Вид:
короткий
повний

Торжество православия

14 октября - Покров Пресвятой Владычицы нашей Богородицы.

"Дева днесь предстоит в Церкви, и с лики святых невидимо за ны молится Богу: ангели со архиереи покланяются, апостоли же со пророки ликовствуют: нас бо ради молит Богородица Превечнаго Бога" - это чудное явление Матери Божией произошло в середине Х века в Константинополе, во Влахернской церкви, где хранилась риза Богоматери, Ее головной покров (мафорий) и часть пояса, перенесенные из Палестины в V веке. В воскресный день, 1 октября, во время всенощного бдения, когда храм был переполнен молящимися, святой Андрей, Христа ради юродивый (память 2 октября), в четвертом часу ночи, подняв очи к небу, увидел идущую по воздуху Пресвятую Владычицу нашу Богородицу, озаренную небесным светом и окруженную Ангелами и сонмом святых. Святой Креститель Господень Иоанн и святой апостол Иоанн Богослов сопровождали Царицу Небесную. Преклонив колена, Пресвятая Дева начала со слезами молиться за христиан и долгое время пребывала в молитве, потом, подойдя к Престолу, продолжала Свою молитву, закончив которую, Она сняла со Своей головы покрывало и распростерла его над молящимися в храме людьми, защищая их от врагов видимых и невидимых. Пресвятая Владычица сияла небесной славой, а покров в руках Ее блистал "паче лучей солнечных". Святой Андрей с трепетом созерцал дивное видение и спросил стоявшего рядом с ним своего ученика, блаженного Епифания: "Видишь ли, брат, Царицу и Госпожу, молящуюся о всем мире?" Епифаний ответил: "Вижу, святый отче, и ужасаюсь". Преблагословенная Богородица просила Господа Иисуса Христа принять молитвы всех людей, призывающих Его Пресвятое Имя и прибегающих к Ее заступлению. "Царю Небесный, - глаголаше в молитве на воздусе со Ангелы стоящая Всенепорочная Царица, - приими всякаго человека, молящегося к Тебе и призывающего Имя Мое на помощь, да не отыдет от Лика Моего тощ и неуслышан". Святые Андрей и Епифаний, удостоившиеся созерцать молящуюся Богоматерь, "долгое время смотрели на распростертое над народом покрывало и на блиставшую наподобие молнии славу Господню; доколе была там Пресвятая Богородица, видимо было и покрывало; по отшествии же Ее, сделалось и оно невидимым, но, взяв его с Собою, Она оставила благодать, бывшую там". Во Влахернской церкви сохранилась память о дивном явлении Богоматери. В XIV веке русский паломник дьяк Александр видел в церкви икону молящейся за мир Пресвятой Богородицы, написанную так, как Ее созерцал святой Андрей. Но Греческая Церковь не знает этого праздника. Покров Пресвятой Богородицы В русском Прологе ХII века содержится запись об установлении особого праздника в честь этого события: "Се убо, егда слышах - помышлях; како страшное и милосердное видение и паче надеяния и заступления нашего, бысть без празднества... восхотех, да не без праздника останет Святый Покров Твой, Преблагая". В праздничном Богослужении Покрову Божией Матери Русская Церковь воспевает: "С чинми Ангел, Владычице, с честными и славными пророки, с верховными апостолы и со священномученики и со архиереи за ны грешныя Богу помолися, Твоего Покрова праздник в Российстей земли прославльшыя". Следует добавить, что и святой Андрей, созерцавший дивное видение, был славянин, в молодых годах попавший в плен и проданный в Константинополе в рабство местному жителю Феогносту. В России храмы в честь Покрова Божией Матери появились в XII веке. Всемирно известный по своим архитектурным достоинствам храм Покрова на Нерли был построен в 1165 году святым князем Андреем Боголюбским. Заботами этого святого князя и был установлен в Русской Церкви около 1164 года праздник Покрова Божией Матери. В Новгороде в XII веке существовал монастырь Покрова Пресвятой Богородицы (так называемый Зворинский монастырь); в Москве царем Иоанном Грозным был построен собор Покрова Божией Матери у храма Святой Троицы (известный как храм Василия Блаженного). Покров Пресвятой Богородицы В праздник Покрова Пресвятой Богородицы мы испрашиваем у Царицы Небесной защиты и помощи: "Помяни нас во Твоих молитвах, Госпоже Дево Богородице, да не погибнем за умножение грехов наших, покрый нас от всякаго зла и лютых напастей; на Тя бо уповаем и, Твоего Покрова праздник чествующе, Тя величаем".

untitled (600x480, 104Kb)

Протоиерей Димитрий Смирнов: «Молодежь, включайте голову!»

  • 12.10.11, 10:14
Цікавий виступ. Деякі моменти ніби спеціально про життя в Україні, хоч говориться ро Росію... Лекцию «Современная молодежь и церковь», которая прошла 25 августа в православном клубе «Живой уголок» при Донском монастыре, протоиерей Димитрий Смирнов начал с того, что полностью изменил формат встречи: «Не знаю, что тут сказать. Для Церкви все равно — младенец ты или старец». Вместо чтения лекции («Не угадали вы с лектором», – заметил отец Димитрий) гость предложил ответить на вопросы собравшихся. Мужчина в женском обществе: не мужчина, не женщина, а недоразумение

Одной из больших проблем современного общества протоиерей Димитрий Смирнов считает его феминизацию. На вопрос, чем молодежь отличается от всех остальных и как ведется с ней церковная работа, гость ответил:

- Ничем не отличается. Есть люди, которые в 70 лет фору дадут любой молодежи.

Есть у молодых людей определенные психофизические особенности, да и то, часто это результат предыдущих десятилетий. Современная молодежь, в том числе и мужская ее часть, в основном воспитана мамой и учительницей в школе. Это как бы даже и не мужчины. Но и не женщины тоже. Это какое-то недоразумение.

Современное государство держится на женщинах. Если женщину изъять из оборота, все расклеится.

Вот пример. Я занимаюсь конным спортом. У меня есть своя лошадь, и я раз в две недели хожу заниматься в ветеринарную академию в манеж. Я там один мальчик. Остальные — девочки. Меня спрашивают: «Когда вы к нам придете? Где все мальчики?» А мальчики стоят в подъезде, дымят.

Современные молодые люди стали разводиться. Встречаются юноша и девушка, она полна надежд — родила одного, второго, третьего — а на четвертом уже муж ломается и сбегает. Не может прокормить семью. И вообще ничего не может. Каким он был маменьким сынком, таким и остался, таким и умрет.

Как с такими работать? Как из безногого сделать футболиста?

Одна надежда — если есть кто здоровый, то он женится и воспитает своих детей. Уж не знаю, сколько получится народу в сухом остатке, но по крайней мере, хоть какое-то государство будет…

Сто лет назад один русский офицер, казак, обращал в бегство сто вооруженных китайцев.

А сейчас что? Армии боится, защитить не может. Дали ему по шее, он стукнулся головой – и насмерть. Это о чем говорит? Что он совсем больной.

«Это что ж, есть люди качественные, а есть некачественные?» – сыронизировали из зала.

- Качественные все, – не поддался на провокацию отец Димитрий. – Просто некоторые — хорошего качества, а некоторые — плохого. И все девушки это знают.

«Ага, – продолжали иронизировать, – вот у этого деньги есть, он качественный…». «Деньги на качестве души и ума, к сожалению, не отражаются. Есть некоторые женщины, заточенные под деньги, но это все до свадьбы. Знаю я некоторых жен очень богатых людей — более несчастных не встречал. Одна недавно с ума сошла и в психиатрической больнице лежала», – закрыл тему отец Димитрий.

Несмотря на критику «женского» общества, в женоненавистничестве отца Димитрия обвинить нельзя. На вопрос, как бороться с грубым обращением с женщиной в Церкви, он мрачно пошутил: «Убивать». После чего посоветовал действовать положительным примером.

- Когда я переехал в новый дом из двухкомнатной квартиры в трехкомнатную, где сейчас и живу, я стал со всеми в подъезде здороваться. А теперь они сами здороваются, и никто их не учил. А тут вообще порадовался — приехал из отпуска, а возле подъезда стоят два парня — таджика и говорят: «Здравствуйте!» Я считаю, это победа.

Если заведется хотя бы один человек, который будет относиться к женщине по-рыцарски, то это будет так прекрасно, что ему захотят подражать.

Современное общество — хамское. Сама революция 1917 года была победой хамства. Уничтожались носители культуры, а во главе государства двадцать лет стоял хам и недоучка. Он и команду себе такую набрал. Вся так называемая элита состояла из хамья, грабителей и убийц. У нас в языке очень много уголовной лексики, вся культура пропитана хамством. Какая уж тут галантность.

Отец Димитрий привел в пример распространенность мата — в речи военных он зачастую используется как вводные слова. «А правда, что матерщинник не может молиться?» – спросили священника. «Когда жареный петух заклюет — все могут», – успокоил он.

Главное — воспитать семьянина

Одной из причин искажения гендерных ролей священник назвал малодетность.

- Мы трое росли, у нас постоянно была конкуренция, мы постоянно дрались. Но перед внешним миром мы всегда выступали вместе и умели ему противостоять. А мальчик, у которого только мама, а папы либо нет, либо он на работе, либо у другой тети — кем вырастет? В школе на него классная руководительница орет, а дома мама.

А еще у нас есть такая пагубная вещь, как совместное обучение. К пятому классу девочки на голову выше мальчиков и в школе их тоже доклевывают! Что им, бедным, достается? Какая-то часть пробивается, становятся милиционерами, ОМОНовцами, но в масштабе стасорокамилионного народа — это капля в море.

В результате имеем: женщина-педагог женщина-врач, женщина-портной. Или женщина-повар. Целый день женщина среди здоровых котлов. Господи, помилуй!

Женская профессия — это учительница младших классов. У мужчины такой чуткости нет. В этом возрасте дитя переходит из детской ипостаси во взрослую, это поймет только женщина.

Как мне сказала одна женщина: «Больше всего я люблю работать мамой. Нет ничего прекраснее того, чтобы заниматься детьми. Это гораздо интереснее музыки, живописи, строительства. Я много перепробовала профессий, но нет ничего увлекательнее: дитя растет, ты в него вкладываешь, а оно расцветает».

Это надо угадать, как угадывает агроном — что лучше вырастет на этой почве, какие нужны семена, как удобрять. Нужно все пробовать и стараться угадать: этому быть военным, тому поваром.

Но главное — вырастить семьянина. У меня дети — сироты, папу-маму не видели, и это серьезнейшая, труднейшая задача. Получится ли?..

Один парень вырос, отслужил в армии, пошел работать на контракт. Настоящий мужчина.

Все у нас получится?

«Главное молиться — и тогда все получится?» – прозвучал в зале исполненный надежды голос.

- А что значит: получится? – спросил священник. - Апостола Петра прибили ко кресту вниз головой — у него все получилось? Христа в тридцать три года распяли. У Него все получилось? Если Вы так считаете — значит, и у Вас может получиться.

Современный человек ориентирован на успех: должность, капитал или имущество. А с точки зрения Христа Бога нашего — это совсем не обязательно. Василий Великий в 30 лет крестился, а в 49 лет умер. Но нет такого храма на земле, где бы не знали этого имени. Получилось у него? Получилось.

Главное — как жизнь прожить и что сделать.

Я раньше думал, что главное — гены. А на самом деле, любого человека можно развить. У нас в гимназии на родительском собрании я показал творчество одного из учеников, дауна — стихи, рисунки. Так кто даун? Этот парень или все остальные?

А дело в том, что с ним отец занимался.

Если за землей ухаживать, то на ней будут расти огромные помидоры. А нет — придет в упадок.

Закон об охране здоровья: фашистские нормы

Протоиерей Димитрий Смирнов

Мир лежит во зле. А современная цивилизация на месте бывших христианских государств — античеловеческая. В частности, наш новый закон «об охране здоровья», содержит некоторые фашистские и не имеющий никакого отношения к здравоохранению главы. Тут недавно Минздрав обнаружил, что аборт не относится к медицинским услугам, потому что своей целью ничье здоровье он не ставит, а беременность — это не болезнь.

На днях владыка Пантелеимон (Шатов) и священники, занимающиеся данной проблемой, собрались, чтобы обсудить этот закон. Он все равно будет принят, потому что за этим стоят большие деньги, он лоббируется серьезным мировым капиталом. Но, возможно, хотя бы частично удастся на что-то повлиять.

Ухо современного человека настолько привыкло к сатанизму, фашизму, что как бы и не различает его. Не буду говорить обо всех проблемах. Про аборты понятно — людей убивают. В принципе, все привыкли. А вот относительно новое: суррогатное материнство.

Сначала мы слышим: «Родина — мать! Материнство и детство!» – а потом: «суррогатное материнство».

А если суррогатная еда? Суррогатный воздух? Суррогатная дружба? Суррогатная любовь?

А если суррогатные выборы, суррогатное строительство домов или суррогатное образование?

Тут в зале раздались голоса: «А это уже есть!»

- Но когда мы говорим: «Образование», – мы не говорим, что это что-то святое. А к материнству у нас особый пиетет.

Что такое суррогатное материнство? Это один из видов проституции. Проституция — это торговля своим собственным телом. Проституцией занимаются бедные в угоду богатым, которые могут за это заплатить.

Суррогатное материнство — это проституция в самом худшем виде. Бог дал человеку тело, а он его использует, чтобы заработать на нем деньги.

Но если проституция официально не разрешена, и общество смотрит на нее с некоторым осуждением, то суррогатное материнство будущий закон узаконит. И богатый человек всегда сможет себе купить некую женщину, которая как ферма или как корова родит ему ребенка.

Материнство — это огромная перестройка организма. Пока женщина девять месяцев вынашивает ребенка, она начинает его любить. До сегодняшнего дня отнять у женщины ребенка было невозможно: если мать вдруг опомнится, то, даже если она пропила деньги, которые ей заплатил заказчик, ребенок останется у нее. Теперь же она будет обязана отдать ребенка заказчику.

В этом есть элемент фашизма. Потому что только фашистские технологии относились к человеку, как к объекту такого рода бесчеловечных манипуляций.

Почему за принятием этого решения стоит капитал? Потому что если за каждый сделанный аборт врачу достается $22 (возможно, сейчас сумма несколько изменилась), как за бесплатную операцию, которую оплачивает государство от страховых компаний, то за технологией суррогатного материнства стоят тысячи долларов.

Во Франции, Германии, Дании человеку, который прибегает к этой технологии, светит тюрьма.

Это самые дорогие вещи: во-первых, суррогатное материнство, во-вторых — трансплантология. У нас есть дома инвалидов, куда помещают олигофренов и инвалидов, поэтому встает еще вопрос о детском донорстве. Можно выдать справку о том, что такие дети умерли от гриппа, а потом взять у них печень, сердце и прочие нужные богатым людям вещи, за которые смогут заплатить сотни тысяч долларов.

И этот вполне фашистский закон принимают министр здравоохранения и социального развития Голикова, которая недавно получила орден за восстановление монастыря, и депутат от «Единой России» Борзова — при полном согласии народа, которому вообще на все наплевать.

Ювенальная юстиция и беспредел опеки: «Детей будут отбирать, если их будут отдавать»

В ходе встречи был поднят обязательный вопрос о ювенальной юстиции.

- В некоторых областях уже действует так называемый «пилотный проект». Законодательно ювенальные технологии не приняты. Но любая районная опека и так в состоянии отнять ребенка у любой семьи. И обычно она их отнимает у социально слабых родителей, иногда даже непьющих.

Я один раз шесть часов отсидел на судебном заседании, где первый раз обсуждался вопрос о частичном лишении матери троих детей родительских прав (на втором заседании ее их лишили).

Какие аргументы? Когда к ним в дом пришла комиссия из пяти человек, в холодильнике не было апельсинов, а дома было не убрано. Понятно, что детей надо отнять. Хотя мать непьющая (правда, курящая), работала, и у нее был муж. Правда, брак не был зарегистрирован, как сейчас это модно.

И вопреки законодательству, по которому трое братьев и сестер должны быть в одном учреждении, двоих братьев тут же отдали в богатую приемную семью, а старшую девочку — в детский дом. И несмотря на то, что мать была не лишена родительских прав, а частично поражена в них, она своих детей ни разу больше не видела. Никто ей не сказал, в какой они семье, а в 19-й детский дом ее ни разу не пустили. И это в Москве. Можете себе представить, что происходит подальше.

Мнение детей не учитывается, я это испытал на собственной шкуре.

У меня пятьдесят детей. Мальчика десяти лет, который по закону имеет право высказывать свое мнение, у нас хотела опека изъять. Два пристава и два милиционера, вооруженных автоматами, ночью пришли в детский дом, чтобы мальчика изъять якобы для выполнения судебного решения по лишению его родителей прав, хотя они уже были лишены. И зачем его изымать, когда он у нас был уже семь месяцев и вполне реабилитирован?

Мы его спрятали, они его не нашли. Сейчас мальчик вырос, так что еще затеяли — когда ему еще не было восемнадцати, решили восстановить родителей в правах, чтобы не давать ему квартиру. Хотя папаня вышел из тюрьмы и на данный момент является хроническим алкоголиком, а мама не явилась на пять заседаний.

Мы этот суд выиграли.

Ювенальные технологии живут и действуют, а народ, во-первых, безмолвствует, а во-вторых, бесправен. Мы не привыкли верить таким вещам, как Конституция, где сказано, что источником власти является сам народ, а все ответственные лица — начиная от билетера в государственном кинотеатре и кончая президентом — это нами нанятые работники. Но мы советские люди, у нас нет навыка бороться за свои права.

Национального вопроса не существует

Отца Димитрия попросили оценить трагедию в Норвегии. Почему многие в нашей стране поддержали Брейвика? Как предотвратить подобные преступления?

- Как крещеный человек, я считаю, что прямое нарушение заповеди «не убий» есть борьба против Бога и человека. Почему это произошло, объяснил сам Брейвик — он не является христианином, хотя его пытаются изобразить христианским террористом, он член масонской ложи.

А само явление понятное. На человека давит непривычная среда. Я на себе это испытывал. Мне трудно находиться больше шести дней в Соединенных Штатах — другая языковая среда, архитектура, лишенная чего-то, к чему мы привыкли в Европе. Я в США себя чувствовал как в Краснокаменске — город, где находился Ходорковский, там уран добывают открытым способом. Одинаковые железобетонные дома, нет растительности. Местные называют эту территорию «долина смерти». Там зимой нет снега при температуре до минус пятидесяти, земля трескается, и эти трещины — величиной с кулак. И на этой лунной поверхности живут люди. Вот такое же ощущение у меня от Америки, хотя там красивая природа, скалы, сделано все хорошо и удобно. Но у меня было впечатление, что нет здания, на котором можно остановить взор.

Понятное дело, что Брейвик вменяем, но ему на психику давило, что десятая часть страны, где он живет, принадлежит к другой расе и культуре. Но путь, который он избрал, не только нехристианский, но и просто нелепый. Перемешиванием населения заняты не представители других народов, а крупный капитал. Если одному человеку надо платить двадцать тысяч, а другому пятнадцать, то наймут, конечно, последнего, а на остаток купит любого чиновника в любой стране.

И есть только одно решение. Что делать молодым людям? Надо не обмотавшись шарфом драть глотку на стадионе, а пойти, найти себе хорошую девушку, жениться на ней и родить семь детей.

Рабство — это страх

«Что же, надо плодиться и размножаться, чтобы быть рабами? Побольше родил — побольше рабов произвел?» – с некоторым вызовом спросили из зала.

- Наоборот. Если у мамы один или двое детей — она идет на работу, а если четверо или пятеро — сидит дома и их образовывает. И это образование самое лучшее — по крайней мере, лучше того, которое предлагается в школе.

Если родители хотят уделять время своим детям, мужчине некогда пить. Ему приходится не на хлеб и папиросы зарабатывать, а на трех работах вкалывать. Почему это рабство? Наоборот, люди будут сильные, непьющие, хозяева в своей стране, будут знать, когда бастовать, а правоохранительные органы будут знать, когда разгонять демонстрацию, а когда переходить на сторону народа.

В Америке, например, не шибко поразгоняешь демонстрацию: каждый пойдет домой и возьмет кольт или пистолет. И посмотрим, что будет.

Рабство — это нас так воспитали, что мы всего побаиваемся.

Я родился в семье, где нас было трое братьев. Мы никогда ничего и никого не боялись. Ни в школе, ни в институте — нас трое, мы любую компанию разметем, что мы и делали. А если бы нас было восемь?

Тут из зала поступило робкое возражение: «Но ведь у многодетных семей будут отбирать детей…»

- Отбирать — если будут отдавать, – отрезал отец Димитрий.

- Если сознание раба — тогда, может, и на колбасу будут отбирать. Почему христианство победило? Потому что сотни людей были готовы ежедневно умирать за Христа, а не потому что у них было оружие и пулеметы.

А сейчас все трясутся от страха, боятся неизвестно чего, а наглые люди этим пользуются. А если дать твердый отпор — то никогда. Даже футбольных фанатов боятся.

Все зависит от сознания. Сейчас с помощью СМИ и блогов можно всех оповестить о своих проблемах на всех языках. Придут люди не только из Москвы, Питера и Екатеринбурга, но и из Австралии, Канады, и с удовольствием помогут.

Надо работать

Приходит человек в храм и просит: «У меня проблемы. Дайте, пожалуйста, денег». На что мы всегда отвечаем: «Денег мы тебе не дадим. Хочешь землю и дом? Вот это дадим. Бесплатно, но не в собственность, потому что если отдать в собственность, ты продашь. Сажай картошку».

Раньше, в XVIII-XIX веке, русский мужик ни у кого не просил денег, квартир, лошадей — он просил только землю. А остальное — сам. Сам освоил Сибирь. Топор, да денег в банке на корову занял — и вот ты уже пашешь, сеешь, продаешь урожай, часть сам съедаешь. Работать надо.

А сейчас? Чем отличается англичанин от русского? Если у русского протекла крыша, он пишет письмо Президенту. А англичанин лезет на крышу и ее чинит.

В нас очень глубок синдром советского человека. На самом деле, сейчас можно сделать очень многое, но иногда за это нужно и пострадать. Когда в Америке профсоюзы начинали свою деятельность, профсоюзных лидеров даже убивали. Крупный капитал нанимал мафию. Но все равно, было движение, отстояли свои права, сократили рабочий день, повысили зарплату. А нас все устраивает — и зарплаты, и повышение цен на ЖКХ, и мы молчим.

Вот представьте себе, какой-нибудь город перестанет платить квартплату и выйдет на улицы с лозунгами: «А из каких мы будем платить?» Но у нас все довольны. А те, кто управляют народом, знают, что котел должен быть нагрет до температуры 98 градусов. Если 100 — рванет. Существуют специальные истопники, которые следят за температурой. И правильно делают. Гражданская война ни к чему хорошему не приведет.

Но какие-то меры принимать надо. Не только вокруг балалайки собираться, но и заниматься устроением собственной страны.

Каждый человек на счету

Отца Димитрия попросили высказать мнение о легализации оружия.

Вообще-то я отношусь к этому отрицательно, потому что 80% убийств в стране совершаются кухонным ножом по пьянке на кухне. Если легализовать оружие, то у нас пальба начнется в каждом подъезде.

«У нас уже и сейчас есть дробовики, а это гораздо более страшное оружие, и никто не стреляет. Да и большая часть незаконного использования оружия — сами правоохранительные органы», – возразили выступающему.

Если в доме есть пистолет — из него будут стрелять, – убежденно заявил он. – И сейчас время от времени кого-то с дробовиком с балкона снимают.

Вооружатся не полтора миллиона человек, а половина населения. И удержать от гражданской войны Кавказа со славянами будет невозможно.

Если бы можно было поставить эксперимент, чтобы выяснить, кто из нас прав… Но тогда уже не будет правых и виноватых. А у нас каждый человек на счету, мы продолжаем вымирать.

Как быть молодежи?

«Что же делать в ужасном мире православной молодежи? Почему Церковь нас не организовывает?» – спросили у отца Димитрия.

- Посоветую включать голову.

И что значит «организовывать»? Я не считаю себя умнее, чтобы кого-то организовывать. Я вообще уже ветеран Труда, мне даже от нашего государства, не замеченного в любви к человеку, пенсия положена. Вы сами должны организовываться. Не можете? Вы уже, извините, тогда вы не homo sapiens-ы, а какой-то другой вид.

«Меня по телевизору развращают!» – ну выключи его. На детей, конечно, телевизор влияет, но если в вашей семье есть десятилетнее дитя, которое бесконтрольно его смотрит, то вы, как старший брат, должны отреагировать. Старший брат для младшего — колоссальный авторитет.

«Но ведь есть влияние школы…», – робко возразили докладчику.

- А кто вам мешает свою школу создать? – парировал он. – Я вот свою школу организовал, у меня есть одиннадцатилеточка, детки учатся. А вы почему не можете? Мне тоже государство не выделило ни копейки.

Вы опять хотите, чтобы вам кто-то что-то организовал. Я себе все организовал сам. Какая тут помощь нужна? Чтобы обучить ребенка нашей одиннадцатилетней программе, нужно полтора года — год. На ЕГЭ натаскать — полгода. Что там делать десять лет?

Этому всему можно дома обучить. Если жена будет с высшем даже техническим образованием — она вполне может хотя бы начальную школу пройти, а когда ребенок окрепнет психически, можно дополнительно и в обычную школу.

Вообще в нашей стране проблем нет, проблема с теми, кто тупо ест, что ему предлагают.

Поэтому я молодежи, повторюсь, посоветую включать голову, и тогда все можно повернуть в другую сторону. Никто же никого не заставляет пить, курить, употреблять наркотики. Все это делается а) по глупости, б) по гордости.

«А почему же верховное духовенство, лица, приближенные к власти, зная, что нас спаивают и развращают, ничего не делают?» – продолжали не соглашаться слушатели.

Делается очень многое, – возразил отец Димитрий. – Вот по закону об охране здоровья Патриарх с целой группой подготовил ряд предложений. Из этого списка учли пункта два. «Васька слушает да ест», – Иван Андреевич Крылов сказал это еще в середине XIX века.

Представьте себе: узкая тропинка в горах. Встретились два человека — один наиблагороднейший, умный, чистый и совестливейший, а другой — самый что ни на есть подлюга. Кто победит? Подлюга. Потому что у подлеца больше арсенал средств. Благородный человек не сможет столкнуть, а подлец — сможет.

Поэтому единственный способ на нашем земном шаре победить зло — утопить его в добре. Сделать столько добра, чтобы зло стало незаметно. Как яблоко с лежалым бочком — срезаешь его и ешь остальное яблоко.

Для того и пришел Христос, для того и устроена Церковь.

«Христианство можно только зажечь»

Завязался разговор о духовной жизни. Отвечая на вопрос об отношении к буддизму, священник рассказал о своем общении с представителями правительства Далай-ламы.

Я как-то спросил у одного из них: «Бог есть?» – а он ответил: «Конечно, нет!». Есть такие религии, в которых нет учения о Боге. Марксизм, например. Это тоже религия, отрицающая существование Бога.

Вот и буддизм — это, скорее, философское учение, в котором есть ряд практик, имеющих отношение к духовной жизни человека.

Со многими нашими буддистами я дружу. Мне по долгу службы приходится с ними общаться — очень приятные ребята, все борцы, между прочим.

О своем пути к Богу священник ответил:

- К Богу я никогда не приходил. С тех пор, как осознал себя человеком, с детского сада, я уже верил. А священником стать я захотел года в 23. Я уже в церковь ходил сознательно, ездил к отцу Тавриону (Батозскому), и он мне сказал: «Тебе надо бы в Церкви служить». Эта мысль мне запала в душу, и через пять лет я поступил в семинарию. В то время это было непросто. Нужно было подавать документы в последний день. Потому что если ты подашь документы за неделю, тебя могут в армию призвать или посадить на пятнадцать суток.

На вопрос, как донести христианскую нравственность нашим нецерковным современникам, отец Димитрий решительно ответил:

- Никак. Это невозможно. Можно только и исключительно увлечь своим примером. Можно какой-нибудь книгой.

Никого нельзя убедить. Убедите меня заниматься бизнесом или перейти в адвентисты седьмого дня. Одна девушка за мной ходила-ходила, говорит: «Я вижу, вы человек верующий, Евангелие знаете — хочу, чтобы вы тоже стали адвентистом». Я ей говорю: «Я тебе дам книжку одну, Алексея Степановича Хомякова, и если ты мне покажешь хоть одного адвентиста, который может написать что-то подобное — поговорим». Она прочла и говорит: «Ну, нет…». Вот и все. Если человек всю жизнь питался борщом со сметаной, а ему предлагают бульон от пельменей — это ж смешно.

Мы сами можем современному человеку что-то предложить. Если сумеем — будет результат. Но никакие технологии не срабатывают. Христианство можно только зажечь.

Как Церковь относится к… кулинарии?

Интересное направление приняла беседа после вопроса о поддержке в Царской России и сейчас Церковью науки и передовых отраслей общественной деятельности. Отец Димитрий выказал непонимание самой проблематики.

- Это миф. В отдельных случаях — да. С Берингом на новые земли прибывал священник. Но это было только сто лет назад, когда уже сущетсвовало военное духовенство.

По словам отца Димитрия, вопрос об отношении Церкви к науке сродни отношению Церкви к кулинарии.

- Понимаете, какое дело: каждый крещеный человек — это член Церкви. Если он к тому же открыл периодический закон и создал таблицу — замечательно. Но это не наша задача. Если какие-нибудь футболисты придут и скажут: «Батюшка, мы хотим молебен за победу отслужить!» – «Давайте, ребята, отслужим». Но задача наша — молиться Богу, а не организовывать матчи.

Так же и с наукой. Сама по себе наука может быть для некоторых людей интересной. Но вся наука — это только служанка богословия. Лучше уж богословием заниматься. Хотя некоторые священники, самый известный из которых на Западе — Коперник, — занимались наукой.

Митрополит Серафим (Чичагов) был полковником, художником (до сих пор его иконы висят в московских храмах), композитором, богословом, историком Церкви. Нет такой области человеческого духа, где бы он не преуспел.

Все это не возбраняется. Священник может быть и математиком, и богословом, и искусствоведом. Но главное-то не это.

Одна женщина пришла к Серафиму Саровскому: «Хочу своего ребенка учить французскому языку. Как вы считаете?» Он ответил: «Неплохо что-нибудь знать». Нормальный ответ.

Поваренная соль в определенных дозах необходима организму. Но саму по себе ее есть нельзя. Она есть то, что придает вкус. Так же и Церковь освящает любую человеческую деятельность за редкими исключениями (публичные дома или деятельность палача мы освящать не будем), если человек действует во славу Божью.

У меня есть знакомый священник, который ездил освящать храм в Антарктиду, я сам освящал храм на земле Франца-Иосифа. Но не дело Церкви куда-то с Ермаком пробираться — у нас здесь дел полно.

Перспектив не вижу, а надежды есть

Встреча закончилась ответом отца Димитрия на предложение дать прогноз нашей стране на десять лет.

- Не занимаюсь такими вещами. Одна журналистка спросила: «Какие вы видите перспективы?» Я говорю: «Никаких не вижу. Вообще. Ни одной перспективы». «А надежды?» – «А надежды, – отвечаю, – есть». Вот я и нахожусь между отсутствием перспектив (никаких положительных тенденций не наблюдаю) и надеждой. Раз Бог нам дает это время — значит, есть надежда. Засухи, молнии, ядерные катастрофы. Да все разваливается — уже третий спутник теряем, автомобили тонут посреди главной улицы города, о каких прогнозах тут говорить?

Единственное, что утешает — удостоверение ветерана труда. Я уже жизнь прожил, сделать удалось многое. Еще бы лет десять, чтобы дорастить свои пятьдесят детей — и я вообще в пляс пущусь.

Сегодня день памяти св.Апостола и евангелиста Иоанна Богослова

"Бога никто никогда не видел. Если мы любим друг друга, то Бог в нас пребывает, и любовь Его совершенна есть в нас.
Что мы пребываем в Нем и Он в нас, узнаём из того, что Он дал нам от Духа Своего.
И мы видели и свидетельствуем, что Отец послал Сына Спасителем миру.
Кто исповедует, что Иисус есть Сын Божий, в том пребывает Бог, и он в Боге.
И мы познали любовь, которую имеет к нам Бог, и уверовали в нее. Бог есть любовь, и пребывающий в любви пребывает в Боге, и Бог в нем.
Любовь до того совершенства достигает в нас, что мы имеем дерзновение в день суда, потому что поступаем в мире сем, как Он.
В любви нет страха, но совершенная любовь изгоняет страх, потому что в страхе есть мучение. Боящийся несовершен в любви.
Будем любить Его, потому что Он прежде возлюбил нас" /1 Ин., 4, 12-19/.









В нашем Храме - престольный праздник

Слово Патриарха Кирилла в день памяти прп.Сергия Радонежского





http://www.patriarchia.ru/db/text/1293721.html


  Всех вас, дорогие отцы, братия и сестры, сердечно поздравляю с днем памяти святого преподобного и богоносного отца нашего Сергия, игумена Радонежского.

Преподобный Сергий являет нам образец христианской жизни. Как в капле воды отражается солнце, так и в нем отразилось то, к чему Бог призывает человека, отразилась совокупность всех христианских ценностей. Неслучайно в канун памяти преподобного, на утрене, мы читаем замечательные слова Спасителя, которые все хорошо знают: Приидите ко мне вси труждающиися и обремененнии, и Аз упокою вы. Возмите иго Мое на себе, и научитеся от Мене, яко кроток есмь и смирен сердцем (Мф. 11, 28-29). Господь говорит нам от первого лица - Он говорит о Себе, что Он кроток и смирен сердцем. Почему же мы читаем эти слова в день, посвященный памяти Преподобного? А потому, что Преподобный в своей жизни осуществил то, о чем говорил Спаситель, - он тоже был кроткий и смиренный сердцем.

Как этот христианский идеал далек от того, к чему призывает современный мир! Для многих современных людей кротость и смирение сердцем - это не добродетель, это проявление слабости. Перефразируя апостола Павла, можно сказать: слова о том, что человек реализует себя через кротость и смирение сердцем, для одних безумие, а для других суеверие (см. 1 Кор. 1, 23). Почему же произошла такая поляризация Божественной истины и человеческих идеалов? Да потому, что уступая греху в малом, мы в конечном счете уступаем ему во всем - мы теряем свою жизнь, ориентируя ее не на ценности Божественного закона, а на свои собственные, человеческие, нами выдуманные и нами пропагандируемые ценности.

Кротость и смирение сердца - это не слабость. Это великая сила, это осознание человеком того, что над ним - Бог, Который Сам кроток и смирен сердцем. А значит, жить в соответствии с Божиими заповедями, в гармонии с Богом означает жить так, как Он призывает. Кротость и смирение - не состояние забитости, подавленности, слабости; это сознательное предстояние Богу Живому, великому и сильному, это склонение перед Ним главы, ума и сердца своего.

Но есть и еще нечто очень важное для всего человеческого общежития в этой Божественной заповеди быть кротким и смиренным сердцем. Кротость есть также осознание ценности других людей. Человек, поставляющий себя в центр бытия, не может быть кротким, а значит, он не принимает других людей, он считает их ниже себя, слабее себя. А ведь на этом мироощущении основываются все беды, которые сотрясают человеческое общество. Кротость есть признание того, что все люди - дети Божии, что у каждого свой талант, своя красота, свой духовный мир. Кроткий человек не топчет мир своего ближнего ногами, но бережно относится к нему, а значит, вокруг кроткого всегда собираются люди. Когда кроткий человек созидает семью, он наполняет ее духовной силой, любовью, взаимным уважением. Кроткий, смиренный сердцем человек видит ценность других людей, и, даже находясь во власти, он помогает другим проявлять свои таланты - не боясь конкуренции, а предавая себя в руки Божии и уважая силу другого человека.

Почему преподобный Сергий собрал вокруг себя не только монастырскую братию этой обители? Почему он собрал вокруг себя всю Русь? Да потому, что люди собираются вокруг кротких и смиренных сердцем. Рядом с ними они чувствуют себя спокойно и уверенно, у них возникают совсем иные чувства друг к другу и прорастает великая добродетель любви к ближнему.

Как бы ни учили нас иному, каким бы притягательным ни делали образ язычника - гордого, надменного, самолюбивого, властного, богатого, способного любыми средствами прокладывать себе дорогу, - устоим от соблазнов, сохраним в сердце своем Божественный идеал, памятуя о жизни и личности святого преподобного и богоносного отца нашего Сергия. Этим внутренним деланием мы можем остановить мир от страшного сползания в жизнь не по закону Божиему, а по закону диавольскому. Церковь и призвана молитвой, кротостью, смирением, любовью, силой мысли и силой чувства объединять людей во имя спасения. Верим, что на пути такого спасения будет и земная слава нашего Отечества, всей исторической Руси, бережно сохраняющей, несмотря на все испытания, в сердце своего народа идеал святости и духовной красоты.

Молитвами преподобного и богоносного отца нашего Сергия да сохраняется в мире и благоденствии Отечество наше, историческая Русь, Русская Православная Церковь, народ наш, имеющий такого великого ходатая на небе, как преподобный отец наш Сергий, игумен Радонежский, чудотворец. Аминь.

Храни вас Господь, дорогие мои. Благословение вам, вашим близким, родным, вашим домам, вашим трудам. Воспитывайте в вере православной детей своих, внуков своих. Не стесняйтесь и не бойтесь - мы храним в сердце своем Божий закон, который превыше любого человеческого закона и любых человеческих мудростей. Храни вас Господь.

Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси

Сегодня день памяти преподобного Сергия игумена Радонежского







Вселенский Патриарх Филофей, узнав, что в далекой Руси в лице Сергия Радонежского явился “великий светильник” духа, изумленный и обрадованный, отправил к нему целое посольство, убеждая его установить общежительное монашество.

“Мы слышали о добродетельной жизни твоей, писал Сергию Филофей, и очень одобрили ее и славим Бога. Но одного недостает тебе – общежития. Ты знаешь, преподобный, и Богоотец Давид, обнявший все разумением, хвалит общежитие: Се что добро или красно, но еже жити братии вкупе”.

Авторитетный совет патриарха поставил Сергия Радонежского перед великим и труднейшим духовным вопросом.

Само по себе общежитие, построенное на дисциплине и послушании старшим, было обычным делом, и не только в монашестве, но и в войске, в любой школе – наконец, в большой патриархальной семье. В монашестве общежитие обычно рассматривалось как более легкая, начальная стадия духовного возрастания высшие ступени подвижничества достигались в одиночестве, в схиме. “Всех люби, от всех беги” учил еще в IV веке основатель восточного монашества Антоний Великий.

У Сергия Радонежского и его последователей духовная ситуация была особой: они уже почти 25 лет жили фактически в схиме. Эти подвижники, помогая и советуя друг другу, жили рядом, но отдельно, каждый по своему распорядку и от Бога полученному разумению, по “данной ему благодати”. Для таких монахов уставное общежитие могло привести к потере благодатных даров, нарушению личного общения с Богом того общения, ради которого они и отреклись в свое время от мира. Сергий решал один из сложнейших вопросов человеческого бытия вообще: может ли в условиях общежития человеческая личность расти дальше определенного предела, можно ли сотворять себя не только вместе с Богом, но и вместе друг с другом?

Решение, обретенное Сергием и его собратьями, стало великим вкладом русского духа в сокровищницу христианства. Богословская формула этого решения была глубока и проста:

“Единство во образ Святой Троицы”.

В православной традиции это был шаг огромной важности. Конечно, в византийских монастырях ученики, собиравшиеся вокруг учителя-старца, естественно становились духовным содружеством, и оно обычно сохранялось и после их возвращения в мир. Но то было лишь ученическое братство, перераставшее затем в сотрудничество. Главное же само “умное делание”, само вхождение в богообщение оставалось призванием, по преимуществу, индивидуальным. Общежитие как уподобление Богу, братство как путь к соединению с Богом, человеческая соборность как образ Божий прецедент такой практики был лишь в раннехристианской общине, исполнявшей призыв Иисуса Христа:

“Да будете едино, как Я и Отец одно”.

В провозглашенной Сергием соборности снова выявилось исконное русское устремление к последовательному и полному воплощению духовных истин в реальной жизни. В этом русские ученики превосходили своих византийских учителей.

Соборность во образ Святой Троицы стала у Сергия Радонежского живым ликом церковности, явленным всему миру образом жизни во Христе.

Воплощенный в живых людях, соединенных Христовой любовью, образ Святой Троицы мог теперь стать предметом иконного изображения. По заказу игумена Никона, преемника Сергия Радонежского, Андрей Рублев написал свою “Троицу” в память и “в похвалу” преподобному Сергию. Можно аргументированно показать, что эта икона Рублева действительно есть “богословие в красках”, что она несет в себе откровение и пророчество о Боге и человеке, новое углубление традиционного учения Церкви.

В то же время “Троица” – одно из реальных свидетельств плодотворности синергизма, свидетельство той высоты, которой может достичь творческая личность, когда она возрастает в лучах Божественной любви. По моему глубокому убеждению, и в этом убеждении я не одинок, мировое искусство всех времен и народов не сотворило ничего прекраснее этой иконы.

Русскому сердцу, изначально покоренному красотой воплощенного Слова, особенно близко высказанное о. Павлом Флоренским “эстетическое доказательство” бытия Божия: “Существует икона Рублева Троица, значит Бог есть”.

Начавшись с обители преподобного Сергия, почитание Святой Троицы быстро распространилось по Руси. Икона Рублева стала образцом для других мастеров, появилось множество храмов во имя Святой Троицы, установился новый церковный праздник, посвященный Троице, по торжественности уступающий только Пасхе. Сам Сергий, почитаемый как “тайнозритель Святой Троицы”, сделался любимым святым русского народа. Через четыре столетия после крещения Руси Русская Церковь явила народу и всему миру высшую идею человеческого бытия, образ всепобеждающей Красоты, нетленную надежду грядущего торжества Истины и Любви.

Москва, как духовный центр Русской земли, окончательно утвердилась в этом качестве именно как город Святой Троицы и тем самым как носитель идеи соборного единства.

Учение преподобного Сергия Радонежского о соборности, зримо воплощенное в иконе Рублева, пало на благодатную почву, оно поистине стало формирующим началом русской народной души. Сергий окружен целым созвездием великих русских людей, связанных единством помыслов, братской любовью и взаимным смирением.

Митрополит Алексий, просветитель зырян Стефан Пермский, князь Дмитрий Донской, супруга его Евдокия, святитель Дионисий Суздальский, летописец Епифаний Премудрый, преподобный Кирилл Белозерский, игумен Никон Радонежский, преподобный Андроник Московский, иконописец Андрей Рублев: трудно перечислить имена всех вошедших в это великое духовное Сергиево братство, охватившее своим влиянием весь русский народ. Будущее России, а с ней и всего человечества в исполнении завета преподобного Сергия:

“Взирая на единство Святой Троицы, побеждать ненавистную рознь мира сего”.

Но мир лежит во зле.

И когда сила преисподней пытается разрушить Божий мир наглым и насильственным самоутверждением грубого эгоизма тогда соборное единство, связанное кроткой евангельской любовью, встает грозным и непобедимым воинством во главе с архистратигом Михаилом.

Чтобы стало понятней, против кого выступает такое воинство, приведем слова из учения Чингисхана, так сказать, нравственную основу его дела:

“Еще сказал: наслаждение и блаженство человека состоит в том, чтобы подавить возмутившегося, победить врага, вырвать его из корня, заставить вопить служителей их, сделать живот их жен своей постелью...”

Что же в конечном счете сильнее, кто побеждает на этой земле дух Сергия или дух Чингисхана? Ответ на все времена дала Куликовская битва. Духовное ее значение выходит далеко за пределы прямых политических последствий.

Вникая в обстоятельства подготовки битвы, в ее течение, в то, как она запомнилась в народном предании, можно видеть. что она действительно былапобедой духа соборности над духом нечестивой гордыни.

Добровольное единение русских князей, внявших увещаниям преподобного Сергия, нравственно было бесконечно выше любого единства, достигнутого деспотическим принуждением.

Это была действительно свободная, в глубинах верующей души рожденная, всенародная решимость не щадя живота своего, противостать мировому злу. И хотя не во всем послушались Сергия русские князья, почему и плоды великой победы были тут же отняты, но народ русский навсегда запомнил этот свой соборный порыв и эту свою свободную решимость.

В предельных испытаниях русской исторической судьбы, во времена смуты, в отечественных войнах просыпалась в недрах народной души та же решимость, поднималась та же святая сила, что дала ей силы на Куликовом поле.


Наука и Религия, 1992 № 1

Сегодня день памяти равноапостольной Фёклы



День памяти:7 октября (н.с.)
Святая первомученица равноапостольная Фекла родилась в городе Иконии. Она была дочерью знатных и богатых родителей и отличалась необыкновенной красотой. В 18 лет ее обручили знатному юноше. Услышав проповедь святого апостола Павла о Спасителе, святая Фекла всем сердцем возлюбила Господа Иисуса Христа и твердо решила не вступать в брак и посвятить свою жизнь Евангельской проповеди. Мать святой Феклы воспротивилась намерению дочери и принуждала ее выйти замуж за обрученного ей жениха. Обручник святой Феклы пожаловался правителю города на апостола Павла, обвиняя его в том, что он отвратил от него невесту. Правитель заключил святого апостола в темницу. Святая Фекла ночью тайно убежала из дома, подкупила тюремных стражей, отдав им все свои золотые украшения, и проникла к узнику в темницу. Три дня она сидела у ног апостола, внимая его отеческим наставлениям. Исчезновение Феклы обнаружилось, и повсюду были разосланы слуги на поиски пропавшей. Наконец ее нашли в тюрьме и насильно привели домой.

Суд приговорил апостола Павла к изгнанию из города. Святую Феклу вновь долго убеждали согласиться на брак, но она не изменила своего решения. Ни слезы матери, ни гнев ее, ни угрозы правителя не смогли отлучить святую Феклу от любви к Небесному Жениху - Господу Иисусу Христу. Ее мать в исступлении потребовала от судьи смертного приговора непокорной дочери, и святая Фекла была приговорена к сожжению. Святая мученица бестрепетно взошла на костер и перекрестилась. В этот момент ей явился Спаситель, благословляя на предстоящий подвиг, и неизреченная радость наполнила ее святую душу. Высоко взвилось пламя костра, ореолом окружило мученицу и не коснулось ее. Грянул гром, и сильный ливень с градом погасил костер. Мучители в страхе разбежались. Святая Фекла, хранимая Господом, покинула город и с помощью одного юноши-христианина отыскала апостола Павла. Святой апостол и его спутники, среди которых был и святой апостол Варнава, укрывались в пещере недалеко от города, усердно молясь, чтобы Господь укрепил святую Феклу в страданиях. Вместе с ними святая Фекла прошла с проповедью Евангелия до Антиохии. В этом городе она подверглась преследованиям некоего сановника Александра, пленившегося ее красотой. Святая Фекла отвергла его предложение вступить в брак и как христианка была осуждена на смерть. Дважды на нее выпускали голодных зверей, но они не трогали святую деву, покорно ложились у ее ног и лизали их. Во всех истязаниях святая мученица Промыслом Божиим сохранялась невредимой. Наконец, ее привязали к двум быкам и стали гнать их в разные стороны раскаленными прутьями, но крепкие веревки разорвались, как паутина, и быки разбежались, а святая Фекла осталась невредимой. Народ возопил: "Велик Бог христианский!" Сам правитель устрашился, уразумев наконец, что святую мученицу хранит Всесильный Бог, Которому она служит. Он повелел отпустить Феклу, рабу Божию, на свободу. По благословению апостола Павла, Святая Фекла поселилась в пустынных окрестностях Селевкии Исаврийской и прожила там долгие годы, непрестанно проповедуя Слово Божие, исцеляя больных молитвой. Многих язычников святая Фекла обратила ко Христу; Церковь достойно именует ее равноапостольной. Даже языческого жреца, посягнувшего на ее чистоту, она, наказав за дерзость, привела ко святому Крещению. Не раз враг рода человеческого пытался погубить святую Феклу через ослепленных грехом людей, но сила Божия всегда хранила верную рабу Христову.

Когда святая Фекла была уже 90-летней старицей, на нее ополчились языческие волхвы за то, что она безмездно лечила больных. Они не могли постичь, что святая врачует болезни силой благодати Христовой, и полагали, что ей особо покровительствует богиня-девственница Артемида. Из зависти к святой Фекле они подослали к ней наемников, чтобы осквернить святую. Когда преследователи были уже совсем близко, святая Фекла возопила о помощи ко Христу Спасителю, и расступилась гора, и сокрыла святую деву, невесту Христову. Так предала душу Господу святая Фекла.

Святая Церковь прославляет "первострадальную" Феклу как "жен славу, наставницу страдальцев, отверзшую всем мучения пути". Издревле ей посвящалось много храмов, один из которых был построен в Царьграде святым равноапостольным Константином (память 21 мая). Имя святой первомученицы равноапостольной Феклы, молитвенницы о всех подвизающихся, поминается при пострижении женщин в монашество.




Три опасности

  • 02.10.11, 17:49
Прочитано на http://www.pravmir.ru/tri-opasnosti/

Неделя 16-я по Пятидесятнице. Притча о талантах (Евангелие от Матфея, 105 зачало, глава XXV, стихи 14-30)

Ибо Он поступит, как человек, который, отправляясь в чужую страну, призвал рабов своих и поручил им имение свое: и одному дал он пять талантов, другому два, иному один, каждому по его силе; и тотчас отправился. Получивший пять талантов пошел, употребил их в дело и приобрел другие пять талантов; точно так же и получивший два таланта приобрел другие два; получивший же один талант пошел и закопал его в землю и скрыл серебро господина своего. По долгом времени, приходит господин рабов тех и требует у них отчета. И, подойдя, получивший пять талантов принес другие пять талантов и говорит: господин! пять талантов ты дал мне; вот, другие пять талантов я приобрел на них. Господин его сказал ему: хорошо, добрый и верный раб! в малом ты был верен, над многим тебя поставлю; войди в радость господина твоего. Подошел также и получивший два таланта и сказал: господин! два таланта ты дал мне; вот, другие два таланта я приобрел на них. Господин его сказал ему: хорошо, добрый и верный раб! в малом ты был верен, над многим тебя поставлю; войди в радость господина твоего. Подошел и получивший один талант и сказал: господин! я знал тебя, что ты человек жестокий, жнешь, где не сеял, и собираешь, где не рассыпа’л, и, убоявшись, пошел и скрыл талант твой в земле; вот тебе твое. Господин же его сказал ему в ответ: лукавый раб и ленивый! ты знал, что я жну, где не сеял, и собираю, где не рассыпа’л; посему надлежало тебе отдать серебро мое торгующим, и я, придя, получил бы мое с прибылью; итак, возьмите у него талант и дайте имеющему десять талантов, ибо всякому имеющему дастся и приумножится, а у неимеющего отнимется и то’, что’ имеет; а негодного раба выбросьте во тьму внешнюю: там будет плач и скрежет зубов. Сказав сие, возгласил: кто имеет уши слышать, да слышит!

Во имя Отца и Сына и Святого Духа.

Прочитанная сегодня притча о талантах – одно из целого ряда пророческих предупреждений и приточных сказаний Христа о грядущем Суде. Если прочесть 24 и 25 главы Евангелия от Матфея, откуда и взята сегодняшняя притча, то мы видим, что Спаситель предупреждает нас о трех основных опасностях, которые могут привести нас к суду неготовыми. Первая опасность – это беспечность, вторая – малодушие, а третья – жизнь, недостойная человека по нечуткости и бесчеловечности.

Беспечность описана Христом в трех притчах: первая – это беспечность благодушная, веселая, беспечность, которую мы считаем естественной.

Христос говорит: Бдите, потому что суд, день Господень, придет внезапно, как он пришел в дни Ноевы. Тогда люди и пили, и ели, и замуж выходили, и ни о чем не думали большем, чем земля, чем каждодневная их радость жизни, а суд Господень нарастал и в какой-то день разразился гневом и потопом. Будет и позже так: две женщины будут работать у жернова – одна возьмется, другая оставится: два человека будут в поле – один возьмется, другой оставится…

Эта беспечность – такая нам обычная, привычная, родная, благодушная, веселая, радующаяся на жизнь и забывающая, что жизнь не такая плоская, а что она глубокая, бездонная, что она уходит в вечность.

Другая беспечность – злая беспечность, которая пользуется тем, что  Бог, как будто, не спешит прийти на расправу; но апостол Петр говорит, что Бог медлит, потому что долготерпит о нас… В притче Господней в этой  24 главе говорится о слуге, который был послан надзирателем над другими. Ему было поручено следить, чтобы им было хорошо жить в доме их господина, даже когда его нет, когда он сам не может видеть их жизнь и позаботиться о их нуждах. А раб этот подумал: „Не скоро еще придет господин; я буду пить, есть, веселиться, а рабов буду гнать и бить, я – господин”, – воображая, будто они в его власти, будто в отсутствие господне его достоинство – господское. А господин вернулся, когда не ждали его, и застиг неверного раба в его неправде, и изгнал.

Это – вторая беспечность, греховная, злая, которая нам тоже обычна. Мы тоже не спешим меняться на добро, потому что Господь за горами, суд далек. Мы не спешим творить добро, потому что еще есть время; когда-нибудь, когда мы устанем от зла, то успеем еще к добру вернуться, – а День Господень идет и идет на нас, и в какой-то день, какой-то час  встанет суд перед нами и мы – перед судом.

Есть и еще одна беспечность, которую Господь описывает в притче о десяти девах, из которых пять были умные, а пять – безумные. Это беспечность сонливая, беспечность, которая надеется, что все еще успеется: жить, любить, исправиться еще успеется. Не придет же Бог во время ночной стражи, – можно еще подремать, помечтать и опомниться когда-нибудь, когда придут какие-то предвестники суда… А суд приходит в  ночи, потому что спящему всякий час – ночь, и застигает врасплох.

Вот беспечность веселая, добродушная, как будто и не злая;  беспечность безответственная, злонамеренная, жадная, злая; и беспечность опять-таки страшно нам обычная: завтра все успеется, а сегодня помечтаем… Это первая группа предупреждений Господних.

А дальше – притча о талантах.

Господь дает каждому дарование в меру его сил и призывает принести плод такой же богатый, как богаты сами дарования. И часто мы ничего с этими дарованиями не делаем: нам дается ум– но этот ум мы не обогащаем ничем; нам дается чуткое сердце – но это  сердце остается только как возможность чуткости, а на деле дремлет в  себялюбии, коснеет; дается нам воля, порой сильная, которая остается бесплодно-бесцельной. Много нам дается, что мы храним в том виде, как  Бог дал, а плода – никакого. Почему?

Не всегда по беспечности, а порой потому что нами овладело малодушие, трусливость. Нам кажется (и так оно и есть), что чтобы чего-то достичь, надо всем рискнуть: покоем, обеспеченностью, отношениями, жизнью, –  всем, или хотя бы чем-нибудь; и мы думаем: нет, верну я Господу то, что  Он мне дал, но рискнуть потерять себя и ответить перед Богом – нет… А когда суд приходит, оказывается, что когда-то нам данное нашим никогда  не было, а все время оставалось Господним. И часто Господь вернет это Себе и отдаст тому, кто был готов рисковать жизнью, и покоем, и  обеспеченностью, и всем телом и душой, чтобы принести плод, чтобы не  быть заживо мертвым, но быть живым и животворящим.

И наконец, притча, которую мы читаем перед самым Великим постом, об  овцах и козлищах, о последнем суде. О чем этот суд? Не о том, что мы не  имели каких-то великих откровений, а о том, что мы не были просто  людьми, не могли сердцем человеческим, плотяным, живым отозваться на  нужды, на горе, на боль другого человека, на грозящую ему опасность.

Кто не может быть человеком на земле, тот не может быть человеком и  на небе; кто в малом не может быть человеком, тот никогда не вырастет в  меру Человека Иисуса Христа.

В этом предупреждение Господне о суде: суд не в том, что Господь придет и это страшно будет, а в том, что Он  придет, и будет так жалко и так больно, что мы прожили жизнь, так и не  став человеком: по трусости, сонливости, себялюбивой злобе или просто  забывчивой беспечности. Суд в том, что мы иногда проживем всю жизнь, не  заметив, что она глубока, просторна, что жизнь ключом бьет из глубин Божиих и уносит нас в эти глубины.

Вдумаемся в эти разные образы, опомнимся и станем жить не узкой,  бедной жизнью, которая вся заключается в нас самих, а той просторной,  глубокой, мощной жизнью, которая покоится в Боге, которая из Него  получает источник безграничной силы, и которая нас уносит в вечность,  где все имеет свое место, где все получает величие, потому что  благодатью Святого Духа, любовью Господней человек может себя перерасти и стать богочеловеком по подобию Иисуса Христа. Аминь.

1970 г. или ранее

О добре и зле

Мне представляется, что все человечество в целом, отдельный народ, братство или семья, иначе говоря, всякое объединение отдельных лиц не иначе воспринимает или источает из себя добро и зло, как именно через составляющих его людей.

Пусть скорбь твоя о злобе мира и недостатке в нем любви не попустит тебе самому запачкаться этой злобой и утеснить ею любовь и в твоем сердце. Каждый смотри за той дверью, которая тебе вверена. «Будь верен до смерти, и дам тебе венец жизни» (Откр. 2, 10). Каждый из нас в своей совести хорошо знает, что часто он не делает того доброго, которого хочет, и делает то злое (иначе, вредное), которое ненавидит. Что же удивительного, если в объединении отдельных личностей их частные недостатки суммируются и вызывают столкновения, распри, войны? Это не только неудивительно, но прямо-таки неизбежно. А мы негодуем и жалуемся друг на друга, на общество, на его законы... Вот в том-то и дело, что «Царство Божие внутрь вас есть». Пусть каждый, видящий общественные недостатки и непорядки, постарается прежде всего восстановить должный порядок в себе самом.

Если Господь попускает совершаться на земле всевозможной неправде, то не потому ли, что Он дал человеку свободную волю, и не для того ли, чтобы примером более заметного внешнего непорядка побудить человека к деятельности по восстановлению расстроенного правопорядка в его внутреннем мире?

Итак, при виде несправедливости человеческой не злобствовать подобает, не осуждать следует без того подлежащих осуждению, не ведающих, что творят, людей; надлежит ужаснуться, до какого безрассудства доводит грех, частью и в нас имеющий себе приют; надлежит помолиться Господу о благодатном, не по заслугам, просвещении нашего сознания.

В мире все последовательно. Истину может познать только пребывающий в Истине.

Как ни кажется странно, путь проникновения в тайны бытия большею своей частью проходит не через изучение творений великих мыслителей и даже отцов Церкви, а через очищение своего сердца от греховной скверны. Мир лежит во зле и потому пребывает во лжи и не может познать Истины. Он широко отверзает двери свои всякой неправде и соблазнам, но мы служители Христовы, через нас не должно быть входа в мир греховной злобе. Пусть через нас в объятый пламенем греха мир будет открыт путь лишь для благодатной любви Христовой, могущей угасить пламень злобы и спасти все то доброе, что страждет в этом пламени и жаждет спасения.

Священномученик
Иоанн СТЕБЛИН-КАМЕНСКИЙ
 
Пусть и в истории человечества еще царит нравственная стужа, пусть народы мятутся ещё в безумном эгоистическом стремлении к материальному личному благополучию, — дело Божественного строительства совершается; Солнце Правды неуклонно согревает всё то, что призвано к жизни; мир от земли неотъемлем, не тот мир, который не может устоять при первой брошенной кости, первом столкновении материальных интересов, а тот мир, которым наполняется душа голодного человека, когда он поделится своим последним куском с чужим ему нищим. Этот мир — непобедим потому, что это мир любви, а не соглашения. Прежде бесплодное стремление лучших людей утвердить свою волю к доброделанию с явлением на земле Бога Слова получает обильную благодатную помощь и благоволение в человеках, воплощается в жизнь.

Віра, Надія, Любов.

  • 30.09.11, 21:06
30 вересня - день пам'яті святих мучениць Віри, Надії, Любові та матері їх Софії
«А тепер залишаються ці три: віра, надія, любов, але любов з них більше» - написав апостол Павло.

Фідес,Спес, Карітас - так на початку другого століття по Різдві Христовому
свята Софія назвала своїх трьох дочок - на честь християнських чеснот.
Вдова, вона виховувала дочок одна. Труднощів матеріальних не відчувала, т.к. була знатних кровей. Виховувала добре - дівчатка були і красунями, і розумниками - все, як належить за таким прекрасним іменах. Мало хороших і розумних дівчаток? Видно,
таких - небагато, бо про Віру, Надію і Любов стали говорити все: від
сусіда до сусіда подив і захоплення дісталося до губернатора -
начальника області Антіоха.

Той швидко зметикував, що дівчатка не звичайні. Хоч і прекрасні, і розумні, але вони християнки. Тобто проповідують заборонену релігію.

Того вечора Софія була з дочками вдома і розповідала їм про життя, про світ, про Бога. Коли пролунав глухий стукіт у двері, всі подумали про одне й ніхто не подав виду. До царя? Вся ясно. Спокійно Софія попросила декілька хвилин на збори. Про що молитися? «Господи, захисти»? Не мене, але їх? Або бігти? І хто б засудив Софію за це? Але її молитва була іншою: «Щоб не злякалися ми страшних його мук і не прийшли в жах від смерті, Господи». Потім вона взяла дочок за руки і повела їх до царя. Вона знала, що це останній шлях, що вона повела дочок вмирати.

Напевно, спочатку цар Антіох не хотів мучити дівчаток. 12, 10 і 9 років - що можуть ще вони розуміти. Треба зламати мати. Що простіше? Одну людину зламати не так просто, а коли у тебе діти, то ти вразливий НЕ втричі, в три тисячі разів ..

Вона увійшла в палац зі словами: «Допоможи нам, Боже, Спасителю наш, прославлення заради Твого святого Імені». Вона похолола, коли сказала: «Дочки, не шкодуйте юної вашим тілом, не шкодуйте краси вашої і молодості. Він буде з вами у всіх ваших муках ».

- Я назву вас своїми дочками, - сказав Антіох.

Такий тиші наша паломницька група не чула ще. Гід Тимофій каже про мучеництво. Нам
дуже зручно слухати - нам тепло, ситно, дорога не була довгою, а
автобус у нас завжди хороший, але чомусь всім соромно подивитися один на
одного.
Тільки чоловіки хмуряться.

Антіох не просив їх відрікатися від Христа, ганити його ім'я або публічно зізнаватися в своїх «невірних поглядах». Не перед такою епохальною вибором стояли мати і три дівчинки. Перед ними на підносі тримали щіпку ладану - зовсім крихітну. Треба просто взяти шматочок і покласти на той постамент. І піти, і все, ти вільний. Ти можеш бути і далі християнином, хорошою людиною, допомагати людям. Просто ось цей маленький шматочок поклади на той постамент. І знову - твоя весна, весь цей світ, все сонце - все з тобою! Ти - дочка імператора, скільком ти зможеш допомогти! І він не такий поганий - робота в нього така. Ось цей маленький шматочок, і твій кошмар закінчився. І ніхто тебе не осудить, у тебе ж троє малюків.

Тільки один шматочок.

Антіох швидко зрозумів, що в цій битві він слабкіше. Що сила за 10-річними дівчатами. Що вони дивляться наскрізь і прямо йому в душу. Значить, я покажу вам, за ким сила.

Віру роздягнули. Побили. Відрізали груди. Поклали на розпечену грати. Принесли меч. Вона стала першою.

Надію роздягли, били. Потім кинули у вогонь, потім стругали тіло залізом. А вона соромила Антіоха за слабкість. Вбити мало, знищити - пульсувало в скронях у Антіоха. Її кинули в киплячу смолу, смола охолола. Знову внесли меч.

- Любов, просто скажи, що Артеміда велика - і я прощу тебе, - чіплявся за останню соломинку Антіох.

- Великий Бог мій Ісус Христос, - відповіла 9-річна Любов і сама увійшла в піч. І знову все повторилося. І знову внесли меч.

Але найстрашніше мука чекало Софію.

Тому що з нею не зробили нічого, її не зачепили й пальцем.

Її просто залишили у величезній залі з роздертими тілами трьох дочок.

З зали вийшли всі.

Їй потрібно було зібрати голови і тіла тих, хто ще зранку були найласкавішими, найкращими дочками.

Замовити труну.

Скласти.

Поховати.


Вона прожила три дні після похорону.

Чи є більш близькі нам святі з такими ясними, повністю перекладеними іменами? Чи є більш радісні жіночі православні свята, коли храми переповнені вдячними іменинниця? Чи є страшніша історія мучеництва?
.

Анна Данилова
Прочитано на http://www.pravmir.ru/vera-nadezhda-lyubov-sofiya-palomnichestvo-v-esho-foto/

Вера,Надежда,Любовь и мать их София - день памяти 30 сентября

 

Святые мученицы Вера, Надежда и Любовь родились в Италии. Их мать, святая София, была благочестивой вдовой-христианкой. Назвав своих дочерей именами трех христианских добродетелей, София воспитывала их в любви ко Господу Иисусу Христу.
Святая София и дочери ее не скрывали своей веры во Христа и открыто исповедовали ее перед всеми. Наместник Антиох донес об этом императору Адриану (117 - 138), и тот велел привести их в Рим. Понимая, зачем их ведут к императору, святые девы горячо молились Господу Иисусу Христу, прося, чтобы Он послал им силы не устрашиться предстоящих мук и смерти. Когда же святые девы с матерью предстали перед императором, все присутствовавшие изумились их спокойствию: казалось, что они были званы на светлое торжество, а не на истязания. Призывая по очереди сестер, Адриан убеждал их принести жертву богине Артемиде. Юные девы (Вере было 12, Надежде - 10 и Любови - 9 лет) оставались непреклонны. Тогда император приказал жестоко истязать их: святых девиц жгли на железной решетке, бросали в раскаленную печь и в котел с кипящей смолой, но Господь Своей Невидимой Силой хранил их. Младшую, Любовь, привязали к колесу и били палками, пока тело ее не превратилось в сплошную кровавую рану. Перенося невиданные муки, святые девы прославляли своего Небесного Жениха и оставались непоколебимыми в вере. Святую Софию подвергли иной, тяжелейшей, пытке: мать была вынуждена смотреть на страдания своих дочерей. Но она проявила необыкновенное мужество и все время убеждала девиц вытерпеть мучения во Имя Небесного Жениха. Все три девицы с радостью встречали свою мученическую кончину. Они были обезглавлены.
Чтобы продлить душевные страдания святой Софии, император разрешил ей взять тела дочерей. София положила останки их в ковчег и отвезла с почестями на колеснице за город и похоронила на высоком месте. Три дня святая София, не отходя, сидела у могилы дочерей и, наконец, предала там свою душу Господу. Верующие погребли тело ее на том же месте. Мощи святых мучениц с 777 года покоятся в Эльзасе, в церкви Эшо.