Курс лекций по детской патопсихологии (продолжение)

Курс лекций по детской патопсихологии

1.4. Роль данных о нарушениях в развитиии ребенка в оптимизации учебно-воспитательного процесса

Независимо от того, кто был инициатором патопсихо­логического обследования ребенка (врач, педагог, предста­вители правоохранительных органов, родственники и т. д.), его результаты должны быть доведены до сведения родите­лей (или лиц, их заменяющих). Когда родители узнают о том, что их сын или дочь имеют отклонения в психическом развитии, они ведут себя по-разному. Одни подавлены и ра­стеряны, считая, что их ребенок обречен на несчастье; дру­гие возмущаются и протестуют, хотят скрыть эту информа­цию, изо всех сил стараясь устроить ребенка в обычную школу, третьи начинают воспринимать ребенка как боль­ного, ограждая его от любых усилий (даже от работы по самообслуживанию) и потакая всем его капризам.

Подробнее...

Православный календарь 28 марта (15 марта ст.ст.)

Слово в среду недели 6-й Великого поста

В этот день:
Русская Православная Церковь отмечает память святых:

Мученик Никандр ЕгиптянинПреподобный Никандр ГородноезерскийМученик Мануил Критский

Священномученика Александра, иерея в Сиде (270-275).
Мученика Никандра Египетского (ок. 302).
Мучеников Агапия и с ним 7-ми мчч.: Пуплия, Тимолая, Ромила, двух Александров и двух Дионисиев (303).
Св. Захария, папы Римского (752).
Преподобного Никандра Городнеозерского.
Новомченика Мануила Критского (1792) (Греч.).
Сщмч. Алексия Виноградова, протоирея (1938).
Священномученика Михаила Богословского,протоиерея (1940).

Храни вас Господь, Матерь Божия и все святые, их же память мы сегодня отмечаем!


Бытие

Ной ходил пред Богом… Но земля растлилась пред лицем Божиим, и наполнилась земля злодеяниями… И сказал [Господь] Бог Ною: конец всякой плоти пришел пред лице Мое, ибо земля наполнилась от них злодеяниями; и вот, Я истреблю их с земли. Сделай себе ковчег.

Книга пророка Исаии

Когда скажут вам: обратитесь к вызывателям умерших и к чародеям, к шептунам и чревовещателям, – тогда отвечайте: не должен ли народ обращаться к своему Богу? спрашивают ли мертвых о живых? Обращайтесь к закону и откровению.

Притчи Соломона

Страх Господень – ненавидеть зло; гордость и высокомерие и злой путь и коварные уста я ненавижу. У меня совет и правда; я разум, у меня сила… Любящих меня я люблю, и ищущие меня найдут меня; богатство и слава у меня, сокровище непогибающее и правда.

Краткие духовные размышления на каждый день

«И онъ тотчасъ прозрлъ и пошелъ за нимъ, славя Бога». (Лук. 18, 43).

Неоднократно повторяется въ Евангелiи о совершенныхъ Спасителемъ чудесахъ надъ слпыми, послдствiемъ которыхъ является слдованiе прозрвшихъ за Христомъ. Они уже не могли оставаться вдали отъ Даровавшаго имъ зрнiе, ихъ неудержимо влекло къ Нему, куда-бы Онъ ни пошелъ. И такъ, когда духовныя очи наши открываются къ истин, мы уже не можемъ оставаться во мрак, насъ влечетъ къ свту, ко Христу.

Пойдемъ и мы туда, куда пошли прозрвшiе слпцы, Господь совершаетъ и надъ нами тоже чудо. Онъ открываетъ наши духовныя очи, Онъ озаряетъ Своимъ Свтомъ нашу душу. Пойдемъ-же и мы за Нимъ, оставивъ за собою всю нашу грховную жизнь и тотъ мракъ, въ которомъ мы блуждали до сихъ поръ.

«Онъ пошелъ за Нимъ, славя Бога». Такая же хвала, такая же глубокая благодарность за прозрвшiя очи должна наполнять и нашу душу. Прозрвъ къ истин, мы пойдемъ за Христомъ, не смущаясь испытанiями, затрудненiями, соблазнами. Для прозрвшихъ, взирающихъ на Него, путь всегда будетъ свтелъ и ясенъ и приведетъ къ тихому пристанищу, къ царству вчной любви.

Прекрасное душеполезное чтение для любой православной семьи.
Публикуется по изданию 1908 года

Древний Патерик.

Глава 11. О том, что должно всегда бодрствовать

87. Старец говорил: не должно заботиться ни о чем, как только о страхе Божием. И прибавил: хотя я принужден был заботиться о нужде телесной, но никогда прежде времени я не помышлял о ней.

Pages: 1 2

Феодоровская икона Божией Матери

Икона Феодоровской Божией Матери

Феодоровская икона Божией Матери — почитаемая в Русской церкви чудотворной икона Богородицы, хранящаяся в Богоявленском соборе города Костромы. Предание приписывает её авторство евангелисту Луке, иконография сходна с Владимирской иконой. Почитается как одна из святынь дома Романовых, поскольку предание связывает её с призванием в 1613 году на царство основателя династии царя Михаила Фёдоровича.

История Феодоровского монастыря Городца в XIII-XV веках

О появлении этой иконы на Руси достоверно ничего неизвестно, первые легендарные упоминания об образе схожей иконографии относятся к XII веку. Она находилась в деревянной часовне у города Городец, в начале XIII века на этом месте был построен монастырь во имя иконы богоматери, которая стала его главной святыней. Позже он стал называться по имени иконы Богородичный, Богородице-Феодоровский, а сейчас — Феодоровский. В 1238 году при нашествии войск Батыя город был уничтожен, монастырь также сгорел.

Акафист Пресвятой Богородице перед Ея иконой, именуемой “Феодоровская”

Молитва перед Феодоровской иконой Божией Матери

Современные историки указывают на то, что существование монастыря в XII веке ещё не получило никаких прямых доказательств. Но вместе с тем нет исследований, опровергающих такое утверждение. Так или иначе то место, где находилась икона подверглось полному разграблению, уничтожению и сожжению. Современники событий считали, что икона также была утрачена, но по прошествии нескольких лет была обретена повторно.

Феодоровская икона Божией Матери

Существует несколько преданий о повторном обретении иконы:

Предание первое

16 августа 1239 года костромской князь Василий Квашня близ реки Запрудни увидел икону Богородицы, висящую на дереве. При участии духовенства икона была перенесена в Кострому и поставлена в соборной церкви Успения Пресвятой Богородицы. Позднее на месте её обретения был построен Запрудненский Спасский монастырь.

Повесть о явлении чудотворной иконы Феодоровской сообщает, что

« видеша народи честную ону икону, и начаша поведати, глаголюще, мы вчера видехом сию икону, несому сквозе град наш воином неким, подобен той воин видением святому великомученику Феодору Стратилату, и тако свидетельствоваху народи.»

От имени великомученика Феодора икона получила своё название — Феодоровская. Вскоре в Кострому пришёл человек из Городца, который опознал в иконе ту, что пропала из их города.

Предание второе

Оно повторяет сюжет вышеизложенного, но отличается в датах и имени князя. Согласно нему икону обрёл 16 августа 1263 году младший брат Александра Невского князь Василий Ярославич. Эта дата содержится в «Сказании о явлении и чудесах Феодоровской иконы Богоматери в Костроме», составленном в 1670 году иеродиаконом Костромского Ипатьевского монастыря Лонгином.

Феодоровская икона Божией Матери

Предание третье

Икону нашёл князь Юрий Всеволодович (1188—1238) в ветхой деревянной часовне близ Городца (на этом месте позднее возник Городецкий Феодоровский монастырь). После его смерти икона перешла к Ярославу Всеволодовичу (младший брат Юрия), который благословил ею брак своего сына Александра Невского с полоцкой княжной Александрой Брячиславовной. После смерти князя Александра в 1263 году икона перешла к его младшему брату Василию (о нём же сообщает второе предание об обретении иконы), который перенёс её в Кострому.

Эта и другие события сложились в ряд событий, которые были потом легли в основу сказания об иконе. Так или иначе, икона была перенесена из разорённого Батыем Городца в Кострому, где была помещена в церкви великомученика Феодора Стратилата. Этот факт подтверждается «Сказанием о явлении и чудесах Феодоровской иконы Богоматери в Костроме». С этого момента за ней закрепилось название «Феодоровская».
Исследователи, основываясь на тождестве иконографии Феодоровской иконы с Владимирской, считают её списком с прославленной древней святыни и выдвигают три версии её происхождения:

— Икона была написана в 1164 году по заказу Андрея Боголюбского для Городецкого монастыря.
— Икону написали по заказу князя Ярослава Всеволодовича в 1239 году как дар к свадьбе его сына Александра Невского. Свадебный характер иконы объясняют наличием на её обороте образа великомученицы Параскевы, почитавшейся на Руси как покровительница невест и свадеб, а также бывшей покровительницей Полоцкого княжеского дома, откуда происходила невеста Александра. Относительно названия иконы «Феодоровская» высказывается гипотеза, что оно возникло по причине того, что Феодор Стратилат был небесным покровителем князя Ярослава и многих других князей Мстиславичей, с которыми Ярослав и его потомство были связаны через его жену Феодосию, дочь Мстислава Мстиславича Удатного.

— Икона написана по заказу Ярослава Всеволодовича в 1218—1220 годы в связи с возвращением ему его жены Феодосии, отнятой её отцом в 1216 году в ходе противостояния, и рождением у него от неё первенца Феодора.

Метки: Богородица

Pages: 1 2

Православный календарь 27 марта (14 марта ст.ст.)

Вторник 6-й седмицы Великого Поста

В этот день:
Русская Православная Церковь отмечает память святых:

Благоверный князь Ростислав КиевскийФеодоровская икона Божией Матери

Преподобного Венедикта Нурсийского (543).
Благоверного вел. кн. Ростислава-Михаила Мстиславича (1167).
Святого Евсхимона исп., еп. Лампсакийского (IX).
Святителя Феогноста, митр. Киевского и всея России (1353).
Феодоровской иконы Божией Матери (1613).

Храни вас Господь, Матерь Божия и все святые, их же память мы сегодня отмечаем!

Молитвы:

Кондак преподобного Венедикта. глас 6

Благодатию Божиею обогатился еси,/ делы же известил еси звание,/ и явился еси, Венедикте, угодниче Христа Бога,/ в молитвах и постех дарований Божия Духа исполнен,/ и был еси недужным исцелитель,/ и прогонитель врагом,// и заступник скорый душам нашим.

Ин кондак преподобного Венедикта Нурсийского, глас 4

Возгоревся рачением Горним и Святым Духом,/ вся просветил еси, отче преподобне Венедикте священне,/ непрестанно моли Христа Бога, преблаженне, о всех нас.

Тропарь благоверному великому князю Ростиславу — Михаилу, глас 6

Обрете тя строителя градов и церквей / земля Киевская, / великий княже Ростиславе, / смуты устранял еси, единство храня, / темже Господь тебе мудрость низпосла, / сего ради Христу Богу молися / спастися душам нашим.

Тропарь Божией Матери пред иконой Ее Феодоровской, глас 4

Пришествием честныя Твоей иконы, Богоотроковице,/ обрадованный днесь Богохранимый град Кострома,/ якоже древний Израиль к кивоту Завета,/ притекает ко изображению лица Твоего/и воплотившагося от Тебе Бога нашего,/ да Твоим Матерним к Нему предстательством/ присно ходатайствуеши всем,/ под сень крова Твоего прибегающим,/ мир и велию милость.

Ин тропарь Божией Матери пред иконой Ее Феодоровской, глас 4

Днесь светло красуется преименитый град Кострома/ и вся Русская страна,/ созывающи к веселию вся боголюбивыя народы христианския,/ на преславное торжество Божия Матере,/ пришествия ради чудотворнаго Ея и многоцелебнаго образа,/ днесь бо явися нам пресветлое великое солнце,/ приидите, вси Богоизбраннии людие, новый Израиль,/ ко источнику цельбоносному,/ источает бо нам неоскудныя милости Пресвятая Богородица/ и избавляет вся грады и страны христианския/ невредимы от всех навет вражиих./ Но, о Всемилостивая Госпоже, Дево Богородице, Владычице,/ спаси страну нашу, и архиереи, и вся люди Твоего достояния от всех бед/ по велицей Твоей милости, да зовем Ти:/ радуйся, Дево, христианом похвало.

Кондак Божией Матери пред иконой Ее Феодоровской, глас 8

Благодарственная приносяще Ти, раби Твои, Богородительнице, о всех,/ имиже благодеяла еси граду нашему,/ из глубины души взываем к Тебе и мили ся деем:/ не престани, Владычице,/ Матерними к Сыну Твоему и Богу нашему молитвами/ подавати вся благая и спасительная всем,/ верою и любовию вопиющим Ти:/ радуйся, Дево, христиан похвало.

Pages: 1 2 3

Формирование «модели психического»

Аутизм

Коррекция дезадаптивных форм поведения, формирование коммуникативных и социальных навыков имеют большое значение для адаптации ребенка с РАС в социальной среде. Однако применение усвоенных инструментальных навыков ограничено конкретными, «отработанными» специалистом условиями. На основании этого важно на следующем этапе коррекционной работы обратить внимание на развитие ключевых аспектов социального понимания. Наличие базовой способности ребенка к «считыванию внутренних представлений», причин поведения других людей приводит к качественным скачкам в личностном развитии и к более масштабным изменениям в социальном поведении. Данная способность носит название «модель психического» («теория психического»).

Подробнее...

Проповедь в понедельник 6-й седмицы Великого Поста

Джордано Лука Исав и Иаков (продажа первородства)

Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа.

Сегодняшнее, достаточно пространное, чтение из 27-й главы книги Бытия является частью истории об очень непросто складывающихся отношениях между двумя братьями-близнецами, сыновьями ветхозаветного патриарха Исаака, внуками Авраама – между Исавом и Иаковом. Мы сегодня слышали, как Иаков обманом присвоил себе благословение отца. Но борьба Иакова за первенство началась еще в утробе их матери, Ревекки. Перед тем как родить Ревекка почувствовала, что дети стали как бы биться в ее утробе, и она обратилась к Господу с вопрошанием, что означает эта борьба ее еще не родившихся сыновей, и Господь ответил ей: «Два племени во чреве твоем, и два различных народа произойдут из утробы твоей. Один народ сделается сильнее другого, и больший будет служить меньшему». Действительно, потомки Иакова, израильтяне, и потомки Исава, идомитяне, враждовали между собой. Но в конечном итоге идомитяне, то есть потомки Исава, были уничтожены израильтянами, потомками Иакова. Вот так в истории сбылось откровение Божие Ревекке о судьбе ее сыновей и народов, которые произойдут от них.

Далее

Православный календарь 26 марта (13 марта ст.ст.)

Проповедь в понедельник 6-й седмицы Великого Поста

В этот день:
Русская Православная Церковь отмечает память святых:

Святитель Леандр, епископ СевильскийСвятая Ипомони / Υπομονή

Мученика Савина Египетского (287)
Мучеников Африкана, Публия и Терентия (III)
Священномученик Александр Пиднский, Солунский (311)
Мц. Христины Персидской (IV).
Святителя Леандра, еп. Севильского (596)
Святителя Никифора, патр. Константинопольского (829)
Святой Ипомони
Прп. Анина пресвитера.
Сщмч. Николая Попова, пресвитера (1919).
Сщмч. Михаила Околовича, протоиерея (1938).

Храни вас Господь, Матерь Божия и все святые, их же память мы сегодня отмечаем!

Молитвы:

Свт. Никифора, патр. Константинопольского. Кондак, глас 1.

Лик патриаршеский святую твою память/ хвалами и песньми, Никифоре, чествует,/ в преложении бо прият душу твою, славне./ Тем днесь честная Церковь, величающи Христа Царя,/ славит Единаго Человеколюбца.

Pages: 1 2 3

Слово в неделю пятую Великого поста

Преподобная Мария Египетская с житием

Святитель Лука Крымский (Войно — Ясенецкий)

I. Обратитесь ко Мне всем сердцем своим

Сегодня святая Церковь всем совершающим покаяние приводит в пример преп. Марию Египетскую, одну из самых великих святых, чья жизнь настолько поразительна и так глубоко поучительна, что о ней нужно знать всем.

В молодости Мария Египетская была блестящей красавицей. Она жила в Александрии, вела разгульный и развратный образ жизни. Однажды, гуляя по берегу моря, она увидела корабль, направляющийся в Палестину к празднику Воздвижения Креста Господня. На корабле было много молодых людей, и ей пришла мысль сесть на этот корабль, чтобы соблазнить их. По приезде в Палестину все паломники устремились в Иерусалим, в храм Воскресения Христова; пошла туда и Мария. Но когда она захотела войти вместе со всеми в храм, то почувствовала, что какая-то невидимая сила отталкивает ее и не позволяет войти.

Трижды повторяла она попытку войти, и каждый раз была сдерживаема этой таинственной силой. Мария была глубоко потрясена и не могла понять, что это значит, почему все входят в храм, а она не может переступить порога его. В глубоком душевном волнении она подняла глаза и увидела образ Пресвятой Богородицы. В этот момент она впервые стала горячо молиться и просить Пресвятую Богородицу допустить ее в храм. И после этой горячей молитвы ничего больше ее не удерживало, и она свободно вошла в храм. Она была глубоко потрясена богослужением праздника Воздвижения Креста Господня и, когда окончилась служба, пошла на реку Иордан, переправилась на другой берег и ушла далеко-далеко, в дикую пустыню, где прожила, никого не видя, сорок семь лет.

О своей жизни она рассказала преп. Зосиме, который повстречался с ней в пустыне по Промыслу Божию. Она поведала ему о том, что в первые семнадцать лет жизни в пустыне мучения ее были чрезвычайно тяжкими: она страдала от зноя и голода, в то время как ей представлялись роскошные яства и вина и вся ее блестящая и развратная жизнь в Александрии. Семнадцать лет она боролась с этими мечтаниями, и только на восемнадцатом году обрела глубокое успокоение, и после этого прожила в пустыне еще тридцать лет.

Она стала подлинным ангелом во плоти, ибо, когда она молилась, то поднималась от земли и стояла в воздухе. И это не легенда. Мы не сомневаемся в этом, потому что и некоторые другие великие святые сподобились стяжать такую молитву. Чем же это объяснить? Как может тело человеческое подняться над землей и стоять в воздухе? Это можно объяснить только тем, что дух человеческий, освященный бесконечной молитвой и постом, приобретает огромную власть над плотью, ибо плоть наша есть орудие духа и может быть подчинена его велениям. Плоть может стать такой легкой и тонкой, что делается способной держаться в воздухе.

Закончив беседу с преп. Зосимой, преп. Мария велела ему прийти через год к Иордану и ожидать ее со Святыми Дарами. Он исполнил ее повеление. Придя через год, он издали увидел приближающуюся к нему преп. Марию, увидел, как она подошла к реке, перекрестила воду и пошла по воде к нему. И причастил ее инок Зосима в трепете и ужасе, а преп. Мария велела ему прийти еще через год в то самое место, где он увидел ее впервые.

Прошел год, и преп. Зосима опять пришел на то же место и увидел святую Марию лежащей мертвой на земле. А на песке было начертано: “Грешная Мария умерла первого апреля; похорони ее”. Преподобный Зосима отпел ее, но был в затруднении, не зная, как похоронить ее, ибо нечем было вырыть могилу. И тогда произошло новое чудо: пришел лев, вырыл лапами глубокую яму и ушел. Так похоронил инок Зосима преп. Марию.

Удивительное, чудесное житие, совершенно не похожее на жизнь обыкновенных людей! Но особенно в нем поражают два обстоятельства. Прежде всего, это величайшая Божия благодать, величайшее Божие милосердие и предвидение Божие о том, что жалкая блудница станет величайшей святой. А второе — это внезапность и необычайная глубина и решительность обращения преп. Марии от ее прежней греховной жизни на путь ни с чем не сравнимого подвижничества в пустыне. Преподобная Мария исполнила то, о чем говорит святой пророк: Обратитесь ко Мне всем сердцем своим, в посте, плаче и рыдании, раздирайте сердца ваши, а не одежды ваши и обратитесь к Господу Богу вашему, ибо Он Благ и Милосерд, долготерпелив и Многомилостив, и сожалеет о бедствии (Иоил. 2, 12—13).

И святая Мария “разодрала сердце свое” и всем помышлением своим внезапно обратилась к Богу. Она исполнила и то, о чем говорит святой пророк Иезекииль: Вспомните о всех путях ваших и обо всех делах ваших, какими вы оскверняли себя, и возгнушайтесь самими собою за все злодеяния ваши, какие вы делали (Иез. 20, 43). И исполнились на ней слова Божии, и узнала она о милосердии Его бесконечном, о святости Его безмерной, когда поступил Господь с ней не по злым делам ее, а по милосердию Своему ради святого имени Своего.

Вот каким бывает подлинное покаяние, вот как должны поступать все тяжкие грешники, — внезапно, всем сердцем обратиться к Богу, возгнушаться всей прежней жизнью, возгнушаться самим собой, и сразу оставить все прежнее, и встать на новый путь, и всю жизнь каяться, как каялась святая Мария Египетская. Вы видите, как безмерно глубоко было ее покаяние, ни с чем не сравнимо было сознание ею своего недостоинства, как изумительна сила воли в борьбе со страстями, как продолжительна была ее жизнь, посвященная святому покаянию и посту. Мы не знаем, чем питалась преп. Мария сорок семь лет в дикой пустыне, но она прожила там долго и достигла великой святости. Она показала всем, идущим по пути зла, по пути страстей своих, пример того, как нужно порвать с греховной жизнью, как нужно каяться и просить у Бога прощения.

Из житий святых известно много и других примеров необычайно глубокого покаяния. Такое покаяние обязательно, необходимо для всех тяжких грешников, которые обращаются к Богу. А что сказать о нас, рядовых христианах, которых нельзя назвать очень тяжкими грешниками, которые не жили в блуде, не погрязли в разврате, пьянстве, злодействах, воровстве? Надлежит ли нам глубоко каяться? Или можно говорить нам так, как говорят многие из нас: “Ну, какие же у меня особенные грехи? Обыкновенные, человеческие”.

Разве для того, чтобы начать покаяние, нужно совершать грехи бесовские? Разве ничего не значат эти грехи человеческие? Разве не требует Христос, чтобы мы были совершенны, как совершенен Отец наш Небесный (см. Мф. 5, 48)? Разве не грозит Он тяжкими карами даже за всякое недоброе слово (см. Мф. 12, 36)? Между тем, есть немало людей, которые совершают блуд и спокойно относятся к этому: “Ну, что же такого, велик ли грех? Это только слабость человеческая”,— уповая на человеколюбие Бога, на то, что Он простит им все грехи их. А имеют ли они право на такое упование? Конечно, нет. Господь не только Человеколюбив, Он и правосуден, — Он прощает только те грехи, которые мы глубоко осознали и в которых всем сердцем покаялись. И прощает Он тогда с удивительной легкостью.

Вы слышали в нынешнем Евангельском чтении, как простил Господь блудницу, умывавшую слезами ноги Его и отиравшую их волосами своими. Сразу все простил Он ей за то, что всем сердцем возлюбила Его. Господа возлюбить нужно всем сердцем, нужно страшиться даже малых грехов своих, нужно стремиться быть подобными тем святым подвижникам благочестия, которые не имели тяжких грехов, но всю жизнь проводили в покаянии.

Многие святые постоянно плакали по словам пророка Иеремии: Испытаем и исследуем пути свои и обратимся к Господу. Вознесем сердце наше и руки к Богу, сущему на небесах: мы отпали и упорствовали (Плач. 3, 40—42). С великим тщанием разыскивали они в сердце своем всякую нечистоту, постоянно каялись и постоянно сокрушались о грехах своих. Они были настроены так, как велит святой апостол Иаков: Сокрушайтесь, плачьте и рыдайте, смех ваш да обратится в плач, и радость — в печаль (Иак. 4, 9). Это повеление обращено не только к великим грешникам, но и ко всем нам. В таком настроении глубокой печали о грехах своих жили те, кто всем сердцем обратился к Господу Иисусу Христу.

Святой апостол Павел говорит: Печаль ради Бога производит неизменное покаяние ко спасению, а печаль мирская производит смерть (II Кор. 7, 10). Что такое печаль по Богу? Это тоска по Богу, тоска по чистоте, по святости, это та печаль, которая наполняет сердце человека, видящего свою нечистоту и недостоинство. Именно такая печаль спасительна. А что такое печаль мирская? Это печаль о жизненных благах, о всех наших неуспехах в борьбе за богатую и сытую жизнь, о всех утратах, которые мы испытываем в этой погоне за благами мирскими.

Итак, постоянным настроением сердца христианского должна быть печаль по Богу. Смех будет далек от того, кто так настроен, он не будет стремиться к веселью. И тогда, если он охвачен одним стремлением — стремлением к Богу, чистоте и святости, — он становится мудрым, глубоко спокойным, кротким и тихим. Премудрый царь Соломон сказал очень глубокое слово о стяжавших такую мудрость: Сердце мудрых — в доме плача, а сердце глупых — в доме веселья (Екк. 7, 4). Нам не место в доме веселья, наше место в течение всей жизни нашей — в доме плача, в обществе плачущих, сокрушающихся, в обществе раздирающих сердца свои перед Богом, сознающих свою нечистоту.

Вот какой путь указан обыкновенным людям, рядовым христианам. А многие ли из нас идут по этому пути. Многие ли из нас так глубоко сознают важность покаяния? Совсем не многие. Большинство полагает, что достаточно только покаяться в ясно сознаваемых тяжких грехах. Но этого вовсе не достаточно, ибо грехов малосознаваемых гораздо больше, чем грехов тяжких, и мы должны всегда искать всякую нечистоту в сердце своем, не должны быть беспечными в деле спасения нашего, ибо беспечность — это смерть духовная.

Но бывает так, что люди впадают в другую крайность: тяжкие грешники отчаиваются в своем спасении, в милосердии Божием. Они думают, что уже поздно каяться, и сатана нашептывает им: “Да, да, это так, напрасно тебе каяться, не трать время на это”. Такие люди, впавшие в отчаяние, отказывающиеся от покаяния, не знают того, что написано в книге пророка Иезекииля: И беззаконник, если обратится от всех грехов своих, какие делал, и будет соблюдать все уставы Мои, и поступать законно и праведно, жив будет, не умрет. Все преступления его, какие делал он, не припомнятся ему; в правде своей, которую будет делать, он жив будет. Разве Я хочу смерти грешников? — говорит Господь Бог.— Не того ли, чтобы он обратился от путей своих и был жив (Иез. 18, 21—23)?

Бог не хочет смерти грешника, Он хочет спасения его. Думать, что милосердие Божие недостаточно для прощения тяжких грехов, все равно что сказать, что если бросить в море горсть грязного песка, то оно загрязнится. Но море омоет этот грязный песок, и он исчезнет в бездонной глубине его. А милосердие Божие беспредельно, оно неизмеримо более велико, чем бесконечный океан, и в этом Божием милосердии можно легко потопить все тяжкие грехи, если всем сердцем каяться в них.

Многие люди великое дело покаяния откладывают до старости. “Ну, что же, пока молод, буду веселиться, наслаждаться жизнью, а когда придет время старости, успею покаяться в грехах своих”, — говорят они. Разве это разумно? Разве знает кто-нибудь из нас, когда придет час смертный? Разве можно рассчитывать на то, что достигнешь старости? Каяться нужно немедленно, как только совершен грех, не откладывая этого ни на день, ни на час. Нужно помнить те слова, которые говорил святой Иоанн Предтеча на Иордане, призывая народ к покаянию: Уже и секира при корне дерев лежит. Всякое дерево, не приносящее доброго плода, срубают и бросают в огонь (Мф. 3, 10).

Будем же бояться этого и помнить, что у корня дерева уже лежит секира; если не будем приносить плодов добра, любви и чистоты, то будем посечены этой секирой тогда, когда и не ожидаем этого. Да трепещет сердце наше, страшась нерадения о непрощенных грехах, и пусть всегда стоит перед нами удивительный ангельский образ преп. Марии Египетской, показавшей нам такой дивный, такой совершенный путь к покаянию. Ее святыми молитвами да сподобит нас Господь подлинного покаяния и прощения грехов наших. Аминь.

22 апреля 1945 года.

Метки: Великий Пост, Лука Крымский

Pages: 1 2

Православный календарь 25 марта (12 марта ст.ст.)

Речь на воскресенье пятой недели Великого поста

В этот день:
Русская Православная Церковь отмечает память святых:

Святой Григорий диктатует песнопения (григорианский хорал)Преподобный Симеон Новый Богослов, игуменИкона Божией Матери Лиддская

Преподобная Мария Египетская

Святителя Григория Двоеслова, папы Римского (604).
Преподобного Феофана исп., Сигрианского (818)
Св. Никодима Маммолского в Калабрии (990)
Преподобного Симеона Нового Богослова (1021).
Праведного Финееса (ок. 1500 г. до Р.Х.).
Святителя Алфегия Старшего, епископа Винчестерского (951)
Блгв. царя мч. Димитрия Самопожертвователя, Грузинского (1289). (Груз.)
Прп. Феоктиста, бывшего Драгутина, короля Сербского (1331).
Св. Александра Державина, иерея (1933).
Священномученика Иоанна Плеханова, иерея (1938)
Священномученика Константина Соколова, иерея (1938)
Прмч. Владимира (Волкова), (1938).
Сщмч. Сергия Сквоцова, иерея (1943).
Лиддской, нерукотворной (на столпе) икон Божией Матери (I).

Храни вас Господь, Матерь Божия и все святые, их же память мы сегодня отмечаем!

Молитвы:

Свт. Григория Двоеслова, папы Римского. Тропарь, глас 4.

Иже от Бога свыше Божественную благодать восприем,/ славне Григорие,/ и Того силою укрепляема/ евангельски шествовати изволил еси./ Отонудуже у Христа возмездие трудов приял еси, всеблаженне,/ Егоже моли,/ да спасет души наша.

Свт. Григория Двоеслова, папы Римского. Кондак, глас 3.

Подобоначальник показался еси Начальника пастырем Христа,/ иноков чреды, отче Григорие,/ ко ограде Небесней наставляя,/ и оттуду научил еси стадо Христово заповедем Его,/ ныне же с ними радуешися и ликуеши в Небесных кровех.

Прп. Феофана исп., Сигрианского. Тропарь, глас 5.

Воздержанием житие украсил/ и, уды умертвив,/ победил еси вражия козни, отче Феофане,/ преставился еси к Богу в вечную жизнь,/ яко достоин причастник,/ моляся непрестанно/ помиловати души наша.

Прп. Феофана исп., Сигрианского. Кондак, глас 2.

Свыше прием Божественное откровение,/ со тщанием изшел еси от среды молвы житейский/ и, уединився, преподобие, чудес приял еси действо/ и пророчества достоинство,/ богатства и супружницы лишився.

Прп. Симеона Нового Богослова. Тропарь, глас 3.

Божественное озарение, Симеоне отче,/ восприяв в души твоей,/ светило в мире показался еси светлейшее,/ разгоняя того мракобесие/ и всех уверяя искати, юже погубиша, благодать Духа,/ Егоже прилежно моли/ даровати нам велию милость.

Прп. Симеона Нового Богослова. Ин тропарь, глас 1.

Внешний мудрости пребывая непричастен,/ Божественный же преисполнен был еси последи/ и Новый Богослов воистинну всеми познася, Симеоне./ Сего ради твою память, отче мудре, почитающе, тебе вопием:/ слава тя прославлынему Христу,/ слава тя дивна Показавшему,/ слава Действующему тобою всем исцеления.

Прп. Симеона Нового Богослова. Кондак, глас 3.

Светом просвещен Трисолнечным, Богомудре,/ Богослов явился еси Пребожественныя Троицы./ Свыше премудростию словес обогатився,/ источил еси Богомудрия Божественный струй,/ от нихже пиюще, вопием:/ радуйся, треблаженне Симеоне Богонаученне.

Прав. Аарона Первосвященника. Тропарь, глас 3.

Стеблю Левиина корене,/ приимый чин древняго Мафусаила,/ он бо отча ради к Богу вознесения,/ ты же братня ради с Богом беседования,/ первосвященный во Израили молебниче о всех,/ умоли Бога купно с братом своим боговидцем,/ да избавимся от всякия скорби.

Прав. Аарона Первосвященника. Кондак, глас 3.

Преиспещрено имый одеяние от честных камений,/ процветенный священством, Аароне,/ твой сухий жезл процветущий/ прообразоваше от Нескверныя Пречистыя Девы Сына Божия рождество,/ истиннаго Священнопастыря старейшаго,/ Егоже моли со всеми освященными лики,/ да спасет ны по велицей Его милости.

Pages: 1 2 3

Суббота акафиста Пресвятой Богородицы

Акафист Пресвятой Богородице

Иоаннис Фундулис, преподаватель Богословской школы
Аристотелевского университета Фессалоников

На официальном литургическом языке этот акафист называется “неседальной песнью”, поскольку верующие во время его исполнения должны были стоять. Так, и словами, и положением тела, выражается почтение, особенное благоговение и благодарность по отношению к Той, Кому мы обращаем наши радостные приветствия.

В субботу на пятой неделе Великого поста святая Церковь торжественно возглашает молебное пение Акафиста, или благодарственной Похвалы Пресвятой Богородице. Празднество установлено в IX веке за неоднократное избавление Константинополя помощью и заступлением Богородицы от нашествия врагов. Император Константин Великий, основатель Константинополя, посвятил его Божией Матери и почитал Пресвятую Деву покровительницею своею и града своего. Многие храмы в Ее честь были  в нем воздвигнуты. Во Влахернском храме хранилась святая Ее икона, написанная, по преданию, святым евангелистом Лукой.

Историческое событие, с которым традиционно связывается пение акафиста, могло бы стать опорной точкой нашего разговора. Речь идет об осаде и чудесном спасении Константинополя в годы правления императора Ираклия, 8 августа 626 года. Согласно синаксарию, после победы над врагами, акафист был исполнен в церкви Богородицы во Влахернах, в знак славословия и благодарения за спасение, источником которого стала чудотворная сила Богоматери, Заступницы Константинополя. Тогдашний Патриарх Сергий был одним из идейных лидеров освободительной борьбы. Он вполне мог быть автором акафиста, хотя и не входит в число православных гимнографов. Кроме того, гимн, по всей видимости, является более ранним, поскольку, если бы он был написан на спасение Константинополя, в тексте должны были бы наличествовать соответствующие отсылки, в то время как здесь упоминаются и другие темы, которые мы рассмотрим ниже.

Далее