Сад Камней
- 05.04.09, 14:28
- ***САД ГАРМОНИИ***
Приглашаю Вас
на прогулку в японский сад камней... Спасибо Инету, что дарит нам такую возможность
Парки и сады Японии отражают многие стороны национального характера и
рассчитаны не на внешнее подчеркивание различных элементов природы, а
на побуждение человека к созерцанию.
Согласно дзэн, внешнее малосущественно, главное находится внутри.
Таким образом, главная цель архитектуры садов и парков Японии - вызывать у
человека ощущение красоты в обычном, простом, каждодневном.
Аскетизм дзэн основывается на уважении к природе.
Причем это не подавление личности, а отсутствие эгоизма в отношении с миром природы.
Аскетизм дзэн — это простота, умеренность, мужественность, его путь —
интуитивное постижение родства с миром природы во всех его проявлениях.
Внутренняя суть природы подобна сути человека и понять ее логически
невозможно.
Интуитивное постижение истины возможно только при просветлении. Образ-символ помогает поэтическому способу мышления дзэн интуитивно постичь истину.
Такой способ мышления определил структуру японских садов, которые в этот период стали лаконичным и
концентрированным выражением мироздания.
Эстетическая ценность растений, камней, песка и воды а является второстепенной по сравнению с
тем, что они символизируют.
Японская традиция создания "эзотерических" садов, ставших впоследствии
идеальными источниками медитативной релаксации, ведёт свой отсчёт
примерно с 10-12 века нашей эры и достигает своей вершины уже к 14-16
векам.
Тысяч посетителей ежегодно приезжают в сад Храма Рюондзю в Киото. (первая фотка )
В отличие от своих западных коллег, японские садоводы изначально
руководствовались не отвлечёнными соображениями об идеальном саде, а
вполне чётко очерченными концепциями дзен-буддизма, хорошо известного
своим пристальным вниманием к человеческой психике.
Притом, что общие принципы построения японского сада давно и
хорошо изучены специалистами, механизм их непревзойдённого
психотерапевтического воздействия до сих пор оставался загадкой.
Действительно, композиция всегда составляется из нечётного количества
камней: "три-два-два" или "два-три-два". Группы камней всегда образуют
как минимум один треугольник. Если треугольников больше, то они всегда
имеют общую вершину. Здесь всё понятно. Но медитации здесь причём?
Загадку, похоже, удалось разгадать группе исследователей из Киото — древней столицы феодальной Японии.
Компьютерному анализу был подвергнут сад камней Храма Рюондзю в Киото:
один из самых знаменитых и загадочных архитектурных комплексов этого
рода, созданный между четырнадцатым и шестнадцатым веками неизвестным
мастером и ежегодно посещаемый сотнями тысяч туристов.
Гипотезы относительно смысла, вложенного архитектором в своё творение,
высказывались самые разные. Кто-то полагал, что абстрактный рисунок
должен изображать тигрицу, переплывающую море со своими детёнышами.
Кому-то виделись китайские иероглифы, означающие слово "сердце".
В этот раз учёные, вооружённые мощным компьютером, кажется, расставили
всё по своим местам. Проанализировав расположение камней, машина
обнаружила, что внешне хаотичная мозаика каменных глыб образует
рисунок... кроны дерева.
Рисунок этот не виден глазу, но прекрасно воздействует на подсознание,
вызывая ощущение единения с природой. Но лишь при условии, что
наблюдатель смотрит на сад с нужной точки.
Рисунок, образуемый линиями, действительно напоминает крону дерева.
Крона, как видно на фотографии, представляет собой нечто близкое к
фрактальной структуре, хорошо известной читающей публике: буддистский
мастер расположил камни вдоль невидимых линий так, что их "точки
бифуркации" лежат в точности в центре треугольника, образованного
каждой из групп трёх отдельно взятых камней.
Для того чтобы проверить свою догадку, исследователи пытались
произвольным образом изменять положение камней, но каждый раз видели,
что чётко выверенный рисунок дерева неизменно разрушался.
По мнению Герта Ван Тондера (Gert Van Tonder), Майкла Лайонза (Michael
Lyons) и Йосимити Эидзима (Yoshimichi Ejima), занимавшихся
исследованием сада, именно этот скрытый от неподготовленного глаза
рисунок является главной причиной необычного целительного эффекта,
оказываемого творением неизвестного мастера на психику современного
человека.
А это пример "мокрого" японского сада камней, где присутствует вода.....:
С 5-6 веков нашей эры под влиянием буддизма японские мокрые сады стали
символическим выражением буддийской Вселенной. Центром ее считалась
гора Сумэру, которую в саду обозначал небольшой холм посреди пруда,
повторявшего священное озеро Мунэцуноти. Камни в пруду изображали
девять островов и восемь морей буддийского космогонического мифа.
В садовом искусстве Японии главными элементами всегда были вода и
камни. Вода - символ отрицательной, женской, темной, мягкой силы инь, а
камни - светлой, мужской, положительной, твердой силы ян. Их вечное
противостояние и неразрывное единство являются основой существования
мира.
Японцы не равнодушны к камням.Основой любого японского сада являются
камни. Для своих парков японцы привозят камни даже из других стран.
Можно сказать. что в Японии существует культ камня: найдя интересный
камень, его бережно несут или везут домой и укладыываеют у своего дома
или террасы.