Курс лекций по детской патопсихологии
- 10.03.18, 05:06
Максимова Н.Ю., Милютина Е.Л.
1. Предисловие
Готовясь к работе с детьми, будущие педагоги, психологи, врачи представляют себе доверчивые глаза, улыбчивые лица ребят, которые будут слушаться и уважать своих наставников. В значительной степени эти ожидания оправдываются, но бывает и иначе.
Каждый специалист, имеющий опыт работы в школе, детском саду или детском медицинском учреждении, знает, что бывают дети, к которым очень трудно найти правильный подход, поскольку действия воспитателя вызывают у ребенка совсем не ту реакцию, на которую рассчитывал взрослый. Например, на заботу и внимание такие дети отвечают настороженным недоверием; доброту взрослого воспринимают как его слабость и начинают манипулировать им; на попытки воспитателя ограничить их поведение общепринятыми нормами отвечают скрытым или явным сопротивлением. Такие дети агрессивные, конфликтуют с ровесниками, бывают неуправляемы либо наоборот — пассивные, замкнутые, болезненно застенчивые, нелюдимые. «Трудные» дети часто любят делать «назло», так что создается впечатление, что только наказания могут заставить их вести себя в соответствии с требованиями взрослого. Однако довольно скоро выясняется, что и наказания не помогают.
Естественно, что случаи сопротивления детей педагогическим воздействиям вызывают у молодого специалиста недоумение, растерянность и беспокойство. Однако причиной педагогических неудач может быть не только недостаточная квалификация начинающего специалиста, а и тот факт, что ребенок действительно сложный. С такими детьми трудно работать, и даже опытные воспитатели не сразу могут найти правильные пути взаимодействия с ними.
Низкая эффективность воспитательных воздействий на «трудных» детей обусловлена в основном тем, что взрослые не знают объективных причин нарушений в поведении ребенка. Задача воспитателя — выявить эти причины, и, исходя из них, найти ключ к решению проблемы.
Наш опыт работы показывает, что в подавляющем большинстве случаев первопричиной отклоняющегося поведения детей являются нарушения в их познавательной сфере и личностном развитии. Владея методами диагностики этих нарушений и опираясь на знания основ детской патопсихологии, практический психолог сможет научно обоснованно решать вопросы, связанные с обучением и воспитанием «трудных» детей.
Основной акцент в данном учебном пособии направлен на рассмотрение случаев пограничных расстройств психической деятельности детей; здесь нет подробных описаний синдромов психических заболеваний, относящихся к грубой патологии; нет информации о требованиях к патопсихологическому заключению (обязательной для клинического патопсихолога), о патопсихологической семиотике и т. д. В то же время большое внимание уделяется изучению тех нарушений в психической деятельности, которые приводят к учебной неуспеваемости, нарушениям дисциплины, агрессивности, асоциальным проявлениям, адциктивному поведению.
Поскольку изучение детской патопсихологии целесообразно начинать после того, как студенты уже освоили курс общей психологии, психологии личности, возрастной и педагогической психологии, в данном учебном пособии нет специальных глав, посвященных этим вопросам. Излагая материал об отклонениях в психическом развитии, о личностных девиациях, социально дезадаптированном поведении детей, мы упоминаем о «норме» лишь в сравнительном аспекте.
Содержание учебного пособия можно разделить на три части: в первой рассматриваются теоретические вопросы и излагаются методы диагностики отклонений в психическом и личностном развитии ребенка; во второй представлены сведения об основных нарушениях психического развития детей; в третьей части речь идет о формах работы и методах психологической помощи «трудным» детям. Рассматривая методы исследования психической деятельности ребенка, мы в большинстве случаев излагали лишь суть методик, указывая при этом литературу, где методика приведена полностью. Исключение составляли: методики, модифицированные нами; методики, изложенные в малодоступной литературе; методики, не требующие объемного изложения, а также те, по которым (на основании нашего эмпирического опыта) выведены нормы.
В списках рекомендуемой литературы, заключающих каждую главу, естественно, указаны не все источники, использованные при написании учебного пособия. Учитывая то, что основной адресат — студенты и практические работники, мы не включали в этот список малодоступную литературу и литературу на иностранных языках.
Помимо основного материала, в учебном пособии даны: контрольные вопросы и задачи, которые, с одной стороны, иллюстрируют излагаемый материал, а с другой — позволяют сориентироваться, насколько усвоена информация; приложения, в которых даны образцы стимульного материала, способы обработки результатов, ответы на задачи, а также примеры выполнения заданий испытуемыми.
Pages: 1 2