божия долготерпения. Сколько бы ты ни падал, снова вставай и начинай сначала. Ты знаешь, где свет, иди к нему. Крест Христов — свет, в котором нет никакой тьмы. Где покаяние, всегда рядом прощение – даром Креста». Тем, кто сокрушён скорбями, кто побеждаем унынием, Церковь говорит: «Крест Христов может дать утешение среди самых тяжких бед. Он один может освободить от пустоты и безсмыслицы жизни. Среди безсердечия и ненависти он может помочь узнать возможность новой любви. И понять, почему “прииде Крестом радость всему миру”».

.
1335568394 vasnetsov31b 520x219 Радость, исходящая от Креста


Виктор Михайлович Васнецов. Роспись барабана (основания) главного купола Владимирского собора в Киеве. Фрагмент

.

Среди крушения всего Крест укрепляет нашу надежду, возвращает нам мужество быть христианами. Как бы ни безумствовал мир, мы знаем, что Крестом Христовым повернулось однажды течение истории. И мы знаем – благодатью Креста и Воскресения, – что Христос спас людей.
.
6484996 520x346 Радость, исходящая от Креста


Радость, исходящая от Креста Христова, переполняет Церковь. Но и печаль – оттого что столь многие не решаются идти за Господом путём совершенного отделения себя от всякого греха, не зная неисследимой глубины Креста. Для них Крест Христов символизирует любовь к скорбям и презрение к жизни. В то время как Крест Христов – торжество жизни и то, что придаёт смысл скорбям. Сам Христос говорит о соблазне Креста. Но это путь, избранный Богом.Поражение Христа – Его победа. Свет воссиявает среди самого чёрного мрака.
.
Протоиерей
Александр ШАРГУНОВ

Духовная жизнь

  • 02.03.15, 18:05
ДУХОВНАЯ ЖИЗНЬАРХИМАНДРИТ СЕРАФИМ (ДИМИТРИУ): «ПРИЧАСТИЕ — НЕ ТОЛЬКО ДЛЯ ХОРОШИХ ЛЮДЕЙ, ЭТО ЛЕКАРСТВО ДЛЯ БОЛЬНЫХ»

Архимандрит Серафим (Димитриу), настоятель храма святой великомученицы Марины в Афинах, в районе Илиуполи, рассказывает о практике отношения к Причащению, которой следует в своей большой общине. Пастырю следует быть снисходительным, по образу Самого Христа, считает священник.

serafim_dimitriou

- Расскажите, пожалуйста, подробнее о практике всенощных бдений (в Греции всенощное бдение служится только по большим праздникам. Например, воскресное богослужение не подразумевает всенощной. Вечером в субботу служат вечерню, а в воскресенье утром — утреню и литургию).

- Всенощное бдение, как и многое другое, пришло к нам из монастырей. В монастырях последование, которое состоит из вечерни, утрени, Божественной литургии, начинается вечером и заканчивается на рассвете. Всенощная в монастыре — это самое долгое по времени богослужение. Следуя этой традиции, в последние годы и в приходских храмах стали его совершать. Начинается служба в восемь вечера, а заканчивается примерно в час ночи. Такого рода богослужения совершаются в особой атмосфере: приглушенный свет, свечи, торжественные песнопения. Но одновременно они имеют и практическое значение — в праздники, не выпадающие на выходные дни, люди не могут пойти в церковь утром, а так они имеют возможность побывать на богослужении вечером. Тот, кто, например, особо почитает святого Димитрия Солунского, воспользуется возможностью поклониться ему вечером. А если бы этих служб не было, он бы не смог.

- А если он захочет причаститься Святых Таин, как ему подготовиться?

- Знаете, и в нашей практике существует очень большая проблема с тем, как именно должно проходить Святое Причастие. К причастию нет какой-то универсальной подготовки. У каждого свои духовные потребности и свои физические возможности.

Лично я бы не хотел вдаваться в рассуждения, например, о посте. Я думаю, что человек, если он не ест утром перед литургией, — это и есть его пост перед причастием. А если человек причащается вечером или ночью, то ему можно позавтракать, потом съесть что-то легкое на полдник и причаститься. Существует практика, тоже идущая из монастырей, по которой за восемь часов до причастия мы не должны ничего вкушать. Но это не является правилом для всех. Нет канона, который устанавливает, сколько часов нужно поститься перед причастием.

В раннехристианской Церкви причащались после ужина, как изображено на иконе Тайной вечери. То есть пост перед Божественным Причастием не является первоначальной церковной традицией. Это намного более поздняя практика, перешедшая в мир из монастырей. В монастырях же пост — это аскетическое упражнение, монахи призваны совершать подвиг, идти на жертвы. Не следует, однако, переносить монашеский подвиг на мирян, семейных людей. Когда в семье принято поститься по средам и пятницам — в воскресенье семья может причащаться, если нет никаких других препятствий. В воспитательных целях исповедующий священник может запретить приступать к причастию, но не в качестве наказания, а ради стремления избежать повторения греха.

Божественное Причастие — не только для хороших людей: «А, ты хороший человек, святой, чистый, — причащайся». Это лекарство для больных. Более того, когда священник причащается сам и причащает верующих, что он говорит? «Причащается раб Божий Николай во оставление грехов…» Мы знаем, что мы грешны, потому и причащаемся. Нам не говорят: «Подходите все те, кто чист, кто держал пост, кто не имеет ни одного греха», — но произносят: «Со страхом Божиим, верою и любовию приступите».

Я приступаю ко причастию, когда исполнен веры, что принимаю Самого Христа. Ведь слово «страх» (греч. ) в древнегреческом языке не имело значения боязни (греч.), но означало уважение. Этот термин () означает, что я Его люблю и уважаю — и потому приму причастие. Если я не пойду причащаться, то я отказываюсь от приглашения Христова: я не принимаю участия в Евхаристии по причинам, не имеющим отношения к любви ко Христу. Когда Христос пришел на землю, Он жил и общался с большими грешниками. Он не искал в людях образованности, знания закона, а нашел людей чистосердечных, которые просто хотели быть рядом с Ним. Он принял их, и они стали Его учениками. Он говорил с прелюбодейкой, с мытарем. Подобно Христу, и я, как священнослужитель, не выставлю охранника перед Святой Чашей, который бы проверял, что это за человек, желающий причаститься: «Ты исповедовался? Ты постился?»

Как поступал Христос? Христос, когда к Нему привели прелюбодейку, чтобы забить ее камнями, сказал: «Кто из вас без греха, первый брось в нее камень» (см.: Ин. 8:2-11). Это живой пример для каждого духовника, когда перед ним стоит человек. Никто не безгрешен. А из священнослужителей, из духовников кто безгрешен? Страх, который в прошлом сеяли среди людей, не имеет отношения к православной традиции. Контролировать людей запугиванием — это авторитарное включение, пришедшее с Запада. Но это не Христос… Это не Бог любви, это Бог страха. «Кто ты? Постился? Исповедовался? Нет? Уходи! Не будешь причащаться!» Если мы верим, что Божественное Причастие является лекарством для каждого человека, дорогой в вечную жизнь, — тогда нам следует быть очень снисходительными, каким был Сам Христос. Не может быть так, чтобы Христос раскрывал Свои объятия, а мы, священнослужители, ставили ограждения перед Ним.

Богослужение на приходе — дело сложное. Однако мы очень рады, что каждое воскресенье сотни человек принимают причастие, вкушая Плоть и Кровь Христа. Мы не знаем их, имена их мы впервые слышим только у Чаши. Мы никогда не спрашиваем, исповедовались ли они. Конечно, мы говорим в проповеди, что нужно исповедоваться. Но может быть, они никогда не слышали проповеди, потому что приходят в церковь поздно, а проповедь к этому времени уже заканчивается. Возможно, когда-нибудь настанет тот момент, когда Бог их одернет и спасет, вытащит из ошибок и направит на праведный путь. Поэтому сейчас я не прогоню этих людей из церкви, навешивая на них неподъемный груз формальных правил.

- Однако существуют каноны…

- Каноны Церкви созданы людьми. Это очень важно понимать. Это не каноны, которые дал нам Бог. Никогда Христос не говорил «нельзя». Он лишь сказал: «Любите». Любовь не может допустить, чтобы люди грешили. Наша проблема — это нехватка любви. Если мы научим людей любить, тогда мы сможем требовать что-то от них. Но пока мы не научим их любить, мы не можем им преграждать путь ко Христу.

Каноны были созданы иерархами, людьми своей эпохи, для того чтобы регулировать жизнь общества. Как государственные законы ограничивают вседозволенность, так церковные каноны существуют для помощи в духовном руководстве верующим епископам и священнослужителям, но не для того, чтобы становиться судьями или полицейскими, которые, взяв свод правил, сказали бы: «Яннис, ты сделал то-то, поэтому не будешь причащаться». Священник расскажет людям о грехах, об аскезе, о посте и молитве, о любви… Но он не возьмет пистолет или плетку и не будет сидеть напротив, как следователь, вызнавая одно, другое, третье… Исповедующий священник должен только лишь выслушать и отпустить грехи. Ведь если человек доходит до исповеди, это означает, что он раскаялся в содеянном, что и есть главное. В том же случае, когда он не раскаялся, а я спрашиваю его: «Ты сделал это? Ты сделал то?» — мы ничего не достигаем. Человек не раскается в один миг, его характер не переменится, из плохого он не сделается хорошим моментально.

Христос учил нас любви и милосердию. Милосердный — это тот, кто открывает дверь людям, а не тот, кто закрывает ее. Открывает, чтобы они смогли достичь Бога, приблизившись к Церкви.

- Основа духовной жизни — это Божественная Евхаристия…

- Безусловно. Нет смысла в существовании Церкви, если нет Божественной Евхаристии. Потому что без причастия Христу мы не можем существовать. Он только об этом и просил людей: «Те, кто хочет Меня помнить, делайте так». Он сказал это и тем самым установил Таинство Божественной Евхаристии — фундамент всего.

Отрывок из книги священника Сергия Тишкуна и Ильи Кабанова «Люди Греческой Церкви» (М.: Никея, 2015).