Хэллоуин – праздник внутренней пустоты.
- 30.10.17, 13:13
- Торжество православия
Вопреки бытующему обывательскому мнению, христианство не отменило язычество и не уничтожило его, поскольку это попросту невозможно.
Христианство очень мудро повело себя с язычеством – то вытесняя его собою с насиженных мест, то возвышаясь сияющими высотами над теми зарослями, в которых нимфы стенали о смерти «великого Пана».
И процесс этот шёл одинаково – и на Востоке, и на Западе.
Но мухи не садятся на котёл, пока котёл горяч. И древняя ложь не воскресает, пока люди хранят веру.
Стоит же веру утратить, или начать утрачивать, как из-под священных риз христианского мира начинает выползать ожившая нечисть…
По календарю эта нечисть претендует на торжества в один и тот же день с христианскими праздниками – и вот уже трудно разобрать – что мы, собственно, празднуем?
Так произошло с праздником Всех Святых, который католики празднуют не в зависимости от Пасхи (как мы), а фиксировано – 1-го ноября.
На это время по кельтским понятиям попадает какое-то своё празднование, связанное с духами, призванным то ли духов ублажить, то ли от них защититься.
И вся эта этнографическая блажь со временем перекочевала в Новый Свет в головах эмигрантов – и там праздновалась в этнических группах ирландцев, шотландцев, валлийцев.
Ну, а уже в наши годы, т.е. с конца ХХ века, праздник коммерциализировался – и в качестве экспортного товара стал активно распространяться по миру…
Критиковать подобные «праздники» – это всё равно, что ругаться с паровозом.
И запрещать его бестолку.
Нужно только назвать вещи своими именами: Хэллоуин – это праздник внутренней пустоты и побочный признак глобализации.
Надо сказать, что у каждой страны хватает своей собственной бесовщины, но почему-то именно англоязычная бесовщина с некоторых пор автоматически превращается в нечисть интернациональную.
Почему германские Вальпургиевы ночи и прочие шабаши дальше Европы нос не кажут (не в пример тыквенным рожам с огоньком внутри)?
Естественное распространение Хэллоуина всегда ограничивалось англоговорящими странами: США, Великобританией, Австралией. И то, что сегодня «праздник древних кельтов» расползается по Евросоюзу, – есть знак глубокой зависимости – финансовой и культурной – от Штатов; зависимости, возникшей после окончания Второй Мировой.
Наше холуйство более позднего происхождения, поскольку мы у Штатов ходим в унизительной зависимости не с конца войны, а с «лихих 90-х»…
Что ж, мир слепливается в кучу, интегрируется, объединяется. При этом внутренне людям всё больше угрожает опустошение и бессмысленность существования.
Но ведь опустошённому и объединённому человечеству тоже нужно что-то праздновать. Так вот и возникают специфические «красные даты глобального календаря».
Хотя можно и у заморских купцов покупать хороший товар.
Но в том-то и вся суть заимствованной шумихи, что берётся только нечто поверхностное и глупое, бьющее по страстям, как по клавишам…
Всемирные праздники объединённого человечества непременно шумны – как открытие очередной Олимпиады, на которое смотрят, сидя у экранов, сразу несколько миллиардов людей.
После праздников, типа Хэллоуина, специально надо ещё день отсыпаться.
Это не праздники от слова «праздность» (т.е. покой, отдых от изнурительного труда). Напротив, это будет шум и гам, визг и вой.
Скорее шабаш, чем покой.
Скорее знак душевного надрыва, чем признак подлинного веселья.
Это не праздник села или небольшого города – это праздник мегаполисов, где сконцентрирован праздный люд и в карманах водятся шальные деньги.
Это не праздник детей, стариков или серьёзных людей среднего возраста – в ресторанах, пабах и ночных клубах больших городов эту заморскую баланду будут хлебать молодые люди с пустой душой и лишними деньгами.
Они уже сегодня считают себя гражданами мира. Собственно для них и создаётся весь этот «новый месяцеслов глобального человечества».
«Помолимся убо о них, да откроются их душевные очи, и да приидет на них вразумляющая и очищающая благодать Святого Духа».
Мы дерзнули высказаться о смысловой изнанке явления. Не ругались, не клеймили, не призывали запретить.
Хотя, что касается учебных заведений, то здесь ограничения однозначно необходимы.
Но мы и об этом не заикнулись.
Сказали, что спорить бесполезно – как и с паровозом: массивен, едет по прямой и мозгами не обладает.
Но ведь Адам в Раю давал животным имена! Почему бы и нам в местах изгнания не назвать клопа – клопом и обезьяну – обезьяной?
Не лишайте нас этой поэтической радости и умного труда.
Различать между чистым и нечистым, между священным и профанным – главное отличие человека, которому подарена вера.
Правда, как говорил А. Ф. Лосев, дерзните сделать неумолимые выводы из того, что «дважды два – четыре» – и вы наживёте себе немало врагов.
Самая распространённая реакция людей, для которых Хэллоуин – праздник, это призыв считать явление нейтральным.
«Почему нельзя раз в год просто подурачиться, напялить смешные костюмы, разукраситься и повеселиться?
Это просто маскарад, весёлый праздник, без всякого религиозного подтекста…
Что плохого в весёлом празднике не в пост? Главное – меру знать»
Ну что ж, дьяволу не кланяются – и на том спасибо.
Тогда поговорим о «нейтральности».
Действительно, было бы очень неплохо, если бы в нашей жизни было побольше нейтральных вещей и явлений.
Но таков уж груз, лежащий на плечах сынов человеческих, что нейтральных вещей в мире людей нет.
Или почти нет.
Понятие о вещах нейтральных принадлежит грекам. Точнее – стоикам. Это они учили, что благом является только добродетель, злом – порок и невежество, а всё, что посередине – нейтрально.
Так, например, нейтральны, по их мысли, деньги.
Ими можно пользоваться как для благих, так и для злых целей.
Иными словами, нейтрально всё то, что приобретает оценку в процессе использования. «Ищите зло не в вещах, а в намерениях», – учили эти философы.
Однако те самые деньги, о которых стоики рассуждали возвышенно и отстранённо, для нас совсем не всегда таковы.
Любовь к ним (сребролюбие), по Апостолу Павлу – «корень всех зол» (1 Тим. 6:10). И подавляющее большинство людей никогда не относились, и не относятся к деньгам нейтрально даже в теории.
Жизнь убеждает нас в том, что мы не способны нейтрально относиться даже к тому, что по природе действительно нейтрально.
Хэллоуин же нейтрален ещё менее банковских билетов…
В своём последнем пределе человеческий мир весь религиозен.
Отношение к еде и одежде, браку и детям, смерти и рождению во всех культурах формируется культом, и специфично настолько, насколько специфичен культ.
Вы можете и не догадываться о культовых корнях того или иного явления, но это не значит, что этих корней нет.
Своя религиозная предыстория есть и у открытия Америки, и у появления Ротшильдовского капитала, и у перехода Суворова через Альпы.
Вам до этого дела нет?
Но тогда так и скажите, но не записывайте в нейтральные явления то, что по определению не может быть нейтральным.
Хэллоуин не нейтрален уже хотя бы по дате проведения.
Неужели это кому-то непонятно?
В сей день католики празднуют память Всех святых – т.е. и Николая Чудотворца, и мученицы Варвары, и Георгия Победоносца… Всех!
Но если накануне этого дня расползтись на ночь по кабакам, и пить «кровавую Мэри» – так, как если бы это была кровь, и надеть костюм скелета, продолжая считать себя «нейтральным деятелем», то сами дайте диагноз.
Коммунист не верил в Бога, но на Пасху тихо, как мышь, не сидел, а снаряжал комсомольские отряды, чтобы не пускать других в храм, а возле самого храма устраивал шум, срывая Богослужение.
Этим самым большевик доказывал не столько неверие, сколько ненависть к Воплотившейся Истине.
Сидел бы тихо – был бы нейтрален. А так – извините…
Точно так же не нейтрален по отношению к насмешке над Всеми Святыми тот, у кого нет в голове мозгов, а в сердце – совести, что бы он себе не пробормотал в самооправдание.
По логике людей подобного рода, бить в барабаны и орать частушки в Пасхальную ночь за церковным забором есть занятие «просто весёлое» и «нейтральное».
В прошлом веке это многие так и объясняли.
И эти же люди, находящие вкус в игривом богохульстве, называют Православную Церковь «пережитком Совка»!
Вонми, небо, и слушайте, Небеса. Когда-нибудь Вы будете свидетелями…
А теперь, я спрошу вас.
Хэллоуин насыщен символикой смерти или нет? Черепа, вурдалаки, призраки там есть или нет?
Разве символика смерти нейтральна?
Или у вас никто никогда не умирал в роду?
Или вы никогда у зева разрытой могилы не стояли, и стоять не собираетесь?
Череп человеческий – он и в монашеской костнице, и на картине Верещагина, и в руке у Гамлета – равно священ и таинственен.
Он уважения к себе требует, а не кощунства над собою.
Из него нельзя пепельницу делать или чашу – как сделали печенеги с головой Святославовой.
Если вы с этим не согласны – с вами не о чем разговаривать.
А если согласны, то как можно считать нейтральным то «баловство» с черепами и то перевёрнутое отношение к смерти, которым пропитан сей полночный шабаш в канун Всех Святых, который вы дерзаете называть праздником без кавычек?
Отношение к смерти делает человека человеком. И оно есть неистребимый корень религиозности.
Не верите мне – читайте Тойнби (выдающийся британский философ, один из разработчиков цивилизационной теории – Ред.).
Человек же есть существо динамическое. Он находится в постоянном движении – и либо деградирует, либо развивается. Нейтрального положения не существует.
У человека всегда есть возможность преодолеть себя и вырасти над собой, либо же – перестать вообще быть человеком.
Хэллоуиновское отношение к смертной символике – и есть один из признаков утраты человеческого достоинства.
И современная цивилизация – та самая, которой так некритично восхищаются бессердечные и суетные люди – ведёт к исчезновению человека.
Это её свойство.
Это – цивилизация крайнего эгоизма и культа наслаждений.
Оргазм и смерть царствуют над нею.
Цивилизация блудных конвульсий и смертной гнили – вот ещё одно имя, которое да будет позволено нам произнести.
Не верите мне – читайте Оливье Клемана (современный французский богослов – Ред.).
И в контекст этой цивилизации, словно пижама в чемодан, удобно укладывается подземный ночной хохот с маской вурдалака на лице.
Вы называете это нейтральным явлением?
…Мир слепливается, склеивается, глобализуется. При этом мир внутренне опустошается. Опустошённому миру тоже нужно что-то праздновать.Но только никому не советовал бы я бесу в адвокаты наниматься.
Советовал бы лучше купить глазной мази, в Апокалипсисе упомянутой, чтоб помазать глаза и увидеть мир в его подлинном, а не «нейтральном» виде.
Протоиерей Андрей Ткачёв
Коментарі
Міс Марпл
130.10.17, 13:36
засуджують Геловін ті, хто щовесни приходять поїсти на цвинтар
gred
230.10.17, 13:39Відповідь на 1 від Міс Марпл
Вы ошибаетесь, православная церковь не учит принимать пищу на кладбище.
Гість: Лiza
330.10.17, 13:44
так их, нехристей!
Вискарион
430.10.17, 13:45
хэлоуин - это прежде всего праздник юмора и смеха. А люди без чувства юмора, опасны для окружающих.
Гість: NoTaRь
530.10.17, 13:46Відповідь на 1 від Міс Марпл
Поїсти???Сидячи попами на надгробках, квасять водку і слабоалкоголку
palomn!k
630.10.17, 13:47
в православии своего язычества вагон и маленькая тележка. то есть, критику хэллоуина я поддерживаю, но судьи кто? вспомним хотя бы восстание Маккавеев, к которому православные язычники зачем-то приплели ритуальные блюда с маком
Гість: NoTaRь
730.10.17, 13:51Відповідь на 2 від gred
Не вчить, але і не пресікає , побоюючись втратити вірних
Чепьювин
830.10.17, 13:54
Идёт простейшая борьба за деньги в кошельках действующих и будущих прихожан!
Андрій1961
930.10.17, 13:57
Halloween мне безразличен, но вот такое навязывание "истиннава праваславия" (подразумевается "русскава" не воспринимаю, мягко говоря! К чему эти наезды? Народ просто развлекается!
gred
1030.10.17, 13:57Відповідь на 7 від Гість: NoTaRь
Все дело в том, что христианнская церковь и не должна ничего пресекать, в смысле насильно, христианство это не КПСС. Православная церковь учит людей тому, что необходимо для достижения вечной жизни, а человек выбирает сам, слушать церковь или нет.