Народження Перця у Фейсбук.
- 25.11.16, 18:42
Совок совершил ужасное дело: похоже, за время своей истории он истребил почти всех, кто мог бы воспринять свободу. Последний всплеск сопротивления — Новочеркасский бунт при Хрущёве. Когда потом появился шанс на свободу, воспользоваться им было уже некому. Воля к свободе осталась в Украине, в Прибалтике, в Грузии. Но не у нас, не у русских. У нас качество населения низведено ниже плинтуса. Оно не идёт ни в какое сравнение со сталинскими временами. Ибо тогда система всё-таки преодолевала сопротивление, с нею всё-таки боролись. Были крестьянские восстания, потом были власовцы. Был огромный пласт людей, ненавидящих Сталина и совок вообще. Недаром системе требовался ГУЛАГ. Сейчас он не нужен. ЭТОТ народ любит вождя и без ГУЛАГа. Страшное дело — рабство из-под палки. Но ещё страшнее — рабство без палки. Страшен совок в ватнике. Но страшнее совок на иномарке, в импортных шмотках, отдыхающий в Европе и притом ненавидящий Запад. Помнится, при совке власть обязывала хозяев личных домов вывешивать по праздникам красный флаг. Не вывесишь — будут неприятности. Сейчас никто никого не принуждает цеплять «колорадскую» ленточку на свой личный автомобиль — но цепляют все, сами цепляют, не замечая, как двусмысленно и даже комично этот круглогодичный «символ победы» выглядит на «мерседесе» или «фольксвагене».
Этот нынешний добровольный неосталинизм, добровольный отказ от возможности быть свободным — гораздо страшнее атмосферы 30-х годов. Он знаменует полную деградацию, возможно, уже необратимую. Это вырождение как следствие мощнейшей антиселекции, отрицательной калибровки. В великом русском языке есть слово «люди» и слово «ублюдки». Как видите, они вроде бы созвучны, похожи друг на друга. Однако значение этих слов совсем разное. И корни разные — «люд» и «блуд» соответственно. Между этими двумя словами при всём их некотором созвучии — дистанция огромного размера. Такая же, как между русскими 30-х годов и нами, нынешними русскими. Там, в 30-х, были всё-таки люди.
Начало перестройки было ознаменовано появлением знакового фильма «Покаяние» Тенгиза Абуладзе. Собственно, перестроечная критика сталинизма началась с него. Главный смысл этого фильма был не воспринят, он показался тогда слишком радикальным и даже нигилистическим. Сын выкапывает из могилы труп отца-тирана и выбрасывает его с горы куда-то в мир — на ветер, на вечный позор. О, как тогда, в пору выхода фильма на экраны, многие клеймили эту яркую сцену, как оскорблялись ею! Фильм стал своего рода «проверкой на вшивость», проверкой готовности общества к переменам, к перерождению. Он нёс в себе послание, которое не было услышано: нас может спасти только радикальное отречение от скверны. Подобное тому, что совершила Восточная Европа. Но это не произошло. Покаяние — а именно в этом состояло послание фильма — не состоялось. Фильм, повторяю, не был услышан, и само это слово — покаяние — стало по большей части вызывать раздражение и озлобление, и чем дальше, тем сильнее.
Призывы к покаянию стали восприниматься как оскорбление национального и личного достоинства: «Кому, НАМ каяться?! Перед кем?? Да мы всех их спасли от фашизма!!». Сегодня тема покаяния, звучавшая в годы перестройки, окончательно перечёркнута великой темой «вставания с колен». Её венец — «Крымнаш». Законченный исторический цикл: от фильма «Покаяние» до фильма «Путь на родину». Мы вернулись-таки «на родину». Кто-то, вспоминая картину Абуладзе, сказал, что зловонный труп тирана теперь подобран и водружён на старый пьедестал. Не совсем так. Этот полуразложившийся труп наши современники притащили к себе домой и усадили за семейный стол. В его обществе пьют чай. С ним подобострастно беседуют, с ним советуются. И если у трупа вдруг отваливается голова, её с извинениями прилаживают на место.
Трансполярная магистраль: участок Салехард-Игарка
Неотправленные письма заключенных, их рабочие перчатки и изношенная зимняя обувь, разбитая гитара. Эти и другие вещи, найденные в 15 заброшенных лагерях ГУЛАГа, теперь можно увидеть онлайн благодаря энтузиастам из Чехии. Вот уже более семи лет они ежегодно отправляются в Сибирь, чтобы выложить в интернет фотографии построек исправительно-трудовых лагерей спустя почти сто лет с того момента, как появилось подразделение НКВД, ведающее местами принудительного труда заключенных.
Музей "ГУЛАГ.Онлайн" создан на средства чешской общественности, поддержавшей работу группы энтузиастов, среди которых есть историки, археологи, журналисты. Сейчас – снова в интернете – эта группа собирает средства на поездку в Казахстан, чтобы изучить Карлаг. А результат их недавней работы уже выложен в сеть и доступен, в том числе, на русском языке.
История онлайн-музея началась с изучения бывшей стройки ГУЛАГа 501–503. Эти цифры обозначали строительство железной дороги Салехард – Игарка в Северной Сибири, которая должна была стать частью Трансполярной магистрали и соединить Чукотку с Баренцевым морем, но она не была достроена и сейчас не действует. Вдоль этой стройки осталось много заброшенных исправительно-трудовых лагерей, которые, в отличие от многих других, хорошо сохранились.
Сторожевая башня в одном из заброшенных лагерей ГУЛАГа
Благодаря исследованию этого участка железной дороги можно совершить онлайн-тур по лагерю ГУЛАга и узнать, как выглядели разные постройки, заглянуть внутрь бараков и увидеть, в каких условиях жили и работали заключенные. Эта информация сопровождается и видеорассказами очевидцев, в основном чехословаков, репрессированных в СССР. При этом каждый лагерь отмечен на карте, благодаря которой можно проследить и судьбу каждого заключенного: на ней отмечены не только лагеря, в которых человек содержался, но и места, где был арестован, допрашивался или был осужден.
3D-модель исправительно-трудового лагеря
По словам председателя общества GULAG.cz Штепана Черноушека, ни один российский музей не рассказывает о системе ГУЛАГа такие подробности, какие есть на сайте общества:
Участники экспедиции. Штепан Черноушек – крайний справа
– Мы воспринимаем слово "ГУЛАГ" как синоним всех советских репрессий. Хотя мы начали с рассказа историй чехословацких граждан, репрессированных в СССР. Это тема членов нашего общества, сотрудников Института по изучению тоталитарных режимов в Праге Яна Дворжака и Адама Градилека. Они разделяют три основные группы репрессированных. Первая – до Второй мировой войны, с 1917 по 1939 год, – это были чехи, которые с XIX века проживали, например, в Украине на Волыни или в других областях России, а также энтузиасты-коммунисты, которые приезжали из Чехословакии помогать строить социалистическое государство и попали в ужасную репрессивную систему: их расстреляли или отправили в ГУЛАГ. Был случай в 1938 году во время Большого террора в Житомире, когда расстреляли за один день 80 чехов. Это произошло 28 сентября, в день Святого Вацлава – покровителя Чехии.
Всего же советские репрессии коснулись 25 тысяч чехов и словаков – немалое количество
Второй период репрессий – во время Второй мировой войны. Это в основном были люди, которые убегали от нацистов или от венгерских фашистов в Советский Союз. Они надеялись там организоваться и воевать против немцев. Органы НКВД арестовывали их прямо на границе, судили и отправляли в исправительно-трудовые лагеря. Многие из этих людей спаслись в 1942 году, когда в Бузулуке был организован легион Людвика Свободы. Тогда была амнистия чехословацких граждан по всем лагерям ГУЛАГа, и многие тогда вернулись обратно домой, в Чехословакию. Таких людей насчитывается приблизительно десять тысяч.
Всего же советские репрессии коснулись 25 тысяч чехов и словаков – немалое количество. Еще есть третья группа – это репрессированные после войны, начиная с 1945 года, когда вместе с Красной армией в Чехословакию пришли органы СМЕРШа и НКВД, которые стали арестовывать либо бывших эмигрантов из России и Украины и отправлять их в ГУЛАГ, либо обычных людей, которые им чем-то не понравились, и даже случайных прохожих (были такие случаи, что прохожих арестовывали и отправляли на принудительные работы в Советский Союз).
– Выбор основного места исследования для ваших экспедиций, лагеря вдоль железной дороги Салехард – Игарка, как-то связан с историей чехословаков, прошедших через ГУЛАГ?
Участок заброшенной железной дороги Салехард-Игарка
– Эта связь есть, но не напрямую. Участок Салехард – Игарка является продолжением железной дороги до Воркуты, которую строили заключенные, среди которых были и чехословацкие граждане – те, которые были арестованы за переход границы с Советским Союзом в 39–40 годах, когда они бежали от нацистов. Вообще лагерей ГУЛАГа сохранилось немного: из 30 тысяч всего несколько сотен. Отчасти наш выбор был связан с этим фактом.
– Меня удивило, сколько в заброшенных лагерях вдоль этой железной дороги сохранилось личных вещей заключенных...
Почему в России нет ни одного музея, созданного на территории бывшего лагеря ГУЛАГа?
– Меня это тоже удивляет: заходишь в заброшенный лагерь, находящийся далеко от цивилизации, ходишь по баракам, а там – ботинки, шапки, даже письма, которые писали заключенные, в печках мы даже нашли письма со стихами. И это реальность, а не музей! Возникает вопрос, почему в России нет ни одного музея, созданного на территории бывшего лагеря ГУЛАГа? Я был во многих музеях, созданных на месте бывших нацистских лагерей, в Аушвице, в Бухенвальде, и мне сложно представить себе, чтобы в Европе были заброшенные нацистские лагеря, где мы находили бы предметы быта, например, заключенных евреев.
Но в России это до сих пор есть, поэтому у меня возникла идея создать музей, где можно было бы показать эти экспонаты: так и возникли страницы Gulag.cz. Некоторые найденные мной и коллегами вещи находятся в очень хорошем состоянии, скорее всего, из-за климата, там очень сухо, девять дней в году температура ниже нуля. При этом, конечно, многие вещи испорчены: часто из-за того, что у бараков ломается крыша, а иногда туда заходят местные рыбаки или охотники и используют все, что осталось в лагере, для поддержания костра. Так они постепенно разбирают лагерь. Поэтому мы решили использовать технологию 3D, чтобы эти предметы показать хотя бы в интернете. Так что теперь любую найденную нами в лагере вещь мы фотографируем со всех сторон, чтобы ее можно было объемно увидеть хотя бы в сети.
Дневник заключенного ГУЛАГа, найденный во время экспедиции в 2013 году
Бритва заключенного, найденная в заброшенном исправительно-трудовом лагере
– Поскольку вы держали в руках эти неотправленные письма, дневники, вещи заключенных, хочу спросить, что вы при этом чувствовали?
– Чувства были разными, если можно так сказать. Когда мы в 2009 году посетили первый заброшенный лагерь ГУЛАГа, я не чувствовал специфической атмосферы, все вокруг было заросшим, но когда я зашел в первый барак и нашел первые документы, история стала более живой, потому что читаешь заметки какого-то человека, не знаешь, кем он был, и начинаешь представлять себе каждодневную жизнь заключенного. Это были очень сильные эмоции. Когда приезжаешь в десятый по счету лагерь, появляется профессиональный подход. Уже знаешь, где искать, находишь вещь, фотографируешь ее и сосредотачиваешься на том, чтобы все зафиксировать, а не на своих эмоциях. Эмоции настигают меня обычно после возвращения в Прагу.
Бараки
– Недавно прекратил существование Мемориальный центр истории политических репрессий "Пермь-36", были протесты бывших надзирателей и сотрудников лагеря, которые, видимо, повлияли на то, что руководство Пермского края уволило большинство бывших сотрудников центра. Как российские власти относятся к вашей работе?
– В ходе наших экспедиций мы контактировали с администрациями ближайших городов – Игарки, Салехарда и Надыма, которые находятся рядом с железной дорогой, – нам никаких препятствий не чинили. А сам виртуальный музей мы создаем в Чехии, поэтому никаких связей с властями не поддерживаем. Конечно, то, что произошло с музеем "Пермь-36" – единственным музеем такого рода в России, очень тревожно. Этот музей, правда, создан не на территории бывшего сталинского лагеря, а на месте, где после войны была тюрьма. Но это был единственный такой музей, и то, что власти Пермского края отобрали его у основателей, которые его создали, – меня очень тревожит.
Российское государство хочет иметь историю под своим контролем
Мне даже это кажется опасным, потому что начинаются попытки переписать историю в том смысле, что о каких-то событиях стараются не говорить, а говорить, наоборот, о том, что выгодно власти. Эта тенденция в России, к сожалению, сейчас очевидна: российское государство хочет иметь историю под своим контролем, чтобы никто не мог независимо ее описывать, чтобы интерпретация события была только та, которая выгодна сегодняшней власти. Сейчас говорят, что репрессии не были масштабными, что они не имели прямого отношения к советской власти, которую славят в сегодняшней России. Тенденция очень опасная. Можно вспомнить, что международное общество "Мемориал" было признано в кавычках иностранным агентом, что был приговорен к штрафу пермский блогер, написавший в сети "ВКонтакте", что Советский Союз вместе с Гитлером занял территорию Польши в 1939 году. Все это говорит о том, что Россия боится своего прошлого.
О.Чорногуз
Заспів до Відродженого “Перця” — Веселої Держави Сміху...
СМІХ ЗАРАДИ МИРУ!
Почнемо з того, що Світ ніколи не вмирав. Від сміху. І ніколи не
старів. Також від сміху. Кажуть, нема старих анекдотів, а є старі люди,
котрі люблять їх розповідати...
Отже, сміх вічно молодий... А ще — Безсмертний!.. Як і наша славна Україна!
...Як розповідають легенди, молодий Джузеппе Гарібальді, будучи ще
моряком, дістався якось берегів... Одеси. У цьому південному місті він
зустрів чимало вічно веселих і усміхнених людей. Різних національностей,
різних віросповідувань, різних традицій і, природно, різних звичаїв та
уподобань. Але найдивовижніше — що, власне, найбільше і вразило
майбутнього революціонера, — це те — що геть усі щиро кепкували один над
одним, як потім так же щиро та приязно посміхалися один одному, і від
того тільки ще більш дружніше та згуртованіше жили під мирним небом
цього чудодійного поліса доброзичливості...
Джузеппе Гарібальді
відтоді, кажуть, узяв собі “одеську усмішку” — як один із
найефективніших засобів мирного спілкування між людьми — за надійну
зброю. Тоді, в Одесі, він відкрив для себе одну із непереборних істин:
щоб наміцно об'єднати Північ і Південь своєї рідної Італії — як у нас,
скажімо, сьогодні в Україні Захід та Схід, — треба усміхатися.
Усміхатися щиро! Усміхатись добром один одному і любити одне одного...
Тільки перед усмішкою і любов'ю капітулюють гнів і ненависть. Сміх і
любов — обеззброюють... А ще Сміх перетворює клятого ворога — на
ганебне посміховисько...
Італія перемогла. Оскільки там перемогла ідея Гарібальді.
...Український народ вічно сміявся... Великодушно реготались на Січі
козаки... З чорною гіркотою на серці усміхались над своєю недолею
покріпачені царською грамотою селяни...
Сміявся народ і продовжував жити!..
У лихоліття Революції, громадянської війни, лєнінського
благоденствующого НЕПу, сталінських колгоспів... із їх вічно
“напів-не-до-пере-за-повненими” закромами... Не втрачали почуття гумору
українці і в підвалах-катівнях НКВС, куди їх нещадно кидали правовірні
більшовицькі “радетєлі чаяній народа”. Бо і там, серед закатованого
люду, знаходились ті, хто мужньо та зухвало сміявся навіть власній
смерті в лице...
Сміялись українці скрізь! І на фронті, коли брали
на глум біснуватого і недолугого фашистського недомірка
Адольфа-фюрера... Сміялись і потім, коли здобули Перемогу. Щасливим
сміхом радості життя...
Сміявся народ з усього, що тільки піддавалося Сміхові... Інакше б не вижив...
Сміявся усно, із вуст в уста, сміявся різножанрово — підбадьорливим
дотепом, доречним жартом, добросердим лукавством, іронією... а
часто-густо й убивчим сарказмом. Аж поки у 1922 році не засміявся на
повний голос своїм першим друкованим словосміхом...
Ним виявився
щойно народжений журнал “Червоний Перець”. Заснував його поет Еллан
Блакитний, і разом із фейлетоністом Остапом Вишнею та молодим
карикатуристом Олександром Довженком дав йому соціальну путівку у велике
народне життя.
З того часу вся велелюдна українська громада
засміялась навкруг настільки гучно та щиро, й таким іскристим,
мудровеселим приперченим Сміхом, що наш великий народний сміхотворець
Остап Вишня згодом змушений був зізнатись: “ми сміялись, сміємось і
будемо сміятися із радянських дурнів”...
...А заразом самоіронічно
засміялись українці ще й, власне, над собою... Аби завчасу убезпечити
себе від можливого пошиття до самозакоханих дурнів... І не погрішити
проти старої, як світ, істини: добре сміється тільки той, хто вміє
посміятися над своїми вадами та недоліками.
За 90-то років свого
вікування чого тільки не пережив та не побачив Перець. Радянські дурні
закривали часопис, нищили фізично найталановитіших його творців,
призупиняли його вихід у світ урізноманітненими постановами, декретами,
інструкціями, циркулярами і просто чиновницько-тупеньким — ніззя...
А Перець, як і Сміх народу, наче нічого й не було, продовжував
повноцінно жити. Набирав з роками передплатний тираж, подеколи сягаючи
його тримільйонних вершин, а то й вище. І непомітно створював у
всезагальнонародній державі, де панувала тільки одна кремлівська
“Правда” як основний орган “керівної та спрямовуючої”, свою власну
вільну Веселу Державу Сміху... Серед громадян яких володарював
насамперед живий розум, здорове почуття гумору, критичне ставлення до
дійсності, глибинне розуміння соціальної справедливості і людської
честі. А ще непохитна віра у те, що будь-яке зло здоланне і за будь-що
має бути покаране, якщо проти нього рицарствує Добро... Та ще й озброєне
різнокаліберним Сміхом...
...Чи не з такою, погодьтеся, святою вірою у Справедливість починався у незалежній українській столиці Майдан Гідності?!
Та за епохи нікчемного президентства Януковича славний Перець
умертвили. Чиновникам, — лизоблюдам-нукерам, — тієї недавньої доби явно
було не до сміху. Вони як ніколи жили зосереджено і напружено! То
постійно зосереджуючись... на отриманні хабаря, то надміру
напружуючись... цуплячи чуже, тобто наше із вами народне майно...
Хапонути з голови перехожого кудлату шапку — це один із видів
кримінального злодійства; на чому, ніде правди діти, наш колишній гарант
добряче набив руку, але вкрасти у всього народу його веселу щиру душу,
де віками оселявся його людинолюбний Сміх — це вже, коли хочете, —
своєрідний духовний злочин проти людяності...
Вочевидь саме тому
тут же на українських теренах появилися й ті, хто заходився, після
тривалої реанімації, повернути Перець знову до активного творчого життя.
Ними виявилися колишні перчани - ветерани і не тільки: Юрій Цеков,
Анатолій Василенко, Олексій Кохан, Петро Перебийніс, Валерій Чмирьов,
Юрій Іщенко і скромний автор цих рядків.
(Частина2)
Послуговуючись немеркнучими найкращими традиціями Великого Перця і
переконливим досвідом того ж таки Джузеппе Гарібальді, запозиченого ним
вряди-годи у наших земляків-одеситів, нові батьки-реаніматори відродили
не просто Перець, а цілу його Веселу республіку, у межах непорушних
українських кордонів, що простяглись вздовж і вшир: від зелених Карпат
до безкраїх донецьких степів, від замріяних поліських озер-очей до
скелястих вершин миловидного Ай-Петрі та найвищої гори кримської яйли —
Роман-Кош.
Ми твердо віримо, що миролюбний український Сміх знову заживе-залунає Україною. Адже синонімом Сміху завжди був — Мир.
А “Кремлівським браткам” радимо таки угомонитись і не каламутити народ
“ЛД Недоношеними Республіками” ні на українському Донбасі, ні гнилими
гаслами на кшталт “Крим наш” в окупованому тимчасово Криму, а таки хоч
раз дослухатися до слів свого негласного письменника-Пророка, лауреата
Нобелівської премії Олександра Солженіцина, який майбутнім доморощеним
любителям “русского міра” та крадіям -зазіхачам на все чуже, завбачливо
радив для початку облаштувати хоча б саму Росію, зробивши з неї справді
квітучу і найбагатшу країну, а не з’являтись, бува, перед світовим
людом у лаптях на босу ногу, зате із атомною ломакою-«дубінушкой» в
руках.
Отож Перець відроджено і вже з Нового року він прийде до
своїх читачів. Аби разом сміятись і боротись... І нарешті, викриваючи
гострою і нещадною сатирою, перемогти: хабарників, здирників,
бюрократів, зарозумілих чинуш та всілякого роду інших
горе-колекціонерів незліченних “заводів та пароходів”, що колись були
безчестно та за копійки відібрано у його справжніх власників.
Людям — чесним, добрим і світлим Перець, як і колись, знову подарує свою
щиру усмішку в гуморесках, віршах, літературних пародіях, жартах,
дотепах, смішних малюнках, карикатурах, веселинках... А ще приберіг
чимало несподіваних іронічних, пародійних сюрпризів для своїх
пристрасних шанувальників.
Наповнюймо наше життя сміхом радісним, життєствердним, оптимістично - обнадійливим!..
Сміх — це щедре Свято, подароване кожному, хто вміє любити і цінувати життя.
.............................................................................................................................................................
І насамкінець.
У 20-х роках минулого століття легендарний
Остап Вишня кожен свій фейлетон завершував обов’язковою фразою. Яка
звучала приблизно так: “...Здавайте хліб та коні до Червоної Армії!”
Ми ж, перчани, аби не порушувати усталених традиції, перефразуємо по-своєму великого сміхотворця:
“Набувайте громадянство Веселої республіки Перець на поштових
відділеннях та інших пунктах прийому передплати УДППЗ “Укрпошти”! Будьмо
з Перцем! Він — прийшов, щоб залишитись. Уже назавжди!”.
Від щирого серця Вашого Перця —
Олег ЧОРНОГУЗ, письменник - сатирик
Голова-Заводій Верховної ради народних
Сиднів Веселої республіки Перець.
В. Маяковский
ДОЛГ УКРАИНЕ
Знаете ли вы
украинскую ночь?
Нет,
вы не знаете украинской ночи!
. . .
Мы знаем,
курит ли,
пьет ли Чаплин;
мы знаем
Италии безрукие руины;
мы знаем,
как Дугласа
галстук краплен...
А что мы знаем
о лице Украины?
Знаний груз
у русского
тощ —
тем, кто рядом,
почета мало.
Знают вот
украинский борщ.
Знают вот
украинское сало.
И с культуры
поснимали пенку:
кроме
двух
прославленных Тарасов —
Бульбы
и известного Шевченка, —
ничего не выжмешь,
сколько ни старайся.
А если прижмут —
зардеется розой
и выдвинет
аргумент новый:
возьмет и расскажет
пару курьезов —
анекдотов
украинской мовы.
Говорю себе:
товарищ москаль,
на Украину
шуток не скаль.
Разучите
эту мову
на знаменах —
лексиконах алых, —
эта мова
величава и проста:
«Чуешь, сурмы загралы,
час расплаты настав…»
Разве может быть
затрепанней
да тише
слова
поистасканного
«Слышишь»?!
Я
немало слов придумал вам.
Взвешивая их,
одно хочу лишь, —
чтобы стали
всех
моих
стихов слова
полновесными,
как слово «чуешь».
-------------
Трудно
людей
в одно истолочь,
собой
кичись не очень.
Знаем ли мы украинскую ночь?
Нет,
мы не знаем украинской ночи.
1926 г.