Память 7/20 октября
«Простите меня ради Христа, да не забывайте в своих святых молитвах.
Напишите в помянничек...» – завещал приснопамятный Преосвященнейший
Иона, епископ Ханькоуский, стяжавший своей сугубо-аскетической жизнью,
богатейшим духовным опытом и активным служением ближнему общую к себе
любовь и почитание, «подвигом добрым подвизахся» (2 Тим. 4, 7). Дерзая
писать об одной из звезд на небосклоне Русской Православной Церкви и
русского рассеяния, начинаю сие повествование словами известного
архипастыря и выдающегося миссионера архиепископа Камчатского и
Петропавловского Нестора (Анисимова; + 1962 г.):
«Его светлая, чистая, трудолюбивая жизнь протекала на виду всех
жителей города Маньчжурии на протяжении трех лет. И в наше время, когда
так много среди русских людей скорбей, бедствий, лишений и страданий, а
наряду с этим много вражды, разделений и ненависти – в это время явился в
лице святителя Ионы человек, полный любви и милосердия, человек мира,
горячей веры в Бога и великой силы воли. Сердце наше преисполнено
благоговейными переживаниями, но ни язык, ни перо наше не могут выразить
похвалу почившему святителю по достоянию, ибо так сильна, ярка и
красочна по своему исключительному содержанию жизнь и светла смерть
этого епископа и человека-праведника. Для нас его жизнь и его смерть
являются завидными, а память бессмертной» («Добрый пастырь». Специальный
выпуск 1992 г., стр.4).
Преосвященный Иона (Покровский), в миру Владимир, родился 17 апреля
1888 г. в Козельском уезде, где, рано лишившись родителей, происходивших
из крестьян, был усыновлен неким сельским диаконом Покровским. Успешно
окончив духовное училище и Калужскую семинарию, юный Владимир поступил в
Казанскую духовную академию в 1909 г. На 3-м курсе Владимир принял
монашество с именем Ионы, и направил стопы свои в Введенскую Оптину
Пустынь. Здесь он насыщался премудростью от преподобных Анатолия и
Иосифа, прислушиваясь к словам последнего: «Не вырастив дерева, откуда
же ждать плодов? Дерево же, на котором вырастает внутренний монах, есть
пост, всякое воздержание, хождение к церковным службам, телесный труд,
тогда уже на нем вырастет плод, т.е. внутрениий монах» («Из духовных
наставлений старца Иосифа», ЖМП № 10, 1988 г., стр. 74).
Владимир вернулся в академию уже в сане иеромонаха и, окончив ее в
1914 г., стал преподавать Священное Писание в качестве приват-доцента.
Но, «как глаз нуждается в руках и других частях тела, так и вера
нуждается в деятельной добродетели» (блаж. Феодорит, епископ Кирский) –
посему отец Иона, имея непоколебимую веру, возжелал служить защищавшим
Веру, Царя и Отечество от лютых врагов в дни Великой войны, став военным
священником, а затем – главным священником 11 армии в 1916 г.
В 1918 г. отец Иона выехал из Казани и в Перми был избит
безбожниками, арестован и отправлен для суда в Тюмень. По пути, а именно
в Тобольской губ., белым войскам удалось его освободить. Из Тобольска
отец Иона по Иртышу отправился в Омск, где, определением Высшего
Церковного Управления, возведен в сан игумена с должностью главного
священника Южной армии. Поражение последней потом вынудило игумена Иону,
взявшего на себя крест изгнанничества, покинуть Родину через Туркестан и
пустыню Гоби.
Прибыв в Западный Китай, игумен Иона приехал сначала в Шанхай, а
потом был назначен в Русскую Духовную Миссию в Пекине, где возведен был в
сан архимандрита. В сентябре 1922 г. в Пекине была совершена его
архиерейская хиротония во епископа Тяньзинского, викария Пекинской
Миссии, с назначением его настоятелем Иннокентьевского миссионерского
собора в г. Маньчжурии. Среди архиереев, участвовавших в наречении и
хиротонии, были Начальник Миссии архиепископ Пекинский Иннокентий,
епископы Забайкальский Мелетий и Шанхайский Симон (впоследствии
архиепископ Пекинский). Прибыв в Маньчжурию 19 октября 1922 г.,
новохиротонисанный архипастырь начал свой святительский подвиг, совершая
апостольское хождение в народ.
Епископ Мелетий (позже митрополит Харбинский и Маньчжурский) так описывает первый шаги его архипастырского служения:
«Население г. Маньчжурии, как пришлое из разных мест России, в
религиозном отношении не было воспитано надлежащим образом. Новый
обширный и благолепный храм Миссии был посещаем богомольцами в малом
количестве, церковная проповедь была в очень слабом виде. Ревностный
служитель Церкви Божией и выдающийся проповедник, молодой и энергичный
епископ Иона прежде всего взялся за устроение своей паствы в
религиозно-нравственном отношении. В своем храме он устанавливает
уставное богослужение, заводит прекрасный хор, неустанно проповедует,
храм наполняется богомольцами и, наконец, делается тесен. Однако для
энергичного епископа Ионы это оказывается недостаточным. Он, по
приглашению городского совета, преподает в местной гимназии Закон Божий.
Полюбившие его учащиеся, узнав, что сдача экзамена по Закону Божию для
них необязательна, заявили о своем желании подвергнуться экзамену по
этому предмету, и все обнаруживают хорошие познания» (Епископ Мелетий,
«Памяти Преосвященного Ионы, Харбин (Специальный выпуск, 1992 г.), стр.
3).
Иоаким Крупенин, почитатель Владыки, пишет об его приезде следующее:
«Всем памятно прибытие Владыки в Маньчжурию. Все ждали архиерея в том
виде, в каком его обыкновенно представляет народ, т.е. в полном величии,
важности и малодоступности. Но владыка Иона знал, куда и к кому он
едет. Он знал, кто и что его ждет. Знал он, что сытым и довольным он не
нужен. Его ждут обездоленные, и к ним он и пришел. Пришел не только как
князь Церкви, но и как любящий друг и отец, скромно, с лаской и
утешением для всех. Всех поразила необычайная простота и доступность
приехавшего архипастыря. Как яркая лампада, загорелась деятельность в
Маньчжурии епископа Ионы и озарила лик Христа, призывающего страдальцев:
«Приидите ко мне вси труждающиеся и обремененнии, и Аз упокою вы». Все
почувствовали отраду, поняв, что не все потеряно, когда услышали бодрый,
обращенный к ним, призыв: «есть выход – вера в Бога и любовь к
ближнему». Этим призывом к вере в Бога и любви к ближнему начал свою
архипастырскую деятельность Владыка. Но слов было мало. Нужно дело.
Нужна огромная работа. И работа началась... Не щадя своих сил и
здоровья, и забыв себя, отдался Владыка на служение Богу и ближнему»
(Иоаким Крупенин, «Преосвященный Иона, епископ Ханькоуский», Personal
Reminiscences of Bishop Jonah – A Text in Russian ( Originally printed
in China in 1925), стр. 14-15).
Тут Преосвященный Иона основывает приют, принимая прямое участие в жизни
и воспитании детей, как свидетельствует архиепископ Камчатский Нестор в
своем письме детям приюта в Маньчжурии:
Актъ о канонизаціи Святителя Іоны Ханькоускаго
«Владыка Иона еще с нами, и особенно с вами, дорогие деточки, ибо о
вас более всего заботился и помышлял он во время жизни и не оставил вас
после смерти. Вспомните его завещание, где он так трогательно, так тепло
говорит о вас и почти исключительно о вас... Всего себя отдал епископ
Иона делу милосердия, все свое сердце отдал он вам, и этой любовью, этим
милосердием устремляясь к Богу, он зовет идти по той же дороге и своих
милых детей. Следовать этому призыву, детки, – это единственный способ
для вас быть благодарными епископу Ионе за все, что он вам сделал» (из
письма епископа Нестора детям приюта имени епископа Ионы (1927 г.)).
Pages: 1 2