Персональный маркетинг

Персональный маркетинг – это деятельность, направленная на формирование и поддержание линии поведения определенного лица. У персонального маркетинга есть и другое название – маркетинг личности. Персональный является одним из наиболее сложных видов маркетинга, потому что целью маркетолога является изменение отношения окружающего общества к конкретной личности. За услугами персонального маркетинга чаще всего обращаются публичные персоны – артисты, политики, известные адвокаты, спортсмены, руководители и так далее.

МОДЕЛЬ

Модель персонального маркетинга можно рассмотреть на примере абстрактного спортсмена.
Спортсмен (или агент спортсмена) заинтересован в дополнительных доходах, для получения которых ему нужно найти спонсора. Привлечь внимание спонсора может только тот спортсмен, имя которого известно широкой аудитории (болельщикам). Такая Схема взаимоотношений:

Инициатором отношений всегда является спортсмен или клуб, за который он выступает. Задача клуба – популяризировать собственный бренд за счет громкого имени. Спортсмен при поддержке клуба стремится завоевать как можно больше лояльных болельщиков, чтобы потом предложить их спонсору. Спонсор в данном случае выступает инвестором – если он посчитает, что спортсмен и клуб, за который он выступает, имеет солидную армию поклонников, он будет вкладывать деньги. При этом спортсмен может завоевывать популярность не только за счет непосредственно спортивных результатов, но и за счет сторонних мероприятий, например, участвуя в благотворительных акциях или выступая на ТВ.
ЭТАПЫ

Первый этап. Достижение максимального результата. Ключевая роль на этом этапе отводится агенту, который должен мотивировать своего подопечного и определять путь развития его карьеры. Важны и такие факторы, как харизма самого спортсмена (артиста, политика) и наличие у него амбиций. Первый этап призван привлечь внимание.

Популяризация. На втором этапе происходит формирование имиджа (которым будет представлять себе спортсмена широкая аудитория). Популяризация – это этап закрепления.

Третий этап. Реализация маркетингового потенциала. Имя спортсмена само становится брендом и способно приносить ему доход (например, благодаря участию в рекламе).

Важно отметить, что описанная модель взаимоотношений актуальна не только для спортсменов, но и для всех медийных личностей в равной степени.

ИНСТРУМЕНТЫ

Мероприятий, которые способны превратить человека в бренд, достаточно много.
Среди них можно выделить:
— Активное общение со средствами массовой информации: участие в телевизионных шоу и интервью.
— Участие в конференциях и семинарах (как автор или приглашенного гостя или эксперта). Пример такого мероприятия – выступления известного политика в Вузе.
Интернет-маркетинг: прямое общение с поклонниками с помощью популярных сервисов, например, Twitter или Instagram.
— Консультационная деятельность (актуально для руководителей, адвокатов, известных предпринимателей), а также публикации в тематических печатных изданиях или выпуск собственных книг (к этому методу прибегают очень многие бизнесмены и инвесторы – авторами бестселлеров можно назвать Ричарда Брэнсона, Уоррена Баффета, Джорджа Сороса, Робина Шарма ).
— Участие в некоммерческих организациях и благотворительных мероприятиях.
— Эксперты маркетинга рекомендуют избегать шумных PR-акций, так как современный потребитель рассматривает этот метод как безосновательное желание личности привлечь к себе внимание.

Источник: "Моя освіта" //  12.04.2019

Маркетинг. История. Становление

Термин «маркетинг», ставший столь популярным в последние годы, происходит от английского слова «marketing» – создание рынка, рынковедение. Этому термину в русском языке не нашли подходящего эквивалента, поэтому он остался непереведенным, а соответствующая наука и практика так и были названы – «маркетинг». Разумеется, маркетинг связывают с категорией рынка («market» – рынок), но у многих это понятие ассоциируется с такими направлениями деятельности, как сбыт и реклама. Некоторые руководители предприятий все еще полагают, что маркетинг – это лишь новый термин для обозначения сбыта. В свою очередь, первым человеком полностью осознавшим центральную функцию маркетинга на промышленном предприятии, был Сайрус Маккормик, живший в середине XIX в.

Хронология маркетинга, как науки

В 1911 г. «Картис Паблишинг Кампани» организует отдел изучения рынка. В 20 – 30-е годы появляются первые значительные публикации по маркетингу. В 1931 г. создана Американская Ассоциация Маркетинга. С 1950 г. в западных странах стали использовать маркетинг в практической деятельности.
В 1960 г. Ж. Маккарти предлагает модель, раскрывающую содержание маркетинга, где впервые обособлены четыре его основных элемента: товар, цена, реклама, сбыт, или, как их называют, четыре «П»
В 1976 г. маркетинг был признан наукой о процессах обмена.
С 1989 г. маркетинг начал использоваться в нашей стране.

Эволюция концепции маркетинга

Первые попытки описать маркетинг в качестве новой экономической теории были предприняты в США в начале XX в. В 1901 г. в нескольких американских университетах (Гарвардском, Иллинойсском и Мичиганском) создали и начали читать самостоятельный курс маркетинга, выделив его из общей экономической теории предпринимательства – экономикса. Новый курс содержал характеристику приемов сбытовой деятельности промышленных фирм, операций оптовых и розничных торговцев. Особое внимание в нем было уделено проблемам организации рекламных кампаний. Таким образом, до 40-х годов маркетинг ассоциировался со сбытом и назывался сбытовым.

Основными причинами обособления маркетинга в самостоятельную науку явились:
Усилившийся процесс концентрации и централизации капитала;
Появление монополистических союзов;
Отдаление производителя от потребителя в условиях укрупнения масштабов производства;
Усиление конкурентной борьбы.

Эти причины привели к формированию так называемого рынка потребителя, т.е. рынка, на котором предложение превышает спрос, а значит, и острая конкуренция, отсюда – серьезные проблемы со сбытом.
В целом отношение к маркетингу в этот период формулировалось следующим образом: «Маркетинг охватывает любую торговую деятельность, ведущую к получению товаров и услуг потребителем».

Следующий этап эволюции – «управленческий» маркетинг – период 50-х – первой половины 70-х годов, для которого характерны:
Высокие темпы расширения масштабов производства на более высокой стадии НТП;
Процесс возникновения новых и новейших производств;
Выход разделения труда за национальные границы.

В результате резко обострилась конкуренция между крупными, часто интернациональными монополистическими союзами, так называемыми транснациональными корпорациями. В новых условиях у производителей и продавцов появилась объективная необходимость в интеграции усилий с целью снижения рисков. Пришло понимание того, что целесообразнее и выгоднее инвестировать средства в создание, моделирование и производство тех товаров, которые будут пользоваться спросом на рынке, чем выпускать то, что с трудом удается сбыть. На этом этапе эволюции маркетинг начали трактовать как концепцию управления, ориентированную на меняющиеся условия рынка, на существующий на нем спрос на товары и услуги. «Смысл маркетинга как концепции управления состоит в стремлении удовлетворить существующие потребности. Маркетинговый подход большинства успешно действующих фирм предполагает ориентацию производителя на потребителя как средство повышения эффективности сбыта, использования ресурсов и увеличения прибыли», – так определило маркетинг в начале 70-х годов Национальное управление экономического развития Великобритании.

Третий этап эволюции – это комплексный маркетинг

Во второй половине 70-х годов маркетинг вступает в третью фазу эволюции и превращается по существу в доктрину современного бизнеса, его философию, основное средство коммуникативности между фирмой и окружающей средой. Он становится комплексной системной деятельностью. В этот период к маркетингу стали относиться как к элементу корпоративного стратегического управления, который, пронизывая всю деятельность фирмы, направлен на ее адаптацию к внешней экономической и политической среде. Маркетинговая деятельностьпревращается из односторонней связи предприятия с рынками сбыта в замкнутый цикл, своеобразный диалог фирмы с покупателями. Соответственно все большее внимание уделялось исследованию и активному моделированию поведения потребителя на рынке.