Православный календарь 17 сентября (4 сентября по ст. ст.)

Слово въ недлю пятнадцатую по Пятьдесятниц

В этот день:
Русская Православная Церковь отмечает память святых:

Святитель Митрофан, епископ ВоронежскийСвятитель Иоасаф, епископ БелгородскийИкона Пресвятой Богородицы, именуемая "Неопалимая Купина"

Пророк Моисей (1531 г. до Р.Х.)
Мученицы Ермионии (ок. 117).
Святые Феодул и  Тимофей Ефесские, (117).
Священномученика Вавилы, еп. Великой Антиохии,  и с ним трех отроков (251).
Святых мучеников Феодора, Мианы, Иулиана, и Киона (311).
Преподобный Петроний Египетский (348)
Святого Вавилы Никомидийского и с ним 84 детей (IV).
Святителя Митрофана, еп. Воронежского (1703)
Святителя Иоасафа, еп. Белгородского (1754)
Св. Симеон игумена и чудотворца Давид-Гареджийского монастыря (1777; Груз.)
Преподобномученик Парфений, игумен Кизилташский (1867)
Священномученика Григория (Лебедева), епископа (1937)
Священномученика Павла Васильевского, иерея (1937)
Священномученика Иоанна Василевского, иерея (1937)
Священномученика Николая Лебедева, иерея (1937)
Священномученика Николая Сретенского, иерея (1937)
Священномучеников иерея Иоанна (Ромашкин), иерея Николая (Хвощев), иерея Александра (Никольский), иерея Петра (Лебединский); мучеников Василия (Ежов), Петра (Лонсков), Стефана (Митюшин (Митюшкин)), Александра (Блохин) (1937)
Священномученика Михаила Богородского, протоиерея (1937)
Священномученика Илию Измайлова, иерея (1937)
Преподобномученика Стефана (Кускова), иеромонаха (1937)
Священномученика Петра, митр. Дабро-Боснийского (1941).
Мученицы Елены (1943).
Собор Воронежских святых.
Икона Божией Матери «Неопалимая Купина» (1680)

Храни вас Господь, Матерь Божия и все святые, их же память мы сегодня отмечаем!

Подробнее...

Православный календарь 16 сентября (3 сентября ст. ст.)

В этот день:
Русская Православная Церковь отмечает память святых:

Святая Фива Кенхрейская (Коринфская)Икона Пресвятой Богородицы "Писидийская (Писийская)"

Святой Фивы диаконисы (I).
Священномученика Анфима, епископа Никомидийского и еже с ним (302)
Мученицы Василисы (309)
Прп. Феоктиста, спостника Евфимия Великого (467).
Благоверного Константина III Нового (641; Греч.)
Священномученика Эгульфа Лёранского, игумена (676; Галл.)
Преподобного Ремакля, апостола Арденнского (677)
Святого Иоанникия II, патриарха Сербского (1349).
Блаженный Иоанн Власатый, Милостивый, Ростовский, чудотворец (1580)
Священномученика Аристиона, еп. Александрии Сирийской.
Священномученика Пимена, (1918)
Священномученика Сергея Феноменова, протоиерея (1918)
Священномученика Филиппа Шацкого, протоиерея (1918)
Священномучеников Владимира Дмитриевского, протоиерея (1918)
Преподобномученика Мелетия (Голоколосова), иеромонаха (1918)
Священномученика Василия Колмыкова, иерея (1918)
Священномучеников Василия, Парфения Красивских, пресвитеров (1919).
Священномученика Андрея Дальникова, иерея (1920)
Священномученика Феофана Соколова протоиерея (1920).
Священномученика Владимира Садовского, иерея (1921)
Священномученика Михаила Сушкова протоиерея (1921).
Священномученика Николая Сущевского, протоиерея (1923).
Священномученика Евфимия Круговых, иерея и с ним 4-х мучеников (1924).
Священномученика Романа Марченко, иерея (1929).
Священномученика Алексия Зиновьева, иерея (1937)
Священномученика Илии Бажанова, протоиерея (1937).
Священномученика Петра Сорокина, диакона (1953).
Писидийская икона Божией Матери (608)

Храни вас Господь, Матерь Божия и все святые, их же память мы сегодня отмечаем!

Подробнее...

Православный календарь 15 сентября (2 сентября по ст. ст.)

В этот день:
Русская Православная Церковь отмечает память святых:

Мученик Мамант Кесарийский Кипр, XIII век, дерево, темпера, 27 х 25 см Государственный Эрмитаж, Санкт-ПетербургПреподобный Антоний ПечерскийИкона"Богоматерь Калужская" с парами приписных святых: Алексием человеком Божьим с неизвестной и Петром Афонским с Анфисой

Первосвященника Елизара (ок. 1400 г. до. н.э.)
Память 3618 мучеников, в Никомидии пострадавших (290)
Мученика Маманта (III).
Святителя Иоанна Постника, патриарха Константинопольского (595).
Преподобной Хьё (Hieu), игумении Тадкастерской (657)
Преподобного Антония Печерского (1073)
Преподобного Феодосия Печерского (1074)
Препеподобномученика Феодосия Тотемского (1568)
Священномученика Варсонофия, еп. Кирилловского (1918)
Прмц. Серафимы, игумении(1918)
Священномученика Иоанна пресвитера, (1918)
Мучеников Анатолия, Николая, Михаила и Филиппа (1918).
Священномученика Германа, еп. Вязниковского и еже с ним (1937)
Священномученика Дамаскина, еп. Стародубского, и еже с ним (1937)
Калужская икона Божией Матери (1771)

Храни вас Господь, Матерь Божия и все святые, их же память мы сегодня отмечаем!

Подробне

Православный календарь 14 сентября (1 сентября ст. ст.)

В этот день:
Русская Православная Церковь отмечает память святых:

Святая дева Верана ЦурцахскаяСимеон Столпник с житиемПреподобная Марфа (Апарина)

Начало индикта — церковное новолетие
Праведного Иисуса Навина (XVI до Р.Х.).
Мучеников Каллисты и родных ее братьев Евода и Ермогена (309)
Святых 40 дев постниц и Аммуна, учителя их (321-323)
Святой девы Вераны Цурцахской (ок. 350; Зап.)
Преподобного Симеона Столпника (459) и матери его Марфы (ок. 428).
Преподобной Марфы (Апариной) Тамбовской (1800)
Преподобномученицу Татиану (Грибкову), монахиню (1937)
Мученика Аифала диакона, Персидского (380).
Преподобного Мелетия Нового, Греческого (1124)
Новомч. Ангелиса Константинопольского (1680; Греч.)
Мученицу Наталию (Козлову), мирянку (1937)
Иконы Божией Матери Миасинская (Азуровская) (864).
Иконы Божией Матери Черниговской-Гефсиманской (1869)
Иконы Божией Матери Александрийской,
Иконы Божией Матери Августовской (1914)
Иконы Божией Матери «Всеблаженная» (в Казани).

Храни вас Господь, Матерь Божия и все святые, их же память мы сегодня отмечаем!

Подробнее...

Положение честной Ризы Пресвятой Богородицы во Влахерне

Положение пояса Божией Матери

Перенесение честного пояса Матери Божией из Зилы в Царьград в 942 году.

Празднование Положение честного Пояса Пресвятой Богородицы- 31 августа/ 13 сентября

Положение честной Ризы Пресвятой Богородицы во Влахерне, праздник Православной Церкви, отмечаемый 2 июля.

В годы правления византийского императора Льва Великого, Македонянина (457-474), братья Гальбий и Кандид, приближенные царя, отправились из Константинополя в Палестину на поклонение святым местам.

В небольшом селении вблизи Назарета они остановились на ночлег у одной престарелой еврейки. В ее доме внимание паломников привлекли зажженные свечи и курящийся фимиам. На вопрос, что за святыня находится в доме, благочестивая женщина долго не хотела отвечать, но после неотступных просьб поведала, что хранит дорогую святыню — Ризу Богородицы, от которой происходят многие чудеса и исцеления. Пресвятая Дева пред Успением подарила одну из Своих одежд благочестивой девице-еврейке из этого рода, завещав ей передать ее перед смертью также девице. Так, от поколения к поколению, Риза Богоматери сохранялась в этой семье.

Драгоценный ковчег, содержавший священную Ризу, был перевезен в Константинополь. Святой Геннадий, Патриарх Цареградский († 471; память 31 августа), и император Лев, узнав о священной находке, убедились в нетленности святой Ризы Богородицы и с трепетом приложились к ней. Во Влахерне, близ берега моря, был воздвигнут новый храм в честь Богоматери. 2 июля 458 года святитель Геннадий с подобающим торжеством перенес священную Ризу во Влахернский храм, вложив ее в новый ковчег.

Акафист Положения честныя Ризы Пресвятыя Богородицы

Молитва Положению честной ризы Пресвятой Богородицы во Влахерне

Впоследствии в ковчег с Ризой Богородицы положены были Ее святой омофор и часть Ее пояса. Это обстоятельство и запечатлено в православной иконографии праздника, объединяющей два события: положение Ризы и положение пояса Богоматери во Влахерне. Русский паломник Стефан Новгородец, посетивший Царьград около 1350 года, свидетельствует: \"идохом во Влахерну, идеже лежит Риза в алтаре на престоле в ковчеге запечатана\".

Не раз при нашествиях врагов Пресвятая Богородица спасала город, которому даровала Свою священную Ризу. Так было во время осады Константинополя аварами в 626, персами — в 677, арабами — в 717 годах. Особенно знаменательны для нас события 860 года, тесно связанные с историей Русской Церкви.

Положеніе честныя ризы Пресвятыя Владычицы нашей Богородицы во Влахерн. (О благоговніи ко святын). Прот. Григорій Дьяченко

Положеніе честнаго пояса Пресвятыя Богородицы (О томъ, какія молитвы не угодны Божіей Матери?) Прот. Григорій Дьяченко

18 июня 860 года русский флот князя Аскольда, в составе более 200 ладей, опустошив берега Черноморья и Босфора, вошел в бухту Золотой Рог и угрожал Константинополю. В виду города плыли русские корабли, высадившиеся воины \"проходили пред градом, простирая свои мечи\". Император Михаил III (842-867), остановив начатый поход на арабов, вернулся в столицу; всю ночь он молился, простершись ниц на каменных плитах храма Влахернской Божией Матери. Святой Патриарх Фотий обратился к пастве с проповедью, призывая слезами покаяния омыть грехи и в усердной молитве прибегнуть к заступничеству Пресвятой Богородицы.

Сказание о положении честной ризы Пречистой Девы Богородицы во Влахернской церкви

Опасность возрастала с каждым часом. \"Город едва не был поднят на копье\", — говорит в другой своей проповеди Патриарх Фотий. В этих условиях было принято решение спасать церковные святыни, и прежде всего — святую Ризу Богородицы, которая хранилась во Влахернском храме, недалеко от берега залива. После всенародного молебна святую Ризу Богоматери, взятую из Влахернского храма, с крестным ходом обнесли вокруг городских стен, погрузили с молитвой край ее в воды Босфора, а затем перенесли в центр Царьграда — храм Святой Софии. Божия Матерь Своей благодатью покрыла и усмирила воинственность русских воинов. Заключив почетное перемирие, Аскольд снял осаду Константинополя. 25 июня русские войска стали отходить, унося с собой большой выкуп. Неделю спустя, 2 июля, чудотворную Ризу Богоматери торжественно возвратили на ее место, в раку Влахернского храма. В воспоминание этих событий было установлено святым Патриархом Фотием ежегодное празднование Положения Ризы Богоматери 2 июля.

Вскоре, в октябре — ноябре 860 года, русское посольство прибыло в Константинополь для заключения договора \"любви и мира\". В условия мирного договора входили положения о Крещении Киевской Руси, о выплате Византией русским ежегодной дани, разрешении им вступать в византийскую армию, вести торговлю на территории империи (прежде всего, в Константинополе), посылать в Византию дипломатические миссии.

Важнейшим был пункт о Крещении Руси. Продолжатель византийской \"Хроники Феофана\" говорит, что \"посольство их прибыло в Царьград с просьбой сделать их участниками в святом Крещении, что и было исполнено\". Во исполнение обоюдного желания русских и греков в Киев направлена была православная миссия. Незадолго до того (в 855 г.) святым равноапостольным Кириллом Философом († 869; память 14 февраля и 11 мая) изобретена была славянская азбука и переведено Евангелие. Естественно было направить с миссией в Киев именно святого Кирилла и его брата, святого равноапостольного Мефодия († 885; память 6 апреля и 11 мая), с переведенными славянскими книгами. Так и поступил святитель Фотий, учеником которого был святой Кирилл. Зиму 860/861 года братья провели в Херсоне, весной 861 они были на Днепре, у князя Аскольда.

Перед Аскольдом, как впоследствии перед святым князем Владимиром, стоял нелегкий выбор, его прельщали то иудейской, то магометанской верой. Но под благодатным влиянием святого равноапостольного Кирилла князь сделал выбор в пользу Православия. В конце 861 года Кирилл и Мефодий вернулись в Константинополь и привезли с собой послание князя (или, как называли себя в IХ-ХI вв. киевские князья, \"кагана\") Аскольда императору Михаилу III. Аскольд благодарил императора за присылку \"такого мужа, который показал словом и примером, что христианская вера — святая\". \"Убедившись, — писал далее Аскольд, — что это — истинная вера, повелели мы всем креститься по своей воле в надежде и нам достигнуть святости. Мы же все — друзья твоему царству и готовы на службу твою, когда потребуешь\".

Аскольд принял святое Крещение с именем Николай, крестились и многие из его дружины. Непосредственно из Царьграда, столицы Православия, трудами святых апостолов славянства пришли на Русь славянское Богослужение и славянская письменность. В Киев был назначен святителем Фотием митрополит Михаил, и русская митрополия была внесена в нотиции — списки епархий Константинопольского Патриархата. Святой Патриарх Фотий в Окружном послании 867 года среди главных достижений своего первосвятительского служения называет Крещение болгар и русских. \"Руссы, которые подняли руку против Римской державы, — писал он, почти дословно цитируя послание Аскольда, — в настоящее время даже и они променяли нечестивое учение, которое содержали прежде, на чистую и неподдельную веру христианскую, с любовью поставив себя в чине подданных и друзей наших\". (Византийцы считали \"подданными\" всех принимавших Крещение из Царьграда и вступивших в военный союз с империей.) \"И до такой степени разгорелись в них желание и ревность веры, что они приняли епископа и пастыря, и лобызают святыни христиан с великим усердием и ревностью\".

Праздник Положения Ризы Пресвятой Богородицы во Влахерне является, таким образом, одновременно праздником канонического основания Русской Православной митрополии в Киеве. Благословением Божией матери и чудом от Ее святой Ризы совершилось не только спасение Царьграда от самой грозной осады за всю его историю, но и спасение русских из тьмы языческого суеверия к вечной жизни. Вместе с тем, 860 год принес признание Киевской Руси Византией, ознаменовал равноправный выход молодого Русского государства на арену истории.

Pages: 1 2

Православный календарь 13 сентября (31 августа ст. ст.)

В этот день:
Русская Православная Церковь отмечает память святых:

Положение пояса Божией МатериСвятитель Айдан Линдисфарнский (Aidan of Lindisfarne), чудотворецСвятитель Геннадий Схоларий, патр. Константинопольский

Положение честного пояса Пресвятой Богородицы (395-408)
Священномученика Киприана, епископа Карфагенского (258)
Блаженного Диадоха Фотикийского, епископа Фотики Древнего Эпира (V)
Святителя Геннадия, патриарха Константинопольского (471)
Св. Энсвифы, игумении Фолкстоунской (640; Кельт. и Брит.)
Святителя Эйдана, еп. Линдисфарнского (651) (Кельт. и Брит.)
Святителя Иоанна, митр. Киевского (1089)
Святителя Геннадия Схолария, патр. Константинопольского (1472/73)
Священномучеников Александра пресвитера и Владимира диакона (1918).
Священномученика Михаила, иерея (1937)
Священномученика Мирона протоиерея (1937).
Священномученика Димитрия (1938).

Храни вас Господь, Матерь Божия и все святые, их же память мы сегодня отмечаем!

Подробнее...

История одного танкиста, или Как я сбежал из ВСУ

Сообщение svetik05 » 34 минуты назад

Изображение

Донбасс, 11 сентября.

Между Украиной и Донбассом идет кровавая братоубийственная война. Это стало ясно уже в начале боевых действий в 2014 году, когда «мясорубка» только начиналась.

Об этом рассказал накануне в День танкиста в интервью ЛИЦ луганчанин, служивший танкистом в украинской армии и сбежавший из рядов ВСУ в Россию. Отметим, что беседа проходила при полной анонимности, потому что СБУшники могут «прессовать» его семью.

По его словам, он окончил машин. институт в Луганске, потом еще до начала войны его призвали в армию, на срочную службу, где он попал в танковые войска. Тогда у него была специальность механик-водитель. После он остался на контракт.

— Где встретил войну?

— Изначально мы под Мариуполем стояли. В ВСУ тогда почти все были контрактники, молодежь в основном, в возрасте до 30 лет.

— Какие условия жизни там были?

— Базировались человек по 40-50 максимум. Снабжение до начала боевых было не очень. Снаряды были, а еды практически нет. Из еды у нас был хлеб и консервы с килькой в томате. Так мы питались две недели — килька и хлеб, я на нее до сих пор смотреть не могу. Из одежды толком ничего не выдавалось — могли какие-то трусы с майкой привезти и на этом все.

— А как вам объясняли сложившуюся ситуацию?

— Изначально, когда нас под Мариуполь перекинули, нам сказали, что Российская Федерация будет наступать на Украину, и начинать наступление будет с моря. Потом мы толком и не знали, что и где. Потом нам сказали ехать на границу Луганской и Донецкой области, просто на укрепление границ. Мы и ехали —укреплять, вообще не думали, что воевать придется.

— А потом?

—А потом уже деваться некуда было, началась война. Некоторые пытались отступать, но их сзади «айдаровцы» накрывали, зачистка такая была. То есть отступишь — «айдаровцы» накроют, пойдешь вперед — ополченцы. Ни туда, ни сюда. Да и конкретно до конца мы не знали, с кем воюем. До определенного момента...

—До какого? Когда вы поняли, с кем именно бьетесь?

— Против нас стояли ополченцы, ну, это они так себя называли, а так обычные шахтеры, трактористы, то есть гражданские. Их профессионализм явно давал понять, с кем мы воюем. Я, как танкист, оценивая танкистов-ополченцев, могу сказать, что редко попадались профессиональные экипажи. Были и такие конечно, но, скорее всего, как и у нас — либо офицеры, либо люди, прошедшие Афганистан или еще что, а так в большинстве — обычные, простые люди. Но во всей суматохе поняли мы это не сразу. Нас постоянно переформировывали, перебрасывали туда-сюда, из одной роты в другую.

— И, что ты чувствовал, когда, наконец, понял?

Житие святого князя Александра Невского

Святой благоверный великий князь Александр Невский
Дни празднования святого Александра Невского: 23 мая (5 июня по нов. ст.) — Собор Ростово-Ярославских святых 30 августа (12 сентября по нов. ст.) — день перенесения мощей в Санкт-Петербург (1724) — главный

Александр Невский, благоверный великий князь, сын Ярослава II. Родился он в 1220 г., мая 30-го, в 1236 г. получил в удел княжение Новгородское и умел снискать любовь и приверженность граждан.

Победа, одержанная им в 1241 году, июля 15-го, над шведами, на берегах Невы, близ устья Ижоры, дала ему прозвание Невского. В этом бою он ранил копьем полководца шведского, Биргера. Когда Литва, чудь и немцы вторглись в пределы Новгородские, герой Невский поспешил с войском к Финскому заливу, взял Копорье, разбил немцев, освободил от них Псков и еще раз одержал над ними славную победу (в 1242 г., апреля 5-го) на Чудском озере, положив на месте 400 ливонских рыцарей. Магистр Ливонского Ордена уже в страхе ожидал русских под стенами Риги; но Невский заключил с Орденом мир, получив значительную часть Летгалии.

ПОВСТИ О ЖИТИИ И О ХРАБРОСТИ БЛАГОВРНАГО И ВЕЛИКАГО КНЯЗЯ АЛЕКСАНДРА

После сих подвигов он разбил литовцев и со славою возвратился в Новгород. Узнав о кончине отца (1246 год), он поспешил во Владимир, чтобы оплакать с родными потерю и совместно принять меры для укрепления государственного порядка. Батый прислал сказать Александру, что если он хочет властвовать спокойно, то должен явиться в шатер хана с поклоном. Опасаясь подвергнуть Россию новым бедствиям, Александр поехал в монгольский стан. Здесь показал он себя истинным исповедником христианской веры. Батый, отдав справедливость достоинствам князя, отправил его в Орду к великому хану, откуда Александр возвратился в 1249 г. Хан столь был доволен им, что поручил ему всю южную Россию и Киев.

Проповеди:

Слово в день святого благоверного князя Александра Невского. Священномученик Фаддей (Успенский)

Слово въ день святаго благоврнаго великаго князя Александра Невскаго. Архимандритъ Василій

Поученіе. Св. благоврный князь Александръ Невскій

Поученіе. Св. благоврный князь Алекеандръ Невскій (Какъ намъ итти за І. Христомъ?). Прот. Григорій Дьяченко

Поученіе. Перенесеніе мощей святаго благоврнаго великаго князя Александра Невскаго изъ Владиміра въ царствующій градъ Петербургъ (О доблестяхъ святаго благоврнаго князя Александра Невскаго). Прот. Григорій Дьяченко

Проповедь протоиерея Александра Глебова в день памяти св. блгв. кн. Александра Невского

В это время Александр обратил на себя внимание папы Иннокентия IV, который послал к нему с письмом двух своих кардиналов, как сказано в русских летописях, Гальта и Гемонта, дабы склонить князя к принятию веры латинской, но предложения кардиналов были отвергнуты. Желая оградить от нападений северную область Новгородскую, Александр отправил посольство к Норвежскому королю Гакону, в Тронхейм.

Святой благоверный князь Александр Невский

В 1252 г., когда татары, озлобленные вел. кн. Андреем II, вступили как неприятели в великое княжество Владимирское, Александр поспешил в Орду и сумел примирить Сартака с Россиею. Быв в том же году признан великим князем, он возвратился уже во Владимир, а в Новгороде поставил князем сына своего, Василия. Но три года спустя новгородцы, возбужденные Ярославом, братом Невского, изгнали Василия. Александр ополчился и смирил неблагодарных, Ярослав бежал, дело кончилось сменою посадника: с 1256 г. Василий снова княжил в Новгороде. Между тем, в Орде произошла перемена: Батый умер, преемником хана стал брат его, Берку. Он провел в России поголовную перепись и обложил всех данью. В 1257 г. Александр вынужден был снова ехать в Орду, а годом позже к наместнику ханскому, Улавчию, который требовал, чтобы Новгород платил также и подушную дань. Князь не мог отклонить сего веления и отправился уговаривать новгородцев не противиться напрасно сильному хану. Но народ взбунтовался, убил посадника, выбрал другого и решительно отказался от дани. Даже князь Василий сделался ослушником воли отца и уехал в Псков. Александр заключил его под стражу, а единомышленных с ним бояр казнил. Новгородцы, устрашенные ложною вестью о приближении татарских войск, предлагали посылать в Орду дары, а не дань; и, наконец, покорились воле князя и необходимости. Поручив Новгород сыну своему, Димитрию, Александр возвратился во Владимир.

Pages: 1 2

Православный календарь 12 сентября (30 августа по ст. ст.)

Слово въ день святаго благоврнаго великаго князя Александра Невскаго

В этот день:
Русская Православная Церковь отмечает память святых:

Святитель Александр, патриарх КонстантинопольскийВеликий Благоверный Князь Александр НевскийПреподобный Александр Свирский

Свтятителя Евлалия, еп. Кесарийского.
Священномученика Ермила Сингидонского (Белградского), диакона ( ок. 315),
Преподобной Вриены Нисивийской (+ 318)
Святителя Александра, патр. Константинопольского (340)
Преподобного Христофора Римлянина (VI).
Преподобного Фантина чудотворца, в Солуни (IX-X).
Святителя Иоанн VIII Ксифилина, патриарха Константинопольского (1075)
Благоверного князя Александра Невского (1263).
Преподобного  Александра Вочского, Галичского (XIV — XV)
Благоверного князя Даниила Московского (1303)
Преподобного Александра Свирского (1533).
Собор сербских святителей
Сщмч. Петра пресвитера (1918).
Священномученика Николая Околовича, митрофорного протоиерея (1934)
Сщмч. Павла пресвитера (1937)
Прмц. Елисаветы (1937)
Мч. Феодора (1937).
Прмч. Игнатия (Лебедева) (1938).
Св. Петра исп., пресвитера (1972).

Храни вас Господь, Матерь Божия и все святые, их же память мы сегодня отмечаем! .

Подробнее...

Первая зрада Украины: Гетман Выговский

Изображение
Гетман Выговский

Противостояние сил, которые мы сегодня зовем «майданом» и «антимайданом», зародилось на территории современной Украины, когда самой Украины не существовало даже в проекте. Первые попытки наделить термины «Украина» и «украинцы» неким этническим содержанием (и то извне) были предприняты лишь во второй половине XIX века, а вот попытка отторгнуть находящуюся в Поднепровье часть Русской мира и передать ее «изнутри» под внешнее европейское управление относится к середине XVII-ого.

Говорить о каком-то организованном прозападном ренегатстве на юго-западе русских земель до 1650-х годов, наверное, не стоит. Конечно, к этому времени история уже знала и отчаянные метания Даниила Галицкого между Западом и Востоком, и коллаборационизм части русской элиты в составе Великого Княжества Литовского и Речи Посполитой, но это все же — явления несколько иного порядка. Князь Даниил проявлял внешнеполитическую гуттаперчевость не от хорошей жизни, и отдавать свои земли под внешнее управление категорически не желал. А служба польской короне части «литовско-русских» магнатов имела место в условиях, когда «внешнее управление» уже существовало по факту, явившись на земли будущей Украины извне. В середине же XVII столетия одна вполне конкретная «местная» историческая личность попыталась вырвать Поднепровье из состава России и вернуть его в польское рабство…

Иван Евстафьевич Выговский родился примерно в начале XVII века на территории современной Житомирской области в семье православного шляхтича. Известно, что он получил неплохое по меркам своего времени образование. Когда ему было чуть больше 20 лет от роду, Выговский подался на службу в армию Речи Посполитой, и вскоре стал писарем польского комиссара над реестровым казацким войском Яцека Шемберкова. Тогда же он познакомился с Богданом Хмельницким. Когда последний поднял восстание запорожцев против польского господства, Выговский в чине ротмистра (аналог современного капитана) принял участие в карательной операции против своих соотечественников. И едва не поплатился за это головой. Ротмистр попал в плен к татарам, выступавшим тогда союзниками казаков против Польши. Выговский якобы пытался буянить в плену, и его за это приковали к пушке. Польского офицера с большой долей вероятности ожидала мучительная смерть на турецких галерах, но своего старого знакомого заметил и пожалел сам Богдан Хмельницкий, выкупивший Выговского у татар за… кобылу.