Вид:
короткий
повний

Торжество православия

Торжество Православия

Каждый год в первое воскресенье Великого поста Церковь совершает празднование, которое носит очень интересное название — Торжество Православия. История праздника уходит корнями в старину — он появился в Константинополе, столице Восточной Римской империи, в 843 году, в ознаменование торжества Церкви над иконоборчеством.



Споры о почитании икон в буквальном смысле слова сотрясали Церковь в VIII–IX веках. На первый взгляд может показаться, что спор во многом надуманный — зачем ломать копья о возможность или невозможность церковных изображений? Но на самом деле спор об иконах затронул саму основу христианской веры — веру в воплощение Сына Божия, в то, что Сын Божий стал человеком.

Действительно, Бог не изобразим и не описуем средствами человеческого языка, искусства или чего-то еще. Но он стал видимым. В Евангелии от Иоанна есть слова: Бога не видел никто никогда, Единородный Сын, сущий в недре Отчем, Он явил (Ин. 1, 18). То есть в воплощении Сына Божия Бог становится близким и понятным, и это дает основания для изображения Христа.

Преподобный Иоанн Дамаскин, сделавший очень многое для опровержения заблуждений противников святых икон, писал: «Если ты узрел, что Бестелесный стал человеком ради тебя, тогда, конечно, ты можешь воспроизвести Его человеческий образ. Если Невидимый, воплотившись, стал видимым, ты можешь изобразить подобие Того, Которого видели. Если Пребывающий в Образе Божьем принял образ раба и облекся человеческим естеством, запечатлевай на дереве и предлагай Того, Кто стал видимым». В итоге повсеместно восторжествовало православное вероучение об иконопочитании.

В память преодоления ереси иконоборчества и наступления церковного мира императрица Феодора, исполнявшая роль регента (помощника в управлении) при малолетнем императоре Михаиле III, своем сыне, решила установить праздник Торжества Православия, что и было сделано патриархом Константинопольским Мефодием. В первое воскресенье Великого поста патриарх Мефодий собрал всех православных епископов на торжественное богослужение, ставшее началом традиции совершения чина Торжества Православия по всей Церкви.

В этот день вспоминается не только преодоление заблуждения иконоборцев. Церковь торжествует над всеми ересями и заблуждениями, когда-либо смущавшими сознание верующих — клириков и мирян, заблуждений, становившихся причиной споров и разногласий в Церкви.

Но чем этот праздник актуален для нас, современных христиан? Ведь давно уже нет богословских споров, православное учение нашло свое выражение в точных формулировках, которые трудно перетолковать или неверно понять. Но день Торжества Православия — не просто дань истории. Церковь в этот день призывает верующих бережно хранить православную веру — «веру апостольскую, веру отеческую, веру, которой утвердилась вселенная» (слова из последования Недели Православия). И сейчас мы верим так же, как веровали православные христиане прошлых веков, как веровали те, кому пришлось отдать свою жизнь за утверждение православного исповедания (иконоборчество стало ересью, сторонники которой начали гонения на православных — многие подвижники и защитники иконопочитания приняли страдания и смерть). Эту веру мы призваны хранить чистой и неповрежденной, проповедовать ее, не отступать от нее.

Есть еще один важный момент, на который нам необходимо обратить внимание. Митрополит Сурожский Антоний в одной из проповедей сказал, что в день Торжества Православия «мы празднуем Божию победу, победу истины, победу Христову над всеми слабостями человеческого уразумения. Это не торжество нас, православных, над другими вероисповеданиями и другими людьми; это победа Божия над нами и, через нас, сколько ни есть в нас света, над другими». В день Торжества Православия каждому из нас нужно обратиться к самому себе — верю ли я так, как учит и верит Церковь? Действительно ли я живу верой, живу по Евангелию, или все мое личное христианство сводится к крестику на груди? Подумать над тем, сколь часто я замечаю ошибки и недостатки других и спокойно закрываю глаза на свои собственные. Если православная вера не восторжествует в моей личной жизни, как смогу я раскрыть ее для других людей? Мы живем в отнюдь не христианском мире. На работе, а часто и дома, многие из нас окружены нецерковными и неверующими людьми. И именно по нашему поведению и поступкам эти люди будут судить о православной вере и Церкви.

И если есть во мне хотя бы маленький искренний огонек веры Христовой, то возможно, этот огонек заметят другие. Заметят и найдут свой путь к Богу.

Газета «Православная вера» № 4 (528)

Начался Великий пост



Великий пост / 23.02.2015


Сегодня Чистый понедельник – первый день говенья …

Первый день Великого поста называется Чистым понедельником. Это название закрепилось потому, что в России был обычай чистить дом от «духа масленицы», завершившейся накануне, и ходить в баню, чтобы вступать в Великий пост очищенными духовно – через испрашивание прощения в Прощеное воскресенье – и телесно.

Великий пост установлен в память 40-дневного поста Господа Иисуса Христа в пустыне. Это самый длительный и строгий из четырех постов в году. Наиболее строгими являются первая неделя и последняя – Страстная (строго говоря, Страстная седмица находится уже за пределами календарного поста, это особое время, отличное от великопостного, но строгий пост сохраняется, его строгость на Страстной седмице усиливается). Во время поста не разрешается вкушать мясную и молочную пищу, рыба дозволяется лишь дважды – в праздник Благовещения (7 апреля по новому стилю) и в Вербное воскресенье за неделю до Пасхи. Ослабление поста по благословению священника разрешается больным, пожилым людям, путешествующим, беременным.

Во время Великого поста изменяется весь строй повседневной жизни православного христианина. Дух покаяния, самоуглубленного внимания к тому, что происходит в душе, исключает многое из того, что не соответствует «светлой печали» великопостного времени. Раньше в православных странах на весь Великий пост повсеместно отменялись все увеселения (балы, салоны, приемы), закрывались театры, на первой неделе Великого поста и на Страстной седмице прекращались занятия в учебных заведениях, были закрыты все государственные и церковные (кроме, конечно, храмов) учреждения. Для состоящих в браке на все время Великого поста устанавливается брачный пост, для детей сознательного возраста – некоторое ограничение игр и веселья, позволяющее и им проникнуться атмосферой непохожести поста на все прочее время церковного года.

Существенные изменения происходят в домашней и церковной молитве. В храме пение уступает место продолжительному чтению, все облачения в храме заменяются на темные, во время богослужения в храме полумрак, многие молитвы сопровождаются земными поклонами. В понедельник, вторник, среду и четверг первой недели Великого поста вечерами совершается чтение Великого Покаянного канона св. Андрея Критского. Это очень большой по объему, разделенный на четыре части канон, в котором вся священная история Ветхого и Нового Завета увидена сквозь призму состояний, грехов, страстей и покаяния человеческой души. Персонажи и события священной истории образно представляют все многообразие духовной жизни человека: от рабства безобразию страстей и порабощения плоти до красоты покаяния и царственной свободы духа, даруемой Богом. «Откуду начну плакати окаяннаго моего жития деяний, кое ли положу начало, Христе, нынешнему рыданию; но яко благоутробен, даждь ми прегрешений оставление», - такими словами начинается Великий канон. «Помилуй мя, Боже, помилуй мя», – повторяет хор особым великопостным распевом после каждого тропаря канона.

Также на всех богослужениях читается молитва св. Ефрема Сирина «Господи и Владыко живота моего» (вдохновившая Пушкина на стихотворение «Отцы пустынники и жены непорочны», являющееся, по сути, парафразой этой великопостной молитвы). В этой молитве – несколько прошений, каждое из которых сопровождается земным поклоном. «Дух праздности, уныния, любоначалия и празнословия не даждь ми. Дух же целомудрия, смиренномудрия, терпения и любви даруй ми, рабу Твоему. Ей, Господи, Царю, даруй ми зрети моя прегрешения и не осуждати брата моего, яко благословен еси во веки веков».

В течение всего Великого поста по будним дням не совершается Литургия – главное христианское богослужение, во время которого хлеб и вино благодатию Святого Духа претворяются в Тело и Кровь Христовы, преподаваемые верным. Но в среду и пятницу Великим постом служат Литургию Преждеосвященных Даров – особое богослужение, во время которого верующих причащают Святыми Дарами Тела и Крови Христовых, освященными заранее (отсюда название – «преждеосвященных Даров») на воскресной Литургии и оставленными на Престоле в алтаре.

Каждую субботу, кроме первой, совершается поминовение усопших, а каждое воскресенье Великого поста имеет особенное посвящение. Первое воскресение именуется Неделей Торжества Православия, во второе - Церковь вспоминает великого богослова XIV века святителя Григория Паламу, третье воскресенье называется Крестопоклонным, когда на поклонение верующим для укрепления их сил выносится Св. Крест, четвертое воскресенье посвящено преподобному Иоанну Лествичнику, пятое – преподобной Марии Египетской.

В некоторых храмах по обычаю, возникшему в XVII-XVIII веках в западных русских землях, каждое воскресенье (кроме первого) вечером совершаются т.н. пассии – чиноспоследования, посвященные Страстям (страданиям) Господним с чтением акафиста Божественным Страстям Христовым и соответствующих мест из Евангелия, в которых описаны события страстных дней и Распятия Господа Иисуса Христа. «Покланяюся страстем Твоим, Христе, и святому Воскресению», – поет Церковь на пассиях, уже предчувствуя наступление светлого праздника Пасхи.

Прощённое воскресенье

Изображение - savepic.org — сервис хранения изображений

Умей прощать, молись за обижающих, 
Зло побеждай святым лучом добра, 
Иди без колебания в стан прощающих, 
Пока горит Голгофская заря. 

Учись прощать, когда душа обижена 
И сердце словно чаша горьких слёз, 
И кажется, что доброта вся выжжена, 
Ты вспомни, как прощал людей Христос. 

Умей прощать. Прощенье это сила. 
А месть бессилия признак роковой. 
И камни не прощения в могилу, 
Мой друг и брат, не уноси с собой. 

Учись прощать естественно, как дышишь, 
Как воду пьёшь и ешь насущный хлеб, 
Ведь Бог тогда твои молитвы слышит, 
Когда в тебе горит прощенья свет. 

Умей прощать. Прощать не только словом, 
Но всей душой, всей сущностью своей. 
Прощение рождается любовью 
В борениях молитвенных ночей. 

Учись прощать. В прощенье радость скрыта, 
Великодушие лечит, как бальзам; 
Кровь на Кресте за всех была пролита; 
Умей прощать, чтоб ты прощён был сам!

С праздником Сретения Господня!

Слово настоятеля Церкви с.Бурла иерея Олег (Вавилова):

БРАТЬЯ И СЕСТРЫ! 15 февраля – Сретение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа.

СРЕТЕНИЕ - это встреча, но слово «встреча» не применяют в православии, потому что слово «встреча» подразумевает встречу равных (к примеру, когда мы встречаем гостей), а СРЕТЕНИЕ – это встреча неравного: встреча нас, грешных, и Господа. И в этот день мы молимся, чтобы наша душа чаще встречала Бога, чтобы наша душа чаще Бога призывала и удерживала. В этот день Симеон Богоприимец встретил Богородицу с младенцем-Господом на руках. Он ждал по одной легенде 270, по другой 320 лет.

Почему же он смог так долго прожить? Когда он переписывал пророчества Исайи он переписал слова: «Се Дева во чреве приимет, и родит Сына, и нарекут имя Ему Эмманyил, еже есть сказаемо, с нами Бог», но усомнился, как дева может родить ребёнка, и захотел переправить слово ДЕВА на слово ЖЕНА, то есть женщина.
Но тут Ангел остановил его и сказал: «Все, что здесь написано, – истина, и ты не умрешь до тех пор, пока не увидишь исполнения этого пророчества». 

И жил Симеон, пока не исполнилось пророчество сие. По внушению свыше, благочестивый старец пришел в храм в то время, когда Пресвятая Богородица и праведный Иосиф принесли туда Младенца Иисуса, чтобы исполнить законный обряд. Богоприимец Симеон взял Богомладенца на руки, и, благословив Бога, изрек пророчество о Спасителе мира: "Ныне отпускаешь раба Твоего, Владыка, по слову Твоему с миром, ибо видели очи мои спасение Твое, которое Ты уготовал пред лицем всех народов, свет к просвещению язычников и славу народа Твоего Израиля". 
Пресвятой Деве праведный Симеон, исполнившись Духа Святого, сказал: "Се лежит Сей на падение и на восстание многих в Израиле и в предмет пререканий, и Тебе Самой оружие пройдет душу, да откроются помышления многих сердец" 

Такова история этого праздника. 

В ПРАЗДНИК СРЕТЕНИЯ ГОСПОДНЯ мы приходим в храм и просим, чтобы наша душа была больше открыта Богу.

Ну, а по народному календарю, это поворот с зимы на весну, как говорят: встречаются зима и весна.

В понедельник, 16 февраля – отмечается ДЕНЬ ПОХВАЛЫ БОГОРОДИЦЫ. Праздник Сретения – это ведь не только праздник Господа, это и праздник Матери, которая выносила, родила и теперь кормит своего Богомладенца. 

Это праздник Матерей, поэтому поздравляю также всех матерей, им тоже большой почёт в эти дни!

14 февраля - ВСЕЛЕНСКАЯ РОДИТЕЛЬСКАЯ (мясопустная) СУББОТА

14 февраля - ВСЕЛЕНСКАЯ РОДИТЕЛЬСКАЯ (мясопустная) СУББОТА. ПОМИНОВЕНИЕ УСОПШИХ. (подробнее см. тему http://vk.com/topic-7602563... ). 
Первая вселенская родительская суббота совершается на Мясопустной седмице. Эту субботу Церковь посвящает поминовению всех усопших от Адама до наших дней. Заупокойная служба в этот день называется так: "Память совершаемая всех от века усопших православных христиан, отец и братии наших".

Установление мясопустной родительской субботы восходит к апостольскому преданию, что подтверждается уставом св. Церкви, изложенным в V веке преподобным Саввою Освященным на основании древнейшего предания, и обыкновением древних христиан стекаться в определенные дни на кладбище для поминовения умерших, о чем сохранилось письменное свидетельство из IV века, (святой Иоанн Златоуст в Словах 62-м и 18-м).
Основанием к установлению этого поминовения послужило то, что в воскресный день седмицы мясопустной св. Церковь совершает воспоминание второго пришествия Христова, и, поэтому накануне этого дня Церковь предстательствует о всех, от Адама до днесь, усопших в правой вере праотцах, отцах и братиях наших от всякого рода, внезапно умерших и оставшихся без узаконенного погребения, - предстательствует, умоляя, Праведного Судию явить им Свою милость в день нелицеприятного всем воздаяния.

В синаксаре на этот день написано "Святые отцы узаконили совершать поминовение по всех умерших по следующей причине. Многие весьма не редко умирают неестественною смертию, например, во время странствования в морях, в непроходимых горах, в ущельях и пропастях; случается, гибнут от голода, в пожарах, на войнах, замерзают. И кто перечтет все роды и виды нечаянной и никем не ожидаемой смерти? И все таковые лишаются узаконенного псалмопеиия и заупокойных молитв. Вот, почему святые отцы, движимые человеколюбием, и установили, основываясь на учении апостольском, совершать это общее, вселенское поминовение, чтобы никто, когда бы, где бы и как бы ни кончил земную жизнь, не лишился молитв Церкви".

12 февраля-Собор вселенских учителей и святителей

12 февраля Православная Церковь празднует
Собор вселенских учителей и святителей Василия Великого,
Григория Богослова и Иоанна Златоуста.
Праздник, посвященный памяти великих каппадокийцев Василия Великого, Григория Богослова и константинопольского патриарха Иоанна Златоуста.Три Святителя были самыми любимыми и почитаемыми иерархами в Византии.В богослужебных текстах все они названы равноапостольными, столпами Церкви и учителями вселенной.



Тропарь святителей
глас 4
Яко апостолов единонравнии/ и вселенныя учителие,/ Владыку всех молите/ мир вселенней даровати// и душам нашим велию милость.
Кондак святителей
глас 2
Священныя и боговещанныя проповедники,/ верх учителей, Господи,/ приял еси в наслаждение благих Твоих и упокоение:/ труды бо онех и смерть приял еси паче всякаго всеплодия,// Едине прославляяй святыя Твоя.

Духовная мудрость

"Старец Паисий Афонский беседовал с посетителем, в то время как один инок стоял поодаль, ожидая своей очереди, с сумой за плечами и поникшим видом. Скорбь его была от того, что один человек, которому он сделал много доброго, начал вдруг распространять про него злые сплетни. Скорбь и мучения инока были нестерпимы, но поначалу старец будто не замечал его состояния. Наконец, прервав разговор с гостем, он вдруг повернулся к молодому иноку и сказал, улыбаясь:
– Послушай, дорогой отец! Бывает, кто-то в жизни помогает ближним, благодетельствует и любит их, а те, в свою очередь, воздают ему добротой и любовью. Все это – как сухари в сумке, которую ты носишь на спине! Но когда тот, кому ты помогаешь, благодетельствуешь, вместо благодарности и признательности осуждает тебя, тогда это идет в другую «торбу», лучшую, которую имеем на Небе и которую выгодно иметь полную! Поэтому не смущайся: лишь благодари, поскольку наполняется «торба» твоя наверху, и не обрящешь ее пустой!
После этих слов старец повернулся и продолжил беседу с мирянином.
А инок, вздрогнув от неожиданного ответа на его внутреннюю скорбь, с удивлением заметил, как изгоняются из его души все те чувства, которые только что приносили ему такие мучения."

Преподобный отче Паисие, моли Бога о нас!


Притча "Ад и Рай"

ТОЛЬКО ЗАБОТЯСЬ О СЧАСТЬЕ ДРУГИХ, МЫ ОБРЕТАЕМ СВОЁ СОБСТВЕННОЕ!

Однажды добрый человек беседовал с Богом и спросил его:
- Господи, я бы хотел узнать, что такое Рай и что такое Ад.
Господь подвел его к двум дверям, открыл одну и провел доброго человека внутрь. Там был громадный круглый стол, на середине которого стояла огромная чаша, наполненная пищей, который пахла очень вкусно. Добрый человек почувствовал, что у него слюнки потекли. Люди, сидящие вокруг стола, выглядели голодными и больными. Все они выглядели умирающими от голода. У всех их были ложки с длинными-длинными ручками, прикрепленными к их рукам. Они могли достать чашу, наполненную едой, и набрать пищу, но так как ручки у ложек были слишком длинные, они не могли поднести ложки ко рту. Добрый человек был потрясен видом их несчастья.
Господь сказал:
- Ты сейчас только что видел Ад.
Господь и добрый человек затем направились ко второй двери. Господь отворил ее. Сцена, которую увидел добрый человек, была идентичной предыдущей. Тут был такой же огромный круглый стол, та же гигантская чаща, которая заставляла его рот наполняться слюной. Люди, сидящие вокруг стола, держали те же ложки с очень длинными ручками. Только на этот раз они выглядели сытыми, счастливыми и погруженными в приятные разговоры друг с другом.
Добрый человек сказал господу:
- Я не понимаю.
- Это просто, - ответил ему Господь, - Эти научились кормить друг друга. Другие же думают только о себе.
Ад и Рай устроены одинаково. Разница - внутри нас.