Поученіе на Празднованіе въ честь Казанской иконы Божіей Матери
- 04.11.17, 08:34
Прот. Григорій Дьяченко († 1903 г.)
Что значатъ многочисленныя чудодйственныя иконы Божіей Матери, на всемъ необъятномъ пространств земли русской, источающія спасительную благодать всмъ, съ врою притекающимъ къ нимъ, – какъ не явные знаки особеннаго благоволенія Богоматери къ намъ, недостойнымъ? И врные сыны Россіи не напрасно во всхъ нуждахъ отечества, притекая въ храмы съ теплою молитвою, прославляютъ Царицу небесную усердною Заступницею своею.
Нын въ приснопамятный день торжества вры и отечества нашего, не умолчимъ о заступленіи Божіей Матери, оказанномъ нашимъ предкамъ. 1612-й и предыдущіе годы были самымъ бдственнымъ временемъ нашей народной жизни. Прескся у насъ тогда царствовавшій домъ Рюрика; неповинно пала послдняя царственная отрасль сего дома; престолъ русскій сталъ колебаться. Настали самозванцы и страшное междуцарствіе; мятежъ распространился по земл русской. Самая столица скоро подпала власти враговъ и, къ довершенію бдствій, къ внцу царскому простиралась уже враждебная рука иноземца. И вотъ Россія, какъ тло безъ главы, государство безъ державы, царство безъ царя, отечество безъ сыновъ!.. Въ это время, когда, казалось, никакая земная сила не могла спасти погибавшей Россіи, — явилась помощь небесной Заступницы рода христіанскаго. Движимые чувствомъ благочестія, предки наши заповдали трехдневный постъ и слезно молились подъ стнами московскаго Кремля предъ Казанскою иконою Богоматери объ избавленіи отъ враговъ. Отъ небесной Заступнйцы скоро явился встникъ избавленія преподобный Сергій. «Ваши и наши молитвы услышаны, сказалъ онъ въ видніи архіепископу Арсенію, — предстательствомъ Богоматери судъ Божій объ отечеств преложенъ на милость». Радостная всть о заступленіи Преблагословенной распространилась среди православнаго воинства. Дерзая о имени взбранной Воеводы, народная рать побждаетъ враговъ, освобождаетъ царствующій градъ, а съ нимъ и всю Россію.
II. Да будетъ благословенъ воспоминаемый нын нами день сей въ вчные роды для насъ и для всего отечества нашего и да будетъ благословенно предстательство и заступленіе Пресвятой Богоматери! «Не умолчимъ никогда, Богородице, силы Твоя глаголати недостойніи! Аще бо Ты не бы предстояла молящи, кто бы насъ избавилъ отъ толикихъ бдъ? Кто же бы сохранилъ донын свободны?» Поистин, достойно и праведно отъ глубины всей души и отъ всего сердца пть и величать Заступницу нашу небесную, тмъ боле, что Она не въ ту только тяжкую годину отечества нашего явила Себя покровительницею и защитницею отечества нашего, но всегда, какъ только оставляли предковъ нашихъ силы и средства естественныя, какъ только приближались они къ самому краю бдствій и теряли всякую надежду, кром упованія свыше, Богоматерь, по пламеннымъ молитвамъ ихъ, являла дивную Свою помощь, такъ что исторія прошедшей судьбы отечества нашего есть вмст и лтопись чудесъ, совершенныхъ для него Матерію Божіею.
Да, братіе, — благочестивые предки наши въ годину бдствій общественныхъ и частныхъ всегда обращались съ теплою, усердною молитвою къ Божіей Матери и по сей мр получали отъ Нея заступленіе и спасеніе. По примру предковъ да поступаемъ имы.
а) О чемъ же мы должны молиться Богоматери и какія у насъ могутъ быть нужды? О, много, много у каждаго изъ насъ нуждъ, бдствій и скорбей, а еще боле грховъ: немощствуетъ тло, немощствуетъ же и душа наша отъ множества прегршеній: объ избавленіи отъ нихъ и надлежитъ съ сокрушенныхъ сердцемъ и со слезами молиться всмъ намъ.
б) Но кром нуждъ и грховъ частныхъ, есть у насъ нужды и недуги общіе, современные. Первый и самый тяжкій недугь въ современномъ обществ — это есть оскудніе вры и упадокъ нравственности. Предки наши сильны были врою и находили въ ней спасеніе, отраду и утшеніе въ годины испытаній. Слово Божіе было главнымъ и любимымъ предметомъ ихъ занятій, а пребываніе въ церкви за богослуженіемъ — самою священною и непремнною обязанностію. Въ ныншнее же время многіе совершенно холодно и неохотно слушаютъ то, что содержится въ слов Божіемъ, или вовсе не слушаютъ сего небеснаго ученія, не врятъ многому въ немъ и готовы сомнваться въ самыхъ явныхъ чудесахъ и таинствахъ. Отъ такого неврія — и пороки самые тяжкіе считаются маловажными; священныя же преданія нарушаются безбоязненно, такъ что постъ, свято хранимый нашими предками, остается нын у многихъ извстенъ только по имени, безъ исполненія. При такомъ оскудніи и упадк вры и нравственности надлежитъ крпко молиться: «Заступнице усердная, приложи намъ вру, уврачуй наши недуги общественные и спаси насъ!»
в) Такая же необходимость въ общихъ усердныхъ молитвахъ открывается изъ наблюденія и надъ тмъ, что нын происходитъ въ природ видимой. За уклоненіе наше отъ путей правды, правосудный Богъ уклоняетъ и порядокъ въ теченіи природы, — затворяетъ небо отъ своевременнаго тепла и свта, или отъ своевременнаго холода и снга, и наказуетъ насъ долговременнымъ безведріемъ и другими подобными бдствіями. И небо, и земля внушаютъ намъ, что мы нарушеніемъ порядка нравственнаго измнили порядокъ и во вншней природ. Земля, отягченная грхами нашими, перестаетъ въ довольств произращать хлбъ и другія произведенія на службу людямъ; отсюда происходитъ оскудніе насущныхъ жизненныхъ потребностей, а затмъ — голодъ съ его губительными бдствіями. Отъ такого голода и губительства, Заступнице усердная, сохрани и помилуй насъ!
г) Къ этому молитвенному воззванію должно присовокупить еще сокрушенное сердечное прошеніе къ Божіей Матери объ избавленіи насъ отъ находящихъ разныхъ эпидемическихъ болзней, смертоносныя язвы и напрасныя смерти. Мы нердко видимъ вокругъ себя страшныя болзни, поражающія старыхъ и юныхъ, крпкихъ и немощныхъ, воздержныхъ и особенно невоздержныхъ. Отсюда мы должны поучаться осмотрительности, воздержанію, особенно преданности Божественному Провиднію и молитв. А повторяющаяся надъ ближними и знаемыми нашими преждевременная смерть вразумляетъ насъ и внушаетъ горячо молиться съ умиленіемъ сердца и со слезами: Заступнице усердная, спаси и сохрани насъ отъ болзней, смертоносныя язвы и напрасныя смерти! И Она, Премилосердая, какъ Матерь Божія и Матерь всего рода христіанскаго, всегда можетъ умолить Сына Своего, Господа и Спасителя нашего, объ избавленіи и спасеніи нашемъ: много бо можетъ моленіе Матернее ко благосердію Владыки! И поистин, кому мы должны приписать безпредльное снисхожденіе къ намъ гршныхъ Всемилостиваго? Кому, какъ не Ея непрестанному о насъ ходатайству и заступленію? По Ея только предстательству, праведный Судія небесный за многое множество прегршеній нашихъ не предаетъ насъ крайней совершенной погибели. И что было бы съ нами, если бы мы лишились Ея матерняго заступленія? Тогда давно бы погибли мы подъ тяжестію грховъ нашихъ, бдъ и скорбей.
III. Имя столь великую и усердную Заступницу, прилежно къ Ней притецемъ, гршніи и смиренніи. Она, Царица небесная, готова выну ходатайствовать о насъ, только бы мы прибгали къ Ея предстательству съ теплою и усердною молитвою, съ твердою врою и упованіемъ. И тогда Она Сама не отступитъ и отъ насъ Своимъ благосердіемъ, а будетъ сохранять и спасать насъ отъ всякаго зла, внимая молитвамъ нашимъ. (Извлеч. Изъ «Словъ и рчей» Палладія, еписк. рязанскаго и зарайскаго, нын митр. с. -петербургскаго, стр. 134—139).