Суббота родительская 4-й седмицы Великого поста

Свечи

Молись за усопших с верою и надеждою милосердия Божия.
Святитель Филарет, митрополит Московский

Безграничным и безуспешным было бы наше горе по умирающим близким, если бы Господь не дал нам вечную жизнь. Жизнь наша была бы бесцельна, если бы она оканчивалась смертью.

Какая польза была бы тогда от добродетели и добрых дел? Тогда были бы правы говорящие: «Будем есть и пить, ибо завтра умрем». Но человек создан для бессмертия, и Христос Своим воскресением открыл врата Царства Небесного, вечного блаженства для тех, кто верил в Него и жил праведно. Наша земная жизнь – это приготовление к будущей жизни, а это приготовление завершается смертью. Человекам положено однажды умереть, а потом суд (Евр. 9, 27). Тогда человек оставляет все свои земные попечения; тело его распадается, чтобы вновь восстать при Общем Воскресении.

Но душа его продолжает жить, не прекращая своего существования ни на одно мгновение. Многими явлениями мертвых нам дано было знать частично, что случается с душой, когда она покидает тело. Когда прекращается видение телесными очами, начинается видение духовное.Часто это духовное видение начинается у умирающих еще до смерти, и все еще видя окружающих и даже беседуя с ними, они видят то, чего не видят другие. Но по выходе из тела душа оказывается среди других духов, добрых и злых. Обычно она тянется к тем, которые ближе к ней по духу, и, если находясь в теле, она была под влиянием некоторых из них, то она останется зависимой от них и по выходе из тела, какими бы отвратительными они ни оказались при встрече…

Далее

Православный календарь 16 марта (3 марта ст.ст.)

Поученіе. Въ пятокъ четвертой седьмицы Великаго поста, на литургіи

В этот день:
Русская Православная Церковь отмечает память святых:

Мученик Василиск

Мученика Евтропия (308)
Мученика Клеоника (308)
Мученика Василиска (308)
Прп. Пиамы девы (337).
Мц. Александры Александрийской (IV).
Св. Каллупана Овернского (575/576) (Галл.)
Св. Нонны, матери св. Давида Уэльсского (VI; Кельт. и Брит.).
Св. Винвалоя Бротанского (530; Кельт. и Брит.).
Святого Иоанна (Златоуста) Католикоса (1049; Груз.).
Мученица Марфа Коврова, (1938)
Мученика Михаила (1938).
Волоколамской иконы Божией Матери (1572).

Храни вас Господь, Матерь Божия и все святые, их же память мы сегодня отмечаем!

Молитвы:

Кондак мученика Василиска, глас 8

Во страдании крепок и мужественен явился еси и в чудесех предивен,/ явленно Христово имя преднося, мучителя посрамил еси./ Тем тя почитаем, Василиске, присно зовуще, всечестне:// радуйся, мучеников светлая доброто.

Pages: 1 2 3

3-я Неделя Великого поста, Крестопоклонная

Неделя 3-ия Великого поста, Крестопоклонная

Крест-основание благодатного Царства Христова. И каждый человек, чтобы удостоиться обетований
его Царства,непременно должен приобщиться Христовым страстям, не мыслию, но самым делом.

(святитель Феофан Затворник)

В третье воскресенье Великого поста за Всенощной выносится после Великого славословия Св. Крест и предлагается для поклонения верующим. При поклонении Кресту Церковь поет:

Кресту Твоему покланяемся, Владыко, и святое воскресение Твое славим.


Эта песнь поется и на Литургии вместо трисвятого. Церковь выставляет в середине Четыредесятницы верующим Крест для того, чтобы напоминанием о страданиях и смерти Господней воодушевить и укрепить постящихся к продолжению подвига поста. Св. Крест остается для поклонения в течении недели до пятницы, когда он, после часов, перед Литургией вносится обратно в алтарь. Поэтому третье воскресенье и четвертая седмица Великого поста называются «крестопоклонными».

Радуйся живоносный кресте, Церкве красный раю,
древо нетления, прозябшее нам вечныя славы наслаждение

В службе этой недели Церковь прославляет святой Крест и плоды крестной смерти Спасителя. Честный Крест износится на середину храма для поклонения, отчего и сама неделя называется крестопоклонною. Цель установления в третью неделю службы св. Кресту открывается из прекрасных сравнений его с райским древом жизни. Святая Церковь предлагает Крест для духовного подкрепления проходящих подвиг поста, подобно тому, как пища, питие и отдых служат для телесного подкрепления. Сосредоточив в Богослужении предыдущих недель все самое строгое и скорбное, что может и устрашить грешника, и расторгать, кажется, самое окаменелое человеческое сердце, — в середине Великого Поста Церковь предлагает постящимся великое утешение и ободрение, — святой Крест. Поистине, ничто не может в такой мере и утешить, и ободрить, и вдохновить утомившегося, даже, быть может, ослабевшего духом христианина, как представление бесконечной божественной любви Спасителя, предавшего Себя на крестный подвиг ради нашего спасения.

Читать так же:

Слово въ третію недлю св. Великаго Поста. Никанор, митр. Новгородский, С. Петербургский, Эстляндский и Финляндский

В 3-ю неделю Великого поста. Путь к истинной радости лежит через крест. Святитель Феофан Затворник

Неделя третья Великого поста, Крестопоклонная. Святитель Николай Сербский (Велимирович)

Неделя 3-я Великого Поста. Крестопоклонная. Протоиерей Александр Шаргунов

Проповедь КрестаАрхимандит Никанор Караяннис.

Проповедь на Неделю Крестопоклонную. Священника Георгия Полякова

Сладость креста. Иеромонах Софроний Г. Михалидис.

Слово в неделю Крестопоклонную. Святитель Лука Крымский (Войно-Ясенецкий)

Слово в Неделю Крестопоклонную . Cвященномученик Фаддей (Успенский), архиепископ Тверской

Слово въ недлю 3-ю Великаго поста. Еп. Августинъ Гуляницкій

3-е Воскресенье Великого Поста. Митрополит Сурожский Антоний

Слово в Неделю 3-ю Великого поста. Архимандрита Иоанна (Крестьянкина)

Вся служба этого дня как нельзя более содействует глубокому запечатлению в сердцах верующих Креста Христова, как самого высокого и самого сильного подкрепления среди подвигов святой Четыредесятницы. Крест честный есть знамение нашего спасения, знамение могущественной, Богодарованной силы, спасающей нас на земле и отверзающей нам вход в горнее наше отечество.

Метки: Великий Пост

Икона Божией Матери «Державная».

Икона Божией Матери  Державная, та самая икона, которая была явлена в день отречения императора Николая II.

Важнейший путь к разгадке тайны 1917 года — осмысление обретения Державной иконы Божией Матери. В этом явлении сами Небеса заговорили с нашим православным народом.

Одни считают главным событием 1917 года  февральскую революцию, другие — октябрьскую. Но если исходить из системы ценностей всей русской истории, в которой так ясно виден Её Державный Покров над нашей страной, особенно тогда, когда над нашим народом нависала катастрофическая опасность, — тогда главным событием 1917 года надо будет признать явление Державной иконы Божией Матери, которое стало решающим для судьбы нашего народа в ХХ-м веке.

Икона Божией Матери  Державная.  Успенский Псково-Печерский монастырь, в Камно

В тот год в нашей православной стране был установлен порядок, полностью противоположный всем её вековым традициям и устоям. Прежде всего, он ставил своей целью решительное искоренение веры в нашем народе — то есть той высшей ценности, которая всегда была у него в жизни. Недаром наш народ готов был жизнь свою положить за Веру, Царя и Отечество.

На втором месте здесь — Царь. Без Веры и Царя наше Отечество до 1917 года не мыслилось.

И вот 2/15 марта 1917 года началось крушение нашей православной государственности. В этот день святой Царь-мученик Николай Александрович принужден был оставить царский престол.

Акафист Пресвятой Богородице Перед Ея иконой, именуемой «Державная»

1-й Канон Пресвятой Богородице пред иконой Ее именуемой «Державная»

2-й Канон Пресвятой Богородице пред иконой Ее именуемой «Державная»

Молитвы Пресвятой Богородице пред иконой ее, именуемой «Державная»

Но в этот же день явилась Своей Державной иконой, как Царица на троне, Пресвятая Богородица. Тем самым Матерь Божия объявила, что Она остаётся Заступницей нашей державы, нашего народа и впредь, что бы здесь ни было.

Проповедь на празднование «Державной» иконы Божией Матери, протоиерей Димитрия Смирнова

Именно в этом — великое значение явления Державной иконы Божией Матери: в том, что в 1917 году история России не прервалась. Матерь Божия вновь — в какой уже раз! — умолила Своего Сына за Россию.

Этим явлением Матерь Божия возвестила, что здесь будет не какая-то другая страна, пусть и переименованная, не осколки бывшей империи, не чья-то колония, но будет продолжаться именно православно-державная русская история — ибо Пречистая, явив Свою икону в это время богоборчества, призвала наш народ к молитве. То есть дала возможность всем, кто останется верным Её Божественному Сыну, Его Церкви, быть подданными Её Царства, Её Удела — Святой Руси.

«Сейчас Я Сама взяла державу и скипетр в Свои руки, — возвестила Владычица, — а с иконой Державной посылаю Свою особую Благодать и Силу; копии с этой иконы надо распространять среди людей в помощь им. Эта икона не спасает от испытаний, так как испытания нужны, чтобы пробудить духовную сторону в людях, но кто во время испытаний будет с верой молиться у этой иконы, тот будет во время этих испытаний спасаем».

Власть может объявить страну безбожной, но она не в силах отменить веру, молитву верующих людей.

Видео:

Икона Божией Матери именуемая Державная

Икона Божией Матери Державная

Молебен с акафистом пред иконой Божией Матери Державная"

Державная икона Божией Матери, протоиерей Дмитрий Смирнов

Явление иконы ясно говорило им о том, что не революционеры — ниспровергатели всех основ российской государственности, всех божественных и земных законов — определяют суть происходящих событий, но что судьба России и её народа продолжает по-прежнему решаться на небесах, — и решаться прежде всего заступлением Небесной Царицы.

Икона была гонима, потому что она утверждала иную — и более реальную, более могучую — власть на нашей земле, чем та, которую захватили силой и обманом, невероятной жестокостью безбожники. Она поставила их власть вне Божьего закона, вне русской истории, как то, что не угодно Богу, но лишь попущено ради вразумления народа, ради того, чтобы он убедился в безплодности и пагубности безбожного исторического пути с его вроде бы благими, реальными целями — только руку протяни, — но на практике оборачивающимися кровью, страданиями и вечной гибелью души, по слову Спасителя: Без Мене не можете творити ничесоже (Ин. 15, 5).

Явление иконы возвестило нашему народу о том, что его державное, государственное устроение неразрывно связано с небесным его предназначением, что оно для него остаётся главным, как главное всегда в человеке — его душа.

Это явление означало, что «свержение диавольскими силами с Престола последнего Российского Императора и его последующее убийство не принесло победы диаволу», — говорилось в одной из статей сборника, посвящённого Державной иконе  (О.Иванькин. Царица Небесная и Владычица наша. В сб.: «Царица Небесная — Державная Правительница Земли Русской». Сост. С.В.Фомин. М., «Форум», 2007, с. 326).

Явление иконы возвестило о том, что Москва остаётся Третьим Римом и после 1917 года. И даже ещё больше возрастает её значение в судьбах мiра — тогда, когда до крайности обостряется борьба сил света и тьмы. Но поскольку Сама Пречистая встаёт на защиту Своего Дома, берёт на Себя власть Удерживающего мiровое зло, зло победить не сможет.

И вся история прошедшего столетия подтвердила это, и прежде всего — Победа в Великой Отечественной войне, которая стала возможной прежде всего заступлением Державной Владычицы.

Метки: Богородица

Pages: 1 2 3 4

Православный календарь 15 марта (2 марта ст.ст.)

Проповедь в четверг 4-й седмицы Великого поста.

В этот день:
Русская Православная Церковь отмечает память святых:

Святитель Чэд, епископ ЛичфилдскийСвятитель Арсений, епископ Тверской

Мученицы Евфалии Леонтинскойи (257).
Мученика Коинта Фригийского (283)
Мученика Троадия (III).
Священномученика Феодота, еп. Киринейского (ок. 326).
Преподобного Агафона Египетского (V).
Святого Винвало (Гуэноле), игумена Ландевеннекского (532)
Мучеников 440, иже в Италии (ок. 579).
Святителя Чэда еп. Личфильдского (672) (Кельт. и Брит.).
Святителя Арсения, еп. Тверского (1409).
Мучеников Андроника и мц. Афанасии (Греч.).
Преподобного Иоакима Итакийского (1868, Ггреч.)
Препп. Саввы, Варсонофия, Савватия и Ефросина Тверских.
Мучеников Авксентия, Николая, Сергия и мученицы Анастасии (1922)
Мученика Николая Копнинского (1938)
Иконы Божией Матери, именуемой «Державная» (1917).
Иконы Божией Матери. именуемой «Мглинская»

Храни вас Господь, Матерь Божия и все святые, их же память мы сегодня отмечаем!

Молитвы:

Иконы Богородицы «Державная». Тропарь, глас 4.

Града Сионска взыскующе,/ под Твой покров, Дева Чистая, днесь притекаем,/ и никтоже возможет на ны,/ яко несть град силен, аще не Сущаго Бога,/ и несть ина крепость, аще не милость Владычицы Девы.

Иконы Богородицы «Державная». Кондак, глас 8.

Взбранной Воеводе победительныя песни приносим,/ яко даровася нам Держава Твоя, и ничесоже устрашимся,/ не от мира бо спасение наше,/ но Превознесенный Владычицы милосердием ограждаемся/ и тому днесь радуемся,/ яко прииде Заступница на стражу земли Своей.

Ина служба Иконы Богородицы «Державная».Тропарь, глас 4.

Ангелов лицы благоговейно Тебе служат,/ и вся Небесныя силы немолчными гласы Тя ублажают,/ Богородице Дево,/ усердно молим Тя, Владычице:/ да пребудет Божественная благодать/ на честней иконе Твоей Державней,/ и светозарный луч славы чудес Твоих да нисходит от ней/ на всех, с верою Тебе молящихся/ и вопиющих Богу: аллилуйя.

Иконы Богородицы «Державная». Кондак, глас 8.

Взбранней Воеводе, Заступнице нашей Державней,/ песни благодарственный приносим о даровании нам иконы Ея святыя,/ еюже ограждаемы, ничесоже устрашимся,/ не от человек бо спасение наше,/ но Преблагословенныя Владычицы милосердием./ Темже днесь радуемся и празднуем светло,/ яко прииде Державная на стражу земли Своей.

Иконы Богородицы «Державная». Ин кондак, глас тойже.

Избранной от всех родов Заступнице рода христианскаго,/ покровом Своей благости покрывающей страну нашу православную,/ благодарственныя пения приносим Ти, Владычице,/ о явлении нам чудныя иконы Твоей Державныя./ Ты же, ико Всемилостивая Заступница всех, с верою к Тебе притекающих,/ от всяких нас бед свободи, да зовем Ти:/ радуйся, Матерь Божия Державная,/ Заступнице Усердная рода христианскаго.

Сщмч. Феодота. Кондак, глас 3.

Моря зловерие обличил еси,/ и идольскаго безбожия лесть верою правоверия уязвил еси/ и, всесожжение Божественное быв,/ чудодействием орошавши концы,/ отче святителю Феодоте, Христа Бога моли/ даровати нам велию милость.

Преставление свт. Арсения, еп. Тверского. Тропарь, глас 8.

Благочестно пожив во святительстве,/ люди просветил еси учением твоим,/ и о храме Пречистыя вельми подвизався,/ и любитель монахов быв,/ сего ради от Христа паствы твоей венец приял еси./ Темже, яко апостольского престола наместника,/ и святителя великаго чтуще тя, молим чада твоя, блаженне:/ от всех бед избави нас яже ко Христу молитвами твоими,/ святителю Христов Арсение отче наш.

Преставление свт. Арсения, еп. Тверского. Кондак, глас 8.

Восприемши радостно честный твоя мощи пречистая церковь,/ в тоже честно вносимы множеством священномонахов и князи благоверными,/ и яже приемши, яко сокровище многоценное./ Темже и мы ныне, твоей ограды словесныя овцы,/ окрест раки твоея предстояще,/ любезно вопием ти:/ не забуди чад твоих, отче,/ ихже мудре собрал и возлюбил еси,/ яко да зовем ти:/ радуйся, святителю Арсение, пастырю и учителю наш.

Pages: 1 2 3

Православный календарь 14 марта (1 марта ст.ст.)

Среда 4-й седмицы Великого поста. Проповедь иерея Михаила Бравермана

В этот день:
Русская Православная Церковь отмечает память святых:

Святитель Давид Валлийский, МеневийскийПреподобный Мартирий Зеленецкий, Великолукский

Преподобномученицы Евдокии (ок. 160-170).
Мучеников Нестора и Тривимия (III).
Мученицы Антонины Никейской (III-IV).
Преподобной Домнины Сирийской (ок. 450-460).
Святого Обана (Альбинуса), епископа Анжерского (554)
Cвятителя Давида, еп. Уэльсского (VI) (Кельт. и Брит.).
Преподобного Свидберта Голландского (713)  Нидерл.).
Преподобного Агапия Ватопедского (XIII) (Афон).
Преподобного Мартирия Зеленецкого (1603).
Преподобномученица Анна (Макандина), послушница, (1938)
Преподобномученица Дария (Зайцева), послушница, (1938)
Священномученика Алексия Виноградова, протоиерея (1938)
Священномученика Василия Никитского, иерея (1938)
Священномученика Вениамина Фаминцева, протоиерея,(1938)
Священномученика Петра Любимова, протоиерея (1938)
Преподобномученика Антония (Корж), иеродиакона (1938)
Прмцц. Евдокия (Архипова) и Ольга (Жильцова) и мученик Василий Архипов, (1938)
Пеподобномученицы Александра (Дьячкова), послушница,(1938)
Священномученика Михаила Богословского, протоиерея (1940)
Cвященномученика Александра пресвитера (1942).
Мученицы Надежды Абакумовой, ктитор (1938).

Храни вас Господь, Матерь Божия и все святые, их же память мы сегодня отмечаем!

Молитвы:

Прмч. Евдокии. Тропарь, глас 8.

Правостию умною душу твою привязавши в любовь Христову,/ тленных, и красных, и временных забытием претекла еси,/ яко Слова ученица:/ пощением страсти первее умертвивши,/ страдальчески второе врага посрамила еси./ Тем Христос сугубых венца сподоби тя,/ славная Евдокие, преподобная страстотерпице,/ моли Христа Бога спастися душам нашим.

Прмч. Евдокии. Кондак, глас 4.

Во страдании твоем добре подвизавшися,/и по смерти нас освящавши чудес излиянии, всехвальная,/ верою прибегающия в Божественную церковь твою,/ и, торжествующе, молим тя, преподобная мученице Евдокие:/ да избавимся недуг душевных и чудес благодать почерпем.

Прп. Мартирия Зеленецкого. Тропарь, глас 2.

От юности, Богоблаженне, Христа возлюбив,/ отечество оставил еси/ и, всех мирских мятежей уклонився,/ в тихое пристанище пречестныя обители Богоматерни достигл еси:/ отнюдуже уведев непроходную пустыню,/ крестовидною зарею показанную,/ желательне ю обрел еси,/ и, в ней вселився,/ иночествующих собрал еси,/ и сих ученьми своими, яко лествицею восходною на Небо,/ трудолюбно тщался еси возводити к Богу,/ Емуже молися, Богомудре Мартирие,/ даровати душам нашим велию милость.

Прп. Мартирия Зеленецкого. Кондак, глас 8.

Отечества, преподобие, и всего мирскаго мятежа уклонитися возжелел еси,/ и, в пустыню вселився,/ тамо во блаженнем безмолвии жестокое житие показал еси,/ и чада послушания и смирения в нем возрастил еси./ Сего ради, дерзновение стяжав ко Святей Троице,/ еже молитися, Богоблаженне, о нас, чадех своих, ихже собрал еси,/ и о всех правоверных, да зовем ти:/ радуйся, отче Мартирие, безмолвия пустыннаго любитель.

Pages: 1 2 3

Православный календарь 13 марта (28 февраля ст.ст.)

Вторник 4-й седмицы Великого поста. Проповедь игумена Венедикта (Кантерса)

В этот день:
Русская Православная Церковь отмечает память святых:

Преподобный Иоанн Кассиан Римлянин

Преподобного Кассиана Римлянина (435).
Преподобный Герман Дакийский (сер. IV в. — нач. V в.; Рум.)
Преподобного Иоанна, нареченного Варсонофием, еп. Дамасского (V в.)
Мученика Феоктириста, игумена Пеликитского, (VIII в.)
Преподобный Василий Декаполит, монах, исповедник (750)
Святителя Освальда, архиеп. Иоркского (992; Кельт. и Брит.).
Преподобный Кассиан Затворник, Печерский (XIII — XIV вв.)
Святой праведный Николай Псковский Саллос (1576)
Девпетерувской иконы Божией Матери (1392).

Храни вас Господь, Матерь Божия и все святые, их же память мы сегодня отмечаем!

Молитвы:

Прп. Василия исп. Тропарь, глас 1.

Пустынный житель, и в телеси Ангел,/ и чудотворец явился еси, Богоносе, отче наш Василие,/ постом, бдением, молитвою Небесная дарования приим,/ исцелявши недужныя и души верою притекающих ти./ Слава Давшему ти крепость,/ слава Венчавшему тя,/ слава Действующему тобою всем исцеления.

Прп. Василия исп. Тропарь. Кондак, глас 2.

С высоты приим Божественное откровение,/ изшел еси, мудре, от среды молв/ и, монашествовав преподобно,/ чудес приял еси действо/ и недуги исцеляти благодатию,/ Василие всеблаженне священнейший.

Блж. Николая. Тропарь, глас 4.

Словенска языка, Псковский земли/ плотски в юродстве быв,/ юродства притворением Горняго Иерусалима гражданин явися,/ Ангелом, славне, свеселишися,/ мироточиваго святителя Николая звание восприим,/ с нимже всегда Христа Бога моли/ даровати нам велию милость.

Блж. Николая. Кондак, глас 8.

Чудотворец явися, Николае,/ нареку державу и смысла свирепство на милость обратив,/ и сего ради своему отечеству тепл молебник показася,/ и ныне молим тя, святе,/ пребуди в нас еще, защити от коварств вражиих,/ ты бо еси граду Пскову и всем христолюбивым людем похвала и утверждение.

Pages: 1 2 3

Дабы плод древа был чист

Рекреація въ Большомъ Залѣ.  Московский Елизаветинский институт

Слово о женском религиозном образовании и воспитании

Ровно 120 лет назад была опубликована эта статья, но проблемы, о которых писал священник в прошлом веке, за эти десятилетия многократно выросли и уже не стоят перед нами, а грозно нависают, угрожая, обрушившись, подобно лавине, смешать нас в грязь и кровь греха. И как же ясна становится та неразрывная связь времен, природа греха, методы оборения его, если то, что писано 120 лет назад, несущее в себе заряд добра, здравого смысла, глубокого знания жизненных реалий, имеющее в основании глубокую, искреннюю веру, высокую нравственную чистоту и твердое убеждение христианина в неизбежной победе добра над злом, совершенно без помарок и добавлений вполне может быть предложено как единственно правильное средство спасения наших женщин, наших семей, общества в целом!

Собственно, это и есть в прямом смысле слова духовное кормление от корней своих. И дай Бог, чтобы живительные соки мудрости прежних дней добежали до маленького зеленого листочка, молодой поросли нынешнего поколения, питая его своею силой, мудростью и опытом, который однажды был предложен, но по неразумению оказался невостребован, а от того стал еще более ценен, ибо нам-то хорошо известно, к чему привело неслушание доброго слова, отрицание путей праведных. Припадем же к источнику добрых поучений, струящемуся из прежних времен тонким ручейком в наше время. Вслед за автором прошлого века воскликнем: «Да будет так!» И хочется верить, что это уже не призыв, а утверждение!
Валерий Ярхо

…Вопрос о необходимости христианского образования для женщины находится у нас в некотором забвении, потому что сравнительно немногие из женского пола получают образование церковно-религиозное. Для многих же такое образование считается делом, без которого вполне можно обойтись, – едва ли не излишним. В дохристианском мире господствовало представление о роли женщины исключительно как жены и матери, самой природой и наставляемой и обучаемой, хозяйкой и во всем покорной мужу или отцу, – к чему же ей было образование. У иудеев этот взгляд был доведен до крайностей, раввин иудейский утверждал: «Лучше сжечь слова закона, чем научить им женщину!» Поэтому ученики Иисуса Христа удивились, когда нашли своего Учителя беседующим у колодца Иакова с женою самарянкой (Ин. 4:27). «О чем беседовать с женщиной?» – как бы думали они. Но Божественный Учитель Христос Спаситель не только указал на важность и необходимость христианского образования для женщины, но даже отдал предпочтение Марии, сидевшей у Его ног и слушавшей его слово, перед Марфой, хозяйкой, пекущейся и молившей о «мнозе службе».

Приготовление уроков в первом классе Елизаветинского института

Приготовление уроков в первом классе Елизаветинского института

Чем же вызывается необходимость христианского образования для женщин? Тем огромным значением, какое имеет в жизни христианского народа малозамечаемая в миру женщина.

Самой природой женщине предназначено быть прежде всего матерью. Как велико на самом деле значение матери? Несомненно, что младенец получает свою душу от Самого Бога с самого момента зачатия. Но дальнейшее развитие души его с первой минуты водворения в теле находится в прямой зависимости от свойств матери, которая еще во время чревоношения передает в наследство своему дитяти, вместе с соками и кровью, хорошее или плохое умственное и нравственное направление.

На этом, безусловно, основании Ангел Господень, предсказывая матери Самсона, судии израильского, о рождении от нее сына, заповедал ей, чтобы она в период чревоношения не пила вина и сикера и не ела ничего нечистого – дабы плод ее чрева был чист и свят.

Мы часто замечаем, что невоздержание, страсти и худые нравы матерей бывают причиной неразвитости, бессилия и дурных наклонностей детей.

Подлинно, только от благородного корня могут идти к детям добрые соки. Какой назидательный урок для матерей – воздерживаться во время чревоношения от всего, что оскверняет душу и тело: вина, табака и тому подобного! А меж тем как часто они забывают об этом! Как много матерей, которые совсем не соблюдают осторожность в это время! На матери лежит обязанность кормления новорожденного своим молоком – какая же при этом от матери требуется душевная и телесная чистота! Младенцы с молоком матери впитывают ее недуги, навыки и обычаи. Собирают ли с терновника виноград и с репейника смоквы? (Мф. 7:16). Дерево доброе приносит и плоды добрые, а худое дерево приносит и плоды худые.

На матери же лежит и первоначальное воспитание детей. Она должна вложить доброе основание жизни его, чтобы сделать, так сказать, человеком. Кому как не матери естественнее заниматься первоначальной заботой о душе ребенка? В очах матери, как в зеркале, видит дитя нежность и любовь – те же чувства отражаются и в нем. Язык матери, язык нежного сердца, производит свой отклик и в детской душе. Мать более чем кто-либо другой способна пробудить и развить в мягком сердце ребенка все доброе. Несомненно, что святители Иоанн Златоуст, Василий Великий, Григорий Богослов и другие святители Церкви никому другому более обязаны своим благочестивым настроением, как только своим благочестивым и богобоязненным матерям – Анфисе, Эмилии, Нонне!


Метки: образование, семья

Pages: 1 2

#s3gt_translate_tooltip_mini { display: none !important; }

Православный календарь 12 марта (27 февраля ст.ст.)

Проповедь в Понедельник 4-й седмицы Великого поста протоиерея Александра Глебова

В этот день:
Русская Православная Церковь отмечает память святых:

Святитель Григорий ПаламаСвятитель Леандр, епископ Севильский

Мучеников Иулиана, Евна (Крониона), и слуги его, Виса воина и Мекара (249-251).
Мученика Геласия лицедея, Гелиопольского (297)
Святителя Макария, еп. Иерусалимского (333).
Преподобного Фалалея Сирийского (ок. 460)
Преподобных Асклипия и Иакова Сирийских (V) (Греч.)
Святителя Леандра, епископа Севильского (596)
Преподобного Стефана, монаха Константинопольского (после 614) (Греч.)
Преподобного Прокопия Декаполита (ок. 750)
Собор всех преподобных отцев Киево-Печерских (переходящее празднование во 2-ю Неделю Великого поста ).
Преподобного Тита, пресвитера Печерского, в Ближних пещерах (1190)
Святителя Григория Паламы (переходящее празднование во 2-ю Неделю Великого поста ).
Преподобного Тита Печерского, бывшего воина, в Дальних пещерах (XIV)
Мученика Илии Трапезундского (1749)
Священномученика Петра Успенского, иерея (1938)
Мученика Михаила Маркова (1938)

Храни вас Господь, Матерь Божия и все святые, их же память мы сегодня отмечаем!

Молитвы:

Свт. Григория Паламы, архиеп. Фессалонитского. Тропарь, глас 8.

Православию наставниче, святителем украшение, / Богословцем поборниче непобедимый, Григорие чудотворче, / Солуню великая похвало, проповедниче благодати, / моли Христа Бога спастися душам нашим.

Свт. Григория Паламы, архиеп. Фессалонитского. Кондак, глас 8.

Премудрости священный и Божественный орган,/ Богословия светлую согласно трубу,/ воспеваем тя, Григорие Богоглагольниче,/ но, яко ум, Уму Первому предстояй,/ к Нему ум наш, отче, настави, да зовем:/ радуйся, проповедниче благодати.

Прп. Прокопия Декаполита, исп. Тропарь, глас 8.

Слез твоих теченьми пустыни безплодное возделал еси,/ и иже из глубины воздыханьми во сто трудов уплодоносил еси,/ и был еси светильник вселенней,/ сияя чудесы, Прокопие отче наш./ Моли Христа Бога спастися душам нашим.

Прп. Прокопия Декаполита, исп. Кондак, глас 4.

Денницу днесь Церковь имущи,/ всякую злославия мглу разгоняет,/ почитающи Тя, Небеснотайнниче, Прокопие преславне.

Прп. Тита Печерского, бывшего воина, в Дальних пещерах. Тропарь, глас 3.

Воинство тленное оставль,/ в нетленном ввоенился еси Христови,/ и оружием его крестным победив подземных ефиопов,/ победы венец от Христа, Тите, славно приял еси,/ Емуже молися даровати нам мир и велию милость.

Собор всех преподобных отцев Киево-Печерских. Кондак, глас 8.

Отцы всечестнии, личе Богокрасный,/ чудес многих источницы, миро источающий,/ сокровища краснобогатная Господня, в земли сокровенная/ не престайте, молим вы, о нас молитися ко Господу, да зовем вам:/ радуйтеся, всему миру светилъницы.

Pages: 1 2 3

Православный календарь 11 марта (26 февраля ст.ст.)

3-я Неделя Великого поста, Крестопоклонная

В этот день:
Русская Православная Церковь отмечает память святых:

Мученик ХристодулИкона Божией Матери, именуемая "Межетская"

Мученика Христодула ( ок.66) (Греч.).
Святителя Порфирия, архиеп. Газского (420)
Преподобного Севастиана Пошехонского (ок. 1500).
Мученика Иоанна Калфы (1575) (Греч.).
Священнмученика Петра Варламова, иерея (1930).
Священномученика Сергия Воскресенского, иерея (1933).
Преподобномученицы Анны (Благовещенской), монахини (1937).
Священномученика Иоанна, еп. Рыльского (1938)
Священномученика Иоанна Дунаева, иерея (1938)
Икона Божией Матери, именуемая «Межетская»

Храни вас Господь, Матерь Божия и все святые, их же память мы сегодня отмечаем!

Молитвы:

Свт. Порфирия, архиеп. Газского. Тропарь, глас 4.

Труды и болезни твоя, яже по благочестию,/ кто исповесть, отче?/ день бо и ночь не престал еси трудяся,/ дондеже от нечестия Газу очистив, благочестие насадил еси,/ тем яко всегда еси предстатель о стаде твоем,/ тако, святе Порфирие,/ моли Христа Бога да спасет души наша.

Свт. Порфирия, архиеп. Газского. Кондак, глас 2.

Священнейшими твоими нравы украшаемь,/ священства одеждею озарился еси,/ всеблаженне Богомудре Порфирие,/ и исцелений удобряеши возвышеньми,/ моляся непрестанно о всех нас.

Преподобному Севастиану Пошехонскому. Тропарь, глас 4

Удалився мира и водворився в пустыни, добрым подвигом подвизася, злостраданием, и вниманием, и молитвами, отнюдуже и по смерти источаеши исцеления, Севастиане, отче наш, моли Христа Бога спастися душам нашим.

Преподобному Севастиану Пошехонскому. Кондак, глас 3

Сиянием Духа Пресвятаго, мудре Севастиане, просвещся, оставил еси яже в житии молвы, пустыню же достиг, преподобне отче, воз­веселил еси иже над всеми Бога и Зиждителя. Сего ради прославляет тя Христос, блаженне, Великий Дародатель.

Pages: 1 2 3