Экономический кризис привнес много
нового в рейдерские модели. В Москве и Санкт-Петербурге традиционные
формы рейдерства, основанные преимущественно на юридическом
манипулировании, почти полностью исчезли, в регионах их также стало
много меньше. Но это не значит, что рейд умер (как об этом поспешили
заявить некоторые наблюдатели!) — он мутировал. В настоящее время
наиболее популярными стали информационные и долговые модели рейдерства.
Противодействие информационным рейдерским моделям
Всплеск применения информационных рейдерских моделей пришелся на
прошлую осень, когда целенаправленным массированным информационным
атакам подверглось более 35 российских банков (подробно см. «БО» № 11
за ноябрь 2008 года). Сразу скажем — практически никто из этих банков
до настоящего времени так и не оправился. Большинство из них было
поглощено либо санировано.
Впоследствии специалисты по информационной работе выделили ряд
характерных ошибок, которые и привели к столь плачевному результату. К
этим ошибкам следует отнести:
— отсутствие системы мониторинга всего информационного поля, включая
блогосферу и интернет-форумы, и как следствие — запоздалое реагирование
на возникшую угрозу;
— на первоначальном этапе — попытки решить проблему юридическими методами;
— отсутствие антикризисных информационных специалистов внутри компании;
— отказ от привлечения внешних антикризисных информационных специалистов либо достаточно позднее их привлечение.
Специалисты также пришли практически к единодушному мнению, что при
отсутствии заранее разработанной программы на случай подобных
информационных атак, которую можно было запустить в течение двух-трех
часов после выявления атаки, у компаний, являющихся в высокой степени
публичными институтами (в эту категорию, безусловно, попадают и банки),
почти нет шансов отбиться.
К элементам такой антикризисной программы относятся:
— постоянный мониторинг максимально широкого информационного поля;
— формирование антикризисного штаба, возглавляемого руководителем (а
еще лучше — контролирующим собственником), из ведущих специалистов по
направлениям: финансы, GR, СБ, PR, КР («конкурентная разведка» —
подразумевает деятельность по сбору и анализу информации об окружении
предприятия с целью помощи в выработке руководством решений
реагирования на внешние обстоятельства. Не менее важно и активное
изменение информационного пространства, которое способна осуществлять
КР;
— наличие непопулярной программы работы с вкладчиками и клиентами,
ограничивающей массовый отток средств из банка в течение короткого
периода времени. Это в первую очередь различные объемные и временные
ограничения на снятие денег со счетов вкладчиками, поддавшимися панике;
— наличие программы боевой информационной работы.
Центральным моментом всей работы банка по отражению уже выявленной
информационной атаки специалисты видят реализацию программы боевой
информационной работы. Целый ряд компаний, специализирующихся в этой
сфере, уже разработали базовые принципы таких программ. Вот, к примеру,
как может выглядеть одна из таких программ боевой информационной работы.
Программа боевой информационной работы в Интернете
1. Постоянный мониторинг информационного пространства, включая
«невидимый Интернет», с использованием специально разработанных
поисковиков с целью раннего обнаружения информационной атаки.
2. При выявлении информационной атаки — запуск антикризисной информационной программы, включающей в себя:
а) боевой блог. Блог-разъясни-тель, блог-развлекатель,
блог-инсайдер. Анонимный независимый блог с хорошей известностью и
хорошей посещаемостью. Делается в Живом Журнале (http://www.livejournal.com).
На нем ежедневно размещается один-два материала. Первый — развлекающий
(картинки и ролики, вызывающие интерес). Второй — изобличающий
заказчика и исполнителей информационной атаки. Изобличение ведется в
острой сатирической, насмешливой манере. Это обеспечит высокую
посещаемость блога и позитивное отношение аудитории к распространяемой
информации. Конечно, хорошо создать такой блог «загодя», однако
приемлем и вариант создания непосредственно после выявления
информационной атаки;
б) облако блогов. 50—70 блогов поддержки. Создаются после выявления
информационной атаки. Их задача — заполонить «нашей» информацией
поисковики «Яндекс» и «Google». Любой пользователь Интернета,
заинтересовавшийся «нашей» темой, будет прежде всего попадать таким
образом на «наши» материалы; материалы же «врагов» будут похоронены в
глубине Интернета. Это блоги, имитирующие блоги обычных людей, там
освещаются в том числе самые различные общебытовые вопросы, что
позволяет повысить уровень доверия читателей к «нашим» информационным
материалам, создает иллюзию, что «наша» тема широко обсуждается в
Интернете и что обычные люди поддерживают «нашу» позицию и осуждают
«вражескую». Контент «наших» материалов на этих блогах опирается на
контент боевого блога, но в ряде случаев, по особо «деликатной»
инсайдерской информации, возможен сначала ее вброс на облаке блогов, и
уже затем — на боевом блоге;
в) войну на интернет-форумах. Сейчас в каждом более-менее крупном
городе имеется один-два популярных в этом городе интернет-форума. Для
профилактики бана (запрета на размещение материалов на форуме)
используются иностранные прокси-серверы с динамическими адресами. Сами
материалы размещаются в полемическом ключе для предотвращения обвинений
в ангажированности одной из сторон конфликта. В случае чрезвычайно
плотной опеки со стороны администрации форума (возможно в
ангажированном варианте) и препятствования размещению «нашей»
информации используется система «Скайлинк» с местной сим-картой. Эту
технологию администрация форума сможет обойти, только если она
«забанит» всех местных пользователей «Скайлинка», что практически
нереально. В случае, если на форуме начинается информационное
противостояние «нашей» позиции, информационное полемическое давление с
«нашей» стороны усиливается.
Посредством работы на интернет-форумах можно добиться существенного
перелома общественного мнения в течение одного-двух дней, работа в
блогосфере направлена на закрепление достигнутого эффекта и придание
ему долгосрочного характера.
Как показывает практика, PR-подразделения банков в редких случаях
способны выполнить эту работу. Лучше ее заказывать в специализированной
компании, которая выделяет шесть-семь человек для осуществления
программы. Стоимость программы составляет около 10 тыс. долларов в
месяц.
Разумеется, работа в Интернете должна быть дополнена действиями «в
реале» — проведением пресс-конференций, разъяснительной работой в
печатных и электронных СМИ. Весьма действенны также массовые
мероприятия. Впрочем, эти модели уже много лет стоят на вооружении
PR-специалистов, и на них мы подробно останавливаться не будем.
Александр ОРФЕНОВ, главный редактор ИА Advisers; Евгений ЮЩУК, директор компании «Маркетинг рисков и возможностей»