Референдуми. Гітлерівські, радянські та "путлерівські".
- 09.06.20, 08:17
«...И, конечно, тут же пришло какое-то количество людей со словами: «Ах, так ты Путина с Гитлером сравниваешь?!» Знаете, нет, я не сравниваю Путина с Гитлером, но я сравниваю референдумы, а они похожи....
......известная история — это германский референдум 19 августа 34-го года, который был посвящен тому, что Гитлер, к тому моменту уже пришедший к власти в Германии, хотел соединить в своих руках власть и президента Рейха и канцлера. И 1 августа 34-го года был принят об этом закон, формулировка которого, весь этот закон состоял из двух статей.
«Статья 1-я: Должность президента Рейха совмещается с должностью рейхсканцлера. Соответственно, полномочия, которые до сих пор осуществлялись президентом Рейха, переходят к фюреру и рейхсканцлеру Адольфу Гитлеру, — прямо без дураков имя названо, так что понятно, для кого это делается, — Он назначает своего заместителя.
Статья 2-я: Настоящий закон вступает в силу со дня смерти рейхспрезидента фон Гинденбурга».
Это был закон, принятый 1 августа. Гинденбург умер назавтра 2 августа. Но референдум проводился 19 августа, то есть через 17 дней после смерти Гинденбурга. И в этом была абсолютно неразрешимая путаница. 19 августа предлагается ответить на вопрос, согласны ли вы с тем, что некоторое событие произошло 2 августа, или произойдет в августа?
В будущем времени, хотя фактически оно произошло 17 дней тому назад. Но эти тонкости никого из тех, кто организовывал этот референдум, не должны были интересовать. И это всё было сделано чрезвычайно высокопарно, и в бюллетене было написано: «Соглашаешься ли ты, германский мужчина и ты, германская женщина, с вводимой этим законом системой управления?»
Ну, результат: явка — 95,5%. Из них за — почти 90%.
Следующая немецкая же история — это не менее знаменитый референдум 10 апреля 38-го года референдум об аншлюсе Австрии. Он происходил одновременно и в Германии и в Австрии.
Звучал он чрезвычайно просто, но внутреннее абсолютно двусмысленно: «Согласен ли ты с произошедшим 13 марта 1938 года воссоединением Австрии с Германией и голосуешь ли ты за список нашего фюрера Адольфа Гитлера?» Минуточку, это про что референдум: про объединение с Австрией или про «список нашего фюрера Адольфа Гитлера?»
Кстати, это тот случай — многие видели этот бюллетень, он широко распространен в интернете, — где на, собственно, листке бумаге есть место, куда надо поставить галочку. Вот в первом референдуме, который я описывал, 34-го года было два одинаковых квадратика и в них два кружочка, в которых надо было поставить эти галочки. А в этом референдуме 38-го года был большой кружочек, где можно было поставить галочку — «да», и маленький кружочек, где можно было поставить галочку «нет».
И, в общем, после этого была развязана целая колоссальная пропагандистская кампания в Рейхе за вычисление, разоблачение и наказание людей, которые позволили себе поставить галочку в этом маленьком кружочке, хотя таких людей было совсем немного. По официальной версии на всю Германию их насчитали всего 12 тысяч человек, потому что за проголосовало 99,73%. А явка, которая тогда была зарегистрирована официальной пропагандой — 99,71%.
(Прямо як через копірку рашисти у Гітлера змалювали аншлюсс Криму).
Из подобных красивых референдумов я бы назвал еще референдум Пиночета в Чили 4 января 78-го года. Звучал он так: «Перед лицом международной агрессии, развязанной против правительства нашей Родины я поддерживаю генерала Пиночета в его стремлении защитить достоинство Чили и подтверждаю легитимность правительства республики, которое должно суверенно возглавить процесс институционализации страны».
И опять шутки с формой бюллетеня. На том месте, куда надо было ставить галочку — за, был изображен государственный флаг Чили, и под ним надо было ставить свою галочку за, а на том месте, где надо было ставить галочку — против, было изображено просто грязно-серое пятно. И даже расположение это на листе было устроено таким образом, что выше был флаг, а где-то ниже, в углу это грязно-серое поле, где предлагалось отщепенцам поставить свой голос против. Пиночет выиграл этот референдум с огромным отрывом. За он получил — 78,7% против 21,3%.
Советский референдум о спасении Советского Союза 17 марта 91-го года. Хрестоматийно такое, из школьного учебника. Попытка запутать голосующего и нагрузить вопрос множеством разнообразных мусорных оборотов для того, чтобы он по возможности не понял, за что в точности он голосует.
«Считаете ли вы необходимым сохранение Союза Советских Социалистических Республик как обновленную версию равноправных, суверенных республик, в которых будут в полной мере гарантироваться права и свободы человека любой национальности?» В общем, «девочка, ты хочешь на дачу или чтобы тебе оторвали голову?», как это было в том самом знаменитом фильме «Подкидыш».
Референдум, который предлагается сегодня и пройдет 1 июля, идет еще дальше. Он предлагает пакетно проголосовать по 206 разнообразным вопросам, выдавая их за один единственный.
Пожалуй, таких высот не удалось достигнуть ни организаторам референдума 34-го года, ни организаторам референдума 38-го года, ни организаторам референдума в Чили 78-го года, ни многочисленным, например, организаторам референдума, благодаря которому снова и снова оставался у власти — была такая история тоже — Саддам Хусейн.
Он проводил в своей истории, по-моему, три референдума, каждый из которых был предназначен для того, чтобы он в очередной раз продолжал управлять Ираком. Чем это для него кончилось, я думаю, вы хорошо знаете.
Конечно, совесть моя была неспокойна насчет Грузии. И я говорил, что у меня есть смутное ощущение, что Грузия не поддержала тогда референдум о сохранении Советского Союза. Мне написало за это время несколько наших слушателей с хорошей памятью, а кроме того я сам успел погуглить в этой паузе. Да, не только Грузия, но и Армения и Молдавия, а также, разумеется, три прибалтийских республики отказались тогда участвовать в этом референдуме.....»