Детские страхи - ночные, в холодном поту, леденящие душу. Вы забыли о них? Так я вот сейчас напомню...
Детские страхи – это обычное явление для детского развития. Они имеют
важное значение для ребёнка. Каждый страх или вид страхов появляется
только в определённом возрасте, т.е. у каждого возраста есть «свои
страхи», которые в случае нормального развития со временем исчезают.
Человеку свойственно чего-то бояться. А уж
ребенку тем
более. Еще бы, ведь его окружает такой огромный и пока еще неизведанный
мир. Порой малыша может испугать то, что любому взрослому покажется
глупостью. Детские страхи могут получить отголоски и во взрослой жизни.
Помню, как-то бабушка меня, довольно вредного ребенка, напугала
Бабаем. Я рос впечатлительным, поэтому принял все довольно серьезно.
— Ты собираешься спать или нет? — и сейчас слышу назидательный
голос теперь уж покойной бабушки. — Смотри, а то придет Бабай и заберет
тебя!
— А где он, этот Бабай? — спрашиваю.
— Там, за окном.
При этом бабушкино лицо становилось каким-то грозным, глаза полыхали этой самой бабаевской злостью. Был вечер, окна в сельской хате еще не успели заслонить, я поднял
взгляд на окно и увидел нечто со сверкающими глазами, страшное — оно
смотрело прямо на меня!
Воспитательный потенциал родителей и проявляется, прежде всего,
научением ребенка следовать определенным правилам поведения, например,
быть в сопровождении родителей на улице, внимать предостережениям
не ходить в лес летом и т. п. При несоответствии поведения детей
ожиданиям родителей нередко используются угрозы наказания или же
физические наказания непослушных, часто упрямых, с точки зрения
взрослых, детей.
Первым из сказочных персонажей, будоражащих воображение во сне, будет Волк. В 2 года его пугающий образ формируется под влиянием сказки "Красная Шапочка", мультфильмов, а также... угроз взрослых и физических наказаний. Именно в 2 года проявляются в максимальной степени активность детей, самостоятельность, попытки проявить и утвердить свое "я". В то же время ребенок обязан следовать все большему числу требований взрослых, правилам поведения, принятым в обществе. Столкновение между "я хочу" и "так надо" или "нет" - в какой-то мере неизбежно.
В антропологическом значении сновидения представляют собой остаток
далекого филогенетического прошлого, когда преобладал неполный (частичный
или прерывистый) сон и сами сны играли роль импульса для мобилизации
организма при внезапной опасности, возникшей во время сна. Нетрудно
представить первобытных людей, уходящих далеко за добычей. Спать
можно было только урывками, да и то постоянно быть начеку - любой
шорох мог означать смертельную угрозу для жизни. Так что включение
сновидений и означает с тех давних времен сигнал-напоминание: а
не пора ли просыпаться?
Добиваясь самостоятельности, ребенок оказывается как бы в неизвестном пространстве - в лесу, в то же время остро ощущая свой отрыв от родителей и всевозрастающее чувство беспомощности. В этой волнующей ситуации угрозы, запугивания, физические наказания со стороны родителей и материализуются в образе Волка. Сон же выступает в качестве игровой площадки - сцены, где разворачиваются события происходящей драмы.
А под кроватью притаился Бабайка!
Ну так, Спокойной ночи, малыши!