Православный календарь 29 сентября (16 сентября ст. ст.)

В этот день:

Русская Православная Церковь отмечает память святых:

Апостол пиктов Ниниан УитхорнскийСвятая мученица ЛюдмилаПреподобный Кукша Одесский

Мученицы Севастианы (ок. 86-96)
Мученицы Мелитины (ок. 138-161).
Великомученицы Евфимии всехвальной (304)
Святой Ниниан Уитхорнский (ок. 432; Кельт. и Брит.)
Преподобного Дорофея, пустынника Египетского (IV).
Мучеников братьев Иосифа и Исаака Грузинских (808).
Мученицы Людмилы, кн. Чешской (927).
Преподобной Эдита Вильтонская (984)
Преподобный Прокопий Сазавский, Чешский, игумен (1053)
Святителя Киприана, митр. Московского, всея России чудотворца (1406).
Праведного Алексия Московского (1923).
Священномученика Григория пресвитера (1937).
Священномученика Сергия (Лосева) (1942).
Преподобного Кукши Одесского, исп. (1964).
Иконы Божией Матери «Призри на Смирение»

Храни вас Господь, Матерь Божия и все святые, их же память мы сегодня отмечаем!

Подробне

Судьба Креста Христова, его обретение и воздвижение

Обретения Честного Креста св. царицею Еленою

Судьба Креста Христова, его обретение и воздвижение

С праздником Воздвижения Креста Господня Православная Церковь соединяет благоговейное и благодарное воспоминание о самом Кресте, на котором был распят наш Спаситель, и отрадно-грустное воспоминание событий обретения честного и достопоклоняемого древа этого Креста Господня.

В этот день Православная Церковь приглашает верующих воздать благоговейное поклонение Честному и Животворящему Кресту, на котором Господь наш и Спаситель перенес величайшие страдания ради нашего спасения.

На этом Кресте, по словам церковных песнопений, «смерть умерщвляется и ныне пуста явися», на нем «содела спасение Предвечный Царь посреди земли» и им осуществлена «вечная правда»; для нас же Крест Христов — божественная лестница, «еюже восходим на небеса»; спасительное это древо — «оружие мира, непобедимая победа», которое «вознесе нас на первое блаженство, яже прежде враг сластию украд, изгнаны нас от Бога сотвори», и мы — «земнии обожихомся» и «вси к Богу привлекохомся». Как же нам не благодарить Господа в этот праздник, воздавая поклонение Кресту Христову, который явился для нас «зарями нетленными» нашего спасения, которым открыт для нас доступ в царство Божие, к небесному блаженству, через который мы получили «бессмертную пищу»!

По словам одного великого отца Церкви, «Крест — глава нашего спасения; Крест — причина бесчисленных благ. Через него мы, бывшие прежде бесславными и отверженными Богом, теперь приняты в число сынов; через него мы уже не остаемся в заблуждении, но познали истину; через него мы, прежде покланявшиеся деревьям и камням, теперь познали Спасителя всех; через него мы, бывшие рабами греха, приведены в свободу праведности, через него земля, наконец, сделалась небом». Крест — «твердыня святых, свет всей вселенной. Как в доме, объятом тьмою, кто нибудь, зажегши светильник и поставив его на возвышении, прогоняет тьму, так и Христос во вселенной, объятой мраком, водрузив Крест, как бы некоторый светильник, и подняв его высоко, рассеял весь мрак на земле. И как светильник содержит свет вверху на своей вершине, так и Крест вверху на своей вершине имел сияющее Солнце правды» — нашего Спасителя.

Вот чем является для нас Крест Христов, и мы свято и благоговейно должны почитать и почитаем его. Каждый из нас всю жизнь свою освящает крестом и крестным знамением. С раннего детства и до самой смерти каждый христианин носит на себе, на груди своей крест как знамение Христовой победы и нашей защиты и силы; каждое дело мы начинаем и оканчиваем крестным знамением, делая все во славу Христову. Как такую защиту и охрану, мы начертываем знамение креста на всем для нас дорогом и святом, и на своих домах, и на стенах, и на дверях. Крестным знамением мы начинаем день, и с крестным знамением мы погружаемся в сон, заканчиваем день.

Теперь крест — наша величайшая святыня, наша слава, наш духовный всепобеждающий меч, и таким его сделал для нас Христос своей смертью и своими страданиями на Кресте.

Спаситель принял на Кресте мучительнейшую из казней, грехи наша вознесе на Теле Своем на древо (1 Пет. 2, 24), смирил Себе, послушлив быв даже до смерти, смерти же крестныя (Флп. 2, 8). Какое, в самом деле, поразительное, превышающее человеческое понимание зрелище. «Вот, — воспевает сегодня Церковь, — Владыка твари и Господь славы пригвождается на Кресте и прободается в ребра; Сладость Церкви вкушает желчь и оцет; Покрывающий небо облаками облагается терновым венцом и одевается одеждой поругания; Создавший рукою человека заушается тленною рукою; Одевающий небо облаками принимает удары по плечам, принимает заплевания и раны, поношения и заушения и все терпит ради нас, осужденных» (стихира). Как же мы, облагодетельствованные крестной смертью и страданиями Спасителя, можем не преклоняться в благоговейном трепете перед «треблаженным древом, на немже распяся Христос, Царь и Господь», не чтить свято Крест, — нашу славу, нашу победу во Христе и со Христом.

Такое высокое и священное значение Креста Господня, естественно, делало в глазах христиан величайшей святыней и самое древо Креста Господня, тот самый деревянный крест, на котором был распят Спаситель. Но первоначально этот святой Крест не был сохранен христианами, не был достоянием верующих, в течение целых трех столетий не было даже известно точно место, где эта христианская святыня укрыта. По раввинскому предписанию, «камень, которым кто нибудь был убит, дерево, на котором кто либо был повешен, меч, которым кто нибудь был обезглавлен, и веревка, которой кто нибудь был задушен, должны быть погребены вместе с казненными». Но, не говоря о том, что Спаситель был предан смерти по законам римской казни, это требование раввинского закона не могло быть исполнено в отношении ко Христову Кресту еще и потому, что пречистое тело Спасителя было погребено руками Его учеников и друзей. Во всяком случае, весьма вероятно, что все три креста (Спасителя и двух разбойников) были положены или зарыты вблизи от места распятия и смерти Спасителя. Благоговейная память непосредственных свидетелей и очевидцев распятия Спасителя — Его любящих учеников и учениц, конечно, свято хранила своим почитанием и поклонением это место. Никакие последующие обстоятельства жизни первых христиан, как бы тяжелы для них эти обстоятельства ни были, не могли заставить их забыть места, освященные величайшими событиями жизни Спасителя. Впоследствии хранителями воспоминаний о святых местах смерти и погребения Спасителя были первые иерусалимские епископы и последующие христиане. Уже св. Кирилл Иерусалимский свидетельствует, что со времен апостольских начались путешествия в Иерусалим для поклонения местам, освященным воспоминаниями о разных событиях земной жизни Господа Иисуса Христа. Взятие и разрушение Иерусалима Титом в значительной степени изменили многие места города, — могли подвергнуться изменению, засыпанию мусором и развалинами также и священные места распятия и смерти Спасителя. Кроме того, историк IV в. Евсевий свидетельствует, что враги христиан — язычники — принимали меры к тому, чтобы скрыть и даже осквернить святые для христиан места; что нечестивые люди с нарочитой безумной целью совершенно изменили вид местности Голгофы и святого Гроба. Святую пещеру они засыпали мусором, насыпь сверху вымостили камнем и здесь воздвигли алтарь богини сладострастной любви. Другие историки свидетельствуют, что особенно старался осквернять все святые места бесовскими идолами и жертвами нечестивый император римский Адриан (117-138 гг. по Р. Х.). Воздвигнув на месте разоренного Титом Иерусалима город, он велел засыпать гроб Господень землей и множеством камней, а на той горе, где был распят Спаситель (на «скале Креста»), он построил храм языческой богине распутства Венере и поставил ее идол, а над Гробом Господним поставил идол Юпитера. Но ни разрушение Иерусалима Титом, ни восстановление его Адрианом не могли так изменить город и святые места, чтобы благоговейно помнившие эти места христиане не узнали бы их, не могли бы их найти. А стремления нечестивцев и язычников осквернить и скрыть эти места достигали совершенно обратной цели: своими насыпями и идольскими сооружениями они прочно отмечали эти места, делали невозможным забвение их верующими и даже самими язычниками. Так разрушает Господь «советы нечестивых» и самое зло людское обращает к благу Церкви своей!

Благоговейно хранимое в памяти верующих и прочно отмеченное язычниками, хотя и оскверненное ими, святое место смерти Господней оставалось в неприкосновенности до времени царя Константина Великого. Этот христолюбивый император, еще будучи внешне язычником, а по деятельности являясь христианским государем, имел основания особенно чтить Крест Христов. Это знамя Христовой победы, по Божественному устроению, трижды послужило для Константина Великого знамением его победы над врагами. В 312 г. Константин воевал против жестокого Максентия, воцарившегося в Риме, преследовавшего и убивавшего христиан, проводившего нечестивую жизнь. По словам тогдашнего историка (Евсевия), Максентий, готовясь к борьбе с Константином, прибегал к разным волшебствам и суеверным обрядам; Константин же, не совсем полагаясь на силу своего войска, чувствовал необходимость в сверхъестественной помощи над врагом, а потому размышлял о том, какому Богу он должен молиться об этой помощи. В эту тяжелую минуту вспомнил Константин о том, что его отец Констанций, оказывавший покровительство христианам, пользовался благосостоянием, тогда как гонители христиан имели бедственную кончину, — и потому решился обратиться с молитвой к Богу Констанция, единому, верховному Существу. И вот, когда он отдался усердной молитве, то около полудня увидел на небе лучезарный крест, сиявший сильнее солнечного света, с надписью на нем: «сим победиши». Это чудесное знамение видели и воины, среди которых был полководец Артемий, впоследствии замученный (при Юлиане Отступнике) за Христа. Пораженный необычайным небесным видением, Константин впал в глубокий сон, и во сне явился ему сам Спаситель, опять показал ему то же знамение креста, повелел ему употреблять изображение креста, как знамя в войсках, и обещал ему победу не только над Максентием, но и над всеми врагами. Проснувшись, Константин повелел сделать Крест Господень, по подобию виденного им знамения, из драгоценных камней, а также начертать изображение креста на знаменах, на оружии, шлемах и щитах воинов. С тех пор войска Константина совершали походы, имея своим знамением крест, соединенный с первыми буквами имени Спасителя. В битве на Мельвийском мосту (через Тибр) Константин одержал блестящую победу над Максентием (28 окт. 812 г.). Сам Максентий утонул с множеством своих воинов в реке, а Константин победоносно вошел в Рим. После этого он воздвиг в Риме статую себе, державшую в правой руке крест, а в надписи на статуе победа над Максентием приписывалась «спасительному знамению» креста. Также в войне с византийцами и скифами еще дважды Константин видел на небе чудесное знамение креста, которое возвестило ему победу над врагами.

Легко понять, каким благоговением к Кресту Господню было преисполнено после этих событий сердце христолюбивого царя Константина. И вот этот император, «не без внушения свыше, но побуждаемый Духом самого Спасителя» решил не только отыскать честное древо Креста Господня, воздать ему поклонение, но и «священнейшее место спасительного воскресения в Иерусалиме сделать предметом всеобщего благоговейного почитания» — построить над ним храм. Исполнительницей благочестивого намерения императора явилась его мать, блаженная царица Елена, по настояниям самого императора принявшая христианство, отличавшаяся благочестием и пламенной ревностью по вере Христовой. В 326 г. Елена отправилась в святую землю с целью отыскать и посетить места, освященные главнейшими событиями жизни Спасителя. Прибыв в Иерусалим, исполненная благочестивого желания найти пещеру гроба Господня и честное древо Креста, она ревностно принялась искать их. Патриархом в Иерусалиме был в то время Макарий, встретивший царицу с подобающими почестями и оказывавший ей помощь в ее святом деле.

Метки: Воздвижение

Pages: 1 2

О путях Русской Церкви

протопресвитер Иоанн Мейендорф

22 июля 1992 года, скончался выдающийся деятель Православной Церкви в Америке, богослов, патролог, церковный историк, протопресвитер Иоанн Мейендорф. Публикуем статью отца Иоанна, в которой он рассуждает о судьбах Русской Церкви.

Подробнее...

Слово на всеславное Воздвиженіе Честнаго и Животворящаго Креста.

Слово на всеславное Воздвиженіе Честнаго и Животворящаго Креста. Свт. Андрей, архіеп. Критскій

Воздвижение Честного и Животворящего Креста Господня

Мы славимъ крестъ, и вся Церковь наполняется блескомъ славы. Мы славимъ крестъ и съ Распятымъ на крест возносимся, дабы, оставивъ долу землю вмст со грхомъ, стяжать небо и небесное. Крестъ воздвигается, и вражеская сила сатаны пораженная падаетъ и сокрушается.

Крестъ воздвигается, и вс врующіе совершаютъ празднество... Если же одно воспоминаніе креста возбуждаетъ къ животворной радости и облегчаетъ тягостную скорбь, то сколь важно видть самый образъ креста!.. Воистинну, лучшее и драгоцннйшее изъ всхъ сокровищъ и по имени, и по качеству естъ крестъ, на которомъ, чрезъ который и въ которомъ утверждено и воздвигнуто зданіе нашего спасенія. Еслибы не было креста, то и рукописаніе грха не было бы раздрано, намъ не была бы дарована свобода, мы не стали бы наслаждаться древомъ жизни, древній змій не былъ бы умерщвленъ, разбойникъ не соддался бы обитателемъ рая, смерть не была бы попрана, и адъ не былъ бы опустошенъ... Посему крестъ — великое и драгоцнное стяжаніе: великое потому, что чрезъ крестъ явлены превеликія благодянія для всей вселенной, — драгоцнное потому, что крестъ служитъ знаменіемъ Христовыхъ страданій и побды.

Крестъ есть глава страданій Христовыхъ, внецъ совершившихся для насъ чудесъ, почему крестъ и именуется славою Христовою и высотою Христовою. Нын прославися Сынъ Человческій, и Богъ прославися о Немъ, и абіе прославитъ Его... Прослави мя Ты, Отче, у Тебе Самого славою, юже имхъ у Тебе, прежде міръ не бысть... Отче, прослави имя Твое. Пріиде же гласъ съ небесе: и прославихъ, и паки прославлю (Іоан. 13, 31; 17, 5; 12, 28). Въ сихъ словахъ Христосъ Господь говоритъ о слав, сопровождавшей крестъ Его (т. е., о смятеніи тогда стихій и о состраданіи природы Творцу). А что крестъ составляетъ и высоту Христову, внемли тому, что изрекъ Христосъ: аще Азъ вознесенъ буду отъ земли, вся привлеку къ Себ; и въ другомъ случа: якоже Мосей вознесе змію въ пустыни, тако подобаетъ вознестися Сыну Человческому, — для чего? да всякъ вруяй въ Него не погибнетъ, но имать животъ вчный (Іоан. 12, 32; 3, 14-15). Если же крестъ Христовъ составляетъ славу, то и нын крестъ воздвигается для того, чтобы Христосъ прославился. Не Христосъ возвышается, чтобы славился крестъ, но крестъ воздвигается, дабы прославился Христосъ; Христосъ же прославляется, дабы вознести съ Собою насъ. Посему, когда воздвигается крестъ, тогда съ нимъ совозвышается и духъ благочестивыхъ: прославляется Христосъ, и съ нимъ прославляются славящіе Его. Воздвигается крестъ не потому только, что Христосъ былъ вознесенъ на немъ, но и потому, что, бывъ обртенъ, крестъ обличилъ безуміе іудеевъ. А когда и какъ обртенъ крестъ? При императорахъ, увровавшихъ во Христа, — обртенъ силою божественною. Когда Господь жизни и смерти спустя три дня посл крестной смерти воскресъ: тогда іудеи, уязвляемые стрлами зависти и одержимые страхомъ (чтобы какія либо изъ досточтимыхъ и священныхъ орудій страданій Христовыхъ, уцлвши, не содлались орудіями отмщенія іудеямъ и защиты для христіанъ), зарыли въ землю крестъ и вс прочія орудія крестныя, какъ то: гвозди, копіе, надпись. Но когда Богъ вручилъ христіанамъ царскіе скипетры и всю власть надъ римлянами, то Ему угодно было открыть крестъ чрезъ благочестивую царицу, въ царствованіе ея сына надъ христіанами. И вотъ, всемірное сокровище не долго сокрывалось отъ царицы: рука Божія скоро подала ей даръ свой, т. е. тотъ самый крестъ Господень, который нын воздвигается для цлой вселенной, — а вмст съ нимъ вручила и прочія орудія, коими совершилось спасительное для міра страданіе. Посему-то мы и торжествуемъ нын, что въ настоящій день обртена давно сокрытая святыня, — что утаенное сокровище, бывъ извлечено изъ земли, днесь возсіяло какъ злато, — что августйшее знамя царства Христова, прежде закопанное въ землю, нын произникло на свтъ; это, именно, крестъ Христовъ, орудіе спасенія, держава царская, слава апостоловъ, зерцало пророковъ, внецъ мучениковъ. Съ тхъ поръ какъ существуетъ крестъ Христовъ, кресту приносится поклоненіе. Со времени креста Христова мы освободились отъ кровавыхъ жертвъ, содлавшись участниками въ безкровномъ жертвоприношеніи. Со времени креста Христова мы исповдуемъ таинство Богорожденія Іисусова по человчеству. Со времени креста Христова мы познаемъ безначальное Начало, происходящее изъ Начала предвчнаго. Со времени креста Христова мы научены вровать во Отца и Сына и Святаго Духа. Со времени креста Христова смерть презирается, истуканы сокрушены, демоны прогнаны, капища разрушены. Но для чего много говорить? Со времени креста Христова люди сожительствуютъ съ ангелами, небо отверсто для земнородныхъ. и Богъ вселяется между человками.

Крестъ — древо благознаменитое, на которомъ распростерся Господь, есть, подлинно, Христова и наша похвала многоименитая. Христосъ, распятый на крест, содлалъ его древомъ жизни; Христосъ, пригвожденный ко кресту, содлалъ его лствицею къ небесамъ; Христосъ, повшенный на крест, явилъ его ходатаемъ благословенія; Христосъ, распростертый на крест, разршилъ узы скованныхъ грхомъ. Христосъ, добровольно вознесенный на крестъ, совознесъ съ Собою міръ. Уже боле не проклятъ всякъ висяй на древ (Втор. 21, 23); уже боле крестъ не есть предметъ проклятія, такъ какъ клятва пригвождена ко кресту, и крестъ Христовъ содлался для насъ источникомъ всхъ благословеній. Крестъ называется различными именами. Онъ именуется жезломъ правоты, царствія, наслдія, силы. Престолъ Твой, Боже, во вкъ вка: жезлъ правости, жезлъ царствія Твоего. Избавилъ еси жезломъ достоянія Твоего (Псал. 44, 7; 73, 2). Жезлъ силы послетъ ти Господь отъ Сіона. Крестъ именуется палицею, древомъ жизни, подножіемъ: жезлъ Твой и палица Твоя, та мя утшиста (Псал. 22, 4). Древо живота есть всмъ держащимся ея (премудрости) и воскланяющимся на ню, яко на Господа, тверда (Прит. 3, 18). Возносите Господа Бога нашего и покланяйтеся подножію ногу Его, яко свято есть (Псал. 98, 5). Патріархъ Іаковъ предзнаменовалъ сей крестъ, когда крестообразно возложилъ руки на внуковъ своихъ — Ефрема и Манассію (Быт. 48, 14). Тотъ-же патріархъ предизобразилъ крестъ, когда поклонился на верхъ жезла Іосифу (Быт. 47, 31). Жезлъ патріарха же Іакова былъ образомъ креста при переход чрезъ Іорданъ, ибо Іаковъ говоритъ: съ жезломъ симъ преидохъ Іорданъ (Быт. 32, 10). И нсколько прежде Аврааму было явлено знаменіе креста въ образ роговъ держимаго въ чащ овна (Быт. 22, 13), когда патріархъ таинственно совершалъ прообразовательную жертву, предзнаменовавшую Распятаго. Крестъ былъ предобразованъ и Исаакомъ, когда онъ несъ дрова веесожженія и слдовалъ за отцемъ своимъ, какъ жертва, которую Авраамъ спшилъ принести (Быт. 22, 6). Силу креста предозначалъ и жезлъ Мосея, обращенный въ змія, который одержалъ побду надъ жезлами египетскими, пожравъ ихъ, — а для египтянъ обратилъ въ кровь воды рчныя, дабы он не могли быть годными для питья. По мановенію жезла Мосеева явились изъ водъ жабы, налетла саранча, воскипли скнипы, распростерлась осязаемая тьма и постигли египтянъ вс прочія казни (Исх. 7). Тотъ же Мосеевъ жезлъ былъ образомъ креста, когда Мосей раздлилъ жезломъ Чермное море сюду и сюду, и разступившіяся воды составили для него и для народа стну одесную и стну ошуюю (Исх. 14, 21-22). Прообразованіемъ креста былъ столпъ огненный и столпъ облачный, которыми Богъ путеводилъ странствующаго Израиля по выход его изъ Египта (Исх. 13, 21). Видъ креста изобразилъ и самъ Мосей на гор, воздвая гор руки свои, когда Іисусъ Навинъ сражался съ иноплеменнымъ Амаликомъ, и когда Мосей былъ поддерживаемъ Аарономъ и Оромъ, а Израиль укрплялся и преодолвалъ (Исх. 17, 11). Образъ креста предначертанъ былъ и жезломъ, въ пустын произведшимъ изъ камня обильные источники водные. Тайну креста прообразовалъ и Исаія пророкъ, претренный на двое деревянною пилою. Нельзя не упомянуть о милоти Иліиной, предозначавшей силу креста, когда Илія, раздливъ милотію Іорданъ, перешелъ по нему, какъ по суш (4 Цар. 2, 8). Можно-ли прейти молчаніемъ и чудо Елисея, когда онъ опустилъ древо въ воду и тмъ извлекъ со дна рки желзную скиру, поднявъ тяжелый металлъ легкимъ кускомъ дерева (4 Цар. 6, 6)? А что сказать о жезл, произрастившемъ въ теченіе одной ночи втвь, цвты и плоды (Числ. 17, 8)? Не явно-ли, что и онъ прообразовалъ собою крестъ?..

Далее

Православный календарь 26 сентября (13 сентября ст. ст.)

Предпразднство Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня.

В этот день:
Русская Православная Церковь отмечает память святых:

Воздвижение Честного и Животворящего Креста ГосподняСвященномученик Корнилий сотник

Священномученика Корнилия сотника (I).
Мучеников Селевка, Стратоника, Кронида, Леонтия и Серапиона, (ок. 237).
Мучеников Макровия, Гордиана, Илии, Зотика, Лукиана и Валериана (320).
Память обновления (освящения) храма Воскресения Христова в Иерусалиме (Воскресение словущее) (335).
Святитель Литорий, епископ Турский ( 371)
Преподобного Иоанна Прислопского (XV-XVI; Рум.)
Преподобного Петра в Атрои (IX).
Великомученицы Кетеваны, царицы Кахетинской (1624).
Преподобного Иерофея Иверянина, Каламского (1745)
Священномучеников Стефана и Александра, пресвитеров (1937)
Священномученика Николая, диакона (1937).

Храни вас Господь, Матерь Божия и все святые, их же память мы сегодня отмечаем!

Подробнее...

Митрополит Гортинский и Мегалопольский Иеремия: «Экуменизм не пр

Митрополит Гортинский и Мегалопольский Иеремия: «Экуменизм не просто ересь. Он охватывает все ереси»

Митрополит Гортинский и Мегалопольский Иеремия

С открытым посланием к своей пастве обратился иерарх Элладской Православной Церкви.

Дорогие христиане нашей Святой Митрополии,

  1. Желаю вам всего наилучшего. Живите счастливо. Желаю вам, чтобы Пресвятая Дева укрыла и охранила ваши семьи от всякого зла. Будьте под покровом Пресвятой Богородицы, мои хорошие!
    Как Архиерей этих мест, ответственный за ваш духовный рост, я, прежде всего, хочу, чтобы ваше доброе сердце согрелось любовью Иисуса Христа. Ибо, как мне видится, нас переполнили различные финансовые и прочие проблемы, они поглотили нас, и мы забыли, что, прежде всего, мы должны любить Бога и жить по Его святому Закону. Цель, с которой мы пришли в мир, —найти Бога и соединится с Ним. «Обожение» — так мы называем это единение.
  2. Подробнее...

Каплуновская икона Божией Матери

Каплуновская икона Божией Матери

Дни празднования: 21 июля (8 июля) и 24 сентября (11 сентября)

Каплуновской иконой Божией Матери именуется чудотворный список Казанского образа Богородицы.

Икона явилась в 1689 году в сельце Каплунове в 20 верстах от Ахтырки Харьковской губернии. В сельце была церковь во имя Рождества Богородицы, и к ней определен священник Иоанн Уманов, отличавшийся благочестивой жизнью. 8 сентября 1689 года он видел во сне благолепного седого старца, который сказал ему:
«Чрез три дня придут к тебе из Москвы три иконописца — один лет 60, другой 80, а третий 90 лет; у этого последнего ты должен развязать связку икон, снять верхних семь, а восьмую икону Казанской Богородицы взять себе с благоговением; от нее ты получишь благодать и милость».

Священник в ожидании этого события постился и совершал литургию в продолжение трех дней. В третий день, 11 сентября, по окончании литургии возвращаясь домой, он встретил трех московских иконописцев, пригласил их к себе и радушно угостил. Он последовал данному во сне повелению, и, найдя указанный образ, просил продать ему икону; но иконописцы, благодарные за угощение, не хотели брать денег и только по настоянию священника взяли с него 15 копеек.

Священник поставил икону в своей комнате и усердно молился пред нею. В продолжение двух недель пред иконою горела свеча день и ночь. В третью субботу на воскресенье, в третью неделю Великого поста, совершив перед нею молитвенное правило, Иоанн уснул и увидел во сне Деву неизреченной красоты. Она сказала ему: «Не принуждай Меня быть в твоей храмине, а отнеси Меня в Мою церковь». Священник проснулся и увидел, что в комнате носится свет, подобный молнии. Он испугался и, собравшись с духом, подошел к иконе, пред которою горела свеча, и увидел, что из очей Богоматери истекают обильные слезы — одна из них была видима на иконе и много лет спустя. Священник собрал народ, отправил пред иконою молебен и с честью перенес ее в церковь. С того времени она начала обильно изливать чудодейственную силу.

Примечательна связь иконы с исторической победой русских войск под Полтавой. В 1709 году, когда шведский король Карл XII вторгнулся в Россию, а царь Петр I готовил ему отпор, расположившись в Харькове. Дабы укрепить себя и свое войско надеждой на небесную помощь, он вызвал в ставку священника Иоанна с Каплуновской иконою Богородицы. Здесь отец Иоанн с образом пробыл две недели.

В это время Карл XII дошел уже до Каплуновки и тут расположил свои войска; сам он с гетманом Мазепой поместился в доме священника Иоанна. Некоторые из его воинов хотели поджечь церковь; но солома и дрова, которыми они обложили церковь, не загорались. Карл спросил Мазепу о причине чуда, и так узнал о прославившейся иконе. Услышав же, что сама икона в ставке у Петра, он обратился к Мазепе со словами: «Смотри, церковь и без иконы не могли зажечь, а где будет Она Сама, там нам очень ненадежно будет».

Далее

Православный календарь 24 сентября (11 сентября ст. ст.)

Проповедь в неделю 16-я по Пятидесятнице

В этот день:
Русская Православная Церковь отмечает память святых:

Преподобный Даниил Бангорский, епископ (+584),Икона " Святые Сергий и Герман"Преподобный Силуан АфонскийКаплуновская икона Божией Матери

Мучеников Димитрия, Еванфии, жены его, и Димитриана, сына их (I)
Мучеников Селевка, Стратоника, Кронида, Леонтия и Серапиона (237)
Святой мученицы Ии (362-364)
Преподобной Феодоры Александрийской (474-491).
Святителя Патиента, епископа Лионского (491)
Святых мучеников Диодора и Дидима (не поздн. IV)
Преподобного Пафнутия Фиваидского, епископа Таисского, исповедника ( IV)
Преподобного Даниила Бангорского, епископа (584)
Преподобного Илии пещерника (960)
Преподобного Евфросина (IX).
Преподобных Сергия и Германа, Валаамских чудотворцев.(ок. 1353)
Преподобного Силуана Афонского (1938).
Священномучеников Николая и Виктора пресвитеров (1918).
Священномученика Карпа пресвитера (1937).
Священномученика Николая (1942).
Каплуновская икона Божией Матери (1689)

Храни вас Господь, Матерь Божия и все святые, их же память мы сегодня отмечаем!

Подробне

Православный календарь 23 сентября (10 сентября ст. ст.)

В этот день:
Русская Православная Церковь отмечает память святых:

Преподобный Павел Печерский, ПослушливыйСобор Липецких святых

Святых Апостолов от 70 Апеллия, Луки и Климента (I).
Святого мученика Варипсава (II)
Мучениц Минодоры, Митродоры и Нимфодоры (305-311).
Святой царицы Пульхерии (453).
Святителя Сальвия, еп. Альбийского (584; Галл.).
Прп. Финиана Ольстерского, игумена (579; Кельт. и Брит.).
Св. Теодарта Маасткихтского (668; Нидерл.)
Святителя Эгвина, еп. Ворчестерского (717)

Святители Петр и Павел, епископы Никейские (IX)
Святых Трех жен, обретенных в пустынной горе (X)
Преподобного Павла Послушливого, Печерского (XIII-XIV).
Святого кн. Андрея (Иосафа) Каменского (1453)
Прп. Кассиана, игумена Спасо-Каменного и Кирилло-Белозерского м-рей. (ок.1463)
Преподобномученика Гавриил (Яцика) (1937)
Священномученика Исмаила (Кудрявцева) (1937)
Священномученика Палладия Попова, иерея(1937)
Священномученика Петра Григорьева, иерея(1937)
Священномученика Николая Павлинова, иерея (1937)
Священномученика Константина (Колпецкого) (1937)
Священномученика Василия Максимова(1937)
Священномученика Василия Малинина(1937)
Священномученика Евгения Попова, иерея(1937)
Священномученика Петра и мученика Симеона(1937)
Священномученика Иоанан Софронова, иерея (1937)
Священномученика Глеба Апухтина, иерея (1937)
Мученицы Татианы Гримблит (1937).
Священномученика Уара, еп. Липецкого (1937).
Преподобномученика Мелетия (Федюнева), иеромонаха (1937)
Собор Липецких святых

Храни вас Господь, Матерь Божия и все святые, их же память мы сегодня отмечаем!

Подробнее...