Пророчество о конце света не сбылось: как жить дальше?

Джон Келли
Вашингтон, США

Несмотря на все предсказания апокалипсиса по календарю Майя, к утру субботы конца света, вероятно, не произойдет. Как поверившие в эту теорию люди переживут то, что жизнь продолжается?

Часы бьют полночь, сакральная дата наступает, и, в очередной раз, конец света не приходит по расписанию.

Частота, с которой на протяжении всей истории появляются прогнозы о конце света, удивительна для такого катастрофического события.

Каждый раз люди, поверившие в апокалипсис, оказывались озадаченными отсутствием повальных смертей и разрушений.

Если они отнеслись к предупреждениям серьезно, то должны были продать свои дома, отказаться от материальных соблазнов земной цивилизации и готовиться к началу новой эры.

Тревога перед 21 декабря связана с тем, что в это день заканчивается календарь «длинного счета» индейцев Майя, предназначенный для больших промежутков времени и насчитывающий 5 тысяч 125 дней.

Во многих странах мира принимались меры предосторожности.

В Китае к 21 декабря строили защитные капсулы, в которых можно было бы переждать катастрофу

В китайской провинции Сычуань люди в панике скупали свечи. В России, где выросли продажи консервов и спичек, премьер-министр Дмитрий Медведев призвал сограждан к спокойствию.

Власти французского департамента Лангедок-Руссильон готовятся к наплыву верящих в апокалипсис к Пику Бюгараш в Пиренеях. Согласно распространившемуся слуху, собравшихся на горе людей спасут инопланетяне.

Апокалипсис как поп-культура

Джеффри Брэсуэлл, Калифорнийский университет в Сан-Диего

Феномен «2012» — в сущности, проблема учета, неправильная интерпретация древней системы учета времени.

Это феномен основывается на календаре Майя, в котором ведется отсчет дней после даты в мифическом прошлом. Отсчет сбрасывается после даты последнего создания (четвертое создание произошло 11 августа 3114 года до нашей эры). 21 декабря мы снова достигаем того же числа дней, и многих беспокоит, что обновление календаря будет означать конец света на следующий день.

Однако неясно даже, были ли сами Майя согласны с такой интерпретацией этой проблемы. Две древние надписи подчеркивают важность этой даты. Но в третьей речь идет о 13 октября 4472 года — конце еще большего цикла, который не может произойти, если обновление случится в 2012 году.

Еще более подробный текст предсказывает, что в случае с даже более поздней датой великий король К'инич Ханааб Пакаль вернется, чтобы править в Паленке.

Если это пророчество Майя оправдается, конец света не произойдет в 2012 или даже 4772 году, независимо от того, как функционировал древний календарь.

Вовсе не обязательно быть членом секты, чтобы находить эти предсказания убедительными. Давний интерес человечества к апокалипсису очевиден в массовой культуре.

Изображение глобальных катастроф в фильмах «2012», «Армагеддон» и «Послезавтра» собирало полные кинотеатры. В мире было продано, по некоторых данным, более 70 млн экземпляров романов из постапокалиптической серии «Оставленные».

При этом, если руководствоваться опытом, 21 декабря, скорее всего, окажется анти-кульминацией. С начала цивилизации люди часто были охвачены уверенностью, что вот-вот произойдет конец света.

У римлян вызывало панику предсказание о том, что их город будет разрушен в 634 году до нашей эры. Страхи, связанные с концом тысячелетия, были широко распространены в Европе в преддверии 1000 года нашей эры. Во время Английской революции XVII века такие религиозные группы, как «Люди пятой монархии» верили, что конец света близок.

К последующим «апокалипсисам» люди также готовились. Последователи Ностарадамуса ожидали прихода «короля ужаса» в «1999 и 7 месяцев». Американский телепроповедник Пэт Робертсон предсказал, что в конце 2007 года произойдет «что-то вроде» ядерного удара.

Проповедник Кэмпинг неоднократно корректировал дату конца света

Калифорнийский проповедник Харольд Кэмпинг, выступающий по радио, устанавливал дату конца света не менее шести раз, остановившись на 22 октября 2011. Но и в этот день историки не зафиксировали данных о дожде из огня и серы.

Не обращать внимания?

На первый взгляд кажется, что прислушавшиеся к мрачным прогнозам люди могут получить глубокую душевную травму, узнав, что жизнь будет продолжаться в обычном режиме.

Однако, что удивительно, группы, предсказывающие конец света, часто благополучно продолжают свою деятельность и после «апокалипсиса», говорит Лорн Доусон, эксперт в социологии религии Университета Ватерлоо.

«Подавляющее большинство, видимо, достаточно успешно не обращает внимания на неудачу с пророчеством», — отметил Доусон.

По его словам, несостоявшаяся катастрофа никак не повлияла на 69 из 75 групп, предсказывавших грядущий конец света.

Действительно, многие продолжали процветать. «Свидетели Иеговы», предположительно, несколько раз в какой-либо форме предсказывали конец света и до сих пор сохранили более 7 млн последователей.

«Церковь адвентистов седьмого дня», насчитывающая, как предполагается, 17 млн последователей, выросла из течения миллеритов, чье несбывшееся предсказание второго пришествия Иисуса Христа в 1844 году вошло в историю как «Большое Разочарование».

Страницы: 1 2

Апокалипсис сегодня: несбывшиеся предсказания

Олег Антоненко

Несбывшиеся пророчества конца света:

  • Конец тысячелетия как конец света
  • Ислам и конец света
  • Прогноз от Кампанеллы
  • В ожидании кометы
  • Космические путешественники-самоубийцы
  • Конец второго тысячелетия
  • Коллайдер и «черная дыра»

Идея столкновения Земли с небесным телом очень популярна у предсказателей конца света

Столетие за столетием меняются эпохи и люди. Однако завораживающая идея конца света – массовой гибели человечества — остается неизменной, меняются лишь предсказания.

Само выражение «конец света» уже давно стало расхожим и используется в случаях, когда жизни людей, не говоря уже о жизни всего человечества, ничто не угрожает.

Неудача на вступительных экзаменах, проигрыш любимой команды или потеря мобильного телефона – все это «конец света».

В Евангелии от Марка сказано: «Сказал Господь Своим ученикам: небо и земля прейдут, но слова Мои не прейдут. О дне же том, или часе, никто не знает, ни Ангелы небесные, ни Сын, но только Отец».

Слова писания можно трактовать как то, что люди должны жить, не ведая страха, поскольку их ожидает вечная жизнь. Однако страх, связанный не только с неизбежным личным концом того или иного человека, но и с одномоментной гибелью всего человечества, продолжает будоражить умы людей, вооруженных новейшими знаниями.

Только на протяжении последних двух тысяч лет были сотни предсказаний, связанных с концом света.

Согласно распространенному поверью, майя предсказали конец света 21 декабря 2012 года. И объяснение ученых о том, что эта дата просто обозначает конец одной и начало другой эры лет по календарю майя, многих не убеждает.

Вспомним некоторые из несбывшихся пророчеств конца света.

Сильвестр II предсказывал конец света в 1000 году

Папа Римский Сильвестр II, он же Герберт Орильякский, он же Герберт Реймский, — известный средневековый ученый и церковный деятель, имя которого окутано легендами.

Он предсказал конец света 1 января 1000 года. Конец света не наступил, хотя его очень ожидали. В следующем году в результате восстания в Риме понтифик вместе с императором были изгнаны в Равенну.

После возвращения в Рим Папа прожил недолго и в 1003 году умер.

По мнению многих современников Сильвестра II, Папа сделал неточное предсказание, и концом света должно было стать наступление тысячелетия не рождения, а смерти Иисуса Христа.

То есть датой второго пришествия Христа должен был стать 1033 год.

О том предсказании те, кто его делал, в последующие после 1033-го годы предпочитали не вспоминать.

Предсказание Папы Иннокентия III, а также 1666 год

Во времена Крестовых походов страхи христиан были связаны с исламом

Будучи Папой на рубеже XII и XIII веков, Иннокентий III конец света решил связать не только с христианством, но и с ростом ислама.

Он назвал датой конца света 1284 год. Комбинацию святой отец составил нехитрую. Этот год — 666-й после образования ислама.

Свое предсказание Папа делал во времена Крестовых походов, времена межрелигиозной вражды.

Сам Папа до своего предсказания не дожил. А если бы дожил, то стал бы свидетелем падения власти крестоносцев на Востоке.

Число 666 по известным причинам христиане любили добавлять и к другим цифрам и датам и делать мрачные прогнозы.

С особым страхом, например, ожидали приближения 1666 года. В Европе по мере приближения этого года нарастала паника, связанная с датой, содержащей «число зверя».

В Англии страх усилился после произошедшего в том году в Лондоне страшного пожара. Однако затем, как мы знаем, наступил 1667 год.

Солнечная теория Томмазо Кампанеллы

В советские времена Томмазо Кампанеллу любили как автора коммунистической утопии «Город Солнца».

Погибнуть Земля, по его мнению, должна была как раз из-за Солнца. По мысли Кампанеллы, Солнце должно было столкнуться с Землей в 1603 году.

Столкновения не произошло, да и предсказанный Кампанеллой коммунизм – по крайней мере, таким, каким его видел гуманист — тоже не наступил.

Столкновение с Солнцем и создание всемирного государства с общими женами и четырехчасовым рабочим днем, о которых писал Кампанелла, в ближайшее время не предвидится.

Комета Галлея

В интернете много шутят по поводу панических настроений, связанных с концом света

Теории столкновений с небесными телами — вообще один из самых популярных сюжетов конца света.

Особое место в этих теориях занимает яркая короткопериодическая комета Галлея, возвращающаяся к Солнцу каждые 75-76 лет.

Последнее прохождение кометы через перигелий было в феврале 1986 года, а следующее ожидается в 2061 году.

Прохождение кометы наблюдали не одно тысячелетие, с ней связывали многие трагические события: эпидемии, смерти правителей, болезни и голод.

Возможное столкновение с кометой популяризовал в статьях и в романе «Конец света» французский астроном Камиль Фламарион.

Он был уверен, что комета уничтожит все живое на планете в 1910 году.

Тогда комета действительно прошла относительно близко от Земли, на расстоянии 0,15 астрономических единиц (одна астрономическая единица – приблизительно равна расстоянию от Земли до Солнца).

Страницы: 1 2

Православный календарь 22 декабря ( 9 декабря ст.ст.)

Рождественский пост.

В этот день:
Русская Православная Церковь отмечает память святых:

Зачатие праведной Анною Пресвятой Богородицы.
Св. пророчицы Анны, матери прор. Самуила.(1100 г. до Р.Х.).
Святителя Софрония, архиеп. Кипрского (VI).
Преподобного Стефана Новосиятеля
Мученицы Валерии Аквитаинской (II).
Сщмч. Владимира Виноградова, священника (1919).
Сщмч. Василия Ягодина, прот.(1937)
Иконы Божией Матери, именуемой «Нечаянная Радость».

Храни вас Господь, Матерь Божия и все святые, их же память мы сегодня отмечаем!

Молитвы:

Зачатие праведной Анною Пресвятой Богородицы. Тропарь, глас 4.
Днесь безчадия узы разрешаются, / Иоакима бо и Анну услышав, Бог / паче надежды родити тем яве / обещавает Богоотроковицу, / из Неяже Сам родися Неописанный, Человек быв, / Ангелом повелев вопити Ей: / радуйся, Благодатная, Господь с Тобою.

Зачатие праведной Анною Пресвятой Богородицы. Кондак, глас 4.
Празднует днесь вселенная Аннино зачатие,/ бывшее от Бога,/ ибо та породи паче слова Слово Рождшую.

Иконы Богородицы «Нечаянная Радость». Тропарь, глас 4.
Днесь вернии людие / духовно торжествуем, / прославляюще Заступницу усердную рода христианскаго / и притекающе к пречистому Ея образу, взываем сице: / о, Премилостивая Владычице Богородице, / подаждь нам нечаянную радость, / обремененным грехи и скорбьми многими, / и избави нас от всякого зла, / молящи Сына Твоего, Христа Бога нашего, спасти души наша.

Иконы Богородицы «Нечаянная Радость». Кондак, глас 6.
Не имамы иныя помощи,/ не имамы иныя надежды,/ разве Тебе,

Владычице./ Ты нам помози,/ на Тебе надеемся/ и Тобою хвалимся,/ Твои бо есмы раби,/ да не постыдимся.

Pages: 1 2 3

Заповедь 1, часть 3-я

Заповедь 1: «Аз есмь Господь Бог твой, да не будут тебе бози инии разве Мене», часть 3-я

 Начало Здесь

«Нравственное богословие для мирян» СПБ 1901
прот. Евгений Попов

Почитай Бога умом

Атеизм (безбожие)

  «Рече безумен в сердце своем: несть Бог» (Пс.13,1). Мысль, что есть существо высочайшее и самобытное, Бог превечный, глубоко положена в душе человеческой и составляет для человека такую же действительность, как действительно то, что сам человек существуете на свете, или как верно, что дом не может построиться сам собой, часы не пойдут без мастера: стоит только среди светлой ночи стать в поле пред небом, усеянным звездами, и душа заговорит о Боге.

Посему дойти до отрицания не только Откровения и Промысла Божия, но и самого бытия Бога, дойти до такой крайности, можно не иначе, как намеренно, или насильственно. Для этого надобно заглушить в себе при­родное убеждение о Богe,—убеждение, которое остается и в духах падших (Пс.13; 1Кор.1,14) (всего чаще развращенная жизнь наделяет человека таким неверием (Иак.2,19). Отсюда вина безбож­ника—вина ужасная.

 Пантеизм (всебожие)

Св. Писание нигде не сливает Бога с Его творением, и мир произошел не из существа Божия, а из ничего, по всемогущему слову Бога. Итак особое есть мир, и осо­бое отличное от мира и личное существо есть Бог: «той есть прежде всех» (Кол.1,17), «сын над всеми Бог» (Рим.9,15). (Деист чрез­мерно отдаляет Бога от мирa, а пантеист не в меру приближает божество к миpу). Затем, если б все су­ществующее было Бог или развитие божества, то в мирe не было бы перемен и недостатков, так как Бог ни­когда не изменяется и совершен во всех своих свойствах, во всей своей жизни. А между тем мы видим каж­дый день и на каждом шагу перемены, как в природе нас окружающей, так и в самих себе. В таком слу­чае и самые грехи разумных существ нужно было бы отнести к Богу, что, очевидно, будете верх безумия.

Дуализм (верование в два начала: доброе и злое)

Можно, ли представить, чтоб были два равносильные, независимые божества, одно — доброе, а другое — злое, и отсюда два начала действий в мирe? Но так как две всемогущие силы вместе быть не могут и необходимо для каждой от­делить или вообразить особенные пределы; то в данном месте и в данное время человеку все-таки нужно находиться во власти одной которой либо из них, или быть под за­висимостью одного божества, что также ни с чем несо­образно. Нет; истинный Бог—один от вечности, как верховное начало всего. Он ни с кем, так сказать, не борется. Противная же Ему сила произошла в последствии, и эта сила, т. е. зло, или грех, сама в себе показывает не силу, а одно бессилие, или немощь. Понятие «злое начало, злая сила» в смысле злого бога непримиримо с понятием об истинном Боге, так как Бог может быть только добрым. До каких странностей и явных противо­речий доходит человек неверующий!

 Материализм (будто все из материи, которая вечна)

Материализм, объясняющий все существующее из материи, которая будто бы одарена для бытия своего силой,— есть также один из страшных видов неверия. Исклю­чая бытие в мире чего либо духовного, называя все веществом, материализм отвергает и все святое, низводит человека в состояние одной животной жизни: «да ямы и пием, утре бо умрем» (1Кор.15,32), вот что думают в себе люди с таким убеждением. Это значит — человеку сравнить себя со скотом, которого закалают (Пс.48,13). И не значить ли это, вместе с тем, отказаться от здравого смысла, чтоб например, и свою душу и свободу считать только движением материи, чтоб миру, который изменяется и через каждые 12 месяцев получает новую цифру года, предоставить право неизменного вечного бытия? Справедливо, посему, Цер­ковь подвергает анафеме, (в неделю православия) и такого рода неверующих.

 Рационализм (гордое умствование о предметах веры)

Предметы веры нужно объяснять и содержать в духе же веры. Философия, имеющая свое значение в науке, по предметам веры добровольно должна смириться «в послушаниe Христово» (2Кор.10.5). Иначе человеку не понять божественной истины. Покоряя свой ум святому откровению вполне, а не частью только, человек с услаждением усвояет себе бо­жественную истину. Но лишь только он начнет высокоумствовать в предметах веры, лишь только позволит себе говорить: «что мне апост. Павел?» и встретит множество недоумений и противоречий; потому что ум наш не только ограничен, но и вследствие грехопадения Адама покрыт каким-то мраком относительно высоких духовных истин, таит в себе какое-то противление божественному.

 Натурализм (отрицание чудес Божиих)

 «Аще дел (т. е. чудес и знамений) не бых сотворил в них... греха не быша имели», сказал Спаситель об евреях, не поверивших и чудесам Его (Ин.14,24). После  этого отрицать даже одно какое либо чудо (например, как евреи прошли по Чермному морю), составляет большой грех. Но говорить, будто совсем «не бывает чудес» или ста­раться объяснить чудеса обыкновенным образом, силами природы, не самое ли богопротивное неверие? Нет, чу­деса необходимы для высших целей Божиих, например, для подкрепления в людях веры и для обличения лживых верований и неверия. В чудесах виден особенный мило­стивый Промысл Божий о Церкви. Чудеса, однако, не нарушают течения дел во всей природе, как только временные, редкие и местные нарушения законов природы. Чудеса, вместе с тем, несомненно свышеестественные дела Божии; так например, нетление мощей и бывающие на глазах всех исцеления у святых мощей, из каких же зако­нов природы могут быть объяснены?

  Мистицизм (искание в вере только таинственного и чудесного)

 «Аще хощети внити в живот, соблюди заповеди» (Мф.19,17). Зна­чит в спасении души главнеe всего требуются добрые дела. И лучше в простоте сердца трудиться для Господа Бога добрыми делами, чем искать в вере только таинственного и чудесного. «Ложный мистик, между тем, укло­няется труда и подвигов для спасения души; он только любит рассуждать о том, что нужно жить по-духовному; он даже с презрением смотрит на свое внешнее положение, на свои обыкновенные обязанности, будто бы препятствующие его духовному совершенству; он любит таинственные толкования свящ. Писания; думает в каждом обстоятельстве видеть особенное чудо, ожидает себе во всем чудесной помощи. Таким образом, он доходит ино­гда до совершенно-ложных представлений и верований. В самой вере неверие!

 Фанатизм (изуверство)

 «По ревности гоних Церковь Божию» (Фил.3,6). Дух христианства, действительно, есть дух сильный и пламенный; но вместе, с тем это дух разумный, кроткий и терпеливый. Христос-Спаситель запретил апостолам, когда они со своей стороны находили нужным низвести огонь с неба на те селения, которые не приняли Его евангельской проповеди (Лк.9,54-55). Так, совершенно богопротивны истязания «во имя веры», —делает ли их человек над самим собой (например, в расколе самосожжение, решимость больного на перекрещивание в проруби) или допускает над другими, т. е. над теми, которые мыслят и веруют иначе или только противятся принятию православия.

Индеферентизм (будто все веры равны)

 «Едина вера, едино крещение» (Еф.4,5). А возможно ли подумать, чтоб Бог, чистый и праведный, с одинаковым благоволением принимал и убеждения христианина, который признает Иисуса Христа своим искупителем, и веру еврея, который напротив ненавидит Христа, и религию маго­метанина, для которого Магомет, человек развращенный, выше всех пророков? Если б все было равно, кто бы как ни веровал, да был бы честным человеком по сво­ей вере, — в таком случай Спаситель не обличал бы заблуждений фарисеев и верований саддукеев. Нет; отда­вать одинаковую честь всем верам, между тем как они различны по смыслу и к различному образу жизни располагают,—это значит не иметь никакого уважения ни к истине, ни к добродетели;—значит одобрять всякое заблуждение и всякие безнравственные правила, в роде тех, какие, например, можно встретить в алкоране. Такое равнодушие к единой истинной, или православной, вере, которая необходимо должна же быть между прочими верами, хуже и самого неверия.

Страницы: 1 2

Монашеская жизнь ( гл.1-8)

Продолжение. Начало Здесь

Иосиф Ватопедский

1. Что значит быть монахом и из чего можно заключить, что тебе подходит монашеская жизнь?

«О сем надлежало бы нам говорить много: но трудно истолковать, потому что вы сделались неспособны слушать» (Евр. 5:11).

Ответ свой начинаю, заимствуя эти слова апостола Павла. Весьма ясно объясняет Господь одну из главных наших целей: «Будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный» (Мф. 5:48). И тому иудею, который спросил, как стать совершенным, Он ответил: «Если хочешь быть совершенным, пойди, продай имение твое и приходи и следуй за Мною, взяв крест свой» (см. Мф. 19:21).

В Писании есть много мест, которые указывают на благоволение Божие тем, кто хочет совершенной во Христе жизни. Пример Господа нашего, Своей жизнью показавшего образ и начертавшего путь к совершенству, – больше, чем любая заповедь или предписание. «Так всякий из вас, кто не отрешится от всего, что имеет, не может быть Моим учеником» (Лк. 14:33). И Сам Господь в Своей жизни исполняя это, говорил: «Лисицы имеют норы, и птицы небесные – гнезда, а Сын Человеческий не имеет, где преклонить голову» (Мк. 8:20).

Монах как раз и есть тот, кто выбирает этот путь и следует ему в своей жизни.

А средства и орудия, что способствуют ему в достижении цели, суть следующие: отречение от мира, нестяжание, безпопечительность, трудолюбие и сосредоточенность.

Причина, обязывающая к монашескому подвигу, есть стремление победить в себе того человека, которого произвело на свет падение прародителей. Ибо после падения стали «помышления сердца человеческого зло от юности его» (см. Быт. 8:21). Вот поэтому необходимо удаление от причин всего, что препятствует исправлению человека, чтобы восстановить покаянием и вернуть нашему естеству его первоначальную простоту.

Монашеская жизнь преследует воздержание, как одно из средств к восстановлению с помощью благодати утерянного нами богоподобия. А обет отречения от мира и нестяжания монах осуществляет тем, что имеет только самое необходимое, не расточаясь на житейские нужды. И так он убегает причин и материальных благ, которые провоцируют и раздражают чувства, ведя человека в плен наслаждения и распутства.

Отречение от мира через удаление неразумных причин избавляет ум от безцельного развлечения и пробуждает к пересмотру мыслей и поступков, которые незаметно удалили человека от его предназначения.

«Человек в чести сый не разуме, приложися скотом несмысленным и уподобися им» (Пс. 48:13). Ум, когда приходит в себя от заблуждения, обращается к Богу в молитве, просвещается и обновляется, привлекая чувства к соблюдению заповедей Божиих.

И тогда Божественная благодать, оскорбленная прежней греховной жизнью, снова начинает действовать в нас и вести к очищению и освящению – целям нашей жизни. По этой именно причине великие отцы наши давали определение монаху хранить ум (прп. Антоний Великий).

Итак, все усилия и вся жизнь монаха направлены на блюдение ума, чтобы не возникало неправильного выхода для мыслей, что впоследствии выливается уже в конкретные проступки и грехи. Тот, кто хочет последовать монашескому житию, должен непременно, пусть и отчасти, но знать свой характер и рассудить, сможет ли он всю свою жизнь так прожить.

После того, как человек приходит в монастырь, он подвергается искусу, его постоянно обучают и разъясняют правила жития. Первым этапом испытания является послушание и подчинение уставу монастыря под руководством духовного наставника или игумена братства. Искус состоит из двух частей: первое, когда человек исполняет лично ему доверенное послушание, и второе, когда он выполняет монастырский устав.

После успешного прохождения искуса и по утверждении игумена совершается постриг, послушнику меняют имя, и он присоединяется к монашеской братии.

Многие недоумевают: зачем нужно подчиняться кому-то? Не перестает ли от этого человек быть личностью?

Подчинение творениям Божиим – не есть унижение, как происходит на работе с подчиненными и их начальниками и хозяевами, но, напротив, является основой и состоянием онтологического существования тварей в сфере бытия, поскольку ни одна из них не существует автономно. Справедливо подчеркивает Господь: «Без Меня не можете делать ничего» (Ин. 15:5).

Несмотря на то, что подчинение всегда было и остается сущностью и условием сохранения бытия тварей, окончательной необходимостью оно стало после падения, поскольку в нашу жизнь вошли тление и смерть.

Не стало ли причиной порчи и смерти проклятие независимого без Бога жития и отступничества?

Сам Творец предрек прародителю Адаму, что в тот день, когда он нарушит заповедь и перестанет подчиняться, умрет. Не сказал Он, что убьет его, но по своей вине будет отсечен от источника жизни, своего Творца. Не могут творения существовать без Первопричины.

Таким образом, термины «послушание» и «подчинение» означают образ и основу нашего существования и жизни, а ни в коем случае не что-то навязанное извне.

Яркое тому свидетельство – Обновитель и Преобразователь нашей жизни, Господь. Будучи безгрешным, Он не имел нужды в подчинении и зависимости, но для того, чтобы воссоздать нас, указал на необходимость послушания: «Не ищу Моей воли, но воли пославшего Меня Отца» (Ин. 5:30). И в доказательство завершения Своей миссии, говорит: «Отче, Я совершил дело, которое Ты поручил Мне исполнить» (Ин. 17:4).

Еще одно условие и закон монашеского образа жизни – трудолюбие, как признак того, что мы подъяли свой крест, что Господь считает необходимым. «Если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя и возьми крест свой и следуй за Мною» (Мф. 16:24). Взятие креста означает избавление не только от удовлетворения, которое ощутил Адам, вкусив запретный плод, но и от сластолюбия, в которое он неразумно и беззаконно впал.

Господь наш по причине Своего человеколюбия восприятием креста отверг похоть, матерь смерти, и дал сей образ всем, кто последует Ему. Если результатом любого преслушания и нарушения заповеди является удовлетворение, то есть похоть, то сокрушить ее можно только настойчивым сопротивлением через многие труды.

Страницы: 1 2 3

Православный календарь 21 декабря (8 декабря ст.ст.)

В этот день:
Русская Православная Церковь отмечает память святых:

Преподобного Патапия Фивского
Прп. Кирилла Челмогорского (1367).
Святителя Софрония, еп. Кипрского (VIII).
Апп. от 70-ти Сосфена, Аполлоса, Кифы, Тихика, Епафродита, Кесаря и Онисифора
Мучеников 62-х иереев и 300 мирян, в Африке от ариан пострадавших.
Мученицы Анфисы в Риме (V).
Новосщмч. свящ. Иоанна (Кочурова) (1918).

Храни вас Господь, Матерь Божия и все святые, их же память мы сегодня отмечаем!

Молитвы:

Прп. Патапия. Тропарь, глас 8:

В тебе, отче, известно спасеся еже по образу:/ приим бо крест, последовал еси Христу/ и, дея, учил еси презирати убо плоть, преходит бо,/ прилежати же о души, вещи безсмертней./ Темже и со Ангелы срадуется, преподобие Патапие, дух твой.

Прп. Патапия. Кондак, глас 3.

Храм твой, святе, духовное врачевство людие обретше,/ со тщанием к нему приходяще,/ цельбу недугов просят прийти,/ решение же в житий прегрешенных:/ ты бо всех сущих в нуждах предстатель явился еси,/ Патапие преподобие.

Прп. Кирилла Челмогорского. Тропарь, глас 4.

Днесь возсия нам пресветлая память твоя, славне/ яко солнце светозарное,/ лучами благодати озаряющи весь мир/ и тьму нощи злых духов и от нас отгоняющи./ Днесь Небесныя силы святых Ангел, и мирской народ,/ и души праведных мысленно торжествуют, радующеся,/ днесь и мы, грешнии, припадающе, молимся;/ отче преподобне Кирилле,/ Христа Бога моли непрестанно/ спасти град и люди,/ иже любезно тебе почитающия.

Прп. Кирилла Челмогорского. Кондак, глас 8.

От юности, преподобие, вся оставль житейская, красная же и лепотная,/и в пустыню вселився, усердно последовал еси Звавшему тебе, преблаженне,/ в трудех же и постех, отче, тело свое изнурил еси,/ отонюдуже тя пастыря Своим овцам добре устрояет всебогатый Господь,/ Кирилле чудодейственниче, моли Христа Бога/ о приходящих с верою и просящих своих согрешений оставление даровати,/ чтущим любовию святую память твою.

Pages: 1 2 3

О том, как следует каждому готовиться, когда он хочет исповедова

О том, что есть покаяние

 Св. Никодим Святогорец

  Исповедайте… друг другу согрешения.
Иак. 5, 16.

Преподобный Никодим Святогорец

Преподобный Никодим Святогорец

Брат мой грешник, когда ты хочешь покаяться и исповедоваться, тебе нужно совершить следующее приготовление.

Знай, прежде всего, что покаяние, согласно божественному Иоанну Дамаскину1, есть обращение от диавола к Богу, совершающееся с трудом и подвигом. Итак, и ты, возлюбленный мой, если хочешь покаяться как подобает, должен оставить диавола и дела диавольские и возвратиться к Богу и жизни по Богу, оставить грех, противный естеству, и вернуться к добродетели, свойственной естеству, возненавидеть зло столь сильно, чтобы и ты говорил с Давидом: Неправду возненавидех и омерзих2, и, напротив, возлюбить добро и заповеди Господни столь сильно, чтобы говорить с ним же: Закон же Твой возлюбих3 и ещё: Сего ради возлюбих заповеди Твоя паче злата и топазия4. Говоря кратко, Дух Святой, говоря через премудрого Сираха о том, что есть истинное покаяние, дает тебе такой совет: Обратися… ко Господу и остави грехи… восходи к Вышнему и отвратися от неправды, и зело возненавиди мерзость5. Каково же истинное покаяние и плоды его, смотри в слове, помещенном в конце.

 О том, сколько есть составных частей покаяния

Знай, во-вторых, что составных частей покаяния три: сокрушение, исповедь и удовлетворение.

 О том, что есть сокрушение

И сокрушение есть скорбь и совершенная боль сердца6, возникающая из-за того, что человек грехами своими огорчил Бога и преступил Его божественный закон. Свойственно же оно совершенным и сынам, так как происходит только от любви к Богу, то есть так кается сын только потому, что огорчил отца своего, а не потому, что должен лишиться отцовского наследства или быть изгнанным из дома своего отца.

 О том, что есть печаль

Кроме сокрушения, существует и терзание душевное, которое также есть скорбь и болезнь сердца несовершенная, возникающая не из-за того, что человек грехами своими огорчил Бога, но из-за того, что лишился божественной благодати, потерял рай и получил ад. Свойственно же оно несовершенным, то есть наемникам и рабам, поскольку происходит не от любви к Богу, но от страха и любви к Богу, но от страха и любви к самому себе, то есть так кается наемник из-за того, что потерял награду и рай из-за того, что боится наказания от своего хозяина7.

Итак, тебе, брат мой грешник, если ты хочешь стяжать в сердце своем это сокрушение и печаль, чтобы благодаря им твоя исповедь была угодна Богу, подобает сделать следующее.

О том, что исповедоваться следует у самых опытных духовников

Прежде всего, расспроси и узнай, какой духовник самый опытный из всех, ибо великий Василий говорит, что, как болезни и раны телесные люди открывает не каждому, но опытным врачам, знающим, как их исцелить, так и грехи подобает открывать не первому попавшемуся, но могущим их исцелить: «Исповедание грехов подобно открытию телесных страданий. Ибо, как страдания телесные люди открывают не всем, не первым встречным, но опытным в исцелении их, так и исповедь грехов должна совершаться у могущих исцелять, согласно написанному: Мы, сильнии немощи немощных носити.8 То есть избирайте тщательно»9.

 О том, как следует испытывать свою совесть

Во-вторых, подобно тому как ты садишься и считаешь, какой денежный убыток ты потерпел за много дней в своем деле, таким же образом сосредоточься, брат мой, и за две или три недели до того, как пойдешь к духовнику, особенно в начале четырех годовых постов10, сядь в великом безмолвии и, приклонив голову, произведи испытание своей совести, которую Филон Иудей называет «судом совести», и будь «не защитником, а судьей своих грехов» согласно священному Августину. Изочти и ты, как Езекия, все время жизни твоей со скорбью и горечью души твоей: «Изочту вся лета моя в горести души моея»11. Или, по крайней мере, посчитай, сколько грехов ты совершил делом, слово и согласием с помыслами после того, как исповедовался; измерь месяцы от месяцев перейди к неделям и от недель к дням. Вспомни людей с которыми согрешил, места, где согрешил и тщательно поразмысли, чтобы найти каждый свой грех. Так тебе советует премудрый Сирах, с одной стороны, говорящий: Прежде суда испытай себе12, и богослов Григорий, с другой, сказавший: «Испытай самого себя более, чем чужие дела; лучше помысл о деяниях, чем о деньгах, ибо тленны одни, другие же постоянны»13.

И как охотник не довольствуются тем одним, чтобы найти зверя в чаще, но стараются изо всех сил его убить, таким же образом и ты, брат мой грешник, не довольствуйся тем одним, чтобы испытать свою совесть и отыскать свои грехи, потому что это само по себе принесет тебе мало пользы, но подвизайся изо всех сил, чтобы убить свои грехи болью своего сердца, то есть сокрушением и терзанием. И чтобы приобрести сокрушение, думай о великом ущербе, нанесенном твоими грехами Богу. Для того же, чтобы приобрести печаль, думай о великом ущербе, нанесенном твоими грехами тебе самому.

Страницы: 1 2 3 4

Православный календарь 20 декабря (7 декабря ст.ст.)

Рождественский пост.

В этот день:
Русская Православная Церковь отмечает память святых:

Амвросия, епископа Медиоланского
Нил Столобенский, Новгородский чудотворец
Преподобного Антония Сийского (1556).
Св. Амвросия исп. еп. Каменец-Подольского (1932).
Мученицы Филофеи Румынской
Преподобного Иоанна, постника Печерского, в Ближних пещерах (XII).
Святой мученик Афинодор(ок. 304).
Преподобный Павел Повинник.
Прп. Григория молчальника, Сербского (Греч.).
Св. Диума еп. Меркианского.
Селигерской-Владимирской иконы Божией Матери.

Храни вас Господь, Матерь Божия и все святые, их же память мы сегодня отмечаем!

Молитвы:

Свт. Амвросия, еп. Медиоланского. Тропарь, глас 4.
Правило веры и образ кротости,/ воздержания учителя/ яви тя стаду твоему/ яже вещей истина./ Сего ради стяжал еси смирением высокая,/ нищетою богатая,/ отче Амвросие,/ моли Христа Бога,/ спастися душам нашим.

Свт. Амвросия, еп. Медиоланского. Ин кондак, глас 8.

Изрядно слово жизни стяжав, отче мудре,/ не усумнеся высоты царския, богонаказательне царя обличи и умудрив./ Тем паче честне почтеся и людей своих паству к Богу настави./ Сего ради зовем ти:/ радуйся, Амвросие
предивне.

Свт. Амвросия, еп. Медиоланского. Кондак, глас 3.

Божественными догматы облистая,/ помрачил еси Ариеву прелесть, священнотайнниче и пастырю Амвросие;/ чудодействуя же силою Духа,/ страсти различный яве исцелил еси, отче преподобие,/ Христа Бога моли
спастися душам нашим.

Прп. Антония Сийского. Тропарь, глас 1.
Желанием духовным распалився/ и мятежи мирския отринув,/ ко единому же Богу любовию прилепился еси/ и, Того вседушне взыскуя,/ во внутреннюю пустыню отошел еси, при водах вселився,/ идеже во слезах и трудех
пребывая многолетное время,/ в терпении мнозем житие Ангельское проходил еси/ в наставлении Божественнаго разума,/ и множество монахов собрал еси, мудре,/ ихже посещая, и не остави, Антоние преподобне, отче наш,/
Пресвятей Троице моляся/ от зол всяческих избавити и спасти души наша.

Прп. Антония Сийского. Кондак, глас 8.

От юности, преподобие, плоть твою в постех и молитвах истончил еси/ и, крест твой взем, Христу последовал еси./ Темже и к Вышним течение радостно совершил еси,/ идеже со всеми святыми Святей Троице предстоиши;/ и ныне, стадо твое посещая,/ поминай чтущих пресвятую память твою,/ да вси благодарив вопием ти:/ радуйся, Богомудре Антоние, наставниче пустынный.

Ина служба преподобнаго Антония Сийскаго. Тропарь, глас 6.

Иже воистинну на земли тя Ангела/ и на Небеси человека Божия почтим,/ сию жизнь суетную оставль,/ яко воистинну преудобрен воин Христа Бога,/ на страсти душепагубныя подвизався в жизни сей суетней/ бдением и пощением,/ во всем быв образ своим учеником./ Темже бо в тя вселися Пресвятый Дух,/ Егоже действием светло украшен,/ но яко имея дерзновение ко Святей Троице,/ поминай святую обитель сию/ и стадо свое, еже собра,
мудре,/ и не забуди, якоже обещася,/ посещай чад своих,/ Антоние преподобие, отче наш.

Кондак преподобнаго Антония Сийскаго, глас 3.

Христа единаго вожделев,/ и к Тому любовию уязвився,/ и Тому неотложным путем последовал еси./ Всякое житейское наслаждение возненавидев,/ темже, яко второе солнце, чудесы сияя,/ и сего ради тя даром обогати
Владыка,/ поминай нас, чтущих пресветлую память твою, да зовем ти:/ радуйся, Антоние, преподобие отче наш.

Прп. Нила Столобенского. Тропарь, глас 4.

Яко светильник всесветел,/ явился еси во острове Селигера езера,/ преподобне отче Ниле,/ ты бо, крест Христов от юности своея на рамо взем,/ усердно Тому последовал еси,/ чистотою Богови приближився,/
отонудуже и чудес дарованием обогатился еси./ Тем и мы, притекающе к раце мощей твоих, умильно глаголем:/ отче преподобне,/ моли Христа Бога/ спастися душам нашим.

Нила Столобенского. Кондак, глас 8.

Отечества, преподобие, удалився,/ в пустыню вселился еси,/ и, на остров Селигера езера возшед,/ жестоко житие показал еси,/ и, многих добродетельми удивив,/ дарования чудес от Христа приял еси./ Поминай нас, чтущих память твою, да зовем ти:/ радуйся, Ниле, отче наш.

Pages: 1 2 3

«Богословие» незалежности

Игорь Друзь,
председатель «Народного Собора» Украины

Совсем недавно я писал о возможных негативных аспектах объявленной на 14-15 декабря Международной научно-практической конференции «Основание Киевской Митрополии и христианизаторские влияния на Руси-Украине во время великого князя Киевского Аскольда: 1150 лет» (14-15.12.2012).

К сожалению, я был еще и оптимистом. Ибо и я все же не ожидал, что на данное «научное» мероприятие его организаторы в лице архиепископа Александра (Драбинко) и его соратников пригласят виднейших идеологов денисенковского раскола и униатской ереси, закоренелых погромщиков храмов канонической Православной Церкви на Украине. И что с этими врагами Христовыми во время Рождественского поста будут брататься некоторые архиереи и священники из УПЦ МП, совместно поедая мясные закуски за дружеской беседой. Но именно это произошло на данной конференции, благословленной, увы, Предстоятелем УПЦ МП Блаженнейшим Митрополитом Владимиром.

В моей прошлой статье было, в частности, отмечено: «Интересно только, знал ли сам Аскольд, что он — «украинец», и что он возглавлял государство под названием «Русь-Украина»? Ведь общеизвестно, что «укровская» терминология появилась на много веков позднее, а до того наша земля всегда называлась только Русской! Общеизвестно также, что, несмотря на крещение отдельных знатных киевлян, ни о каком массовом крещении «киевской правящей элиты» во времена Аскольда не могло быть и речи, раз в Киеве еще и два десятка лет спустя приносились человеческие жертвы, не говоря уж о повсеместном отправлении более «гуманных» жертв Перуну…

Концепция «Аскольдова Крещения» полностью ложится в мифологию современных украинских церковных автокефалистов. Дескать, у нас есть альтернативный «московскому» святому Крестителю Руси равноапостольному Владимиру — «креститель Руси-Украины» Великий киевский «украинский» князь Аскольд, при котором и была основана Киевская митрополия Константинопольского патриархата — прообраз той самой «автокефальной церкви», о которой так мечтают некоторые высокопоставленные церковные чиновники УПЦ.

И в настоящее время на Украине можно ожидать насаждаемой архиепископом Александром (Драбинко) «аскольдомании» которая не так уж и безопасна для церковного единства, как это кажется на первый взгляд.

Тем более, что практически все исторические экскурсы осужденного Синодом УПЦ МП за хулу на Святого Духа, недостойный образ жизни и интриганство архиепископа Александра (Драбинко) обычно были направлены именно на обоснование «необходимости» «канонической украинской автокефалии». При Ющенко он договорился до того, что назвал «украинским традиционалистом» известного фашистского идеолога Донцова, ненавидевшего христианство. Он так сильно угодил нео-бандеровскому фанатику Ющенко, что тот, даже уходя со своего поста, не забыл наградить его орденом».

Само название конференции говорит и о духе, который там царил, и о духе ее организаторов. Еще два года назад такое же мероприятие, которое проводилось 19-20 ноября 2010 г. в Чернигове, именовалось Международной конференцией «Христианизаторские влияния в Киевской Руси во время великого князя Аскольда: 1150 лет». Но в этом году уже сравнивали название к терминологии, которая более свойственна раскольнику Денисенко…

Активисты движения «Народный Собор», которых я послал на это мероприятие, сообщили, что в первый день заседаний там выступал ни кто иной, как … Петро Ющенко, один из главных инициаторов насилия над канонической Церковью в период господства русофобского «оранжевого» режима. Он был главой проекта по созданию «Единой Поместной Церкви», которую оранжевые власти пытались склеить из православных раскольников и униатов. Он лично передал раскольникам анафемы Денисенко наш храм в своем родном селе Хоружевке. Забавно, что Петр Ющенко сделал это, несмотря на полную лояльность тамошнего священника. Этот «добрый батюшка» вел агитацию за Ющенко в период майдана, несмотря на негативную позицию Церкви к самозваному «мессии», уверял, что при нем православным людям будет хорошо. Вскоре после победы майдана «браты» Ющенко «отблагодарили» этого навравшего людям и себе священника тем, что вышвырнули его вон из храма.

Ряд депутатов Верховной Рады утверждали, что Петр Ющенко — женатый человек — принял даже сан раскольничьего «епископа». Ничего удивительного: чудит Петр Ющенко просто жутко. Несколько лет назад я лично присутствовал в украинском парламенте при голосовании серии «культурологических» законопроектов, внесенных Петром Андреевичем, в то время — депутатом от фракции НУНС. Среди них, например, был законопроект о всенародном и государственном почитании Дня рождения… принцессы Ингигерды, дочери Олафа Шведского (1019 г.), которая вышла замуж за киевского князя. По мнению Петра Ющенко, сей брак стал кульминацией древнего «украино-шведского союза», затем укрепленного Иваном Мазепой… Неважно, что никакой Украины со Швецией в те былинные времена вообще не было… И остальное в таком же «научно-историческом» ключе… Без преувеличения, я никогда не видел такого всеобщего хохота на трибунах и в зале Рады, как тогда. Нет, мы уважаем принцессу Ингигерду, тем более — ее мужа, но попытки обосновать ее жизнью современный «эуропэйский выбор Украины» бессмысленны, мягко говоря… Естественно, за такие законы тогда практически никто не проголосовал, и тем не менее, парламент 45-миллионной страны добрых полтора часа занимался рассмотрением и отклонением «перлов» депутата-националиста…

И вот этот архираскольник Петро Ющенко ныне получил трибуну на организованной архиепископом Александром (Драбинко) конференции. Там он тоже, как обычно, говорил о великой древности укров и Киевской Митрополии, якобы основанной едва ли не самим апостолом Андреем Первозванным, и т.д.

Страницы: 1 2

Слово въ день Святителя Николая и тезоименитства Николая II

Слово въ день Святителя Николая и тезоименитства Государя Императора, произнесенное въ Казанскомъ каедральномъ собор 6 декабря 1895 года

митр. Антоній Храповицкій († 1936 г.)


Входяй дверми пастырь есть овцамъ. Сему дверникъ отверзаетъ и овцы гласъ его слышатъ(Іоан. 10, 2-3).
Святой Царь-искупитель Николай

Святой Царь-искупитель Николай

Этими и дальнйшими словами Господь нашъ опредляетъ свойства не только истиннаго пастыря, но и добрыхъ овецъ, ибо не вс овцы слдуютъ за добрымъ пастыремъ, какъ и за Христомъ пошли дадеко не вс іудеи.

Вы не врите, говорилъ имъ Господь: ибо вы не изъ овецъ Моихъ, какъ Я сказалъ вамъ (Іоан. 10, 26). Добрыхъ пастырей Христовыхъ, къ которымъ св. церковь относитъ слова сей притчи, было, и есть, и будетъ очень много, но не много овецъ слдовали за большинствомъ изъ нихъ, такъ-что подвигъ пастырскій, подвигъ святителей Божіихъ по большей части былъ подвигомъ сиротства, терпнія, изгнанія. Такая участь постигала многихъ великихъ учителей вселенной, замняя ихъ кратковременную (при жизни ихъ) славу, напримръ, св. Григорія Богослова, Іоанна Златоуста, Максима Исповдника, Филиппа Московскаго, Германа Казанскаго. Ихъ современники въ лиц знатнйшихъ и сильнйшихъ были «не отъ овецъ Христовыхъ» и потому не шли за посланными отъ Него пастырями.

Въ нашъ маловрный вкъ еще неохотне идутъ словесныя овцы къ своимъ пастырямъ, хотя и не святымъ, но все же искренно преданнымъ вр евангельской, — осуждая послднихъ за присущія человкамъ слабости. Не радятъ он и о почитаніи пастырей святыхъ, хотя и усопшихъ, но молитвенно пребывающихъ съ живущими на земл. Разв только простолюдины, да уцломудренныя скорбями женщины и старцы прилпляются душою къ памяти святыхъ, а обычный человкъ нашего времени почти разорвалъ уже свою духовную связь съ исторіей св. церкви, такъ что и весь мсяцесловъ святыхъ, содержавшійся цликомъ и безошибочно въ памяти нашихъ предковъ, для сыновъ истекающаго столтія теряетъ свое возвышающее значеніе.

Но вотъ настаетъ день Святителя Николая. Какая-то непонятная сила вливаетъ въ сердца жажду молитвы; пустющіе храмы съ избыткомъ наполняются богомольцами; вс чувствуютъ въ душ своей христіанскій праздникъ, т. е. торжество вры, любви, примиренія и прощенія. Исчезаетъ обычная сухость настроенія; сынъ западническаго просвшенія перестаетъ чуждаться молящагося простолюдина; онъ даже ощущаетъ внутреннее желаніе побыть истинно православнымъ, русскимъ; усваиваетъ въ сей день давно покинутые имъ обычаи отеческаго благочестія: подаетъ бдному, поставитъ свчу, приложится къ образу, не съ брезгливостью, не съ видомъ снисхожденія, но съ оттнкомъ сердечнаго умиленія, смутно чуя, какое величіе любви и святости содержится въ жизни пренебрегаемой имъ церкви. — Что чувствуютъ въ сей день простолюдины, эти постоянные гости Божественной вечери, собираемые Его слугами на распутіяхъ и стогнахъ и халугахъ (Лук. 14, 23)? Вмсто отвта довольно будетъ предложить вопрошателю стать около иконы Св. Николая въ храм, чтобы видть море слезъ и цлую бурю молитвенныхъ воздыханій, увидть проявленіе той силы, которая хранила и будетъ хранить святую Русь незыбленную въ ея нуждахъ, скорбяхъ, искушеніяхъ и паденіяхъ.

Но почему-же эта сила такъ мощно проявляется въ день Святителя Николая? Почему этотъ угодникъ Христовъ и именно въ русской земл прославился паче причастникъ своихъ? Въ чемъ заключается тайна его воздйствія даже на маловрныя души, сокрушаемыя умиленіемъ предъ его памятью, какъ ледянныя глыбы подъ лучами весенняго солнца? Что это за великій пастырь, которому готовы повиноваться даже т овцы, что не суть отъ двора Христова? Понять эту тайну можно чрезъ разсмотрніе свойствъ житія Святителя по сравненію его съ житіями другихъ угодниковъ. То были по большей части мужи скорбей, мужи подвига мученическаго или отшельническаго, или же мученики человческой неблагодарности и ненависти. Имъ давно сказалъ Господь, что будутъ они ненавидимы всми за имя Его; да и самую память о нихъ Онъ намъ оставилъ для совершенствованія въ терпніи, въ крестоношеніи, да и мы толикъ имуще облежащъ насъ облакъ свидтелей,... терпніемъ да течемъ на предлежащій намъ подвигъ (Евр. 12, 1). Не было чуждо скорбей и житіе Святителя Николая; не было оно исполнено роскоши или веселья; напротивъ исторія сохранила намъ повствованіе о его пост, бдніяхъ, трудахъ и вообще суровомъ образ жизни. Но все-же эта жизнь пребывала подвигомъ побды; побждающая любовь вотъ отличительное свойство сего, исполненнаго чудотвореній, приснопамятнаго житія. Законы природы уступали сил его любви; буря морская стихала по его слову; пространственныя ограниченіи исчезли по его желанію, и что всего непонятне — человческая ожесточенеость смягчалась подъ вліяніемъ его заочнаго чудодейственнаго внушенія. Однимъ словомъ, всякій подвигъ любви, который принималъ на себя Святитель, приводился къ желаемому завершенію вопреки законамъ общественной жизни и даже самой природы. Очевидно, что Господь, прославляющійся въ скорбяхъ другихъ святыхъ угодниковъ, благоволилъ прославить Себя во святомъ Никола радостью побждающей любви. Раскрывая намъ Свой законъ, какъ ученіе креста и лишеній, Господь открываетъ намъ чрезъ сего Святителя, что этотъ путь креста и лишеній, есть въ то-же время путь духовныхъ радостей, путь побды, путь торжествующаго братолюбія и прощенія. Премудрое попеченіе Божіе о спасеніи нашемъ не замедлило оправдаться, ибо вотъ вс мы видимъ и подтверждаемъ, что это прославленіе побды Его во святомъ угодник покорило даже холодныя сердца современниковъ нашихъ и всхъ объединило не только въ его прославленіи, но и въ нкоторомъ усвоеніи его духа, что особенно цнно въ нашъ грховный вкъ. Во времена прошедшія сердца всхъ христіанъ привлекались и къ подвигамъ отшельниковъ и къ мученичеству страстотерпцевъ; ныншнимъ христіанамъ эти кресты кажутся слишкомъ суровыми и страшными; лишенные всякой ревности къ Богу, многіе изъ насъ не ршаются и приблизиться къ памяти мучениковъ и преподобныхъ. Знаютъ они, что милость и прощеніе обртетъ всякій кающійся, но на самое покаяніе нтъ у нихъ ршимости, а входить въ храмъ «съ двоящимися мыслями» (Іак. 1, 8), они не дерзаютъ, и потому замыкаются въ собственномъ своемъ ожесточеніи, не надясь на побду въ себ добрыхъ чувствъ надъ злыми.

Страницы: 1 2