Православный календарь 22 сентября (9 сентября ст. ст.)

В этот день:
Русская Православная Церковь отмечает память святых:

Богоотец Иоаким и АннаТретий вселенский собор в ЕфесеПреподобный Иосиф Волоцкий Россия, первая половина XIХ векаСвятитель Феодосий, архиепископ Черниговский

Святые и праведные Богоотец Иоаким и Анна
Третий вселенский собор в Ефесе
Святого Севириана (320).
Преподобного Иосифа Волоцкого
Святителя Феодосия, архиепископа Черниговского и всея России чудотворца (1896)
Священномученик Василий Разумов, иерей (1937)
Блаженного Никиты, тайного угодника Божия, которого видел диакон Созонт (XII).
Преподобного Феофана, постника и исповедника
Священномученика Алексия пресвитера и мученика Василия (1937)
Священномученика Иосифа Архарова, иерея (1937)
Священномученика Григория пресвитера (1918)
Священномученика Александра диакона (1918)
Священномучеников Захарии, архиеп. Воронежского,
Священномучеников Димитрия Троицкого (1937)
Священномученика Сергия Уклонского, иерея (1937)
Преподобномученика Андроника (1938).
Священномученика Александра пресвитера (1942).
Преподобного Онуфрия Воронского (1789).

Храни вас Господь, Матерь Божия и все святые, их же память мы сегодня отмечаем!

Подробнее...

о мнимом бессилии родителей и уходе детей из Церк

Андрей Рогозянский о мнимом бессилии родителей и уходе детей из Церкви

Дети в храме

Дети отходят от Церкви? Скажем честно, внутренне мы на это согласны. Мы смирились с невозможностью христианского воспитания. По принятому мнению, любой ребенок ориентируется на сверстников, а в подростковом возрасте приходит к отрицанию и разрыву со старшими. Таков «закон природы», и так происходит везде и у всех. Нельзя, нельзя, нельзя…

Подробнее...

Догматическое учение о Деве Марии

Рождество Богородицы

Рождество Пресвятой Богородицы П. Ю. Малков

Его особенности

Учение о Божией Матери имеет две особенности. Во-первых, оно основано на христологии и поэтому никогда не рассматривается вне домостроительства спасения, совершенного Воплотившимся Сыном Божиим. Во-вторых, в нем почти невозможно отделить догматическое учение от того почитания, какое воздается Божией Матери в Церкви. Первая особенность усматривается уже в приготовлении человеческого рода к пришествию Спасителя. В процессе приготовления «Божественной педагогикой» реализуется проходящая через весь ВЗ идея избрания: последовательно избираются Ной, потомство Авраама, израильский народ, колено Иудино, «дом Давида». «Круг избраний медленно сужается... Так растет древо Иессеево до последнего и высочайшего избрания Пречистой Девы» и совершается «предуготовление Той, Которая должна была «взаимодать» Свою человеческую природу, дабы осуществилась тайна воплощения» (Лосский В. Догматическое богословие. С. 259-260, 106). Дева Мария, т. о., наряду со всем человечеством включена в мессианский процесс. Она не изолирована ни от истории, ни от потомства Адама, ожидавшего пришествия Спасителя. Величие, святость и чистота Девы Марии — это, как замечает свт. Григорий Палама, результат последовательных очищений, совершавшихся на протяжении мн. ветхозаветных поколений и завершившихся в естестве Самой Девы (Greg. Pal. In Praesent. 8, 11, 32). Причем эти очищения совершались не механически и насильственно, но с соблюдением свободы как Девы Марии, так и ее предков. Поэтому святость Пресв. Девы есть не результат к. -л. привилегий, дарованных Ей в силу Ее будущего Богоматеринства, но плод Ее подвига веры и жизни. Свобода человека, лежащая в основе всего мессианского процесса, не нарушается даже тогда, когда наступает момент Боговоплощения. «Воплощение, — замечает по этому поводу Николай Кавасила, — было делом не только Отца, Его Силы и Духа... но также (делом) воли и веры Девы. ...Без согласия Пренепорочной и содействия Ее веры (Предвечный) Совет не мог бы быть осуществлен. Бог, научив и убедив Ее... делает Ее Своей Матерью. Он заимствует Свою плоть от Знающей об этом и Желающей этого. Бог желал, чтобы Матерь носила Его во чреве столь же свободно, как и Он воплотился добровольно...» (Nicol. Cabas. Hom. in Annunt. 4-5). О том, что Боговоплощение было актом не только воли Божией, но и воли Девы, пишет и прп. Иоанн Дамаскин: «После того как Святая Дева изъявила согласие, на Нее, по слову Господню, которое сказал Ангел, сошел Святой Дух, очищающий Ее и дарствующий Ей силу для принятия Божества Слова, а вместе — и для рождения Его» (Ioan. Damasc. De fide orth. III 2). С учетом того, что Пресв. Дева, будучи «предызбранной от всех родов» (стихира на стиховне вечерни Введения), в момент Боговоплощения в Своем лице представляла все человечество, Ее согласие исполнить Божественную волю, выраженное в словах: «Се, Раба Господня; да будет Мне по слову твоему» (Лк 1. 38), стало одновременно и выражением согласия всего человеческого рода на то, чтобы «Бог явился во плоти» (1 Тим 3. 16).

Далее

Рождество Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Мари

Рождество Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии

Облацы да кропят правду (Ис.45,8),
да искапают горы сладость (Ам.9,13),
да отрыгнут холми веселие, яко помилова Бог люди своя (Ис.49,13).

Празднуется 8/ 21 сентября и имеет 1 день предпразднства и 4 дня попразднства.

При первом великом несчастье рода человеческого Богоматерь уже сияет людям отрадным лучом. Когда дух-искуситель соблазнил первого человека и вывел его из повиновения Божеству, Бог произнес искусителю следующее таинственное пророчество: «Вражду положу между тобою и между женой и между потомством твоим и потомством ее; оно будет поражать тебя в голову, а ты будешь жалить его в пяту».

Вот это таинственное слово: «Семя жены сотрет главу змия» — явилось единственным утешением в тот страшный час, когда человечество изгнано было из рая, и звучало единственной надеждой и отрадой в те пять тысячелетий, которые человечество томилось в отвержении от Бога, среди земных мук, чтобы после них отходить в унылое царство теней.

Богоматеринство

Догматическое учение о Деве Марии

Рождество Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии

Рождество Пресвятой Богородицы

Чудотворная икона Рождества Пресвятой Богородицы «Пустынно-Глинская»

Люди, остававшиеся верными Единому Богу, жили смутной надеждой на то, что явится некогда чудный Сын таинственной Девы, Избавитель-Мессия, и наполнит пропасть, отделившую человека от Бога, и вернет людям достоинство «детей Божих», вернет утраченное блаженство.

Молитвы:

Акафист честному и славному Рождеству Пресвятыя Владычицы нашея Богородицы пред явленно-чудотворною иконою Ея «Пустынно-Глинскою»

Молитвы Пресвятой Богородице пред иконою Ея «Пустынно-Глинскою»

Среди песен, слов и похвал, которые умиленная церковь сложила в честь Пресвятой Девы, есть два знаменательных обращения к Ней. Это два восклицания из акафистов Богоматери — общего и акафиста Иверской иконе.

«Радуйся, райских дверей отверзение!»

«Радуйся, благая Вратарнице, двери райския верным отверзающая!» – Глубокие, чудные слова… Великолепный, правдивый символ!

Проповеди:

Слово на Рождество Пресвятой Богородицы святителя Андрея, архиепископа Критского
Проповедь на Рождество Пресвятой Богородицы. Святой праведный Иоанн Кронштадтский
Слово на Рождество Пресвятой Богородицы. Архиепископ Лука (Войно-Ясенецкий)
Рождество Пресвятой Богородицы – не давнее событие, а чудо вечности. Священномученик Сергий Мечев
Поученіе. Рождество Божіей Матери (Причина радости христіанъ по поводу рожденія Божіей Матери). Прот. Григорій Дьяченко
Поученіе. Рождество Пресвятыя Богородицы (О томъ, что Богъ можетъ дйствовать независимо отъ законовъ природы и творить чудеса). Прот. Григорій Дьяченко
Поученіе. Рождество Пресвятыя Богородицы (О томъ, какъ мы должны поступать во время посылаемыхъ намъ отъ Бога испытаній). Прот. Григорій Дьяченко

Появление Девы Марии исподволь готовилось Божественным Промыслом. Последовательно в длинной цепи поколений возвышалось благородство, утончались чувства, все духовно совершеннее становилась природа, пока, наконец, благословенная чета, Иоаким и Анна, явились той благодатной почвой, на которой мог появиться такой чудный всход, как Пресвятая Дева Мария.

Рождество Богородицы

В трех днях пути от Иерусалима лежал маленький городок Назарет, где жили Иоаким и Анна, которых мы представляем себе теперь не иначе, как с усвоенным им церковью именем «Богоотцов». Происходили они из царственного рода Давида, потомки которого в то время смешались в общем множестве народа, ничем от других не отличаясь. Они жили безбедно, и Иоаким владел многочисленными стадами. Отличительной чертой их характера было милосердие к бедным.

Видео:

Рождество Богородицы. Лето Господне
Рождество Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии. Закон Божий
Рождество Богородицы. Читает о.Георгий Чистяков

На себя они тратили только одну треть со своих доходов, другую жертвовали в храм, а третью раздавали бедным. Больше ничего не известно об их жизни, но то самое, что от них произошла Пресвятая Дева, должно было доказывать, что они праведностью своею превзошли всех ранее живших людей, были той высшей точкой, до которой могла только достичь жизнь людей в Ветхом Завете.

Однако горе, неисходное, ежедневное, постоянно грызущее горе омрачало жизнь этих добрых людей. У них не было детей, а у израильтян это считалось позорным, потому что бездетные люди лишались надежды иметь Мессию своим потомком.

Фото:

Собор Рождества Пресвятой Богородицы с. Катунки

В один из великих праздников Иоаким пришел со своими соплеменниками в иерусалимский храм для приношения жертвы Богу. Но здесь случился человек, который стал говорить уничижительно о его бездетном браке. Тут, в храме, к которому так лежала душа праведного Иоакима, пред жертвой, которую он намеревался с такой любовью принести, его проняло жуткое чувство своего недостоинства.

Далее

Православный календарь 21 сентября (8 сентября ст. ст.)

Рождество Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии

В этот день:
Русская Православная Церковь отмечает память святых:

Леснинская Чудотворная икона Божией МатериИкона Божией Матери «Знамение» (Курско-Коренная)

Святого короля Ина Уэссекского (ок. 727-730) (Кельт. и Брит.).
Священномученика Иосифа Архарова, иерея (1937)
Священномученика Григория Гаряева, иерея (1918)
Священномученик Александр Ипатов, диакон (1918)
Священномученика Василия Разумова, иерея (1937)
Священномученик Сергий Уклонский, иерей (1937)
Священномученика Димитрия Троицкого, диакона (1937)
Преподобных Иоанна (1957), Георгия (1962), исповедников
Священномученика Алексия Успенского, протоиерея и мученика Василия Шикалова (1937)
Иконы Софии, Премудрости Божией (Киевской)
Глинской иконы Божьей Матери (Рождества Пресвятой Богородицы)(XVI век);
Исааковской иконы Божьей Матери (Рождества Пресвятой Богородицы (1659 год);
Холмской иконы Божьей Матери;
Курской-Коренной иконы Божьей Матери («Знамение»)(1295 год);
Почаевской иконы Божьей Матери (1559 год);
Леснинской иконы Божьей матери;
Домницкой иконы Божьей матери (1696 год).
Лукиановской иконы Божьей Матери (Рождества Пресвятой Богородицы) (XVI век);
Сямской иконы Божьей Матери (Рождества Пресвятой Богородицы) (1524 год);

Храни вас Господь, Матерь Божия и все святые, их же память мы сегодня отмечаем!

Подробнее...

Православный календарь 20 сентября (7 сентября ст. ст.)

Предпразднство Рождества Пресвятой Богородицы

В этот день:
Русская Православная Церковь отмечает память святых:

Преподобная Кассия, песнописица КонстантинопольскаяСвв. Сергий Радонежский, Димитрий Донской, Александр (Пересвет) и Андрей (Ослябя)Преподобномученик Макарий Каневский

Апостолов Евода и Онисифора (67)
Мученика Евпсихия (117-138).
Мученика Евпсихия (138)
Мученика Созонта (ок. 304).
Святителя Иоанна, архиепископа Новгородского (1186).
Прп. Клу (Клодоальда), игумена, основателя Ноген-сюр-Сен (560; Галл.)
Преподобной Кассии, песнописицы Константинопольской (IX)
Преподобного Петра Благочестивого, игумена Глубокореченского (X в.)
Преподобный Лука (после 975).
Святителя Прохора, в схиме Трифона, епископа Ростовского (+ 1328)
Преподобных Александра Пересвета и Андрея Осляби (1380).
Преподобный Серапион Псковский, Спасо-Елеазаровский (1480)
Преподобномученик Макарий Каневский (1678)
Преподобный Макарий Оптинский (1860)
Священномученика Петра, иерея (1918).
Священномученика Михаила, протоиерея (1918)
Священномученика Алекандра, диакона (1918)
Священномученика Иоанна Масловского, протоиерея (1921)
Священномученик Василий Сунгуров, иерея (1937) 
Священномученика Григория Аверина (1937)
Священномучеников Евгения, митр. Горьковского (1937)
Преподобномученик Льва (Егорова), архимандрита (1937)

Храни вас Господь, Матерь Божия и все святые, их же память мы сегодня отмечаем!

Подробнее...

Память чуда, совершенного Архистратигом Михаилом в Хонех

Чудо Архистратига Михаила в Хонех

Чудо Архистратига Михаила в Хонех
Россия, XV век,
Новгородский государственный объединенный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник

Память 6\ 19 сентября

Во Фригийском городе Колоссах1, близ города Иераполя2, над источником чудотворной воды стоял храм святого архистратига Михаила.

От воды сего источника больные получали много исцелений, – даже больше, чем в купальне Силоамской3. В ту купальню только однажды в год сходил Ангел Господень и возмущал воду, здесь же всегда пребывала благодать чиноначальника ангелов. Там бывал здоров только тот, кто первый входил в купальню по возмущении воды, а здесь – все приходившие с верою, первые и последние, становились здоровыми. Там были необходимы притворы для пребывания больных, подолгу ожидавших исцеления, так как иные едва только чрез 38 лет получали здравие, – здесь же, в один день, или в один час, больной становился здоровым. О происхождении сего источника повествуют так.

Чудо Архистратига Михаила в Хонех

Когда вся вселенная была помрачена тьмою языческого многобожия и люди покланялись твари, а не Творцу, – в то время в Иераполе язычники почитали громадную и страшную ехидну4, и вся страна, ослепленная бесовским прельщением, поклонялась ей. Нечестивые построили в честь этой ехидны храм, где и содержали ее и, принося ей многие и различные жертвы, кормили эту ядовитую и вредившую многим ехидну. Единый истинный бог, желая просветить мир светом Своего познания и наставить заблудших людей на истинный путь, послал во все земли святых Своих учеников и Апостолов проповедовать Евангелие всем людям. Двое из Апостолов – святой Иоанн Богослов и св. Филипп, – придя один в Ефес5, а другой в Иераполь, трудились там в благовествовании Христовом. В это время в Ефесе находился чудный храм и идол известной языческой богини Артемиды6. Вооружившись духовным мечом, – словом Божиим, на служителей и поклонников сей богини, св. Иоанн Богослов победил их: силою имени Христова он разрушил храм и превратил в прах идола, и чрез сие привел весь город ко святой вере. После разрушения идола Артемиды, св. Иоанн богослов пошел из Ефеса в Иераполь на помощь к сотруднику своему, св. Апостолу Филиппу; там же находились в то время св. Апостол Варфоломей и сестра Филиппа Мариамия. Вместе с ними св. Иоанн Богослов и послужил делу спасения людей. Сначала они вооружились против ехидны, коей безумные люди приносили жертвы, почитая сию тварь за Бога. Своими молитвами они убили эту ехидну, а поклоняющихся ей обратили к Единому Истинному Богу, сотворившему небо и землю. Ставши на некотором месте, называемом «Херотопа», они пророчествовали, что на нем воссияет благодать Божия, что сие место будет посещать Воевода небесных сил, св. архистратиг Михаил, и что здесь будут совершаться чудеса. Всё сие вскоре и сбылось. Когда св. Иоанн Богослов отправился на проповедь Евангелия в другие города, а св. Апостол Филипп пострадал от нечестивых, Варфоломей же и Мариамия также разошлись в другие страны, – тогда на том месте, по пророчеству святого Апостола, появилась чудотворная вода. Так исполнились слова Писания: "Пробьются воды в пустыне, и в степи – потоки. И превратится призрак вод в озеро, и жаждущая земля – в источники вод; в жилище шакалов, где они покоятся, будет место для тростника и камыша. И будет там большая дорога, и путь по ней назовется путем святым«7 (Ис.35:6-8.). К сему источнику стали приходить не только верующие, но и неверующие, ибо совершавшиеся там чудеса, как громогласная труба, призывали сюда всех; и все пившие и умывавшиеся из сего источника исцелялись от своих недугов и многие, получив здравие, крестились во имя Св. Троицы.

Слово в день воспоминания чуда Архистратига Михаила, бывшего в Хонех (Колоссах). Митрополит Ташкентский и Среднеазиатский Владимир (Иким)

Поученіе. Воспоминаніе чуда св. архистратига Михаил (Надежда христіанина на Бога, говорящаго ему: „не бойся, Я съ тобой!») Прот. Григорій Дьяченко

В это время в Лаодикии8 жил один еллин, у которого единственная дочь была нема от рождения. Отец ее очень скорбел о сем и прилагал много старания к исцелению ее немоты, но, ничего не достигнув в этом, пришел в глубокое уныние. В одну ночь, уснув на своей постели, он узрел в видении ангела Божия, сияющего как солнце. Сие видение было ему не потому, что он был того достоин, но чтобы чрез то он пришел к познанию истины и привел бы с собою и других к Богу. Увидав ангела, он испугался, но в то же время услыхал от него такие слова:

– Если хочешь, чтобы разрешился язык у твоей дочери, то приведи ее к моему источнику, находящемуся в «Херотопе», близ Иераполя, – напои ее водой из сего источника, и тогда увидишь славу Божию.

Проснувшись, человек сей удивлялся виденному и, поверив сказанным ему словам, тотчас же взял дочь и поспешил к чудотворной воде. Там он нашел множество людей, черпающих сию воду, крещающихся в ней и получающих исцеления от своих болезней. Он спросил их:

– Кого призываете вы, омываясь этой водой?

Те ответили ему:

– Мы призываем имя Отца и Сына и Св. Духа, призываем в помощь и святого архистратига Михаила.

Тогда человек тот, возведя очи свои к небу и воздев руки, сказал:

– Отче и Сыне и Святый Душе, – Боже христианский, – помилуй нас! Святый Михаиле, слуга Божий, помоги и исцели дочь мою!

При сем он почерпнул воды из источника и влил ее с верою в уста дочери; тотчас же связанный немотою язык ее разрешился на славословие Божие, и она ясно проговорила:

– Боже христианский, помилуй меня! Святый Михаиле, помоги мне!

Все бывшие там удивлялись силе Божие и, прославляя Св. Троицу, величали помощь святого архистратига Михаила. Еллин же тот, видя, что дочь его исцелилась, чрезвычайно обрадовался и немедля крестился вместе со своею дочерью и всеми домашними своими, пришедшими с ним. В знак своей благодарности он построил над чудотворным источником прекрасную церковь во имя святого архистратига Михаила, Воеводы небесных сил. С великим благолепием украсив сию церковь и не мало помолившись в ней, еллин тот возвратился к себе домой.

В 90-й год от построения сей церкви пришел туда из Иераполя десятилетний отрок, по имени Архипп; родители его были ревностными христианами и воспитали сына в благочестии. Архипп стал жить при церкви св. архистратига Михаила, исполняя при ней пономарскую службу. Отрок сей начал руководствоваться в своей жизни таким правилом: с того времени, как он поселился при той церкви, служа Богу, он ничего не внушал из мирских кушаний и питий: ни мяса, ни вина, даже хлеба он не ел, но питался одною пустынною зеленью, которую сам собирал и варил; пищу принимал он один раз в неделю и то без соли, питием же для него служило лишь незначительное количество воды. Чрез такое воздержание сей отрок умертвил свою плоть, и в таких добродетелях неизменно пребывал от юности до самой старости, всею душою приобщаясь Богу и уподобляясь житию бесплотных. Одежда его была очень бедна: он имел только два вретища9, из которых одно носил на теле, а другим покрывал свою постель, устланную острыми камнями. Он покрывал ее вретищем для того, чтобы входившие в его жилище не видали, что он спит на острых камнях; изголовьем же для него служил небольшой мешок, наполненный тернием. Такова была постель сего блаженного подвижника. Сон же и отдых его состоял в следующем: когда он чувствовал потребность во сне, то ложился на камнях и остром тернии, – так что это было скорее бодрствование, чем сон, и отдых его был более мучением, чем покоем. Ибо какой отдых для тела – лежать на твердых камнях, и что за сон, когда голова почивает на остром терновнике? Каждый год Архипп переменял свою одежду: тем вретищем, которое носил на теле, он покрывал свою постель, а которое было на постели, он надевал на себя; по прошествии года он опять переменял те вретища. Так, не имея покоя ни днем, ни ночью, он умерщвлял свое тело и соблюдал свою душу от сетей вражиих. Проходя столь тесный и прискорбный путь жизни, блаженный Архипп, взывая к Богу, молился:

– Не попусти мне, Господи, порадоваться на земле суетною радостью, да не увидят глаза мои никаких благо мира сего, и пусть не будет для меня никакой отрады в сей временной жизни. Исполни, Господи, очи мои слез духовных, дай сокрушение в сердце моем, и благоустрой пути мои, дабы мне до конца дней моих умерщвлять плоть мою и поработить ее духу. Какую пользу принесет мне сия бренная плоть моя, созданная из земли? Она, как цветок, утром расцветает, вечером же засыхает! Но дай мне, Господи, усердно трудиться над тем, что полезно для души и для жизни вечной.

Так молясь и так поучаясь, блаженный Архипп стал уподобляться ангелу Божию, проводящему небесное житие на земле. И не о своем только спасении заботился святой, но и о спасении других, ибо многих неверных обратил он ко Христу и крестил их. Нечестивые еллины, видя всё это, завидовали блаженному Архиппу и, не терпя преславных чудес, являемых от святого источника, возненавидели жившего там сего праведного мужа. Часто они нападали на св. Архиппа, терзали его за волосы и за бороду и, повалив на землю, топтали ногами и, после различных истязаний, выгоняли оттуда. Но, будучи тверд духом подобно адаманту10, блаженный Архипп всё сие мужественно претерпевал от идолопоклонников и не отступал от святого храма, служа Богу в святости и незлобии своего сердца и заботясь о спасении душ человеческих.

Однажды нечестивые еллины, собравшись во множестве, говорили между собой:

– Если мы не засыплем землею сей источник и не убьем того человека, одетого в рубище, то все боги наши будут совершенно унижены из-за исцеляющихся там.

Вслед затем они пошли, чтобы засыпать землею чудотворную воду и убить неповинного человека – блаженного Архиппа. Подойдя к святому месту с двух сторон, – одни из них устремились к церкви и к источнику, а другие поспешили к жилищу блаженного Архиппа, чтобы убить его. Но Господь, пекущийся о судьбе праведных и не дающий их в руки грешников, сохранил Своего раба от тех убийц: внезапно у них омертвели руки, так что они не могли ими и дотронуться до преподобного. От воды же явилось необыкновенное чудо: как только нечестивые приблизились к источнику, тотчас вышел из воды огненный пламень и, устремившись на беззаконных, отогнал их далеко от источника; таким образом беззаконники сии бежали со стыдом от источника и от преподобного Архиппа, не причинив ему никакого зла. Однако, они не вразумились сим чудом: скрежеща зубами, они не переставали хвалиться, что погубят тот источник и церковь, и служителя церковного. На том месте была река, по имени Хрисос, протекавшая по левую сторону церкви. Беззаконники задумали пустить ее на святое место, чтобы святой источник, смешавшись с речной водой, потерял свою чудотворную силу. Но когда они начали приводить в исполнение злой умысел свой и направили течение реки к источнику, чтобы она затопила его, тогда река, по повелению Божию, дала своим струям иное течение и потекла по правую сторону церкви. И опять нечестивые со стыдом возвратились домой.

Были там еще две другие реки, протекавшие с востока и приближавшиеся к тому святому месту на расстоянии трех стадий; имя одной реки Ликокапер, а другой – Куфос. Обе эти реки, встретившись у подошвы большой горы, соединялись вместе и, направляясь в правую сторону, протекали в Ликийскую страну11. Вселукавый диавол внушил нечестивым людям злой умысел: он научил их пустить воды обеих тех рек на чудотворное место, вследствие чего должен был разрушиться храм святого архистратига Михаила, а вода должна была залить св. источник и потопить св. Архиппа. Местность же сия была очень удобна для направления туда воды, ибо реки выходили с вершины горы, а церковь была в самом низу. Сговорившись, нечестивые пришли в великом множестве изо всех городов в селение Лаодикию и отправились к церкви. Близ церковного алтаря находился огромный камень; от сего камня они начали копать глубокий и широкий ров вплоть до той горы, под которой реки соединялись вместе. Затем они прокопали с великим трудом ров, по которому вода могла быть пущена на церковь, и запрудили те реки, чтобы накопилось больше воды; десять дней трудились нечестивые в этом суетном деле. Видя сие дело нечестивых, преподобный Архипп пал в церкви на землю и со слезами молился Богу, призывая в помощь скорого предстателя св. архистратига Михаила, чтобы он сохранил святое место от потопления и не дал порадоваться врагам, старающимся погубить святыню Господню.

– Не отойду от сего места, – говорил блаженный Архипп, – не уйду из церкви, но даже и умру здесь, если Господь попустит потопить сие святое место.

По прошествии десяти дней, когда вода сильно поднялась, нечестивые раскопали то место, по которому вода должна была устремиться по приготовленному для нее пути и пустили реки на святой храм в первом часу ночи; сами же отошли оттуда и стали на высоком месте с левой стороны, желая видеть потопление святого места. Тогда вода, устремившись вниз, зашумела, как гром. Преподобный Архипп, находясь в церкви на молитве, услыхал шум от воды и еще усерднее стал молиться Богу и св. архистратигу Михаилу, чтобы не было потоплено сие святое место и не возвеселились, но посрамились нечестивые враги; имя же Господне да прославится, и да возвеличится ангельская сила и заступничество. И воспел он псалом Давидов:

«Возвышают реки, Господи, возвышают реки голос свой, возвышают реки волны свои. Но паче шума вод многих, сильных волн морских, силен в вышних Господь. Откровения Твои несомненно верны. Дому Твоему, Господи, принадлежит святость на долгие дни» (Пс.92:3-5).

Когда воспевал сие блаженный Архипп, то услышал голос, повелевающий ему выйти из церкви. Выйдя из церкви, он увидел великого предстателя и хранителя рода христианского – святого архистратига Михаила, в образе прекрасного и пресветлого мужа, как некогда он явился пророку Даниилу (Дан., гл. 10). Блаженный Архипп, не будучи в состоянии смотреть на него, от страха упал на землю.

Pages: 1 2 3 4

Православный календарь 19 сентября ( 6 сентября ст. ст.)

В этот день:
Русская Православная Церковь отмечает память святых:

Чудо Архистратига Михаила в ХонехСвященномученик Димитрий Спасский

Cвятого Ромила и с ним 11000 воинов (ок. 107-115).
Мучеников Кириака, Фавста и Авива, и с ним 11-ти мучеников (ок. 250)
Cвятого Евдоксия , Зинона и Макария и с ними 1104 воинов (311-312).
Преподобного Архиппа (IV).
Воспоминание чуда святого Архистратига Михаила в Хонех (Колоссах) (IV).
Cвященномученик Кирилла, епископа Гортинского (III-IV).
Преподобного Давида (VI)
Преподобная Бега, отшельница, игумения (681)
Священномученика Димитрия пресвитера (1918).
Священномученика Димитрия, иерея (1918)
Священномученика Константина, протоиерея (1937)
Священномученика Иоанна иерея, (1937)
Священномученика Всеволода, иерея (1937).
Арапетской икон Божией Матери.
Киево-Братская икона Божией Матери (1654)

Храни вас Господь, Матерь Божия и все святые, их же память мы сегодня отмечаем!

Подробнее...

Икона Пресвятой Богородицы, именуемая «Неопалимая Купина»

Икона «Неопалимая Купина» является ветхозаветным праобразом Божией матери. Ей также придают и значение Богоматери, родившейся на грешной земле, которая при этом сама осталась неподвластной греху.

Икона Божией Матери Неопалимая Купина

Четырехугольник с вогнутыми сторонами на иконе.
«Читается эта икона, однако, просто. Богородица — Лествица, соединившая Небо и землю, и Палата Преукрашенная, и Храм Божества. Вокруг Нее нередко моно увидеть одно или два кольца Небесных сил: красные херувимы и синие серафимы, потому что Она „Честнейшая Херувим и славнейшая без сравнения Серафим“. По учению Церкви, Силы Небесные не смеют не только прикасаться к Богу, но даже взирать на Него, а Божия Матерь приняла всего Бога и не опалилась. Зеленый вогнутый прямоугольник и красный ромб обозначают творение в двух его качествах — тленном (ветхом) и пресуществленным Божественным огнем, каким оно было явлено Моисею в пламени и зелени таинственного куста Неопалимой Купины. На зеленом прямоугольнике изображены стихии, знаки тварной жизни земли, а на красном — символы четырех Евангелистов, как образ Евангельской проповеди во всех концах земли».

Икона Пресвятой Богородицы, именуемая "Неопалимая Купина"

Икона Божией Матери Неопалимая Купина

Неопалимая Купина — наименование чудотворной иконы Богоматери, символически раскрывающей сразу несколько аспектов ее почитания и составленной на основе важнейших ветхозаветных прообразов воплощения Христа.

Акафист Пресвятой Богородице перед Ея иконой, именуемой “Неопалимая Купина”

Молитвы к Пресвятой Богородице перед Ея иконой, именуемой “Неопалимая купина”

Само название иконы восходит к Ветхому Завету.

Древний Синай. Когда смотришь с его вершины на причудливо закрученные скалы, могучие, темно-багряные, опаленные Божественным огнем, начинаешь понимать то великое и страшное, поистине космическое событие, имеющее вневременное значение.

Поученіе. Празднованіе икон Божіей Матери „Неопалимая купина" (Какъ мы должны чествовать Матерь Божію?). Прот. Григорій Дьяченко

Именно здесь пророк Моисей получил от Бога скрижали Завета, и там же, недалеко от Синая, близ горы Хорив, увидел куст купины — горящий и несгорающий — и услышал глас Божий, предсказавший рождение Христа.

Память того судьбоносного события сама земля увековечила в камне: тысячи паломников находят камни с кристаллическим изображением веток этого куста. Рядом, у подножия Синая, расположен самый красивый в мире монастырь во имя Святой Екатерины, основанный в VI веке. Ни Мухамед, ни арабские халифы, ни Наполеон не стали разорять эту обитель. Она никогда не закрывалась, и вот уже полтора тысячелетия горит эта свеча Православия, горит и не сгорает.

Далее