NEB

NEB

Облака. Песнь


фото: www.gee.ru

 

Облака, вы стремитесь неустанно

Вдаль, всё вдаль,

Словно к цели долгожданной.

Всё вперёд

Гонит ветер вас ретивый,

Как коней

С развевающейся гривой.

Ваш полёт -

Как стремление к свободе,

Что живёт

Века вечные в народе.

На Земле,

Где всё ползает и ходит,

В высоту

Взгляды ваш полёт уводит.

А когда

Вы налиты Божьим гневом,

Видим мы

В вас карающее Небо.

Но всегда

Вы всё те же и другие;

Как поют

Все дожди ваши благие!

Как манят

Меня облачные выси,

Где живут

Все возвышенные мысли –

Я лечу

Вслед за вами в край далёкий,

Мой полёт

Будет смелым и высоким.

 

                                           29 октября

 

NEB

NEB

Да, это Путь



Да, это Путь, в нём – камни, стрелы, ноши,

В нём так мучителен подъём, так лёгок спуск!

И острый край обрыва снегом припорошен –

Ты вся – на взлёт, нога скользит предательски в искУс!

Но Ты со мной, Тот, кто меня направил

По этому пути и повелел любить;

Да, Ты меня сейчас одну оставил –

Меня Ты хочешь научить ходить.

И я иду, блуждая, спотыкаясь,

Дрожа от холода, страдая от жары;

И Неба свод горит всё ярче, проясняясь,

Всё чище и прекраснее в руках моих дары.

 

NEB

NEB

Трагедия мировой жизни


 

Владимир Шмаков. "Закон синархии"

 Конспективные выписки. Часть 2.

 (Первая часть: http://blog.i.ua/user/998017/173135/)

     

   Сознание сложного феноменального организма – общества или государства – одновременно причастно ноуменальному и феноменальному. Если общество искусственно центрируется только на ноуменальном, получается церковь.  Но в действительной жизни всегда проявляется и ноуменальное, и феноменальное в органической сопряжённости.

        Посему обычно «церковью» называется такой ноуменально-феноменальный организм, в котором центр тяжести лежит в ноуменальном, а «государством» - такой, в котором центр тяжести лежит в феноменальном.  В этом состоянии церковь объемлет собой лишь столько феноменальных элементов, сколько существенно необходимо для возможности выражения ноуменальных идей, но самостоятельных феноменальных целей она не имеет. Точно так же и государство лишь постольку интересуется ноуменальным, поскольку это необходимо для наилучшего и скорейшего достижения феноменальных целей, но самостоятельных ноуменальных задач оно себе не ставит. Такие государство и церковь не только вполне возможны, но и органически дополняя друг друга до целого, образуют схему идеальной организации человеческих существ. Однако, обычно церковь и государство не умеют правильно очертить поле своей деятельности и постоянно вмешиваются в чужую область. Церковь старается заменить собою государство и наоборот, государство старается, если не заменить, то во всяком случае, подчинить её себе, заставив служить своим целям.

        В первом случае естественно получается гипертрофирование ноуменальных ценностей и полное игнорирование феноменальных.

Самое большее, если им оставляется чисто служебное положение. При этом возникают такие недостатки и несовершенства:

Значение жизни обесценивается, всё феноменальное осуждается, телесная природа признаётся греховной. Лучшей долей человека признаётся аскетизм, все естественные и положительные науки осуждаются как вредные и бесцельные, искусство получает чисто прикладное значение как церковно-служебное, привилегированность положения духовенства приводит к  его испорченности, а безнаказанность – к преступности, что влечёт за собой извращение догматики для оправдания проступков духовенства, отсутствие положительных знаний приводит к нищете, нищета материальная и научный голод рождают недовольство, возникают волнения, вначале сурово подавляющиеся, борьба ещё более обостряет недовольство и приводит к новым волнениям, наконец, наступает революция, достигающая успеха и сметающая выродившуюся теократию: наступает период противоположных, материалистических тенденций.

        Итак, одностороннее утверждение ноуменальных целей в конечном результате приводит к прямо противоположному.

       

NEB

NEB

"Книга таинств".(с) Предисловие (Путь самопосвящения)

   

   фото: Я. М.

 

        Путь самопосвящения 

 

                                    …ищущим   Свет Абсолютной Истины 

 

Храм там, где молитва и созерцание. Тот, кто входит в светозарное пространство «Книги Таинств», получает возможность приобщиться к вселенской литургии, где происходит причащение Божьим Словом и Божьей силой.

Каждый может войти в годичный курс с того дня, когда пожелает. День вхождения в годичный круг Таинств носит знаковый характер и является днём начала Обета Священства. Вы даёте обет Небу пройти через все таинства. Поэтому не рекомендуется пропускать какие-то дни без серьёзных причин. Если Вы всё-таки вынуждены пропустить Таинство, то отметьте этот день и опишите кратко явную для Вас причину; у Вас будет возможность в конце годичного круга увидеть скрытые символические закономерности.

   Каждая страница книги олицетворяет одно Таинство. В верхней части: название Таинства, номер страницы и день года. Далее страница разделена на три части, символизирующие триединство Абсолюта и Его проявлений.

  1. ОТКРОВЕНИЕ. В этой части представлены тексты из Ветхого и Нового Заветов, соответствующие энергии конкретного Таинства и дню года... Чтение, памятование Откровений и сердечное размышление над ними открывают врата высшей мудрости, приносят душевное исцеление и вселяют преображающую силу и веру. … сквозь Откровение пространство бессмертия врывается в мир, отныне человеку всегда доступно воскресение. Бог предлагает и желает открыть Себя. Но Он не принуждает нас. Его могущество – могущество любви, а любовь хочет свободы для того, кого любит. Бог говорит и безмолвствует; приходит Сам и посылает своих посланников; стучит в дверь и терпеливо ждёт. Всё зависит от царственной свободы веры. Всё предоставлено нашему решению.
  2. БЛАГОВЕСТИЕ. В этой части собраны изречения Сатьи Саи, воплотившего в себе вселенскую любовь и Истину. Через него таинственным образом осуществилось святое Присутствие Вездесущего Духа. Приведенные здесь слова Сатьи Саи так сочетаются с прообразом Таинства, библейским откровением и днём года, что созерцающий текст Благовестия ощущает себя соучастником метаисторического процесса претворения Божьего замысла. Через Благовестие мы становимся свидетелями бесконечной любви Бога, проявленной в воплощении божественности всякой души и в поддержании всякой души. … «В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог». Слово едино с Богом, и через Слово ощущается дыхание Абсолюта. Благодаря Слову, с помощью Благовестия мы становимся причастниками Божественных тайн, боговидцами и созерцателями излияний надмирного милосердия. Благовестие раскрывает Вечный Завет – завет любви, единения с Богом и свободы. … Воспроизводя через повторение или памятование Божье Слово, мы открываем путь для воплощения Логоса в нашем микромире, для которого мы – боги.
  3. МОЛИТВА (созерцание, песнь). В этой части сосредоточен опыт общения с Богом, представленный в виде молитв, мистических формул, литаний, псалмов, гимнов. Полифония соборной молитвы, сотканная  из песен миллионов сердец, хранит в себе, как сокровищница, бесценные драгоценности Богопознания и духоведения. В этих молитвенных озарениях легко узреть лучи, исходящие от псалмов Давида, от покаянных стихир христианских святых, от гностических гимнов, от мистериальных формул Посвящённых, от персонажей ведических пророков.

           Цель молитвы не в том, чтобы привлечь Бога к нам, ибо Он и так ближе к нам, чем мы сами. Цель состоит в том, чтобы приблизиться к Нему и в пространстве общения осознать Его близость. Истинная молитва совершается всем существом, ибо есть соответствие между глубиной сердца и высотой неба. Бог сам проявляется как молитва через того, кто отдаётся молитве, тем самым соединяя глубинные побуждения своего тварного существа с образом Божиим.

            Лучшее время для вхождения в Таинство – утренние часы. Сразу после омовения прочитайте страницу. Благодатная сила, сосредоточенная в Откровениях и Благовестиях, избавит вас от неуверенности и страхов, очистит помыслы, сохранит от соблазнов, дарует проницательность и умиротворённость. Старайтесь читать внимательно, не отвлекаясь. Можете читать вслух, шёпотом или про себя. Но никогда никому не мешайте своим чтением. Можете читать на улице, дома, на работе, хотя, конечно, лучше всего – уединённое место, ибо вы общаетесь с Богом через Его Слово.

               Вы можете читать тексты несколько раз. Желательно, чтобы вы в течение дня мысленно обращались к запомнившимся вам идеям и состояниям Таинства. Воспоминание, повторное чтение дополнительно открывает поток преображающей энергии.

                В собрании единомышленников можно читать тексты вслух, а молитвы повторять вместе. Теургическая сила умножается многократно благодаря соборному служению, «ибо где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посредине их». Благоприятно для ознаменования начала Таинства возжечь огонь (свечу, лампаду, светильник). Особенно благодатно чтение книги в святых местах паломничества, в местах силы и храмах.

NEB

NEB

"Книга таинств". О понимании таинств (Путь самопосвящения)

 


 фото: Р.А.  

  

  Согласно древним легендам, Ангел у ворот эдемского сада раскрыл Адаму сокровенное искусство духовной алхимии и сапомосвящения, обещая, что когда человеческая раса в совершенстве овладеет секретной мудростью, сокрытой в этих божественных искусствах, проклятие запретного плода будет снято, и человек снова сможет войти в сад Господень. И Ангел отворил врата, сказав Адаму, что они ведут из вечности света в мир времени, но каждый день даёт возможность стать участником Мистерии Преображения, дарующей единение с Богом.

       Многие великие посвящённые, пройдя через всеочищающее пламя Мистерий,  определили земную жизнь, как  высший опыт, без которого нельзя осознать величие Божьего мира. Эти великие души являли собой бесконечный поток Богопроявления, задачей которого было охранять человечество и вести его по направлению к Божественности, к состоянию Богочеловека. Богоносцы, озарённые потоком благодати и Божественной мудрости, составляют духовную иерархию. Через них энергия преображения и знания шла к людям несколькими путями. Один из них – традиция Таинств. Стремление людей овладеть секретами мудрости привело к созданию различных школ в традиции: школы малых Таинств, школы великих Таинств и школы внутренних Таинств.

       Школы Таинств существуют и в настоящее время, и только истинный искатель истины может найти врата Храма Сердца, где Солнце Посвящения излучает чистое знание. Принцип учения школы внутренних Таинств целиком основан на практике и духовном подвиге.

        Назначение внутренних Таинств – обожение (тейосис), то есть уподобление Богу через Боговоплощение, сделавшее человека участником божественной жизни благодаря ипостасному единству Божеской и человеческой природ. Обожение предполагает единение человека с Богом и проявление таких Божественных атрибутов  как «бессмертие, блаженство и сверхчеловеческая полнота и интенсивность жизни».

       Путь к обожению лежит через очищение души, просветление и обретение Духа. Первая ступень характеризуется очищением души от всего мирского через покаяние, служение, сострадание, смирение, отречение от гордыни и т. д. Подобное делание рассматривается в школе как вдохновлённое Божественной благодатью и считается Таинством. Вторая ступень предполагает просвещение души Божественным светом. Третья ступень знаменует обретение единения с Богом, непрестанного переживания присутствия Божьего.

       Богу по природе присущи надмирные энергии, через которые происходит соединение человека с Богом и его обожение. Надмирные энергии были явлены Христом в Его Преображении. Преображение и Спасение возможны благодаря содействию человеческой воли и усилий с Божественной благодатью. Сами по себе тело и мир не являются  греховными и противными духу. Грех коренится не в теле, а воле и направленности сознания. Духовный подвиг поэтому предполагает взаимодействие души и тела, духа и материи (которые являются энергиями Бога), что приводит к одухотворению тела через приближение души к Богу. Необходимым источником благодати и энергий являются Таинства, вход в которые открывается через Откровения, через переживание Присутствия, которое ощущается непосредственно, а также через ответное действие души, проявляющееся в молитве, созерцании, прославлении, духовной аффирмации.

 

       В связи с этим в Книге Таинств приводятся:

 

1. Тексты из Священных Писаний как Откровения;

2. Отрывки из бесед Сатьи Саи, вочеловечившейся Божественности, как Благовестие;

3. Посвященческие молитвы, гимны и медитации, вобравшие в себя духовную силу и гностическое прозрение пророков, святых мудрецов и духовидцев.

       Обращаясь ежедневно к Откровению, Благовестию и Созерцанию, ученик школы внутренних Таинств будет неуклонно продвигаться по пути света и Богопознания. Гнозис мистической любви гармонично сочетается с гнозисом рациональным, что способствует проникновенному углублению в пространство Божественного откровения.

       Ещё один важный аспект опыта Таинств заключается в погружении в многоипостасное Слово (Логос) для обретения переживания универсального единства, предполагающего восхождение от расширения сознания к слиянию с Божественным Бытием. Это восхождение было описано ещё в ранний период восточнохристианской мистики св. Максимом Исповедником (VII век): «Так как в Логосе идеально существует весь мир, то познавая Логос, человек в Нём и через Него познаёт всё сущее. С другой стороны, так как человек есть микрокосмос и связующее звено между миром и Богом, то, соединяясь с Логосом, он объединяет в себе всё сущее, и единение с Логосом возводит его к Божеству. Объединение человеком всего сущего совершается по мере его восхождения к Божеству, или обожения…»

       Нет ни одной культуры, ни одной религии, которые бы не переживали «посещение Слова». Цель воплощения заключается в установлении полноты общения между Богом и человеком с тем, чтобы человек обрёл в Боговоплощении сыновство и освобождение. Поэтому обожение – не упразднение человеческого, но его полнота в Божественной Жизни, ибо человек может быть поистине человеком только в Боге. Логос стал плотью, чтобы человек вступил в общение со Словом Божиим. Как бы человек пришёл к Богу, если бы Бог не пришёл к человеку?

       Однако в Боговоплощении Таинство одновременно явлено и сокрыто. Бог ускользает от наших попыток заключить Его в определения. Подлинно апофатический подход (апофатизм означает восхождение к таинству) заключается не только в отрицательном богословии, как часто  считают. Его цель – соделать нас открытыми для встречи, для принятия Откровения. Дионисий Ареопагит писал, что Сверхсущностный отвергся своей таинственности и явил Себя нам,  восприняв наше человеческое. Однако в самой глубине этой явленности Он по-прежнему хранит всю полноту Своей таинственности. Воплощение есть Таинство ещё более непостижимое, чем всякое другое. Поэтому Принцип Христа заключается в сошествии Божественной Полноты для осуществления первоначального Божественного замысла. Григорий Нисский писал: «В том, что Бог облекся в наше естество, нет ничего странного и безумного… Найдётся ли кто-нибудь столь безрассудный, чтобы не поверить, созерцая мир, что Бог есть всё; что Он облекся во Вселенную и в одно и то же время содержит её в Себе и пребывает в ней? Всё сущее зависит от Сущего, и ничто не может быть, не обладая бытием в лоне Сущего. Если же всё в Нём и Он во всём, должны ли мы смущаться учения веры о том, что Бог однажды родился как человек – Он, и сегодня живущий в человеке?» Воистину, Слово сделалось плотоносцем, чтобы люди смогли стать духоносцами.

        Воплощение, или сошествие, Бога являет Таинство Бога–любви; этот дар жизни есть продолжение таинственного внутрибожественного общения. Жертва Боговоплощения нацелена на осуществление предвечного замысла Божия: соединить человечество с Божеством; оживить, освятить, обожить глубины человека, мира, бытия.

       Призвание человека в том, чтобы осуществить своё человеческое предназначение, став Богом по благодати, осуществить из своего человеческого Храм Славы, обрести образ Божий и подобие Божие. Человек призван принять в себя вселенную, понять её разумом и любовью. Человек одновременно «микрокосм и микротеос, синтез вселенной и сын Божий». Человек воодушевлён «потоком Божественности», несущим, влекущим его, не дающим ему всецело отождествить себя с материей.

       «Человек бесконечно превосходит человека», - говорил Паскаль. Сатья Саи не устаёт прославлять             неумалимое величие человека, бездонность человека как местопребывания Бога. Человек есть образ Божий, поэтому он несёт на себе печать непостижимости, как и сам Бог.

       «И хотя Он так велик и держит всё творение на ладони Своей руки, ты способен заключить Его в себе, Он живёт в тебе и не испытывает стеснения, пребывая в твоём существе».

       Это превосходство, возлагающее на человека ответственность за самого себя, придаёт ему царственное величие. Точнее, величие царя и священника, ибо господство неотделимо от принесения даров. Образ Божий запечатлён в его разуме, в способности выражать смысл и любовь, ибо Бог есть всезнание, логос и любовь.

       Школа внутренних Таинств рассматривает духовные упражнения, делание добра как основу для преображения. Бог предоставил человеку во всём свободу. Но свобода одних возносит на вершины добра, других же низвергает в пропасть зла. Отчего же человек отрекается от своей свободы? Может быть, он предпочёл сон праздного существования. Таинства пробуждают от сомнамбулизма обыденности. Благодаря им Слово высвобождает, расчищает от песка источник живой воды в глубине души, помогает вновь воссиять в человеке потускневшему образу Божьему. Безусловно, это действует Слово, но мы должны сотрудничать с Ним – не столько напряжением воли, сколько любящим вниманием. Духовная практика состоит в избавлении от призраков чужих концепций, в смягчении ожесточённого сердца, чтобы оно стало бесконечно более чувствительным к красоте, истине, страданиям людей, к  служению Богу-Любви.  Духовная практика высвобождает глубинную устремлённость к Богу. Это ответная любовь, деятельная самоотдача, позволяющая Духу очистить нас.

 

NEB

NEB

Я вижу, как очи Твои возникают


 

Я вижу, как очи Твои возникают

В глубокой,  прозрачной,  густой синеве…

Я знаю, я помню, как это бывает –

Я это так часто видала во сне.

 

В Твоём бесконечно загадочном взоре

Сокрыта вселенной предвечная суть;

Я в нём растворяюсь – песчинка и море,

Тону и никак не могу утонуть.

 

И так, погружаясь в неведомость тайны,

Глотая солёную горечь глубин,

Вдруг чувствую:

Этот Твой взгляд – не случайный,

Ты грустен и Ты бесконечно Один!

 

И Ты открываешь божественность лика

И ищешь: кто сможет – глазами в глаза!

Я вижу Твой взгляд, о мой Трижды Великий,

И в сердце как будто бушует гроза!

 

И сердце не верит в разорванность жизни

И сердце не хочет Тебя обойти,

И рвётся, всё рвётся к далёкой Отчизне,

И ищет, всё ищет сквозные пути!

 

                                                                  Апрель              

 

NEB

NEB

Трагедия мировой жизни


Владимир Шмаков "Закон синархии"

 

                 (Конспективные выписки )                    

 

       Сознание общества или государства так же, как и у отдельного человека, одновременно причастно ноуменальному и феноменальному.  Если общество искусственно центрируется только на ноуменальном, получается  ц е р к о в ь, если же только на феноменальном – возникает   э к о н о м и ч е с к о е   г о с у д а р с т в о.  Но как та, так и другая суть только утопии, абстрактные идеи, ибо в действительной жизни всегда проявляется и ноуменальное, и феноменальное в органической сопряжённости.

 

       При гипертрофировании феноменальных ценностей и игнорировании ноуменальных получается такая картина:

       Значение отвлечённых идеалов обесценивается, всё ноуменальное осуждается как праздная выдумка, телесная природа признаётся божественной или, во всяком случае, единственно ценной, лучшей долей человека признаётся материальное благополучие, все естественные и положительные науки получают узко прикладное и утилитарное направление, искусство начинает служить идеализации телесных свойств и утрачивает смысл как нечто самодовлеющее само по себе, привилегированность положения политических или экономических вождей приводит к испорченности, а безнаказанность – к преступности, это влечёт за собой извращение нравственности и морали, они превращаются в апологии сильного, отсутствие надмирных интересов приводит к пресыщенности, разочарованию и тоске, нарастает общее недовольство, ибо материальные потребности человека не имеют предела.

        С другой стороны, всё увеличивается число людей, лишённых возможности пользования какими бы то ни было благами материальной цивилизации, так возникает общее недовольство: в обеспеченных слоях от пресыщения и разочарованности, в низших – от нищеты и бесцельности существования, судьба как тех, так и других не имеет никакого высшего оправдания, и благополучие одних кажется другим несправедливостью, возникают волнения, вначале подавляющиеся, а затем, при большем обострении вражды  выливающиеся в революцию, выметающую всё государство, а прежде всего выродившуюся и испорченную аристократию: наступает период напряжённого искания каких-то возвышающихся над слепой причинностью целей и оправданий.

NEB

NEB

"Поэтам" и "гениям"


То ль от лености,

То ль от скуки,

То ль от жажды славы,

От бессмыслия муки

Сочиняете вы на потребу

Всем, кто сам не в силах понять,

Что такое Земля и Небо,

Что есть Жизнь, что есть Благодать.

И кочуют по книжным полкам

Ваши мысли, как голодные волки,

И вопят, как в ночи муэдзины,

Афоризмы, достойные лишь мусорной корзины.

Каждый мнит себя, as minimum, "пророком",

Ну а кто-то – так просто "мессией":

То замутят мозги  народу ненароком,

То затянут его в глупости трясину.

 

Дорогие мои милые «гении»,

Незабвенные «великие поэты»,

Не от лености

И не от скуки,

А от странной Божественной науки

Существует в мире Любовь.

Каждый факт её отвергает,

Каждый атом кричит: «Я страдаю!»,

Но она дарит вновь и вновь

Всем, кто верит, - себя – Любовь!

И счастливый её обладатель

Сам становится, как Создатель,

И кружатся сонмы миров

Вкруг таких счастливых голов.

 

NEB

NEB

Одиночество

 

Мне одиночество в удел

 

Дано Всевышнею Судьбою,

 

Чтоб дух, взвиваясь в небо,

 

Пел, живя Божественной Любовью. 




фото: Carmen Lario

(фото большего формата см. в альбоме)

NEB

NEB

Утро


 

фото: http://www.aram.am/images/Autumn.jpg

 

В фиолетовой дымке

Над сиреневым озером

Золотистыми искрами

Встретил тополь меня –

Это осень-волшебница

Так его разукрасила,

Одарив его россыпью

Золотого огня.

Солнце тёплыми пальцами

Гладит ивы склонённые,

Нежный ветр расплетает

Косы грустных берёз;

А вот с этого деревца,

Как малыш заигравшийся,

Он сегодня нечаянно

Лист последний унёс.

Серебристые росы

Сверкают меж травами,

Добавляя сияния

Голубым небесам…

Выйди утром из дома

К реке или озеру –

Эту сказку волшебную

Увидишь ты сам.