Вид:
короткий
повний

Торжество православия

Вопросы Архиерею. "Мир православия".

На вопросы посетителей портала «Православие и современность» отвечает Епископ Саратовский и Вольский Лонгин



Очень интересует меня вопрос: приход Господа нашего Иисуса Христа был задуман Всевышним задолго до его осуществления, многие пророки Ветхого Завета пророчествовали об этом, как и о Его искупительной смерти. То есть, по замыслу Божию, Он должен был быть распят за грехи человечества. А распят, значит и предан, и Иуде на роду было написано предать Христа. В чем же тогда его вина?

Почему-то этот вопрос в наши дни задается особенно часто. И, как это ни печально, в художественной литературе, современной публицистике можно встретить не только оправдание, но «апологию подвига» Иуды….

Для того, чтобы ответить на этот вопрос, надо хотя бы в самых общих чертах разобраться в том, как сочетаются предведение Божие и свободная воля человека. Господь действительно знает все о каждом человеке. Но человек — существо свободное, и в каждую секунду своей жизни он находится в состоянии выбора — как поступить в той или иной ситуации. Он может выбрать добро или зло, жизнь или смерть. И этот выбор — только его. Существуют, конечно, какие-то обстоятельства, которые склоняют его то в одну, то в другую сторону, но при этом человек всегда окончательный выбор делает самостоятельно: какую сторону он все же предпочтет.

А Бог — вне времени. Время (вчера, сегодня, завтра, то есть прошедшее, настоящее, будущее) — это человеческие категории, мерило человеческой жизни. Господь же, если можно так выразиться, видит всё одновременно, одномоментно — всё, что было, что есть и что будет. Не только жизнь и судьбу каждого человека, но и всю историю человечества. И при этом Господь ничего нам не навязывает — Он всегда оставляет выбор за человеком, и более того — Он любит каждого человека, жаждет его спасения.

Таким образом, вина Иуды, как, естественно, и любого другого человека, который совершает грех, в том, что, имея свободный выбор, он склонился на сторону греха, тогда как у человека всегда есть возможность от греха отвратиться.

Все ли, что нам дает шоу-бизнес, нужно отвергать? Вот пример - Майкл Джексон. Я понимаю, что идолопоклонство - это грех, но восхищаюсь его творчеством. Он был человеком неоднозначным, однако, прочитав его книгу «Танцуя мечту» (там притчи и стихи христианского характера), я заинтересовалась Православием. Его многие песни тоже на христианскую тему. С одной стороны, жуткие стереотипы, а с другой – вот его главный призыв: "Хочешь изменить мир - начни с человека в зеркале". Действительно ли человеку, который стремится жить по-христиански, не следует увлекаться его творчеством?

Современный шоу-бизнес — это индустрия по коммерческой эксплуатации человеческих страстей, причем очень мощная индустрия. Когда мы высказываемся критически по отношению к самому шоу-бизнесу, мы ни в коем случае не ставим под сомнение возможность того, что в этой сфере работает много добрых, талантливых, вполне симпатичных с человеческой точки зрения людей. Но все же их нельзя считать какими-то «учителями», «пророками», строить свою жизнь на основании тех примеров, которые они нам подают.

Более того, есть определенная особенность: по мере воцерковления (и таких примеров много) деятели шоу-бизнеса отходят от него, понимая, что шоу-бизнес и жизнь во Христе — вещи несовместные.

Поэтому я не могу дать всем совет: стал христианином, воцерковился — выкинь все записи, которые слушал, все книги, которые читал, выбрось телевизор из окна…. Наверное, так резко поступать не стоит. И все же практика показывает: чем больше человек проникается сутью христианства, чем пристальнее он в себя вглядывается, чем больше он пытается себя изменить, тем острее он понимает несовместимость очень многих вещей, которыми он жил до прихода к Богу, с христианской жизнью.

Я был крещен своей прабабкой, но не в церкви (время такое было). Нужно ли заново пройти обряд Крещения в церкви? Если да, то можно ли проводить Крещение в церкви два раза (чтобы быть трижды крещеным)?

Во-первых, Вам следует узнать, не была ли Ваша прабабка из числа старообрядцев, не принимающих священства. Если же Вы абсолютно убеждены в том, что она была православной и крестила Вас, то Вам следует прийти в храм, рассказать все священнику и попросить его совершить над Вами таинство Миропомазания. Если Вам доподлинно неизвестны обстоятельства крещения, священник, согласно действующим правилам, совершит над Вами таинство с формулировкой: «Крещается, аще не крещен…».

А всякие разговоры о том, чтобы креститься 2 или 3 раза, являются для христианина совершенно недопустимыми. В нашем Символе веры говорится, что мы веруем во едино Крещение, и никакого второго, а тем более, третьего Крещения для человека нет и быть не может. Рекомендации «креститься» еще раз (обычно их дают людям всякого рода оккультисты, «целители», экстрасенсы) не имеют никакого отношения не только к Православию, но и к христианству вообще.

Можно ли расписываться в Петров пост, при этом венчание перенести на разрешенный день? Мы пост не соблюдаем (как и гости), веруем без соблюдения церковных канонов.

К сожалению, если Вы не соблюдаете церковных канонов, не ходите в храм, не участвуете в таинствах, не поститесь, я не вижу для вас и необходимости венчаться. Потому что к венчанию — таинству Брака — нельзя подходить просто как к красивому обряду, нужно и всю свою жизнь строить на христианском основании.

Моя гражданская жена — мать моего крестника. Мы уже ждем ребенка. Прошение на второбрачие, согласно канонам Церкви, я подать не могу, поскольку я — виновная сторона в разводе с первой женой. Священник, которому я исповедовался, пока ничего мне не ответил о возможности прощения Церковью таких поступков. Морально я уже готов принять любую епитимию, лишь бы дети не понесли ответственность за мои грехи. Опишите, пожалуйста, Вашу позицию по моей проблеме.

Нет греха, который победил бы Божие милосердие, и, в принципе, любой грех Господь может простить человеку. Но при одном условии — если тот в нем искренне раскаивается. А что значит раскаивается? Значит, он изменяет свое отношение ко греху и больше его не совершает. Не просто живет во грехе, сознавая: «Да, нехорошо я делаю...»— и продолжает жить так. Это, конечно, ничего не меняет, это не раскаяние, не покаяние. А покаяние — это когда человек, исповедав грех, с ним расстается, и в таком случае Господь его прощает.

Что касается того, будут ли Ваши дети нести ответственность за Ваши грехи, нельзя ответить однозначно — все в воле Божией. Но, как правило, дети всегда испытывают последствия родительских грехов. Поэтому постарайтесь действительно изменить свою жизнь и начать жить по заповедям Божиим.

На Украине существует три Православных Церкви. Две из них раскольничьи, хотя духовенство — выходцы из Православия (Московской Патриархии). Каким образом лишились эти священники-раскольники Божией благодати и их таинства стали неблагодатными? В Православии наверняка не все священники имеют одинаковый уровень духовности, но таинства от этого своей благодати не теряют.

Дело в том, что благодатность таинства не зависит от уровня духовности священника, от уровня его личной святости. Мы знаем и из истории Церкви, и видим сегодня, что бывают священники, не вполне отвечающие своему призванию, в том числе и недостойные. Но Церковь верит с древних времен, что если таинство совершается по надлежащей форме, хоть и руками недостойного священнослужителя, оно все равно действительно. Когда же священники уходят в раскол и находятся под анафемой Матери-Церкви, то есть отлучены от нее, любые священнодействия, которые они пытаются совершать, остаются пустой формой без содержания.

Я тяжело болею уже 10 лет, работать не могу, инвалидность не дают. Родные меня осуждают, что молодая (27лет) и не хочет работать. На лечение и на молебны денег нет. Очень люблю ходить в церковь, но по болезни вынуждена сидеть дома. Хочу в монастырь, но я ведь нетрудоспособная. Как мне жить и что мне делать? Прошу ваших молитв.

Помоги Вам Господи. Если Вы любите храм, посещайте его как можно чаще. Все требы в храме, в том числе молебны, совершаются за добровольное пожертвование, и если у Вас нет средств к существованию, по моему благословению они будут служиться для Вас бесплатно.

Мысли о монастыре Вам действительно нужно оставить, поскольку монашество — это и великий труд, и особое призвание человека.

Все же по возможности постарайтесь найти дело, которое Вы можете делать в том положении, в котором находитесь. Есть множество примеров, когда люди даже с тяжелейшими болезнями и инвалидностью трудятся на дому, и не только получают радость и удовольствие от любимого дела, но и зарабатывают себе этим на жизнь.

Главный совет, который я могу Вам дать с духовной точки зрения — не поддавайтесь унынию и саможалению.

Ответьте, пожалуйста, на вопрос: могут ли крестные родители вступить в брак, если они действительно относятся к такому поступку более чем серьезно? Насколько это возможно по канонам? Я неоднократно разговаривал со священниками, однако у всех разные ответы. Один посоветовал обратиться в вышестоящие инстанции и получить церковное разрешение. Посоветуйте, как быть. Дмитрий

Уважаемый Дмитрий, действительно, по традиции Церкви крестные родители, то есть люди, соединенные духовным родством, в брак вступать не должны. Что касается совета обратиться в вышестоящие инстанции и получить церковное разрешение — это совет правильный. Вам нужно обратиться в каноническую комиссию той епархии, в пределах которой Вы живете, изложить ситуацию Правящему Архиерею и предать ее на его усмотрение. Если он возьмет на себя ответственность в данном случае преступить общепринятую практику, то, значит, Вам будет разрешено венчание.

Можно ли делать ремонт в квартире после смерти близкого? Слышал что нельзя до 40-го дня....

Ремонт в квартире можно делать тогда, когда у Вас есть возможность. То, о чем Вы пишете — одно из суеверий, которые не имеют к церковному вероучению никакого отношения.

Можно ли целовать руку христианину (не священнику) в знак своего уважения и почтения к нему?

В старые времена это практиковалось повсеместно. Человеку почтенному, пожилому молодые люди всегда целовали руку именно в знак уважения и не видели в этом ничего постыдного. Другое дело, что сегодня это как-то не принято, и может вызывать недоумение у окружающих. Однако если у Вас есть подобное желание в отношении действительно уважаемого Вами человека — то почему бы и нет?

Здравствуйте, мы около трех лет не могли завести второго ребенка, и тут это произошло, но, оказывается, в пост. Сказывается ли на жизни, благополучии и здоровье ребенка зачатие в пост?

Церковь рекомендует христианам в пост воздерживаться от супружеского общения. Однако теперь следующий этап вашей жизни — родить ребенка и дальше воспитывать, молясь о нем Богу и стараясь вырастить его христианином, что возможно, если только и сами родители постараются стать настоящими христианами.

В субботу Светлой седмицы при целовании креста раздается артос.



По заамвонной молитве Владыка Иов совершил чин освящения артоса.
В Свято-Симеоновском кафедральном соборе Пасхальную заутреню, а затем
Божественную литургию возглавил митрополит Челябинский и Златоустовский

Что такое артос ?
В субботу Светлой седмицы по заамвонной молитве читается молитва на раздробление артоса .Артос раздробляется и в конце Литургии при целовании Креста раздается народу как святыня. Артос употребляется в особых случаях, например, в болезни, и всегда со словами «Христос воскресе!».
Слово артос (по-гречески — квасной хлеб) — общий всем членам Церкви освященный хлеб, иначе — просфора всецелая.

Артос – это большая святыня. Он символизирует Христа. Артос освящается в Пасхальную ночь, он стоит всю Пасхальную седмицу в храме, мы носим его Крестным ходом в ознаменование того, что Христос посреди нас.

Артос в продолжении всей Светлой седмицы занимает в храме самое видное место, вместе с образом Воскресения Господня и, в заключение пасхальных торжеств, раздается верующим.

Употребление артоса начинается с самого начала христианства.
В сороковой день по Воскресении Господь Иисус Христос вознесся на небо. Ученики и последователи Христовы находили утешение в молитвенных воспоминаниях о Господе — они припоминали каждое Его слово, каждый шаг и каждое действие. Когда сходились на общую молитву, они, вспоминая Тайную Вечерю, причащались Тела и Крови Христовых. Готовя обыкновенную трапезу, они первое место за столом оставляли невидимо присутствующему Господу и полагали на это место хлеб. Подражая Апостолам, первые пастыри Церкви установили в праздник Воскресения Христова полагать в храме хлеб, как в видимое выражение того, что пострадавший за нас Спаситель сделался для нас истинным хлебом жизни. На артосе изображен крест, на котором виден только терновый венец, но нет Распятого — как знамение победы Христовой над смертью, или изображение Воскресения Христова. С артосом соединяется и древнее церковное предание, что Апостолы оставляли за столом часть хлеба — долю Пречистой Матери Господа в напоминание постоянного общения с Ней — и после трапезы благоговейно делили эту часть между собой. В монастырях этот обычай носит название Чин о Панагии, то есть воспоминание о Всесвятейшей Матери Господа. В приходских церквах этот хлеб Богоматери вспоминается раз в год в связи с раздроблением артоса.

Освящается артос особой молитвой, окроплением святой водой и каждением в первый день Святой Пасхи на Литургии после за амвонной молитвы. На солее, против Царских врат, на уготованном столе или аналое полагают артос. Если приготовлено несколько артосов, то все они одновременно освящаются. После каждения вокруг стола с установленным артосом священник читает молитву: «Боже Всесильный и Господи Вседержателю, Иже рабом Твоим Моисеем во исходе Израилеве от Египта, и в освобождении людей Твоих от горький работы фараоновы, агнца заклати повелел еси, прообразуя на Кресте закланнаго волею нас ради Агнца, вземлющаго всего мира грехи, возлюбленнаго Сына Твоего, Господа нашего Иисуса Христа! Ты и ныне, смиренно молим Тя, призри на хлеб сей, и благослови, и освяти его. Ибо и мы раби Твои в честь я славу, и в воспоминание славнаго Воскресения Тогожде Сына Твоего Господа нашего Иисуса Христа, Имже от вечный работы вражия и от адовых нерешимых уз разрешение, свободу и проведение улучихом, пред Твоим величеством ныне во всесветлый сей, преславный и спасительный день Пасхи, сей приносим: нас же сего приносящих, и того лобзающих и от него вкушающих, Твоему небесному благословению причастники быти сотвори и всякую болезнь и недуг от нас Твоею силою отжени, здравие всем подавая. Ты бо еси источник благословения и цельбам податель, и Тебе славу воссылаем Безначальному Отцу, со Единородным Твоим Сыном, и Пресвятым и Благим и Животворящим Твоим духом, ныне и присно и во веки веков».

После молитвы иерей окропляет артос святой водой, говоря: «Благословляется и освящается артос сей окроплением воды сея священныя, во имя Отца и Сына и Святаго духа. Аминь» (трижды). Аналой с артосом ставят на солее пред образом Спасителя, где артос лежит в течение всей Святой седмицы. Его сохраняют в храме всю Светлую седмицу на аналое перед иконостасом. Во все дни Светлой седмицы по окончании Литургии с артосом торжественно совершается крестный ход вокруг храма.





В субботу Светлой седмицы по заамвонной молитве читается молитва на раздробление артоса: «Господи, Иисусе Христе, Боже наш, Хлебе ангельский, Хлебе жизни вечныя, сошедый с Небесе, напитавый нас во всесветлыя сия дни пищею духовною Твоих Божественных благодеяний, триддевнаго ради и спасительнаго Воскресения! Призри и ныне, смиренно молим Тя, на мольбы и благодарения наша, и якоже благословил еси пять хлебов в пустыни, и ныне благослови хлеб сей, яко да вей, вкушающий от него, телеснаго и душевнаго благословения и здравия сподобятся благодатию и щедротами Твоего человеколюбия. Ты бо еси освящение наше, и Тебе славу возсылаем, со Безначальным Твоим Отдем и Всесвятым, и Благим, и Животворящим Твоим духом, ныне и присно, и во веки веков».

Артос раздробляется и в конце Литургии при целовании Креста раздается народу как святыня.

Род артоса на нижней степени освящения представляет пасхальный кулич, церковно-обрядовая пища, но вовсе не мирская роскошь.

Частицы артоса, полученные в храме, благоговейно хранятся верующими как духовное врачевство от болезней и немощей. Артос употребляется в особых случаях, например, в болезни, и всегда со словами «Христос воскресе!».

Просфору и артос хранят в святом углу возле икон.


Молитва на принятие просфоры просфоры, артоса и святой воды
Господи Боже мой, да будет дар Твой святый и святая Твоя вода в просвещение ума моего, в укрепление душевных и телесных сил моих, во здравие души и тела моего, в покорение страстей и немощей моих по безпредельному милосердию Твоему молитвами Пречистыя Твоея Матери и всех Святых Твоих. Аминь.

http://azbyka.ru/dictionary/21/chto_takoe_prosfora-all.shtml


Антипасха.Неделя о Фоме."Мир православия".

Антипасха. Неделя о Фоме
Первое воскресенье после Пасхи в церковном календаре носит название Антипасхи, Фоминой недели, а по народной традиции называется Красной горкой. Название Антипасха означает «вместо Пасхи»: не противопоставление, а обращение к прошедшему празднику, повторение его. С древних времен восьмой день по Пасхе, как окончание Светлой Седмицы, празднуется особо, составляя собой как бы замену Пасхи.



Фоминой неделей называется этот день в воспоминание о чуде уверения апостола Фомы.

В традиции Церкви существуют разные понимания поведения апостола Фомы: в большинстве толкований указывается на то, что Фома (Дидим, или Близнец) отличался косностью, переходящей в упорство. Когда Христос шел воскресить Лазаря, Фома высказал уверенность, что из этого путешествия ничего не получится доброго: «Пойдем и мы умрем с Ним» (Иоан. 11:16). Вместе с тем, некоторые богословы наоборот видят в этих словах преданность и желание быть учеником Христа не только на словах, следовать Ему не только тогда, когда опасность не грозит, но именно тогда, когда речь идет о жизни и о смерти.

Крестная смерть Христа произвела на Фому особенно удручающее впечатление: он словно утвердился в убеждении, что утрата Его невозвратна, – отмечает архиепископ Аверкий (Таушев). Упадок духа Фомы был столь велик, что он даже не был с прочими учениками в день воскресения: он, видимо, решил, что уже все кончено, и теперь каждый должен по-прежнему вести свою отдельную, самостоятельную жизнь. На уверения учеников о воскресении Христа он отвечает: «Если не увижу на руках Его ран от гвоздей и не вложу руки моей в ребра Его, не поверю» (Ин. 20, 25). «Вложу руку мою в ребра Его» — из этих слов Фомы видно, что рана, нанесенная Господу воином, была очень глубока.

На восьмой день после Воскресения Господь явился апостолу Фоме и, свидетельствуя о том, что был с учениками все время по воскресении, не стал ждать вопросов Фомы, показав ему Свои раны, ответив на его невысказанную просьбу. Уже одно это знание Господом его сомнений должно было поразить Фому. Христос к тому же прибавил: «И не будь неверующим, но верующим», то есть: ты находишься в положении решительном: перед тобой сейчас только две дороги — полной веры и решительного ожесточения духовного. В Евангелии не говорится, осязал ли действительно Фома язвы Господа, но так вера возгорелась в нем ярким пламенем, и он воскликнул: «Господь мой и Бог мой!» Этими словами Фома исповедал не только веру в Воскресение Христово, но и веру в Его Божество.

Однако, эта вера все же основывалась на чувственном удостоверении, а потому Господь, в назидании Фоме, другим апостолам и всем людям на все будущие времена открывает высший путь к вере, ублажая тех, которые достигают веры не таким чувственным путем, каким достиг ее Фома: «Блаженны не видевшие и уверовавшие…» И раньше Господь неоднократно давал преимущество той вере, которая основывается не на чуде, а на слове. Распространение веры Христовой на земле было бы невозможно, если бы каждый требовал такого же удостоверения для своей веры, как Фома, или вообще не перестающих чудес. Поэтому Господь и ублажает тех, которые достигают веры одним только доверием к свидетельству словом, доверием к учению Христову. Это — лучший путь веры. (Архиеп. Аверкий (Таушев). Руководство к изучению Священного Писания)

По Церковному Преданию, святой апостол Фома основал христианские Церкви в Палестине, Месопотамии, Парфии, Эфиопии и Индии, запечатлев проповедь Евангелия мученической смертью. За обращение ко Христу сына и супруги правителя индийского города Мелиапора (Мелипура) он был заключен в темницу, претерпел пытки и, наконец, пронзенный пятью копьями отошел ко Господу.

Начиная с Недели о Фоме в православной Церкви после длительного великопостного перерыва возобновляется совершение Таинства Венчания (подробно о Таинстве). На Руси именно на этот день – Красную горку, приходилось больше всего свадеб, устаивались гуляния, сватовства, молодежь надевала самые яркие свои наряды (возможно, именно поэтому день носит название Красной горки).
Система Orphus
+
 
 
Красная горка — время свадеб. Почему-то считается, что венчаться на Красную горку — особо благодатно для дальнейшей супружеской жизни…



Разговевшиеся радостные певчие, потихоньку приходя в себя после Страстной и Пасхи, к Фоминой неделе уже вспоминают венчальные песнопения, регенту удается раздобыть и кое-что еще ни разу не петое; разучили и… заработал конвейер: пять-семь венчаний за день. Это, конечно, подправляет финансовое положение певчих, но — увы! — вводит в состояние автоматического пропевания. Совесть мучает — таинство же, мы сослужим, — а немощное «все остальное» ноет — поспать бы. И вот уже излечиваются клирошане от болезни разглядывать вновь прибывающие пары и обсуждать наряды невест, и впадают в оцепенение усталости, — с утра ведь на клиросе. Батюшка, проходя мимо, бросает на нас утомленный взгляд, вздыхает: «Живы еще? До следующей пары минут десять: может, успеете чайку попить?» Только собрались — ан не судьба: молодые уже прибыли, ждать не могут, и так уже дело к вечеру.

Наконец-то! Последняя на сегодня пара. А вечернюю службу, к счастью, поет другой хор. Регент пытается взбодрить дремлющих певчих, впрочем, без особого успеха. Ноты сложных и красивых песнопений, с таким энтузиазмом разученных и спетых на первых двух венчаниях, убраны в папку, поем просто, по требнику. Венчание подходит к концу, батюшка ведет молодых к Царским вратам — благословлять. А это что за дама встает с ними рядом на солее?! Сурдопереводчик. Необыкновенно красивая пара — глухонемых…

Вдруг регент быстро достает ноты самых торжественных многолетий: «А теперь, братцы, мы поем так, как никогда еще не пели!» Взмах — и грянул хор «Многая лета», и мороз по коже, и усталость как рукой сняло, и пусть молодые нас не слышат: Ты, Господи, услыши нас, грешных — и сохрани их на многая лета!
+

Икона Божией Матери Живоносный Источник.




Ежегодно в пятницу Светлой седмицы Православная Церковь совершает празднество иконе Божией Матери, именуемой «Живоносный Источник».

В V веке в Константинополе, близ так называемых «Золотых ворот», находилась роща, посвященная Пресвятой Богородице. В роще был источник, с давних пор прославленный чудесами. Постепенно это место заросло кустарником, а воду затянуло тиной.

Однажды воин Лев Маркелл, будущий император, встретил в этом месте слепца, беспомощного путника, сбившегося с дороги. Лев помог ему выйти на тропинку и устроиться в тени для отдыха, а сам отправился на поиски воды для освежения слепого. Вдруг он услышал женский голос: «Лев! Не ищи воды далеко, она здесь близко». Удивленный таинственным голосом, он стал искать воду, но не нашел. Когда же остановился в печали и задумчивости, вторично раздался тот же голос: «Царь Лев! Пойди под сень этой рощи, почерпни воды, которую там найдешь, и напой ею жаждущего. Тину же, которую найдешь в источнике, положи на его глаза. Потом ты узнаешь, кто Я, освящающая это место. Я помогу тебе вскоре воздвигнуть здесь во имя Мое храм, и все, приходящие сюда с верою и призывающие Мое имя, получат исполнение своих молитв и полное исцеление от недугов».

Когда Лев исполнил все повеленное, то слепой немедленно прозрел и без проводника пошел в Константинополь, прославляя Богоматерь. Это чудо совершилось при императоре Маркиане (391-457).

Императора Маркиана сменил Лев Маркелл (457-473). Он вспомнил о явлении и предсказании Божией Матери, приказал очистить источник и заключить в каменный круг, над которым был построен храм в честь Пресвятой Богородицы. Император Лев назвал этот родник «Живоносным источником», так как в нем проявилась чудодействующая благодать Божией Матери.

Император Юстиниан Великий (527-565) был человеком глубоко приверженным к православной вере. Он долго мучился водяной болезнью. Однажды в полночь он услышал голос: «Ты не можешь вернуть себе здоровья, если не напьешься из Моего источника». Царь не знал, о каком источнике говорит голос, и впал в уныние. Тогда Божия Матерь явилась ему уже днем и сказала: «Встань, царь, иди на Мой источник, выпей из него воды и будешь, как прежде, здоров». Больной исполнил волю Владычицы и вскоре выздоровел. Благодарный император воздвиг около храма, устроенного Львом, новый великолепный храм, при котором впоследствии был создан многолюдный монастырь.

В XV столетии известный храм «Живоносного источника» был разрушен мусульманами. К развалинам храма приставили стражника-турка, который не позволял подходить к этому месту. Постепенно строгость запрета смягчилась, и христиане поставили там небольшую церковь. Но и она в 1821 году была разрушена, а источник засыпан. Христиане вновь очистили развалины, открыли источник и по-прежнему черпали из него воду. Впоследствии в одном окне среди обломков был найден полусгнивший от времени и сырости лист с записью десяти чудес от Живоносного источника, совершившихся с 1824 по 1829 годы. При султане Махмуде православные получили некоторую свободу в совершении богослужения. Они воспользовались ею, чтобы в третий раз воздвигнуть храм над Живоносным источником. В 1835 году с великим торжеством Патриарх Константин в сослужении 20 архиереев и при большом количестве богомольцев освятил храм; при храме устроили больницу и богадельню.

Явление Льву Маркеллу Божией Матери совершилось 4 апреля 450 года. В этот день, а также ежегодно в пятницу Светлой седмицы Православная Церковь празднует обновление константинопольского храма в честь Живоносного источника. По уставу в этот день совершается чин водоосвящения с Пасхальным крестным ходом.

Иконографически образ Божией Матери «Живоносныи Источник» связан с древним византийским изображением типа «Никопея Кириотисса» — «Владычица Победодательница».

Первоначально образ Богородицы именуемый «Живоносный Источник» распространялся в списках без изображения источника. Затем в композицию была включена чаша (фиала). В более поздние времена стали изображать на иконе также водоем и фонтан. Образ Божией Матери «Никопеи Кириотиссы» в свою очередь восходит к одному из первоначальных Богородичных изображений — «Знамению».

Одно из древних изображений, напоминающих образ Божией Матери «Живоносный Источник», относится к концу XIII — началу XIV веков. На глиняном блюде, найденном в Крыму, Божия Матерь изображена в чаше в образе Оранты, с воздетыми в молитве руками. Изображение Богоматери «Живоносный Источник» середины XIV века описывает церковный историк Никифор Каллист, составитель службы этой иконе и синаксаря. Он повествует, что в середине фиалы, похожей на крещенскую купель, установленной над источником, была изображена Богоматерь с Младенцем Христом на лоне. Иногда такая икона называется «Живоносная Источница», иногда — «Живоприемный Источник» и даже просто «Источная». Богоматерь есть Источник жизни, ибо от Нее произошел Христос, Путь, Истина, Сама Жизнь. Изображение «Живоносного Источника», относящееся к 1-й половине XV века, находится на Святой Горе Афон. Здесь, в нарфике придела во имя великомученика Георгия Победоносца в монастыре святого Павла, находится фреска письма Андроника Византийца. Образ Божией Матери с благословляющим Младенцем представлен в широкой фиале. По сторонам читается надпись по-гречески: «Живоносный Источник».

Начиная с XVI столетия в России утверждается обычай, подобный греческому, освящать источники, находящиеся в монастырях и вблизи них, посвящать их Божией Матери и писать иконы Божией Матери, именуемые «Живоносный Источник». В России они получили особенно широкое распространение. Но ранее XVII века русских композиций па эту тему не известно. Глубоко почитал этот образ преподобный Серафим Саровский и увещевал приходивших к нему молиться и искать утешения и исцеления перед этой Богородичной, иконой. В середине прошлого столетия иеросхимонах Иоанникий принес из Константинополя в Саровскую обитель чтимую икону, изображающую Явление Богоматери на Живоносном источнике. В 1873 году в Серафимо-Понетаевском Скорбященском монастыре был устроен великолепный храм в честь иконы «Живоносный Источник». Кроме Саровской обители, известны подобные иконы в храмах многих епархий Русской Православной Церкви.

На Руси композиция иконы «Живоносный Источник» постепенно усложняется. Появляется деревянный кладезь, из которого бьет водная струя, по сторонам его изображаются вселенские святители Василий Великий, Григорий Богослов и Иоанн Златоуст. Они черпают живоносную воду и раздают стоящим вокруг людям. На переднем плане изображены одержимые различными недугами.

Представление об источниках, как символе помощи Богожией Матери и благодати Божией, достаточно древнее. На многих Богородичных иконах, например «Водительницы», Жировицкой, иконы «Благовещения Божией Матери у кладезя», неизменно присутствует изображение источника. Само название источника потеряло свое прежнее узкое значение. Оно стало употребляться в более широком смысле. Его относят и к самому источнику, у которого была засвидетельствована милость Богородицы, и к Богоматери — Первоисточнику Живоносному, и к храму, построенному на месте источника. Соответственно и обновление храма «Живоносного источника», которое воспоминается в Светлый пяток, подобно обновлению храма Воскресения в Иерусалиме и освящению храма в честь великомученика Георгия Победоносца в Лидде, тоже вышло за рамки местного события. И каждую икону Божией Матери в этом широком смысле можно назвать «Живоносный Источник», имея в виду помощь Пресвятой Богородицы и Ее богатую милость.

Со временем композиция иконы усложнилась настолько, что самостоятельный образ Божией Матери «Живоносный Источник» стал лишь составляющим в общей сложной композиции. Так, в 1668 году известный русский иконописец Симон Ушаков с одним из своих учеников написал икону Живоносный Источник «с чудесами». В шестнадцати клеймах он изобразил чудеса Богоматери, совершившиеся у Живоносного источника.

Богословское содержание иконы «Живоносный Источник» догматично. Наиболее ярко проявляется оно в службе этой иконе. В каждом молитвословии центральное место занимает идея всемирного заступничества Богоматери, Ее неустанного ходатайства перед Божественным Сыном. Ее всесильной и обильной помощи всем нуждающимся. Смысл иконы раскрывается двояко: подчеркивается рождение Пресвятой Девою Жизни Присносущной — Сына Божия во плоти и в отношении Ее к миру — врачевство от всяких недугов.

Все дни Светлой седмицы предстают перед нами как единый светлый Пасхальный день. Пятница Светлой седмицы выделяется особо: тем, что в этот день впервые после Великой агиасмы на Богоявление совершается освящение воды во всех храмах Русской Православной Церкви, и тем, что в самом богослужебном чине этого дня к пасхальным стихирам и тропарям присоединяют песнопения службы иконе Божией Матери «Живоносный Источник».

Не случайно празднование в честь этого образа совершается в пятницу. Пятница — день Крестных страданий Господа Иисуса Христа. Это день страданий и Самой Божией Матери. В этот же день страданиями Христовыми совершалось величайшее спасительное дело Божие о человеке, и весь род человеческий чрез апостола Иоанна был усыновлен Божией Матери (Ин. 19, 26-27). Воскресением же Христовым смерть умертвилась (6-я песнь канона праздника Пасхи) и печаль Матери Божией преложилась в радость (Ин. 16. 20). Эта мысль в отношении Ко Пресвятой Богородице особенно ярко выражена в тропаре 8-й песни канона «Живоносному Источнику»: «Вся смерти держава Тебе ради разорися внезапу, о Царице и Госпоже! Ибо Бессмертную Жизнь, и Воду, и Манну Ты источила еси — Царя Христа вовеки!».


Молитва:Перед иконою "Живоносный источник"

О Пресвятая Госпоже Владычице Богородице! Вышши еси всех aнгел и aрхангел, и всея твари честнейши: помощнице еси обидимых, ненадеющихся надеяние, убогих заступнице, печальных утешение, алчущих кормительница, нагих одеяние, больных исцеление, грешных спасение, христиан всех поможение и заступление. О Всемилостивая Госпоже, Дево Богородице Владычице! Милостию Твоею спаси и помилуй православный народ наш, Великаго Господина и Отца нашего Святейшаго Патриарха Алексия, преосвященныя митрополиты, архиепископы и епископы, и весь священнический и иноческий чин, власти и воинство и вся православныя xристианы ризою Твоею честною защити; и умоли, Госпоже, из Тебе без семене воплотившагося Христа Бога нашего, да препояшет нас силою Своею свыше на невидимыя и видимыя враги наша. О Всемилостивая Госпоже Владычице Богородице! Воздвигни нас из глубины греховныя, и избави нас от глада, губительства, от труса и потопа, от огня и меча, от нахождения иноплеменных и междоусобныя брани, и от напрасныя смерти, и от нападения вражия, и от тлетворных ветр, и от смертоносныя язвы, и от всякаго зла. Подаждь, Госпоже, мир и здравие рабом Твоим, всем православным христианом, и просвети им ум и очи сердечныя, еже ко спасению, и сподоби ны, грешныя рабы Твоя, Царствия Сына Твоего, Христа Бога нашего, яко держава Его благословенна и препрославленна, со Безначальным Его Отцем и с Пресвятым и Благим и Животворящим Его Духом, ныне и присно и во веки веков.




C праздником Благовещения !

 

 


Царь Соломон, получивший от Бога весь свет премудрости для исследования тайн природы, после того как обозрел все, что есть на небе и на земле, – прошедшее, настоящее и будущее, – решил, что в мире, под солнцем, нет ничего нового. Но в Благовещении благодатной Деве Марии Бог сотворил совершенно новое дело, какого никогда не было в прошедшие века и никогда не будет в грядущие.

Этого дня человечество ожидало более пяти тысяч лет. В божественных и пророческих книгах говорилось о пришествии в мир Спасителя. И долгожданный час наступил. Совершилось это в марте, в то же самое время, когда совершилось и творение мира. Волею небес благая весть о рождении Сына Божия пришла не к ученой знати, а в скромный городок Назарет, в бедный дом плотника Иосифа. Этому достойному человеку священники поручили по-отечески оберегать воспитанную в храме Деву Марию, давшую обет сохранить девственность. Оба они принадлежали к обедневшему царственному роду.

По преданию, однажды Мария размышляла о предсказании древнего пророка Исайи, что Спаситель должен чудесным образом родиться от Непорочной Девы, не знавшей мужа. Словно в ответ на мысли Пресвятой Девы, перед ней тихо предстал Архангел Гавриил и произнес: "Радуйся, благодатная! Господь с Тобою! Благословенна Ты в женах!". Это была весть о совершении величайшего таинства соединения двух естеств - Божеского и человеческого в одном лице Богочеловека. Пречистая Дева поверила, что слышит волю Божию. Ответ Ее был исполнен глубочайшего смирения: "Я - раба Божия, да будет Мне по слову твоему". Эти тихие слова преклонили небеса, и на землю сошел Сын Божий.

Совсем юная Девушка в маленьком Назарете изменила судьбу мира. Она вместила в себя невместимого Бога, Она родила Христа, потому Она - Богородица, милосердная Заступница, Невеста неневестная, Та, которую величают небесные воинства, Та, что избавляет нас от скорби и подает бесчисленные щедроты, Та, что была началом спасения нашего: Пресвятая Богородица стала нашей заступницей, просительницей за нас перед Богом, стала воистину нашей Матушкой, охраняющей и поддерживающей нас от рождения до самой смерти, а Ее благодатная помощь изливается на нас по молитвам у ее чудотворных икон.

Великий двунадесятый праздник Благовещения столь почитаем на Руси, что если,  выпадает в Великий пост, то пост ослабляется. Празднуется он и в Пасху, когда менее значительные праздники отменяются. Особенную любовь к этому светлому дню унаследовали русские люди от прадедов, называвших нашу землю Домом Царицы Небесной. Слова о том, что «одна слеза матери очищает от многих клевет», они с большим правом относили к благодатной Марии, нашей Матери и Матери Бога. Многочисленны наши грехи перед Богом, велик гнев Божий на нас, но одна слеза, одно слово, одно предстательство Богоматери очищает наши грехи и удаляет гнев Божий.

Исстари в день Благовещения на Руси почти в каждой семье выпускали на волю истомившихся птиц. По слову Святейшего Патриарха Алексия II, эта исполненная глубокого смысла древня традиция "символизирует дух христианской свободы, устремленность человеческой души к освобождению от пут греха и соединению с небом". Этот "святой обычай старины", о котором столь проникновенно написал А.С.Пушкин, был возрожден в 1995 году при содействии Православного общества "Радонеж" и Всероссийского общества голубеводов.

Сегодня - предпразднество Благовещения Пресвятой Богородицы.

Благовещение





Есть в нашей жизни мгновения, исполненные невыразимой радости и счастья, за которые мы готовы благодарить и благодарить...

Когда "исполнились времена" Господь послал Архангела Гавриила идти с благой вестью в город Назарет к Деве Марии. Она оказалась единственной во всем роде человеческом, кто имел такую святость и непорочность, такую живую веру, что смогла так глубоко принять Божественное благовестие о том, что Она избрана Господом стать Матерью Спасителя мира, Который принесет людям освобождение от рабства греха и вечной смерти. Для человечества началась новая, светлая эра. В Благовещении совершилось вочеловечение Божие - Таинство, превышающее всякие границы человеческого сознания.

Ангел сказал Марии: "…не бойся, Мария, ибо Ты обрела благодать у Бога; и вот, зачнешь во чреве, и родишь Сына, и наречешь Ему имя: Иисус. Он будет велик и наречется Сыном Всевышнего". Пречистая Мария, обещавшая Богу навсегда сохранить Свое девство, в недоумении сказала Ангелу: "Как будет это, когда Я мужа не знаю?"Небесный Посланник ответил Деве, что воплощение Сына Божия произойдет сверхъестественным образом, без мужа, бессеменное зачатие произведет Дух Святой, и таким образом Её обет не будет нарушен: "Дух Святой найдет на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя; посему и рождаемое Святое наречется Сыном Божиим".Дева Мария, видя во всем этом волю Божию, смиренно ответила: "Се, Раба Господня; да будет Мне по слову твоему".


Где взыскать такую веру, чтобы в простоте и радости принимать Слово Божие, чтобы пустить Бога в свою жизнь, чтобы Дух Святой начал творить в сердце Свою обитель, и быть способным принести достойные плоды покаяния? Пресвятая Богородица, моли Бога о том, чтобы и нам достичь радости Благовещания, Покаяния, Преображения и Воскресения!


Праздник Благовещения Пресвятой Богородицы наша церковь совершает 7 апреля.

Сегодня праздник в честь Иверской иконы Божией Матери.

Иверская икона Божией Матери

 

Иверская икона Божией Матери, находящаяся на Афоне, прославилась многими чудесами. Слух о чудотворном образе через паломников распространился по России. Святейший Патриарх Никон (тогда еще Новоспасский архимандрит) обратился к архимандриту Иверского Афонского монастыря Пахомию (который прибыл в Москву за милостыней для афонских обителей) с просьбой прислать список с чудотворной Иверской иконы Пресвятой Богородицы. Афонский инок Иамвлих написал копию с Иверского образа, и через год икона, в сопровождении афонских монахов, прибыла в Москву. 13 октября 1648 года она была торжественно встречена жителями столицы. Великая святыня Русской Православной Церкви Московская Иверская икона прославлена от Господа многими чудесами.


 

Тропарь, глас 1
От святыя иконы Твоея, о Владычице Богородице, исцеления и цельбы подаются обильно, с верою и любовию приходящим к ней. Тако и мою немощь посети и душу мою помилуй, Благая, и тело исцели благодатию Твоею, Пречистая.
Молитва
О Пресвятая Дево, Мати Господа, Царице небесе и земли! Вонми многоболезненному воздыханию душ наших, призри с высоты святыя Твоея на нас, с верою и любовию покланяющихся пречистому образу Твоему. Се бо, грехми погружаемии и скорбьми обуреваемии, взирающе на Твой образ, яко живей Ти сущей с нами, приносим смиренная моления наша. Не имамы бо ни иныя помощи, ни инаго предстательства, ни утешения, токмо Тебе, о Мати всех скорбящих и обремененных! Помози нам, немощным, утоли скорбь нашу, настави на путь правый нас, заблуждающих, уврачуй и спаси безнадежных, даруй нам прочее время живота нашего в мире и тишине проводити, подаждь христианскую кончину и на Страшном Суде Сына Твоего явися нам, милосердая Заступница, да всегда поем, величаем и славим Тя, яко благую Заступницу рода христианскаго, со всеми угодившими Богу. Аминь.
Молитва, чтомая в часовне Иверской иконы Божией Матери,
пред Ее образом на молебне

О Пресвятая Госпоже Владычице Богородице! Приими недостойную молитву нашу, и сохрани нас от навета злых человек и от внезапныя смерти, и даруй нам прежде конца покаяние. На моление наше умилосердися и радость вместо печали даруй. И избави нас, Госпоже, от всякия беды и напасти, скорби и болезни, и от всякаго зла. И сподоби нас, грешных рабов Твоих, одесную стати во Втором Пришествии Сына Твоего, Христа Бога нашего, и наследники быти Царствия Небеснаго и жизни вечныя со всеми святыми в безконечныя веки веков. Аминь.

На Воскресение Христа - В.К.Кюхельбекер.Духовная поэзия.





 


Душа моя, ликуй и пой,
Наследница небес:
Христос воскрес, Спаситель твой
Воистину воскрес!

Так! Ад пред Сильным изнемог:
Из гробовых вериг,
Из ночи смерти Сына Бог
И с Ним тебя воздвиг.

Из света вечного Господь
Сошел в жилище тьмы,
Облекся в персть, оделся в плоть -
Да не погибнем мы!

Неизреченная любовь,
Всех таинств высота!
За нас Свою святую Кровь
Он пролил со креста.

Чистейшей Кровию Своей
Нас, падших, искупил
От мук и гроба, из сетей
И власти темных сил.

Христос воскрес, Спаситель мой
Воистину воскрес.
Ликуй душа; Он пред тобой
Раскрыл врата небес!