Святитель Лука Крымский (Войно — Ясенецкий)
I. Обратитесь ко Мне всем сердцем своим
Сегодня святая Церковь всем совершающим покаяние приводит в пример преп. Марию Египетскую, одну из самых великих святых, чья жизнь настолько поразительна и так глубоко поучительна, что о ней нужно знать всем.
В молодости Мария Египетская
была блестящей красавицей. Она жила в Александрии, вела разгульный и
развратный образ жизни. Однажды, гуляя по берегу моря, она увидела
корабль, направляющийся в Палестину к празднику Воздвижения Креста
Господня. На корабле было много молодых людей, и ей пришла мысль сесть
на этот корабль, чтобы соблазнить их. По приезде в Палестину все
паломники устремились в Иерусалим, в храм Воскресения Христова; пошла
туда и Мария. Но когда она захотела войти вместе со всеми в храм, то
почувствовала, что какая-то невидимая сила отталкивает ее и не позволяет
войти.
Трижды повторяла она попытку войти, и каждый раз была сдерживаема
этой таинственной силой. Мария была глубоко потрясена и не могла понять,
что это значит, почему все входят в храм, а она не может переступить
порога его. В глубоком душевном волнении она подняла глаза и увидела
образ Пресвятой Богородицы. В этот момент она впервые стала горячо
молиться и просить Пресвятую Богородицу допустить ее в храм. И после
этой горячей молитвы ничего больше ее не удерживало, и она свободно
вошла в храм. Она была глубоко потрясена богослужением праздника
Воздвижения Креста Господня и, когда окончилась служба, пошла на реку
Иордан, переправилась на другой берег и ушла далеко-далеко, в дикую
пустыню, где прожила, никого не видя, сорок семь лет.
О своей жизни она рассказала преп. Зосиме, который повстречался с ней
в пустыне по Промыслу Божию. Она поведала ему о том, что в первые
семнадцать лет жизни в пустыне мучения ее были чрезвычайно тяжкими: она
страдала от зноя и голода, в то время как ей представлялись роскошные
яства и вина и вся ее блестящая и развратная жизнь в Александрии.
Семнадцать лет она боролась с этими мечтаниями, и только на
восемнадцатом году обрела глубокое успокоение, и после этого прожила в
пустыне еще тридцать лет.
Она стала подлинным ангелом во плоти, ибо, когда она молилась, то
поднималась от земли и стояла в воздухе. И это не легенда. Мы не
сомневаемся в этом, потому что и некоторые другие великие святые
сподобились стяжать такую молитву. Чем же это объяснить? Как может тело
человеческое подняться над землей и стоять в воздухе? Это можно
объяснить только тем, что дух человеческий, освященный бесконечной
молитвой и постом, приобретает огромную власть над плотью, ибо плоть
наша есть орудие духа и может быть подчинена его велениям. Плоть может
стать такой легкой и тонкой, что делается способной держаться в воздухе.
Закончив беседу с преп. Зосимой, преп. Мария
велела ему прийти через год к Иордану и ожидать ее со Святыми Дарами.
Он исполнил ее повеление. Придя через год, он издали увидел
приближающуюся к нему преп. Марию, увидел, как она подошла к реке,
перекрестила воду и пошла по воде к нему. И причастил ее инок Зосима в
трепете и ужасе, а преп. Мария велела ему прийти еще через год в то
самое место, где он увидел ее впервые.
Прошел год, и преп. Зосима опять пришел на то же место и увидел
святую Марию лежащей мертвой на земле. А на песке было начертано:
“Грешная Мария умерла первого апреля; похорони ее”. Преподобный Зосима
отпел ее, но был в затруднении, не зная, как похоронить ее, ибо нечем
было вырыть могилу. И тогда произошло новое чудо: пришел лев, вырыл
лапами глубокую яму и ушел. Так похоронил инок Зосима преп. Марию.
Удивительное, чудесное житие, совершенно не похожее на жизнь
обыкновенных людей! Но особенно в нем поражают два обстоятельства.
Прежде всего, это величайшая Божия благодать, величайшее Божие
милосердие и предвидение Божие о том, что жалкая блудница станет
величайшей святой. А второе — это внезапность и необычайная глубина и
решительность обращения преп. Марии от ее прежней греховной жизни на
путь ни с чем не сравнимого подвижничества в пустыне. Преподобная Мария
исполнила то, о чем говорит святой пророк: Обратитесь ко Мне всем
сердцем своим, в посте, плаче и рыдании, раздирайте сердца ваши, а не
одежды ваши и обратитесь к Господу Богу вашему, ибо Он Благ и Милосерд,
долготерпелив и Многомилостив, и сожалеет о бедствии (Иоил. 2, 12—13).
И святая Мария “разодрала сердце свое” и всем помышлением своим
внезапно обратилась к Богу. Она исполнила и то, о чем говорит святой
пророк Иезекииль: Вспомните о всех путях ваших и обо всех делах
ваших, какими вы оскверняли себя, и возгнушайтесь самими собою за все
злодеяния ваши, какие вы делали (Иез. 20, 43). И исполнились на ней
слова Божии, и узнала она о милосердии Его бесконечном, о святости Его
безмерной, когда поступил Господь с ней не по злым делам ее, а по
милосердию Своему ради святого имени Своего.
Вот каким бывает подлинное покаяние, вот как должны поступать все
тяжкие грешники, — внезапно, всем сердцем обратиться к Богу,
возгнушаться всей прежней жизнью, возгнушаться самим собой, и сразу
оставить все прежнее, и встать на новый путь, и всю жизнь каяться, как
каялась святая Мария Египетская. Вы видите, как безмерно глубоко было ее
покаяние, ни с чем не сравнимо было сознание ею своего недостоинства,
как изумительна сила воли в борьбе со страстями, как продолжительна была
ее жизнь, посвященная святому покаянию и посту. Мы не знаем, чем
питалась преп. Мария сорок семь лет в дикой пустыне, но она прожила там
долго и достигла великой святости. Она показала всем, идущим по пути
зла, по пути страстей своих, пример того, как нужно порвать с греховной
жизнью, как нужно каяться и просить у Бога прощения.
Из житий святых известно много и других примеров необычайно глубокого
покаяния. Такое покаяние обязательно, необходимо для всех тяжких
грешников, которые обращаются к Богу. А что сказать о нас, рядовых
христианах, которых нельзя назвать очень тяжкими грешниками, которые не
жили в блуде, не погрязли в разврате, пьянстве, злодействах, воровстве?
Надлежит ли нам глубоко каяться? Или можно говорить нам так, как говорят
многие из нас: “Ну, какие же у меня особенные грехи? Обыкновенные,
человеческие”.
Разве для того, чтобы начать покаяние, нужно совершать грехи
бесовские? Разве ничего не значат эти грехи человеческие? Разве не
требует Христос, чтобы мы были совершенны, как совершенен Отец наш
Небесный (см. Мф. 5, 48)? Разве не грозит Он тяжкими карами даже за
всякое недоброе слово (см. Мф. 12, 36)? Между тем, есть немало людей,
которые совершают блуд и спокойно относятся к этому: “Ну, что же такого,
велик ли грех? Это только слабость человеческая”,— уповая на
человеколюбие Бога, на то, что Он простит им все грехи их. А имеют ли
они право на такое упование? Конечно, нет. Господь не только
Человеколюбив, Он и правосуден, — Он прощает только те грехи, которые мы
глубоко осознали и в которых всем сердцем покаялись. И прощает Он тогда
с удивительной легкостью.
Вы слышали в нынешнем Евангельском чтении, как простил Господь
блудницу, умывавшую слезами ноги Его и отиравшую их волосами своими.
Сразу все простил Он ей за то, что всем сердцем возлюбила Его. Господа
возлюбить нужно всем сердцем, нужно страшиться даже малых грехов своих,
нужно стремиться быть подобными тем святым подвижникам благочестия,
которые не имели тяжких грехов, но всю жизнь проводили в покаянии.
Многие святые постоянно плакали по словам пророка Иеремии: Испытаем
и исследуем пути свои и обратимся к Господу. Вознесем сердце наше и
руки к Богу, сущему на небесах: мы отпали и упорствовали (Плач. 3,
40—42). С великим тщанием разыскивали они в сердце своем всякую
нечистоту, постоянно каялись и постоянно сокрушались о грехах своих. Они
были настроены так, как велит святой апостол Иаков: Сокрушайтесь, плачьте и рыдайте, смех ваш да обратится в плач, и радость — в печаль (Иак.
4, 9). Это повеление обращено не только к великим грешникам, но и ко
всем нам. В таком настроении глубокой печали о грехах своих жили те, кто
всем сердцем обратился к Господу Иисусу Христу.
Святой апостол Павел говорит: Печаль ради Бога производит неизменное покаяние ко спасению, а печаль мирская производит смерть
(II Кор. 7, 10). Что такое печаль по Богу? Это тоска по Богу, тоска по
чистоте, по святости, это та печаль, которая наполняет сердце человека,
видящего свою нечистоту и недостоинство. Именно такая печаль
спасительна. А что такое печаль мирская? Это печаль о жизненных благах, о
всех наших неуспехах в борьбе за богатую и сытую жизнь, о всех утратах,
которые мы испытываем в этой погоне за благами мирскими.
Итак, постоянным настроением сердца христианского должна быть печаль
по Богу. Смех будет далек от того, кто так настроен, он не будет
стремиться к веселью. И тогда, если он охвачен одним стремлением —
стремлением к Богу, чистоте и святости, — он становится мудрым, глубоко
спокойным, кротким и тихим. Премудрый царь Соломон сказал очень глубокое
слово о стяжавших такую мудрость: Сердце мудрых — в доме плача, а сердце глупых — в доме веселья
(Екк. 7, 4). Нам не место в доме веселья, наше место в течение всей
жизни нашей — в доме плача, в обществе плачущих, сокрушающихся, в
обществе раздирающих сердца свои перед Богом, сознающих свою нечистоту.
Вот какой путь указан обыкновенным людям, рядовым христианам. А
многие ли из нас идут по этому пути. Многие ли из нас так глубоко
сознают важность покаяния? Совсем не многие. Большинство полагает, что
достаточно только покаяться в ясно сознаваемых тяжких грехах. Но этого
вовсе не достаточно, ибо грехов малосознаваемых гораздо больше, чем
грехов тяжких, и мы должны всегда искать всякую нечистоту в сердце
своем, не должны быть беспечными в деле спасения нашего, ибо беспечность
— это смерть духовная.
Но бывает так, что люди впадают в другую крайность: тяжкие грешники
отчаиваются в своем спасении, в милосердии Божием. Они думают, что уже
поздно каяться, и сатана нашептывает им: “Да, да, это так, напрасно тебе
каяться, не трать время на это”. Такие люди, впавшие в отчаяние,
отказывающиеся от покаяния, не знают того, что написано в книге пророка
Иезекииля: И беззаконник, если обратится от всех грехов своих, какие
делал, и будет соблюдать все уставы Мои, и поступать законно и
праведно, жив будет, не умрет. Все преступления его, какие делал он, не
припомнятся ему; в правде своей, которую будет делать, он жив будет.
Разве Я хочу смерти грешников? — говорит Господь Бог.— Не того ли, чтобы
он обратился от путей своих и был жив (Иез. 18, 21—23)?
Бог не хочет смерти грешника, Он хочет спасения его. Думать, что
милосердие Божие недостаточно для прощения тяжких грехов, все равно что
сказать, что если бросить в море горсть грязного песка, то оно
загрязнится. Но море омоет этот грязный песок, и он исчезнет в бездонной
глубине его. А милосердие Божие беспредельно, оно неизмеримо более
велико, чем бесконечный океан, и в этом Божием милосердии можно легко
потопить все тяжкие грехи, если всем сердцем каяться в них.
Многие люди великое дело покаяния откладывают до старости. “Ну, что
же, пока молод, буду веселиться, наслаждаться жизнью, а когда придет
время старости, успею покаяться в грехах своих”, — говорят они. Разве
это разумно? Разве знает кто-нибудь из нас, когда придет час смертный?
Разве можно рассчитывать на то, что достигнешь старости? Каяться нужно
немедленно, как только совершен грех, не откладывая этого ни на день, ни
на час. Нужно помнить те слова, которые говорил святой Иоанн Предтеча
на Иордане, призывая народ к покаянию: Уже и секира при корне дерев лежит. Всякое дерево, не приносящее доброго плода, срубают и бросают в огонь (Мф. 3, 10).
Будем же бояться этого и помнить, что у корня дерева уже лежит
секира; если не будем приносить плодов добра, любви и чистоты, то будем
посечены этой секирой тогда, когда и не ожидаем этого. Да трепещет
сердце наше, страшась нерадения о непрощенных грехах, и пусть всегда
стоит перед нами удивительный ангельский образ преп. Марии Египетской,
показавшей нам такой дивный, такой совершенный путь к покаянию. Ее
святыми молитвами да сподобит нас Господь подлинного покаяния и прощения
грехов наших. Аминь.
22 апреля 1945 года.
Метки: Великий Пост, Лука Крымский
Pages: 1 2