Ковальчук Виталий: обанкротит ли Порошенко «сетевой» фальсификат
- 30.03.19, 12:31
ПРОДОЛЖЕНЕ. НАЧАЛО: Виталий Ковальчук: обанкротит ли Порошенко «сетевой» фальсификатор Банковой? ЧАСТЬ 1
От Кучмы к Порошенко: путь «попрыгунчика»
Имея за спиной тестя, пользовавшегося благосклонностью самого президента Кучмы, Виталий Ковальчук сумел избежать многих неприятностей, обрушившихся на него после аферы с предприятием «Укрнафтопродукт». Тогда на Ковальчука даже заводили уголовное дело, но оно было закрыто после непосредственного вмешательства Леонида Даниловича.
Сменив за первое полугодие 1997-го две работы (в негосударственном пенсионном фонде и в инвестиционной компании), Ковальчук перепрыгнул в кресло вице-президента ЗАО «Инвестиционная компания «Нафтаэнерго Инвест», куда его пристроил всё тот же Петр Мирошников. Данная структура выполняла функции фирмы, которая должна была завладеть акциями других предприятий. И таким предприятием стала Акционерная холдинговая компания (АКХ) «Укрнафтопродукт», созданная в январе 1998 года на базе на «Украинского объединения по обеспечению нефтью и нефтепродуктами». В собственности АКХ находись пакеты акций областных «Нефтепродуктов», в том числе контрольный пакет «Херсоннефтепродукт» — на который и нацелились аферисты.
Работа по окучиванию АКХ «Укрнафтопродукт» заняла у Ковальчука и Мирошникова почти 4 года. Интересно, что в конце 90-х в офисе «Нафтаэнерго Инвест» был замечен сам Александр Жуков – компаньон международного мафиози Леонида Минина и криминального «авторитета» Александра Ангерта, в чью ОПГ входил нынешний одесский мэр Геннадий Труханов, и чьей поддержкой пользовался Руслан Боделан.
Кстати, по данным SKELET-info, Жуков и Минин занимались нелегальными поставками оружия на Балканы – и как раз тогда, когда ковальчуковский тесть Куратченко был замминистра ВПК и конверсии. Совпадение? Но помимо этого, ОПГ Минина-Ангерта занималось нефтью – в частности, прибрав к рукам Одесский НПЗ и ОАО «Эксимнефтепродукт». Последнее входило в состав АКХ «Укрнафтопродукт», но было «отжато» у него по всё той же схеме: несколько оффшорных фирм, связанных с «Морским банком» (контролируемым ОПГ Ангерта-Жукова), вогнали АКХ в долги – и затем забрали за эти долги акции «Эксимнефтепродукт». Вполне возможно, что в ходе этого они обращались за консультациями или даже помощью к таким мастерам подобных афер, как Ковальчук и Мирошников. Тем более, что те уже занимались дерибаном АКХ «Укрнафтопродукт» для других заказчиков.
В ходе этого были созданы несколько одноименных фирм: ООО, ЗАО, ТД и т.д. Любопытно и вот что: осенью 1999-го Ковальчук уволился из «Нафтаэнерго Инвест», которая трансформировалась в «Нафтопродукт Украины», и целых два года «околачивал груши» на посту директора «Фонда поддержки региональных инициатив». Чем он занимался в это время на самом деле, остается загадкой. Но далее произошло вот что: «Нафтопродукт Украины» заполучил 41% акций АКХ «Укрнафтопродукт», и в частности контроль над Херсонским НПЗ, для чего через ТД «Укрнафтопродукт» 60% акций НПЗ были проданы всего за 6,3 миллиона долларов украино-казахской фирме «КазахОйл-Украина», руководителем которой был… Петр Мирошников! После этого произошел фактический захват АКХ «Укрнафтопродукт»: Мирошников стал его президентом, а Ковальчук – председателем правления. А затем, как финал аферы, управление Херсонским НПЗ было передано российской компании «Альянс», чьим владельцем был Муса Бажаев. Хотя братья Бажаевы (Зия Бажаев погиб в 2000-м в авиакатастрофе вместе с Артемом Боровиком) и считались промосковскими чеченцами, они были связаны со всеми меняющимися властями Чечни, включая сепаратистов. Через фирмы Бажаевых осуществлялось немало нефтяных схем, в том числе связанных с казахскими компаниями. Всё очень просто: иногда чеченская нефть продавалось как казахская, а иногда и наоборот.
Муса Бажаев
Но это уже тонкости теневого бизнеса, а вот в 2003 году Петр Мирошников возглавил уже компанию «Альянс-Украина», которая сменила «КазахОйл-Украина». Ковальчук же крепко сидел в кресле главы правления АКХ «Укрнафтопродукт» до лета 2005 года, и эти 4 года стали рекордом в его трудовой биографии, потому что так долго он не проработал больше нигде! За это время он успел также обанкротить находившиеся в структуре «Укрнафтопродукта» предприятия ПАО «Луганскнефтепродукт» (убытки 10,5 миллионов гривен) и ПАО «Крымнефтепродукт» (кроме убытков, предприятие за копейки сдавало в аренду свои помещения и территорию). И хотя все эти аферы вокруг «Укрнафтопродукта» были очевидны и вопиющи (позже некоторые сделки по передаче акций были отменены судами), Ковальчук, благодаря тестю, находился под защитой «высочайшей крыши».
Первый Майдан и приход к власти «оранжевых» буквально сверг их с пьедестал, и им очень повезло, что новая власть не привлекла их за старые преступления. Но Ковальчук и тут быстро сориентировался. Осенью 2005-го он устроился заместителем директора ООО «Юридическая фирма «Фарго», которая обслуживала интересы Виктора Пинчука в его конфликте с «Приватом». Через год его старый друг и бывший босс Петр Мирошников, который прижился возле Леонида Черновецкого, помог Ковальчуку стать депутатом Голосеевского райсовета. И это стало стартом его новой карьеры, потому что в декабре 2007-го Виталий Ковальчук, с помощью своих связей, стал заместителем председателя Голосеевской РГА. Что, в свою очередь, открыло ему дорогу большую политику.
В какой-то мере Ковальчук участвовал в политике и раньше, когда помогал тестю создавать НДП и подтасовывать выборы в пользу прокучмовского блока «ЗА ЕдУ» (2002). Но в апреле 2010 года он скакнул так далеко, что удивил всех: человек, о котором в Украине практически никто ничего не знал, стал заместителем председателя партии «УДАР» и председателем её киевской организации. Фактически, Виталий Ковальчук взял на всё техническое руководство «УДАРом», оставив для Кличко роль публичного лидера. Но как? И журналисты, и многочисленные источники SKELET-info однозначно утверждают, что причиной политического взлета Ковальчука были спонсоры «УДАРа», среди которых называли Пинчука, а также Дмитрия Фирташа и Сергея Левочкина. Возникали даже предположения, что Ковальчук был «казачком», засланным в «УДАР» для его развала изнутри. Если так, то он с этим прекрасно справился!
Парламентские выборы 2012 года Ковальчук превратил для себя в средство наживы. Помимо того, что он и так был вторым лицом в партии, Ковальчук официально возглавил избирательный штаб «УДАРа», а также ЦИК исполкома. И пока Виталий Кличко выступал на предвыборных митингах, Ковальчук формировал избирательные штабы и избирательный список партии – продавая места и там, и там. Вот так в список «УДАРа» под номером 8 попала подружка Юлии Левочкиной, будущая жена Ковальчука Наталья Агафонова. Сколько денег за проданные места и сколько пожертвований партии Ковальчук положил себе в карман, не поделившись с Кличко и Палатным, можно только догадываться. Но помимо прочего, Ковальчука обвиняли в краже почти 15 миллионов гривен из избирательного фонда «УДАРа», которых не досчитались при подведении итогов избирательной компании. И как всегда за недостачу расплачивались рядовые активисты партии, которым не оплатили их работу в агитационных палатках и на избирательных участках.
В 2013 году был опубликован список предприятий, который за годы своей плодотворной работы юристом, управляющим или совладельцем, умышленно разорил Виталий Ковальчук. Помимо вышеупомянутого АКХ «Укрнафтопродукт» и его региональных подразделений, в списке упоминались ООО «Проксим Трейдинг» (ЕГРПОУ 31380139), ООО «Транспортные системы Тавриды» (ЕГРПОУ 32125955), ООО «Южные транспортные системы» (32125248). Упоминались также предприятия семейного бизнеса Ковальчуков, такие как клиника «Виктория», которые по хитрым схемам юриста-афериста регулярно декларировали убыточность, дабы уклонится от налогов.
«Отличился» Ковальчук и на втором Майдане. В то время как личные «титушки» Кличко и Палатного охраняли от слишком радикальных революционеров дорогие бутики в центре Киева, Ковальчук с активистами «УДАРа» решил соорудить собственную баррикаду, на пересечении Шелковичной и Богомольца. Единственное, что она преграждала – это дорогу домой жильцам тамошних домов. И вот что любопытно: когда МВД решило-таки взять эту баррикаду, то Ковальчук странным образом покинул её за 10 минут до штурма, никому ничего не сказав. Также участники Майдана вспоминают, что когда в Василькове арестовали активистов «УДАРа», которым Ковальчук поручил блокировать там движение на дорогах, то он так и не соизволил хотя бы попытаться выручить из КПЗ, даже не направил к ним адвокатов.
Свой талант афериста и интригана Ковальчук продемонстрировал и на выборах 2014 года. Он был одним из тех, кто уговорил Кличко отказаться от участия в президентских выборах в пользу Порошенко. После чего сам устроился начальником избирательного штаба Петра Алексеевича. Ковальчук присутствовал на тайной «исторической встрече» в Вене 22 апреля 2014 года, где спонсоры «УДАРа» Дмитрий Фирташ и Сергей Левочкин, вместе с Кличко, больше суток обговаривали нюансы своего союза с Петром Порошенко.
Именно Ковальчук был автором схем, которые помогли Порошенко победить в первом же туре с результатом 54%. «Секреты» этого успеха так и не были озвучены, но многочисленные источники SKELET-info сообщали следующее: так как Порошенко был единым кандидатом от «майдановских сил» (кроме националистов и радикалов), то его победа была заранее определена договоренностью, оставалось только «нарисовать» нужный результат. И последним как раз усердно занимались ЦИК и избирательный штаб Порошенко во главе с Ковальчуком. Так что опыт «накрутки результатов» у него большой, и он вновь использовал его в 2019 году.
Именно Ковальчук был организатором атаки против Юлии Тимошенко в апреле-мае 2014 года, с целью её политического устранения как конкурента Порошенко. Для этого Ковальчук пошел на прямые публичные обвинения.
Сблизившись в ходе президентских выборов с Порошенко и его «семьей», Ковальчук решил перейти к ним на службу. И первое, что он сделал – это подарил Порошенко его парламентский блок. Дело в том, что рейтинг «Солидарности» даже летом 2014 года едва достигал 10%, что для пропрезидентской партии было маловато. И тогда Ковальчук заявил прессе о том, что «УДАР» пойдет на парламентские выборы единым блоком с «Солидарностью», при этом Кличко возглавит избирательный список блока. Кличко, который тогда был мэром Киева и не собирался уходить с этого поста в парламент, был разъярен самоуправством Ковальчука. Но под вопли «слава Украине!» процесс объединения «УДАРа» и «Солидарности» уже пошел, и Кличко пришлось смириться с тем, что Порошенко, при помощи Ковальчука, фактически украл у него партию. Отношения Кличко и Ковальчука после этого испортились, но Ковальчук не расстроился – ведь он стал одним из доверенных лиц президента Порошенко! И 24 декабря 2014 года он получил должность первого заместителя главы Администрации президента.
Жизнь в шоколаде
Партию «Наш край» давно называют одним из проектов Банковой, созданного для раскола и политического банкротства бывших регионалов. Но при этом не всегда уточняют, что авторство этой затеи принадлежит Виталию Ковальчуку, являющегося таким себе куратором «Нашего края». Кстати, руку Ковальчука усмотрели и в нынешнем расколе «Оппозиционного блока», когда на выборы пошли оппонирующие друг другу Юрий Бойко и Александр Вилкул. Это вполне возможно, поскольку Ковальчук личность очень креативная, особенно если речь идет о необходимости что-то обанкротить. Поэтому команде Порошенко стоило бы быть с ним поосторожнее, поскольку всё, к чему прикасается Ковальчук, превращается в руины, и теперь костлявая рука краха зависла уже над ней – так же, как когда-то над «УДАРом».
Тем не менее, Порошенко безмерно доверял Ковальчуку, наделяя его огромными полномочиями – как официальными, так и негласными. Так, во время политического кризиса между Банковой и правительством Яценюка, Ковальчука прочили в вице-премьеры, который бы стал таким себе «смотрящим» в Кабмине. Яценюк этому категорически сопротивлялся, а после его отставки Ковальчука всё же приставили к Кабмину, но в качестве представителя президента. Зачем? Неужели Порошенко доверяет Ковальчуку больше, чем Гройсману? А в течение четырех лет работы первым замом главы Администрации, Ковальчук курирует работу глав областных ОГА. СМИ писали об этом так:
Получается, что в плане прямого управления регионами Украины (фактически, всей страной) Ковальчук является куда более важной фигурой, чем его прямые начальники Борис Ложкин и Игорь Райнин. И Ковальчук использовал эти возможности в своих корыстных интересах, создав несколько коррупционных схем огромных масштабов.
В начале 2016 года журналист Павел Шеремет на страницах «Украинской правды» разместил материал о рейдерском захвате Торгово-промышленной палаты, который проводил нардеп от «Батькивщины» Александр Дубовой. Там же Шеремет впервые упомянул о причастности к этому делу Виталий Ковальчука, действовавшего в паре с Дубовым. «Ковальчук приглашает на встречи в администрацию президента отдельных членов ТПП, а потом тут же знакомит их как бы невзначай с Дубовым», — писал Шеремет. Кто знает, как глубоко раскопал бы эту тему Павел Шеремет, но в июле того же года он был убит, а исполнителями этого убийства тут же объявили российские спецслужбы.
Однако тогда о беспределе, творящемся в отношении ТПП, открыто говорили уже политики, в частности Сергей Тарута. Очень быстро выяснилось, зачем же Ковальчук в этом участвовал. Очень просто – всё дело было в тендерах, самой коррупционной теме в нынешней Украине, а тендерные торги связаны с Торгово-промышленной палатой. В частности, Ковальчук старательно осваивал медицинские тендеры: 80% их осуществляются через региональные управления здравоохранения, и для «медицинской мафии» это настоящий Клондайк! Там крутятся миллиарды, а «откаты» исчисляются девятизначными суммами! Что ж, теперь становится понятным, кто именно из президентской Администрации курирует разворовывание бюджета здравоохранения, о котором SKELET-info подробно рассказывал в материале о братьях Фисталях. Но ведь Ковальчук занимается и другими тендерами: по ремонту инфраструктуры, строительству, образования и т.д. Сколько же прилипает к его рукам – помимо того, что он захватывает сам, как, например, элитные участки и дом в центре Киеве? И кому «заносит» он сам?
Дальнейшие успехи Виталия Ковальчука на ниве «тендерного бизнеса» и других коррупционных схем зависели от того, кто станет следующим президентом Украины. Казалось бы, он сам был заинтересован в переизбрании Петра Порошенко, ведь «новая метла» может не только вымести его с хлебной должности, но и поспособствовать возбуждению против Ковальчука многочисленных уголовных дел – как говорится, есть за что! И кое-что из его методов достижения цели достаточно продуманы. Например, модернизированная система скупки голосов.
ПРОДОЛЖЕНИЕ