Курс лекций по детской патопсихологии

 Курс лекций по детской патопсихологии

Максимова Н.Ю., Милютина Е.Л.

1.  Предисловие

Готовясь к работе с детьми, будущие педагоги, психоло­ги, врачи представляют себе доверчивые глаза, улыбчивые лица ребят, которые будут слушаться и уважать своих на­ставников. В значительной степени эти ожидания оправды­ваются, но бывает и иначе.

Каждый специалист, имеющий опыт работы в школе, детском саду или детском медицинском учреждении, зна­ет, что бывают дети, к которым очень трудно найти пра­вильный подход, поскольку действия воспитателя вызыва­ют у ребенка совсем не ту реакцию, на которую рассчитывал взрослый. Например, на заботу и внимание такие дети отве­чают настороженным недоверием; доброту взрослого воспри­нимают как его слабость и начинают манипулировать им; на попытки воспитателя ограничить их поведение общеприня­тыми нормами отвечают скрытым или явным сопротивле­нием. Такие дети агрессивные, конфликтуют с ровесника­ми, бывают неуправляемы либо наоборот — пассивные, зам­кнутые, болезненно застенчивые, нелюдимые. «Трудные» дети часто любят делать «назло», так что создается впечат­ление, что только наказания могут заставить их вести себя в соответствии с требованиями взрослого. Однако довольно скоро выясняется, что и наказания не помогают.

Естественно, что случаи сопротивления детей педагоги­ческим воздействиям вызывают у молодого специалиста не­доумение, растерянность и беспокойство. Однако причиной педагогических неудач может быть не только недостаточная квалификация начинающего специалиста, а и тот факт, что ребенок действительно сложный. С такими детьми трудно работать, и даже опытные воспитатели не сразу могут най­ти правильные пути взаимодействия с ними.

Низкая эффективность воспитательных воздействий на «трудных» детей обусловлена в основном тем, что взрослые не знают объективных причин нарушений в поведении ре­бенка. Задача воспитателя — выявить эти причины, и, исхо­дя из них, найти ключ к решению проблемы.

Наш опыт работы показывает, что в подавляющем боль­шинстве случаев первопричиной отклоняющегося поведе­ния детей являются нарушения в их познавательной сфере и личностном развитии. Владея методами диагностики этих нарушений и опираясь на знания основ детской патопсихо­логии, практический психолог сможет научно обоснованно решать вопросы, связанные с обучением и воспитанием «трудных» детей.

Основной акцент в данном учебном пособии направлен на рассмотрение случаев пограничных расстройств психи­ческой деятельности детей; здесь нет подробных описаний синдромов психических заболеваний, относящихся к гру­бой патологии; нет информации о требованиях к патопси­хологическому заключению (обязательной для клиническо­го патопсихолога), о патопсихологической семиотике и т. д. В то же время большое внимание уделяется изучению тех нарушений в психической деятельности, которые приводят к учебной неуспеваемости, нарушениям дисциплины, аг­рессивности, асоциальным проявлениям, адциктивному по­ведению.

Поскольку изучение детской патопсихологии целесооб­разно начинать после того, как студенты уже освоили курс общей психологии, психологии личности, возрастной и пе­дагогической психологии, в данном учебном пособии нет специальных глав, посвященных этим вопросам. Излагая ма­териал об отклонениях в психическом развитии, о личност­ных девиациях, социально дезадаптированном поведении детей, мы упоминаем о «норме» лишь в сравнительном ас­пекте.

Содержание учебного пособия можно разделить на три части: в первой рассматриваются теоретические вопросы и излагаются методы диагностики отклонений в психическом и личностном развитии ребенка; во второй представлены сведения об основных нарушениях психического развития детей; в третьей части речь идет о формах работы и методах психологической помощи «трудным» детям. Рассматривая методы исследования психической деятельности ребенка, мы в большинстве случаев излагали лишь суть методик, ука­зывая при этом литературу, где методика приведена полно­стью. Исключение составляли: методики, модифицирован­ные нами; методики, изложенные в малодоступной литера­туре; методики, не требующие объемного изложения, а также те, по которым (на основании нашего эмпирического опы­та) выведены нормы.

В списках рекомендуемой литературы, заключающих каж­дую главу, естественно, указаны не все источники, исполь­зованные при написании учебного пособия. Учитывая то, что основной адресат — студенты и практические работни­ки, мы не включали в этот список малодоступную литера­туру и литературу на иностранных языках.

Помимо основного материала, в учебном пособии даны: контрольные вопросы и задачи, которые, с одной сторо­ны, иллюстрируют излагаемый материал, а с другой — по­зволяют сориентироваться, насколько усвоена информация; приложения, в которых даны образцы стимульного матери­ала, способы обработки результатов, ответы на задачи, а также примеры выполнения заданий испытуемыми.

Pages: 1 2

Смерть и Промысл Божий

Всё бывающее с нами попускается от Бога к лучшему
устроению нашего душевного состояния для вечного спасения.
Преподобный Георгий,
Затворник Задонский

Человек так устроен, что в детстве он не часто встречается со смертью, как бы не обращает на нее особого внимания. Обычно на ребенка смерть не производит соответствующего ее статусу впечатления. Ведь дитя есть воплощение самой жизни, оно постоянно в движении и поглощено узнаванием окружающего мира. Содержанием своей жизни ребенок отторгает от себя саму идею смерти. С возрастом же смерть всё чаще попадается человеку на его жизненном пути, и он постепенно приходит к осознанию ее некоей значимости и неизбежности, свыкается с этим.

Подробнее...

Православный календарь 10 марта (25 февраля ст.ст.)

Проповедь в родительскую субботу 3-й седмицы Великого поста

В этот день:
Русская Православная Церковь отмечает память святых:

Преподобная Вальбурга ХайденхаймскаяСвятитель Тарасий, Патриарх Константинопольский

Мученика Александра из Бергамо (296)
Мученика Александра Маркианопольского ( ок. 305)
Священномученика Ригина Левадийского (362)
Святого Этельберта, короля Кента (616) (Кельт. и Брит.).
Препродобного Вальбурги, игумении Хайлденхеймской (779) (Кельт. и Брит.)
Святителя Тарасия, архиеп. Константинопольского (806)
Священномученика Александра Виноградова, иерея (1938)
Преподобномученицы Мстиславы (Фокиной), монахини (1938)
Священномученика Николая Троицкого, протоиерея, (1945)

Храни вас Господь, Матерь Божия и все святые, их же память мы сегодня отмечаем!

Молитвы:

Святителя Тарасия. Тропарь, глас 4.

Правило веры и образ кротости,/ воздержания учителя,/ яви тя стаду твоему,/ яже вещей истина,/ сего ради стяжал еси смирением высокая,/ нищетою богатая./ Отче Тарасие,/ моли Христа Бога/ спастися душам нашим.

Святителя Тарасия. Кондак, глас 3.

Православными догматы Церковь уяснив,/ и Христову, блаженне, честную икону почитати/ и покланятися всех научив,/ обличил еси иконоборцов безбожное веление./ Сего ради вопием ти:/ о отче, радуйся, мудре Тарасие!

Pages: 1 2 3

Первое и второе обретение честной главы Предтечи и Крестителя Го

Обретение главы Св. Иоанна Предтечи

Обретение главы Св. Иоанна Предтечи
Россия. XVIII век.

Когда была усечена честная глава святого Иоанна Предтечи (Мф.14:11), тогда дочь Иродиады приняла ее на блюде и отнесла своей матери.

Эта нечестивая жена пронзила иглой язык святого, который обличал ее беззаконие, и надругавшись над честной главой, не позволила предать ее погребению вместе с телом святого: Иродиада боялась, что Иоанн, если погребут тело его вместе с главою, воскреснет и снова станет обличать ее. Ученики святого Иоанна Крестителя тайно взяли его тело и ночью погребли (Мф.14:12; Мк.6:29) в Севастии, городе самарийском. Главу же святого Предтечи Иродиада глубоко закопала в своем дворце в тайном бесчестном месте. Лишь только жена Иродова приставника Хузы по имени Иоанна, о коей упоминает святой евангелист Лука (Лк.8:3), знала то место. Она, скорбя сердцем об убиении великого святого пророка Иоанна и о поругании над его честной главой, взяла эту главу тайно ночью, положила ее в сосуд скудельный и погребла на горе Елеонской, в одном из поместий Ирода. Между тем до Ирода дошли слухи об Иисусе Христе. Он вместе со своей женой Иродиадой стал думать, уж не Иоанн ли это, воскресший из мертвых. Они стали искать главу Иоанна и, не находя ее, приходили в недоумение. Ирод даже так сказал своим домашним об Иисусе: «Это — Иоанн, которому я повелел усекнуть главу. Ныне он воскрес из мертвых, и потому чудеса делаются им» (Мф.14:2; Лк.6:16).

 Первое обретение главы Иоанна Предтечи
Первое обретение главы Иоанна Предтечи

Спустя много времени некий весьма знатный вельможа по имени Иннокентий уверовал в Иисуса Христа. Оставив мир, он пришел в Иерусалим, купил на горе Елеонской то место, которое некогда принадлежало Ироду, построил там себе келию и стал иноком, исполняя заповеди Христовы. Желая построить для себя небольшую каменную церковь, он начал копать ров для фундамента. И вот, по Божию смотрению, он обрел сокрытый в земле скудельный сосуд с главой Предтечи Христова. По различным благодатным знамениям и чудесам и по откровению от Бога он понял, что эта глава принадлежит святому Иоанну и стал с большим благоговением хранить ее у себя. Перед его кончиной по всей стране той распространилось неверие: цари чтили идолов вместо истинного Бога и повсюду в Иерусалиме поставили их изображения и творили им скверные жертвы. Видя это и предчувствуя свою кончину, этот инок снова скрыл в недрах земных святую главу Предтечи: он боялся, чтобы по его кончине кто-нибудь не стал поступать с ней бесчестно. Он положил ее на том самом месте, где была его келия и церковь. По его кончине та церковь пришла в ветхость, разрушилась и даже сравнялась с землей, так что долгое время никто не знал, где находится честная глава Крестителя Иоанна.

Акафист святому честному славному пророку, Предтече и Крестителю Господню Иоанну"

Молитва святому честному славному пророку, Предтече и Крестителю Господню Иоанну

Когда вступил на престол великий царь Константин и просветил свою землю святым крещением, тогда мать его святая Елена стала возобновлять и очищать все иерусалимские святыни. Она-то и святую гору привела в цветущее состояние. В это время два инока, подвизавшихся на Востоке, сговорились вместе идти в Иерусалим поклониться там честному Кресту, обретенному царицей Еленой, и гробу Господню, и увидеть все святыни той земли. Достигнув Иерусалима, они стали обходить святыни, поклоняясь им и молясь Господу. Здесь одному из них, в сонном видении, явился святой Иоанн Предтеча, открыл то место, где была погребена его честная глава, и повелел взять ее из недр земных. Пробудившись, инок рассказал о видении своему товарищу, но тот, считая все это за простой сон, и сам не поверил и другому внушил то же. На следующую ночь святой Иоанн явился вторично, но уже каждому иноку, и притом отдельно, и сказал: «Воспряньте, оставьте ваше неверие и леность и сотворите то, что было вам возвещено».

Слово на первое и второе обретение главы святого Иоанна, Предтечи и Крестителя Господня митрополит Ташкентский и Среднеазиатский Владимир (Иким)

Поученіе. Первое и второе обртеніе честныя главы I. Предтечи. Основанія почитанія святыхъ мощей. Прот. Григорій Дьяченко († 1903 г.)

Проснувшись, оба начали рассказывать друг другу виденное ими, а потом пошли на место, которое им было указано в сонном видении. Они начали там копать землю и обрели бесценное сокровище — святую главу Крестителя Христова. Положив ее в мешок, сделанный из верблюжьей шерсти, они пошли к себе обратно.

Второе обретение главы Иоанна Предтечи.

Второе обретение главы Иоанна Предтечи.

В это время один бедный скудельник из города Емесы[5] был вынужден вследствие нищеты оставить свое отечество и жену и идти в другую страну. На дороге он встретился с теми двумя иноками, несшими с собой главу Крестителя; он присоединился к ним и продолжал путь свой вместе с ними. Иноки, найдя себе попутчика, дали ему нести вретище[6] с главой Крестителя. А он, не зная того, что несет, продолжал спокойно путь свой. Вдруг явился ему святой Иоанн Предтеча и сказал: «Оставь своих спутников и беги от них с тем вретищем, которое ты держишь в руках».

Метки: Иоанн Креститель

Pages: 1 2

Православный календарь 9 марта (24 февраля ст.ст.)

Поученіе въ среду третьей седьмицы Великаго поста, на литургіи

В этот день:
Русская Православная Церковь отмечает память святых:

Первое обретение главы Иоанна ПредтечиВторое обретение главы Иоанна Предтечи.Святой князь Роман, Угличский чудотворец

Первое и второе обретение главы Иоанна Предтечи (1)
Мчч. Монтана, Лукиана, Иулиана, Викторикуса, Флавия и иже с ними в Карфагене (259).
Св. Куммиана Алба, настоятеля Илонского (669) (Кельт. и Брит.).
Преподобного Еразма Печерского, в Ближних пещерах (ок. 1160).
Обрет. мощей блгв. кн. Романа Угличского. (1285)

Храни вас Господь, Матерь Божия и все святые, их же память мы сегодня отмечаем!

Молитвы:

Тропарь Иоанну Предтечи, глас 4

От земли возсиявши, Предтечева глава/ лучи испущает нетления верным исцелений,/ свыше собирает множество Ангел,/ доле же созывает человеческий род// единогласную возсылати славу Христу Богу.

Кондак Иоанну Предтечи, глас 6

Пророче Божий и Предтече благодати,/ главу твою, яко шипок священнейший, от земли обретше,/ исцеления всегда приемлем,/ ибо паки, якоже прежде,// в мире проповедуеши покаяние.

Прп. Еразма Печерского, в Ближних пещерах. Тропарь, глас 4.

Благолепие дому Господня любя,/ расточил еси нещадно имение твое во украшение того,/ преподобне Еразме,/ тем ныне живя в дому Господни на Небеси,/ моли и нам освятитися в жилище Господне.

Прп. Еразма Печерского, в Ближних пещерах. Кондак, глас 8:

Украсивый церковь Богоматере/ расточением имения ти на сие иконами, Еразме славне,/ себе же о том нераскаянием;/ подаждь и нам расточением грехов своих/ и покаяния лепотою украсившимся/ церковию светлою Духови Святому явитися.

Pages: 1 2 3

Религия и женщины

Религия и женщины

Яков Кротов: У нас в московской студии пастор Инна Фризман и агностик Василиса Виник. По скайпу с нами – православный богослов, теолог из Германии Наталия Василевич.

Читать далее »

Православный календарь 8 марта (23 февраля ст.ст.)

Проповедь в четверг третьей недели Великого Поста

В этот день:
Русская Православная Церковь отмечает память святых:

Cвященномученик Поликарп, епископ СмирнскийСвятитель Григорий Палама Блаженная Матрона Московская

Священномученика Поликарпа, еп. Смирнского (167)
Преподобной Горгонии, сестры свт. Григория Богослова (372) (Греч.
Преподобного Александра монаха, первоначальника обители «Неусыпающих» (ок. 430)
Преподобных Иоанна, Антиоха, Антонина и Моисея (V)
Преподобных Моисея, Зевина, Полихрония, и Дамиана, пустынников Сирийских (V)
Преподобного Иоанна, жнеца Стилосского в Калабрии (XI).
Преподобного Дамиана Есфигменского (1280)
Преподобного Моисея Белозерского. (1480)
Святителя Григория Паламы (1359)
Преподобного Поликарпа Брянского (1620)
Преподобного Назария игумена Валаамского (1809).
Мученика Дамиана, инока Афонского (1558) (Греч.).
Священномученика Алексия Никольского, протоиерея (1938)
Священномученика Михаила Ражкина, иерея, (1938)
Мученика Сергия Бородавкина (1938).
Священномученика Николая Дмитрова, протоиерея (1938)
Блаженной Матроны Московской (1952)
Сокольской иконы Божией Матери

Храни вас Господь, Матерь Божия и все святые, их же память мы сегодня отмечаем!

Молитвы:

Сщмч. Поликарпа, еп. Смирнского. Тропарь, глас 4.

И нравом причастник,/ и престолом наместник апостолом быв,/ деяние обрел еси, Богодохновенне,/ в видения восход./ Сего ради, слово истины исправляя,/ и веры ради пострадал еси даже до крове,/ священномучениче Поликарпе,/ моли Христа Бога,/ спастися душам нашим.

Сщмч. Поликарпа, еп. Смирнского. Кондак, глас 1.

Плоды словесныя Господеви принося, Поликарпе мудре, добродетелей жертвы,/ темже и от Бога достоин иерарх прославился еси./ Сего ради днесь, просвещшеся твоими словесы,/ воспеваем твою достохвальную память, славяще Господа.

Прп. Поликарпа Брянского. Тропарь, глас 1.

Ветрилом креста душевный корабль окормив,/ житейская красная оставил еси,/ и от мирскаго мятежа изшед,/ плотския похоти воздержанием многим, отче, умертвил еси,/ пощением и слезами, молитвами и песньми непрестанно прилепляяся Богу:/ темже и жилище достойно Духа Пресвятаго показался еси./ Моли, Поликарпе преподобне, Христа Бога/ оставление прегрешений даровати нам и велию милость.

Прп. Поликарпа Брянского. Кондак, глас 4.

Якоже отец духовно, князь чувственно,/ людем Российским явился еси, преподобие Поликарпе:/ мудрование бо и славу мирскую презрев,/ Божественным законом последовал еси,/ монахом же был твердое укрепление и светильник светел,/ темже восхваляюще честную память твою, зовем ти:/ моли Христа спасти и просветити души наша.

Pages: 1 2 3

Украина. Мирный молебен за продолжение гражданской войны

Представители руководства УПЦ КП поздравили военных разведчиков с новогодними праздникамиПредставители руководства УПЦ КП поздравили военных разведчиков с новогодними праздниками

«Не всякий, говорящий Мне: «Господи! Господи!»,
войдет в Царство Небесное,
но исполняющий волю Отца Моего Небесного»

(Мф. 7:2
1)

Скажу сразу, что я совершенно не религиозен. Это с одной стороны. С другой стороны, атеистом меня назвать тоже трудно. Верят люди в бога – на здоровье. Верить в то, что бога нет – это тоже своего рода религия. Тоже на здоровье. Должны же люди во что-то верить.

«Кто верит в Магомета, кто в Аллаха, кто в Иисуса, кто ни во что не верит…».

Подробнее...

Православный календарь 7 марта (22 февраля ст.ст.)

Проповедь в среду 3-й седмицы Великого поста

В этот день:
Русская Православная Церковь отмечает память святых:

Преподобный Петр Столпник АфонскийДевяти мучеников колайцев

Св. Авила, еп. Александрийского (98).
Свт. Телесфора, папы Римского. (138)
Мч. Папия Иеропольского. (II)
Мученика Маврикия и 70-ти воинов: Фотина, Феодора, Филиппа и иных (ок. 305)
Св. Тита, еп. Бостравского в Аравии (378).
Обретение мощей мучеников, иже во Евгении (395-423).
Преподобного Аристона Арсинойского, епископа (нач. IV / кон. V)
Преподобного Варадата, пустынника Сирийского (V)
Преподобного Фалассия, пустынника Сирийского (V)
Преподобного Лимния Сирийского (V в.)
Девяти мучеников колайцев (VI; Груз.)
Преподобного Афанасия исп. (821)
Преподобного Петра Столпника, Афонского (Греч.)
Свщмчч: прот. Иосифа Смирнова, диакона Иоанна Касторского, свящ. Владимира Ильинского,. Иоанна Перебаскина (1918).
Мученицы Феоктисты Михайловны, юродивой, Воронежской (1936).
Священномученика Андрея Ясенева, иерея (1938)
Священномученика Иоанна Орлова, иерея (1938)
Священномученика Иоанна Парусникова, протоиерея (1938)
Священномученика Михаила Горбунова, иерея (1938)
Священномученика Сергия Белокурова, иерея (1938)
Священномученика Виктора Моригеровского и мученицы Ирины Смирновой (1938)
Преподобномученика Антипа (Кириллова), иеромонаха (1938)
Преподобномученика Сергия (Букашкина), иеромонаха (1938)
Преподобномученицы Параскевы (Макаровой), послушницы (1938)
Мученика Николая Некрасова (1938)
Мученика Стефана Франтова (1938)
Мученицы Елизаветы Тимохиной (1938)
Мученицы Варвары Лосевой (1938)
Мученика Андрея Гневышева (1941).
Прмч. Филарета (1942).

Поученіе. Св. мученикъ Маврикій и другіе съ нимъ пострадавшіе 70 воиновъ

Храни вас Господь, Матерь Божия и все святые, их же память мы сегодня отмечаем!

Молитвы:

Тропарь мученика Маврики, глас 3

Земнаго сана славу оставив,/ небесное Царство наследовал еси/, кровными каплями, яко пречудным камением,/ нетленныя венцы украсил еси/ и ко Христу привел еси собор страстотерпец./ Съ лики ангельскими в невечернем свете незаходимаго Солнца Христа обрел еси,/ святе Маврикие cлавне,/ Егоже моли с пострадавшими с тобою присно,// да спасет души наша.

Кондак мученика Маврики, глас 8

Все воинство мира оставльше,/ страстотерпцы Христовы,/ Тому начально взываху:/ кровь и души наша с телесы,/ яко непорочну жертву, приносим Тебе, Владыко,// в лицех небесных Твоих сопричти, яко Бог милостивый.

Pages: 1 2 3

Православный календарь 6 марта (21 февраля ст.ст.)

Проповедь во вторник 3-й седмицы Великого поста

В этот день:
Русская Православная Церковь отмечает память святых:

Святитель Георгий Амастридский

Святителя Евстафия, архиеп. Антиохийского (337)
Священномученика Севириана, еп. Сифопольского (452)
Святителя Иоанна Схоластика, патр. Константинопольского (577)
Преподобного Захарии, патр. Иерусалимского. (632)
Преподобного Тимофея в Символех (795)
Святителя Георгия, еп. Амастридского (802-811)
Сщмч. Александра Вислянского (1930)
Сщмч. Даниила Алфёрова, иерея Староникольского (1930)
Сщмч. Григория Хлебунова, иерея, (1930)
Сщмч. Константина Пятикрестовского, протоиерея (1938)
Сщмч. Павла Широкогорова, диакона (1938)
Мц. Ольги Кошелевой (1939)
Козельщанской иконы Божией Матери (1881)

Храни вас Господь, Матерь Божия и все святые, их же память мы сегодня отмечаем!

Молитвы:

Боже отец наших,/ творяй присно с нами по Твоей кротости,/ не отстави милость Твою от нас,/ но молитвами их/ в мире управи живот наш.

Тропарь Божией Меатери пред иконой Ее Козельщанской,

Веселися, земле Полтавская/ и все Отечество наше православное,/ се бо яко светозарное солнце,/ явися предчудная икона Твоя, Преблагословенная Богомати,/ мир озаряющи множеством чудес Твоих,/ теми убо обретаем (яже на земли, вся благая и полезная,/ и сущих, яже на Небеси, сокровищ сподобляемся./ Сего ради вопием Ти:/ радуйся, Похвало наша приснопокланяемая,/ спаси ны, молящияся Тебе,/ единая Надеждо и Радование вечное поющих Тя.

Кондак Божией Матери пред иконой Ее Козельщанской

Боголепно во смирении красуется обитель Красногорская,/ осеняемая и спасаемая предивным образом Владычицы Пречистыя,/ Небесе и земли Царицы Богородицы,/ от негоже источники благодати и чаша чудес обильно изливаются,/ и усердно притекающий исцеления верою приемлют,/ и невернии верою крепкою сердца исполняют/ и мы, раби Твои, Богомати, благодарне вопием Ти:/ радуйся, Предстательство христиан непостыдное и обители Твоей красото и радование.

Pages: 1 2 3