Тогда подобно будет Царство Небесное десяти девам, которые, взяв светильники свои, вышли навстречу жениху. Из них пять было мудрых и пять неразумных.
Поученіе во вторникъ Страстной седмицы, на литургіи. Еп. Іустинъ (Полянскій)
Поучения на Святую Четыредесятницу. В Великий Вторник. Прот. Родион Путятин
Слово в Великий Вторник. Свт. Иннокентий Херсонский
Неразумные, взяв светильники свои,
не взяли с собою масла. Мудрые же, вместе со светильниками своими, взяли
масла в сосудах своих. И как жених замедлил, то задремали все и уснули.
Но в полночь раздался крик: вот, жених идет, выходите навстречу ему.
Тогда встали все девы те и поправили светильники свои. Неразумные же
сказали мудрым: дайте нам вашего масла, потому что светильники наши
гаснут. А мудрые отвечали: чтобы не случилось недостатка и у нас и у
вас, пойдите лучше к продающим и купите себе.
Когда же пошли они покупать, пришел
жених, и готовые вошли с ним на брачный пир, и двери затворились. После
приходят и прочие девы, и говорят: Господи! Господи! отвори нам. Он же
сказал им в ответ: истинно говорю вам: не знаю вас. Итак, бодрствуйте,
потому что не знаете ни дня, ни часа, в который приидет Сын Человеческий
(Мф. 35, 1-13 ).
Святитель Николай Сербский:
Пять дев мудрых и пять неразумных. Мудрые несли светильники и масло,
неразумные только светильники. Светильник символизирует тело, а масло –
милость. Отсюда происходит слово «полиелей», то есть многая милость.
Полиелей совершается на утрене, во время пения псалмов о великой Божией
милости к избранному народу (См.: Пс. 134; 135.), с повторением слов:
яко в век милость Его. Аллилуиа!
Мудрые девы, сохранив чистоту
телесную и душевную, сохранили и милость великую, милость к тем, кто был
их слабее и не освободился от греха. Неразумные, строго соблюдая
чистоту телесную, немилостиво и холодно смотрели на других, надменно
осуждая и презрительно отворачиваясь от них. «Справедливо называются они
неразумными,– пишет святой Нил Синайский,– ибо, преуспев в трудном и
едва возможном – в девстве, пренебрегли меньшим и легким».Пренебрегли
милостью, состраданием, прощением! Чистые, но пустые и темные
светильники! Когда наступит смерть и тела сойдут под землю, елей милости
должен вести душу и освещать ей путь к Вечному Отечеству! Оставшегося
без этого елея поглотит тьма.
Эта притча Христова имеет и глубокое
духовное значение. Под пятью неразумными девами следует понимать
внешние пять чувств. Кто живет только тем, что видит и чувствует, без
контроля над чувствами и без разума, тот имеет безумную душу. Когда
смерть задернет свой занавес над такой душой, она останется в полной
тьме. А под пятью разумными девами подразумеваются пять внутренних
чувств, которые разумно контролируют внешние чувства и владеют ими. Эти
внутренние чувства в земной жизни наполняют душу светом, который
остается в ней и светит, когда смерть набрасывает покрывало на чувства
внешние.
Митрополит Антоний Сурожский:
Сегодняшнее евангельское чтение
является частью ряда бесед Христовых о суде. Ученики Спасителя, видя
стройность и как будто неразрушимую крепость города Иерусалима,
спрашивают Его о судьбе этого города. Христос предупреждает их о том,
что от всей этой крепости и силы не останется ничего, и что им надо быть
бдительными, что им надо быть готовыми. Дальше дает Он им три притчи.
Первая говорит о том, что может
оказаться поздно, что суд Божий может застигнуть нас врасплох, когда уже
поздно что-нибудь предпринимать. Это рассказ о десяти девах, из которых
пять оказались готовыми ко встрече Господа, а пять – безумных –
оказались неготовыми.
В этом – первое нам предупреждение:
суд грядет, суд будет, и каждое мгновение человек должен быть готов,
потому что суд нас застанет, когда мы не ожидаем его. Придет он, как
говорит Господь, как вор в ночи.
Вторая притча, которую мы сегодня
читали – притча о талантах… Самое в ней важное вот что: каждому человеку
Господь дает нечто, что является его талантом, даром ему от Бога. Эти
дарования различны, но все они должны принести плод, и Господь нас не
судит по тому, сколько мы принесли плода, а по тому, как мы отнеслись к
данному нам таланту.
Но не для того был дан талант
Господом, чтобы он остался бесплодным, а для того, чтобы человек,
получив талант, стал другим человеком, новым человеком. То, чего не
хватило у недостойного раба, было мужество, была смелость, была
способность всем пожертвовать и всем рисковать, чтобы не оказаться
бесплодным. Вот за это малодушие и за эту слабость души он и был
осужден.
Третья притча говорит нам о том, что
плод, который мы должны принести, это плод истинной человечности. Бог
не судит людей за то, что они не богословствовали, за то, что они не
были велики, а за то, что они не были достойны своего человеческого
звания, за то, что были жестки сердцем, черствы и неотзывчивы.
Вот притчи, которые стоят перед нами
теперь: предупреждение о том, что суд грядет, предупреждение о том, что
он придет внезапно, как вор в ночи, и что мы можем оказаться
неготовыми, предупреждение о том, что каждому из нас дано достаточно,
чтобы принести плод в радость Господу и в спасение своей души, и этот
плод бесконечно прост: будь человеком, и будешь ты способен принять
Господа.
Вдумайтесь в эти слова – это путь
простой, а вместе с тем, в конце его стоит суд, от которого ничего нас
спасти не может, потому что тому, кто окажется недостойным своего звания
человека, нет пути в Царство, где мы призваны быть подобными Самому
Богу.
Метки: Страстная седмица
Pages: 1 2
#s3gt_translate_tooltip_mini { display: none !important; }